Джеральд Уэльский

редактировать

Джеральд Уэльский
Статуя в соборе Святого Давида Статуя в Соборе Святого Давидса
РодилсяДжеральд де Барри. ок. 1146. Замок Мэнорбьер, Пембрукшир, Уэльс
Умерок. 1223 (возраст около 77). вероятно Герефорд, Англия
Род занятийСвященник
ЯзыкЛатинский
НациональностьКамбро- Норман
Alma materПарижский университет
Известные трудыTopographia Hibernica. Itinerarium Cambriae. Descriptio Cambriae. De Principis Instructione

Джеральд Уэльский (Латинский : Giraldus Cambrensis; валлийский : Gerallt Gymro; французский : Джеральд де Барри; ок. 1146 - ок. 1223) был кембро-нормандцем архидиакон Брекона и историк. Как королевский клерк у короля и двух архиепископов, он много путешествовал и много писал. Он учился и преподавал во Франции, несколько раз посещал Рим, встречаясь с Папой. Он был назначен на несколько епископств, но отказался от них в надежде стать епископом Святого Давидса, но безуспешно, несмотря на значительную поддержку. Его последним постом был титул архидиакон Брекона, из которого он ушел в академическую учебу до конца своей жизни. Большая часть его сочинений сохранилась.

Содержание

  • 1 Жизнь
    • 1.1 Ранние годы
    • 1.2 Путешествия
    • 1.3 Попытки стать епископом Святого Давидса
    • 1.4 Дальнейшая жизнь
  • 2 Работы
    • 2.1 Список работ
      • 2.1.1 Утраченные произведения
      • 2.1.2 Онлайн-издания
  • 3 В популярной культуре
  • 4 См. Также
  • 5 Ссылки
    • 5.1 Цитирование
    • 5.2 Библиография
  • 6 Внешние ссылки

Жизнь

Ранняя жизнь

Замок Manorbier, место рождения Джеральда Уэльского

Родился ок. 1146 at Manorbier Castle в Пембрукшире, Уэльс, Джеральд имел смешанное нормандское и валлийское происхождение. Джеральд был младшим сыном Уильяма Фицодо де Барри или Барри, общего предка семьи Де Барри из Ирландии, вассала Арнульфа де Монтгомери и Джеральда де Виндзора и один из самых могущественных англо-норманнов баронов в Уэльсе. Его матерью была Ангарад Фицджеральд, дочь Джеральда ФицВолтера из Виндзора, констебля замка Пембрук, и его жена Нест ферч Рис, дочь Риса. ап Тевдур, последний король Южного Уэльса. Через свою мать Ангарад Джеральд был племянником Дэвида фитцджеральда, епископа Сент-Дэвидса, а также внучатым племянником Граффида, сына Риса, сына и наследника Риса, сына Тевдура., и двоюродный брат Риса, сына Грифида, знаменитого Арглвидда Риса и его семьи.

Джеральд получил начальное образование в бенедиктинском доме Глостер, после чего учился в Париже с ок. 1165–74, где он изучал тривиум. Его нанимал Ричард Дуврский, архиепископ Кентерберийский, в различных церковных миссиях в Уэльсе, где он отличился своими усилиями по устранению предполагаемых нарушений кровного родства и налогового законодательства, процветающего в валлийская церковь того времени. В 1174 году он был назначен архидиаконом Брекона, к которому была пристроена резиденция в Лланддью. Он получил эту должность, сообщив о существовании любовницы предыдущего архидиакона; мужчина был быстро уволен. Управляя этим постом, Джеральд собирал десятую часть шерсти и сыра с населения; доход от архидиаконства поддерживал его на долгие годы.

После смерти его дяди, епископа Святого Давидса, в 1176 году капитул назначил Джеральда своим преемником. У Сент-Дэвидса была долгосрочная цель - стать независимым от Кентербери, и капитул мог подумать, что Джеральд был тем человеком, который возьмется за его дело. Король Англии Генрих II, только что переживший борьбу с архиепископом Томасом Бекетом, сразу же отверг Джеральда, возможно, из-за его валлийской крови и связей с правящей семьей Деейбарта заставил его казаться неприятной перспективой в пользу одного из его нормандских вассалов, Питера де Лея. По словам Джеральда, король сказал в то время: «Королю или архиепископу не нужно и нецелесообразно, чтобы человек большой честности или силы стал епископом Святого Давида, из опасения, что Корона и Кентербери должен пострадать от этого. Такое назначение только укрепит валлийцев и повысит их гордость ". Глава согласился с решением; и Джеральд, разочарованный результатом, ушел в Парижский университет. Из c. 1179-8, он изучал и преподавал каноническое право и богословие. Он вернулся в Англию и еще пять лет изучал богословие. В 1180 году он получил незначительное назначение от епископа Святого Давида, которое вскоре ушел в отставку.

Путешествие

Джеральд стал королевским клерком и капелланом короля Англии Генриха II в 1184 году, первый действующий посредник между короной и принцем Рис, сын Грифида. Он был выбран, чтобы сопровождать одного из королевских сыновей, Иоанна, в 1185 г. Это стало катализатором его литературной карьеры; его работа Topographia Hibernica (впервые изданная в виде рукописи в 1188 году и пересматриваемая еще по крайней мере четыре раза) представляет собой отчет о его путешествии в Ирландию; Джеральд всегда называл это своей топографией, хотя «история» - более точный термин. Вскоре после этого он продолжил рассказ о завоевании Генрихом Ирландии, Expugnatio Hibernica. Обе работы были пересмотрены и добавлены несколько раз перед его смертью и демонстрируют заметную степень знания латинского языка, а также большое количество предубеждений против иностранцев. Джеральд гордился тем, что был связан с некоторыми из норманнских захватчиков Ирландии, такими как его дядя по материнской линии Роберт Фицстефен и Раймонд Фитцджеральд, а также его влиятельная книга, в которой ирландцы изображались варварскими дикарями, дает важное представление об англо-нормандских взглядах на Ирландию и истории вторжения.

Продемонстрировав таким образом свою полезность, Джеральд был выбран для сопровождения архиепископа Кентерберийского, Болдуина Фордского в поездке по Уэльсу в 1188 г. кампания вербовки для Третьего крестового похода. За его рассказом об этом путешествии Itinerarium Cambriae (1191) в 1194 году последовало Descriptio Cambriae. Две его работы по Уэльсу остаются очень ценными историческими документами, полезными для их описаний, однако ненадежный и склонный к идеологии, прихоти и своему уникальному стилю - валлийской и нормандской культуры. Неизвестно, был ли Джеральд говорящим на валлийском ; хотя он цитирует валлийские пословицы и, кажется, знаком с языком, он, похоже, не использовался в качестве переводчика в экспедиции.

Как королевский клерк, Джеральд лично наблюдал за важными политическими событиями, и ему предложили встречи как епископства Вексфорд и Лейлин, и, по-видимому, немного позже епископство Оссори и архиепископство Кашел, а позже валлийское епископство Бангор, а в 1191 году - Лландафф. Он отказал им всем, возможно, в надежде получить более видное епископство в будущем. Он был знаком с Уолтером Мэпом, чья карьера имеет некоторое сходство с карьерой Джеральда. Уйдя с королевской службы, он жил в Линкольне с ок. С 1196 по 1198 год, когда его друг Вильгельм де Монтибус был теперь канцлером собора. Именно в этот период, вероятно, впервые был написан De Principis Instructione - полезный исторический источник о современных событиях. Это было влиятельное произведение в то время, распространяющее, например, легенду об измене Мак-Альпина. Здесь Джеральд часто критикует правление анжуйских королей, в отличие от его более раннего восхваления Генриха II в Topographia. Он также написал жизнь Святого Хью Линкольна.

Попытки стать епископом Святого Давида

Собор Святого Давидса сегодня

После смерти Петра де Леи в 1198 г. Святой Давидс снова назначил Джеральда на епископство; но Хуберт Вальтер, архиепископ Кентерберийский, отказался в подтверждении. Представители каноников последовали за Ричардом I во Францию, но прежде, чем они смогли взять у него интервью, он умер; его преемник, король Иоанн, любезно принял их и разрешил провести выборы. Они были единодушны в выборе Джеральда, и Джеральд был избранным епископом в течение большей части следующих четырех лет; и, поскольку Хуберт все еще отказывался подтвердить выборы, Джеральд отправился в Рим, чтобы подтвердить свое избрание, где у него было интервью с Папой Иннокентием III. Он посетил Рим трижды (1199–1200; 1201; 1202–3) в поддержку своих заявлений. В 1198 году архиепископ, однако, ожидал, что он и его агенты в Риме подорвали дело Джеральда, и, поскольку папа не был убежден, что святой Давидс независим от Кентербери, миссия Джеральда оказалась неудачной. Джеральд защищал не только свое собственное дело, но и дело Святого Давида как митрополита архиепископства (и, следовательно, того же статуса, что и Кентерберийский), возрождая более ранние утверждения Райгифарха и Епископ Бернард Сент-Дэвидс. Именно в связи с этим он написал свои книги «De jure Menevensis Ecclesiâ» и «De Rebus a Se Gestis». Джеральд вернулся, и его дело теперь поддержали принцы Уэльских, в первую очередь Лливелин Великий и Грифид, сын Риса II, в то время как король Джон, часто находившийся в конфликте с валлийцами, горячо поддерживал дело архиепископа Кентерберийского. В 1202 году Джеральда обвинили в подстрекательстве валлийцев к восстанию и предали суду, но суд ни к чему не привел из-за отсутствия главных судей. После этой долгой борьбы капитул святого Давида покинул Джеральда и, будучи вынужденным покинуть Уэльс, бежал в Рим. Порты для него были закрыты, поэтому он ехал тайно. В апреле 1203 года папа Иннокентий III отменил оба выбора и был назначен на престол Святого Давида, несмотря на напряженные усилия Джеральда. Возвращаясь во Францию, он был ненадолго заключен во Франции за эти действия. Впоследствии он примирился с королем и был вынужден дать клятву никогда больше не поддерживать примат Святого Давида над Кентербери. Расходы, связанные с его неудачным избранием, были оплачены короной. Джеральд утверждал, что страх перед тем, как его назначение окажет влияние на национальную политику Уэльса, помешал его назначению. Известно, что он жаловался в письме Иннокентию III : «Разве я валлийский гражданин, должен ли меня лишать права занимать должности в Уэльсе?» На тех же основаниях поступили бы и англичанин в Англии, француз во Франции и итальянец. в Италии. Но я произошел от принцев Уэльских и баронов маршей, и когда я вижу несправедливость в той или иной расе, я это ненавижу ". В этот момент он оставил свой пост архидиакона Брекона.

Более поздняя жизнь

Джеральд провел остаток своей жизни в академических исследованиях, скорее всего, в Линкольне, создавая религиозные наставления и политику, и пересматривая работы по Ирландии и Уэльсу, которые он написал ранее в его жизни. Он провел два года (1204–1206 гг.) В Ирландии со своими родственниками и совершил четвертый визит в Рим в 1206 году исключительно в качестве паломничества. Споры вокруг святого Давида испортили его отношения с короной. В 1216 г. он тепло приветствовал план баронов поставить Людовика VIII Французского на трон Англии в Первой войне баронов. Он умер примерно в 1223 году на 77-м году жизни, вероятно, в Херефорде. По некоторым данным, он похоронен в Соборе Святого Давидса.

Есть статуя, Генри Пула Джеральда в Мэрии Кардиффа, и он был включен в голосование по 100 валлийским героям за его Descriptio Cambriae и Itinerarium Cambriae. Его репутация в Ирландии из-за его негативного отношения к ирландцам гораздо менее дружелюбна.

Работы

Произведения Джеральда на латыни хорошего качества, основанные на глубоком знании классических авторов, отражают опыт, полученный во время его путешествий, а также его прекрасное знание стандартных авторитетов. Его уважали как ученого и в свое время, и после. Известный ученый Эдвард Огастес Фримен в своей книге Norman Conquest сказал, что он был «отцом сравнительной филологии», а в предисловии к последнему тому сочинений Джеральда в серии Rolls, он называет его «одним из самых образованных людей ученого возраста», «универсальным ученым». Его сочинения были многочисленны, насчитывая около десяти томов в современных печатных изданиях. Джеральд был человеком сильных убеждений, чьи работы часто полемичны, включая ожесточенные нападки на его врагов, но он также проявлял сильное любопытство, фиксируя много ценных деталей повседневной жизни в своих этнографических работах.

Сегодня общепринято, что его самые выдающиеся работы - это те, которые касаются Уэльса и Ирландии, и его две книги о его любимом Уэльсе самые важные: Itinerarium Cambriae и Descriptio Cambriae, которые много рассказывают нам об истории и географии Уэльса. и размышлять о культурных отношениях между валлийцами и англичанами. Джеральд, несмотря на его стремление к независимой валлийской церкви и восхищение некоторыми частями валлийской жизни, был очень верен правлению Нормана Марчера, считая норманнов более цивилизованными, чем валлийцы, и это чувство отражено в его трудах. Профессор Дэвис сообщает нам, что Джеральд, которого он называет «замечательным рассказчиком», является единственным источником некоторых из самых известных валлийских народных сказок, включая рассказ старика Пенкадера Генри II, в котором завершается Descriptio Cambriae:

Эта нация, о царь, теперь может, как и в прежние времена, подвергаться преследованиям и в значительной степени ослабляться и уничтожаться вашей и другими силами, и она также победит своими похвальными усилиями, но это никогда не может быть полностью подавлено гневом человека, если гнев Божий не согласуется. Я также не думаю, что какой-либо другой народ, кроме этого Уэльса, или любой другой язык, что бы ни случилось в будущем, в день сурового испытания перед Верховным судьей ответит за этот уголок земли.

Это было так. Джеральд, который также писал (о валлийцах), что «если бы они были неразлучны, они были бы непреодолимыми», и что, в отличие от английских наемников, которые борются за власть или добычу или богатство, валлийские патриоты борются за свою страну. У него тоже было много приятных слов о поэтических талантах своего народа:

В своих рифмованных песнях и устных речах они настолько тонки и изобретательны, что создают на своем родном языке украшения из чудесных и изысканных изобретений как в народе, так и в мире. слова и предложения... Они используют аллитерацию вместо всех других украшений риторики, и того особого вида, который соединяется созвучием первых букв или слоги слов.

Джеральд не мог предсказать более позднее совершенство синханедд, сложной системы звуковых соответствий, которая характеризовала строгую поэзию валлийцев на протяжении многих столетий и которая до сих пор остается практикуется сегодня, особенно на соревнованиях на стул eisteddfod. Синханедд не стал формальной системой со строгими правилами до четырнадцатого века, но ее уникальные валлийские формы были отточены за столетия до этого.

Наконец, в Descriptio Cambriae Джеральд написал следующие слова, которые вызывают огромную гордость у валлийских певцов сегодняшнего дня, особенно тех, кто участвует в чрезвычайно популярных фестивалях Cymanfaoedd Canu (пение гимнов), проводимых в Уэльсе и Северной Америке. :

На своих музыкальных концертах они поют не в унисон, как жители других стран, а во многих разных частях... Вы услышите столько разных частей и голосов, сколько есть исполнителей, которые все в конечном итоге объединяются органической мелодией.

Другая часть вышеупомянутой работы, однако, менее позитивна. По словам Джеральда, «внимание к порядку теперь требует, чтобы в этой второй части мы использовали перо, чтобы указать на те особенности, в которых оно, кажется, нарушает линию добродетели и похвалы». Дэвид Пауэл опубликовал сокращенную версию Itinerarium Cambriae и Descriptio Cambriae в 1585 году, опуская негативные комментарии Джеральда о валлийцах. Из-за переводов на английский, первый был сделан сэром Ричардом Кольтом Хоаром, Барт., а также другими переводами, такими как Everyman's Library и Penguin Classics, Gerald's работы по Уэльсу хорошо известны сегодня.

В сочинении Джеральда об Ирландии его любовь к музыке также очень очевидна.

Глава XI Отличия III (Topographia Hibernica, О несравненном мастерстве ирландцев в игре на музыкальных инструментах): Единственное, к чему, как я считаю, этот народ относится похвально, - это игра на музыкальных инструментах; в котором они несравненно более искусны, чем любой другой народ, которого я когда-либо видел. Потому что их модуляция на этих инструментах, в отличие от привычной мне британской, не медленная и резкая, а живая и быстрая, а гармония одновременно сладкая и веселая. Удивительно, что при таком сложном и быстром движении пальцев музыкальные пропорции могут быть сохранены... Однако следует отметить, что и Шотландия, и Уэльс стремятся соперничать с Ирландией в музыкальном искусстве......

Работы Джеральда об Ирландии, хотя и бесценны из-за их детализации, явно предвзяты и подвергались нападкам со стороны ирландских писателей, таких как Стивен Уайт. Следующий отрывок из его Topographia Hibernica показывает, почему ирландцы не всегда могут быть слишком очарованы взглядами Джеральда:

Отличие III * Глава XXXV (О числе людей в этой стране, имеющих телесные дефекты): Более того, я никогда не видел в любой другой стране так много людей, рожденных слепыми, так много хромых, искалеченных или имеющих какой-либо естественный дефект. Лица тех, кто хорошо сформирован, действительно удивительно хороши, лучше некуда; но поскольку те, кто одарены дарами природы, вырастают чрезвычайно красивыми, те, от кого она отказывает в них, ужасно уродливы. Неудивительно, что среди людей, совершающих прелюбодеяние и кровосмеси, у которых и рождение, и браки незаконны, нация вне закона, сама природа должна быть порочно испорчена извращенными привычками. Может показаться, что справедливыми суждениями Бога природа иногда создает такие объекты вопреки ее собственным законам, чтобы тем, кто не будет должным образом относиться к Нему в свете своей собственной совести, часто приходилось оплакивать свои лишения перед землей. внешний вид и телесный дар зрения.

Джеральд был проницательным и наблюдательным исследователем естествознания, но ценность его наблюдений снижается из-за легковерия и неспособности отличить факты от легенды. Он дает яркое и точное описание последней колонии евразийского бобра в Уэльсе на Тейфи, но портит ее, повторяя легенду о том, что бобры кастрируют себя, чтобы избежать опасности. Точно так же он дает хорошее описание ловли скопы, но добавляет мифическую деталь о том, что у птицы одна перепончатая лапа. Его описание ирландской дикой природы было предметом множества отрицательных комментариев из-за его неточностей и вымыслов, но, тем не менее, несмотря на свои недостатки, оно дает важное представление об ирландской фауне 1180-х годов. Несомненно, в книге есть ценные сведения об ирландских птицах: хотя обыкновенный зимородок сейчас распространен в Ирландии, Джеральд ясно заявляет, что в его время его там не встречали: с другой стороны, белоголовый Диппер, которого он, очевидно, раньше не видел, был очень распространен в Ирландии. Он также наблюдал большое количество хищных птиц в Ирландии, в том числе беркут и перепелятник, которых, по его словам, было больше в Ирландии, чем в Англия.

Список работ

Рисунок дяди Джеральда де Барри, Мориса Фитцджеральда, лорда Ланстефана, из рукописи Expugnatio Hibernica.

Утраченные произведения

  • Vita sancti Karadoci ("Жизнь Святого Карадока ")
  • De fidei fructu fideique defectu
  • Totius Kambriae mappa (" Карта всего Уэльса ", гр. 1205)

Онлайн-издания

В популярной культуре

См. также

Ссылки

Цитаты

Библиография

  • Автобиография Giraldus Cambrensis tr. Х. Э. Батлер. Лондон: Кейп, 1937.
  • Джеральд Уэльский, Gemma ecclesiastica: The Jewel of the Church: A Translation of Gemma Ecclesiastica, trans. Джон Дж. Хаген. Лейден: Brill, 1979.
  • Джеральд Уэльский, Giraldi Cambrensis Opera, изд. Джон С. Брюэр, Джеймс Ф. Димок и Джордж Ф. Уорнер. Лондон: Лонгман, Грин, Лонгман и Робертс, 1861–1891, репр. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2002. [на латыни.]
  • Джеральд Уэльский, Путешествие по Уэльсу и Описание Уэльса тр. Льюис Торп. Harmondsworth: Penguin, 1978. ISBN 0-14-044339-8
  • Джеральд Уэльский, История и топография Ирландии tr. Джон Дж. О'Мира. Harmondsworth: Penguin, 1982. ISBN 0-14-044423-8
  • Джеральд из Уэльса, изд. Speculum Duorum. Ив Лефевр и Р. К. Гюйгенс, тр. Брайан Доусон. Кардифф: University of Wales Press, 1974. ISBN 0-7083-0544-X
  • Кэтрин Херлок, Уэльс и крестовые походы, ок. 1095-1291, Кардифф: Университет of Wales Press 2011 ISBN 9-7807-08324-271 Книга

Внешние ссылки

Викицитатник содержит цитаты, связанные с: Джеральд Уэльский
валлийский священник XII и XIII веков, писатель и историк
Последняя правка сделана 2021-05-21 05:59:16
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте