Карло Джезуальдо да Веноза (c.8 марта 1566 - 8 сентября 1613) был принцем Венозы и графом Конца. Как композитор он известен тем, что пишет очень выразительные мадригалы и отрывки духовной музыки, использующие хроматический язык, который не слышали до конца 19 века. Самый известный факт в его жизни - это ужасное убийство своей первой жены и ее любовника-аристократа, обнаруженных на месте преступления. Очарование его необычной музыки и его шокирующих выступлений идет рука об руку.
Семья Джезуальдо приобрела княжество Venosa на территории нынешней провинции Потенца, Южная Италия, в 1560 году. Он, вероятно, родился 8 марта 1566 года, через три года после своего старшего брата Луиджи, хотя некоторые источники утверждают, что он родился в 30 марта. Старшие называют год рождения (ок.) 1560 или 1561, но это больше не принято. В письме матери Джезуальдо, Джеронима Борромео, указано, что это, скорее всего, 1566 год. Дядей Джезуальдо был Карло Борромео, позже святой Карл Борромео. Его мать была племянницей Папы Пия IV.
. Скорее всего, Карло родился в Венозе, тогда входившей в Неаполитанское королевство, но о его ранней жизни мало что известно. Его мать умерла, когда ему было всего семь лет, и по просьбе его дяди, Карло Борромео, в честь которого он был назван, он был отправлен в Рим, чтобы начать духовную карьеру. Там он был помещен под защиту его дядя Альфонсо (ум. 1603), затем декан Коллегии кардиналов, позже неудачливый претендент на папство и, в конечном счете, архиепископ Неаполя ». Его брат Луиджи должен был стать следующим принцем Венозы, но после его безвременной смерти в 1584 году Карло стал назначенным преемником. Отказавшись от церковной карьеры, он женился в 1586 году на своей двоюродной сестре, Донне Марии д'Авалос, дочери Карло д'Авалоса, принца Монтесаркио, и Свевы Джезуальдо, принцессы Венозы. У них был сын.
Джезуальдо имел музыкальные отношения с Помпонио Ненна, хотя неизвестно, был ли он учеником учителю или коллегой коллеге. Тем не менее, несмотря на это, он с раннего возраста был искренне предан музыке и мало интересовался чем-либо еще. Помимо лютни, он также играл на клавесине и гитаре. Помимо Ненны, в академию Джезуальдо входили композиторы Джованни де Макке, Сципионе Дентиче, Сципионе Стелла, Сципионе Лакорча, Асканио Майоне и дворянин-лютнист.
Через несколько лет после брака с Джезуальдо Донна Мария завела роман с Фабрицио Карафа, третий герцог Андрия и седьмой граф Руово. Ночью 16 октября 1590 года в Палаццо Сан Северо в Неаполе двое влюбленных были пойманы на месте преступления Джезуальдо, который убил их обоих на месте.
На следующий день после этого. После убийства делегация неаполитанских официальных лиц осмотрела комнату в квартире Джезуальдо, где произошли убийства, и допросила свидетелей. В отчете делегации не было недостатка в ужасающих подробностях, включая нанесение увечий трупам, и, по словам свидетелей, Джезуальдо вошел в спальню во второй раз, «потому что он еще не был уверен, что они мертвы»
Гран Корте делла Викария установил, что Джезуальдо не совершал преступления.
Примерно через год после ужасного разрыва своего первого брака отец Джезуальдо умер, и он стал третьим принцем Веноза и восьмой граф Конца.
К 1594 году Джезуальдо устроил еще один брак, на этот раз с Леонорой д'Эсте, племянницей герцога Альфонсо II. В том же году Джезуальдо рискнул посетить Феррару, дом двора д'Эсте, а также один из центров прогрессивной музыкальной деятельности в Италии, особенно мадригал ; Джезуальдо особенно интересовался встречей Луццаско Луццаски, одним из самых дальновидных композиторов в этом жанре. Леонора была замужем за Джезуальдо и переехала с ним обратно в его поместье в 1597 году. Тем временем он провел более двух лет творческой деятельности в инновационной среде Феррары, в окружении одних из лучших музыкантов Италии. Находясь в Ферраре, он опубликовал свою первую книгу мадригалов. Он также работал с Concerto delle donne, тремя виртуозными певицами, которые были одними из самых известных исполнителей в стране и для которых многие другие композиторы писали музыку.
В письме от 25 июня 1594 года Джезуальдо сообщил, что пишет музыку для трех женщин из Концерта делле Донна; однако вполне вероятно, что часть написанной им музыки, например, в недавно развивающихся стилях monodic и / или Concertato, не сохранилась.
Вернувшись в свой замок в Джезуальдо из Феррары в 1595 году, он создал ситуацию, аналогичную той, что существовала в Ферраре, с группой резидентов-виртуозов. музыканты, которые будут петь его собственную музыку. Его поместье стало центром создания музыки, но только для Джезуальдо. Обладая значительными финансовыми ресурсами, он мог нанимать певцов и инструменталистов для собственного удовольствия. Он редко покидал свой замок, наслаждаясь только музыкой. Его самая известная музыка была опубликована в Неаполе в 1603 году и из замка Джезуальдо (с принтером [it ]) в 1611 году. Наиболее известная хроматическая и все трудные части были написаны в период его самоизоляции.
Отношения между Джезуальдо и его новой женой не были хорошими; она обвинила его в жестоком обращении, и семья Эсте пыталась добиться развода. Она проводила все больше и больше времени вдали от изолированного поместья. Джезуальдо написал много гневных писем в Модену, куда она часто приезжала к брату. Согласно Сесилу Грею и Питеру Уорлоку, «Она, кажется, была очень добродетельной леди... поскольку нет никаких свидетельств того, что он ее убил»
В 1600 году сын Джезуальдо от второго брака умер. Было высказано предположение, что после этого Джезуальдо получил большую картину, заказанную для церкви капуцинов в Джезуальдо, на которой изображен Джезуальдо, его дядя Карло Борромео, его вторая жена Леонора и его сын, под группой ангельских фигур; однако некоторые источники подозревают, что картина была заказана ранее, поскольку личность ребенка не установлена.
В конце жизни он страдал депрессией. Согласно Кампанелле, записанному в Лионе в 1635 году, Джезуальдо ежедневно избивал своими слугами, при этом содержал особого слугу, в обязанности которого входило избивать его « стул », и он вел безжалостную и бесплодную переписку с кардиналом Федерико Борромео, чтобы получить реликвии, то есть останки скелетов недавно канонизированного дяди Карло Борромео, на которые он надеялся получить исцеление от его психического расстройства и, возможно, отпущение грехов за его преступления. Поздняя постановка Джезуальдо Псалма 51, Miserere, отличается настойчивыми и умоляющими музыкальными повторами, чередованием строк монофонического пения с острой хроматической полифонией. с низким голосом тесситура.
Джезуальдо умер в изоляции в своем замке Джезуальдо в Авеллино, через три недели после смерти своего сына, его первого сына от брака с Марией. Один биограф 20-го века высказал предположение, что его убила жена. Похоронен в часовне Святого Игнатия, в церкви Джезу Нуово, в Неаполе. Гробница была разрушена землетрясением 1688 года. Когда церковь перестраивали, гробницу накрыли, и теперь она находится под ней. Однако мемориальная доска остается видимой.
Доказательства того, что Джезуальдо мучил чувство вины всю оставшуюся жизнь, значительны, и он, возможно, выразил это в своей музыке. Одной из наиболее очевидных характеристик его музыки является экстравагантный текстовый набор слов, представляющих крайности эмоций: «любовь», «боль», «смерть», «экстаз», «агония» и другие подобные слова, часто встречающиеся в его мадригальных текстах., большинство из которых, вероятно, написал сам. Хотя этот тип рисования слов распространен среди мадригалистов конца 16 века, он достиг крайнего развития в музыке Джезуальдо.
Его музыка является одной из самых экспериментальных и выразительных из Ренессанс, и, без сомнения, самый дико хроматический. Прогрессии, подобные тем, которые были написаны Джезуальдо, не появлялись снова в музыке до 19 века, а затем в контексте тональности.
опубликованная музыка Джезуальдо подразделяется на три категории: духовная вокальная музыка, светская вокальная музыка и инструментальная музыка.. Его самые известные сочинения - это шесть его книг мадригалов, изданных между 1594 и 1611 годами, а также его Tenebrae Responsoria, которые очень похожи на мадригалы, за исключением того, что в них используются тексты из Passion, форма (Tenebrae ), используемая многими другими композиторами. Как и в более поздних книгах о светских мадригалах, он использует особенно резкий диссонанс и шокирующие хроматические сопоставления, особенно в тех частях, где подчеркиваются отрывки текста, имеющие отношение к страданиям Христа или вине ул. Петр предал его.
Первые книги мадригалов, опубликованные Джезуальдо, близки по стилю к работам других современных мадригалистов. Эксперименты с гармонической прогрессией, перекрестными отношениями и резким увеличением ритмического контраста в более поздних книгах, с пятой и шестой книгами, содержащими самые известные и крайние примеры (например, мадригалы «Моро»), lasso, al mio duolo »и« Beltà, poi che t'assenti », оба из которых находятся в шестой книге, опубликованной в 1611 году). Есть свидетельства того, что Джезуальдо имел эти произведения в форме партитуры, чтобы лучше продемонстрировать свои контрапунктовые изобретения другим музыкантам, а также что Джезуальдо намеревался исполнять свои произведения равными голосами, в отличие от согласованного мадригала популярный в то время стиль, предполагавший удвоение и замену голосов инструментами. Помимо произведений, которые он опубликовал, он оставил в рукописи большое количество нот. Здесь собраны некоторые из его самых богатых экспериментов с хроматизмом, а также композиции в таких современных авангардных формах, как монодия. Некоторые из них были продуктом лет, проведенных им в Ферраре, а некоторые были написаны специально для певцов-виртуозов, трех женщин из Concerto di donne.
. Характерной чертой стиля Джезуальдо является секционный формат, в котором относительно медленные отрывки дикого, временами шокирующего хроматизма чередуются с быстрыми диатоническими пассажами. Текст тесно связан с музыкой, отдельным словам уделяется максимальное внимание. Некоторые из хроматических пассажей включают все двенадцать нот хроматической гаммы в одной фразе, хотя и разбросаны по разным голосам. Джезуальдо особенно любил хроматические третьи отношения, например, сопоставление аккордов ля мажор и фа мажор или даже до-диез мажор и ля минор, как, например, в начале "Moro, lasso, al mio duolo".
Очарование музыки Джезуальдо подпитывается сенсационными аспектами его биография. В 2011 году Алекс Росс писал в The New Yorker :
Если бы Джезуальдо не совершал таких шокирующих поступков, мы бы не обращали такого пристального внимания на его музыку. Но если бы он не писал такой шокирующей музыки, нас бы не волновали его дела. Многие более кровавые преступления забыты; это соединение высокого искусства и нечестной игры, которое привлекает наше воображение.
При его жизни непристойные подробности убийства Джезуальдо своей первой жены и ее любовника широко освещались, в том числе в стихах таких поэтов, как Тассо и целая стая неаполитанских поэтов, жаждущих заработать на сенсации. Рассказы о его жестокости были расширены апокрифическими историями, такими как предполагаемое убийство внебрачного ребенка Донны Марии и ее любовника, которое, согласно одному из вариантов выдуманной истории, было «подвешено в люльке и качнулся на грани смерти ". До 1620-х годов его музыке подражали неаполитанские композиторы полифонических мадригалов, такие как Антонио Сифра, Микеланджело Росси, Джованни де Макке, Сципионе Дентиче, Джироламо Фрескобальди и Сигизмондо д'Индия.
После эпохи Возрождения история жизни Джезуальдо и его музыка были в значительной степени забыты до 20 века: в 1926 году Грей и Варлок опубликовали свою книгу о Джезуальдо. Жизнь Джезуальдо послужила источником вдохновения для многочисленных произведений художественной литературы и музыкальной драмы, включая роман Анатоля Франса и рассказ Хулио Кортасара. Несколько композиторов откликнулись на музыку Джезуальдо: В 1960 Игорь Стравинский написал Monumentum pro Gesualdo, содержащий аранжировку мадригала Джезуальдо "Beltà, poi che t'assenti". В 1995 году Альфред Шнитке написал оперу, основанную на жизни Джезуальдо. Другая опера Джезуальдо была написана Францем Хуммелем в 1996 году по заказу города Кайзерслаутерна. Сальваторе Счаррино аранжировал несколько мадригалов Джезуальдо для инструментального ансамбля. 186>
Оперы, основанные на жизни и музыке Джезуальдо:
Другая музыка, вдохновленная Джезуальдо и / или его музыка включает в себя:
Музыкальный штат Консерватория из Потенца назван в честь Карло Джезуальдо да Веноза. 186>
В Двери восприятия (1954) Олдос Хаксли пишет о мадригалах Джезуальдо:
Концерт для фортепиано с оркестром до минор Моцарта был прерван после первой части, и его место заняла запись некоторых мадригалов Джезуальдо.
«Эти голоса, - сказал я с признательностью, - эти голоса - это своего рода мост назад в человеческий мир».
И мостом они оставались даже во время пения самых поразительно хроматических произведений безумного принца. Музыка шла своим чередом сквозь неровные фразы мадригалов, никогда не придерживаясь одной тональности на протяжении двух тактов вместе. В Джезуальдо, этом фантастическом персонаже из мелодрамы Вебстера, психологическая дезинтеграция преувеличила, довела до крайнего предела тенденцию, присущую модальной, а не полностью тональной музыке. Получившиеся в результате работы звучали так, как будто они могли быть написаны более поздним Шенбергом.
«И все же», я чувствовал себя вынужденным сказать, когда я слушал эти странные продукты Контрреформации психоз, работающий над позднесредневековым видом искусства », и все же не имеет значения, что он весь в кусках. Все дезорганизовано. Но каждый отдельный фрагмент в порядке, это представитель Высшего Порядка. Даже в распаде преобладает Высший Порядок. Тотальность присутствует даже в осколках. Возможно, более отчетливо присутствует, чем в полностью связном произведении. По крайней мере, вас не убаюкивает чувство ложной безопасности каким-то чисто человеческим, просто сфабрикованным приказом. Вы должны полагаться на свое непосредственное восприятие окончательного порядка. Так что в определенном смысле распад может иметь свои преимущества. Но, конечно, это опасно, ужасно опасно. Предположим, ты не сможешь вернуться из хаоса... »
Пьеса Дэвида Паунолла « Музыка к убийству »(1976) сопоставляет жизнь Джезуальдо с жизнью композитора двадцатого века Питера Чернокнижник. В 1985 году французский писатель Мишель Брейтман опубликовал роман Le Témoin de poussière, основанный на последней части жизни Джезуальдо. В 1995 году Вернер Херцог снял фильм Джезуальдо: Смерть для пяти голосов для телевидения ZDF о жизни и музыке Джезуальдо.
В NME музыкант Анна Кальви назвала Джезуальдо одним из своих главных культовых героев:
Джезуальдо был итальянским композитором, который из-за психического заболевания убил свою жену и ее любовника., и писал музыку в 16 веке, которая была настолько прогрессивной и экстремальной, что никто не пытался воссоздать его стиль до 20 века... Он был заново открыт только столетия спустя, и его работа является для меня огромным источником вдохновения..
мадригалы Джезуальдо и его Tenebrae Responsoria записываются часто.
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Карло Джезуальдо. |