Стивен Доджсон

редактировать

Стивен Катберт Вивиан Доджсон (17 марта 1924 - 13 апреля 2013) был британским композитором и телеведущим. Плодотворная музыкальная продукция Доджсона охватывала большинство жанров, от оперы и крупномасштабной оркестровой музыки до камерной и инструментальной музыки, а также хоровых произведений и песен. Тремя инструментами, которым он уделял особое внимание, были гитара, клавесин и магнитофон. Он писал в основном тональным, хотя иногда и нетрадиционным языком. В некоторых его работах используются необычные комбинации инструментов.

СОДЕРЖАНИЕ
  • 1 Биография
  • 2 Музыка
  • 3 Стиль
  • 4 Избранные работы
    • 4.1 Опера
    • 4.2 Хоровой
    • 4.3 Оркестровый
    • 4.4 Музыкальное сопровождение
    • 4.5 Духовой оркестр
    • 4.6 Гитарный ансамбль
    • 4.7 Камера
    • 4.8 Сольная гитара
    • 4.9 Фортепиано
    • 4.10 Другой сольный инструмент
  • 5 ссылки
  • 6 Источники
  • 7 Внешние ссылки
биография

Стивен Доджсон родился в Челси, Лондон, в 1924 году, он был третьим ребенком Джона Артура Доджсона, художника- символиста и племянника Кэмпбелла Доджсона, и его жены, урожденной Маргарет Валентайн Пиз, которая также была художницей. Он был дальним родственником Льюиса Кэрролла. Он получил образование в школе Беркхэмстед в Хартфордшире и в школе Стоу в Бакингемшире. В 1942 году он был призван в Королевский флот и принимал участие в противолодочной войне, сопровождая конвои в битве за Атлантику.

Вернувшись в Лондон, он в течение года изучал композицию в частном порядке с Бернардом Стивенсом, прежде чем поступить в Королевский музыкальный колледж в 1946 году, официально для изучения валторны (под руководством Фрэнка Пробина), но на практике он смог сосредоточиться на композиции под руководством из RO Morris, Patrick Хедли и Энтони Хопкинс. В то время как Моррис прививал интерес к контрапункту и музыке прошлых веков, например, у мадригалиста Томаса Морли, Хэдли и Хопкинс давали больше практических уроков.

Ранние сочинения Доджсона получили несколько призов, в том числе Приз Мемориала Коббетта за фэнтезийный струнный квартет (1948) и два приза Королевского филармонического общества : за вариации для оркестра (1949) и Симфонию ми-бемоль (1953). В 1949 году он также получил путевую стипендию Октавии, которая отправила его в Рим. После возвращения в Лондон весной 1950 года его музыка все чаще привлекала выступления и трансляции выдающихся исполнителей (включая флейтиста Джеффри Гилберта, гобоистку Эвелин Барбиролли, арфистку Марию Корчинску, скрипач Невилл Марринер, альтист Уотсон Форбс, Брасс-ансамбль Филипа Джонса ) и такие дирижеры, как Лесли Вудгейт, Пол Стейниц и композитор Джеральд Финци. Первоначально зарабатывая на жизнь преподавательской работой в школах и колледжах, в 1956 году Доджсон смог вернуться в Королевский музыкальный колледж в качестве преподавателя (где он также дирижировал младшим оркестром). В 1965 году он был назначен профессором композиции и теории музыки и занимал эту должность до выхода на пенсию в 1982 году.

Два инструмента, которые занимали особое место у Доджсона, - это гитара и клавесин. Его знакомство с письмом на клавесине произошло через одного из первых представителей инструмента двадцатого века, чешского музыканта и музыковеда Станислава Хеллера. В 1959 году, через четыре года после написания своих первых пьес для инструмента, он женился на Джейн Кларк, клавесинистке и знатоке Франсуа Куперена. Его жена все больше увлекалась ранней музыкой и музыкой в стиле барокко.

Впервые он начал писать для гитары - инструмента, с которым, возможно, особенно ассоциируется Доджсон, - в начале 1950-х годов, когда Алексис Чеснаков, русский актер, изгнанный в Великобританию, попросил некоторые настройки народной песни. Хотя Доджсону не хватало каких-либо практических знаний об этом инструменте, к моменту написания гитарного концерта № 1, завершенного в 1956 году, он начал писать для него идиоматически. Этот концерт был написан для Джулиана Леща, но в его отсутствие премьера состоялась 17-летним Джоном Уильямсом (с Королевским филармоническим оркестром под управлением Вальтера Гёра ), для которого он позже написал Концерт для гитары № 2 (1972).

С 1957 года он регулярно вел передачи на BBC Radio и писал музыку для многих радиоспектаклей, часто (с 1961 года) в дружеском сотрудничестве с продюсером Раймондом Райкесом. В 1986 году он стал председателем Национального молодежного духового оркестра Великобритании, для которого написал несколько произведений.

Магнитофон Джон Тернер вспоминает его как «Энтузиаста, кипучего и сообразительного... чрезвычайно разговорчивого, с сильным, характерным голосом, вездесущей улыбкой, вежливостью и своеобразной походкой».

Стивен Доджсон умер 13 апреля 2013 года в возрасте 89 лет. Говорят, что он оставался чрезвычайно активным до последних нескольких месяцев своей жизни.

Музыка

Музыкальная продукция Доджсона охватывает большинство жанров, от оперы, крупномасштабной оркестровой музыки и произведений духового оркестра до камерной и инструментальной музыки, а также хоровых произведений и песен. Он использовал необычайно широкий спектр сольных инструментов. Один из немногих недавних композиторов, писавших идиоматически для клавесина, клавикорда и арфы, он может быть первым с восемнадцатого века, написавшим для баритонного трио. Он написал концерты для инструментов от альта да гамба до бас-тромбона. Тремя инструментами, которым он уделял особое внимание, были гитара, клавесин и магнитофон, и одна из его работ, High Barbaree (1999), фактически оценена для всех трех.

Гитаристы, чьи сочинения посвящены им Доджсоном, включают Джулиана Леща, Габриэля Эстарелласа, Анджело Джилардино, Никола Холла, Джона Уильямса, дуэта Эден-Стелл и Дуэта Фрагито-Матараццо. Помимо большого количества сольных произведений, среди которых шесть виртуозных фортепианных сонат, сюда входят ансамблевые произведения и два концерта. Доджсон также написал дуэтные концерты для двух гитар и струнных, а также для скрипки, гитары и струнных. Его работы для гитары требуют множества различных инструментальных комбинаций, от двух, трех и четырех гитар до использования групповых гитар с аккомпанементом и без него. Его вклад в основной соло-гитарный репертуар включает четыре хорошо известных партиты и популярный набор Fantasy-Divisions.

Первое произведение Доджсона для клавесина, набор из шести изобретений, было написано в 1955 году. Под влиянием научного и практического интереса его жены Джейн к истории инструмента он создал еще четыре набора изобретений для клавесина, датируемых 1961 и 1970 годами. 1985 и 1993 гг., Серия из 30 пьес, в которых представлен музыкальный курс от инструментов в металлическом каркасе начала двадцатого века до копий старинных инструментов, с введением стилистических черт, заимствованных из исторически обоснованной практики исполнения.

Многие вклады Доджсона в репертуар магнитофона включают "Shine and Shade", джазовую виртуозную пьесу 1975 года, написанную для одного из его учеников, композитора Ричарда Харви. Материал из случайной музыки Доджсона для радиопродукции BBC 1970 года по пьесе Джона Форда « Перкин Варбек», в которой Дэвид Манроу с энтузиазмом играл на магнитофоне, вновь появился в 1972 году в последующей работе под названием «Танцы Варбека для магнитофона и клавесина». Его более поздние работы для этого инструмента включают Concerto Chacony (2000) со струнным оркестром и Capriccio Concertante No. 2 (2005) для необычного сочетания блокфлейты, клавесина и струнного оркестра.

Доджсон любил театр и писал сценарии как для сцены, так и для многих драматических постановок BBC (см. Музыкальное сопровождение). Его единственная полномасштабная опера, Маргарет Кэтчпол - Два мира, разделенных, состоит из четырех действий и показывает героиню, которую окрестили «женщиной Диком Терпином». Две его камерные оперы, фарс « Кадилли» и « Нэнси-Уотерман», были впервые исполнены с куклами (в « Перселл-Рум» в 1969 году), а также были полностью поставлены (в Сент-Олбансе в 2002 и 2007 годах).

Его музыка для духового оркестра включает Ветровую симфонию с четырьмя частями (1974). Его оркестровая работа включает в себя набор из девяти эссе для оркестра (пять из которых были записаны на компакт-диске Даттона Королевским шотландским национальным оркестром под управлением Дэвида Ллойда Джонса ), каждое из которых длится около четверти часа, в которых, по словам Доджсона, он стремился «к относитесь к оркестру смело, как к единому телу и с идеями, сконцентрированными и объединенными более чем противопоставленными », в соответствии с концепцией эссе Фрэнсиса Бэкона как« рассредоточенных медитаций ». Другие коммерческие записи циклов произведений Доджсона включают семь фортепианных сонат в исполнении Бернарда Робертса и восемь струнных квартетов в исполнении Струнного квартета Типпета.

Стиль

В The Oxford Companion для музыки, Пол Гриффитс отмечает, что Доджсон «показал себя знатоком в производстве симпатичным, хорошо сконструированное музыку на заказ, часто необычных камерных ансамблей.» Критик Гай Рикардс резюмировал его стиль следующим образом: «Музыка Доджсона написана в основном на приятной, но иногда вызывающей вызов современной тональной идиоме, скорее космополитической, чем откровенно британской по стилю, под влиянием ранней и барочной музыки и Яначека, а также английского пасторализма. Его зрелый стиль был стилем утонченности, находящимся где-то между постромантизмом и неоклассицизмом, но отдельные работы часто имели причудливые, даже призрачные стороны ».

Избранные работы

Примечание. Для получения более подробного списка произведений этого плодовитого композитора см. Mackenzie (2006).

Опера

  • Кадилли (1969)
  • Нэнси Водяной (1969)
  • Маргарет Кэчпол (1979)

Хоровой

  • Te Deum, для сопрано, тенора, баса, хора, органа и оркестра (1972)
  • Магнификат, для сопрано, меццо-сопрано, тенора, баса, хора и оркестра (1974)

Оркестровый

  • Концерт № 1 для гитары с оркестром (1956)
  • Русские пьесы для оркестра (1957)
  • Вилланель (1960)
  • Концерт для альта да гамба и камерного оркестра (1961)
  • Микадо (увертюра) (1962)
  • Концерт для фагота и камерного оркестра (1969)
  • Концерт № 2 для гитары с оркестром (1972)
  • Последний из листьев, для баса, кларнета и струнных (1975)
  • Очерк № 1 (1980)
  • Эссе № 2 (1981)
  • Эссе № 3 (1982)
  • Эссе № 4 (1984)
  • Эссе № 5 (1985)
  • Симфония в одной части (1988)
  • Симфония "Троя-Нова"
  • Дуэт-концерт для скрипки, гитары и струнных (1990)
  • Концерт для флейты и струнных (1991)
  • Концертино для 2-х гитар и струнных "Les Dentelles" (1998)
  • Концерт для бас-тромбона с оркестром (1985)
  • Эссе № 6 (1991)
  • Эссе № 7, для струнного оркестра (1992)
  • Восстание работы (1998)
  • Эссе № 8 (2000)
  • Очерк № 9

Музыкальное сопровождение

Духовой оркестр

  • Симфония ветра (1974)
  • Орел, тональная поэма (1976)
  • Мателот: Диверсия для духового оркестра (1977)
  • Концертное каприччио для кларнета и духового оркестра (1984)
  • Арлингтонский концерт (1986)
  • Победитель (1991)
  • Марчрайдер (1990)
  • Цветы Лондонского города, симфоническая последовательность по Уильяму Блейку (1990)

Гитарный ансамбль

  • Персона Ходи (1981)
  • Дивертисмент (1983) для ансамбля скрипачей и гитар
  • Гимн Санкто Стефано (1983) для ансамбля сопрано и гитары
  • Селеванская история (1992) для флейты, скрипки, гитарного дуэта и ансамбля гитаристов
  • Водное собрание (2002)

Камера

  • Соната для альта и фортепиано (1952)
  • Пасторальная соната для флейты, виолончели и гитары (1953; ред. 1959 и 1998)
  • Сюита для духового септета (1957)
  • Дуэт для флейты и арфы (1958)
  • Четыре стихотворения Джона Клэра для голоса и гитары (1962)
  • Соната для духового квинтета (1963)
  • Четыре фантазии для альта и фортепиано (1964)
  • Струнное трио No. 2 (1964)
  • Фортепианное трио No. 1 (1967)
  • Концертный дуэт для гитары и клавесина (1968)
  • Сюита ре мажор для гобоя и клавесина (1972)
  • Фортепианное трио № 2 (1973)
  • Квинтет для гитары и струнного квартета (1973)
  • Дуэт для виолончели и гитары (1974)
  • Shine and Shade для блокфлейты и клавесина / фортепиано (1975)
  • Диалоги для гитары и клавесина (1976)
  • Багатели для четырех кларнетов (1977)
  • Лондонские тексты для голоса и гитары (1977)
  • Каприс после Шайбы для альта соло (1978)
  • Цирковой пони (1978)
  • Follow the Star для трех гитар (1979)
  • Каприччио для флейты и гитары (1980)
  • Quatre rondeaux de Charles d'Orléans для сопрано и клавесина (1982)
  • Соната для троих для флейты, альта и гитары (1982)
  • В поисках безумия для флейты и гитары (1986)
  • Фантазия для Six Brass (1987)
  • Променад I для двух гитар (1988)
  • Пастурель для двух гитар (1992)
  • Речная песня для двух гитар (1994)
  • Пять монеток (1995)
  • Дафна Аполлону для голоса и гитары (1997)
  • Отголоски осени для альта и гитары (1998)
  • High Barbaree для блокфлейты, гитары и клавесина (1999)
  • Фортепианное трио No. 3 (2000)
  • Венера к музам для сопрано, блокфлейты, фагота и клавесина (2002)
  • Трио Варбека для блокфлейты, фагота и клавесина (2002)

Сольная гитара

  • Партита No. 1 (1963)
  • Исследования (1965)
  • Фэнтези-подразделения (1969)
  • Партита №2 (1976)
  • Легенда (1977)
  • Мерлин (1978)
  • Этюд-каприз (1980)
  • Партита № 3 (1981)
  • Стемма (1988)
  • Три аттических танца (1989)
  • Партита №4 (1990)
  • Середина жизни (1994)

Пианино

  • Соната для фортепиано No. 1 (1959)
  • Соната для фортепиано No. 2 (1975)
  • Соната для фортепиано № 3 (1983)
  • Соната для фортепиано No. 4 (1987)
  • Соната для фортепиано No. 5 (1992)
  • Соната для фортепиано No. 6 (1994)

Другой сольный инструмент

  • Изобретения для клавесина (1955)
  • The Faery Beam Upon You для альтовой флейты (1994)
  • Багатели для фортепиано (1998)
  • Кор Леонис для валторны соло (1990)
Рекомендации
Источники
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2023-08-11 04:32:38
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте