Fokker D.XXI

редактировать
D.XXI
Fokker D.XXI Soesterberg.jpg
РольБоец
ПроизводительFokker
КонструкторЭрих Шацки
Первый полет27 марта 1936 г.
На пенсии1948
Статусна пенсии
Основные пользователиВВС Финляндии. ВВС Нидерландов. ВВС Дании
Построено148

Истребитель Fokker D.XXI был разработан в 1935 году голландским производителем самолетов Fokker в ответ на требования, изложенные Королевскими военно-воздушными силами Нидерландской Ост-Индии (Militaire Luchtvaart van het Koninklijk Nederlands-Indisch Leger, ML- KNIL).

D.XXI был разработан как недорогой, прочный и компактный истребитель, обладающий достойными характеристиками для своего времени. Вступив в боевую эксплуатацию в первые годы Второй мировой войны, он обеспечивал летную службу как Luchtvaartafdeling (голландская армейская авиационная группа), так и финских ВВС. Кроме того, несколько экземпляров были построены на фабрике Эль Кармоли до того, как она попала в руки повстанцев во время гражданской войны в Испании. После вторжения и оккупации Нидерландов в мае 1940 года несколько захваченных голландских D.XXI были впоследствии приняты на вооружение Люфтваффе.

Содержание

  • 1 Разработка
    • 1.1 Происхождение
    • 1.2 В производство
  • 2 Дизайн
  • 3 История эксплуатации
  • 4 Варианты
  • 5 Эксплуатанты
  • 6 Самолеты на дисплее
  • 7 Технические характеристики (D.XXI - Финляндия - Mercury)
  • 8 См. Также
  • 9 Ссылки
    • 9.1 Цитирование
    • 9.2 Библиография
  • 10 Внешние ссылки

Разработка

Истоки

14 ноября 1934 г. новые истребители были переданы компанией Fokker Luchtvaartafdeling (голландская армейская авиационная группа). Команда разработчиков Fokker, возглавляемая Эрихом Шацки, базирующаяся на недавно построенном заводе компании в южном районе Амстердам, стремилась объединить и объединить различные новые концепции и последние особенности успешных истребителей, включая предыдущие. CX и D.XVII самолеты. Предлагаемый самолет представлял собой низкоплан моноплан с полностью закрытой кабиной ; Первоначальные проектные работы велись в сотрудничестве с британским производителем двигателей Rolls-Royce Limited, и изначально предполагалось, что этот тип будет оснащаться двигателем Rolls-Royce Kestrel IV. Прогнозы характеристик самолета включали максимальную скорость 420 км / ч на высоте 4350 метров, дальность полета 888 км и высоту потолка 10 000 метров. Планируемое вооружение включало винтовочный калибр пулеметы или 20-мм пушки, которые предполагалось встраивать в крылья и фюзеляж.

Прототип Fokker D.XXI

В начале 1935 года Лучтваартафделинг подписал контракт на создание единственного прототипа истребителя, который должен был быть построен для проведения оценки Королевской армией Нидерландов в Ост-Индии. Этот прототип, получивший обозначение FD-322, был оснащен одним Bristol Mercury VI-S радиальным двигателем, который приводил в действие трехлопастный двухшаговый винт , выполнила свой первый полет на аэродроме Вельшап, Эйндховен 27 марта 1936 года. По данным авиационного автора GH Кампхуис, перспективы серийного производства нового истребителя выглядели сомнительными вскоре после того, как был совершен первый полет, из-за серьезных изменений в оборонной политике Нидерландов; Министр иностранных дел Х. Колийн проинформировал министерство обороны, что в связи с изменяющейся международной ситуацией более высокий приоритет будет отдаваться наращиванию значительного бомбардировочного потенциала по сравнению с новыми истребителями. Изменение политики с упором на бомбардировщики, а не на истребители, было несколько спорным, отчасти из-за того, что в настоящее время рассматривается заказ на новые истребители и разведывательные самолеты, а также была выявлена ​​потребность в новом учебном самолете.

Помимо интереса Luchtvaartafdeling к учебно-тренировочному самолету, служба также придавала большое значение концепции хорошо вооруженного «крейсерского» самолета, способного выполнять несколько типов задач. Дальнейшие сомнения и путаница были добавлены появлением конкурирующего предложения по самолету в виде Koolhoven F.K.58, который также был разработан Ir. Шацки. F.K.58 был несколько более совершенным, чем D.XXI, с убирающейся ходовой частью и более высокой максимальной скоростью 520 км / ч. Было решено, что D.XXI и FK58 должны участвовать в серии сравнительных испытаний друг с другом, в результате чего прототип D.XXI будет отправлен на авиабазу Состерберг, Утрехт, в ноябре 1936 года. Однако непосредственные испытания между двумя типами были отложены из-за FK58, который не выполнил свой первый полет до сентября 1938 года.

В производство

В течение В 1937 году голландское правительство выделило финансирование и одобрило ограниченное расширение армейской авиационной группы, в результате чего был размещен заказ на 36 истребителей Fokker D.XXI, оснащенных 830-сильными двигателями. Двигатели Bristol Mercury VII или VIII. По словам Кампхуиса, интерес голландцев к D.XXI возродился отчасти из-за проверки первого самолета оценочной комиссией, которая сама была проведена благодаря интересу, проявленному ВВС Финляндии, что само по себе привело бы к экспортным продажам в Финляндию. 20 июля 1938 года первый Luchtvaartafdeling D.XXI совершил свой первый полет, после чего он участвовал в испытательных полетах перед доставкой в ​​Сёстерберг. 8 сентября 1939 года был доставлен последний самолет из первой партии из 36 самолетов.

Даже когда внутренний спрос на D.XXI подвергался сомнению, этот тип привлек внимание ряда иностранных правительств. В 1937 году финское правительство решило разместить заказ на первую партию из семи самолетов. Были также проведены дальнейшие переговоры о приобретении лицензии на производство, в соответствии с которой Финляндия приступила к производству других самолетов внутри страны. С 1939 по 1944 год Государственный авиационный завод (Valtion Lentokonetehdas) в Тампере произвел в общей сложности 93 самолета.

На протяжении 1940-1944 годов Финский государственный авиационный завод приступил к ремонту самолетов, которые использовался в Зимней войне для продолжения службы; в 1941 году было заказано еще 50 D.XXI, оснащенных двигателем Pratt Whitney R-1535 Twin Wasp Junior, приобретенным через Швецию. Их можно отличить по более длинному остеклению кабины, гладкому капоту и большому воздухозаборнику под капотом. Два установленных на фюзеляже пулемета на этих D.XXI были перемещены в крылья, а вертикальное оперение было увеличено в размере для компенсации нового двигателя. Из-за увеличенной загруженной массы D.XXI с двигателем R1535 имел несколько сниженные характеристики и не был таким маневренным, как версии с двигателем Mercury. В 1944 году из запчастей было собрано еще пять финских D.XXI.

Датское правительство заказало пару истребителей D.XXI вместе с договоренностями о собственной производственной лицензии. Датские истребители D.XXI имели мощность 645 л.с. Бристоль Меркурий VI-S радиальный и нес 20-мм пушку Мадсена под каждым крылом. Десять самолетов были построены на авиазаводе Королевской армии в Копенгагене перед вторжением Германии в Данию в апреле 1940 года. Вторая Испанская Республика также получила лицензию на производство для D.XXI. Сообщается, что всего на испанской производственной линии было изготовлено 50 фюзеляжей; однако испанский завод, на котором производился истребитель, был захвачен националистическими силами до того, как любой из самолетов, построенных в Испании, был завершен. Некоторые источники говорят, что одному испанскому D.XXI удалось избежать захвата после захвата производственного объекта.

Конструкция

Сохранившаяся носовая часть фюзеляжа разбившегося Fokker D.XXI

Fokker D.XXI была низкоплан-истребитель-моноплан. Следуя стандартной практике проектирования Fokker того периода, он имел фюзеляж из сварных стальных труб, который был в значительной степени покрыт тканью, включая поверхности управления полетом ; Элемент впереди задних кромок крыльев был покрыт съемными алюминиевыми панелями. Крылья имели деревянную конструкцию и состояли из двух коробок лонжеронов, прикрепленных к нервюрам из фанеры. Самолет комплектовался фиксированной крытой шасси с консольными опорами; Торможение обеспечивалось независимыми педалями с использованием сжатого воздуха.

Кабина D.XXI была полностью закрыта оргстеклом капотом с большими раздвижными секциями, и в аварийной ситуации ее можно было полностью сбросить. ситуация, позволяющая пилотам выручить. Пилоты были защищены от опрокидывания с помощью пилона, встроенного в конструкцию самолета, установленного за сиденьем. Топливо размещалось в баке емкостью 77 галлонов, расположенном в корме двигателя, также могли быть установлены дополнительные топливные баки на крыльях. Основное вооружение состояло из двух пар 7,92-мм пулеметов M36 FN-Browning , одна пара размещалась внутри крыльев и несла боеприпасы каждая по 300 патронов, а другая пара в носовой части. фюзеляж и стрельба через лопасти воздушного винта, несущие по 500 патронов.

После ввода в строй в 1938 году D.XXI представлял собой значительный скачок вперед для голландской армейской авиационной группы, чьи истребительные силы до этого времени имели состоял из устаревших бипланов с открытой кабиной. Новый Fokker быстро показал себя чрезвычайно прочным самолетом, способным развивать скорость до 700 км / ч в пикировании.

На начальном этапе производства D.XXI конструкторское бюро Fokker рассмотрело ряд изменений базовой конструкции, включая перепроектирование крыла. Рассматривался ряд альтернативных двигателей, в том числе такие силовые установки, как 650 л.с. Rolls-Royce Kestrel V и 750 л.с. Пратт и Уитни Twin Wasp Junior. В 1938 году были начаты работы над тремя сильно модифицированными версиями, известными как 150, 151 и 152. Эти самолеты должны были оснащаться мощностью 1375 л.с. Bristol Hercules, 1050 л.с. Rolls-Royce Merlin и 1090 л.с. Даймлер-Бенц DB 600H. Убирающееся шасси было включено в эти изменения.

История эксплуатации

Fokker D.XXI, август 1942 г.

Fokker D.XXI впервые был использован в бою ВВС Финляндии в 1939–1940 гг. Зимняя война между Советским Союзом и Финляндией. К моменту начала войны в финляндии находился 41 самолет, все оснащенные двигателем Mercury VIII. 1 декабря 1939 года D.XXI одержал первую победу, сбив советский Туполев СБ. Fokker не уступал самолетам советских ВВС, а его прочная конструкция с радиальным двигателем и фиксированной ходовой частью делала его хорошо подходящим для финских условий.. Характеристики финского D.XXI якобы вызвали восхищение многих советских пилотов.

По мере того, как Зимняя война продолжалась и появлялись новые модели советских истребителей, Fokker D.XXI становился все менее мощным и слишком легко вооруженным. (с четырьмя пулеметами калибра 7,92 мм / 0,312 дюйма ); планы вооружить «Фоккеры» 20-мм пушками были отброшены, и только один истребитель был вооружен двумя 20-мм пушками и двумя пулеметами калибра 7,92 мм / 0,312. Еще один истребитель был оснащен убирающимся шасси, но из-за не ожидаемого улучшения характеристик в серии не получил. Неподвижная ходовая часть подходила как для неулучшенных взлетно-посадочных полос, так и для переоборудования лыж для зимнего использования, что было преимуществом для финского театра. Во время конфликта было потеряно в общей сложности 12 самолетов D.XXI, шесть из которых были потеряны в результате аварий, а не действий противника.

Конфликт между Финляндией и Советским Союзом возобновился в войне-продолжении (1941–44) D.XXI снова был ключевым элементом финских ВВС. В первом воздушном бою шесть D.XXI с двигателями Mercury сбили пару советских бомбардировщиков Илюшин ДБ-3. Несколько пилотов финских ВВС стали асами-истребителями с Fokker D.XXI. Лучший по результату туз Fokker, Йорма Сарванто, одержал 12 побед 5/6 с этим типом; многие другие будущие асы также одержали хотя бы одну победу с Fokker. Самым результативным был планер FR-110, одержавший 10 побед; этот самолет пережил войну и выставлен в Центральном Финляндском музее авиации. Финляндия продолжала эксплуатировать свои D.XXI до 1949 года, а в 1952 году отнесла их к категории излишков.

Пара финских ВВС Fokker D.XXI в полете

Хотя заказ ML-KNIL был отменен, Luchtvaartafdeling (ВВС Нидерландов до Второй мировой войны) разместил заказ на 36 самолетов, которые все были доставлены вовремя для участия в войне с немцами в мае 1940 года. 10 В мае 1940 года, в день, когда Германия начала вторжение в Нидерланды, 28 D.XXI были исправны и готовы к эксплуатации. В тот первый день шесть D.XXI сопровождали группу из бомбардировщиков Fokker T.V для атаки мостов Мааса, чтобы помешать немецкому продвижению; их перехватили девять немецких Messerschmitt Bf 109s, и в ходе последовавшего воздушного боя один Bf 109 был сбит и еще два повреждены за потерю одного D.XXI и двух T. Vs. В тот же день рейс D.XXI перехватил и сбил 37 из 55 приближавшихся войсковых транспортов Junkers Ju 52, пересекших границу ранним утром.

Из-за большого количества самолетов будучи непригодным для эксплуатации из-за боевых повреждений после первого дня, 11 мая было решено перегруппироваться в Buiksloot, к северу от Амстердама. В течение следующих четырех дней D.XXI выполняли миссии за пределами Бикслута, летая как в одиночку, так и небольшими группами, чтобы сопровождать дружественные подразделения, а также выполнять роль поиска и уничтожения. 11 мая было зарегистрировано как минимум два Bf 109, сбитых истребителями D.XXI. Вылазки против численно превосходящих немецких сил продолжались до середины 14 мая, после чего известия о капитуляции голландцев достигли Буйкслута, после чего и оставшиеся самолеты, и взлетно-посадочная полоса были уничтожены, чтобы предотвратить их использование немцами. Из первоначального состава 28 самолетов D.XXI восемь истребителей остались годными к полетам. D.XXI, хотя и намного медленнее и легче вооружен, чем Bf 109, на удивление хорошо проявил себя в бою благодаря своей маневренности. Это был также один из немногих самолетов, которые могли следовать за бомбардировщиком Stuka в его пикирование. Тем не менее, численное превосходство люфтваффе привело к уничтожению большинства истребителей Luchtvaartafdeling D.XXI во время кампании. Некоторые были захвачены в плен во время и после 15 мая, но их дальнейшая судьба неизвестна.

Варианты

D.XXI
серийный номер прототипа FD-322
D.XXI -1
Самолет образца поставлен в Данию, построено три, с двигателями 645 л.с. (481 кВт) Bristol Mercury VIS. На вооружении 2x 8-мм (0,315 дюйма) пулемета и 2x 20-мм (0,787 дюйма) пушка Мадсена
D.XXI-1
Серийные самолеты, построенные на заводе, десять построены с мощностью 830 л.с. (619 кВт) двигатели Bristol Mercury VIII.
D.XXI-2
53 построено, из которых 36 были доставлены в RNLAF.
D.XXI-3
Финские лицензионные постройки D.XXI-2, оснащенные дополнительными 20-мм (0,787 дюйма) пушками в 1940 году. Построено: 35
D.XXI-4
Модернизированный D.XXI-3, оснащенный двигателями 825 л.с. (615 кВт) Pratt Whitney R-1535-SB4C-G Twin Wasp Junior. Построено: 55
пр.150
Предлагаемый вариант с радиально-поршневым двигателем Bristol Hercules. Не построен.
пр. 151
Предлагаемая версия с поршневым двигателем Rolls-Royce Merlin. Не строится.
пр.152
Предлагаемая версия с двигателем Daimler-Benz DB 600H. Не построено.

Операторы

Fokker D.XXI (FR-110) в музее авиации Центральной Финляндии Четыре Fokker D.XXI ВВС Нидерландов
Дания
  • Hærens Flyvertropper (Армейские авиационные войска Дании) получили три самолета и построили десять по лицензии. Местное обозначение IIIJ («третий истребитель»)
Финляндия
Германия
  • Люфтваффе имела неизвестное количество захваченных голландских самолетов.
Нидерланды

1 Лучтваартский полк ( 1 авиационный полк) 1 и 2 Jachtvliegersafdeling (JaVa) (истребительная эскадрилья) 2 Luchtvaartregiment

Испания Испанская Республика
  • Испанские республиканские военно-воздушные силы Возможно завершили строительство одного самолета. В Центральной Финляндии выставлен FR-110, восстановленный с дополнительными деталями из FR-81 и FR-137. Этот самолет был персональной установкой лейтенанта Виктора Пюетси в Зимней войне и одержал наибольшее количество побед в воздухе среди всех планеров D.XXI, всего 10. На вертикальном стабилизаторе отображается результат Пётси в Зимней войне - 7 убийств.
  • с 2018 года опытный реставратор самолетов Джек ван Эгмонд строит летающую копию. Будет использован ряд оригинальных деталей, и самолет будет построен в соответствии со спецификациями оригинальной сборки Fokker, поскольку Джеку ван Эгмонду принадлежат 397 из 416 чертежей Fokker.
  • Военный музей Лучтваарта имеет копию, окрашенную в маркировку KLu.
  • Crash Foundation

Технические характеристики (D.XXI - Финляндия - Меркурий)

Fokker D.XXI.svg

Данные из

Общие характеристики

  • Экипаж: один
  • Длина: 8,2 м (26 футов 11 дюймов)
  • Размах крыла: 11 м (36 футов 1 дюйм)
  • Высота: 2,92 м (9 футов 7 дюймов) дюйм)
  • Площадь крыла: 16,2 м (174 кв. фута)
  • Масса пустого: 1594 кг (3514 фунтов)
  • Масса брутто: 1970 кг (4343 фунта)
  • Силовая установка: 1 × Bristol Mercury VIII 9-цил. Радиально-поршневой двигатель с воздушным охлаждением, 620 кВт (830 л.с.)

Производительность

  • Максимальная скорость: 460 км / ч (290 миль / ч, 250 узлов)
  • Крейсерская скорость: 429 км / ч (267 миль / ч, 232 узлов)
  • Никогда не превышайте скорость : 700 км / ч (430 миль / час, 380 узлов)
  • Диапазон: 930 км (580 миль, 500 миль)
  • Практический потолок: Практический потолок 11350 м (37 240 футов)
  • Время до высоты: 6000 м (19 685 футов 0 дюймов) за 7 минут 30 секунд
  • Мощность / масса : 0,309 кВт / кг (0,188 л.с. / фунт)

Вооружение .

См. Также

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

Ссылки

Цитаты

Библиография

Внешние ссылки

На Викискладе есть материалы, связанные с Fokker D.XXI.

Восстановить Fokker Holland https://www.youtube.com/watch?v=Y K9yB1Sr7lo

Последняя правка сделана 2021-05-20 09:57:09
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте