Джордж Селл

редактировать
Джордж Сцелл

Джордж Селл (; 7 июня 1897 г. - июль 30, 1970), первоначально Дьёрдь Селл, Дьёрдь Эндре Сел или Георг Селль, был венгерским американцем дирижер и композитор. Он широко считается одним из величайших дирижеров двадцатого века. Сегодня его помнят за долгое и успешное пребывание в должности музыкального директора Кливлендского оркестра из Кливленда, Огайо, а также за записи стандартного классического репертуара, который он сделал в Кливленде и с другими оркестрами.

Селл приехал в Кливленд в 1946 году, чтобы возглавить уважаемый, хотя и малоразмерный оркестр, который изо всех сил пытался оправиться от потрясений Второй мировой войны. Ко времени его смерти, по словам критика Донала Хенахана, ему приписывали встроенный в «то, что многие критики считали самым острым симфоническим инструментом в мире».

Благодаря его записям, Селл оставался присутствующим. в мире классической музыки спустя много лет после его смерти, и его имя остается синонимом Кливлендского оркестра. Во время турне с оркестром в конце 1980-х тогдашний музыкальный руководитель Кристоф фон Донаньи заметил: «Мы даем отличный концерт, и Джордж Сзелл получает отличные отзывы».

Содержание
  • 1 Жизнь и карьера
    • 1.1 Ранние годы
    • 1.2 Начало карьеры
    • 1.3 Переезд в США
    • 1.4 Кливлендский оркестр: 1946-1970 гг.
  • 2 Стиль дирижирования
  • 3 Репертуар
  • 4 Другое оркестры
  • 5 Личная жизнь
  • 6 Смерть
  • 7 Дискография
  • 8 Ссылки
  • 9 Дополнительная литература
  • 10 Внешние ссылки
Жизнь и карьера

Ранние годы

Дьёрдь Эндре Сел родился в Будапеште, но вырос в Вене. Его семья была еврейского происхождения, но обратилась в католицизм. В детстве его регулярно водили на мессу.

Начало карьеры

Джордж Сзелл в возрасте 12 лет

Он начал свое формальное музыкальное образование как пианист, обучаясь у Ричарда Роберта. Одним из других учеников Роберта был Рудольф Серкин ; Сзелл и Серкин стали друзьями и сотрудниками на всю жизнь.

В возрасте одиннадцати лет Сзелл начал гастролировать по Европе в качестве пианиста и композитора, дебютировав в Лондоне в этом возрасте. Газеты объявили его «следующим Моцартом». В подростковом возрасте он выступал с оркестрами в этой двойной роли, в конечном итоге появившись как композитор, пианист и дирижер, как он это сделал с Берлинской филармонией в возрасте семнадцати лет.

Джордж Сзелл и композитор Ярослав Кржичка во время постановки оперы Кршички «Джентльмен в белом» в Праге, апрель 1932 года.

Сзелл быстро понял, что он никогда не сделает карьеру, будучи композитором или пианистом. и что он очень предпочитал артистический контроль, которого он мог достичь как дирижер. Он произвел незапланированный публичный дирижерский дебют, когда ему было семнадцать лет, когда он отдыхал с семьей на летнем курорте. Дирижер Венского симфонического оркестра повредил руку, и Селла попросили заменить его. Сзелл быстро стал дирижером на постоянной основе. Хотя он и отказался от сочинения, на протяжении всей остальной жизни он иногда играл на фортепиано с камерными ансамблями и в качестве концертмейстера. Несмотря на то, что он редко появлялся как пианист после подросткового возраста, он оставался в хорошей форме. В течение его Кливлендских лет он время от времени демонстрировал приглашенным пианистам, как, по его мнению, они должны сыграть определенный отрывок.

В 1915 году, в возрасте 18 лет, Селл добился встречи с Берлинским королевским двором. Опера (теперь известная как Staatsoper ). Там с ним подружился музыкальный руководитель Рихард Штраус. Штраус сразу же признал талант Селла и был особенно впечатлен тем, насколько хорошо подросток дирижировал музыкой Штрауса. Штраус однажды сказал, что он может умереть счастливым человеком, зная, что есть кто-то, кто так идеально исполняет его музыку. Фактически, Зелл в конечном итоге дирижировал частью записи мировой премьеры Дон Хуана для Штрауса. Композитор распорядился, чтобы Селл репетировал для него оркестр, но, проспав, опоздал на запись на час. Поскольку сеанс записи был уже оплачен и присутствовал только Селл, Селл провел первую половину записи (так как на одной стороне 78-ки могло поместиться не более четырех минут музыки, музыка была разбита на четыре части). Штраус прибыл, когда Селл заканчивал вторую часть; он воскликнул, что услышанное им настолько хорошо, что может выходить под его собственным именем. Штраус продолжил записывать последние две части, оставив дирижируемую Зеллом половину как часть полной мировой премьерной записи Дона Хуана.

Зелл считает, что Штраус оказал большое влияние на его стиль дирижирования. Большая часть его техники игры на дубинках, тощий, прозрачный звук Кливлендского оркестра и готовность Сзелла быть строителем оркестра исходили от Штрауса. Эти двое остались друзьями после того, как Селл покинул Королевскую придворную оперу в 1919 году; даже после Второй мировой войны, когда Селл поселился в Соединенных Штатах, Штраус следил за тем, как дела у его протеже.

В течение пятнадцати лет во время и после Первой мировой войны Селл работал с оперные театры и оркестры в Европе: в Берлине, Страсбурге - где он сменил Отто Клемперер в Муниципальном театре - Прага, Дармштадт и Дюссельдорф, прежде чем стать в 1924 году главным дирижером Берлинской государственной оперы, заменившей Королевскую оперу. В 1923 году он дирижировал премьерой оперы Ганса Гала Die heilige Ente в Дюссельдорфе.

Переезд в США

война в Европе в 1939 году, Селл возвращался через США из австралийского турне; в конце концов он поселился со своей семьей в Нью-Йорке. С 1940 по 1945 он преподавал композицию, оркестровку и теорию музыки в Маннском музыкальном колледже на Манхэттене; среди его студентов-композиторов в Маннесе были Джордж Рохберг и Урсула Мамлок.

Кливлендский оркестр: 1946-1970 гг.

Селл в Мичиганском университете, ок. 1956
Внешний звук
значок аудио Вы можете услышать, как Джордж Селл дирижирует Иоганна Себастьяна Баха Оркестровую сюиту № 3 ре мажор, BWV 1068 с Кливлендским оркестром в 1954 году. 34>Здесь, на archive.org

«Новый лист будет перевернут с треском!» - сказал Джордж Селл, которого в январе 1946 года назначили музыкальным руководителем и дирижером Кливлендского оркестра. «Люди говорят о Нью-Йорке, Бостоне и Филадельфии. Теперь они будут говорить о Нью-Йорке, Бостоне, Филадельфии и Кливленде ». Однако время Селла в Кливленде началось в период волнений и неопределенности. Предыдущий музыкальный руководитель оркестра Эрих Лайнсдорф временно освободил свой пост после призыва в армию. Во время отсутствия Лейнсдорфа Селл дебютировал в зале Северанса - в ноябре 1944 года - и получил восторженные отзывы. И, несмотря на надвигающееся возвращение Лайнсдорфа, общественное мнение сместилось в сторону Селла. После напряженных переговоров, которые включали в себя предоставление Зеллу полного художественного контроля над персоналом, программированием, расписанием и записью, Попечительский совет оркестра назначил его четвертым музыкальным руководителем ансамбля.

Вскоре после принятия этой должности Зелл заметил, что он будет «посвятить все [его] усилия... сделать Кливлендский оркестр непревзойденным по качеству исполнения». Он посвятил много своей энергии исполнению своей воли к своим музыкантам - освобождая одних и нанимая других, чтобы добиться желаемого звучания. Он ожидал от музыкантов технического совершенства и полной отдачи во время репетиций и выступлений. Его стандарты были строгими, а цели - высокими: он был особенно сосредоточен на том, чтобы поднять оркестр на новый уровень мастерства.

Вскоре после своего пребывания в должности Селл начал появляться в гостях в других городах, особенно в Нью-Йорке, и Оркестр стабильно завоевал репутацию одного из ведущих коллективов мира. К началу 1950-х он стал обеспокоен «сухой» акустикой в ​​Северанс-холле - проблемой, которая волновала его с момента его прибытия в Кливленд. «Я только хотел бы, чтобы у вас был зал с акустикой, достойной вашего великого искусства», - сказал Леопольд Стокски, бывший дирижер Филадельфийского оркестра. «В зале музыка звучала сухо и наполовину мертвенно». Хотя позже в зал добавили фанеру, для достижения желаемого тона Селла все же потребовались дальнейшие изменения.

Еще в сезоне 1955-56 Сцелль осознал необходимость площадки под открытым небом, где оркестр будет проводить лето. концерты и программы. В предыдущие годы посещаемость выступлений оркестра в Публичной аудитории Кливленда уменьшилась, и, помимо корректировок, направленных на обеспечение занятости музыкантов, перед бейсбольными играми Cleveland Indians была сыграна серия концертов. Примерно в то же время Селл решил, что оркестру необходимо отправиться в свой первый международный тур, если он надеется идти в ногу с другими крупными симфониями. В результате оркестр весной 1957 года отправился в Европу с остановками в Антверпене, Брюсселе и за железным занавесом. Тур был успешным, принес оркестру всемирное признание и вселив чувство гордости в жителей Кливленда.

Следующее десятилетие или около того было напряженным и плодотворным временем для Селла и оркестра. К сезону 1958-59 годов была завершена акустическая реконструкция новой сцены - Szell Shell - которая окружала музыкантов и по-другому проецировала их тон, устраняя «сухость» и обеспечивая более четкое звучание струн. В июле 1968 года оркестр открыл свой новый летний дом, Blossom Music Center, примерно в 25 милях к югу от Кливленда, обеспечивая Сзелла и его музыкантов круглогодичной работой. Два года спустя, в мае 1970 года, оркестр продолжал продвигать свою репутацию на международном уровне, гастролируя по Дальнему Востоку, включая остановки в Японии и Корее.

Однако здоровье Зелла начало ухудшаться. Во время концерта в Анкоридже, Аляска Сзелл на мгновение прекратил дирижировать, и, как вспоминал виолончелист Майкл Хабер, «я почувствовал холодок по всему телу... Я помню, как думал, что что-то ужасно не так». В самом деле, что-то шло не так: это будет последнее выступление Селла - он умер 30 июля 1970 года.

Стиль дирижирования

Манера репетиции Селла была манерой деспотичного надсмотрщика. Он скрупулезно готовился к репетициям и умел играть на фортепиано всю партитуру по памяти. Озабоченный формулировкой, прозрачностью, балансом и архитектурой, Сзелл также настаивал на неслыханной до сих пор ритмической дисциплине со стороны своих игроков. Результатом часто был уровень точности и ансамблевой игры, который обычно присущ только лучшим струнным квартетам. Несмотря на все абсолютистские методы Селла, многие музыканты оркестра гордились той музыкальной целостностью, к которой он стремился. Видеозаписи также показывают, что Зелл постарался объяснить, чего он хочет и почему, выразил радость, когда оркестр поставил то, к чему он стремился, и избегал репетиций, которые были в хорошей форме. Его левую руку, которую он использовал для формирования каждого звука, часто называли самой изящной в музыке.

В результате точности Селла и очень тщательных репетиций некоторые критики (например, Дональд Врун, редактор American Record Guide ) осудили создание музыки Сзелла как лишенную эмоций. В ответ на такую ​​критику Шелл выразил такое кредо: «Граница между ясностью и холодностью, самодисциплиной и строгостью очень тонка. Существуют разные оттенки теплоты - от целомудренной теплоты Моцарта до чувственной теплоты Чайковского, от благородная страсть Фиделио к похотливой страсти Саломеи. Я не могу поливать спаржу шоколадным соусом ». Далее он заявил: «Совершенно законно отдавать предпочтение суматошному, аритмичному, неопрятному. Но, на мой взгляд, великая артистичность - это не беспорядок».

Его описывали как «буквалиста», играющего только что в счете. Однако Селл был вполне подготовлен к тому, чтобы играть музыку нетрадиционными способами, если он думал, что музыке это нужно; и, как и большинство других дирижеров до и после, он внес множество небольших изменений в оркестровки и даже заметки в произведениях Бетховена, Шуберта и других.

Клойд Дафф, литавр с Кливлендским оркестром, однажды вспомнил, как Зелл настоял на том, чтобы он сыграл партию малого барабана в Концерте для оркестра Бартока, инструмент, на котором он не должен был играть. Через месяц после записи концерта в Кливленде (октябрь 1959) он должен был быть исполнен в Карнеги-холл в рамках ежегодного двухнедельного тура по восточным штатам США. с Симфонией № 5 Прокофьева. Селла начал все больше раздражаться по поводу партии бокового барабана во второй части, и к тому времени, когда они достигли Нью-Йорка, эскалация Селла зашкаливала. «Начиная с того, кто играл на записи, Сзелл опробовал каждого из штатных перкуссионистов в партии боковых барабанов. Он заставил их так нервничать, что они один за другим споткнулись. Наконец Сзелл обратился к литавристу Клойду Даффу».

Это история, как рассказывает Дафф:

Сзелл пришел ко мне и сказал мне: «Клойд, я хочу, чтобы ты сыграл партию малого барабана. Я помню, как ты играл эти вещи в Филадельфии [вверху двадцатью годами ранее в «Робин Гуд Делл», когда Селл был приглашенным дирижером, а Дафф учился у Кертиса] ". У него была ужасно хорошая память, ему нравилась моя игра на ударных. Он сказал: «Я хочу, чтобы ты сыграл эту роль», и я действительно взорвал себя. Я сказал: «Вы портите всю секцию. Никто не может сделать diminuendo, чтобы доставить вам удовольствие, потому что они так нервничают. Каждый из этих мужчин способен на это». Он сказал: «Тем не менее, я хочу, чтобы вы сыграли эту роль». Я сказал: «Ты понимаешь, как глупо это будет выглядеть, когда я встаю с литавр, перехожу к малому барабану, а затем снова к литаврам и обратно к малому барабану в конце?» Я сказал: «Это действительно неуместно» или слова на этот счет. Но он сказал: «Хорошо, но я хочу, чтобы вы сыграли эту роль. Очень важно, чтобы мы все делали правильно». Я сказал: «Хорошо, я сыграю для тебя, но не смей смотреть на меня». Поэтому, когда я играл, я играл громче, чем они играли раньше, поэтому у меня было больше места для создания диминуэндо. Все были немного шокированы тем, что я играл так же громко, как и сам. Но Селл, верный своему слову, отвернулся, ни разу не взглянул на меня, и я не взглянул на него при данных обстоятельствах.

Репутация Селла как перфекциониста была хорошо известна, а его знания инструментов были глубокими.. Кливлендский трубач рассказал о том, как Селл знал эту трубу:

Он знал все аппликатуры на трубе. Например, на трубе C "E" на четвертой позиции играется открытой, без клапана, и это плоская нота. Но есть еще два варианта для трубы C. Вы можете сыграть одну и ту же ноту с помощью первого и второго клапанов или третьего клапана. Оба они звучат резко. Третий клапан немного резкий, а первый и второй вместе звучат еще резче. И он это знал. Он позвал меня однажды, когда мы играли октаву в Дон Хуане. Он сказал: «Ми - это плоская нота на трубе до». Я сказал: «Да, поэтому я играю на раз и два». Он сказал: «Но один и два - это остро, не так ли?» Я сказал: «Да, но я делаю корректировку, немного удлиняя первый слайд». И он сказал: «Ах, да, но это все еще фальшиво».

Репертуар

Селл в основном дирижировал произведениями из основного австро-немецкого классического и романтического репертуара, от Гайдна, Моцарта и Бетховена до Мендельсон, Шуман и Брамс, а затем Брукнер, Малер и Штраус. Однажды он сказал, что по мере взросления он сознательно сужал свой репертуар, чувствуя, что «на самом деле моей задачей было делать те произведения, для которых я считал себя наиболее подходящими, и для которых определенная традиция исчезает с исчезновением великих людей». дирижеры, которые были моими современниками, моими кумирами и моими бесплатными учителями ». Однако он программировал современную музыку; он дал множество мировых премьер в Кливленде, и он был особенно связан с такими композиторами, как Дютийе, Уолтон, Прокофьев, Хиндемит и Барток. Селл также помог установить долгую связь Кливлендского оркестра с композитором-дирижером Пьером Булезом.

Другие оркестры
Внешнее аудио
значок аудио Вы можете услышать, как Джордж Селл дирижирует Иоганном Штраусом II На прекрасном голубом Дунае Op. 314 с Венской филармонией в 1934 году Здесь, на archive.org

После Второй мировой войны Сцелль стал тесно связан с оркестром Концертгебау из Амстердама, где он был частым приглашенным дирижером и сделал ряд записей. Он также регулярно выступал с Лондонским симфоническим оркестром, Чикагским симфоническим оркестром, Венским филармоническим оркестром и на Зальцбургском фестивале. С 1942 по 1955 год он был ежегодным приглашенным дирижером Нью-Йоркской филармонии, а в последний год своей жизни был музыкальным советником и старшим приглашенным дирижером этого оркестра.

Личная жизнь

Селл был дважды женат. Первый, в 1920 году с Ольгой Бэнд (1898-1984), еще одним из учеников Ричарда Роберта, закончился разводом в 1926 году. Его второй брак, в 1938 году с Хеленой Шульц Тельч, родом из Праги, был намного счастливее, и продержался до самой смерти. Когда не занимался музыкой, он был поваром-гурманом и автомобильным энтузиастом. Он регулярно отказывался от услуг шофера оркестра и почти до конца своей жизни возил на репетиции свой кадиллак.

Смерть

Он умер от рака костного мозга в Кливленде в 1970 году. Его тело было кремировано, а прах захоронен в Сэнди-Спрингс, Джорджия. вместе со своей женой после ее смерти в 1991 году.

Британское правительство сделало Селла почетным командующим Ордена Британской империи (CBE) в 1963 году.

Дискография
Внешнее аудио
значок аудио Вы можете услышать, как Джордж Селл дирижирует Феликс Мендельсон Симфонию № 4 ля мажор, соч. 90 ("итальянец") с Кливлендским оркестром в 1947 году Здесь, на archive.org

Большая часть записей Селла сделана с Кливлендским оркестром для Epic / Columbia Masterworks (теперь Sony Classical ). Он также делал записи с Нью-Йоркским филармоническим оркестром, Венским филармоническим оркестром и Амстердамским оркестром Концертгебау. Существует множество живых стереозаписей репертуара Селля, который никогда не велся в студии, как с Кливлендским оркестром, так и с другими оркестрами.

Ниже приведены наиболее известные записи Селла, в которых Селл дирижирует Кливлендским оркестром (выпущены Sony, если не указано иное).

Бела Барток :

Людвиг ван Бетховен :

  • 9 симфоний (1957–64)
  • Симфония № 6 (Нью-Йоркская филармония)
  • Концерты для фортепиано с оркестром; Леон Флейшер (p) (1959–61)
  • Концерты для фортепиано с оркестром; Эмиль Гилельс (p) (1968, EMI)
  • Missa Solemnis (1967, TCO)

Иоганнес Брамс :

Антон Брукнер :

Клод Дебюсси :

Антонин Дворжак :

Йозеф Гайдн :

  • Симфонии №№ 88, 92-99, 104 (1954– 69)

Золтан Кодай :

Густав Малер :

Феликс Мендельсон :

Вольфганг Амадей Моцарт :

Селл как пианист

Модест Мусоргский :

Сергей Прокофьев :

Морис Равель

Франц Шуберт :

Роберт Шуман :

  • Четыре симфонии (1958–60)

Жан Сибелиус :

  • Симфония №2 ; Королевский оркестр Концертгебау. (1964, Philips)
  • Симфония №2 (1970) - Живой концерт в Токио, Япония, последняя запись Селла.

Бедржих Сметана :

Рихард Штраус :

Игорь Стравинский :

Петр Чайковский :

Рихард Вагнер :

  • Увертюры, прелюдии и отрывки из Кольцо (1962–68)
  • Тангейзер, Хелен Траубель, Александр Кипнис, Лауриц Мельхиор, Метрополитен Opera Chorus Orchestra, live (1942, Music Arts)

Уильям Уолтон :

Внешнее аудио
значок аудио Вы можете услышать, как Джордж Селл дирижирует Вольфганг Амадей Моцарт Симфонию № 40 солью.. minor, K. 550 и Жана Сибелиуса Симфония № 2 ре мажор, соч. 43 с Кливлендским оркестром в 1966 году Здесь, на archive.org
Ссылки
Дополнительная литература
  • Чарри, Майкл (2011). Джордж Селл: Музыкальная жизнь. Шампейн, Иллинойс: Университет Иллинойса Press. ISBN 978-0-252-03616-3.
  • Чарри, Майкл; Сэди, изд. Стэнли. (2001). «Джордж Селл». Словарь музыки и музыкантов New Grove, 2-е изд. Лондон: Макмиллан. т. 24. С. 880–881. ISBN 0-333-60800-3. CS1 maint: дополнительный текст: список авторов (ссылка )
  • Шонберг, Гарольд (1967). The Great Conductors. Нью-Йорк: Simon Schuster. Стр. 337 –340, Index. ISBN 0-671-20735-0.
  • Слонимский, Николас ; Кун, Лаура Дайан (2001). Биографический словарь музыкантов Бейкера. Нью-Йорк: Г. Ширмер, том 6, стр. 3559–3560. ISBN 0-02- 865525-7.
  • Дональд Розенберг (2000). История Кливлендского оркестра: второй после никого. Кливленд, Огайо: Gray Company Publishers. ISBN 1-886228-24-8.
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-21 04:59:45
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте