В музыке, то медианта ( Latin: быть в середине) является третьей шкалой степени ( ) из диатонической шкалы, будучи нотой на полпути между тоником и доминантой. В подвижной системе до сольфеджио медиантная нота поется как ми. В то время как пятая ступень шкалы почти всегда является идеальной пятой, медиант может быть большой или второстепенной третью.
Шенкеровские аналитики рассматривают эту ступень шкалы как расширение тоники, поскольку у них есть два общих тона. С другой стороны, в немецкой теории, полученной от Хьюго Римана, медианта в мажоре считается доминирующей параллелью, Dp, а в минорной - тонической параллелью, tP.
В римском анализе, то медианта аккорд может принимать различные формы. В мажорных гаммах срединный аккорд является второстепенным трезвучием и обозначается римской цифрой iii. В натуральных минорных гаммах медианта является мажорной триадой и обозначается римской цифрой III. В гармонических минорных гаммах и восходящих мелодических минорных гаммах седьмая ступень шкалы повышается на полшага от подтонического ( ♭ ) до ведущего тона ( ♮ ), создавая расширенное трезвучие, которое символизируется римской цифрой ( ♭) III +.
Термин « медиант» также относится к взаимосвязи музыкальных ключей. Например, по отношению к тональности ля минор тональность до мажор является медиантой и часто служит промежуточной точкой между I и V (отсюда и название). Тонизация или модуляция медианты довольно часто встречается в пьесах, написанных в миноре, и обычно служит второй тематической группой в сонатной форме, поскольку очень легко тонизировать III в миноре. Тонизация III в мажоре встречается довольно редко в ранней классической гармонии по сравнению, скажем, с модуляцией на доминантную мажорную гармонию. Это становится более распространенным для поздних Гайдна и Моцарта и нормальным для Бетховена среднего периода. Медиантная тонизация в мажоре - важная черта романтической музыки.