Stalag Luft III

редактировать

Stalag Luft III
Немецкий : Stammlager Luft
Часть Люфтваффе
Саган, Нижняя Силезия, нацистская Германия. (ныне Лагань, Польша)
Модель использованного набора снять фильм «Большой побег». На нем изображена уменьшенная версия единого соединения в Stalag Luft III. Модель сейчас находится в музее рядом с лагерем. Макет съемочной площадки фильма «Великий побег». На нем изображена уменьшенная версия единого соединения в Stalag Luft III. Модель сейчас находится в музее недалеко от лагеря для военнопленных.
Stalag Luft III находится в Германии Stalag Luft III Stalag Luft III Саган, Германия (довоенные границы, 1937 г.)
Координаты51 ° 35′55 ″ с.ш. 15 ° 18'27 ″ в.д. / 51,5986 ° N, 15,3075 ° E / 51,5986; 15.3075
ТипЛагерь для военнопленных
Информация о местонахождении
Контролируетсянацистской Германией
История местоположения
ИспользуетсяМарт 1942 г. - Январь 1945 г.
События«Великий побег»
Информация о гарнизоне
Предыдущие. командирыОберст Фридрих Вильгельм фон Линдейнер-Вильдау
ОккупантыЭкипажи союзников

Stalag Luft III (нем. : Stammlager Luft III; «Главный лагерь, авиация, III»; SL III) были люфтваффе - управлять военнопленными (POW) лагерем во время Второй мировой войны, в котором находились захваченные западные союзники военно-воздушные силы.

Лагерь был основан в марте 1942 года в Немецкой провинции Нижняя Силезия недалеко от города Саган (ныне Жагань, Польша), 160 км (100 миль) к юго-востоку от Берлина. Это место было выбрано, потому что песчаная почва затрудняла выход военнопленных через туннель.

Он основан известным двумя заговорами союза военнопленных, один из которых в 1943 году стал используемым художественным фильмом Деревянная лошадь (1950), Эрик Уильямс. Второй прорыв - так называемый Большой побег - в марте 1944 года был задуман Королевскими ВВС Командиром эскадрильи Роджером Бушеллом, и был уполномочен старшиманским Комером Шталаг Люфт III, Гербертом Мэсси. Сильно выдуманная версия побега была изображена в фильме Великий побег (1963), основанный на книге бывшего заключенного Пола Брикхилла.

Лагерь был освобожден Советские войска в январе 1945 года.

Содержание
  • 1 Лагерная жизнь 1942–1944
  • 2 Первый побег (1943)
  • 3 «Большой побег» (1944)
    • 3.1 Предыстория
    • 3.2 Тоннели
    • 3.3 Строительство туннеля
    • 3.4 Завершение туннеля «Гарри»
    • 3.5 Убийства беглецов
    • 3.6 Последствия
    • 3.7 Послевоенное расследование и судебное преследование
    • 3.8 Выжившие
  • 4 Освобождение в 1945 году
  • 5 Известные заключенные
  • 6 В популярной культуре
  • 7 См. Также
  • 8 Примечания
  • 9 Ссылки
  • 10 Дополнительная литература
  • 11 Ссылки
Лагерная жизнь 1942–1944
Комендант Фридрих Вильгельм фон Линдейнер-Вильдау, командующий Шталаг Люфт III.

Немецкие военные следовали практики, согласно руководству вооруженных сил США за военнопленных эквивалентных подразделений. Следовательно, Люфтваффе обычно несут ответственность за любой взявший в плен экипаж союзников. Сюда входили захваченные военно-морские авиаторы, такие как члены британской авиации флота. В некоторых случаях в Stalag Luft III находился другой персонал, не относящийся к военно-воздушным силам.

Stammlager Luft (буквально «Главный Лагерь, Воздушный») было обозначением Люфтваффе для лагеря для военнопленных. Хотя используются в лагере только военнопленные, которые были офицерами, он не известен под обычными для таких лагерей терминами - Offizier Lager или Oflag. А позже расширение лагеря добавили соединения для унтер-офицеров (унтер-офицеров).

Первое соединение (Восточное подворье) лагеря было завершено и открыто 21 марта 1942 года. Первые военнопленные, или криги, как они называли (от Kriegsgefangene, по-немецки «военнопленный»), в Stalag Luft III размещались британские и другие офицеры Содружества, прибывшие в апреле 1942 года. Центральный комплекс был открыт 11 апреля 1942 года и существовал открытал британские и другие сержанты Содружества; однако к концу 1942 года их заменили личным составом USAAF. Северный лагерь для британских летчиков (где позже произошел «Великий побег») открылся 29 марта 1943 года. Южный лагерь для американцев был открыт в сентябре 1943 года, и заключенные USAAF начали прибывать в лагерь в значительном количестве. в следующем месяце, в июле 1944 года Западное подворье было открыто для американских офицеров. Каждый комплекс состоял из пятнадцати одноэтажных хижин. В каждой койке размером 3,0 на 3,7 метра (10 на 12 футов) размещалось пятнадцать человек в пяти трехъярусных койках. В конце концов, лагерь вырос примерно до 24 гектаров (60 акров) в размерах, и в нем размещалось около 2500 офицеров Королевских ВВС, около 7500 ВВС США и около 900 офицеров других ВВС союзников, всего 10 949 заключенных, включая некоторую поддержку. офицеры.

Конструктор лагеря для военнопленных служащих, делавших побег трудным. В частности, рытье туннелей для эвакуации было затруднено по нескольким причинам: казармы, в которых содержались заключенные, были подняты примерно на 60 сантиметров (24 дюйма) над землей, чтобы облегчить охранники для обнаружения туннелей; лагерь был построен на земле с очень песчаным грунтом; Поверхностный песок был ярко-желтым, поэтому его можно было легко нанести, если бы кто-нибудь выбросил более темную серую грязь, найденную под ним, над землей, или даже просто оставил ее на своей одежде. Рыхлый, разрушающийся песок означал, структурная целостность любого туннеля будет очень плохой. Третьей защитой от прокладки туннелей было размещение микрофонов сейсмографа по периметру лагеря, которые должны были быть улавливать любые звуки копания.

Была доступна большая со школьными помещениями, где многие библиотеки военнопленные получили степени, например, языки, инженерное дело или право. Экзамены сдавались Красным Крестом и контролировались учеными, такими как магистр Королевского колледжа, который был военнопленным в Люфт III. Заключенные также построили театр и раз в две недели устраивают качественные представления, которые участвуют все текущие шоу Вест-Энда. Заключенные использовали лагерный усилитель для трансляции новостной и музыкальной радиостанции, которые они назвали Станция KRGY, сокращенно от Kriegsgefangener (POWs), а также издали две газеты, Circuit и Kriegie Times, которые выходили четыре раза в неделю.

Военнопленные использовали систему проверки новичков в лагере, предотвратить проникновение немецких агентов в их ряды. Любой военнопленный, за которого не поручился двое военнопленных, знавших пленника в лице, подвергался суровому допросу и постоянно сопровождался другими заключенными до тех пор, пока он не был признан настоящим военнопленным союзников. С помощью этого метода было обнаружено несколько агентов, и ни один из них не избежал обнаружения в Luft III.

Немецкие охранники были названы военнопленными «головорезами» и, не зная о союзнической коннотации, охотно приняли прозвище после сказали, что это означало "G erman O fficer Or Nпо-ком ». Всюду, куда бы они ни направлялись, немецкие охранники преследовали заключенных, которые использовали сложную систему сигналов, чтобы предупредить других о своем местонахождении. Затем передвижение охранников тщательно записывались в журнал, который вел рота офицеров. Не имея возможности остановить, заключенные называли систему «дежурного пилота», немцы позволили ей продолжить работу, и однажды комендант фон Линдейнер использовал книгу для предъявления обвинений двум охранникам, которые уклонились от дежурства на несколько часов раньше.

800 людей выздоравливали после долгих дежурств или раненых. Услугами охранники были предоставлены услуги Люфтваффе, заключенные гораздо лучше, чем с другими военнопленными в Германии. Заместитель коменданта, профессор истории, географии и этнологии до войны, говорил на нескольких языках, включая английский, русский, польский и чешский. Переведенный в Саган в начале 1943 года, он проявил сочувствие к летчикам союзников. Игнорируя военнопленных Люфт III, в том числе похороны еврейского летчика.

Продовольствие было постоянной проблемой для военнопленных. Рекомендуемая диета для нормального здорового неактивного взрослого мужчины составляет 2150 килокалорий (9000 килоджоулей). Luft III выдавала «нерабочие» немецкие гражданские пайки, из которых разрешено 1928 ккал (8 070 кДж) в день, а остаток составлял посылки и предметы американского канадского и британского Красного Креста, отправленные военнопленным их. Как было принято в большинстве лагерей, Красный Крест и индивидуальные посылки были объединены и распределены среди мужчин поровну. В лагере также была официальная внутренняя бартерная система под названием Foodacco - военнопленные продавали излишки товаров за «баллы», которые можно было «потратить» на другие предметы. Немцы платили взятым в плен офицерам сумму, эквивалентную их жалованию, во внутренней лагерной валюте (лагергельд ), которая использовалась для покупки товаров, предоставленных немецкой администрацией. Каждые три месяца в столовой продавалось некрепкое пиво. Унтер-офицеры не имеют никакой «зарплаты», в лагерях офицеры обычноли одну треть для их использования, но в Luft III все лагергельды объединены для общих закупок. Так как политика британского правительства заключалась в вычитании лагерной заработной платы из военного заключения заключенных, когда американские офицеры участвовали в закупках британской столовой.

У Stalag Luft III была наиболее организованная развлекательная программа. любого лагеря для военнопленных в Германии. В каждом комплексе были спортивные площадки и волейбольные площадки. Заключенные игрыли в баскетбол, софтбол, бокс, сенсорный футбол, волейбол, настольный теннис и фехтование, причем для всех были организованы лиги. Бассейн размером 6,1 × 6,7 × 1,5 м (20 футов × 22 футов × 5 футов), использование для хранения воды для тушения пожаров, иногда был доступен для плавания.

Как описано J. Фрэнк Диггс, который был представителем YMCA в этом районе и часто приносил в свои лагеря только спортивное снаряжение и религиозные предметы, необходимые для работы капелланов, но также все необходимое для оркестра и оркестра каждого лагеря, а также хорошая библиотека.

Первый побег (1943)

Первый побег произошел в Октябрь 1943 года в Восточном подворье. Придумав современного троянского коня, криги (заключенные) сконструировали гимнастического коня для прыжков в основном из фанеры из посылок Красного Креста. Лошадь была предоставлена, чтобы скрывать людей, инструменты и контейнеры с почвой. Каждый день лошадь вывозили в одно и то же место возле ограждения по периметру, и пока заключенные выполняли гимнастические упражнения наверху, был вырыт туннель. В конце каждого рабочего дня над входом в туннель кладут деревянную доску и засыпают землей. Гимнастика замаскировала истинную цель прыжковой лошади и не позволяла микрофонам уловить звук. В течение трех месяцев трое заключенных, лейтенант Майкл Коднер, лейтенант Эрик Уильямс и лейтенант Оливер Филпот, по очереди по одному или двум экскаваторам, копали туннель длиной более 30 м (100 футов), используя чаши вместо лопат и металлические стержни, чтобы протыкать поверхность земли и образовывать отверстия для воздуха. Никаких опор не использовалось, кроме как возле входа. Вечером 19 октября 1943 года Коднер, Уильямс и Филпот совершили побег. Уильямс и Коднер смогли добраться до порта Штеттин, где они укрылись на датском корабле и в конце концов вернулись в Британию. Филпот, выдававший себя за норвежского производителя маргарина, смог сесть на поезд до Данцига (ныне Гданьск ), а оттуда укрылся на шведском корабле, направлявшемся в Стокгольм, откуда он был репатриирован в книге. Рассказы об этом побеге были записаны в книге Уильямса «Гун в блоке» (позже переименованной в «Деревянная лошадь»), книга Филпота «Украденное путешествие» и фильме 1950 года Деревянная лошадь.

«Большой побег» (1944)

Предыстория

В марте 1943 года Королевские ВВС командир эскадрильи Роджер Бушелл разработал план массового побега из Северного соединения, которое произошло в ночь с 24 на 25 марта 1944 года. Он содержался вместе с другими летчиками Великобритании и Содружества, и он командовал Комитетом по побегу, который контролирует все возможности побега из северного комплекса. Опираясь на свое юридическое прошлое, чтобы представить свою схему, Бушелл созвал сообщества по побегам, чтобы отстаивать свой план.

«Все здесь в этой комнате живут в одолженное время. По праву, мы все должны умереть! Единственная причина, по которой Бог позволил нам превратить этот дополнительный рацион жизни, - это чтобы мы могли превратить жизнь в ад для гуннов... На Севере Комплекс, который мы концентрируем на завершении и побеге через один главный туннель. Никакие туннели для частных предприятий не допускаются. Будут вырыты три чертовски глубоких, кровавых длинных туннеля - Том, Дик и Гарри. Один будет успешным! "

капитан группы Герберт Мэсси, старший британский офицер санкционировал попытку побега, которая имеет хорошие шансы на успех; фактически одновременное рытье трех туннелей стало бы преимуществом, если бы хоть один из них был обнаружен, потому что что что Самым радикальным аспектом плана не является масштаб строительства, а количество людей, которые должны были пройти через туннели, было предусмотрено. Предложил вывести на улицу более 200 человек, как вдохновитель Великого побега. В строительстве туннелей участвовало более 600 заключенных.

Туннели

Три туннеля, Том, Дик и Гарри были вырыты для побега. Операция была настолько секретной, что каждый должен был называть каждый туннель его именем. Бушелл отнесся к этому серьезно, что пригрозил судом любого, кто хотя бы произнесет слово «туннель».

Том начал в затемненном помещении рядом с дымоходом в хижине 123 и простирался на запад, в лес. Его нашли немцы и взорвали.

Вход Дика был спрятан в сливном поддоне туалета хижины 122 и имел самый безопасный люк. Он должен идти в том же направлении, что и заключенные решили, что хижина не может быть предполагаемым местом туннеля, поскольку она находится дальше от проволоки, чем другие. Дика бросили с целью побега, потому что это место, где он должен был всплыть, было очищено для расширения лагеря. Дик использовался для хранения земли и припасов и как мастерская.

Гарри, начавшийся в хижине 104, прошел под форлагером (содержал административную территорию Германии), хижиной больницы и изоляторами и появился в лесу на северной окраине лагеря. Вход в «Гарри» был спрятан под средством. В конечном итоге он был использован для побега, но был обнаружен, когда побег продолжался, и только 76 из запланированных 220 заключенных были освобождены. Немцы залили его сточными водами и песком и залили цементом.

Tunnel Harry.jpg

После побега заключенные начали рыть еще один туннель, названный Джорджем, но он был заброшен, когда лагерь был эвакуирован.

Строительство туннеля

Тоннели были очень глубокими - около 9 м (30 футов) ниже поверхности. Они были очень маленькими, всего 0,6 м (2 фута) в квадрате, хотя в каждом туннеле были выкопаны помещения побольше, чтобы связать воздушный насос, мастерскую и промежуточные посты. Песчаные стены были укреплены кусками дерева, собранными со всего лагеря, в основном из материалов заключенных (из двадцати досок, установленных каждый матрас, на каждой кровати оставалось только около восьми). Другая деревянная мебель была также собрана.

Конец «Гарри» Конец туннеля «Гарри», показывающий, насколько близко был выход к ограждению лагеря «Гарри» Вход «Гарри» с контуром здания

Были также использованы другие материалы, такие как Клим жестяные банки, в которые хранилось сухое молоко, поставляемое Красным Крестом для заключенных. Из металла в банках можно было делать различные инструменты и предметы, такие как совки и лампы, питаемые жиром, снятым с супа, ожидаемого в лагере и собираемого в крошечные жестяные сосуды с фитилями, сделанными из поношенной одежды. Банки Клима в основном использовались для создания обширных вентиляционных каналов во всех трех туннелях.

По мере того, как туннели становились длиннее, ряд технических новшеств сделали работу проще и безопаснее. Был построен насос для подачи свежего воздуха по воздуховоду, изобретенный командиром эскадрильи Бобом Нельсоном из 37-й эскадрильи. Насосы были изготовлены из разных предметов, включая обломки кроватей, хоккейные клюшки и рюкзаки, а также банки Клима.

Обычный метод утилизации песка Из всех копаний следовало незаметно разбросать его по поверхности. Внутри штанов заключенных были прикреплены небольшие мешочки из полотенец или длинных трусов; пока они ходили, песок мог рассыпаться. Иногда они бросали песок в небольшие сады, в которых им разрешалось ухаживать. Когда один заключенный переворачивал землю, другой выпускал песок, пока они оба, казалось, разговаривали. Заключенные носили шинели, чтобы скрыть выпуклости от песка, и их называли «пингвинами» из-за их предполагаемого сходства. В солнечные месяцы песок можно было выносить на улицу и рассыпать в одеяла, используемые для принятия солнечных ванн; более 200 были использованы для примерно 25 000 поездок.

Немцы знали, что что-то происходит, но не смогли обнаружить ни одного туннеля намного позже. Чтобы пресечь попытку побега, девятнадцать главных подозреваемых были без предупреждения переданы в Stalag VIIIC. Из них только шесть участвовали в строительстве туннеля. Один из них, канадец по имени Уолли Флоди, до своего перевода на самом деле отвечал за раскопки и маскировку.

В конце концов заключенные почувствовали, что больше не могут сваливать песок над землей, потому что немцы стали слишком умело ловить их на этом. После того, как запланированный выход «Дика» был перекрыт новым расширением лагеря, было принято решение начать его заполнять. Поскольку вход в туннель был очень хорошо скрыт, «Дик» также использовался как хранилище для таких вещей, как карты, почтовые марки, поддельные разрешения на поездку, компасы и одежду. Некоторые охранники при содействии предоставили расписания поездов, карты и многие официальные документы, чтобы их можно было подделать. Некоторая настоящая гражданская одежда была получена путем подкупа немецкого персонала сигаретами, кофе или шоколадом. Они использовались сбежавшими заключенными для более удобного выхода из лагеря, особенно на поезде.

Заключенным не хватало мест, где можно было спрятать песок, а снежный покров делал невозможным рассеивание его незамеченным. Под сиденьями в театре было большое пустое пространство, но когда его построили, заключенные дали слово не злоупотреблять материалами; система условно-досрочного освобождения была расценена как нерушимая. Была проведена внутренняя «юридическая консультация», и SBO (старшие британские офицеры) решили, что построенное здание не подпадало под систему условно-досрочного освобождения. Сиденье в заднем ряду было откинуто на петлях, и проблема рассеивания песка была решена.

Немецкие лагеря для военнопленных стали принимать все больше американских заключенных. Немцы решили, что новые лагеря будут построены специально для американских летчиков. Чтобы позволить как можно большему количеству людей, в том числеамериканцам, сбежать, усилия на оставшихся двух туннелях были увеличены. Это привлекло внимание охранников, и в сентябре 1943 года вход в «Томь» стал 98-м туннелем, обнаруженным в лагере; охранники в лесу видели, как песок выносили из хижины, где он находился. Работа над «Гарри» прекратилась и не возобновлялась до января 1944 года.

Туннель «Гарри» завершен

«Гарри» был наконец готов в марте 1944 года. К тому времени американцы, некоторые из которых уже успели работали на «Томи», переехал; Несмотря на его изображение в голливудском фильме, только один американец, Майор Джонни Додж, участвовал в "Большом побеге". Ранее попытка запланирована на лето из-за хорошей погоды, но в начале 1944 года гестапо введило лагерь и приказало усилить усилия по обнаружению побегов. Вместо того чтобы риск и ждать обнаружения туннеля, Бушелл приказал предпринять попытку, как только он будет готов. Многие немцы охотно помогли в самом побеге. Фильм предполагает, что фальсификаторы могли сделать почти точные копии практически любого пропуска, который использовался в нацистской Германии. На самом деле фальсификаторы получили большую помощь от немцев, которые жили за много сотен миль на другом конце страны. Несколько немецких охранников открывают доступ к заключенным предметы и любую помощь.

По их плану из 600 человек, работавших в туннелях, только 200 будут в состоянии убежать. Заключенные были разделены на две группы. Первой группе из 100 человек, названной «серийными преступниками», было гарантировано место, в нее вошли 30 человек, хорошо говорящих по-немецки или имевших историю побегов, и еще 70 человек, которые, как считается, проделали большую часть работы в туннелях. Вторая группа, у которой гораздо меньше шансов на успех, была выбрана жеребьевки; их новейшими поддельными документами и оборудованием.

Заключенные ждали около недели безлунной ночи., а в пятницу 24 марта началась попытка побега. С наступлением ночи те, кому было выделено место, переехали в хижину 104. К несчастным для заключенных, выходная дверь-люк Гарри замерзла, и ее освобождение задержало побег на полтора часа. Затем было обнаружено, что туннель не доходил до ближайшего леса; в 22:30 первый вышел из-под деревьев, недалеко от сторожевой башни. (Согласно Алану Берджессу в его книге «Самый длинный туннель», туннель достиг леса, как и планировалось, но первые несколько деревьев были слишком редкими, чтобы обеспечить адекватное укрытие). Температура была ниже нуля и на земле лежал снег, при ползании, чтобы укрыться, создавался темный след. Чтобы их не заметили часовые, количество побегов было сокращено до десяти в час, а не по одной минуту, как планировалось. В конце концов было отправлено известие, что никто, выдавший номер выше 100, не сможет уйти до рассвета. Эти люди снова переоделись в свою форму и немного поспали, если бы их использовала попытка попытаться использовать свои казармы. Затем в результате воздушного налета отключилось электрическое освещение лагеря (и туннеля), что еще больше замедлило побег. Примерно в час ночи туннель обрушился, и его пришлось ремонтировать.

Несмотря на эти проблемы, 76 человек выползли на свободу, пока в 4:55 25 марта 77-й мужчина не был замечен одним из охранников. Те, кто уже был на деревьях, побежали, в то время как командир новозеландской эскадрильи Леонард Генри Трент VC, который только что достиг линии деревьев, встал и сдался. Охранники понятия не имели, где находится вход в туннель, поэтому они начали обыскивать хижины, давая мужчинам время сжечь свои поддельные документы. Хижина 104 была одной из последних, которые обыскивали, и несмотря на использование собак, охранники не смогли найти вход. Наконец, немецкий охранник Чарли Пилц прополз обратно через туннель, но оказался в ловушке в конце лагеря; он начал звать на помощь, и заключенные открыли вход, чтобы выпустить его, наконец обнаружив его местонахождение.

Первой проблемой для беглецов было то, что большинство из них не могло найти путь к железнодорожной станции, пока дневной свет не показал, что она находилась в нише боковой стены подземного пешеходного туннеля. Следовательно, многие из них опоздали на ночные поезда решили либо прогуляться по стране, либо подождать на платформе днем. Еще одна неожиданная проблема заключалась в том, что это самый холодный март за тридцать лет, со снегом глубиной до пяти футов, поэтому у беглецов не было другого выбора, кроме как покинуть леса и поля и остаться на дорогах.

Убийства. беглецов

Национальности 50 казненных заключенных
Великобритания 20 британцев
Канада 6 канадцев
Польша 6 поляков
Австралия 5 австралийцев
Южная Африка 3 южноафриканцев
Новая Зеландия 2 новозеландцев
Норвегия 2 норвежцев
Аргентина 1 аргентинец
Бельгия 1 бельгиец
Чехословакия 1 чехословацкий
Франция 1 французский
Греция 1 грек
Литва 1 литовский

После побега немцы провели инвентаризацию лагеря и выяснили, масштабной была операция была. Пропали четыре тысячи спальных мест, а также 90 полных двухъярусных кроватей, 635 матрасов, 192 покрывала, 161 наволочка, 52 двадцатиместных столика, 10 декоративных столов, 34 стула, 76 скамеек, 1212 подушек для кроватей, 1370 бус. рейки, 1219 ножей, 478 ложек, 582 вилок, 69 ламп, 246 бидонов для воды, 30 лопат, 300 м (1000 футов) электрических проводов, 180 м (600 футов) веревки и 3424 полотенца. Было использовано 1700 одеял и более 1400 банок «Клим». Электрический кабель был украден после того, как немецкие рабочие проводят его без присмотра; поскольку они не сообщили о краже, они были казнены гестапо. После этой на каждую кровать было поставлено только девять кроватных досок, которые охранники регулярно считали.

Из 76 беглецов 73 были схвачены. Адольф Гитлер изначально хотел, чтобы каждого задержанного офицера расстреляли. Герман Геринг, фельдмаршал Кейтель, генерал-майор Вестхофф и генерал-майор Ганс фон Гравениц (инспектор, отвечающий за военнопленных) указали Гитлеру, что резня может повлечь за собой репрессалии для Немецкие летчики в руках союзников. Гитлер согласился, но настоял на том, чтобы «более половины» были расстреляны, и в конечном итоге приказал начал СС Гиммлеру казнить более половины беглецов. Гиммлер передал выбор генералу Артуру Небу, и пятьдесят были казнены поодиночке или парами. Роджер Бушелл, лидер побега, был застрелен сотрудником гестапо Эмилем Шульцем недалеко от Саарбрюккена, Германия. Говорят, что Гестапо пощадило Боба Нельсона, потому что они, возможно, полагали, что он был родственником своего тезки адмирала Нельсона. Его друга Дика Черчилля, вероятно, пощадили из-за его фамилии, которую он разделяет с премьер-министром Великобритании.

. Семнадцать взятых в плен беглецов были возвращены в Stalag Luft III.

Два захваченных беглеца были отправлены в Замок Кольдиц, а четверо были отправлены в концлагерь Заксенхаузен, где один язвительно заметил, что «единственный выход отсюда - вверх по трубе.. "Им удалось проложить туннель и сбежать через три месяца, хотя их поймали и вернули; Двое были отправлены в Офлаг IV-C Кольдиц.

. Было три успешных беглеца:

Бергсланд и Мюллер вместе сбежали и добрались до нейтральной Швеции Ван дер Сток, получивший одно из первых мест от языка и навыки побега, путешествовал по большей части оккупированной Европы с помощью французского Сопротивления, прежде чем найти безопасность в британском консульстве в Испания.

Последствия

Мемориал «Пятидесяти» по дороге к Лагани.

Гестапо расследовало побег и, хотя это не обнаружило никакой информации новой информации, комендант лагеря, фон Линдейнер- Вильдау был удален и пригрозил военным трибуналом. Симулировав психическое заболевание, чтобы избежать заключения, он позже был ранен советскими войсками, продвигавшимися к Берлину, когда он исполнял обязанности заместителя командира пехотного отряда. Он сдался британским течение войскам, когда война закончилась, и был военнопленным в двухлетних лагере для военнопленных, известном как «Лондонская клетка ». Он дал показания в ходе расследования британского SIB в отношении убийств военнослужащих Stalag Luft III. Первоначально один из личных сотрудников Геринга, после отказа в отставке, Линдейнер был назначен комендантом Сагана. Он следовал Женевским договоренностям относительно обращения с военнопленными и снискал уважение старших заключенных. Он был репатриирован в 1947 году и умер в 1963 году в возрасте 82 лет.

6 апреля 1944 года новый комендант лагеря оберстлейтенант Эрих Кордес сообщил Мэсси, что он получил официальное сообщение от немецкого верховного командования о том, что 41 из беглецов были застрелен при сопротивлении аресту. Несколько дней спустя Мэсси сам был репатриирован по состоянию здоровья.

В последующие дни заключенные сопоставили имена 47 заключенных, которые они считали пропавшими без вести. 15 апреля (в некоторых источниках - 17 апреля) новый старший британский офицер, капитан группы Дуглас Уилсон (RAAF ), тайно передал список этих имен официальному гостю из Швейцарии. Красный Крест.

Вскоре Кордес был заменен оберстом Вернером Брауне. Браун был потрясен тем, что было убито так много беглецов, и позволил оставшимся там заключенным построить мемориал, чему он также способствовал. (До сих пор стоит на своем первоначальном месте.)

Британское правительство узнало о погибших во время обычного посещения лагеря швейцарскими властями в качестве Мемориальной силы в мае; министр иностранных дел Энтони Иден объявил эту новость палате общин 19 мая 1944 года. Вскоре после этого репатриированный Мэсси прибыл в статью и проинформировал правительство судьбе беглецов. 23 июня Иден проинформировал парламент, пообещав, что по окончании войны виновные будут привлечены к образому правосудию.

Послевоенное расследование и судебное преследование

Генерал Артур Небе, который, как полагают, выбрал летчиков для расстрела, участвовал в заговоре 20 июля с целью убить Гитлера и был казнен нацистскими властями в 1945 году.

После окончания войны Wg Cdr. Уилфред Боуз из полиции Королевских ВВС Специальное следственное управление (SIB) начал расследование Великого побега и начал розыск немецких сотрудников, которые считались ответственными за убийство беглецов. В результате несколько бывших гестаповцев и военнослужащих были осуждены за военные преступления, убийства Шталаг Люфт III.

Полковник Телфорд Тейлор был прокурором США в немецком верховном командовании дело на Нюрнбергском процессе. В обвинительном заключении генеральный штаб армии и верховное командование германских вооруженных сил призывалось считаться преступными организациями; свидетелями были несколько выживших немецких фельдмаршалов и их штабных офицеров. Одним из обвиняемых преступлений было убийство пятидесяти человек. полковник люфтваффе Бернд фон Браухич, служивший в штабе рейхсмаршала Германа Геринга, был допрошен капитаном Горацием Ханом об убийствах. Несколько офицеров гестапо, ответственных за убийства, были казнены или заключены в тюрьму.

Выжившие

  • лейтенант Бернард «Поп» Грин, Королевские ВВС, были одним из беглецов, которые были схвачены немцами и отправлены обратно в Шталаг Люфт III. Он пережил войну и вернулся домой в Бакингемшир. Он умер 2 ноября 1971 года. Грин был самым старым человеком, участвовавшим в побеге, ему 56 лет, он родился в 1887 году. Его внук Лоуренс Грин написал о нем книгу в 2012 году под названием «Великая война к великому побегу: две войны бегства». Лейтенант Бернард «Поп» Грин МС.
  • Джек Харрисон, который был одним из 200 участников Великого побега, умер 4 июня 2010 года в возрасте 97 лет.
  • Лес Бродерик, несший вахту над входом в туннель «Дик», скончался 8 апреля 2013 года в возрасте 91 года. Он был в группе из трех человек, которые сбежали из туннеля «Гарри», но были снова пойманы, когда коттедж, в котором они надеялись отдохнуть, оказался
  • Кен Рис, землекоп, был в туннеле, когда было обнаружено побег. Позже он жил в Северном Уэльсе и умер 30 августа 2014 года в возрасте 93 лет. Его книга называется «Ложь в темноте и слушай».
  • Гордон Кинг из Эдмонтона, Альберта, Канада, был под номером 141 до сбежал и включил насос, чтобы направить воздух в туннель. Говоря откровенно о его малом количестве и о невозможности выбраться из туннеля в ту ночь, он сказал, что считает себя удачливым. Кинг был сбит над Германией в 1943 году и провел остаток войны в плену. Он участвовал в телесериале Battle Scars в своем родном городе Эдмонтон.
  • Джек Лайон, номер 79 в списке, отпраздновал свое 100-летие в 2017 году. Он умер 12 марта 2019 года в возрасте 101 года.
  • Пол Ройл, пилот Bristol Blenheim, дал интервью в марте 2014 года в рамках празднования 70-летия побега, живя в Перте, Австралия, в возрасте 100 лет. Он преуменьшил значение побега и не стал утверждают, что он сделал что-то экстраординарное, сказав: «Хотя мы все надеялись на будущее, нам повезло получить его будущее. В конце концов, мы победили немцев, и все». Ройл умер в возрасте 101 года в августе 2015 года.
  • Дик Черчилль был последним выжившим из 76 беглецов перед его смертью 15 февраля 2019 года; тогда он был командиром Королевских ВВС.23, не казненных нацистами. Черчилль, пилот бомбардировщика Хэндли Пейдж Хэмпден, обнаружен после В интервью 2014 года в возрасте 94 лет он сказал, ч то был справедливо уверен, что его не казнили, потому что похитители думают, что он может быть связан с премьер-министромом Великобритании Уинстон Черчилль.
  • Чарльз Кларк был офицером Королевских ВВС, который служил бомбардировщиком. После, как его бомбардировщик Ланкастер разбился, он был схвачен и отправлен в Stalag Luft III; прибыл за несколько недель до Великого побега. Он не принимал участие в самом побеге, но помогал подделывать и действовал в «наблюдателя». Позже он участвовал в форсированном марше, прежде чем войны в RAF, дослужился до звания авиакоммуникации. запах. Позже он вернулся в лагерь и помог побороть копию Хижины 104 (откуда начинался туннель Великогоега). Он также воспроизвел форсированный марш на каждую годовщину. Он умер 7 мая 2019 года.
  • Лейтенант авиации Тони Бетелл был офицером Королевских ВВС, который был сбит и схвачен в Голландии 7 декабря 1942 года. Он был доставлен в Stalag Luft III и в возрасте 21 года был самым молодым человеком. чтобы сбежать через туннель «Гарри» 24 марта 1944 г. Он был схвачен 28 марта и допрошен гестаповцами перед возвращением в Шталаг Люфт III, где он провел свой 22-й день рождения (9 апреля 1944 г.) в холодильнике. Он умер в своем доме в Канаде в 2004 году. В честь своего мужа Лорна Бетелл пожертвовала 2 миллиона долларов и организовала сбор средств, в результате которого в 2010 году был открыт хоспис Бетелл.
Освобождение в 1945 году

Незадолго до полуночи 27 января 1945 года, когда советские войска находились всего в 26 км (16 миль), оставшиеся 11000 военнопленных были выведены из лагеря с конечным назначением Шпремберг. При низких температурах и 15 см снега 2000 заключенных были назначены расчистить дорогу впереди основной группы. После марша в 55 км (34 миль) военнопленные прибыли в Бад-Мускау, где они отдыхали 30 часов, оставшиеся 26 км (16 миль) прошли до Шпремберга. 31 января заключенные Южного подворья плюс 200 человек из Западного подворья были отправлены поездом в Шталаг VII-A в Моосбург, а 7 февраля - заключенные из Центра. Тридцать два заключенных сбежали во время марша на Мосбург, но все были схвачены. Северные, восточные и оставшиеся западные заключенные в Шпремберге были отправлены 2 февраля в Шталаг XIII-D в Нюрнберге.

С приближением войск США 13 апреля американские военнопленные XIII-D были отправлены в Шталаг VII-A. Хотя большинство достигло VII-A 20 апреля, многие покинули путь, и немецкая охрана не попыталась их остановить. Построенный для содержания 14 000 военнопленных, Stalag VII-A теперь содержал 130 000 из эвакуированных сталагов, 500 из жили в бараках, построенных на 200 человек. Некоторые предпочитают жить в палатках, другие спальные места в траншеях с прорезями для воздушных налетов. 14-я бронетанковая дивизия США освободила пленных VII-A 29 апреля. Книга Кеннета Симмонса «Криги» (1960) представлена ​​жизнью военнопленных в американской части Stalag Luft III за последние месяцы войны, закончившуюся зимним маршем из лагеря перед наступающими советскими войсками и в конечном итоге. освобождаются.

Известные заключенные

Среди известных военнослужащих, обвиняемых в Stalag Luft III, были:

  • пилот-истребитель Роланд Бимонт, позже летавший на English Electric Canberra и English Electric Lightning в качестве летчика-испытателя прибыли в Stalag Luft III сразу после «Великого побега», будучи сбитым на своем Hawker Tempest наземный огонь, атаковав военный поезд возле Бохольта во время его 492-го боевого вылета.
  • Австралийский журналист Пол Брикхилл с 1943 года до освобождения находился в заключении в Stalag Luft III. В 1950 году он написал Великий побег, первое исчерпывающее описание побега, которое позже было адаптировано в фильме; и продолжил вести хронику жизни Дугласа Бадера в Достичь неба и усилия 617 эскадрильи «разрушителей плотин».
  • Йозефа Брыкса, Чехословацкий пилот истребителя РАФВР и серийный спасатель, содержался в Stalag Luft III с августа 1943 по июль 1944 года.
  • полковник. Дарр Алкир, командир 449-й бомбардировочной группы. Старший офицер, отвечающий за Западное соединение с апреля 1944 года до освобождения в апреле 1945 года. Будущий бригадный генерал и получатель Серебряной звезды.
  • Летающий офицер Рэй Грейстон, Королевские ВВС, одна из «плотин» Бастеры », бомбившие плотину Эдер, были заключенными в Stalag Luft III с 1943 по 1945 год.
  • лейтенант Королевских ВВС Канады (RCAF) был членом исполкома «Великого побега» и «чекистом» лагеря. Он был одним из 19 «подозреваемых», переведенных на территорию Беларии незадолго до побега. Харш, студент-медик, родившийся в 1910 году в американском мире, был приговорен к пожизненному заключению в 1929 году за самопровозглашенное убийство бакалейщика. Он спас жизнь сокамерника, выполнив экстренную аппендэктомию, за губернатор Джорджии Юджин Талмадж освободил его условно-досрочно в ноябре 1940 года и в конце концов помиловал его. Затем он присоединился к RCAF в качестве хвостового стрелка и после того, был отправлен в 1942 году, был отправлен в Stalag Luft III. В 1971 году он опубликовал свою автобиографию, которая с тех пор была переведена на немецкий и русский языки.
  • Дэвид М. Джонс, командир 319-й бомбардировочной группы в Северной Африке, был заключенным в Stalag Luft III. на два с половиной года. Согласно его биографии, он флагл команды копателей на Гарри. В начале 1942 года Джонс принял участие в рейде Дулиттла на Японию, предпом в ответ на нападение декабря 1941 года на Перл-Харбор.
  • Командир эскадрильи Фил Ламасон из <50 Королевские ВВС Новой Зеландии, который также был старшим офицером, отвечавшим за 168 летчиков союзников, державшихся в концлагере Бухенвальд.
  • лейтенант авиации Джеффри Дуглас Лейланд, правнук британца. судоходный магнат Фредерик Ричардс Лейланд, был сбит и схвачен в Голландии в июне 1942 года. Остаток войны он провел в Шталаг Люфт III, проверенных прибывающих военнопленных.
  • П. П. Кумарамангалам из британской индийской армии, будущий главнокомандующий индийской армией.
  • лейтенант RCAF, каждый день помогал переносить Деревянную лошадь под немецкими пушками. без колебания с весом двух скрытых копателей и дневной стоимости земли. Он был награжден Крестом за выдающиеся заслуги за ремонт поврежденного Викерс Веллингтон в полете и разрешении экипажу спуститься с парашютом в безопасное место
  • Роберт М. Полич-старший, также из Военно-воздушные сил США, получивших Почетный летный крест ; позже был показан в короткометражном фильме «Величайшее поколение в Миннесоте» в 2008 году, который был представлен на фестивале короткометражных фильмов.
  • Кол. Делмар Т. Спайви, который был схвачен 12 августа 1943 года во время полета в качестве наблюдателя на Боинг B-17 Flying Fortress из 407-й бомбардировочной эскадрильи, 92-й бомбардировочной группы. В качестве эксперта USAAF по воздушной стрельбе Спайвил задание по проверению улучшений орудийных башен. Спайви принял на себя командование в качестве SAO в Центральном комплексе в августе 1943 года. Пораженный изобретательностью заключенных, он создал тщательно закодированную лагеря, чтобы будущим военнопленным не пришлось «заново изобретать колесо». Эта тщательно спрятанная запись была извлечена и подверглась немалому риску, когда лагерь был эвакуирован в конце января 1945 года, когда немцы уводили пленных подальше от быстро наступающих русских армий. Эти документы послужили источником и исходным импульсом для Stalag Luft III - Секретная история, окончательной истории лагеря, составленной полковником Артуром А. Дюраном, ВВС США в отставке.
  • Командир крыла Роберт Стэнфорд Так, британский летающий ас с 29 победами, был заключен в тюрьму в Сагане незадолго до Великого побега; Подозреваемый в том, что он был главарь, его перевели в Беларию, что, по словам Така, спасло ему жизнь. (Его наставник, Роджер Бушелл, был среди убитых после Великого побега). В конце концов Таку удалось сбежать 1 февраля 1945 года во время эвакуации лагеря с помощью пилота польских ВВС Збигнева Кустшинского. Оба добрались до русских позиций.
  • лейтенант Уолли Флоди, канадец, сбивший на своем самолете Supermarine Spitfire, также был заключен в тюрьму в Сагане незадолго до того, как Великий побег; он был одним из 19, переведенных в Беларию. Роджер Бушелл назначил Флади ответственным за раскопки и маскировку. В конце войны Флуди дал показания об условиях в лагерях для военнопленных на Нюрнбергском процессе. В начале 1962 года Флоуди позвонил директор Джон Стерджес. Флуди рассказали о фильме, который он планировал снять по книге Пола Брикхилла, австралийского летчика, который провел время в Stalag Luft III. Флуди согласился быть техническим консультантом в художественном фильме 1963 года «Большой побег». В народе он считается реальным аналогом вымышленного фильма «Король туннелей» Дэнни Велински, которого играет Чарльз Бронсон. Вернувшись к мирной жизни, Флоди стал бизнесменом и соучредителем Королевской канадской ассоциации военнопленных ВВС. Он умер в Торонто, Онтарио, 25 сентября 1989 года.
  • Бригадный генерал Артур В. Ванаман, офицер высшего ранга USAAF, захваченный в плен в Европейский театр военных действий. Ванаман, офицер разведки, сменил Спайви на посту SAO в середине 1944 года. Он (как и Спайви) был схвачен после полета в качестве наблюдателя во время бомбардировки. Экипаж посоветовал Ванаману спрыгнуть после того, как его самолет был поражен зенитной артиллерией и заполнился дымом. По иронии судьбы это было вызвано возгоранием безвредного дымового маркера, и бомбардировщик благополучно вернулся на базу.
  • , лидер партизан и саботажник, известный как «Тихая смерть», который служил Уильяму «Дикому Биллу» Доновану. OSS (предшественник ЦРУ) во время Второй мировой войны. В течение пятнадцати месяцев он работал над огромным проектом с тремя туннелями, известным в книгах и фильмах как «Большой побег», и отвечал за укрытие более 200 000 фунтов золотого песка от немецких «хорьков». В 1960-х годах он служил командиром 10-й группы специального назначения армии США (воздушно-десантный) в Бад-Тёльце в Баварии.
  • Питер Стивенс (офицер Королевских ВВС), единственный известный немецко-еврейский пилот бомбардировщика в Королевских ВВС. Стивенс (урожденный Георг Францн из Ганновера) был беженцем, жившим в Лондоне в момент начала военных действий, и украл личность бывшего лондонского одноклассника, чтобы записаться на военную службу. Как пилот Хэндли Пейджа Хэмпдена, он выполнил 22 боевых вылета, прежде чем его самолет был поражен зенитной артиллерией над Берлином, и он совершил вынужденную посадку (без топлива) около Амстердама 8 сентября 41-го. В качестве военнопленного он совершил 9 попыток побега и был одним из 69 членов Королевских ВВС, награжденных Военным крестом во время Второй мировой войны. Стивенс был руководителем отдела контактов (поиски) организации «Х» в Восточном подворье Шталага. Luft 3 с 22 апреля 43 года до его эвакуации в конце января 1945 года.

Некоторые из задержанных в Stalag Luft III сделали заметную карьеру в индустрии развлечений и спорта:

  • Британский актер Питер Баттерворт и английский писатель Талбот Ротвелл были оба заключенными в Stalag Luft III ; они подружились и позже вместе работали над фильмом Продолжай. Баттерворт был одним из прыгунов, прикрывающих беглецов во время побега, описанных в книге и фильме Деревянная лошадь. После войны Баттерворт прошел прослушивание в фильме, но, по словам создателей фильма, «не выглядел убедительно героическим или достаточно спортивным».
  • Британский актер Руперт Дэвис много ролей в постановках театра в лагере; его самыми известными ролями в кино и на телевидении, возможно, были инспектором в сериале BBC Мегре, который транслировался более 52 серий с 1960 по 1963 год, и Джордж Смайли в фильме Шпион, пришедший с холода..
  • Английский писатель и телеведущий Хью Фалькус был сокамерником в Stalag Luft III примерно с 1943 года, после того, как его Spitfire был сбит над Францией. Сообщается, что Фалькус работал над 13 туннелями для побега во время своего пребывания в качестве военнопленного, хотя официально не числился в списке беглецов.
  • Американский писатель и сценарист Лен Джованнитти содержался в Центральном комплексе для военнопленных. Штурман 742-й бомбардировочной эскадрильи Пятнадцатой воздушной армии, он выполнял свой 50-й вылет, когда его Consolidated B-24 Liberator был сбит над Австрией. 26 июня 1944 года. Будучи военнопленным почти год, он описал свой опыт, в том числе зимний марш в Германию и освобождение Баварии, в романе, который он написал с апреля 1953 по май 1957 года «Узники комбината D», опубликованном Генри Холтом. и компания (ASIN: B0007E6KMG).
  • Карибский / британский барристер и конферансье Сай Грант, родился в Британской Гвиане, служил лейтенантом ВВС Великобритании и провел два года в качестве военнопленного, включая время в Stalag Luft III. После войны он получил квалификацию поверенного, но стал представителем, актером и писателем. Оно регулярно появлялось на британском телевидении. Он пел новости как «актуальный калипс » (каламбур на «тропический») в программе BBC Сегодня вечером.
  • Уолли Киннан, один из первых известных американских метеорологов, телеведущий, также был в лагере.
  • Питчер Высшей лиги бейсбола Фил Марчилдон провел девять месяцев в лагере. Он возобновил свою бейсбольную карьеру после войны, выиграв 19 игр на Филадельфийской легкой атлетике 1947 года.
  • американский телеведущий Рэй Рейнер был заключенным в лагере.

Заключенные Stalag Luft III также стал заниматься политикой.

  • Джастин О'Бирн, который более трех лет был военнопленным, в течение 34 лет представлял Тасманию в австралийском сенате и был президентом сената.
  • профессор Бэзил Чабб, писатель и преподаватель политологии, провел там 15 месяцев после того, как был сбит над Германией.
  • Фредерик Ирвинг, позже американский дипломат и государственный служащий.
  • Чарльз В. Сэндман Младший, штурман ВВС США, провел более семи месяцев в Stalag Luft III. Песочный человек вошел в лагерь с весом 86 кг (190 фунтов). В своем дневнике Сэндман суровые зимы и борьба за продовольствие, отправленное Американским Красным Крестом. После войны он был избранным в Палату представителей США от штата Нью-Джерси и подверглись критике за поддержку президента Никсона во время Уотергейтского скандала.
  • Питер Томас, позже лорд Томас после политических карьеры валлийца Консервативный политик и член кабинета министров Великобритании при Эдварде Хите четыре года провел в военнопленного, в том числе был заключен в Stalag Luft III.
В культуре

Лагерь для военнопленных на самом деле официально именовался Stalag Luft 3 немцев в своей документации и на идентификационных бирках, выдаваемых заключенным, и Пол Брикхилл в своих ранних работах о побеге также писал это так. Для его книги «Великий побег» его английские редакторы изменили его на Stalag Luft III, и его влияние на массовую культуру было настолько сильным, что Stalag Luft III так и осталось.

Эрик Уильямс был штурманом сбитого бомбардировщика, который проходил в Шталаг Люфт III. После войны, в долгом морском путешествии домой, Уильямс написал короткую книгу Goon in the Block, основанную на своем опыте. Четыре года спустя, в 1949 году, он переписал его в виде более длинного повествования от третьего лица под названием «Деревянная лошадь», снятого как Деревянная лошадь в 1950 году. Он включил многие детали, опущенные в его первую книгу, но изменил свое имя на «Питер Ховард», Май Коднер на «Джон Клинтон» и Оливер Филпот на «Филип Роу». Уильямс также написал приквел «Туннель», в котором подробно изучается образ жизни военнопленного. Хотя это не роман о побеге, он показывает глубокое желание убежать и исследует, как жизнь в лагере повлияла на эмоции людей.

Пол Брикхилл был австралийским пилотом Spitfire, сбитым в 1943 году над Тунисом и попал в плен. Находясь в заключении в Stalag Luft III, он участвовал в попытке побега. Он не участвовал в прокладке туннелей, но отвечал за «марионеток», ретрансляционные группы, которые были предупреждать заключенных о том, что в лагерь вошли немецкие поисковые группы. Изначально планировалось, что он рано сбежит, но когда он страдает клаустрофобией, его опустили в конец списка. Позже он сказал, что, возможно, это спасло ему жизнь. После войны Брикхилл написал в соавторстве с Конрадом Нортоном «Побег в опасности» (оригинал: «Лондон: Фабер и Фабер», 1946). Позже Брикхилл написал более крупное исследование и первый крупный отчет о побеге в The Great Escape (1950), привлекая внимание общественности к этому инциденту. Эта книга легла в основу фильма (1963).

Фильм основан на реальных событиях, но с многочисленными компромиссами для коммерческой привлекательности, такими как включение людей в число беглецов. самом деле американцами). Хотя некоторые персонажи были вымышленными, многие были объединены, а некоторые основаны на реальных людях. Фактических побегов на мотоциклах или самолетах не было (эпизод с побегом на немецком тренере, возможно, был вдохновлен побегом Боба Гувера из Stalag Luft I с использованием FW-190), а также не были казнены повторно пойманных заключенных в одном месте в одном и том же время. В результате фильма история и память пятидесяти казненных летчиков остаются широко известными, хотя и в искаженном виде.

Поиск виновных в убийстве офицеров союзников и последующие судебные процессы были изображен в телевизионном фильме 1988 года под названием The Great Escape II: The Untold Story. Убийство заключенных в этом фильме более точное, чем в оригинале 1963 года, когда военнопленные снимаются поодиночке или парами, но другие части фильма являются вымышленными.

Лагерь был основой для одиночной миссии и многопользовательской карты в первой видеоигре Call of Duty. Большинство зданий и сторожевых башен были идентичны лагерю, и в одиночной миссии нужно было спасти британского офицера из тюремной камеры, которая очень напоминала здание одиночного заключения в лагере. Stalag Luft также является игровым лагерем для военнопленных в компьютерной и Xbox-игре The Escapists, но с немного другим названием «Stalag Flucht».

The Great Escape - это видеоигра , которая имеет название и сюжет, аналогичный фильму. для компьютера Sinclair ZX Spectrum, опубликованного Ocean Software в 1986 году, и позже перенесенного на Commodore 64, Amstrad CPC и DOS компьютеры. Окружение игры было похоже на настоящий лагерь, но предполагаемое место было в Северной Германии, а одна сторона лагеря выходила на Северное море. Версия Spectrum The Great Escape заняла 23-е место в официальном топ-100 Your Sinclair,

The Great Escape также была игрой для Xbox и PlayStation 2 выпущен в 2003 году. Сюжетная линия повторяет сюжетную линию фильма 1963 года, за исключением того, что есть также уровни с некоторыми из первых поимок персонажа и ранних попыток побега, а также измененный финал.

DVD с воссоединением в Чикаго в 1983 году включает реконструкцию допроса между Хансом Шарффом, ведущим следователем Люфтваффе, известным своим тонким подходом, и американским летным асом Фрэнсисом Габрески. Ведущим этого сегмента является Рэй Толливер, автор книги «Допросчик». Также включены короткие интервью с некоторыми из бывших военнопленных.

См. Также
Примечания
Ссылки
  • Эш, Уильям (2005). Под проводом. ISBN 0-593-05408-3.
  • Баррис, Тед (2013). The Great Escape: A Canadian Story. Thomas Allen. ISBN 978-1-77102-272 -9.
  • Брикхилл, Пол (1950). The Great Escape. Нью-Йорк: Нортон. ISBN 9780393325799.
  • Берджесс, Алан (1990). Самый длинный туннель. Нью-Йорк: Naval Institute Press. ISBN 1591140978.
  • Кэрролл, Тим (2004). The Great Escapers. Mainstream Publishers. ISBN 1-84018-904-5.
  • Кларк, Альберт Паттон (2005). 33 месяца в плену в Stalag Luft III: A World War II A Ирман рассказывает свою историю. Голден, Колорадо: Точка опоры. ISBN 978-1-55591-536-0.
  • Дандо-Коллинз, Стивен (2016). Создатель героев, биография Пола Брикхилла. Сидней: Penguin Random House. ISBN 978-0-85798-812-6.
  • Дюран, Артур А. (1989). Шталаг Люфт III. Patrick Stephens Ltd. ISBN 1-85260-248-1.
  • Foot, MRD ; Лэнгли, Джеймс (1979). МИ9: побег и уклонение 1939–1945. Лондон: Бодли-Хед. ISBN 978-0-316-28840-8.
  • Джеймс, Б.А. "Джимми" (1983). Безлунная ночь. Лондон: Уильям Кимбер. Имеется в более позднем издании. OCLC 19469692
  • Козак-Холланд, Марк. Проект «Уроки великого побега» (Stalag Luft III). Архивировано из оригинального 1 января 2008 года. Заключенные формально структурировали свою работу как проект. Эта книга анализирует их усилия с использованием современных методов управления проектами.
  • Миллар, Джордж (1947). Рогатый голубь. Лондон: Хайнеманн. Имеется в более позднем издании. OCLC 51108963
  • Никол, Джон; Реннелл, Тони (2002). Последний побег. Лондон: Пингвин. Архивировано из оригинала 20 февраля 2014 года.
  • Рис, Кен; Аррандейл, Карен (2004). Лежи в темноте и слушай: замечательные подвиги пилота-бомбардировщика времен Второй мировой войны и великого беглеца. Grub Street. ISBN 978-1-904010-77-7.
  • Вальтер, Гай (2013). Настоящий великий побег. Лондон: Bantam Press. ISBN 978-0-593-07190-8.
  • Янгер, Калтон (1956). Нет бегства из клетки. Фредерик Мюллер. ISBN 0-352-30828-1.
Дополнительная литература
  • Дойл, Питер; Прингл, Джейми; Бабиц, Лоуренс Э. (2013). "Stalag Luft III: Археология лагеря беглецов". Военнопленные: археология, память и наследие массового интернирования 19-го и 20-го веков. Springer. С. 129–144. ISBN 978-1-4614-4166-3.
Внешние ссылки
На Викискладе есть медиафайлы, связанные с Stalag Luft III.
Последняя правка сделана 2021-06-09 07:22:18
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте