Домовой (фольклор)

редактировать

Домашний дух в ирландском фольклоре
Домовой
Иллюстрация с изображением пирожного Артура Рэкхэма.jpg Иллюстрация, как домовой подметает ручную метлу от Артур Рэкхем
ГруппировкаЛегендарное существо
ПодгруппаФея. Гоблин. Домашний дух
Другое имя (имена)Брауни. Юриск. Брнаид. руисг. Груагач
СтранаШотландия и Ирландия

A брауни или бруни (шотландцы ), также известный как брюнаид или груагач (шотландский гэльский ), является домашним духом из шотландского фольклора., как говорят, выходит ночью, когда хозяева дома выполняют различные работы по дому и сельскому хозяйству. Хозяева дома должны оставить тазу с молоком, сливками или другими подношением для пирожного, обычно у очага. Говорят, что брауни легко обидеться, и они навсегда покинут свои дома, если почувствуют, что их оскорбили или каким-либо способом воспользовались. Брауни обычно озорны, и часто говорят, что они наказывают или разыгрывают ленивых слуг. Иногда говорят, что если они злятся, они становятся злыми, как боггарты.

Брауни возникли как домашние опекунские духи, очень похожие на Ларес в древнеримской традиции. Описание брауни изменяется в зависимости от региона, но обычно они описываются как уродливые, коричневые и покрытые волосы. В самых старых рассказах они обычно были размером с человека или больше. В последнее время они стали казаться маленькими и сморщенными. Они могут становиться невидимыми, а иногда часто появляются в форме животных. Они всегда либо голые, либо в лохмотьях. Если человек попытается подарить домовое с одеждой или если кто-то попытается крестить его, он уйдет навсегда.

Хотя название «брауни» возникло как диалектное слово, используемое только в Великобритании, с тех пор оно стало стандартным термином для всех таких существ на всей территории Великобритании и Ирландии. Региональные варианты в Англии и Шотландии включают hobs, silkies и ùruisgs . Варианты за пределами Англии и Шотландии - это валлийский Bwbach и Manx Fenodyree . Домовые также появились вне фольклора, в том числе в стихотворении Джона Милтона L'Allegro. Они стали популярны детской литературы в конце XIX века и продолжают появляться в произведениях современного фэнтези. Домовые в Girl Guides названы в честь рассказа Джулианы Горации Юинг, основанного на фольклоре домового.

Содержание
  • 1 Происхождение
  • 2 Традиции
    • 2.1 Деятельность
    • 2.2 Внешний вид
    • 2.3 Выход из дома
    • 2.4 Подарки в виде одежды
    • 2.5 Brownie sway
  • 3 Региональные варианты
    • 3.1 Bwbach
    • 3.2 Fenodyree
    • 3.3 Варочные панели и духи для очага
    • 3.4 Silkie
    • 3.5 Ùruisg
    • 3.6 Другие варианты
  • 4 Анализ
    • 4.1 Классификация
    • 4.2 Функциональный анализ
  • 5 Вне фольклора
    • 5.1 Ранние литературные выступления
    • 5.2 Массовый маркетинг
    • 5.3 Современное фэнтези
  • 6 См. Также
  • 7 Примечания
  • 8 Ссылки
    • 8.1 Библиография
Происхождение
Роман Ларариум, или домашняя святыня Ларес, из Дома Веттиев в Помпеи. Домовые имеют много общего с римскими ларами.

Брауни возникли как домашние опекуны духи, очень похожие на ларов в древнеримской традиции, которые считались духами-защитниками умерших предки. Домовые и Ларес считаются одинокими и посвященными служению дома. Говорят, что оба они волосатые и одеты в лохмотья, и оба они требуют подношения еды или молочных продуктов. Как и Ларес, домовые ассоциировались с мертвыми, а домовой иногда описывают как призрак покойного слуги, который когда-то работал в доме. Колд Лэд из Хилтона, например, слыл призраком конюха, убитого одним из лордов Замка Хилтон в припадке страсти. Те, кто видел его, описывали его как голого мальчика. Говорили, что он убирал все неопрятное и наводил беспорядок в чистоте. менехунов из гавайского фольклора также сравнивают с домашними, так как они изображаются как раса карликовых людей, выполняющих работу в ночное время.

Семейный культ умерших предков в древности сосредоточился вокруг очага, который позже стал местом, где оставляли подношения для домового. Наиболее часто используемые между домами и Ларесом в том, что они постоянно привязаны к дому, в котором они жили, которые являются более мобильными, способными покинуть или переехать в другой дом. Одна история домашнего домового, который вышел из дома после того, как скупая домохозяйка уволила всех слуг, потому что домовой выполнял всю работу, и отказался возвращаться, пока все слуги не были повторно наняты.

Традиции

Деятельность

Традиции о пирожных в разных частях Великобритании в целом схожи. Говорят, что они населяют дома и фермы. Они работают только ночью, выполняя работу по дому, пока люди, живущие в доме, спят. Считается, что присутствие пирожного обеспечивает благополучие семьи, и люди, живущие в доме, оставляют подношения для пирожного, например, тарелку сливок или каши или небольшой торт. Обычно их оставляют на очаге. Домовой накажет ленивых или неряшливых домашних слуг, щипая их, пока они спят, ломая или опрокидывая предметы вокруг них, или другие неприятности. Иногда говорят, что они показывают шум по ночам или оставляют беспорядок просто для собственного развлечения. В некоторых ранних рассказах домовые описываются как охрана сокровищ, задача вне дома, выходящая за рамки их обычного репертуара.

Домовые почти всегда описываются как одинокие существа, которые работают в одиночку и избегают быть замеченными. Редко говорят, что в одном доме более одного домового. Обычно говорят, что домовой, связанный с домом, живет в определенном месте, например, в конкретном близлежащем пещере, скале или пруду. Некоторым своим домовым иногда дают имена. Около 1650 года домовой в Овертуэйте в Уэстморленде был известен как «Тони Бой», а домовой из Хилтона в графстве Дарем был известен как «Колд Лад». Говорят, что пирожные мотивируют их личные дружеские отношения и прихоти, и иногда выполняют дополнительную работу, выходящую за рамки их обычных обязанностей, например, в одной истории про домового из Балквэма, приводящего акушерку, когда хозяйка дома начала труд.

В 1703 году Джон Брэнд в своем описании Шетландских островов написал, что:

Не более сорока или пятидесяти лет назад, в каждой семье был домовой, или так называемый злой дух, который служил им, которому они приносили жертву за его служение; как когда они сбивали молоко, они брали его часть и окропляли им каждый уголок дома для Брауни; аналогично, когда они варили, у них был камень, который они назвали «Стойком Брауни», в котором было небольшое отверстие, в котором они налили сусла для принесения в жертву Брауни. У них также было несколько стогов кукурузы, которые назвали Стогами Брауни, которые, хотя они не были связаны с веревками, не были ограждены каким-либо образом, как раньше, но сильнейший шторм ветра не мог сдуть солому.

Внешний вид

Карандашная иллюстрация домового, сделанная художником XXI века, частично основ на описаниях XIX века

Домовые практически всегда мужские, но женские домовые, такие как Мэг Муллах (или «Волосатая Мэг» ») Также иногда описывались. Их обычно считают уродливыми, а их внешний вид иногда описывается как пугающий или тревожный для домов, которые они проживают. Свое название они получили из-за того, что их обычно описывают как коричневокожих и полностью покрытых волосами. В самых ранних традициях брауни были либо того же размера, что и люди, либо иногда больше, но в более поздних источниках развития как «маленькие, сморщенные и лохматые». Их часто характеризуют как короткие и округлые, что может быть связано с шотландскими описаниями дьявола середины семнадцатого века. Два шотландских признания в колдовстве, одно от Томаса Шанкса в 1649 году, а другое от Маргарет Комб в 1680 году, описывают встречи с «толстым человечком». Человек в этих описаниях мог быть задуман как домовое.

В конце девятнадцатого века ирландский фольклорист Томас Кейтли описал брауни как «персонажа небольшого роста, морщинистого описывающего лица, покрыт короткими волосами и одетыми в коричневую мантию и капюшон». В Абердиншире пирожные иногда описываются как без пальцев рук и ног, а вместо этого было всего одно отверстие в центре лица, говорит, что у брауни Шотландской низменности не было носа.

Подобно Phooka в ирландском фольклоре, пирожные описанные как принимающие форму животных иногда выглядят как дети, голые или одетые в белые туники. 239>невидимыми, но, тем не менее, они редко нуждаются в способностях, потому что они уже являются экспертами в подкрадывании и сокрытии. (История из Пиблшира рассказывает о двух служанках, которые украли миску с молоком и баннок, остав ленный для пирожного. Они сели вместе, чтобы съесть их, но пирожное сидело между ними незаметно, и всякий раз, когда кто-либо из них пытался съесть баннок или выпить молока, пирожное крадет его у них. Обе служанки начали спорить, обвиняя друг друга в краже молока и баннок. Наконец, домовой засмеялся и закричал: «Ха, ха, ха! У Брауни нет! »

Выход из дома

Если домовой чувствует, что его обидели или воспользовались он исчезнет навсегда, забрав с собой процветание дома. Иногда говорят, что брауни приходит в ярость и портит всю свою работу перед уходом. В крайних случаях даже иногда говорят, что пирожные их превращаются в злобных болванов, если рассердить или с неправильно обращаться. Говорят, что домовой обижается, если человек наблюдает, как он работает, если человек критикует его или если человек смеется над ним. Говорят, что брауни особенно возмущены всем, что они считают презрением или снисходительностью. Говорят, что домовой в Крэншо в Берикшире годами косил и молотил зерно. Затем кто-то заметил, что зерно было плохо скошено и сложено, поэтому той ночью брауни отнес все зерно к Вороньему утесу за две мили и швырнул его со скалы, все время бормоча:

Это не косяк. d! Это не косит! -. Тогда я его больше никогда не косну;. Я развею его на Вороньей Стойке. И они получат немного повара, прежде чем он коснется Еще раз!

Брауни тоже можно прогнать, если кто-то попытается крестить его. В некоторых историях даже тех, как им раздают миски со сливками, достаточно, чтобы отогнать брауни. Домовой Бодсбека, недалеко от Моффат в Шотландии, уехал на соседнюю ферму Лейтенхолл после того, как владелец Бодсбека позвал его, налив сливки, вместо того, чтобы ему самому найти сливки.

Иногда было достаточно дать брауни имя, чтобы отогнать его. Домовой, который преследовал Алмор Бёрн около Питлохри в Пертшире, часто слышали плескание и плескание в воде. Говорили, что каждую ночь он приходил на ближайшую ферму с мокрыми ногами и, если что-то было неопрятно, приводил в порядок, а если что-то было аккуратно, он швырял это и наводил беспорядок. Местные жители боялись его и не подходили ночью к дороге, ведущей от воды. Однажды ночью мужчина, обращаясь к рынку, услышал, как он плещется в воде, и окликнул его, обращаясь к нему по прозвищу «Лужина». Паддлфут в ужасе воскликнул: «У меня есть имя! Это они меня зовут Паддлфут! » Затем он исчез навсегда, и о нем больше никто не слышал.

Подарки в виде одежды

Повторяющийся фольклорный мотив гласит, что, если подарить ему одежду, домашнюю одежду навсегда покинет его семью и никогда больше не будет работать на них, как и Wichtelmänner в немецком рассказе «Эльфы и сапожник ".

Если семья подарит брауни одежду в подарок, он навсегда уйдет и откажется работать на семью. Первое упоминание на английском языке домового Исчезновение после того, как ему подарили одежду, взято из книги четвертой, десятой из книги Реджинальда Скота «Открытие колдовства», опубликованной в 1584 году, Реджинальда Скотта, опубликованной в 1584 году. Иногда говорят, что пирожные читают куплеты перед тем, как исчезнуть. Говорят, что брауни из Шотландии сердито заяв:

Красные штаны и взъерошенный сарк!. Ты не заставишь меня делать твою шутку!

Другой домовой из Бервикшира, как говорят, заявлено:

Джи Брауни - пальто, Джи Брауни - сарк,. Ты получишь не мэра из Брауни.

Объяснение Некоторые люди расходуются во мнениях относительно того, почему домовые исчезают, когда их преподносят вместе с одеждой, но наиболее распространенное объяснение состоит в том, что домовой воспринимает одежду как оскорбление. Одна история из Линкольншира, впервые записанная в 1891 году, продолжает рационализировать мотив, заставляя брауни, который привык получать льняные рубашки, приходит в ярость, когда ему преподносят рубашку из льняной ткани. вретище. Домовой в истории поет перед тем, как исчезнуть:

Затвердеть, затвердеть, затвердеть,. я не стану ни шлифовать, ни штамповать;. Если бы вы дали мне льняное снаряжение,. я служил вам много лет.. Экономия может уйти, неудача может остаться,. Я уеду далеко.

Кажется, Колд Лад из Хилтона хотел одежду и был благодарен за ее подарок, но все же отказался остаться после их получения. По ночам люди должны были быть слышать, как он работает и мрачно поет:

Уэй, это я! Ваэ это я!. Желудь еще не. упал с дерева,. Это должно вырасти до леса,. Это сделать колыбель,. Это качать ребенка,. Чтобы вырастить мужчину,. Это мне возложить.

После того, как слуги подарили ему зеленую мантию и капюшон, он должен был радостно спеть, прежде чем исчезнуть:

Вот плащ, а вот и плащ капюшон!. Колд Лэд из Хилтона больше не принесет никакой пользы!

Возможно, что Колд Лэд просто считал себя "слишком великим для работы", мотив, подтвержденный в других народных сказках, или что Дар одежды мог рассматривать как средство избавления проклятия. Говорят, что у домового из Джедбурга тоже была желанная одежда. Сообщается, что слуги однажды ночью слышали, как он сказал: «Уэ, я за зеленый сарк!» Лэрд приказал сшить зеленую рубашку для брауни. Это было оставлено для него, и он исчез навсегда. Люди предполагали, что он отправился в сказочную страну.

Brownie sway

В девятнадцатом веке крючок, который использовался для подвешивания горшков над огнем, был сделан с крючком в нем. был известен в Херефордшире как «место домового» или «власть домового». Если бы на крючке не было изгиба, люди повесили бы на него подкову вверх ногами, чтобы у домового было место для сидения. Домовой в Portway Inn в Стонтоне на Уай, как сообщается, имеет обыкновение красть семейные, единственный способ получить их - это сесть всей семьей у очага и кусок торта на плита как подношение брауни. Затем все они сидели с закрытыми глазами, абсолютно бесшумно, и недостающие ключи швырялись в них сзади.

Региональные варианты

Хотя название брауни возникло в начале 16 века как слово на диалекте, используемое только в Шотландской низменности и вдоль английской границы, оно стало стандартным названием для множества подобных, появляющихся в фольклоре различных культур по всей Великобритании. Истории о пирожных обычно более распространены в Англии и низменностях Шотландии, чем в кельтских регионах. Тем не менее, истории о кельтских пирожных записаны.

Bwbach

валлийское название пирожного - Bwbach (произносится ). Говорят, что, как и пирожные, Bwbachod проявляет буйный нрав, если злится. Валлийский историк XII века Джеральд Уэльский записывает, как некий Бубах причинил опустошение и вред одной семье, разозлившей его. Фольклорист 19 века Вирт Сайке облике Бвбахов как «добродушных гоблинов», выполняющих домашние работы для валлийских горничных. Он утверждает, что прямо перед тем, как пойти, горничная должна подмести кухню и поставить маслобойку, наполненную сливками, рядом с огнем со свежей миской сливок. На следующее утро, «если ей повезет», она обнаружит, что миска со сливками была выпита, а сливки в маслобойке разбиты. Сайкс продолжает объяснять, что Bwbach - это не только домашний дух, но и название ужасающего фантома, который, как считается, уносит людей с лица земли порывами воздух. Говорят, что Bwbach делает это от имени духовных мертвецов, которые не могут уснуть из-за наличия спрятанных сокровищ. Когда этим духам не удается убедить живого смертного убрать сокровище, вместо этого они заставляют Бубаха уносить этого человека. Бриггс отмечает, что этот другой аспект деятельности Bwbach делает его более похожим на ирландскую фоку.

Джон Рис, валлийский исследователь кельтской культуры и фольклора, записывает историю из Монмутшира в его книга 1901 года «Кельтский фольклор» о молодой девушке, подозреваемой в крови фей, которая каждую ночь оставляла у подножия лестницы миску со сливками для Бубаха. Однажды ночью в качестве шутки она наполнила таз несвежей мочой. Бубах напали на нее, но она закричала, и бубах были вынуждены бежать на соседнюю ферму Хафод-и-Йнис. Там его хорошо кормила девочка, и он делал ей прядение для нее, но она хотела узнать его имя, которое он отказался назвать. Затем, однажды, когда она притворилась отсутствующей, она услышала, как он поет свое имя, Гварвин-а-дросс, поэтому он ушел и пошел на другую ферму, где он стал близким другом слуги по имени Моисей. После того, как Моисей был убит в битве при Босворте, Гварвин-а-дросс начал вести себя как боггарт, сея хаос по всему городу. Однако одному старому мудрецу удалось вызвать его и изгнать в Красное море. Элементы этой истории повторяются и в других рассказах о домовых.

Fenodyree

Manx название домового - Fenodyree (произносится ). Фенодири рассматривается как «волосатый дух великой силы», способный молотить весь сарай, полный кукурузы, за одну ночь. Fenodyree считается в целом неразумным. Одна мэнская сказка рассказывает о том, как Fenodyree однажды пытался поймать стадо овец и имел больше проблем с маленькой, безрогой, серой овцой, чем любой другой; "овца", с которой он так тяжело переживал, оказалась зайцем. Точно такую ​​же ошибку приписывают пирожному из Ланкашира, и эта история также рассказывается в западной Северной Америке. Считается, что, как и другие пирожные, Фенодири уйдет навсегда, если ему подарить одежду. В одной истории фермер из Баллокринка подарил Фенодири одежду в благодарность за всю его работу. Фенодири обиделся и поднял каждую деталь одежды, перечисляя различные болезни, которые каждая принесет ему. Затем Фенодири ушли, чтобы спрятаться в Глен Рашен в одиночестве.

Духи и духи для очага

Особенно в Йоркшире и Ланкашире домовые известны как «Варочные панели» из-за их ассоциации с очагом. Как и пирожные, Хобс ушел бы навсегда, если бы ему подарили одежду. Хоб в Рансвик-Бей в Северном Йоркшире, как говорили, жил в естественной пещере, известной как "Хоб-Хоул", куда родители приводили своих детей в Хоб, чтобы вылечить их от коклюш. Также говорят, что в таверне «Холмен Клавел» в Сомерсете живет озорной Хоб по имени Чарли. История была записана фольклористом Р. Л. Тонгом в 1964 году сразу после того, как он услышал ее от женщины, которая жила по соседству с гостиницей. Все в округе знали о Чарли, и считалось, что он сидел на бревне падуба надогнем, которое было известно как «клавви» или «клави». Однажды, когда женщина ужинала с местным фермером, слуги накрыли в трактире «серебром и льняной тканью», но, как только они вышли из комнаты и вернулись, Чарли поставил все сервизы на место. они пришли, потому что ему не нравился фермер, с которым она встречалась.

Хобов иногда также называют «Лобами». Лоб-Ли-у-огнем - это имя большого домового, который, как говорят, выполнял сельскохозяйственную работу. Шот подобный домашний дух был известен как Wag-at-the-Wa. Считалось, что Wag-at-the-Wa сидит на крючке, и считалось, что его раскачивание служило приглашением для его визита. Считалось, что он приставал к праздным слугам, но, как говорили, ему нравилось общество детей. Он описывается как отвратительный коротконогий старик с длинным хвостом, который всегда был одет в красное пальто и синие бриджи со старым ночным колпаком на голове и повязкой на лице, поскольку его постоянно мучила зубная боль.. Еще он иногда носил серый плащ. Они сообщали, что он был категорически против того, чтобы семья пила любые напитки с большим количеством алкоголя, чем домашний эль. Говорят, что он бежал перед крестным знамением.

Силки

Женский дух, известный как Силки или Селки, получивший свое имя из-за того, что она всегда был одет в серый шелк, встречается в английском и шотландском фольклоре. Подобно привидению, Силки ассоциируется с домом, которая там живет, но, как говорят, домашние дела для семьи. Сообщается, что знаменитый Силки часто посещает Дентон-холл в Нортумберленде. Бриггс сообщает о женщине по имени Марджори Сауерби, которая еще маленькой девочкой говорила с последними оставшимися Хойлс из Дентен-холла, двумя старушками, о Силки и ее доброте к ним. Они сказали ей, что Силки очистили очаг и разожгут для них огонь. Они также представили «кое-что о букетах цветов, оставленных на лестнице». Сауэрби покинула этот район примерно в 1902 году, когда она вернулась более чем через полвека после Второй мировой войны, Хойлы были давно мертвы, а дом принадлежал человеку, который не верил в фей. Истории о Силки больше не рассказывались, и вместо этого в доме, как считалось, обитал злобный полтергейст, который издавал стук и другие странные звуки и разыгрывал человека. В конце концов мужчина съехал. Бриггс называет это примером того, как брауни превращается в боггарта.

Иногда считалось, что шелковицы внезапно появляются на дорогах ночью для одиноких путешественников и пугают их. Говорят, что еще один Силки бродит на территории Фардел Холла в Девоншире. Говорят, что эта появляется в образе «молодая женщина с золотой красивой красивой, в длинном шелковом платье» и якобы охраняет кладищ, похороненных на земле. Мало кто видел дух, но многие утверждают, что слышали шелест ее шелкового платья. Считается, что она тихонько задушит любого, кто приблизится к поиску сокровищ.

ruisg

Фольклорист Джон Грегорсонмпбелл проводит различие между английским домовым пирожным, жил в домах, и шотландские ùruisg (произносится также raisg или urisk), которые жили снаружи в ручьях и водопадах и реже предлагали помощь по дому. Хотя брауни и ruisgs очень похожи по характеру, они имеют разное происхождение. Ùruisgs иногда описывают как получеловека-полукозла. Говорят, что у них «длинные волосы, длинные зубы и длинные когти». Согласно М. Л. Уэст, они могут быть кельтскими пережитками козоподобных духов природы из протоиндоевропейской мифологии, аналогично римским фавнам и греческим сатирам. Прохожие часто сообщали, что виделиruisg'а, сидящего на вершине скалы в сумерках и наблюдавшего за ними. Летом ruisg должен оставаться в уединении дикой местности, но зимой он приходил и посещал местные фермы ночью или поселился на местной мельнице.

Дикие Шруисги были нарушителями спокойствия и вандалами, совершенными актами резни, поджогов и разграбления, но были прирученными, они были очень лояльны. Говорят, что в богатых и известных семьях эруисги были домашними слугами. Один вождь клана Макфарлейнов, как сообщается, был воспитан и воспитан женой руисг. Клан Грэхема из Ангуса рассказывал историю о аруисге, который когда-то работал на одного из их предков в качестве рабочего. В клане Маклахлана в Стратлахлане был слуга-эруисг по имени «Гарри», возможно, сокращенно от «волосатый». МакНилы из Тайниш и Фрейзеры из Абертарфа также утверждали, что у них есть слуги-эруисги. Ùruisg были также известны как ciuthachs или kewachs. На острове Эйгг рассказывается история о цитахе, который жил в пещере. В некоторых частях циркулирующие домашние духи назывались шелликоутс, имя, происхождение которого неизвестно.

Другие варианты

«О, пробуди, пробуди, Бурд Исбель», иллюстрация Артура Рэкхема Молодому Беки, метод Билли Блайнда будящего Берда Изобель

Фигуру по имени «Билли Блинд » или «Билли Блин», которая очень похожа как на брауни, так и на ирландца. банши, появляется в балладах англо-шотландской границы. В отличие от домовых, обычно оказывающих практическую помощь по дому, Билли Блайнд обычно дает только советы. Он появляется в балладе «Молодой Беки », в которой он предупреждает Бурда Исбела, женщину, на которую Беки обещает жениться, что Беки собирается жениться на другой женщине. Он также появляется в балладе «Леди Уилли », в которой он также дает советы, но не предлагает практической помощи.

Бриггс отмечает рассказы о других домашних духах из британского фольклора, которые, как считается, преследовать край места. «Подвальный призрак» - это дух, охраняющий вино в подвалах от привлекающих воров; Говорят, что Ленивый Лоуренс защитные сады; Од Гогги отпугивает детей от неспелых крыжовников ; и Мелч Дик охраняет заросли орехов. Килмулис - похожее на брауни существо из Шотландской низменности, которое, как часто говорят, обитает на мельницах. Говорят, что у него нет рта, но есть огромный нос, закрывающий большую часть его лица. Он любит шалости, и только сам мельник может управлять им.

В Техасе в 1895 году домовые Артуру Стилвеллу построить Канзас Сити, Питтсбург и терминал железной дороги Галф и город Порт- Артур. Стиллвелл разговаривал с домовыми с четырех лет и всегда прислушивался к их советам относительно всего, от того, где строить, до того, на ком он женится. Домовые предупредили его, чтобы он не строил свой терминал в Галвестоне, так как он будет разрушен приливной волной.

Анализ

Классификация

Домовые традиционно считались отличные и отличные от фей. В 1777 году викарий из Битэма написал в своих заметках о местном фольклоре: «Брауни - это не фейри, а смуглое существо, которое будет делать много работы. Писатель Вальтер Скотт согласен с этим в Менестрели на шотландской границе, в которой он заявляет: «Домовой сформировал класс существ, отличных по привычкам и характеру от причудливых и озорных эльфов. "Однако современные ученые относят пирожные к домашним духам, что обычно считается подкатегорией фей. Однако домовые и другие домашние духи значительно отличаются от других фей в фольклоре. Обычно говорят, что домовые живут рядом с людьми в домах, сараях и на фермах; в то время как другие феи обычно живут в отдаленных уголках дикой природы. Брауни обычно считаются безобидными, если только они не рассержены; однако другие типы фольклорных фей обычно считаются темными и опасными. Наконец, брауни необычны своей уединенной природой, как других типов фей, как они живут, большими группами.

Бриггс отмечает, что пирожные часто ассоциируются с мертвыми, и утверждает, что, как банши в ирландском фольклоре, «хороший случай» может быть сделан для того, чтобы пирожные были классифицированы как призраки. Тем не менее, она отвергает эту идею, комментируя, что Брауни обладает «способностью к адаптации, индивидуальностью и домашним привкусом, который запрещает думать о нем как о затяжном и напоминающем образ».

В Шотландии семнадцатого века домовые иногда считались чем-то вроде демона. Король Яков VI и я описывают домового как демона в своем трактате 1597 года Daemonologie :

... среди первых видов духов, о которых я говорю, появился во времена папистрии Брауни на нашем языке, который появился как грубый человек: да, некоторые были ослеплены, что поверили, что их дом был всего сыном, как они его называли, что такие духи прибегали к нему.

Функционалистский анализ

Фольклорист Л. Ф. Ньюман утверждает, что образ домового хорошо вписывается в анализ Функционалист он «старая, щедрая сельская экономика» доиндустриальной Британии, описывая его как воплощение того, каким должен был быть хороший домашний слуга той эпохи. Вера в домовые деревня как хозяевами, так и слугами. Слуги могли винить домовой в беспорядке, поломках и странных звуках, слышимых ночью. Между тем хозяева дома, которые нанимали их, могли использовать рассказы о домовом, чтобы убедить своих слуг вести себя хорошо, говоря им, что домовой накажет слуг, которые бездействуют, и вознаградит тех, кто бдительно выполнял свои обязанности. По словам Сьюзан Стюарт, пирожные также решили проблему бесконечного повторения и тщетности труда, с которой сталкивались человеческие рассказчики. Как бессмертные духи, пирожные нельзя было измотать или оживить работой, поэтому их работа стала рассматриваться как просто часть «вечного цикла, сродни деятельности самой Природы».

Вне фольклора

Первые литературные появления

В романе Джеймса Хогга 1818 года «Домовой из Бодсбека» одноименным «домовым» оказывается Джон Браун, лидер Covenanters, преследуемое шотландское пресвитерианское движение. Незаконная встреча ковенантеров изображена на этой картине «Ковенантеры в долине» Александра Карса.

Существо, именуемое «трудолюбивым гоблином» или «Люббарским фендом», описано в строках с 105 по 114 из Стихотворение Джона Мильтона 1645 г. пастырское L'Allegro. "Гоблин" сбивает масло, варит напитки, заставляет тесто подниматься, подметает пол, моет посуду и лежит у огня. По словам Бриггса, как и большинство других ранних брауни, Люббар Фенд Милтона, вероятно, был размером с человека или больше. Во многих ранних литературных появлениях домовой оказывается обычным человеком. Шотландский писатель Джеймс Хогг включил фольклор брауни в свой роман «Домовой из Бодсбека» (1818). Действие романа происходит в 1685 году, когда Ковенантеры, шотландское пресвитерианское движение, подвергались преследованиям. Пропадает еда с фермы Уолтера из Чаплхопа, заставляя жителей подозревать, что это «домовой из Бодсбека». В конце концов, оказывается, что «домовым» на самом деле был Джон Браун, лидер Ковенантеров.

Позже Хогг писал о домовых в своем рассказе «Домовой черных ведьм» "(1828 г.). В этой истории злая леди Уилхоуп приказывает передать военным и расстрелять любого из ее слуг-мужчин, открыто исповедующих любую форму религии. Слуги, исповедующие религию, незаметно отравлены. Ей противостоит одинокий таинственный слуга по имени Меродах. Меродах описывается как имеющий «форму мальчика, но с чертами лица столетнего возраста», а его глаза «очень похожи на глаза известных видов обезьян». Персонажи романа считают Меродаха домовым, хотя другие утверждают, что он «дворняга, между евреем и обезьяной... волшебник... келпи или фея». Подобно фольклорным домовым, религия Меродаха является откровенно языческой, и он ненавидит вид Библии. Он также отказывается принимать любые формы оплаты. Леди Уилхоп ненавидит его и пытается убить, но все ее усилия загадочным образом приводят к обратным результатам, вместо этого приводя к гибели тех, кого она любит. В романе никогда не раскрывается, действительно ли Меродач имеет сверхъестественное происхождение или он просто необычно выглядящий слуга. Шарлотта и Эмили Бронте были знакомы с рассказами Хогга, и его изображение Меродаха может сильно повлияли на изображение Эмили ее персонажа Хитклифф в Грозовой перевал (1847). Брауни также кратко упоминаются в романе Шарлотты Villette (1853).

В конце девятнадцатого века наблюдался рост и изобилие детской литературы, которая часто включала фантазию. В частности, домовые часто считались особенно привлекательными для детей. Джулиана Горация Юинг включила фольклор брауни из детства в свой рассказ «Домовые», впервые опубликованный в 1865 году в The Monthly Packet, а затем вошел в ее сборник рассказов 1871 года «Домовые и другие сказки». По сюжету эгоистичный мальчик ищет домового, который сделает за него работу по дому, потому что ему лень делать ее самому. Старая мудрая сова говорит ему, что пирожных на самом деле не существует, и единственные настоящие пирожные - это хорошие маленькие дети, которые выполняют работу по дому, не прося их. Мальчик идет домой и убеждает своего младшего брата присоединиться к нему и стать новым домом «домовые». Рассказ Юинга вдохновил на идею называть услужливых детей «домовыми».

Массовый маркетинг

Иллюстрация домового Палмера Кокса из его «Домовые во всем мире» (1894). Популярность стихов и иллюстраций Кокса закрепила пирожные как элемент североамериканской детской литературы.

канадско-американский детский писатель Палмер Кокс помог продвинуть пирожные в Северной Америке через его иллюстрированные стихи о них, опубликованные в St. Николай Журнал. Кокс изображал домовые как «крошечные эльфоподобные фигурки, которые часто берут на себя задачи в массовом порядке». Эти стихи и фотографии были позже собраны и опубликованы в его книге «Домовые: их книга» в 1887 году, которая стала первым из подобных сборников. В 1890-е годы так называемая "домовая мания" охватила Соединенные Штаты. Кокс фактически выдал лицензию своим героям-домовым, а не продавал их, что он и сделал одним из первых. Он и его многочисленные деловые партнеры смогли продавать товары на тему домовых привязных, включая ботинки, сигары, печи, куклы и столовое серебро.

Популярность стихов, иллюстраций и сопутствующих товаров Кокса закрепили пирожные как элемент североамериканской детской литературы и культуры. Между тем, Cox не мог охранять авторское право на название «домовое», потому что это было существо из фольклора, поэтому несанкционированные продукты «домового» также начали наводнять рынок. Широко распространенный товар «домового» Джорджа Истмана назвать свою недорогую камеру «Домовой ». В 1919 году Джульетт Гордон Лоу принял "Брауни " в названии для самой младшей возрастной группы в своей организации "Girl Guides " из-за рассказа Юинга..

Персонаж домового по имени «Большие Уши» появляется в серии детских книг Энид Блайтон Нодди, в которых он изображен живущим в грибном домике. недалеко от деревни Тойтаун. В Книге Брауни Блайтона (1926) озорная тройка домовых по имени Хоп, Скип и Прыжок пытается проникнуть на вечеринку, устроенную Королем Страны Фей, притворившись Твирли-Уирли, Великим Заклинателем. из Страны Тиддливинкса и двух его помощников.

Современное фэнтези

Серия книг Fablehaven, написанная Брэндоном Маллом, присутствующих рядом с резиденцией в Fablehaven Sanctuary. Они похожи на людей, за исключением своего крохотного роста и покрытых листьями ушей. Они любят делать десерты и будут ремонтировать и улучшать (в соответствии со своими возможностями) все, что сломано в за ночь, если им дать какие-либо ингредиенты, которые они будут использовать, чтобы приготовить десерт по своему выбору. Говорят, что шоколадные пирожные были названы в их честь из-за того, что были изобретены волшебными пирожными.

Джордж Макдональд включил черты шотландского пирожного в свои работы девятнадцатого Принцесса и Гоблин и сэр Гибби - у его домовых нет пальцев века на руках. Домовые воины появляются в фантастическом фильме 1988 года Уиллоу, снятом Роном Ховардом. Эти пирожные изображаются ростом всего в пару дюймов и вооружены луками и стрелами. Хотя они изначально созданы как похитители человеческих, они оказались доброжелательными. Существа, известные как «домашние эльфы», в серии книг Гарри Поттер книги Дж. К. Роулинг, опубликовано между 1997 и 2007 годами. Подобно традиционным домовым домом в фольклоре, домашние эльфы верны своим хозяевам и могут быть освобождены, если им подарить одежду. Домашние эльфы также похожи на домовые по внешнему виду, маленькие, но у них большие головы и большие, похожие на летучих мышей, уши. В книги Роулинг также входят боггарты, которые иногда традиционно описываются как злобные пирожные.

Домовой по имени Наперсток играет важную роль в серии детских фэнтези Хроники Спайдервика, написанных Холли Блэк и Тони ДиТерлицци и опубликованы в пяти томах с мая 2003 по сентябрь 2004 года издательством Simon Schuster. Он живет в стенах поместья Спайдервик и виден только тогда, когда хочет, чтобы его видели. Его описывают как «маленького человека размером с карандаш» глазами «черными и жуковыми» и носом «большим и красным». В ярости Thimbletack превращается в злобного болвана. Сериал стал международным бестселлером и переведен на языков тридцать. В 2008 году вышла экранизация одноименного фильма.

См. Также
Примечания
Ссылки

Библиография

Викискладе есть материалы, связанные с Брауни (фольклор).
Последняя правка сделана 2021-05-13 14:15:51
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте