В славянской религиозной традиции, Домовой (рус. : Домово́й, буквально «Домашний хозяин» ; также пишется Domovoi, Domovoj и известен как польский : Domowik или сербский и украинский : Домовик, романизированный : домовик) - домашний бог данного рода. Они являются обожествленными прародителями, то есть первоисточниками родовых предков. По мнению русского фольклориста Е.Г. Кагарова, Домовой - олицетворение всевышнего Жезла в микромире. родства. Иногда у него есть женский аналог, Домания, богиня домашнего хозяйства, хотя чаще всего он единственный бог. Домовой выражает себя как ряд других духов дома в своих различных функциях.
Термин «Домовой» происходит от индоевропейский корень * dom, который является общим для многих слов в семантическом поле «обитель», «область» в индоевропейских языках (ср. латинское domus, «дом»). Домовых сравнивают с римскими Ди Пенатами, гениями семьи. Гельмольд (c.1120–1177) в его Chronica Slavorum, намекает на широко распространенное поклонение пенатам среди эльбских славян. В Chronica Boemorum Cosmas of Prague (c.1045–1125) написано, что Чех, один из трех мифических предков славян, принес статуи пенатов на своих плечах, чтобы новую страну и, отдыхая на горе Рцип, сказал своим товарищам:
Вставайте, добрые друзья, и сделайте подношение своим пенатам, потому что именно их помощь привела вас в эту новую страну, предназначенную для Ты судьбой давным-давно.
Считается, что Домовой защищает благополучие родственников во всех его аспектах. Они очень заботятся о детях и животных в доме, постоянно заботясь о них. Эти боги часто изображаются борющимися друг с другом, чтобы защитить и способствовать благополучию своих сородичей. Считается, что в такой войне Домовой из семьи, которая в конечном итоге победит, завладевает домом побежденных соперников.
Считается, что они разделяют радости и горести семьи и могут предчувствовать и предупреждать о будущих событиях, таких как неминуемая смерть родственника, бедствия, войны или другие бедствия, которые угрожают благополучию родственников. Домовой злится и раскрывает свой демонический аспект, если семья испорчена плохим поведением и языком. В этом случае бог может даже уйти и оставить род без защиты от болезней и бедствий.
Домовой обычно изображают в виде седого старика с блестящими глазами. Он может проявляться в виде животных, таких как кошки, собаки или медведи, но также как хозяин дома или умерший предок данной семьи, иногда с хвостом и маленькими рогами. В некоторых традициях Домовой символизируется змеями. Домашних богов славяне представляли в виде статуэток из глины или камня, которые ставили в нишах у дверей дома, а затем и на каминных полках над духовками. Они были одеты в особую одежду того племени, к которому принадлежал род.
Жертвоприношения в честь Домового практикуются, чтобы заставить его участвовать в жизни семьи, а также умиротворить и примирить его в этом деле. гнева. К ним относятся подношение того, что осталось от ужина, или, в случае сильного гнева, принесение в жертву петуха в полночь и окропление укромных уголков общего зала или двора кровью животного. В противном случае в зале или во дворе предлагают посыпанный солью и завернутый в белую ткань кусок хлеба, в то время как члены рода кланяются в четыре стороны, читая молитвы Домовому.
Домовой - это Считается, что это каким-то образом связано с самим домом, поэтому жертвоприношения также совершаются, когда семья переезжает в новый дом, чтобы пригласить бога поселиться в нем. В этом случае курица и первый кусок хлеба, нарезанный для первого обеда в новом доме, предлагаются богу и хоронятся во дворе, читая формулу:
Наш сторонник, войдите в новый дом поесть. хлеб и повиноваться своему новому хозяину.
Подобные ритуалы практикуются, чтобы пригласить Домового перейти из дома в другой и приветствовать его.
Другие домашние боги, или выражениями Домового, являются:
Некоторые Англоязычные авторы трактуют название «домовой» как «домашний эльф».
славянские языки и их местные формы имеют вариации термина Домовой и альтернативные имена для описания домашнего бога, в том числе:
Женский аналог Доманиа может выглядеть как:
Скульптура Овинника («Дух молельня») работы белорусского скульптора Антона Шипицы из г. на иллюстрации Валерия Слаука
Банник («Банный дух»), Иван Билибин
Кикимора ; Эскиз Александра Головина к костюму для фильма Стравинского Жар-птица
На Викискладе есть материалы, связанные с Домовым. |