Соната для фортепиано ля минор Д. 845 ( Op. 42) на Франца Шуберта является соната для фортепиано соло. Написанная в мае 1825 года и названная Premiere Grande Sonata, это первая из трех сонат, опубликованных при жизни композитора, остальные - D.850 и D.894. Задуманные как набор, эти произведения были написаны в период, который, как сообщается, был для Шуберта периодом относительно хорошего здоровья и хорошего настроения, и хвалят за их качество и амбиции. Эта первая соната, в частности, знаменует собой значительный шаг к зрелому стилю фортепианной сонаты композитора; формат и несколько характерных стилистических элементов продолжаются до конца.
Несовершеннолетний; Алла Бреве
Первая часть написана в нетипичной сонатной форме. Заунывная, несколько зловещая октавная фраза pianissimo unison, украшенная мордентом, открывает произведение с контрастным аккордовым следствием. Ритмически похожие первый и второй субъекты экспозиции структурно не разделены четко, и эта особенность продолжилась позже в неоднозначном переходе к перепросмотру. Атмосферное и обширное развитие, необычное для своего времени, характеризуется ощущением замедления и блуждания времени и является ранним примером этой определяющей черты зрелых произведений Шуберта (см. Развитие поздних сонат и струнного квинтета ). Относительный мажор до, а также суб-мажор фа мажор играют главные структурные и драматические роли в этом и последующих движениях. Движение обычно тихое и напряженное, перемежается драматическими кульминациями и стенториальной кодой.
До мажор; Тема с вариациями - Andante poco moto
Вторая часть состоит из 5 вариаций на простую 32-тактную, двухчастную тему с элементами контрапункта и хроматики. Вариации обычно подвергаются постепенному ритмическому делению с параллельным второстепенным изменением, за которым следует изменение ключа, которое подготавливает окончательный возврат к тонике для финальной вариации. Этот формат, который избегает тональной монотонности и создает ощущение ухода и возвращения, идентичен формату Impromptu D935 № 3 Шуберта (даже включая ключевые отношения) и типичен для поздних классических произведений в целом. Первая вариация вводит устраняющую хроматическую фигуру, которая сопровождает в остальном практически неизменную тему. Вторая вариация - энергичное, щедро орнаментированное скерцандо с постоянными хроматическими и минорными штрихами. Мрачная драматическая третья вариация - это параллельный минор, с замечательным использованием диссонанса и акцентом на минорной секунде Db. Эта нота подготавливает ключевую смену субмедианта Ab мажор в четвертой вариации, виртуозной серии быстрых 32-х нот, в которой интенсивно используются хроматизм и идиоматические фортепьянные формы. Последняя вариация, вернувшаяся в до мажор, сравнительно проста, с повторяющимися аккордами в тройках восьмых нот и пасторальным характером. Он сохраняет акцент на Db из предыдущей вариации, а также на второстепенные ключевые разделы, связывающие движение воедино. Пьеса завершается короткой кодой и плачевной каденцией.
В большинстве печатных версий первая вариация неточна: 4 такта (соответствующие т. 20-23 темы) отсутствуют после такта 43. На это несоответствие впервые указал Пол Бадура-Шкода. (Neue Zeitschrift für Musik 119, 1958, стр. 635-43). Издание Wiener Urtext содержит поправку с примечанием: «Отрывок мелким шрифтом - предложенная редактором вставка - полностью отсутствует в [Первом издании], вероятно, из-за ошибки гравера при переходе на новую страницу. Невозможно представить, чтобы Шуберт намеренно пропустил здесь четыре меры, поскольку есть полное соответствие в других вариантах ". (Шуберт: Sämtliche Klaviersonaten Band 2 (Tirimo), стр. 241.) Первое издание является первоисточником, поскольку сам автограф утерян.
СкерцоЛя минор / мажор, Трио фа мажор; Allegro vivace
В сложной тройной форме мрачное, подвижное скерцо обыгрывает элементы первой части (в частности, последовательность аккордов VIVI из второй темы) и синтезирует, усиливает и обобщает гармонические и тематические отношения всей сонаты, подход Шуберта. используется в скерци в своих зрелых фортепианных сонатах. Нечетная длина фраз, эффекты субито и неподготовленные далекие модуляции придают скерцо необычный характер. Пасторальное трио фа мажор, мягко качающаяся интерлюдия с мягкой динамикой, резко контрастирует.
ФиналНесовершеннолетний; Рондо - Allegro vivace
Эта часть выполнена в форме сонатного рондо с укороченным обзором. Подобная токкате тема рондо, как и темы аллегро и скерцо, начинается с ля минор и вскоре переходит в до мажор. Последовательность аккордов VIVI, представленная в первой и третьей частях, снова появляется в последующих эпизодах. Механизм экономичен, особенно для финала Шуберта, и оживленно завершается закрывающей секцией акселерато.
Фортепианные сонаты (2 руки) на Франца Шуберта | ||
---|---|---|
Предшественник Соната ля минор (D. 784) | АГА, Серия 10 (15 сонат) No. 9 | Преемник Соната ля мажор (Д. 664) |
Предшествовала Соната до мажор (Д. 840) | Система нумерации 21 сонат No. 16 | Преемник Соната ре мажор (D. 850) |
Система нумерации 23 сонат No. 18 |