Аэропорт Подгорица. Аэродром Подгорица. Аеродром Подгорица | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Краткое описание | |||||||||||
Тип аэропорта | Public | ||||||||||
Владелец | Правительство Черногории | ||||||||||
Оператор | Airpo rts of Montenegro | ||||||||||
обслуживает | Подгорица | ||||||||||
Местоположение | Голубовцы, Черногория | ||||||||||
Hub для | Montenegro Airlines | ||||||||||
Elevation AMSL | 141 фут / 43 м | ||||||||||
Координаты | 42 ° 21'34 ″ N 19 ° 15′07 ″ E / 42,35944 ° N 19,25194 ° E / 42,35944; 19,25194 Координаты : 42 ° 21′34 ″ N 19 ° 15′07 ″ E / 42,35944 ° N 19,25194 ° E / 42,35944; 19.25194 | ||||||||||
Сайт | montenegroairports.com | ||||||||||
Карта | |||||||||||
TGD Расположение аэропорта в Черногории | |||||||||||
Взлетно-посадочные полосы | |||||||||||
| |||||||||||
Статистика (2018) | |||||||||||
| |||||||||||
Источник: Аэропорты Черногории |
Аэропорт Подгорицы (Черногория : Aerodrom Podgorica, произносится ) (IATA : TGD, ICAO : LYPG ) - это международный аэропорт, обслуживающий черногорская столица Подгорица и окрестности. Это один из двух международных аэропортов в Черногории, второй - аэропорт Тивата. Оба эксплуатируются государственной компанией «Аэропорты Черногории» (Аеродроми Црне Горе / Aerodromi Crne Gore).
Аэропорт расположен в 11 км (6,8 миль) к югу от центра Подгорицы, на равнине Зета, одной из немногих равнинных областей Черногории, подходящих для большого аэропорта. Аэропорт в местном масштабе известен как Аэропорт Голубовци (Аеродром Голубовци / Aerodrom Golubovci), так как он расположен в административных границах города Голубовцы. Код IATA аэропорта по-прежнему TGD, потому что Подгорица называлась T ito grad(в честь Иосипа Броз Тито ) с 1946 по 1992 год, в течение которого аэропорт открыт. Это главный хаб для Montenegro Airlines и Di Air.
История гражданской авиации в Подгорице началась 26 мая 1928 года, когда Aeroput Potez 29/2 приземлился на травянистой взлетно-посадочной полосе небольшого аэродрома, расположенного недалеко от нынешней железнодорожной станции. Самолет находился на экспериментальном самолете Белград - Скопье - Подгорица - Мостар - Сараево - Белград линия, организованная для определения возможности соединения Белграда с южной Югославией по воздуху. 5 мая 1930 года началось регулярное пассажирское сообщение по линии Белград-Сараево-Подгорица. На этой линии компания Aeroput использовала самолет Farman F.300.
Вторая мировая война положила конец пассажирскому движению на аэродроме. В 1943 и 1944 годах аэродром использовался люфтваффе в оккупированной немцами Черногории. Он был частой целью печально известных бомбардировок Подгорицы, в результате которых немцы понесли значительные потери.
После войны пассажирские перевозки возобновились 8 апреля 1947 года с недавно сформированными рейсами JAT в Белград на Douglas C-47 преобразованном для использования пассажирами. Позже в 1957 году была проложена грузовая линия в Белград.
В 1961 году аэропорт был перенесен на его нынешнее место к югу от города. Он имел взлетно-посадочную полосу с асфальтовым покрытием размером 2500 м × 45 м (8202 футов × 148 футов) и был модернизирован и отремонтирован в 1977 году. Основная часть перевозок в этот период состояла из регулярных рейсов в Белград, в основном на самолетах McDonnell Douglas DC-9. Аэропорт Шпиро Мугоша теперь занимает бывшее место..
23 апреля 2003 года право собственности на аэропорт перешло от JAT Airways к Airports of Montenegro, государственной компании, принадлежащей правительству Черногории. Наряду с формированием и ростом Montenegro Airlines это способствовало увеличению количества предоставляемых в аэропорту услуг. Многолетняя практика, когда аэропорт в основном служил для Белграда, была отброшена в пользу более разнообразной сети регулярных пассажирских рейсов.
В 2006 году произошла крупная реконструкция и расширение, с ремонтом и расширением перрон и доработки системы рулежных дорожек, системы освещения аэродрома и электроснабжения. Совершенно новый пассажирский терминал был открыт 14 мая 2006 года, а старый пассажирский терминал подвергся реконструкции и ремонту в 2009 году.
Усовершенствованная система рулежных дорожек позволила обслуживать широкофюзеляжные самолеты в аэропорт. Таким образом, аэропорт начал обслуживание Ил-86 и первый грузовой самолет Боинг 747 прибыл в аэропорт в апреле 2008 года.
Поскольку в 2000-х годах объем воздушных перевозок в Черногории резко увеличился, старый пассажирский терминал, небольшое булыжное здание, был списан после постройки нового терминала, за исключением обслуживания небольших чартерных рейсов. полеты. Новый пассажирский терминал площадью 5 500 м (59 000 кв. Футов) открылся 14 мая 2006 года. Он имеет восемь выходов на посадку и два выхода на посадку и способен обслуживать до 1 миллиона пассажиров в год. В терминале нет трамвайных маршрутов, так как количество пассажиров в аэропорту недостаточно велико, чтобы их вызывать.
Главное (новое) здание терминала представляет собой современную конструкцию из алюминия и стекла с современными архитектурными решениями, такими как непрямое освещение по всему зданию. С момента открытия в нем были магазин Costa Coffee, два газетных киоска, магазин беспошлинной торговли, пункты аренды автомобилей и отделение банка. Несмотря на то, что аэропорт считается районом с низким уровнем риска, после строительства нового терминала количество проверок на безопасность заметно усилилось. В терминале применены стандартные для европейских аэропортов меры безопасности и контроль.
Старое здание аэровокзала было полностью отремонтировано и вновь открыто 15 сентября 2009 г. и теперь предназначено для использования VIP и авиации общего назначения.
стандартной взлетно-посадочной полосы 36 включает в себя захватывающий 200 ° крутой поворот на небольшой высоте над Скадарским озером, чтобы выровняться с взлетно-посадочной полосой, всего в 524 метрах (1719 футов) над поверхностью воды. Аэропорт имеет классификацию ICAO 4E ILS Cat I, хотя посадка по ILS возможна только на ВПП 36; северный подход к взлетно-посадочной полосе 18 только визуальный, возможен при совершенном VMC. Это связано с близостью Динарских Альп на севере.
Аэропорт Подгорицы является общественным международным аэропортом, но имеет общую взлетно-посадочную полосу с военной авиабазой Подгорицы. Военные объекты включают в себя авиабазу площадью 80 гектаров (200 акров), прилегающую к главной взлетно-посадочной полосе, а также комплекс Шипчаник.
Комплекс Шипчаник состоял из подземного укрытия для самолетов, проложенного в одноименном холме, и прилегающей узкой взлетно-посадочной полосы 26.08, которую можно было использовать для борьбы с самолетами, хранящимися в убежище. Эта взлетно-посадочная полоса соединена с главным комплексом аэропорта через 3-километровую рулежную дорожку (9800 футов), пересекающую окружающие виноградники. Комплекс был серьезно поврежден во время бомбардировки Югославии в 1999 году НАТО, и впоследствии был преобразован в винную пещеру компанией Плантаже.
В начале декабря 1999 года аэропорт был ненадолго захвачен армией Югославии в ходе противостояния между центральным правительством и властями Черногории после того, как Черногория попыталась контролировать аэропорт независимо от Белграда. Когда 3 июня 2006 г. Черногория стала независимой, недавно сформированные Вооруженные силы Черногории объявили, что они не будут содержать боевые военно-воздушные силы. Девять G-4 Super Galebs в настоящее время простаивают на базе.
Следующие авиакомпании обслуживают регулярные и чартерные рейсы в и из аэропорта Подгорицы:
Авиакомпании | Пункты назначения |
---|---|
Air Serbia | Белград |
Alitalia | Рим – Фьюмичино |
Austrian Airlines | Вена |
British Airways | Сезонно: Лондон – Хитроу (начинается 3 июля 2021 г.) |
LOT Polish Airlines | Варшава – Шопен. Сезонно: Познань |
Luxair | Сезонно: Люксембург (начинается 18 декабря 2020 г.) |
Montenegro Airlines | Белград, Франкфурт, Любляна, Париж – Шарль де Голль, Рим – Фьюмичино, Вена, Цюрих. Сезонный :Копенгаген, Дюссельдорф, Лион |
Ryanair | Берлин – Бранденбург (начинается 28 марта 2021 г.), Болонья, Шарлеруа, Лондон – Станстед. Сезонный: Дублин, Краков, Познань, Вроцлав |
Турецкий Авиакомпания | Стамбул |
Windrose Airlines | Киев – Борисполь (начинается 1 декабря 2020 года) |
Wizz Air | Будапешт, Дортмунд, Мемминген, Милан – Мальпенса,Вена. Сезонный :Катовице, Варшава – Шопен |
Год | Пассажиры | Изменение | Движение самолетов | Изменение | Груз | Изменение |
---|---|---|---|---|---|---|
2005 | 319,665 | 3298 | ||||
2006 | 381 847 | 19% | 3,895 | 18% | ||
2007 | 460,020 | 20% | 4,918 | 26% | ||
2008 | 544907 | 17% | 5,883 | 16% | ||
2009 | 450,376 | 16% | 5,455 | 4% | ||
2010 | 651,608 | 45% | 6,925 | 26% | ||
2011 | 611,651 | 6% | 6,136 | 11% | ||
2012 | 620,097 | 1% | 5,560 | 9% | ||
2013 | 690,688 | 11% | 5,528 | 1% | ||
2014 | 699 141 | 3% | 5,247 | 5% | ||
2015 | 748,899 | 7% | 5,545 | 6% | ||
2016 | 873278 | 17% | 5,957 | 7% | 876 | |
2017 | 1055142 | 21% | 7,516 | 26% | 837 | 4,4% |
2018 | 1,208,525 | 15% | 7,915 | 5% | 882 | 5,4% |
2019 | 1,297,365 | 7,4% |
Рейтинг | Аэропорт | Пассажиры 2019 г. | ||
---|---|---|---|---|
1 | Сербия, Аэропорт Белграда имени Николы Теслы | 312.301 | ||
2 | Турция, Аэропорт Ататюрк | 130,837 | ||
3 | Австрия, аэропорт Швехат | 87.162 | ||
4 | Словения, Любляна аэропорт Йоже Пучника | 55.758 | ||
5 | Польша, Варшавский аэропорт имени Фредерика Шопена | 51.687 | ||
6 | Италия, Леонардо да Винчи – Аэропорт Фьюмичино | 45.748 | ||
Источник: ec.europa.eu |
Аэропорт Подгорицы доступен по дороге Подгорица - Бар (E65 / E80 ), v ia короткий объезд. Участок этой дороги от Подгорицы до аэропорта был модернизирован до стандарта скоростной. Поездка от центра города до аэропорта обычно занимает менее 15 минут. Общественный транспорт от / до аэропорта покрывается автобусной линией L-20 до центра города, чартерными автобусами до других городов Черногории и услугами такси. Железнодорожный вокзал аэропорта на железной дороге Белград-Бар расположен в 1,2 км (0,75 мили) от пассажирского терминала, но редко используется в качестве связующего звена с городом из-за неудобного расположения и расписания поездов.
После строительства тоннеля Созина аэропорт находится примерно в 40 километрах (25 милях) от Бара, главного порта Черногории, поэтому аэропорт все больше удовлетворяет потребности городов, расположенных вдоль побережья. южное черногорское побережье.
СМИ, связанные с аэропортом Подгорицы на Wikimedia Commons