Ноты аккорда Тристан не являются чем-то необычным; они могут быть энгармонически переделаны, чтобы сформировать общий полууменьшенный септаккорд. Что отличает аккорд, так это его необычное отношение к подразумеваемой тональности его окружения.
Этот мотив также появляется в тактах 6, 10 и 12, несколько раз позже в произведении и в конце последнего акта.
Значение аккорда Tristan заключается в его отходе от традиционной тональнойгармонии и даже в сторону атональности. С помощью этого аккорда Вагнер фактически спровоцировал преобладание звука или структуры музыкальной гармонии, чем его функция , понятие, которое вскоре было исследовано Дебюсси и другие. По словам Роберта Эриксона, «аккорд Тристана - это, помимо прочего, идентифицируемый звук, сущность, выходящая за рамки его забавы. эмоциональные качества в тональной организации »(Эриксон 1975, стр. 18).
Анализ
Много было написано о возможных гармонических функциях аккорда Тристана или ведущего голоса, и мотив интерпретировался по-разному. Хотя энгармонически эквивалентен полууменьшенному септаккорду F (F – A ♭ –C ♭ –E ♭), аккорд Тристана также можно интерпретировать по-разному. Nattiez (1990, стр. 219–29) ошибка harvtxt: несколько целей (2 ×): CITEREFNattiez1990 (help ), различает функциональный и нефункциональный анализ аккорд.
Функциональный анализ
Функциональный анализ интерпретировал корень хорды в различных степенях шкалы, ля минор:
Корень - четвертый шкала степени, IV. Аренд интерпретирует это как «модифицированный минорный септаккорд » (Arend 1901,)
F – B – D♯ – G♯ → F – C ♭ –E ♭ –A ♭ → F – B –D – A = D – F – A
в то время как Альфред Лоренц и другие интерпретируют его как увеличенный шестой аккорд F – A – D♯ (D ' Indy 1903, Lorenz 1924–33, Deliège 1979, Gut 1981,), основанный после Римана на трансцендентном принципе, что есть только три функции: тонический, преобладающий и доминантный.
Корень - вторая степень, II (Piston 1987, стр. 426, Goldman 1965, Schoenberg 1954, Schoenberg 1969, стр. 77). Эти теоретики интерпретируют аккорд как Французский шестой аккорд (F – A – B – D♯), основанный на трансцендентном принципе близости на круге квинт с IV находясь дальше II, с G♯ рассматривается как проходящий тон с акцентом.
Аккорд является вторичной доминантой, V / V, и, таким образом, также с тональным корнем на B (Ergo 1912, Курт 1920, Дистлер 1940,). Это благоприятствует пятой части от B до E, рассматривая аккорд как септаккорд с пониженной пятой (B – D♯ (D ♮) –F♯ – A).
Винсент Д'Инди (1903, стр. 117, цитируется в Nattiez 1990, стр. 224 ошибка harvnb: несколько целей (2 ×): CITEREFNattiez1990 (help )) анализирует аккорд как IV аккорд после трансцендентного принципа Римана (как сформулировано Сержем Гутом (Gut 1981, стр. 150): «самая классическая последовательность в мире: тоника, преобладающая, Доминант ") и отвергает идею добавления" пониженной септакты ", устраняет" все искусственные, диссонирующие ноты, возникающие исключительно из мелодического движения голосов и, следовательно, чуждые аккорду ", обнаруживая, что аккорд Тристана" нет ". более чем преобладающий в тональности A, обрушившийся на себя мелодически, гармоническая прогрессия представлена следующим образом:
Музыкальные партитуры временно отключены.
[fr ], независимо, рассматривает G♯ как апподжиатуру к A, описывая это
в итоге принимается только одно разрешение таблица, та, которая берет субдоминанту в качестве корня аккорда, что дает нам, с точки зрения тональной логики, наиболее правдоподобную интерпретацию... эта интерпретация аккорда подтверждается его последующими появлениями в первом периоде Прелюдии : IV хорда остается неизменной; ноты, чуждые этому аккорду, различаются. (Делиэж 1979, стр. 23)
Музыкальные партитуры временно отключены. Аккорды Тристана как апподжатуры переходят в доминанту
Согласно Жаку Chailley (1963, стр. 40), обсуждая Dommel-Diény 1965 harvnb error: no target: CITEREFDommel-Diény1965 (help ) и Gut 1981, п. 149, процитировано в Nattiez (1990, p. 220) harvtxt error: множественные цели (2 ×): CITEREFNattiez1990 (help ), «уходит корнями в простой доминантный аккорд A минор [ми мажор], который включает в себя две апподжатуры, разрешенные обычным образом ". Таким образом, с этой точки зрения это не аккорд, а предвосхищениедоминирующего аккорда в третьем такте. Чейли однажды написал:
хроматизм Тристана, основанный на апподжиатурах и мимолетных заметках, технически и духовно представляет собой апогей напряжения. Я никогда не мог понять, как нелепая идея о том, что Тристан может стать прототипом атональности, основанной на разрушении всех напряжений, могла получить доверие. Эта идея была распространена под руководством (едва ли бескорыстного) Шенберга, до такой степени, что Альбан Берг мог цитировать Тристан Аккорд в Лирической сюите, как своего рода дань уважения предшественнику атональности. Эта любопытная концепция могла возникнуть только как следствие разрушения нормальных аналитических рефлексов, приводящего к искусственному выделению совокупности, частично состоящей из иностранных нот, и рассмотрения ее - абстракции вне контекста - как органического целого.. После этого становится легко убедить наивных читателей, что такое агрегирование ускользает от классификации в терминах учебников гармонии. (Chailley 1963, стр. 8)
Нефункциональный анализ
Нефункциональный анализ основан на структуре (а не на функции) и характеризуется как вертикальная характеристика или линейный анализ.
Вертикальные характеристики включают интерпретацию основного тона аккорда как на седьмой ступени (VII) (Ward 1970, Sadai 1980), F minor (Kistler 1879, Ядассон 1899,).
Линейный анализ включает анализ Носке (1981, стр. 116–17), и Шенкер был первым, кто проанализировал мотив исключительно через мелодические соображения. Шенкер и позже Митчелл сравнивают аккорд Тристана с диссонирующим контрапунктическим жестом из фуги ми минор в Хорошо темперированный клавир, Книга I (ср. Schenker 1925–30, 2: с. 29).
Уильям Митчелл, рассматривая аккорд Тристана с точки зрения Шенкера, не рассматривает G♯ как appoggiatura, потому что мелодическая линия (G♯ – A – A♯ – B) восходит к B, что делает A переходной запиской. Это восхождение на малой трети отражается нисходящей линией (F – E – D♯ – D), спуск на второстепенную треть, что делает D♯, как и A♯, апподжиатурой. Это делает аккорд уменьшенным септаккордом (G♯ – B – D – F).
Серж Гут (1981, стр. 150) утверждает, что «если сосредоточить внимание на мелодическом движении, можно увидеть, как его динамическая сила каждый раз создает ощущение апподжиатуры, что в начале каждого такта создает настроение одновременно лихорадочное и напряженное... таким образом, в мотиве сопрано G♯ и A♯ слышны как appoggiaturas, как F и D♯ в исходном мотиве ». Таким образом, аккорд - это минорный аккорд с добавленным шестым (D – F – A – B) на четвертой степени (IV), хотя он порожден мелодическими волнами.
Аллен Форте (1988, стр. 328) сначала определяет аккорд как атональный набор, 4–27 (полууменьшенный септаккорд ), затем "выберите [ы], чтобы поместить это соображение во второстепенное, даже третичное положение по сравнению с наиболее динамичным аспектом вступительной музыки, который, несомненно, представляет собой крупномасштабное восходящее движение, которое развивается в верхнем голосе в целом линейная проекция аккорда Тристана, перенесенная на третий уровень, g♯′ – b′ – d ″ –f♯ ″.
Шенберг описывает его как «блуждающий аккорд [vagierender Akkord]... он может исходить откуда угодно» (Schoenberg 1911, стр. 284).
Мнение Майрбергера
Подводя итог вышеупомянутому анализу, Наттиз утверждает, что контекст аккорда Тристана - ля минор, и те анализы, которые говорят, что ключ - E или E ♭, «неправильны». Он отдает предпочтение анализу аккорда как второй степени (II). Затем он представляет одобренный Вагнером анализ чешского профессора Карла Майрбергера (1878), который «ставит аккорд на вторую ступень и интерпретирует G♯ как appoggiatura. Но, прежде всего, Майрбергер считает первостепенным притяжение между E и реальным басом F и называет аккорд Тристана Zwitterakkord (неоднозначный, гибридный или, возможно, бисексуальный или андрогинный аккорд), F которого контролируется тональностью Ля минор и D♯ в тональности ми мажор »(Nattiez 1990 ошибка harvnb: несколько целей (2 ×): CITEREFNattiez1990 (help ),).
Реакции и влияния
Музыкальные партитуры временно отключены. Четыре показателя «Прогулка Голливога» из Клода Дебюсси в Детском уголке, что цитата начало оперы
Аккорд и окружающая его фигура достаточно хорошо известны, чтобы их пародировали и цитировали некоторые более поздние музыканты. Дебюсси включает аккорд в обстановку фразы «je suis triste» в своей опере Pelléas et Mélisande (Huebner 1999, стр. 477). Дебюсси также несколько раз в шутку цитирует вступительные такты оперы Вагнера в «Ледяной прогулке Голливогга» из своей фортепианной сюиты Детский уголок (Groos 2011, стр. 163). Бенджамин Бриттен лукаво вызывает это в тот момент в Альберте Херринге, когда Сид и Нэнси колют лимонад Альберта, а затем, когда он его пьет, аккорд «бунтует по оркестру и непочтительно повторяется. сопровождают его икоту »(Howard 1969, стр. 57–58). Пол Лански основал гармоническое содержание своей первой электронной пьесы mild und leise (1973) на аккорде Тристана (Grimshaw). Эта пьеса наиболее известна по сэмплам из песни Radiohead "Idioteque ".
Совсем недавно американский композитор и юморист Питер Шикеле создал танго вокруг этой же фигуры, камерную работу для четырех фаготов под названием Last Tango. в Байройте. Бразильский дирижер и композитор Флавио Чамис написал «Тристанский блюз», сочинение на основе тристанского аккорда. Произведение для губной гармошки и фортепиано было записано на компакт-диске "Especiaria", выпущенном в Бразилии лейблом Biscoito Fino (Anon. 2006).
Anon. 2006. "Especiaria CD: Flávio Chamis ". Веб-сайт Biscoito Fino (архив от 24 августа 2011 г., по состоянию на 16 мая 2014 г.)
Arend, M. (1901). "Harmonische Analyze des Tristan-Vorspiels", Bayreuther Blätter. № 24: 160–69. Цитируется в Nattiez 1990, p. 223 ошибка harvnb: несколько целей (2 ×): CITEREFNattiez1990 (help ).
Бенвард, Брюс и Мэрилин Надин Сакер (2008). Музыка в теории и практике, т. 2. Бостон: McGraw-Hill. ISBN 978-0-07-310188-0.
Chailley, Jacques (1963). Tristan et Isolde de Richard Wagner. 2 тома. Les Cours de Sorbonne. Париж: Centre de Documentation Universitaire. 371>] (1979)
Д'Инди, Винсент (1903). Музыкальный курс композиции, том 1. Париж: Дюран.
help )>Dommel-Diény, Amy. 1965. Douze dialogues d'initiation à l'harmonie classique; suivis de quelques notions de solfège, предисловие Луи Мартина. Париж: Les Editions Ouvrières.
Ergo, E. (1912). "Über Wagners Harmonik und Melodik". Bayreuther Blätter, № 35: 34–41.
Эллис, Марк (2010). Аккорд во времени: эволюция t Он увеличил шестой от Монтеверди до Малера. Фарнем: Ашгейт. ISBN 978-0-7546-6385-0.
Эриксон, Роберт (1975). Звуковая структура в музыке. Окленд, Калифорния: Калифорнийский университет Press. ISBN 0-520-02376-5. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
Форте, Аллен (1988). Новые подходы к линейному анализу музыки. Журнал Американского музыковедческого общества 41, № 2 (лето): 315–48.
Gołąb, Maciej. 1987. «O 'akordzie tristanowskim' u Chopina». Рочник Шопиновский 19: 189 –98. Немецкая версия, как «Über den Tristan-Akkord bei Chopin». Шопеновские этюды 3 (1990): 246–56. Английская версия, как «На аккорде Тристана», в: М. Голомб, Двенадцать этюдов Шопена, Франкфурт-на-Майне 2014: 81-92
Groos, Arthur, ed. (2011). Ричард Вагнер: Тристан и Изольда. Кембридж: Cambridge University Press. ISBN 9780521431385. OCLC 660804858.
[fr ] (1981). "Encore et toujours : 'L'accord de Tristan' ", L'av ant-scène Opéra, №№ 34–35 («Tristan et Isole»): 148–51.
Ховард, Патрисия (1969), Оперы Бенджамина Бриттена: Введение, Нью-Йорк и Вашингтон: Фредерик А. Прегер, Publishers
Huebner, Стивен (1999). Французская опера в Fin de Siècle: вагнеризм, национализм и стиль. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195189544. OCLC 40043694.
Ядассон, Йозеф. 1899. Актуальная организация по медицинскому надзору за проституцией является восприимчивой к амелиорации? Брюссель: [s.n.].
Ядассон, Саломон. 1899a. Erläuterungen der in Joh. Себ. Баховское «Искусство фугаса» увлекает фугены и каноны. Лейпциг: Breitkopf Härtel. Английский как, Анализ фуг и канонов, содержащихся в Joh. Себ. Баха "Искусство фуги". Лейпциг: Breitkopf Härtel, 1899.
Ядассон, Саломон. 1899b. Учебник гармонии. Нью-Йорк: Г. Ширмер.
Ядассон, Саломон. 1899c. Ratschläge und Hinweise für die Instrumentationsstudien der Anfänger. Лейпциг: Breitkopf Härtel.
Ядассон, Саломон. 1899г. Das Wesen der Melodie in der Tonkunst. Лейпциг: Breitkopf Härtel. Das Tonbewusstsein: die Lehre vom musikalischen Hören. Английский как практический курс обучения слуху; или «Руководство по определению относительной и абсолютной высоты звука», переведенное с немецкого Ле Роем Б. Кэмпбеллом. Лейпциг: Breitkopf Härtel, 1899.
Ядассон, Саломон. 1899e. Zur Einführung в J.S. Музыка страстей Баха для евангелистов Матфея. Берлин: Harmonie.
Кистлер, Кирилл (1879), Harmonielehre für Lehrer und Lernende, Opus 44, Мюнхен: W. Schmid.
Лоренц, Альфред Оттокар. 1924–33. Das Geheimnis der Form Рихарда Вагнера, в 4-х томах. Берлин: М. Гессен. Перепечатано, Тутцинг: H. Schneider, 1966.
Mayrberger, Carl. 1878. Lehrbuch der musikalischen Harmonik in gemeinfasslicher Darstellung, für höhere Musikschulen und Lehrerseminarien, sowie zum Selbstunterrichte. Часть 1: «Die diatonische Harmonik in Dur». Прессбург: Густав Хекенаст.
Майрбергер, Карл. 1994 [1881]. «Die Harmonik Рихарда Вагнера an den Leitmotiven aus 'Tristan und Isolde' (1881)», переведено и аннотировано Яном Бентом. В Анализе музыки в девятнадцатом веке, том 1: фуга, форма и стиль, под редакцией Яна Бента, 221–52. Cambridge University Press, 1994. ISBN 978-0-521-25969-9.
Наттиз, Жан-Жак (1990) [1987]. Музыка и дискурс: к семиологии музыки (Musicologie générale et sémiologue). переведена Кэролайн Аббат. Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. ISBN 0-691-02714-5. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
Носке, Фриц Р. (1981). «Мелодические детерминанты in Tonal Structures ». Muzikoloski zbornik Ljubljana / Ljubljana Musicological Annual 17, no. 1: 111–21.
Piston, Walter (1987). Harmony. Отредактировано Марком Девото (5-е изд.). Нью-Йорк: WW Norton Company, Inc. ISBN 978-0-393-95480-7. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
Riemann, Hugo. 1872. "Über Tonalität". Neue Zeitschrift für Musik 68: 443–45, 451–54.
Riemann, Hugo. 1875. Die Hülfsmittel der Modulation: Studie von Dr. Hugo Riemann. Kassel: F. Luckhardt.
Riemann, Hugo. 1877. Musikalische Syntaxis: Grundriss einer harischen Satzbildungslehre, исправленное издание. Лейпциг: Breitkopf und Härtel.
Riemann, Hugo. 1882. "Die Natur der Harmonik". In Sammlung musikalischer Vorträge 40, исправленное издание, edi Автор П. Граф Вальдерзее, 4: 157–90. Лейпциг: Breitkopf Härtel. Английский перевод Джона Комфорта Филмора «Природа гармонии» в его «Новые уроки гармонии», стр. 3–32. Филадельфия: Теодор Прессер, 1887.
Риман, Хьюго. 1883а. Elementar-Musiklehre. Гамбург: К. Греденер и Дж. Ф. Рихтер.
Риман, Хьюго. 1883b. Neue Schule der Melodik: Entwurf einer Lehre des Kontrapunkts nach einer neuen Methode. Гамбург: К. Грэденер и Дж. Ф. Рихтер.
Риман, Хьюго. 1887. Systematische Modulationslehre als Grundlage der musikalischen Formenlehre. Гамбург: J.F. Richter.
Riemann, Hugo. 1893. Opern-Handbuch, второе издание, с дополнением Ф. Стигера. Лейпциг: Кох.
Риман, Гюго. 1895. Präludien und Studien: gesammelte Aufsätze zur Ästhetik, Theorie und Geschichte der Musik, исправленное издание, т. 1. Франкфурт: Беххольд.
Риман, Гюго. 1900. Präludien und Studien: gesammelte Aufsätze zur Ästhetik, Theorie und Geschichte der Musik, исправленное издание, т. 2. Лейпциг: Seemann.
Риман, Хьюго. 1901a. Präludien und Studien: gesammelte Aufsätze zur Ästhetik, Theorie und Geschichte der Musik, vol. 3,. Лейпциг: Seemann. Перепечатка (3 тома в 1), Hildesheim: G. Olms, 1967. Перепечатка (3 тома в 2), Nendeln / Liechtenstein: Kraus Reprint, 1976.
Riemann, Hugo. 1901b. Geschichte der Musik seit Beethoven (1800–1900). Берлин и Штутгарт: В. Спеманн
Риман, Хьюго. 1903. Vereinfachte Harmonielehre oder die Lehre von den tonalen Funktionen der Akkorde, второе издание. Лондон: Augener; Нью-Йорк: Г. Ширмер.
Риман, Хьюго. 1905. "Проблема гармоничного дуализма". Neue Zeitschrift für Musik 101: 3–5, 23–6, 43–6, 67–70
Риман, Хьюго. 1902–13. Grosse Kompositionslehre, переработанное издание, 3 тома. Берлин и Штутгарт: В. Спеманн.
Риман, Гюго. 1914–15. "Ideen zu einer 'Lehre von den Tonvorstellungen'", Jahrbuch der Musikbibliothek Peters 1914–15, 1–26. Перепечатано в Musikhören под редакцией Б. Допхайде, 14–47. Дармштадт: [sn?], 1975. Английский перевод. Автор? в Journal of Music Theory 36 (1992): 69–117.
Риман, Хьюго. 1916. «Neue Beiträge zu einer Lehre von den Tonvorstellungen». Jahrbuch der Musikbibliothek Peters 1916: 1–21.
Риман, Hugo. 1919. Elementar-Schulbuch der Harmonielehre, третье издание. Berlin: Max Hesse.
Riemann, Hugo. 1921. Geschichte der Musiktheorie im 9.–19. Jahrhundert, исправленное издание, 3 тома. Brlin: Max Hesse. Перепечатано, Hildesheim: G. Olms, 1990. ISBN 9783487002569.
Riemann, Hugo.1922. Allgemeine Musiklehre: Handbuch der Musik, девятое издание. Max Hesses Handbücher 5. Berlin: Max Hesse.
Riemann, Hugo. 1929. Handbuch der Harmonielehre, десятое издание, ранее называвшееся Katechismus der Harmonie- und Modulationslehre и Skizze einer neuen Methode der Harmonielehre. Лейпциг: Breitko pf Härtel
Садай, Ижак (1980). Гармония в ее системном и феноменологическом аспектах, перевод Дж. Дэвиса и М. Шлезингера. Иерусалим: Янец.
Шенкер, Генрих (1925–30). Das Meisterwerk in der Musik, 3 тома. Мюнхен: Drei Masken Verlag. Английский перевод под названием «Шедевр в музыке: ежегодник», под редакцией Уильяма Драбкина, переведенный Яном Бентом, Альфредом Клейтоном, Уильямом Драбкиным, Ричардом Крамером, Дерриком Паффетом, Джоном Ротгебом и Хеди Сигел. Кембриджские исследования в области теории и анализа музыки 4. Кембридж и Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 1994–1997 гг.
Шеринг, Арнольд (1935). "Musikalische Symbolkunde". Jahrbuch der Musikbibliothek: 15–36.
Schoenberg, Arnold (1911). Harmonielehre. Лейпциг и Вена: Verlagseigentum der Universal-Edition. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
Шенберг, Арнольд (1954). Die formbildenden Tendenzen der Harmonie, перевод Эрвина Штайна. Майнц: Б. Шотта Sohne.
Schoenberg, Arnold (1969). "Structural Functions of Harmony", исправленное издание. New York: WW Norton Company. Library of Congress - 74-81181.
Vogel, Martin (1962). Der Tristan -Akkord und die Krise der modernen Harmonielehre. Orpheus-Schriftenreihe zu Grundfragen der Musik 2. Дюссельдорф: Названо в ответ на Курта (1920).
Уорд, Уильям Р. (1970). Примеры изучения музыки Стиль. Dubuque: WC Brown Co. ISBN 9780697035417. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
Вольцоген, Ганс фон (1883 г.). Erinnerungen an Richard Wagner: ein Vortrag, gehalten am 13 апреля 1883 г., im Wissenschaftlichen Club zu Wien. Вена: C. Konegen. CS1 maint: ref = harv (link )
Wolzogen, Hans von (1888). Wagneriana. Gesammelte Aufsätze über R. Wa Gner's Werke, vom Ring bis zum Gral. Eine Gedenkgabe für alte und neue Festspielgäste zum Jahre 1888. Лейпциг: F. Freund. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
Wolzogen, Hans von (1891). Erinnerungen an Richard Wagner (новое изд.). Лейпциг: P. Reclam. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
Wolzogen, Hans von (ed.) (1904). Wagner-Brevier. Die Musik, Sammlung illustrierter Einzeldarstellungen 3. Берлин: Bard und Marquardt. CS1 maint: дополнительный текст: список авторов (ссылка ) CS1 maint: ref = harv (ссылка )
Вонцоген, Ганс (1906b). "Einführung". В Heinrich Porges, Tristan und Isolde, с введением Ганса фон Вольцогена. Лейпциг: Breitkopf Härtel.
Wolzogen, Hans von (1907). "Einführung". In Richard Wagner, Entwwen. zu: Die meistersinger von Nürnberg, Tristan und Isolde, Parsifal, под редакцией Ганса фон Вольцогена. L eipzig: C. F. W. Siegel.
Wolzogen, Hans von (1908). Aus Richard Wagners Geisteswelt: neue Wagneriana und Verwandtes. Берлин: Schuster Leoffler. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
Wolzogen, Hans von (1924). Wagner und seine Werke, ausgewählte Aufsätze. Deutsche Musikbücherei 32. Регенсбург: Gustav Bosse Verlag. 232>CS1 maint: ref = harv (ссылка )
Wolzogen, Hans von (1929). Musik und Theater. Von deutscher Musik 37. Регенсбург: Gustav Bosse. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
Дополнительная литература
Бейли, Роберт (1986). Прелюдия и трансфигурация от Тристана и Изольды (Критические оценки Нортона). Нью-Йорк: WW Norton Co., Inc. ISBN 0-393-95405-6. Содержит полную оркестровую партитуру вместе с подробным обсуждением Прелюдии (особенно аккорда), зарисовок Вагнера и ведущих эссе различных аналитиков.
Наттиз, Жан-Жак (1990), Вагнер андрогин, ISBN 2-267-00707-X Содержит обсуждение аккорда Тристана как «андрогинного». Английское издание 1997 г. (перевод Стюарта Спенсера) ISBN 0-691-04832-0.
Stegemann, Benedikt (2013). Теория тональности. Теоретические исследования. Вильгельмсхафен: Ноэтцель. ISBN 978-3-7959-0963-5.
Ссылки
^Уокер, А. (2018, стр.187-8), Шопен, жизнь и время. Лондон, Фабер.