Вариация (музыка)

редактировать
Франц Шуберт - Экспромт в си-бемоль Экспромт Франца Шуберта в си-бемоль (D 935) Нет. 3. Тема и вариации, основанные на теме из книги Шуберта Розамунде.

. Проблемы с воспроизведением этого файла? См. .

В музыке, вариация - это формальный метод, при котором материал повторяется в измененной форме. Изменения могут включать мелодию, ритм, гармонию, контрапункт, тембр, оркестровку или любое их сочетание.

Содержание
  • 1 Техника вариации
    • 1.1 Мелодическая вариация
    • 1.2 Ритмическая вариация
    • 1.3 Гармоническая вариация
    • 1.4 Второстепенная мода
    • 1.5 Другие примеры
    • 1.6 Вариации материала, изначально написанные другими композиторы
  • 2 Форма вариаций
  • 3 История вариаций
  • 4 Импровизированные вариации
  • 5 См. также
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки
  • 8 Дополнительная литература
  • 9 Внешние ссылки
Техники вариаций

Моцарт Двенадцать вариаций на тему «Ah vous dirai-je, Maman» (1785), известных в англоязычном мире как «Twinkle, Twinkle, Little Star "иллюстрирует ряд распространенных вариационных техник. Вот первые восемь тактов темы:

Тема Ah je vous dirai maman Тема Ah je vous dirai maman, такты 1-8

Мелодическая вариация

Первая вариация Моцарта украшает и развивает простая мелодическая линия:

Ah je vous dirai maman Var 1 Ah je vous dirai maman Var 1

Ритмическая вариация

Пятая вариация разбивает устойчивый пульс и создает синкопированный off-beats:

Ah je vous dirai maman Var 5 Ah je vous dirai maman Var 5

Гармоническая вариация

Седьмая вариация представляет новые мощные аккорды, которые заменяют простые гармонии, изначально подразумеваемые темой, на продолжительную серию нисходящих пятых:

Ah je vous dirai maman Var 7 Ah je vous dirai maman Var 7

Minor режим

В тщательно продуманной восьмой вариации Моцарт переходит от основного к параллельному второстепенному режиму, сочетая при этом три техники: контрапункт, подвешивание и имитация :

Ах чже vous dirai maman Var 8 Ah je vous dirai maman Var 8

Полное представление можно услышать, перейдя по этой ссылке: Слушайте.

Другие примеры

Часто используются техники вариации внутри произведений, которые сами по себе не имеют тематики и вариаций. Например, когда первая двухтактовая фраза из Ноктюрна Фа минор Шопена возвращается позже в пьесе, она мгновенно повторяется как элегантная мелодическая переработка:

Ноктюрн Шопена фа минор Фраза и вариация из Шопена Ноктюрн фа минор.

Фортепианная пьеса Дебюсси «Reflets dans l'Eau» (1905) открывается последовательностью аккордов:

Debussy Reflets dans l'Eau, открывающиеся 2 такта Debussy Reflets dans l'Eau, открывающие такты

Эти аккорды открываются в арпеджио, когда они возвращаются позже в пьесе: повторение вступления Debussy Reflets dans l'Eau, разнообразное повторение вступления

Перейдите по этой ссылке, чтобы просмотреть полное исполнение «Reflets dans l'Eau». Иногда мелодическая вариация возникает одновременно с оригиналом. В Бетховене "Вальдштейн" фортепианная соната, главная второсюжетная тема вступительной части, которая находится в сонатной форме, звучит в пианистке. левая рука, а правая - декорированная версия. (См. Также гетерофония.)

Соната Бетховена Вальдштейна 1-я часть, вторая тема Бетховен Вальдштейн 1-я часть, такты 204-8

Хотя большинство вариаций имеют тенденцию развивать данную тему или идею, есть исключения. 1819, Антон Диабелли поручил венским композиторам создать вариации написанного им вальса:

Тема Антона Диабелли Тема Антона Диабелли

Бетховен представил мощный набор композиций. 33 вариации на эту тему. Тринадцатая из них выделяется своей, казалось бы, умышленной эксцентричностью и решимостью свести данный материал к его голым костям:

Бетховен, Диабелли Вариация № 13 Бетховен, Вариант Диабелли № 13

Уилфрид Меллерс описывает этот вариант как «комически разрушительный... Исходная тональная последовательность выдвигается телескопически, последовательности из двух тактов поглощаются паузами

Вариации материала, изначально написанного другими композиторами

Многие композиторы сочиняли сочинения под редакцией других в качестве основы для разработки. Lachrimae Джона Доуленда часто использовался другими композиторами в качестве основы для множества вариаций в течение 17 века. Написанная в 1700 году, последняя часть скрипичной сонаты Арканджело Корелли соч. 5 № 9 открывается довольно скудной мелодической строкой:

Соната для скрипки Корелли, соч. 5 № 9 Соната для скрипки Корелли, соч. 5 № 9

Композитор Корелли и бывший ученик Франческо Джеминиани произвел следующую «игровую версию»:

Соната для скрипки Корелли, соч. 5 № 9, исполнение версии Близнецов Соната для скрипки Корелли, соч. 5 № 9, исполнение версии Близнецов

По словам Николаса Кука, в версии Джеминиани «все ноты линии скрипки Корелли... поглощены совершенно новой мелодической организацией. С его характерным ритмическим рисунком вступление Джеминиани - это мелодия, которой нет у Корелли... тогда как в В оригинальной версии первые четыре такта состоят из недифференцированного потока четвертных нот и составляют единую фразу, версия Geminiani имеет три последовательных повторения характерной фразы - тактовой фразы и контрастирующей заключительной фразы, производя сильно подчеркнутую нисходящую долю.

Джазовые аранжировки часто развивают вариативность на темы других композиторов. Например, Гил Эванс '1959 аранжировка песни Джорджа Гершвина «Summertime » из оперы Порги и Бесс является примером. вариации путем изменения оркестрового тембра. Вначале Эванс представляет одну вариацию, которая повторяется пять раз в слегка отличающихся инструментальных комбинациях. Они создают неотразимый фон, постоянно меняющийся звуковой гобелен, поверх которого трубач Майлз Дэвис свободно импровизирует свой собственный набор вариаций. Уилфрид Меллерс (1964) писал, что «[я] не призвал импровизатора типа и качества Дэвиса, чтобы исследовать через аранжировку Гила Эванса нежную хрупкость, присущую мелодии« Summer-time »... Между ними, сольная линия и гармоничный цвет создают музыку, одновременно невинную и напряженную от опасений ".

Форма вариации

Формы вариации включают основной бас, пассакалия, чакона, а также тема и варианты. Базовый бас, пассакалия и чакона обычно основаны на коротких остинато мотивах, обеспечивающих повторяющуюся гармоническую основу, и также обычно представляют собой непрерывно развивающиеся структуры. Тем не менее, тематические и вариационные формы основаны именно на мелодических вариациях, в которых основная музыкальная идея или тема повторяется в измененной форме или сопровождается другим образом. Структура темы и вариации обычно начинается с темы (которой самой иногда предшествует вступление), обычно длиной от восьми до тридцати двух тактов; каждая вариация, особенно в музыке восемнадцатого века и ранее, будет иметь ту же длину и структуру, что и тема. Эта форма отчасти могла быть получена из практической изобретательности музыкантов; «Придворные танцы были длинными; мелодии, сопровождавшие их, были короткими. Их повторение становилось невыносимо утомительным и неизбежно приводило к тому, что музыкант предавался импровизированным вариациям и орнаментам»; однако формат танца требовал этих вариаций, чтобы сохранить ту же продолжительность и форму мелодии.

Формы вариаций могут быть написаны как отдельные пьесы для сольных инструментов или ансамблей или могут составлять движение более крупного произведения. Большая часть джазовой музыки построена на базовом шаблоне темы и вариаций.

Примеры включают John Bull Salvator Mundi, Баха Канонические вариации на тему «Vom Himmel hoch da komm 'ich her, Пассакалия и фуга до минор, скрипка Чакона и (скрипка соло ре минор сюита ), Корелли La Folia Вариации, Бетховена Вариации Диабелли, Финал Брамса Четвертая симфония, Вариации на тему Гайдна, соч.56, Элгара Загадочные вариации, Франка Симфонические вариации и Дон Кихот Рихарда Штрауса. Оба Смерть Шуберта и Девичий квартет и Форелевый квинтет заимствуют свои названия из его песен, используемых в качестве вариационных движений.

Шопен Berceuse для фортепиано, соч.57, сначала назывался Variantes и состоит из 16 непрерывные вариации основного баса.

История вариаций

Хотя первый изолированный пример появился в 14 веке, работы в форме тематических и вариационных произведений впервые появились в начале шестнадцатого века. Возможно, самым ранним опубликованным примером являются диференции для виуэла, написанные Луисом де Нарваэсом (1538). Излюбленной формой вариаций в музыке эпохи Возрождения был раздел, тип, в котором основной ритмический ритм последовательно делится на меньшие и меньшие значения. Основной принцип: начинать с простых вариаций и переходить к более сложным, всегда присутствовал в истории вариационной формы, поскольку он обеспечивает способ придания общей формы вариационному набору, а не позволяет ему просто формировать произвольную форму. последовательность.

Клавишные произведения в вариационной форме были написаны рядом английских композиторов 16-го века, в том числе Уильямом Бердом, Хью Астоном и Джайлсом Фарнаби. Яркими примерами вариаций раннего барокко являются «чакконе» Клаудио Монтеверди и Генриха Шютца. Два знаменитых набора вариаций эпохи барокко, оба первоначально написанные для клавесина, это набор Гармоничный кузнец Джорджа Фридриха Генделя и Иоганн Себастьян. Вариации Гольдберга Баха, BWV 988.

В Классическую эпоху, Вольфганг Амадей Моцарт написал большое количество вариаций, таких как первая часть его Соната для фортепиано in A, K. 331 или финал его Квинтета для кларнета. Йозеф Гайдн специализировался на наборах двойных вариаций, в которых представлены две связанные темы, обычно второстепенная и большая, а затем они чередуются; выдающимися примерами являются медленная часть его Симфонии № 103, Барабанная дробь и Вариации фа минор для фортепиано, H XVII: 6.

Людвиг ван Бетховен За свою карьеру написал множество вариаций наборов. Некоторые из них были независимыми, например, Вариации Диабелли, соч. 120 и Героические вариации ми мажор, соч. 35. Другие образуют отдельные части или части движений в более крупных произведениях, таких как первая часть Сонаты для фортепиано № 12, соч. 26, или вариации заключительной части Третьей симфонии (Eroica). Вариации также встречаются в некоторых из его поздних работ, таких как медленная часть его струнного квартета № 12, соч. 127, вторая часть его последней Сонаты для фортепиано № 32, соч. 111, и медленная третья часть Девятой симфонии, Op.125.

Франц Шуберт написал пять вариационных наборов, используя свой собственный лидер в качестве тем. Среди них - медленная часть его струнного квартета Death and the Maiden D. 810, множество вариаций его мрачной лжи (Д. 531) с тем же названием. Фортепианный квинтет Шуберта в A (The Trout, D. 667) также включает вариации на его песню The Trout D. 550. Вторая часть Фантазии до мажор включает набор вариаций на Странник ; действительно, работа в целом получила свое популярное название от лжи.

В эпоху романтизма форма вариации получила дальнейшее развитие. В 1824 году Карл Черни представил свои вариации для фортепиано с оркестром на австрийский национальный гимн Gott erhalte Franz der Kaiser, соч. 73. Фредерик Шопен написал четыре набора для фортепиано соло, а также вариации на тему «La ci darem la mano» из оперы Моцарта Дон Джованни, соч. 2, для фортепиано с оркестром (1827). Еще один пример формы - Феликс Мендельсон Сериалы вариаций.

Иоганнес Брамс написал несколько наборов вариаций; некоторые из них основаны на темах старых композиторов, например, Вариации и Фуга на тему Генделя (1861; фортепиано) и Вариации на тему Гайдна (1873; оркестр). Считается, что последнее произведение является первым набором вариаций только для оркестра, который был самостоятельным произведением, а не частью симфонии, сюиты или другого более крупного произведения. Карл Голдмарк Свадебная симфония в деревенском стиле (1875) начинается с набора вариаций в качестве первой части. Симфонические вариации Антонина Дворжака (1877) и Загадочные вариации Эдварда Элгара (1899) - другие известные примеры. «Вариации на тему Чайковского » Антона Аренского (1894) - одно из самых популярных его произведений.

Вариационные наборы также были составлены известными композиторами ХХ века, в том числе

Необычный вариант был взят в 1952 году с вариациями на елизаветинскую тему, набором из шести вариаций на тему раунда Селленгера для струнного оркестра, в котором каждая вариация была написана разными композитор, Леннокс Беркли, Бенджамин Бриттен, Артур Олдхэм, Хамфри Сирл, Майкл Типпет и Уильям Уолтон.

Грэм Уотерхаус сочинил трио Gestural Variations в 1997 году и Helmut Lachenmann comp использовал трио Sakura-Variationen в японской песне в 2000 году.

Значительная часть вышеперечисленного состоит из вариаций на тему другого композитора.

Импровизированные вариации

Опытные музыканты часто могут импровизировать вариации на тему. Это было обычным явлением в эпоху барокко, когда da capo aria, особенно в медленном темпе, требовало от певца возможности импровизировать во время возвращения основного материала. В этот период, по словам Николаса Кука, часто случалось, что «ответственность за наиболее тщательно проработанный этап композиционного процесса ложилась не на композитора, а на исполнителя. В своих инструментальных сонатах композиторы, такие как Корелли, Джеминиани и Гендель, иногда предоставил исполнителю только скелет музыки, которая должна была исполняться; орнамент, который вносит решающий вклад в музыкальный эффект, должен был быть предоставлен исполнителем ». Кук цитирует разработку Корелли (см. Выше) Джеминиани в качестве примера случая, «в котором композитор или исполнитель записал версию одного из этих движений, предназначенную для исполнения».

Музыканты эпохи классики тоже умели импровизировать; и Моцарт (см. композиционный метод Моцарта ) и Бетховен, импровизировав, произвели сильное впечатление на публику. Современные слушатели могут почувствовать, как звучали эти импровизированные вариации, послушав опубликованные произведения, которые, очевидно, представляют собой письменные транскрипции импровизированных исполнений, в частности Фантазию соль минор Бетховена, соч. 77 и Моцарта «Вариации на арию» Глюка, K. 455.

Импровизация сложных вариаций на популярную тему - один из основных жанров джаза. По словам Уильяма Остина, практика джазовых музыкантов «больше похожа на вариации популярных песен, сочиненных для клавишных в конце 16 века Бердом, Буллом, Свелинком и Фрескобальди, чем на совокупные вариации Бетховена и Брамса». Как правило, используемая тема указывается в самом начале довольно четко. Однако некоторые джазовые музыканты придерживаются более косвенного подхода. По словам Гэмбла, «исполнение Чарли Паркером Embraceable You можно полностью оценить, только если мы знакомы с мелодией, в отличие от многих джазовых представлений, в которых тема сформулирована на начало, сопровождаемое импровизацией на эту тему, Паркер почти сразу переходит к импровизации, излагая только фрагмент мелодии в конце пьесы ». знаменитая интерпретация Коулмана Хокинса «Тело и душа» демонстрирует аналогичный подход. «11 октября 1939 года Коулман Хокинс отправился в студию RCA в Нью-Йорке с оркестром из восьми человек, чтобы записать композицию 1930 года Body and Soul. Это уже было фаворитом среди джазовых музыкантов, но никто никогда не играл на ней так, как этот. Пианист Джин Роджерс играет прямое вступление с четырьмя тактами, прежде чем Хокинс нападает, соло в течение трех минут, не играя ни одной ноты мелодии, скользя по смене аккорда с такой гармонической логикой, что в конечном итоге он изобретает бибоп."

Импровизацию посредством спонтанных вариаций, орнаментов, украшений и / или изменений мелодии - это основа большинства музыкальных произведений в странах Африки к югу от Сахары (традиционной и поп-музыки), простирающихся от мелодии и гармонии до форм и ритмических украшений.

См. Также
  • Музыкальный портал
Примечания
Ссылки
  • Апель, Вилли (1962), Гарвардский словарь музыки.
  • Остин, Уильям (1966), Музыка в 20-м веке Century, Лондон: Дент.
  • Биба, Отто, Американский симфонический оркестр: диалоги и расширения, архивировано из оригинала 5 марта 2009 г., извлечено 21 декабря 2008 г.
  • Braunbehrens, Фолькмар (1990), Моцарт в Вене, Нью-Йорке: Grove Weidenfeld, ISBN 0-8021-1009-6.
  • Cook, N (1990), Музыка, воображение и культура, Oxford: Clarendon Press.
  • Copland, Aaron (2002), What to Listen for in Music, Исправленное издание авторизованного переиздания издания в твердом переплете, опубликованного McGraw-Hill Book Company, New York: Signet Classic., ISBN 0-451-52867-0.
  • Дребес, Джеральд (1992), "Schütz, Monteverdi und die" V ollkommenheit der Musik "-" Es steh Gott auf "aus den" Symphoniae sacrae "II (1647)", Schütz-Jahrbuch, 14 : 25–55, заархивировано с оригинала 3 марта 2016 г..
  • Гэмбл, Т. (1984), «Воображение и понимание в музыкальной программе», Британский журнал музыкального образования, Cambridge University Press, 1 (1).
  • Ходейр, Андре (2006), Паутро, Жан-Луи (редактор), The André Hodeir Jazz Reader, Ann Arbor: University of Michigan Press, ISBN 978-0 -472-09883-5.
  • Ирмер, Отто фон (1986), «Предисловие», Бетховен: Klavierstücke, Мюнхен: Г. Хенле.
  • Льюис, Дж. (17 июня 2011 г.), «Колман Хокинс записывает Тело и Душу. : Номер 14 в нашей серии «50 ключевых событий в истории джазовой музыки», The Guardian CS1 maint: date and year (link ).
  • McCorkle, Donald M., Variationen uber ein Thema von Joseph Гайдн (изд. Norton Scores), ISBN 0-393-09206-2.
  • Меллерс, Уилфред (1964), Музыка в новой найденной стране: темы и события в истории Рынок американской музыки, Лондон: Барри и Роклифф.
  • Меллерс, Уилфред (1983), Бетховен и Голос Бога, Лондон: Фабер.
  • Раймар, Обин (1931), «Предисловие», в Боуэне, Йорк (изд..), Моцарт: Разные пьесы для Pianforte, Лондон: Ассоциированный совет Королевских музыкальных школ.
  • Сисман, Элейн (2001), «Вариации», в Сэди, Стэнли ; Тиррелл, Джон (ред.), Словарь музыки и музыкантов New Grove (2-е изд.), Лондон: Macmillan Publishers.
  • White, John David (1976), The Analysis of Music, Englewood Cliffs, Нью-Джерси: Прентис-Холл, ISBN 0-13-033233-X.

.

Дополнительная литература
  • Эрхардт, Дэмиен (1998), Вариант с Робертом Шуманом. Forme et évolution (Diss. Sorbonne 1997), Lille: Press Universitaires du Septentrion, ISBN 2-284-00573-X
  • Нельсон, Роберт У. (1948), Техника вариации ; Исследование инструментальной вариации от Антонио де Кабесона до Макса Регера, Калифорнийский университет публикаций по музыке, 3, Беркли: University of California Press.
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-18 09:53:24
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте