Соната для фортепиано ля минор, D 845 (Шуберт)

редактировать

Соната для фортепиано ля минор Д. 845 ( Op. 42) на Франца Шуберта является соната для фортепиано соло. Написанная в мае 1825 года и названная Premiere Grande Sonata, это первая из трех сонат, опубликованных при жизни композитора, остальные - D.850 и D.894. Задуманные как набор, эти произведения были написаны в период, который, как сообщается, был для Шуберта периодом относительно хорошего здоровья и хорошего настроения, и хвалят за их качество и амбиции. Эта первая соната, в частности, знаменует собой значительный шаг к зрелому стилю фортепианной сонаты композитора; формат и несколько характерных стилистических элементов продолжаются до конца.

СОДЕРЖАНИЕ
  • 1 Движения
    • 1.1 I. Модерато
    • 1.2 II. Andante poco moto
    • 1.3 III. Скерцо: Allegro vivace - Трио: Un poco più lento
    • 1.4 IV. Рондо: Allegro vivace
  • 2 ссылки
  • 3 Внешние ссылки
Движения

И. Модерато

Часть I, открытие тактов

Несовершеннолетний; Алла Бреве

Первая часть написана в нетипичной сонатной форме. Заунывная, несколько зловещая октавная фраза pianissimo unison, украшенная мордентом, открывает произведение с контрастным аккордовым следствием. Ритмически похожие первый и второй субъекты экспозиции структурно не разделены четко, и эта особенность продолжилась позже в неоднозначном переходе к перепросмотру. Атмосферное и обширное развитие, необычное для своего времени, характеризуется ощущением замедления и блуждания времени и является ранним примером этой определяющей черты зрелых произведений Шуберта (см. Развитие поздних сонат и струнного квинтета ). Относительный мажор до, а также суб-мажор фа мажор играют главные структурные и драматические роли в этом и последующих движениях. Движение обычно тихое и напряженное, перемежается драматическими кульминациями и стенториальной кодой.

II. Andante poco moto

Часть II, Тема

До мажор; Тема с вариациями - Andante poco moto

Вторая часть состоит из 5 вариаций на простую 32-тактную, двухчастную тему с элементами контрапункта и хроматики. Вариации обычно подвергаются постепенному ритмическому делению с параллельным второстепенным изменением, за которым следует изменение ключа, которое подготавливает окончательный возврат к тонике для финальной вариации. Этот формат, который избегает тональной монотонности и создает ощущение ухода и возвращения, идентичен формату Impromptu D935 № 3 Шуберта (даже включая ключевые отношения) и типичен для поздних классических произведений в целом. Первая вариация вводит устраняющую хроматическую фигуру, которая сопровождает в остальном практически неизменную тему. Вторая вариация - энергичное, щедро орнаментированное скерцандо с постоянными хроматическими и минорными штрихами. Мрачная драматическая третья вариация - это параллельный минор, с замечательным использованием диссонанса и акцентом на минорной секунде Db. Эта нота подготавливает ключевую смену субмедианта Ab мажор в четвертой вариации, виртуозной серии быстрых 32-х нот, в которой интенсивно используются хроматизм и идиоматические фортепьянные формы. Последняя вариация, вернувшаяся в до мажор, сравнительно проста, с повторяющимися аккордами в тройках восьмых нот и пасторальным характером. Он сохраняет акцент на Db из предыдущей вариации, а также на второстепенные ключевые разделы, связывающие движение воедино. Пьеса завершается короткой кодой и плачевной каденцией.

В большинстве печатных версий первая вариация неточна: 4 такта (соответствующие т. 20-23 темы) отсутствуют после такта 43. На это несоответствие впервые указал Пол Бадура-Шкода. (Neue Zeitschrift für Musik 119, 1958, стр. 635-43). Издание Wiener Urtext содержит поправку с примечанием: «Отрывок мелким шрифтом - предложенная редактором вставка - полностью отсутствует в [Первом издании], вероятно, из-за ошибки гравера при переходе на новую страницу. Невозможно представить, чтобы Шуберт намеренно пропустил здесь четыре меры, поскольку есть полное соответствие в других вариантах ". (Шуберт: Sämtliche Klaviersonaten Band 2 (Tirimo), стр. 241.) Первое издание является первоисточником, поскольку сам автограф утерян.

Скерцо

III. Скерцо: Allegro vivace - Трио: Un poco più lento

Ля минор / мажор, Трио фа мажор; Allegro vivace

В сложной тройной форме мрачное, подвижное скерцо обыгрывает элементы первой части (в частности, последовательность аккордов VIVI из второй темы) и синтезирует, усиливает и обобщает гармонические и тематические отношения всей сонаты, подход Шуберта. используется в скерци в своих зрелых фортепианных сонатах. Нечетная длина фраз, эффекты субито и неподготовленные далекие модуляции придают скерцо необычный характер. Пасторальное трио фа мажор, мягко качающаяся интерлюдия с мягкой динамикой, резко контрастирует.

Финал

IV. Рондо: Allegro vivace

Несовершеннолетний; Рондо - Allegro vivace

Эта часть выполнена в форме сонатного рондо с укороченным обзором. Подобная токкате тема рондо, как и темы аллегро и скерцо, начинается с ля минор и вскоре переходит в до мажор. Последовательность аккордов VIVI, представленная в первой и третьей частях, снова появляется в последующих эпизодах. Механизм экономичен, особенно для финала Шуберта, и оживленно завершается закрывающей секцией акселерато.

Рекомендации
Внешние ссылки
Фортепианные сонаты (2 руки) на Франца Шуберта
Предшественник Соната ля минор (D. 784) АГА, Серия 10 (15 сонат) No. 9 Преемник Соната ля мажор (Д. 664)
Предшествовала Соната до мажор (Д. 840) Система нумерации 21 сонат No. 16 Преемник Соната ре мажор (D. 850)
Система нумерации 23 сонат No. 18
Последняя правка сделана 2023-04-13 10:31:29
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте