Covenanters

редактировать
Шотландское религиозное движение Greyfriars Kirkyard, где в 1638 году был подписан Национальный пакт

Covenanters были члены шотландского религиозного и политического движения 17-го века, которые поддерживали пресвитерианскую церковь Шотландии и главенство ее лидеров в религиозных делах. Название происходит от Завета, библейского термина для обозначения связи или соглашения с Богом.

Истоки движения лежат в спорах с Иаковом VI и I и его сын Карл I Английский по церковной структуре и доктрине. В 1638 году тысячи шотландцев подписали Национальный пакт, пообещав сопротивляться изменениям, наложенным Чарльзом на кирк ; после победы в 1639 и 1640 гг. епископских войн, Ковенантеры взяли под свой контроль Шотландию.

. В 1643 Торжественная Лига и Завет привели их в Первый английский Гражданская война на стороне парламента, но они поддержали Чарльза в 1648 Второй гражданской войне в Англии. После его казни в 1649 году правительство Ковенантера согласилось вернуть его сына Карла II на английский престол; поражение в 1651 г. Третьей гражданской войной в Англии привело к включению Шотландии в Содружество Англии.

. После 1660 Реставрации Ковенантеры потеряли контроль над Кирком и стали преследуемое меньшинство, что привело к нескольким вооруженным восстаниям и периоду с 1679 по 1688 год, известному как «Время убийства». После 1688 года Славной революции в Шотландии Поселение 1690 года восстановило полностью пресвитерианскую структуру; это обычно считается концом основного движения Covenanter, хотя диссидентские меньшинства сохранялись в Шотландии, Ирландии и Северной Америке.

Содержание

  • 1 Предыстория
  • 2 Войны Трех Королевств
  • 3 В рамках Содружества
  • 4 Поселение восстановления
  • 5 Восстание 1679 года и время убийств
  • 6 Славная революция и Поселение 1690
  • 7 Наследие
    • 7.1 Мемориалы
    • 7.2 Covenanters в Северной Америке
  • 8 Примечания
  • 9 Ссылки
  • 10 Источники
  • 11 Библиография
  • 12 Внешние ссылки

История вопроса

Джон Нокс, основавший реформированную Церковь Шотландии или кирк.

В середине 16 века Джон Нокс и другие новообращенные из Католицизм основал реформированную Шотландскую церковь, или кирк, пресвитерианскую по структуре и кальвинистскую по доктрине. Члены обязались поддерживать кирк как единственную форму религии в Шотландии на основании Божьего узы, или «Завета», первый из которых был подписан Лордами Конгрегации в Декабрь 1557 г. В 1560 г. Парламент Шотландии принял Шотландское исповедание, в основном написанное Ноксом за четыре дня и отвергающее многие католические учения и практики.

Исповедь была принята Джеймсом VI, предписана лицам всех рангов и сословий и подтверждена в 1590 году, затем в 1596 году. Однако Джеймс утверждал, что как король он также был главой церкви, управляя через епископы назначены им самим; очень просто: «Ни епископов, ни короля». Альтернативную точку зрения лучше всего выразил Эндрю Мелвилл так: «... Таир - это два короля и два королевства в Шотландии... Христос Царь Иисус и это царство Кирк, предметом которого является король Джеймс Сакст». ; Кирк подчинялся только Богу, и его члены, включая Джеймса, управлялись пресвитерией, состоящими из служителей и старейшин.

Хотя Джеймс успешно наложил епископов на Кирк она оставалась кальвинистской доктриной; когда он также стал королем Англии в 1603 году, он видел объединенную церковь как первый шаг в создании централизованного юнионистского государства. Хотя две церкви были номинально епископальными по структуре и протестантскими по доктрине, даже шотландские епископы отвергали многие церковные практики как немногим лучше католических.

Бунты из-за Молитвенника., инициированный Дженни Геддес

Оппозиция католицизму оставалась широко распространенной в Шотландии, несмотря на тот факт, что к 1630 году она была в основном ограничена частью аристократии и отдаленных Хайлендс и островов. Многие шотландцы сражались в Тридцатилетней войне, одном из самых разрушительных религиозных конфликтов в европейской истории. Кроме того, Шотландия имела тесные экономические и культурные связи с Голландской республикой, затем боролась за независимость от католической Испании, в то время как служители обычно получали образование во французских кальвинистских университетах., которые были подавлены в 1620-е годы.

Общее мнение, что протестантская Европа подверглась нападению, означало повышенную чувствительность к изменениям в церковной практике; в 1636 году новая Книга канонов заменила Книгу дисциплины Джона Нокса и отлучила от церкви всех, кто отрицал верховенство короля в церковных вопросах. Когда за ним в 1637 году последовала новая Книга общих молитв, результатом стал гнев и повсеместные беспорядки, которые, как утверждается, были вызваны тем, что Дженни Геддес бросила стул во время службы. в Соборе Святого Джайлса.

Войны Трех Королевств

Политический лидер Ковенантера, маркиз Аргайл

Под руководством Арчибальда Джонстона и Александра Хендерсона, в феврале 1638 года представители всех слоев шотландского общества подписали Национальный пакт, обещая сопротивление литургическим «нововведениям». Поддержка Соглашения была широко распространена, за исключением Абердиншира и Банфа, центра сопротивления роялистов и епископатов в течение следующих 60 лет. Маркиз Аргайл и шесть других членов Тайного совета Шотландии поддержал Соглашение.

Хотя в Соглашении не упоминались епископы, когда Генеральная ассамблея Шотландской церкви собралась в Глазго в декабре 1638 г. изгнал епископов из Кирка и подтвердил свое право собираться ежегодно. Попытка Чарльза навязать свою власть военными средствами привела к епископским войнам 1639 и 1640 гг., в результате которых Ковенантеры контролировали Шотландию. Когда Первая гражданская война в Англии началась в 1642 году, шотландцы сначала оставались нейтральными, но послали войска в Ольстер, чтобы поддержать своих единоверцев в ирландском восстании ; горечь этого конфликта радикализировала взгляды в Шотландии и Ирландии.

Поскольку кальвинисты считали, что «хорошо организованная» монархия была частью Божьего плана, подавляющее большинство жителей Ковенантера согласились с тем, что сама монархия была божественным приказом, но не согласились с тем, кто ее придерживается. высший авторитет в делах канцелярии. Шотландские роялисты имели тенденцию быть «традиционалистами» в религии и политике, но было много других факторов, включая националистическую верность кирку. Индивидуальные мотивы были очень сложными, и многие сражались с обеих сторон, в том числе лидер роялистов Монтроуз, генерал Ковенантера в 1639 и 1640 годах.

Карл II, провозглашенный королем Ковенантерами в 1651 году после подписания The Covenant

Фракция Covenanter во главе с Argyll рассматривала религиозный союз с Англией как лучший способ сохранить пресвитерианский Кирк, и в октябре 1643 года Торжественная лига и Covenant согласились создать пресвитерианский союз взамен шотландских военных поддержка. Роялисты и умеренные как в Шотландии, так и в Англии выступали против этого на националистических основаниях, в то время как религиозные независимые, такие как Оливер Кромвель, утверждали, что он будет сражаться, а не соглашаться на это.

Ковенантеры и их английские пресвитерианские союзники постепенно стали рассматривать независимых, которые доминировали в Армии нового образца, как большую угрозу, чем роялисты, и когда Чарльз сдался в 1646 году, они начали переговоры о восстановлении его на английском троне. В декабре 1647 года Чарльз согласился навязать пресвитерианство в Англии на три года и подавить Независимых, но его отказ самому принять Ковенант расколол Ковенантеров на Engager и фундаменталистов партии Кирка или Whiggamores. Поражение в Второй гражданской войне в Англии привело к казни Чарльза в январе 1649 года, и партия Кирка взяла под свой контроль Генеральную ассамблею.

В феврале 1649 года шотландцы провозгласили Чарльза II король Шотландии и Великобритании; в соответствии с условиями Бредского договора, партия Кирка согласилась восстановить Чарльза на английский престол, а взамен он принял Соглашение. Поражения при Данбаре и Вустере привели к включению Шотландии в Содружество Англии, Шотландии и Ирландии в 1652 году.

Под Содружеством

1661 казнь лидера протестующих Джеймс Гатри 1

После поражения в 1651 году Ковенантеры разделились на две фракции. Более двух третей министерства поддержали резолюцию от декабря 1650 г. о повторном приеме роялистов и помолвщиков и были известны как «сторонники решения». «Протестующие» были в основном бывшими фундаменталистами партии Кирка или виггаморами, которые обвинили поражение в компромиссе с «злонамеренными». Различия между ними были как религиозными, так и политическими, в том числе церковным управлением, религиозной терпимостью и ролью закона в благочестивом обществе.

После событий 1648–1651 годов Кромвель решил, что единственный путь вперед - это устранение власть шотландской земельной элиты и кирка. Условия регистрации, опубликованные 12 февраля 1652 года, возложили на новый Совет Шотландии ответственность за регулирование церковных дел и разрешили свободу вероисповедания для всех протестантских сект. Поскольку пресвитерианство больше не было государственной религией, киркские собрания и синоды функционировали как прежде, но его указы не подвергались гражданским наказаниям.

Ковенантеры были враждебны сектам, таким как конгрегационалисты или Квакеры, потому что они выступали за отделение церкви от государства. За исключением небольшого числа протестующих, известных как сепаратисты, подавляющее большинство отказалось принять эти изменения, и Шотландия была включена в Содружество без дальнейших консультаций 21 апреля 1652 года.

Соревнования за контроль над отдельными пресвитериями привели к расколу. становилось все более ожесточенным, и в июле 1653 г. каждая фракция провела собственное Генеральное собрание в Эдинбурге. Роберт Лилберн, английский военачальник в Шотландии, под предлогом церковных служб Резолюционер молился за успех восстания в Гленкэрне, чтобы распустить обе сессии. Собрание не собиралось формально до 1690 года, вместо этого большинство Резолюционеров собиралось на неформальных «Консультациях», а протестующие проводили полевые собрания или конвентикулы за пределами структур, контролируемых Резолюционером.

Когда Протекторат был основан в 1654 году, Лорд Брогилл, глава Государственного совета Шотландии, резюмировал свою дилемму; «Резолюционеры любят Чарльза Стюарта и ненавидят нас, в то время как протестующие не любят ни его, ни нас». Ни одна из сторон не желала сотрудничать с Протекторатом, за исключением Глазго, где протестующие во главе с Патриком Гиллеспи использовали власти в своем противостоянии с местными резолюциями.

Поскольку Резолюционеры контролировали 750 из 900 приходов, Брогилл признал, что их нельзя игнорировать; его политика заключалась в изоляции «крайних» элементов обеих фракций в надежде создать новое, умеренное большинство. Поэтому он поощрял внутренние разногласия внутри кирка, включая назначение Гиллеспи директором Университета Глазго, вопреки воле Джеймса Гатри и Уорристона.. Власти Протектората фактически стали арбитрами между фракциями, каждая из которых назначила своих представителей для аргументации своей позиции в Лондоне; последствия отразились на кирке на десятилетия вперед.

Реставрационное поселение

Джеймс Шарп, архиепископ Сент-Эндрюс, убит радикалами Ковенантера в 1679 году

После Восстановление монархии в 1660 г. Шотландия восстановила контроль над кирком, но Закон о ревизии 1661 восстановил правовое положение 1633 г. и отменил реформы Ковенантера 1638–1639 гг. Тайный совет Шотландии восстановил епископов 6 сентября 1661 года. Джеймс Шарп, лидер Резолюционеров, стал архиепископом Сент-Эндрюсского ; Роберт Лейтон был рукоположен епископом Данблейна, и вскоре была назначена целая скамья епископов.

В 1662 году Кирк был восстановлен как национальная церковь, независимая запрещены секты, и все должностные лица обязаны отказаться от Пакта 1638 года; около трети, или всего около 270, отказались это сделать и в результате потеряли свои позиции. Большинство из них произошло на юго-западе Шотландии, области, особенно сильной в ее симпатиях к Ковенантам; практика проведения собраний вне официальной структуры продолжалась, что часто привлекало тысячи верующих.

Правительство чередовало преследование и терпимость; в 1663 году несогласные министры были объявлены «мятежниками» и наложили большие штрафы на тех, кто не посещал приходские церкви «королевских священников». В 1666 году группа людей из Галлоуэя захватила местного военачальника, двинулась на Эдинбург и потерпела поражение в битве при Руллион-Грин. Было взято около 50 заключенных, еще несколько человек были арестованы; 33 были казнены, а остальные перевезены на Барбадос.

Ковенантеры в Гленби Александр Карс; незаконное полевое собрание или Conventicle.

Восстание привело к замене герцога Ротского в качестве королевского комиссара на Джон Мейтленд, 1-й герцог Лодердейл, который придерживался более примирительной политики. Письма о снисхождении были выпущены в 1669, 1672 и 1679 годах, позволяя выселенным служителям вернуться в свои приходы, если они согласились избегать политики. Некоторые вернулись, но более 150 отказались от предложения, в то время как многие епископалы были отчуждены компромиссом.

Это означало возвращение к гонениям; проповедь в монастыре каралась смертной казнью, в то время как посещаемость влекла суровые санкции. В 1674 г. наследники и хозяева были привлечены к ответственности за «хорошее поведение» своих арендаторов и слуг; с 1677 г. это означало размещение облигаций для тех, кто жил на своей земле. В 1678 году в качестве наказания в графствах Ковенантинга, особенно на Юго-Западе, были размещены 3000 ополченцев из равнин и 6000 горцев, известных как «Хайлендское войско».

1679 г. Восстание и убийства. Время

Памятник в Эйрдс-Мосс, где Ричард Кэмерон был убит в июле 1680 г.

Убийство архиепископа Шарпа радикалами Ковенантера в мае 1679 г. привело к восстанию, закончившемуся битвой при Мост Ботвелл в июне. Хотя потери на полях сражений были относительно небольшими, более 1200 заключенных были приговорены к транспортировке, причем главным прокурором был лорд-адвокат Роузехо. Также поступали заявления о незарегистрированных неизбирательных убийствах после битвы.

Поражение раскололо движение на умеренных и экстремистов во главе с Дональдом Каргиллом и Ричардом Кэмероном, который издал Декларацию Санкухара в июне 1680 года. В то время как Covenanters ранее заявляли, что возражают только против государственной религиозной политики, это отвергает любую преданность Чарльзу или его католическому брату Джеймсу. Приверженцы были известны как камеронианцы, и, хотя их было относительно небольшое меньшинство, смерть Кэмерона, его брата и Каргилла вызвала у них большую симпатию.

Шотландские законы о наследовании и испытании 1681 года заставили их подчиниться У монарха было юридическое обязательство «независимо от религии», но взамен он подтвердил примат кирка «в нынешнем виде». Это исключало ковенантеров, которые хотели восстановить структуру, существовавшую в 1640 году. Ряд правительственных деятелей, в том числе Джеймс Далримпл, главный юрист и Арчибальд Кэмпбелл, 9-й граф Аргайл возражал против несоответствий в законе и отказался присягать. Аргайл был признан виновным в государственной измене и приговорен к смертной казни, хотя он и Далримпл бежали в Голландскую республику.

Камероняне теперь были организованы более формально как «Объединенные общества»; оценки их численности варьируются от 6 000 до 7 000, в основном сконцентрированные в Аргайлшире. Под руководством Джеймса Ренвика в 1684 г. копии Апологетической декларации были развешаны в разных местах, фактически объявляя войну правительственным чиновникам. Это привело к периоду, известному в протестантской историографии как «Время убийства »; Тайный совет Шотландии санкционировал внесудебную казнь всех участников Ковенантера, пойманных с оружием в руках, - политика, проводимая войсками под командованием Джона Грэма, 1-го виконта Данди. В то же время лорд Розехо принял французскую практику суда и казни в тот же день для боевиков, которые отказались принести клятву верности королю.

Несмотря на католицизм, Яков VII стал королем в апреле 1685 года при широкой поддержке., в основном из-за опасений гражданской войны, если его обойдут, и противодействия возобновлению прошлых разногласий внутри Кирка. Эти факторы способствовали быстрому поражению восстания Аргайлла в июне 1685 года; в попытке расширить свою привлекательность в его манифесте не упоминалось о Пакте 1638 года. В результате Ренвик и его последователи отказались поддержать его.

Славная революция и поселение 1690 г.

Камеронианцы в битве при Данкельде, август 1689 г.

Главный фактор в поражении восстания Аргайлла было желание стабильности внутри кирка. Выпуская в 1687 году «Посвященные снисхождению» письма диссидентским пресвитерианам, Джеймс пригрозил возобновить эти дебаты и подорвать свою собственную епископальную базу. В то же время он исключил Общество Людей и создал еще одного мученика Ковенантера казнью Ренвика в феврале 1688 года.

В июне 1688 года два события превратили инакомыслие в кризис: рождение Джеймса Фрэнсис Эдвард 10 июня создал католического наследника, за исключением протестантской дочери Джеймса Марии и ее мужа Вильгельма Оранского. Судебное преследование семи епископов казалось, вышло за рамки терпимости к католицизму и привело к нападению на епископальный истеблишмент; их оправдание 30 июня подорвало политический авторитет Джеймса . Представители английского политического класса пригласили Уильяма занять английский трон; когда он приземлился в Бриксхэме 5 ноября, армия Джеймса покинула его, и 23 декабря он уехал во Францию.

Эмблема «Неопалимая Купина» Шотландской церкви с девизом «Все же не был поглощен "

Шотландская конвенция, избранная в марте для определения поселения на шотландском престоле, находилась под властью сторонников Ковенантера. 4 апреля он принял «Претензию о праве» и «Статьи о жалобах», согласно которым Джеймс лишился короны своими действиями; 11 мая Уильям и Мэри стали соправителями Шотландии. Хотя Уильям хотел сохранить епископов, роль, которую сыграли Ковенантеры во время восстания якобитов 1689, включая защиту Камеронианцами Данкельда в августе, означала, что их взгляды возобладали в политическом урегулировании, которое последовал. Генеральная Ассамблея собралась в ноябре 1690 года впервые с 1654 года; еще до его созыва более 200 епископальных служителей были лишены своей жизни.

Ассамблея снова ликвидировала епископство и создала две комиссии для юга и севера Тая, которые в течение следующих 25 лет удалили почти две - трети всех министров. Чтобы компенсировать это, почти сотня священников вернулась в кирк в актах индульгенции 1693 и 1695 годов, в то время как другие были защищены местными дворянами и сохранили свои позиции до смерти по естественным причинам.

После урегулирования 1690 года, небольшое меньшинство Объединенных обществ последовало за лидером Камерона Робертом Гамильтоном в отказе снова войти в кирк. Они продолжали действовать как неформальное объединение до 1706 г., когда Джон М'Миллан был назначен министром; в 1743 году он и Томас Нэрн основали реформатскую пресвитерианскую церковь Шотландии. Хотя церковь существует до сих пор, подавляющее большинство ее членов присоединились к Свободной церкви Шотландии в 1876 году.

Наследие

Мемориалы

Памятник мученикам Грейфрайарс Киркьярд

Могилы и мемориалы Ковенантера из «Времени убийств» стали важными в увековечивании политического послания, первоначально принадлежавшим небольшому меньшинству Объединенных обществ, остававшимся вне кирка. В 1701 году их собрание взяло на себя обязательство восстановить или отметить могилы умерших; многие из них можно было найти в отдаленных местах, так как правительство того времени сознательно стремилось избежать создания мест паломничества.

'«Старая смертность », роман сэра Вальтера Скотта 1816 г. персонаж, который проводит время, путешествуя по Шотландии, обновляя надписи на могилах Ковенантера. В 1966 году была создана Шотландская мемориальная ассоциация Ковенантер, которая поддерживает эти памятники по всей Шотландии. Один из самых известных - храм, воздвигнутый в Грейфрайарс Киркьярд в 1707 году, в память о 18000 мучеников, убитых с 1661 по 1680 год.

В 1721 и 1722 годах Роберт Водроу опубликовал книгу «The История страданий церкви Шотландии от Восстановления до революции, подробно описывающая преследования движения Ковенантер с 1660 по 1690 год. Эта работа будет выдвинута снова, когда элементы в церкви Шотландии почувствуют, что она страдает от государственного вмешательства. как во время развала 1843 года.

Covenanters в Северной Америке

На протяжении 17 века общины Covenanter основывались в Ирландии, в основном в Ольстере ; по разным причинам многие впоследствии перебрались в Северную Америку. В 1717 году Уильям Теннент переехал со своей семьей в Филадельфию, где он позже основал Лог-колледж, первую пресвитерианскую семинарию в Северной Америке.

В Северной Америке многие бывшие ковенантеры присоединились к реформатской пресвитерианской церкви Северной Америки, которая была основана в 1743 году. Они были одними из самых активных борцов за независимость от Великобритании и в большом количестве добровольно пошли на службу в качестве солдат в революционные армии; в 1800 году реформатская церковь проголосовала за запрет рабовладения среди своих членов.

Примечания

Ссылки

Источники

  • Бейкер, Дерек (2009). Раскол, ересь и религиозный протест. Издательство Кембриджского университета. ISBN 0521101786. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Кристи, Дэвид (2008). Библия и меч; вклад Камеронии в Свобода религии (PHD). University of Stellenbosch. Проверено 4 августа 2020 г.
  • Карри, Джанетт (2009). История, агиография и фальшивые истории: изображения шотландских ковенантеров в художественной и художественной литературе. тексты с 1638 по 1835 год (доктор философии). Стерлингский университет. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Де Крей, Гэри С. (2007). Реставрация и революция в Великобритании. Palgrave. ISBN 978-0333651049.
  • Dow, FD (1979). Cromwellian Scotland 1651-1660. John Donald. ISBN 978-0859765107.
  • EPH. "Log College". Explorepahistory.com. Проверено 4 августа 2020 г.
  • Эрскин, Кэролайн (2009). «Участники восстания Пентленда». Оксфордский словарь национальной биографии (онлайн-изд.). Oxford University Press. doi : 10.1093 / ref: odnb / 98249. CS1 maint: ref = harv (ссылка ) (Подпись или членство в публичной библиотеке Великобритании требуется.)
  • Фургол, Э.М. (1983). Религиозные аспекты армий Шотландского соглашения, 1639-51 гг. (PHD). Оксфордский университет.
  • Харрис, Тим (2014). Восстание: первые британские короли Стюартов, 1567–1642. ОУП. ISBN 978-0199209002. CS1 maint: ref = harv (link )
  • Тим Харрис (2007). Революция; Великий кризис британской монархии 1685-1720. Penguin. ISBN 0141016523. CS1 maint: ref = harv (link )
  • Holfelder, Kyle (1998). Фракционализм в Кирке во время Кромвельское вторжение и оккупация Шотландии, 1650–1660: Противоречие между протестующими и решающими (PHD). Университет Эдинбурга.
  • Джардин, доктор Марк. «Казнь Ричарда Рамбольда в Эдинбурге, 1685». History of the Covenanters. Проверено 5 августа 2020 года.
  • Kennedy, Allan (2014). Goating Gaeldom: The Scottish Highlands and the Restoration State, 1660-1688. Brill.
  • Lee, Maurice (1974). "Джеймс VI и возрождение епископства в Шотландии: 1596–1600 ». История церкви. 43 (1). JSTOR 3164080.
  • Mackie, JD; Lenman, Bruce; Паркер, Джеффри (1986). История Шотландии. Книги Hippocrene. ISBN 978-0880290401. CS1 maint: ref = harv (link )
  • Маклауд, Дональд (2009). «Влияние кальвинизма на политику». Богословие в Шотландии. XVI (2). CS1 maint: ref = harv (link )
  • Main, David. «Истоки шотландской епископальной церкви». St Ninians Castle Douglas. Проверено 17 июля 2020 г.
  • M'Crie, Thomas (1875). История шотландской церкви: от Реформации до разрушения. Blackie Son.
  • McDonald, Alan (1998). The Jacobean Кирк, 1567–1625: Суверенитет, Государство и Литургия. Routledge. ISBN 185928373X. CS1 maint: ref = harv (link )
  • McMillan, William ( 1950). «The Covenanters after Revolution 1688». Scottish Church History Society. Проверено 25 августа 2018 г.
  • Мелвилл, Джеймс (1842 г.). Питкэрн, Роберт (ред.). Автобиография и Дневник г-на Джеймса Мелвилла с продолжением дневника (изд. 2015 г.). Arkose Press. ISBN 1343621844. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Митчисон, Розалинд; Фрай, Питер; Фрай, Фиона (2002). История Шотландии. Рутледж. ISBN 978-1138174146. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Моррил л, Джон (1990). Оливер Кромвель и английская революция. Лонгман. ISBN 0582016754. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Маллан, Дэвид (2000). Шотландское пуританство, 1590–1638. Oxford University Press. ISBN 0-19-826997-8.
  • RPCNA. "Convictions;". Reformed Presbyterian Church of North America. Проверено 4 августа 2020 г.
  • Rees, Джон (2016). The Leveler Revolution. Verso. ISBN 978-1784783907. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Робертсон, Барри (2014)). Роялисты в войне в Шотландии и Ирландии, 1638–1650 гг. Ashgate. ISBN 978-1409457473. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Ройл, Тревор (2004 г.). Гражданская война: Войны трех королевств 1638–1660 (изд. 2006 г.). Абакус. ISBN 978-0-349-11564-1. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • SCMA. "Edinburgh Greyfriars Memorial". Covenanter.org. Дата обращения 4 августа 2020 г.
  • Стивен, Джеффри (2010). «Шотландский национализм и стюартский юнионизм». Журнал британских исследований. 49 (1, Scottish Special).
  • Уоллес, Валери. «R адикальные предметы: надгробия Ковенантера как политический протест ». Историческая мастерская. Проверено 4 августа 2020 г.
  • Уэбб, Стивен (1999). Переворот лорда Черчилля: англо-американская империя и славная революция. Syracuse University Press.
  • Веджвуд, CV (1958). Королевская война, 1641–1647 (изд. 2001 г.). Пингвин Классика. ISBN 978-0141390727. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Вормолд, Дженни (2018). Корт, Кирк и сообщество: Шотландия, 1470–1625. Edinburgh University Press. ISBN 978-0748619399.

Библиография

External links

Последняя правка сделана 2021-05-16 07:09:38
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте