Экспромт (Шуберт)

редактировать
Портрет Антона Депаули Шуберта в конце его жизни

Франц Шуберт <Экспромт от 287>- это серия из восьми пьес для фортепиано соло, сочиненная в 1827 году. Они были опубликованы в двух сборниках по четыре импровизированных в каждой: первые две пьесы в первом наборе были опубликовано при жизни композитора как соч. 90; второй выпуск был опубликован посмертно как соч. 142 в 1839 г. (с посвящением, добавленным издателем к Ференцу Листу ). Третья и четвертая пьесы в первом наборе были опубликованы в 1857 году (хотя третья пьеса была напечатана издателем соль мажор, а не G, как ее написал Шуберт, и оставалась доступной только в этом ключе в течение многих лет). Эти два набора теперь каталогизированы как D. 899 и D. 935 соответственно. Они считаются одними из наиболее важных примеров этого популярного жанра начала 19 века.

Три других безымянных фортепианных сочинения (D. 946), написанные в мае 1828 года, за несколько месяцев до смерти композитора, являются известные как «Экспромт» и «Клавиерштюк» («пьесы для фортепиано»).

Экспромт часто считается дополнением к Шести музыкальным моментам, и они часто записываются и публикуются вместе.

Было сказано, что Шуберт находился под сильным влиянием в написание этих пьес из "Экспромта", соч. 7 (1822) из ​​Яна Вацлава Воржишека и на музыку учителя Воржишка Вацлава Томаша.

Содержание

  • 1 Четыре экспромта, Д. 899 (Op. 90)
    • 1.1 Нет. 1 до минор
    • 1.2 № 2 ми мажор
    • 1.3 № 3 соль мажор
    • 1.4 № 4 до минор
  • 2 Четыре экспромта, D. 935 (соч.. posth. 142)
    • 2.1 №1 фа минор
    • 2.2 №2 ля мажор
    • 2.3 №3 си мажор
    • 2.4 №4 фа минор
  • 3 Drei Klavierstücke, D. 946
    • 3.1 № 1 ми минор
    • 3.2 № 2 ми мажор
    • 3.3 № 3 до мажор
  • 4 Культурные ссылки
  • 5 Примечания
  • 6 Источники
  • 7 Внешние ссылки

Четыре экспромта, D. 899 (Op. 90)

Импровизированный Opus 90 состоит из четырех типичных пьес эпохи романтизма, каждый с отличными элементами. Название «Экспромтус» дано издателем.

Нет. 1 до минор

Импровизированный соч. 90 No. 1 (D. 899/1) до минор (9:41) Исполняет Рэндольф Хокансон

Проблемы с воспроизведением этого файла? См. .

Первый экспромт, написанный на до минор, представляет собой набор вариаций на две темы. Он начинается с двух широко разнесенных октав G, оставляя тональность пьесы неоднозначной. Пьеса продолжается в мелодию, подобную маршу, которую сыграли сначала без аккомпанемента. Мелодия повторяется под аккордовое сопровождение. (В конце этого утверждения раскрывается тональность: после нарастания баса аккорд до минор проигрывается в основной позиции.)

Тема марша приукрашивается, затем начинается медленно переходите в тональность A ♭ мажор, где вводится явно новая мелодия. Эта мелодия на самом деле основана на начальной мелодии: первые три ноты более растянуты в своих интервалах, но следующие три повторяющиеся ноты остаются. Его лиричность, сопровождаемая тройками в басу, контрастирует с маршевым качеством вступления. Продолжение этой мелодии занимает последний оборот и повторяется несколько раз в разных регистрах. Когда основная тема возвращается в первый раз, она сочетается с триплетом из предыдущего раздела. Позже новый паттерн с прямыми (не триплетными) полукваверами используется в качестве аккомпанемента, модулируется до соль минор, а затем версия нестандартной доли проявляет себя в дрожжах. Эта тема основана на второй теме и, следовательно, снова ведет к расширению второй темы, на этот раз в соль мажоре, используя конец тонического аккорда темы в качестве эффективного доминантного аккорда переход в основную тему. Тема постепенно утихает и приводит к до мажор, превращая напряжение пьесы в спокойствие. Это самый длинный экспромт в этом наборе.

Нет. 2 ми ми мажор

Экспромт, соч. 90 No. 2 (D. 899/2) ми мажор (4:33) Исполняет Бернд Крюгер

Пьеса начинается с живой гаммы, поставленной на ми мажор. основанная и часто хроматическая мелодия в триолях; он находится в составной тройной форме (секция A сама находится в тройной форме). Средняя часть секции A находится в E ♭ минор и, естественно, темнее, чем вступление, хотя все же очень лирично. Раздел заканчивается двумя колеблющимися фигурами, которые служат важным мостом здесь и позже. Первый подраздел повторяется, но быстро переходит в codetta, который подтверждает E ♭ минор и более темное ощущение среднего подраздела.

Быстро восходящая гамма ведет к секции B си минор (которая, несмотря на свою контрастность, ритмически основана на подразумеваемых акцентах в структуре секции A (1231231231 23)). Этот раздел основан на фигуре, чередующей широко расставленную голую октаву и необычную триоль с акцентом. Чередование октавы и триоли становится ближе к концу, и колеблющиеся фигуры, сыгранные в конце минорной части E ♭, возвращаются, чтобы вернуться в начальную часть A произведения. coda - это модифицированная версия раздела B, начинающаяся с B-минор, но с чередованием этого ключа с E ♭ минор, в котором заканчивается работа. Это одна из немногих одночастных пьес, которые начинаются в мажорной тональности и заканчиваются параллельным минором (другим примером является Рапсодия ми мажор из «78>Четырех пьес Брамса. для фортепиано, соч.119 ).

Нет. 3 соль мажор

Вступительные такты экспромта соль мажор, D. 899, No. 3
Экспромт, соч. 90 No. 3 (D. 899/3) соль мажор (5:54) Исполняется вживую Марк Гассер

Эта серенада является классическим примером выдающейся лирической игры Шуберта. легкость, а также его склонность к длинным мелодическим линиям. В трепещущем аккомпанементе, напоминающем арфу ломаное трезвучие, почти нет перерывов, создающих напряженный контраст с просторной и томной мелодией - предвкушение Феликса Мендельсона «Песни без слов». Без повторов мелодия превращается в темную и часто модулирующую среднюю часть, прежде чем вернуться к своему расслабленному течению. Хотя произведение было написано в соль мажор и. 2метр, оно было напечатано первым издателем почти 30 лет спустя в соль мажоре и. 4метре. Исходная версия сейчас обычно предпочтительнее.

Нет. 4 ля мажор

Экспромт, соч. 90 No. 4 (D. 899/4) ля мажор (7:05) Исполняет Бернд Крюгер

Четвертый экспромт в A ♭ мажор фактически начинается в A ♭ minor, хотя это написано как A ♭ major со случайностями. Вступительная тема состоит из каскадных арпеджио, за которыми следует бормотание аккордов. Они повторяются и развиваются, пройдя до мажор и си минор, прежде чем, наконец, дойти до ля мажор. Есть подчиненная тема, сопровождаемая арпеджио, варьируемая триолями. В центральной части в до минор арпеджио заменены аккордовым аккомпанементом. Этот раздел приближается к основному режиму, но возвращается к второстепенному. Вступительная часть повторяется, и работа заканчивается ля мажор. Маркировка темпа - Аллегретто.

Four Impromptus, D. 935 (Op. Posth. 142)

Поскольку первая и последняя пьесы в этом наборе написаны в одной тональности (фа минор ), и набор имеет некоторое сходство с четырехчастной сонатой, эти экспромты были обвинены в том, что они были замаскированной сонатой, в частности, Роберт Шуман и Альфред Эйнштейн, которые утверждают, что Шуберт назвал их экспромтом и разрешил публиковать их индивидуально, чтобы повысить их потенциал продаж. Однако это утверждение оспаривается современными музыковедами, такими как Чарльз Фиск, который установил важные различия между набором «Экспромт» и признанными мультичастными произведениями Шуберта. Также считается, что набор изначально задумывался как продолжение предыдущего набора, так как Шуберт первоначально пронумеровал их как №№ 5–8.

No. 1 фа минор

Этот экспромт написан в форме рондо, A 1–B1–A2–B2–A3. Возвращающаяся часть ля всегда появляется в тонике, фа минор; первая часть B, B 1 находится в A ♭ мажоре, относительный мажор, тогда как B 2 находится в тонике. Эту структуру также можно интерпретировать как сонатную форму без секции развития, поддерживающую взгляд на четыре экспромта как на движения единой сонаты. Эпизоды B содержат отрывок, вызывающий уникальный пианистический эффект: левая рука представляет короткие мелодические фрагменты в форме антецедент и последующий, постоянно чередующиеся между верхним (предшествующий, создающий пересечение стрелок) и нижний (последовательный) регистры инструмента; правая рука сопровождает равномерный поток semiquaver арпеджио в среднем регистре; педаль сустейна еще больше обогащает звучность, а динамика в основном пианиссимо, как это часто бывает в музыке Шуберта.

Нет. 2 ля мажор

Этот экспромт написан в стандартной форме менуэта. Его основной раздел представляет собой мелодию с аккордовым сопровождением. Вступительные такты мелодии очень напоминают аналогичную тему из вступления Бетховена Соната для фортепиано в A ♭, Opus 26. Альфред Эйнштейн упомянул еще одну похожую тему Бетховена - в третьей части фортепианного трио , соч. 70, № 2. Средняя часть экспромта, обозначенная как стандарт в менуэтах Трио, контрастирует по характеру с основной частью. Он написан ре мажор и имеет непрерывное триплетное движение. Вторая часть трио переходит к ре минор (написано той же тональной подписью, но с добавлением случайностей), затем достигает кульминации на ля мажоре (написанном без ключевой подписи), fortissimo и, наконец, успокаивается и повторяет первую фразу основного режима.

Нет. 3 B ♭ мажор

Экспромт, соч. 142 No. 3 (D. 935/3) B мажор Исполняет Рэндольф Хокансон (12:16)

Этот экспромт в B ♭ мажор является темой с вариациями. Основная тема напоминает тему из музыки, которую Шуберт написал для пьесы Розамунде, которая также появляется во второй части его 13-го струнного квартета. Вариации следуют классической схеме, использованной и разработанной Бетховеном - элементы включают увеличивающееся подразделение и орнамент, а также модуляцию перед возвращением к тонике для финального полная вариация - см. Ариетту Бетховена соч. 111, и наиболее заметно Вариации Диабелли. Подобно движению вариаций в Форелевом квинтете, эта модуляция достигается путем следования тонической-минорной вариации с одной в плоской субмедиантной, после чего короткий свободный пассаж модулируется обратно к тонической.

Нет. 4 фа минор

Этот экспромт содержит эффекты гемиолы (где два такта из трех долей превращаются в три такта из двух долей), блестящие пассажи, а также перекрестные модуляции, которые заставляют это произведение тональности, традиционно не связанные с фа минор, такие как A ♭ минор (например, в такте 111), C ♭ мажор (как в такте 142) и A мажор (такт 165). Он написан примерно в форме рондо и содержит код, который еще больше усиливает драматизм в этом и без того напряженном произведении. Эта работа является наиболее технически сложной из всех Импровизированных композиций, в ней используются самые разные варианты написания на клавиатуре, включая гаммы (иногда в унисон), арпеджио, ломаные аккорды, быстрые отрывки в трети., и трели.

Drei Klavierstücke, D. 946

Drei Klavierstücke D. 946, или «Три пьесы для фортепиано», - сольные пьесы, сочиненные Шубертом в мае 1828 года, всего за шесть месяцев до его ранняя смерть. Они были задуманы как третий набор из четырех экспромтов, но были написаны только три. Впервые они были опубликованы в 1868 году под редакцией Иоганнеса Брамса, хотя его имя нигде в публикации не упоминается. По сравнению с наборами D. 899 и D. 935, этими произведениями в значительной степени пренебрегают, их нечасто слышат в концертном зале или записывают. Однако есть место для сомнений относительно того, действительно ли эти части составляют цикл или они были произвольно объединены Брамсом (третья часть была написана на разных листах бумаги, чем первые два, хотя после второго оставались пустые листы). По тем же причинам датировка третьего произведения весьма проблематична.

Некоторые музыковеды воздерживаются от наименования этих пьес «Экспромт», поскольку, в то время как «Экспромт» D. 899 и D. 935, как правило, ближе к форме соната-аллегро, построение пьес D. 946 отличается и гораздо ближе к Moments musicaux как по тому, как Шуберт обращается с внутренними частями пьес, так и по тому, как он вводит вторые темы.

Пианисты, записавшие пьесы, включают Имоджен Купер об Оттаво и Эви; Ноэль Ли на Дисках Валуа; Андраш Шифф на Декка ; Клаудио Аррау, Альфред Брендель и Мицуко Учида на Philips ; Вильгельм Кемпфф, Мария Жоао Пирес, Маурицио Поллини и Григорий Соколов в Deutsche Grammophon ; Стивен Осборн на Гиперион ; Святослав Рихтер на Мелодия ; Юлианна Авдеева на Мираре ; Майкл Эндрес на Oehms Classics и Элисо Вирсаладзе на. Британский исполнитель Питер Катин, а также бельгийский пианист Йос Ван Иммерсил записали их на инструменте того периода (начало девятнадцатого века).

Нет. 1 ми минор

Основная часть (allegro assai) находится во времени. 4, хотя, поскольку она в основном состоит из триплетов, большую часть времени эффект похож на. 8. Вскоре он переходит на E ♭ мажор. Как было написано изначально, в пьесе было два трио, первое си мажор, andante во времени alla breve, второе ля мажор, andantino в. 4. Шуберт вычеркнул вторую, но ее тоже нередко играют, как это слышно в записях Аррау, Пиреса и Учиды.

Нет. 2 ми ми мажор

Это наиболее часто встречающееся в сете произведение, очень лирическое и очень длинное, если соблюдаются все повторы. Первое появление основной части и обоих трио состоит из двух частей, каждая из которых повторяется. Основная часть - это аллегретто во времени. 8. Первое трио - до минор и мажор (без изменения размера или размера). Второй - ля минор (l'istesso tempo in alla breve time) с модуляциями до си минор на полпути.

Нет. 3 до мажор

Импровизированный соч. Почта. D 946 No. 3 до мажор (4:58) Исполняет Кимико Ишизака

Самая короткая из трех, поскольку включает только одно трио вместо двух, это живая пьеса (аллегро) в. 4. В основном разделе много синкопии. Трио состоит из двух частей, повторы которых выписаны в различной форме. Это время ре мажор и. 2без изменения темпа. Существует существенная кодировка, опять же с синкопией.

Культурные отсылки

Экспромт № 1 до минор был показан в британско-американском драматическом фильме 1975 года Барри Линдон, получившем награду как лучший фильм. Музыкальная партитура на 48-й церемонии вручения премии Оскар за аранжировки Шуберта Леонарда Розенмана. Этот экспромт также лег в основу партитуры Патрика Гауэра к мини-сериалу 1982 Алека Гиннесса Smiley's People.

Вопросы песни из альбома 1976 года The Roaring Silence группы прогрессив-рок Manfred Mann's Earth Band основана на главной теме экспромта Шуберта соль мажор.

В фильме Гаттака, аранжировка экспромта соль мажор, соч. 90, No. 3 by Майкл Найман играет на концерте генетически "дефектного" пианиста с двенадцатью пальцами. Главный герой, который также является генетически дефектным (имеет миопию, хрупкое тело и т. Д.) И скрывает свое состояние, чтобы не подвергаться дискриминации, удивлен, что кого-то могут принять и восхищаться, несмотря на то, что он неполноценен и говорит: «Двенадцать пальцев или один, вот как вы играете». К его ужасу, его коллега отвечает: «В этой пьесе можно играть только двенадцатью пальцами».

Экспромт № 2 ми мажор был полностью исполнен Франсуазой Розэ в отрывке из антологии 1948 года Квартет с Дирком Богардом и Хонор Блэкман.

Импровизированные номера 2 (в E ♭ мажор) и 3 (в G мажор) играли важную роль во французском фильме 1989 года Trop Belle Pour Toi с Жерар Депардье.

Во французском фильме 2002 года L'homme du train старый месье Манескье (которого играет Жан Рошфор ) не раз изображался в роли импровизированного фильма. A ♭ мажор, соч. 142, No. 2, на его рояле.

В Ховарде Якобсоне 2010 Человек Букеровской премии выигравший роман Вопрос Финклера, Экспромт Опус 90 № 3 упоминается как играемый мертвой женой персонажа Либора Малки.

Экспромт №№ 1 и 3, D.899 появился в фильме Майкла Ханеке Золотая пальмовая ветвь победителя Амур. Пьесы, исполненные Александром Таро, были выпущены в альбоме саундтреков EMI Classics.

Impromptus nos. 3 и 4 из набора D.899 были сыграны в фильме 1996 года Портрет дамы из романа Генри Джеймса.

Клавирстюк нет. 2 ми-бемоль мажор, D. 946, сыграл персонаж Эдварда Фокса в фильме 1985 года The Shooting Party.

Примечания

Ссылки

Внешние ссылки

Викискладе есть материалы, связанные с Impromptus (Schubert).
Последняя правка сделана 2021-05-23 12:31:11
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте