Брам ван дер Сток | |
---|---|
Брам ван дер Сток | |
Родился | (1915-10 -13) 13 октября 1915. Plaju, Голландская Ост-Индия |
Умер | 8 февраля 1993 (1993-02-08) (77 лет). Вирджиния-Бич, Вирджиния, США |
Приверженность | Нидерланды |
Служба / филиал | Королевские ВВС Нидерландов. Королевские ВВС |
Годы службы | 1936–1945 |
Сражения / войны | Вторая мировая война |
Награды | Офицер Ордена Оранж-Нассау. Бронзовый лев. Бронза Кросс. Член Ордена Британской Империи (Соединенное Королевство) |
Брам ван дер Сток, MBE (13 октября 1915 - 8 февраля 1993), также известный как Боб ван дер Сток, был летчиком-истребителем Второй мировой войны и летным асом, а также самым титулованным летчиком в голландской истории.
В марте 1944 года он вырвался из Stalag Luft III - лагеря для военнопленных в нацистской Германии - во время массового побега, известного как " Большой побег ". Пройдя большую часть оккупированной Европы, чтобы добраться до нейтральной Испании, Ван дер Сток стал одним из трех из 76 беглецов, достигших Британии, вместе с двумя норвежцами, Пером Бергсландом и Йенс Мюллер (вместе сумевшим достичь нейтральной Швеции ).
Ван дер Сток провел свое детство между Суматрой, Нидерланды, и голландской Вест-Индией, где его отец работал в Shell Petroleum. После получения начального образования в Lyceum Alpinum в Швейцарии, он изучал медицину в Лейденском университете с намерением продолжить карьеру врача.
. в Лейдене он был увлеченным спортсменом, уделяя особое внимание гребле и i. хоккей. В 1937 году он вступил в резерв Нидерландской Luchtvaartafdeeling (армейской авиационной группы) - предшественника Королевских ВВС Нидерландов, обучался на Fokker S.IV, продолжая свое медицинское учится в Утрехтском университете.
Когда Нидерланды подверглись нападению и вторжению со стороны Третьего рейха в мае 1940 года, ван дер Сток - в настоящее время летает с переименованной в Luchtvaartbrigade (армейской авиационной бригадой) ВВС Нидерландов, одержал свою первую победу, сбив Luftwaffe Messerschmitt Bf 109 во время патрулирования на Fokker D.XXI над аэродромом Де Кой, а также участвовал в воздушной атаке на аэропорт Нидерландов Ваалхавен, который был захвачен немцами и использовался Люфтваффе для операций.
После поражения Нидерландов и оккупации им Вермахта он предпринял три неудачных попытки последовать за голландской короной в ее отходе через Северное море в Англию. С четвертой попытки ему удалось добраться до Шотландии в июне 1941 года в качестве безбилетного пассажира на борту швейцарского торгового судна Saint Cerque, которое отплыло из Роттердама по с Эриком Хазельхоффом Рулфзема и двумя другими. За свои действия он был награжден голландским бронзовым крестом королевой Вильгельминой.
После прохождения курса повышения квалификации в Королевских ВВС ' s № 57 оперативного учебного подразделения, он был направлен в его 41-ю эскадрилью в декабре 1941 года на борту Supermarine Spitfire, с которым он добился шести подтвержденных уничтожений среди самолетов Люфтваффе. до апреля 1942 года, при этом квалифицируясь как летающий ас.
12 апреля 1942 года во время операции под кодовым названием «Цирк 122» 'свыше оккупировал Северную Францию для атаки на железнодорожную сортировочную станцию в Хазбруке, ван дер Сток был сбит, когда летел на Spitfire Vb BL595. Он благополучно спустился с парашютом в Сен-Омер в Па-де-Кале, но был немедленно схвачен патрулем Вермахта.
Впоследствии он был заключен в недавно построенный Stalag Luft III где, получив медицинское образование, работал в тюремном медицинском учреждении. Находясь в Stalag Luft III, он совершил три попытки побега. Первый был случайно испорчен другим заключенным, который обратил внимание на убегающего ван дер Стока, когда собирал украденную немецкую фуражку с крыши хижины. Вторая попытка была сорвана, когда немецкие охранники заметили, что поддельный пропуск, который он использовал, чтобы пройти мимо них, устарел. Его третья попытка, в ночь с 24 на 25 марта 1944 г., была частью массового побега, позже известного как «Великий побег», в котором он был восемнадцатым из 76 заключенных, покинувших его. аварийный туннель.
В своих мемуарах он описывает момент, когда он вышел из туннеля 24 марта, и написал: «Я быстро поднялся на поверхность и сразу нашел веревку... Я не почувствовал сигнала, поэтому он был пока небезопасно. Затем я почувствовал три отчетливых рывка и медленно вскинул голову. Ближайший «Goonbox» находился на расстоянии не менее 200 футов, но, действительно, я был в двадцати футах от края леса ».
После побега ван дер Сток поехал с вокзала Бреслау в Дрезден, где его остановили на нескольких контрольно-пропускных пунктах, убедив немцев, что он не один из них. беглецов. Затем он отправился в Утрехт через Олдензал и встретился с членом голландского подполья, который проинструктировал и подготовил его для велосипедного перехода к другому убежищу. от бельгийского сопротивления. По прибытии туда ему выдали документы бельгийца, после чего он отправился поездом через Брюссель и Париж в Тулузу, где Французское Сопротивление поместило его с два американских лейтенанта, два других пилота Королевских ВВС, французский офицер и русский, переправили группу через Пиренеи в Лериду в Испании. Британское консульство в Испании приняло беглецов союзников, и через три месяца после прорыва «Шталаг Люфт III» ван дер Сток снова достиг территории Британской империи, прибыв в Гибралтар 8 июля 1944 года. Впоследствии он был доставлен из Гибралтара в аэропорт Уитчерч в Англии 11 июля 1944 года.
Вернувшись в Англию, ван дер Сток вернулся в Королевские ВВС и был отправлен в командировку. на 41-й эскадрильи на Spitfire MK.XII, участвующих в операции Операция «Оверлорд» - (через 10 дней после дня «Д») и на анти- V-1 истребители несутся вдоль побережья Нижних стран. В своей книге War Pilot of Orange он утверждает, что сбил семь «Doodlebugs» V-1. В следующем году он принял командование голландской эскадрильей RAF №322, базировавшейся тогда на временной взлетно-посадочной полосе в Схейнделе в Нидерландах, где, впервые с тех пор, как он уехал, вступил в контакт со своей семьей. в Нидерландах в 1940 году он узнал, что два его брата были убиты в концентрационных лагерях, а его отец был частично ослеплен гестапо.
Он был награжден Орден Оранжевых Нассау из Нидерландов, и был введен в должность Членом Ордена Британской Империи. Ему предложили постоянную комиссию и звание старшего персонала в Королевских ВВС Нидерландов, но он отказался и вместо этого возобновил и завершил довоенное обучение, получив степень доктора медицины в Утрехтском университете в 1951 г.
Он переехал в Соединенные Штаты со своей женой Люси и их тремя детьми и начал практику в качестве акушера-гинеколога в Сиракузы, Нью-Йорк, и как терапевт в Руидозо, Нью-Мексико. Впоследствии он присоединился к исследовательской группе космической лаборатории НАСА в Хантсвилле, штат Алабама. В 1980 году он опубликовал военные мемуары под названием: Oorlogsvlieger van Oranje (Военный летчик Оранжа). В 1987 году Ван дер Сток переехал в Гонолулу, где продолжил медицинскую практику. Он также работал с США. Вспомогательная служба береговой охраны и приняла участие в 162 спасательных операциях.
Ван дер Сток женился на Люсии Марии Беате Уолтер, которая умерла в Санта-Барбаре, Калифорния в 1990 году.
Ван дер Сток умер в Вирджиния-Бич, Вирджиния, США, 8 февраля 1993 года.
В фильме 1963 года Большой побег элементы его роли в этом романе были вписаны в роль «Седжвика», которую играет актер Джеймс Коберн.
В 2018 году брошь, врученная ему Caterpillar Club в знак признания того, что он использовал парашют Ирвина для спасения разбитого самолета, продана на аукционе за 3226 фунтов стерлингов. его оценка составляет 500-600 фунтов стерлингов.
В феврале 2019 года новое издание его мемуаров было опубликовано в лондонском издательстве Greenhill Books с предисловием журналиста The Times Саймона Пирсона и предисловием сына Брэма Роберта Вандерстока. 58>
A C-130 Hercules из Королевских ВВС Нидерландов назван в его честь.