Джулиан Лещ CBE | |
---|---|
Лещ в 1989 г. | |
Исходная информация | |
Имя при рождении | Джулиан Александр Лещ |
Родился | ( 1933-07-15)15 июля 1933 г., Баттерси, Лондон, Англия. |
Умер | 14 августа 2020 г. (2020-08-14)(87 лет) Донхед Сент-Эндрю, Уилтшир, Англия |
Жанры | Классический |
Род занятий | Музыкант |
Инструменты | |
Этикетки |
Джулиан Александр Брим CBE (15 июля 1933 - 14 августа 2020) был английским классическим гитаристом и лютнистом. Считающийся одним из самых выдающихся классических гитаристов 20-го века, он сыграл значительную роль в улучшении общественного восприятия классической гитары как респектабельного инструмента. В течение более чем полувековой карьеры Лещ помог возродить интерес к лютне.
Лещ родился в Баттерси, Лондон, Англия, у Генри и Вайолет Джесси (урожденная Райт) Лещ. В возрасте двух лет он вместе с семьей переехал в Хэмптон в Лондоне, где вырос в музыкальной среде. Его отец был коммерческим исполнителем и джазовым гитаристом-любителем, который не умел читать музыку, но имел тонко настроенный слух и мог играть много популярной музыки. Его мать, домохозяйка шотландского происхождения, была теплой и любящей личностью, но была глуха к красоте музыкального звука. Его родители развелись, когда ему было 14 лет. Его бабушка владела пабом в Баттерси, и Лещ проводил там много времени в юности. Молодой лещ был впечатлен игрой Джанго Рейнхардта ; Позже он назовет свою собаку Джанго. В детстве Лещ играл на пианино и виолончели, и Рейнхардт вдохновил Леща также заняться гитарой.
Лещ начал свою жизнь с гитарой, играя на джазовой гитаре своего отца в раннем возрасте под танцевальную музыку по радио. Он был разочарован своим незнанием джазовой гармонии, поэтому прочел инструкции Эдди Лэнга, чтобы научиться самому. Его отец научил его основам. Президент Филармонического общества гитаристов Борис Перотт дал лещу дальнейшие уроки, а его отец стал библиотекарем общества, дав молодому лещу доступ к большой коллекции редкой музыки.
На свой 11-й день рождения Лещу от отца подарил небольшую натянутую на нервы испанскую гитару. Он стал чем-то вроде вундеркинда, в 12 лет выиграв юношескую выставочную премию за свою игру на фортепиано, что позволило ему изучать фортепиано и композицию в Королевском музыкальном колледже. В 13 лет он дебютировал с гитарным концертом в Челтенхэме 17 февраля 1947 года; в 1951 году он дебютировал в Вигмор-холле.
У отца Леща были сомнения по поводу его увлечения классической гитарой. Он утверждал, что Лещу будет трудно зарабатывать себе на жизнь, если он не играет джаз или что-то подобное современному. Замечания его отца сделали Леща более настойчивым и стремящимся стать профессиональным классическим гитаристом. Лещ сначала играл на гитаре, а затем на фортепиано для своего прослушивания в Королевском музыкальном колледже, хотя в то время гитару в институте не учили. Когда в колледж приняли Леща, ему посоветовали не брать с собой гитару. Несмотря на это, Лещ взял с собой свою гитару, поскольку играл на ночных выступлениях. Когда директор школы обнаружил, что он играет на гитаре в одной из школьных учебных комнат, Леща снова попросили оставить гитару дома. Лещ ответил на просьбу покинуть колледж.
Покинув RCM в 1952 году, Лещ был призван в армию для прохождения национальной службы. Первоначально он был призван в Pay Corps, но через шесть месяцев ему удалось записаться в Royal Artillery Band. Это потребовало его размещения в Вулидже, что позволило ему регулярно подрабатывать в Лондоне с гитарой.
После трех с половиной лет службы в армии он брался за любую музыкальную работу, которая подходила ему, включая фоновую музыку для радиоспектаклей и фильмов. Сессии звукозаписи и работа на BBC были важны для Леща на протяжении 1950-х и начала 1960-х годов. В 1952 году он отыграл сольный концерт в Вигмор-холле на лютне. Лещ сделал активную карьеру, играя по всему миру. Его первые европейские гастроли состоялись в 1954 и 1955 годах, после чего (начиная с 1958 года) последовали обширные гастроли на Дальнем Востоке, в Индии, Австралии, на островах Тихого океана и во многих других частях света. Его первое турне по Северной Америке было в 1959 году. В 1960 году сформировался Julian Bream Consort, ансамбль старинных инструментов с лещем в качестве лютниста. Супруга возродила интерес к музыке елизаветинской эпохи. В 1963 году Лещ выступил для серии концертов Пибоди Мэйсон в Бостоне с дебютом его Consort в США.
Помимо мастер-классов, Лещ был репетитором летней музыкальной школы в Дартингтоне.
В 1984 году Лещ серьезно повредил правую руку в автокатастрофе.
В 1991 году на BBC Radio и TV транслировалось выступление Bream на выпускном вечере с гитарным концертом Малкольма Арнольда. Он также участвовал в сольном и концертном исполнении произведений Тору Такемицу на Японском фестивале в Лондоне с Лондонским симфоническим оркестром.
В течение сезона 1992–93 годов он дважды выступал в Вигмор-холле - на их Гала-фестивале, посвященном открытию, и на специальном концерте, посвященном его 60-летию. В тот же период он совершил поездку по Дальнему Востоку, посетив Гонконг, Тайвань, Корею и Японию, и исполнил премьеру аранжировки Лео Брауэра для гитары с оркестром из оперы Альбениса « Иберия» на Променаде. В 1994 году Лещ дебютировал как в Турции, так и в Израиле, и в следующем году сыграл для саундтрека к голливудскому фильму « Дон Хуан ДеМарко».
В 1997 году на праздновании 50-летия своего дебюта он выступил с сольным концертом в ратуше Челтнема. Несколькими неделями позже BBC посвятила лещу телевизионный трибьют « Это твоя жизнь », снятый после памятного концерта в Королевском зале королевы Елизаветы в Лондоне.
Среди других мероприятий примерно того времени - гала-сольное выступление в Филармонии Ливерпуля ; концерт Kosovo Aid в Сент-Джонс, Смит-сквер, Лондон, с Академией Св. Мартина на полях ; сольные концерты на Snape Proms в Олдебурге и на фестивалях в Норфолке и Норвиче; и экскурсия по объектам собственности Национального фонда летом и осенью 2000 года.
В ноябре 2001 года он дал юбилейный концерт в Вигмор-холле, отметив 50-летие своего дебюта там в 1951 году. Его последний концерт состоялся 6 мая 2002 года в Maddermarket Theater, Норвич.
Сольные концерты Леща были разнообразными, включая транскрипции 17-го века, многие произведения Баха в аранжировке для гитары, популярные испанские пьесы и современную музыку, для многих из которых он был источником вдохновения. Он заявил, что на него повлияли стили Андреса Сеговии и Франсиско Таррега. Лещ проводил несколько "сеансов" с Сеговией, но на самом деле не учился у него. Сеговия предоставил личное одобрение и запрос на получение стипендии, чтобы помочь Лещу продолжить формальное музыкальное обучение. Работа Bream показала, что гитару можно умело использовать в английской, французской и немецкой музыке.
Игру Леща можно охарактеризовать как виртуозную и очень выразительную, с вниманием к деталям и сильным использованием контрастных тембров. Он не всегда держал пальцы правой руки под прямым углом к струнам, но использовал менее жесткое положение руки для тонального разнообразия.
Лещ познакомился с Игорем Стравинским в Торонто, Канада, в 1965 году. Он безуспешно пытался убедить композитора написать сочинение для лютни и сыграл для него павану Дауланда. Встреча Леща и Стравинского, включая импровизированную игру Леща, была заснята Национальным советом по кинематографии Канады при создании документального фильма о композиторе.
Лещ много записывался для RCA Victor и EMI Classics. Эти записи принесли ему несколько наград, в том числе четыре премии Грэмми, две за лучшее исполнение камерной музыки и две за лучшее классическое исполнение. RCA также выпустили The Ultimate Guitar Collection, набор из нескольких компакт-дисков, посвященный его дню рождения в 1993 году.
Однако, несмотря на его важность как классического гитариста, многие из его записей RCA (включая серию гитарной музыки 20-го века) были распроданы в течение нескольких лет. В 2011 году RCA выпустила My Favorite Albums, набор из 10 альбомов, выбранных самим Джулианом Бримом. В 2013 году RCA выпустила Julian Bream: The Complete RCA Album Collection, набор из 40 компакт-дисков, который также включает два DVD с The Lively Arts - Джулиан Брим: Жизнь в деревне, фильм BBC 1976 года; и четыре шоу BBC: Омнибус: Годовщина сэра Уильяма Уолтона [1982], Консорт Джулиана Леща (1961), Монитор - Профиль фильма Джулиана Леща [1962] и Консорт Джулиана Леща (1964).
Фильм «Жизнь в деревне» был впервые показан по телевидению BBC в 1976 году. В нем рассказчик и Лещ обсуждают его начало и его жизнь в качестве концертного гитариста. Bream также представил серию из четырех мастер-классов для гитаристов на BBC TV.
В 1984 году он снял восемь сегментов фильма в Испании для Channel 4. Сборник сегментов ¡Guitarra! «Музыкальное путешествие по Испании» исследует исторические перспективы испанской гитарной музыки.
Видео-профиль на DVD 2003 года « Джулиан Брим: Моя жизнь в музыке» содержит три часа интервью и выступлений. Он был объявлен Грэмом Уэйдом «лучшим фильмом, внесшим вклад в развитие классической гитары», и стал « Граммофонным DVD года».
С Лещом работали многие композиторы, и среди тех, кто посвятил ему свои произведения, были Малькольм Арнольд, Ричард Родни Беннетт, Бенджамин Бриттен, Лео Брауэр, Питер Расин Фрикер, Ханс Вернер Хенце, Хамфри Сирл, Тору Такемицу, Майкл Типпет, Уильям Уолтон и Питер Максвелл. Дэвис. « Ноктюрнал» Бриттена - одно из самых известных произведений в репертуаре классической гитары, оно было написано специально для Леща. Это необычный набор вариаций на песню Джона Дауланда «Приди, крепкий сон» (которая в исходной форме исполняется в конце пьесы).
Лещ также принимал участие во многих совместных проектах, включая работу с Питером Пирсом над елизаветинской музыкой для лютни и голоса, а также три записи гитарных дуэтов с Джоном Уильямсом.
Первой женой Леща была Маргарет, дочь писателя Генри Уильямсона, от которой он усыновил сына. После развода он женился на Изабель Санчес в 1980 году. Этот брак также закончился разводом.
Он прожил более сорока лет в Семли, Уилтшир, сначала деля свое время между этим местом и Чизвиком, Лондон, а затем в 1966 году переехал на постоянное место жительства в георгианскую ферму в Семли, где прожил до 2008 года. В 2009 году он переехал в меньший дом в Донхеде. Сент-Эндрю, Уилтшир. Лещ увлекался игрой в крикет и был членом Крикетного клуба Мэрилебон.
Лещ умер 14 августа 2020 года в своем доме в Донхед-Сент-Эндрю в возрасте 87 лет.
Для Леща написано много композиций, в том числе:
Записи Bream включают: