Форелевый квинтет

редактировать
Фортепианный квинтет ля мажор
Форелевый квинтет
от Франц Шуберт
1821 Drawing Франца Шуберта, автор: Josef Kupelwieser.jpg Рисунок Франца Шуберта, 1821 г.. от Джозеф Купельвизер
КлючМайор
КаталогD. 667
МероприятиеПо заказу Сильвестра Паумгартнера
Составлено1819 (1819)
Опубликовано1827 (1827)
Продолжительность35-43 минуты
Частипять

Форелевый квинтет (Forellenquintett) - популярное название Фортепианного квинтета в Майор, D. 667, автор Франц Шуберт. Фортепианный квинтет был написан в 1819 году, когда ему было 22 года; однако он не был опубликован до 1829 года, через год после его смерти.

Вместо обычного фортепианного квинтета фортепианного и струнного квартета, форелевого квинтета написано для фортепиано, скрипки, альта, виолончели и контрабаса. Композитор Иоганн Непомук Хаммель переделал свой собственный септет для того же инструментария, и Форель на самом деле была написана для группы музыкантов, которые собрались вместе, чтобы сыграть произведение Хаммеля.

Содержание
  • 1 Псевдоним
  • 2 Музыка
    • 2.1 I. Allegro vivace
    • 2.2 II. Анданте
    • 2.3 III. Скерцо: Престо
    • 2.4 IV. Andantino - Allegretto
    • 2.5 V. Allegro giusto
  • 3 Музыкальное значение
  • 4 Другое использование
  • 5 Ссылки
  • 6 Внешние ссылки
Псевдоним

Произведение известно как Форель, потому что четвертая часть представляет собой набор вариаций на более раннюю лживую «Die Forelle » Шуберта («Форель»). Квинтет был написан для Сильвестра Паумгартнера из Штайра в Верхней Австрии, богатого музыкального мецената и виолончелиста-любителя, который также предложил Шуберту включить набор вариаций на лжи. Вариации мелодий из его «Лидера» встречаются в четырех других произведениях Шуберта: Смерть и Девичий квартет, Вариации «Трокне Блюмена» для флейты и фортепиано (Д. 802), Фантазия странника и Фантазия для скрипки и фортепиано до мажор (D. 934, на «Sei mir gegrüßt»).

Музыка

Квинтет состоит из пяти частей:

  1. Allegro vivace (A major )
  2. Andante (Фа мажор )
  3. Скерцо : Престо (Ля мажор )
  4. Андантино - Аллегретто (Ре мажор )
  5. Аллегро giusto (Основная )

фигура восходящего секстиплета из аккомпанемента песни используется как объединяющий мотив на протяжении всего квинтета и связанные с ним фигуры появляются в четырех из пяти частей - все, кроме Скерцо. Как и в песне, фигура обычно начинается с фортепиано, восходящего.

I. Allegro vivace

Музыкальные партитуры временно отключены.

Первая часть в сонатной форме. Как это принято в произведениях жанра Классика, экспозиция смещается с тоники к доминантному ; однако гармонический язык Шуберта является новаторским и включает в себя множество медиантов и субмедиантов. Это видно почти из начала пьесы: корма При установке тоники для десяти тактов гармония резко переходит в фа мажор (плоский субмедиант) в одиннадцатом такте.

Раздел развитие начинается с аналогичного резкого перехода от ми мажор (в конце изложения) к до мажору. Гармоническое движение сначала медленное, но становится более быстрым; к возвращению первой темы гармония модулируется восходящими полутонами.

перепросмотр начинается в субдоминанте, делая любые модуляционные изменения при переходе ко второй теме ненужными, частое явление в ранних сонатных частях, написанных Шубертом. Он отличается от экспозиции только тем, что в нем отсутствуют первые строки и еще один короткий раздел перед заключительной темой.

II. Andante

Эта часть состоит из двух симметричных частей, вторая является транспонированной версией первой, за исключением некоторых различий в модуляции, которые позволяют завершать движение в той же тональности, в которой оно началось. Тональная раскладка (с опущенными промежуточными тональностями, имеющими более низкое структурное значение):

фа мажор - фа минор - ре мажор - соль мажор - соль минор - соль мажор; A ♭ мажор - Ля минор - Фа мажор - Фа минор - Фа мажор

III. Скерцо: Престо

Эта часть также содержит срединные тональности, такие как окончание первой части собственно скерцо до мажор, сглаженная медианта или относительный мажор из параллельный минор (минор ).

IV. Андантино - Аллегретто

Четвертая часть - это тема и вариации на Lied Шуберта Die Forelle. Как типично для некоторых других вариационных движений Шуберта (в отличие от стиля Бетховена), вариации не превращают исходную тему в новый тематический материал; скорее, они концентрируются на мелодическом оформлении и смене настроения. В каждой из первых вариаций основная тема исполняется разными инструментами или группами. В пятой вариации Шуберт начинает с плоской субмедианты (B ♭ мажор) и создает серию модуляций, в конечном итоге ведущих к основной тональности движения в начале заключительной шестой вариации.

Подобный процесс слышен в трех более поздних сочинениях Шуберта: Октет фа мажор, D. 803 (четвертая часть); Соната для фортепиано ля минор, D. 845 (вторая часть); и Экспромт си мажор, Д. 935 № 3. Заключительная вариация похожа на оригинальную Lied, с тем же характерным аккомпанементом фортепиано.

В. Allegro giusto

Финал состоит из двух симметричных частей, как и вторая часть. Однако движение отличается от второго движения отсутствием необычного хроматизма, а во втором разделе - точным транспонированием первого (за исключением некоторых изменений октавного регистра). Знак повторения записывается для первого раздела: если человек тщательно придерживается партитуры, часть состоит из трех длинных, почти идентичных повторов одного и того же музыкального материала. Иногда исполнители предпочитают не повторять первый раздел во время игры.

Хотя этому механизму не хватает хроматичности второго механизма, его собственный гармонический дизайн также новаторский: первая часть заканчивается ре мажор, субдоминантой. Это противоречит эстетике классического музыкального стиля, в котором первым крупным гармоническим событием в музыкальном произведении или движении является переход от тонического к доминантному (или, реже, к срединному или субмедиантному - но никогда к субдоминанту)..

Музыкальное значение

По сравнению с другими основными камерными произведениями Шуберта, такими как последние три струнных квартета и струнный квинтет, The Trout Квинтет - неторопливая работа, характеризующаяся более низкой структурной связностью, особенно в ее внешних движениях и Анданте. Эти движения содержат необычно длинные повторения ранее заявленного материала, иногда транспонированные, с незначительной структурной переработкой или без таковой, нацеленной на создание общего единого драматического дизайна («механического», по словам Мартина Чусида).

Важность пьесы в основном обусловлена ​​использованием оригинального и новаторского гармонического языка, богатого медиантами и хроматизмом, а также тембральным характеристики. Форелевый квинтет имеет уникальное звучание среди камерных произведений для фортепиано и струнных, в основном благодаря фортепианной партии, которая в значительной части пьесы концентрируется на верхнем регистре инструмента, причем обе руки играют одну и ту же мелодическую линию на октаву друг от друга ( были освобождены для этого благодаря включению в ансамбль и виолончели, и баса). Такое письмо также встречается в других камерных произведениях Шуберта, таких как фортепианные трио, но в гораздо меньшей степени, и характерно для произведений Шуберта для фортепиано в четыре руки, одного из его самых личных музыкальных жанров. Такое тембральное письмо могло повлиять на произведения романтических композиторов, таких как Фредерик Шопен, которые восхищались музыкой Шуберта для фортепиано в четыре руки.

Квинтет составляет основу Фильм Кристофера Нупена «Форель» 1969 года, в котором Ицхак Перлман, Пинхас Цукерман, Жаклин дю Пре, Даниэль Баренбойм и Зубин Мета исполняют ее в Queen Elizabeth Hall в Лондоне.

Другое использование

Песня в MIDI, используется на современных стиральных и сушильных машинах Samsung для обозначения завершения цикла стирки или сушки.

Отрывок из пятой части Форелевого квинтета, исполненный ансамблем Нэша, используется в качестве музыкальной темы для телевизионной комедии BBC В ожидании Бога. Третья часть в исполнении Nash Ensemble также используется в спектакле.

Ссылки
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-11 12:39:05
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте