Паньгу ( упрощенный китайский :盘古; традиционный китайский :盤古; пиньинь : Панго ; Уэйд-Джайлс : Пань-ку) - изначальное существо и фигура творения в китайской мифологии, разделившая небо и землю и ставшая географическими объектами, такими как горы и реки..
Часть серии о |
Китайская народная религия |
---|
Концепции |
Теория Модель человечества: |
Практики |
Учреждения и храмы |
Фестивали |
Внутренние традиции Основные культурные формы Основные философские традиции: Ритуальные традиции: Преданные традиции: Конфуцианские церкви и секты: |
Родственные религии |
Китайский портал |
|
Первым писателем, записавшим миф о Паньгу, был Сюй Чжэн в период Троецарствия. Недавно его имя было найдено в гробнице 156 года нашей эры.
Вначале не было ничего, и Вселенная находилась в недвойственном, лишенном черт, бесформенном изначальном состоянии. Это изначальное состояние превратилось в космическое яйцо примерно за 18000 лет. Внутри него полностью противоположные принципы инь и янь уравновесились, и Пангу возник (или проснулся) из яйца. Пангу внутри космического яйца символизирует Тайцзи. Пангу обычно изображают примитивным волосатым гигантом с рогами на голове. Пангу начал создавать мир: он отделил инь от ян взмахом своего гигантского топора, создав землю (мутный инь) и небо (ясный ян). Чтобы держать их отдельно друг от друга, Пангу встал между ними и поднял вверх небо. С каждым днем небо становилось на десять футов (3 метра) выше, земля на десять футов толще, а Паньгу на десять футов выше. На выполнение этой задачи ушло еще 18 000 лет. В некоторых версиях истории Пангу помогают в выполнении этой задачи четыре самых известных зверя, а именно Черепаха, Цилинь, Феникс и Дракон.
По прошествии 18 000 лет Пангу вздохнул. Его дыхание превратилось в ветер, туман и облака ; его голос, гром; его левый глаз - Солнце ; его правый глаз, Луна ; его голова, горы и крайности мира; его кровь, реки ; его мускулы, плодородная земля; его волосы на лице, звезды и Млечный Путь ; его мех, кусты и леса ; его кости, ценные минералы ; его костный мозг, драгоценные камни ; его пот, дождь ; и блохи на его меху, унесенные ветром, превратились в животных.
Три основных взгляда описывают происхождение мифа о Пангу. Во-первых, это местная история, которая была развита или передана Сюй Чжэну со временем. Старший научный сотрудник Вэй Цзюсянь утверждает, что история Паньгу восходит к историям времен династии Западная Чжоу. Он цитирует историю Чжун (重) и Ли (黎) в разделе «Чую» древних классиков Гоюй. В нем король Чжу Чжао задал Гуаншефу (觀 射 父) вопрос: «Что имел в виду древний классический« Чжоу Шу », говоря, что Чжун и Ли заставили небо и землю разъединиться друг от друга?» Приговор «Чжоу Шу», на который он ссылается, касается более раннего человека, Луу Синя, который разговаривает с королем Чжоу Му. Царствование царя Му произошло намного раньше и датируется примерно 1001–946 годами до нашей эры. В своем разговоре они обсуждают «разрыв» между небом и землей.
Дерк Бодде связал этот миф с древней мифологией народов Мяо и Яо на юге Китая.
Так профессор Цинь Найчан, глава Института национальных исследований Гуанси, реконструирует истинный миф о сотворении мира, предшествующий мифу о Паньгу. Обратите внимание, что на самом деле это не миф о сотворении мира:
Брат и его сестра стали единственными выжившими во время доисторического потопа, пригнувшись в сосуде, плавающем на воде. Впоследствии они поженились, и на свет появилась масса плоти в форме точильного камня. Они раскололи его, и куски превратились в огромные скопления людей, которые снова начали размножаться. Пару назвали «Пан» и «Гоу» на этническом языке чжуан, что означает точильный камень и тыква соответственно.
Поль Карус пишет следующее:
Пань-Гу: Основная идея философии йих была настолько убедительной, что почти уничтожила даосскую космологию Пань-Ку, который, как говорят, вырезал мир из скал вечности. Хотя эта легенда не пользуется большим уважением среди литераторов, она содержит некоторые интересные особенности, на которые еще не указали и которые заслуживают хотя бы случайного комментария.
Пань-Гу пишется двумя способами: один означает в дословном переводе «бассейн древний», другой - «твердый бассейн». Оба являются омофонами, т. Е. Произносятся одинаково; и первое может быть предпочтительным как оригинальное и правильное написание. Очевидно, это имя означает «аборигенная бездна» или, в более кратком выражении, Urgrund, и у нас есть основания полагать, что это перевод с вавилонского « Тиамат», «бездна».
Китайская легенда гласит, что кости Пань-Ку превратились в камни; его плоть на землю; его мозг, зубы и гвозди к металлу; его волосы к травам и деревьям; его вены к рекам; его дыхание по ветру; и его четыре конечности стали столбами, обозначающими четыре стороны света, что является китайской версией не только скандинавского мифа о великане Имира, но также и вавилонской истории о Тиамат.
Иллюстрации Пань-Ку изображают его в компании сверхъестественных животных, символизирующих старость или бессмертие, а именно черепахи и журавля; иногда также дракон, эмблема силы, и феникс, эмблема блаженства.
Когда Земля таким образом была сформирована из тела Пань-Ку, нам говорят, что миром последовательно управляли три великие реки: сначала небесная, затем земная и, наконец, человеческий владыка. За ними последовали Юнг-Ченг и Суй-Джен (т. Е. Человек-огонь), позднее был китайский Прометей, который спустил огонь с небес и научил людей его различным применениям.
Миф о Прометее не является коренным для Греции, где он получил художественно-классическую форму, в которой он наиболее известен нам. Имя, которое изобретательно запоздало объясняется как «передовой мыслитель», изначально является санскритским pramantha и означает «вертящий» или «огненный жезл», представляющий собой стержень из твердой древесины, который производил огонь путем быстрого вращения в куске дерева. мягкое дерево.
Мы не можем отрицать, что миф должен был быть известен также в Месопотамии, главном центре цивилизации между Индией и Грецией, и становится вероятным, что фигура Суи-Джен произошла от того же прототипа, что и греческий Прометей.
Миссионер и переводчик Джеймс Легг обсуждает Паньгу:
Простые люди говорят о Пань-ку как о «первом человеке, открывшем небо и землю». Мне было сказано на «пиджинском» английском, что «он все тот же ваш Адам»; и в даосских книжках с картинками я видел его в виде косматого карлика, Геракла, выросшего из медведя, а не из обезьяны, и владеющего огромным молотом и долотом, которым он разбивает хаотические скалы.
В древнекитайской литературе мифу о Пангу, по-видимому, предшествовало существование Шанди или Тайи ( Тайи Шэншуй ). Другие китайские мифы, такие как мифы о Нува и Нефритовом императоре, пытаются объяснить, как были созданы люди, и не обязательно объясняют создание мира. Есть много разновидностей этих мифов.
Согласно мифологии Буей, после того, как Пангу стал экспертом в рисоводстве после создания мира, он женился на дочери Короля Драконов, и их союз породил народ Буей.
У дочери Короля Драконов и Пангу был сын по имени Синьхэн (新 横). Когда Синьхэн проявил неуважение к своей матери, она вернулась на небеса и так и не спустилась, несмотря на неоднократные мольбы мужа и сына. Пангу был вынужден повторно выйти замуж и в конце концов умер на шестой день шестого месяца лунного календаря.
Мачеха Синьхэна плохо с ним обращалась и чуть не убила его. Когда Синьхэн пригрозила уничтожить урожай риса, она осознала свою ошибку. Она заключила с ним мир, и они продолжали ежегодно отдавать дань уважения Паньгу на шестой день шестого месяца лунного календаря. Этот день стал важным традиционным праздником Буей для поклонения предкам.
Эта легенда о сотворении мира - одна из основных характеристик, отличающих Буей от Чжуан.
Пангу поклоняются в ряде святынь в современном Китае, обычно с даосскими символами, такими как Багуа.
Храм короля Паньгу, построенный в 1809 году, расположен в провинции Гуандун, на северо-западе района Хуаду (к западу от G106 / к северу от S118), к северу от города Шилинг у подножия горы Паньгу-король. Район Хуаду расположен к северу от Гуанчжоу к западу от международного аэропорта Байюнь.