Фортепианный квинтет ля мажор | |
---|---|
Форелевый квинтет | |
от Франц Шуберт | |
Рисунок Франца Шуберта, 1821 г.. от Джозеф Купельвизер | |
Ключ | Майор |
Каталог | D. 667 |
Мероприятие | По заказу Сильвестра Паумгартнера |
Составлено | 1819 (1819) |
Опубликовано | 1827 (1827) |
Продолжительность | 35-43 минуты |
Части | пять |
Форелевый квинтет (Forellenquintett) - популярное название Фортепианного квинтета в Майор, D. 667, автор Франц Шуберт. Фортепианный квинтет был написан в 1819 году, когда ему было 22 года; однако он не был опубликован до 1829 года, через год после его смерти.
Вместо обычного фортепианного квинтета фортепианного и струнного квартета, форелевого квинтета написано для фортепиано, скрипки, альта, виолончели и контрабаса. Композитор Иоганн Непомук Хаммель переделал свой собственный септет для того же инструментария, и Форель на самом деле была написана для группы музыкантов, которые собрались вместе, чтобы сыграть произведение Хаммеля.
Произведение известно как Форель, потому что четвертая часть представляет собой набор вариаций на более раннюю лживую «Die Forelle » Шуберта («Форель»). Квинтет был написан для Сильвестра Паумгартнера из Штайра в Верхней Австрии, богатого музыкального мецената и виолончелиста-любителя, который также предложил Шуберту включить набор вариаций на лжи. Вариации мелодий из его «Лидера» встречаются в четырех других произведениях Шуберта: Смерть и Девичий квартет, Вариации «Трокне Блюмена» для флейты и фортепиано (Д. 802), Фантазия странника и Фантазия для скрипки и фортепиано до мажор (D. 934, на «Sei mir gegrüßt»).
Квинтет состоит из пяти частей:
фигура восходящего секстиплета из аккомпанемента песни используется как объединяющий мотив на протяжении всего квинтета и связанные с ним фигуры появляются в четырех из пяти частей - все, кроме Скерцо. Как и в песне, фигура обычно начинается с фортепиано, восходящего.
Первая часть в сонатной форме. Как это принято в произведениях жанра Классика, экспозиция смещается с тоники к доминантному ; однако гармонический язык Шуберта является новаторским и включает в себя множество медиантов и субмедиантов. Это видно почти из начала пьесы: корма При установке тоники для десяти тактов гармония резко переходит в фа мажор (плоский субмедиант) в одиннадцатом такте.
Раздел развитие начинается с аналогичного резкого перехода от ми мажор (в конце изложения) к до мажору. Гармоническое движение сначала медленное, но становится более быстрым; к возвращению первой темы гармония модулируется восходящими полутонами.
перепросмотр начинается в субдоминанте, делая любые модуляционные изменения при переходе ко второй теме ненужными, частое явление в ранних сонатных частях, написанных Шубертом. Он отличается от экспозиции только тем, что в нем отсутствуют первые строки и еще один короткий раздел перед заключительной темой.
Эта часть состоит из двух симметричных частей, вторая является транспонированной версией первой, за исключением некоторых различий в модуляции, которые позволяют завершать движение в той же тональности, в которой оно началось. Тональная раскладка (с опущенными промежуточными тональностями, имеющими более низкое структурное значение):
Эта часть также содержит срединные тональности, такие как окончание первой части собственно скерцо до мажор, сглаженная медианта или относительный мажор из параллельный минор (минор ).
Четвертая часть - это тема и вариации на Lied Шуберта Die Forelle. Как типично для некоторых других вариационных движений Шуберта (в отличие от стиля Бетховена), вариации не превращают исходную тему в новый тематический материал; скорее, они концентрируются на мелодическом оформлении и смене настроения. В каждой из первых вариаций основная тема исполняется разными инструментами или группами. В пятой вариации Шуберт начинает с плоской субмедианты (B ♭ мажор) и создает серию модуляций, в конечном итоге ведущих к основной тональности движения в начале заключительной шестой вариации.
Подобный процесс слышен в трех более поздних сочинениях Шуберта: Октет фа мажор, D. 803 (четвертая часть); Соната для фортепиано ля минор, D. 845 (вторая часть); и Экспромт си мажор, Д. 935 № 3. Заключительная вариация похожа на оригинальную Lied, с тем же характерным аккомпанементом фортепиано.
Финал состоит из двух симметричных частей, как и вторая часть. Однако движение отличается от второго движения отсутствием необычного хроматизма, а во втором разделе - точным транспонированием первого (за исключением некоторых изменений октавного регистра). Знак повторения записывается для первого раздела: если человек тщательно придерживается партитуры, часть состоит из трех длинных, почти идентичных повторов одного и того же музыкального материала. Иногда исполнители предпочитают не повторять первый раздел во время игры.
Хотя этому механизму не хватает хроматичности второго механизма, его собственный гармонический дизайн также новаторский: первая часть заканчивается ре мажор, субдоминантой. Это противоречит эстетике классического музыкального стиля, в котором первым крупным гармоническим событием в музыкальном произведении или движении является переход от тонического к доминантному (или, реже, к срединному или субмедиантному - но никогда к субдоминанту)..
По сравнению с другими основными камерными произведениями Шуберта, такими как последние три струнных квартета и струнный квинтет, The Trout Квинтет - неторопливая работа, характеризующаяся более низкой структурной связностью, особенно в ее внешних движениях и Анданте. Эти движения содержат необычно длинные повторения ранее заявленного материала, иногда транспонированные, с незначительной структурной переработкой или без таковой, нацеленной на создание общего единого драматического дизайна («механического», по словам Мартина Чусида).
Важность пьесы в основном обусловлена использованием оригинального и новаторского гармонического языка, богатого медиантами и хроматизмом, а также тембральным характеристики. Форелевый квинтет имеет уникальное звучание среди камерных произведений для фортепиано и струнных, в основном благодаря фортепианной партии, которая в значительной части пьесы концентрируется на верхнем регистре инструмента, причем обе руки играют одну и ту же мелодическую линию на октаву друг от друга ( были освобождены для этого благодаря включению в ансамбль и виолончели, и баса). Такое письмо также встречается в других камерных произведениях Шуберта, таких как фортепианные трио, но в гораздо меньшей степени, и характерно для произведений Шуберта для фортепиано в четыре руки, одного из его самых личных музыкальных жанров. Такое тембральное письмо могло повлиять на произведения романтических композиторов, таких как Фредерик Шопен, которые восхищались музыкой Шуберта для фортепиано в четыре руки.
Квинтет составляет основу Фильм Кристофера Нупена «Форель» 1969 года, в котором Ицхак Перлман, Пинхас Цукерман, Жаклин дю Пре, Даниэль Баренбойм и Зубин Мета исполняют ее в Queen Elizabeth Hall в Лондоне.
Песня в MIDI, используется на современных стиральных и сушильных машинах Samsung для обозначения завершения цикла стирки или сушки.
Отрывок из пятой части Форелевого квинтета, исполненный ансамблем Нэша, используется в качестве музыкальной темы для телевизионной комедии BBC В ожидании Бога. Третья часть в исполнении Nash Ensemble также используется в спектакле.