| |||||||
Основан | 24 октября 1994 г. | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Прекращенные операции | 26 декабря 2020 г. | ||||||
Концентраторы | Подгорица аэропорт | ||||||
Вторичные хабы | Тиват аэропорт | ||||||
Программы часто летающих пассажиров | Команда Видения | ||||||
Размер флота | 4 | ||||||
Направления | 21 год | ||||||
Штаб-квартира | Подгорица, Черногория | ||||||
Действующие лица | Живко Баневич, генеральный директор | ||||||
Чистая прибыль | -8,0 млн евро (2019) | ||||||
Веб-сайт | montenegroairlines.com |
Montenegro Airlines объявления ( сербохорватский : Черногория erlajns / Монтенегро ерлајнс) был авиаперевозчик из Черногории, со штаб - квартирой в Подгорице. Он выполнял регулярные и чартерные перевозки по всей Европе из своего хаба в аэропорту Подгорица, а вторая база находилась в аэропорту Тиват. Авиакомпания ликвидирована с 26 декабря 2020 года в связи с накоплением крупных убытков.
Авиакомпания была основана 24 октября 1994 года правительством Союзной Республики Югославии. Первый самолет, Fokker 28 Mk4000 (по прозвищу «Ловчен»), был приобретен почти двумя годами позже, в 1996 году. Первый коммерческий рейс состоялся 7 мая 1997 года, ровно в 10:30 между Подгорицей и Бари, Италия.
В апреле 2000 года авиакомпания Montenegro Airlines стала членом Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA). В июне 2000 года первый из пяти самолетов Fokker 100 был доставлен в аэропорт Подгорицы. Авиакомпания присоединилась к Amadeus CRS 5 марта 2003 года. В 2004 году пилоты Montenegro Airlines первыми в регионе получили сертификат IIIA. 2 июля того же года авиакомпания перевезла миллионного пассажира.
После референдума о независимости Черногории, Сербия стала международным рынком для черногорских компаний. Montenegro Airlines была вынуждена прекратить международные полеты из Сербии в другие страны, кроме Черногории, потеряв таким образом прибыльную линию Ниш - Цюрих из-за отсутствия политики « Седьмой свободы». Пытаясь обойти это, Montenegro Airlines зарегистрировала в Сербии отдельную авиакомпанию под названием Master Airways, но ей было отказано в лицензии на деятельность, предположительно из-за протекционистской политики правительства Сербии. 23 июля 2007 года авиакомпания Montenegro Airlines заказала 2 самолета Embraer 195 с целью увеличения своего флота и сети направлений. Самолет в лизинге у GECAS сроком на 8 лет. Первый из двух самолетов Embraer E-195 прибыл в аэропорт Подгорицы 5 июня 2008 года. За доставкой первого Embraer последовали регулярные рейсы в международный аэропорт Лондон-Гатвик и Милан-Мальпенса.
17 апреля 2009 года El Al и Montenegro Airlines опубликовали совместное заявление, в котором подтвердили заинтересованность El Al в покупке 30% акций, но план провалился. Авиакомпания остается государственной компанией и пользуется финансовой и протекционистской поддержкой со стороны государства.
После прибытия первой пары самолетов Embraer E-195 авиакомпании Montenegro Airlines попросили Embraer изменить оставшийся заказ на E-175. Однако третий E-195 все равно был доставлен, и, таким образом, четвертым оставшимся заказом должен был стать E-175. 6 июля 2012 года местные СМИ сообщили, что Montenegro Airlines в очередной раз изменила четвертый заказ, на этот раз запросив модель E-190LR. Самолет был доставлен в мае 2014 года. В ноябре 2014 года Montenegro Airlines выставила на продажу оба своих Fokker 100. Однако к июню 2015 года покупателя так и не нашли, и самолет, скорее всего, будет утилизирован.
В августе 2016 года сообщалось, что счета, принадлежащие Montenegro Airlines, были заморожены после того, как авиакомпания не выполнила решение суда о выплате долгов оператору аэропортов страны. Компания Montenegro Airlines задолжала компании более 15 миллионов долларов США.
В декабре 2020 года правительство Черногории объявило о закрытии и ликвидации компании в ближайшие недели, заявив о бесхозяйственности и накоплении убытков в течение нескольких лет. Вскоре после этого было объявлено, что авиакомпания приостанавливает все полеты с 26 декабря 2020 года, что означает завершение своей деятельности.
29 декабря 2020 года министр Младен Боянич объявил, что Montenegro Airlines будет реорганизована и заменена новой компанией To Montenegro (2 Montenegro) в качестве новой национальной авиакомпании-перевозчика Черногории.
В конце 2020 года выяснилось, что ряду лиц, близких к правящей партии ДПС, таких как скандальный религиозный лидер Мираш Дедейч, были предоставлены бесплатные билеты или значительная скидка на рейсы Montenegro Airlines.
В апреле 2021 года сообщалось, что правительство Черногории сделало Air Montenegro официальным названием проекта ToMontenegro и что авиакомпания начнет использовать два бывших самолета Montenegro Airlines Embraer-195.
В июне 2021 года бывшие директора, пилоты, летный экипаж и другие сотрудники Montenegro Airlines подали в Администрацию по банкротству претензии на сумму 205 миллионов долларов США в отношении заработной платы, налогов, взносов, суточных и сборов.
Доступные коммерческие и операционные результаты Montenegro Airlines (по состоянию на 31 декабря):
2015 г. | 2016 г. | 2017 г. | 2018 г. | 2019 г. | |
---|---|---|---|---|---|
Оборот (€ млн) | 67,7 | 65,4 | 67,5 | 79,5 | 80,7 |
Чистая прибыль / убыток (млн евро) | -10,4 | -11,5 | -15,9 | -2,0 | -8,0 |
Количество сотрудников (на конец года) | 372 | ||||
Количество пассажиров (000) | 580 | 581 | 569 | 644 | 657 |
Коэффициент загрузки пассажира (%) | 68 | 70 | 71 | ||
Количество самолетов (в течение года) | 6 | 6 | 5 | 6 | 6 |
Примечания / источники |
На момент закрытия Montenegro Airlines обслуживала 18 направлений в Дании, Франции, Германии, Италии, России, Австрии, Словении, Сербии, Швейцарии и Великобритании.
Montenegro Airlines заключила код-шеринговые соглашения со следующими авиакомпаниями:
На момент закрытия флот Montenegro Airlines состоял из следующих самолетов:
Самолет | В сервисе | Заказы | Пассажиры | Примечания | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Y | Общий | ||||||
Embraer 195 | 3 | 2 | 116 | 116 | К лету 2020 года должны были быть добавлены два самолета. Все они теперь летают на Air Montenegro. | ||
Fokker 100 | 1 | - | 102 | 102 | Прекращение производства должно было быть прекращено к концу 2020 года. | ||
Общий | 4 | 2 | - |
Ранее авиакомпания эксплуатировала следующие самолеты:
Самолет | Общий | Введено | В отставке | Примечания |
---|---|---|---|---|
Боинг 737-300 | 1 | 2019 г. | 2019 г. | возвращено арендодателю Blue Air |
Боинг 737-500 | 1 | 2018 г. | 2018 г. | возвращено арендодателю Air X Charter |
Embraer 190 | 1 | 2014 г. | 2017 г. | возвращено арендодателю TUI fly Belgium |
Фоккер F-28 | 2 | 1996 г. | 2000 г. | |
Fokker 100 | 4 | 2000 г. | 2020 г. |
СМИ, связанные с Montenegro Airlines на Викискладе?