Тайцзи (философия)

редактировать
Тайцзи
Taiji-state.png Тайцзи - это состояние, проистекающее из уцзи и порождающее ян и инь.
Китайское имя
Традиционный китайский
Упрощенный китайский
Буквальное значение«Высший полюс / цель»
Вьетнамское имя
Вьетнамский thái cực
Хан-Ном 太極
Корейское имя
Хангыль 태극
Ханджа 太極
Японское имя
Кандзи 太極
Кана た い き ょ く

Тайцзи (упрощенный китайский : 太极; традиционный китайский : 太極; пиньинь : tàijí; букв. : 'большой полюс') является китайским космологическим термин для «Высшего Предельного» состояния недифференцированного абсолютного и бесконечного потенциала, единство перед двойственностью, из которого происходят Инь и Ян, можно сравнить со старым Wuji (無極, «без конька»).

Термин тайцзи и другое его написание Тайцзи (с использованием Уэйда – Джайлза в отличие от Пиньинь ) наиболее часто используются на Западе для обозначения тайцзицюань. (или Тайцзи-цюань, 太極拳), внутреннее боевое искусство, китайская система медитации и оздоровительная практика. В этой статье, однако, говорится только об использовании этого термина в китайской философии, а также в конфуцианстве, даосизме и буддизме.

Содержание

  • 1 Этимология
  • 2 В китайских текстах
    • 2.1 Чжуанцзы
    • 2.2 Хуайнаньцзы
    • 2.3 И Цзин
    • 2.4 Тайцзиту шуо
  • 3 Основная концепция
  • 4 См. Также
  • 5 Ссылки
    • 5.1 Цитаты
    • 5.2 Источники

Этимология

Тайцзи (太極 ) является составным слова tai "великий; великий; высший; крайний; очень; слишком" (превосходный вариант da "большой; большой; великий; очень") и ji "полюс ; конек крыши; высшая / крайняя точка; крайность; полюс земли; достичь конца; достичь; выхлоп ". По аналогии с переносным значением английского полюса, китайское ji 極 «хребет» может означать «географический полюс ; направление» (например, siji 四 極 «четыре угла земли; конец света»), «магнитный полюс "(Beiji 北極" Северный полюс "или yinji 陰極" отрицательный полюс; катод ") или" небесный полюс "(baji 八極" самые дальние точки вселенной; самое отдаленное место "). Объединение этих двух слов, 太極 означает «источник, начало мира».

Обычно космологический Тайцзи переводится на английский язык как «Высшее предельное» (Le Blanc 1985, Zhang and Ryden 2002) или «Великое предельное» (Chen 1989, Robinet 2008); но другие версии - это «Высший полюс» (Нидхэм и Ронан, 1978), «Великий Абсолют» или «Высшая полярность» (Адлер, 1999).

В китайских текстах

ссылки на тайцзи встречаются в китайских классических текстах, связанных со многими школами китайской философии.

Чжан и Райден объясняют онтологическая необходимость тайцзи.

Любая философия, которая утверждает два элемента, такие как инь-ян китайской философии, также будет искать термин, чтобы примирить их, чтобы гарантировать, что оба принадлежат одной и той же сфере дискурса. Термин «высшее предельное» выполняет эту роль в философии Книги Перемен. В династии Сун он стал метафизическим термином наравне с Пути. (2002: 179)

Чжуанцзы

Классический даосский Чжуанцзы представил концепцию тайцзи. Одна из «Внутренних глав» (ок. III в. До н. Э.) Противопоставляет Тайцзи 太極 «великий предельный» (тр. «зенит ») и Люцзи 六 極 «шесть ультимативов; шесть сторон света "(тр." надир ").

У Пути есть атрибуты и свидетельства, но у него нет действия и формы. Его можно передать, но нельзя получить. Его можно поймать, но нельзя увидеть. От корня, от корня, до того, как появилось небо или земля, ведь они действительно существовали всю вечность. Он вдохновляет демонов и богов, рождает небо и землю. Он находится выше зенита, но не высоко; он находится под надиром, но не глубоко. Он предшествует небу и земле, но не древний; он старше глубокой древности, но не стар. (tr. Mair 1994: 55)

Хуайнаньцзы

Конфуцианист и даосист (2 век до н.э.) Хуайнаньцзы упоминает Чжэнжэнь «истинную личность; совершенную личность» и Тайцзи «Высшее Предельное», которое превосходит такие категории, как инь и ян, примером которого служат зеркала иньян фусуй и фанчжу.

Fu-sui 夫 煫 (горящее зеркало) собирает энергию огня от солнца; фан-чу 方 諸 (лунное зеркало) собирает росу с луны. Что [содержится] между Небом и Землей, даже эксперт-калькулятор не может вычислить их количество. Таким образом, хотя рука может обращаться с чрезвычайно мелкими вещами и исследовать их, она не может удерживать яркость [солнца и луны]. Если бы было возможно собрать [вещи в пределах] одной категории из Высшего Предельного (тай-чи 太極) выше, можно было бы немедленно произвести и огонь, и воду. Это потому, что Инь и Ян имеют общую ци и движут друг друга. (tr. Le Blanc 1985: 120-1)

И Цзин

Тайцзи также появляется в комментариях Синси 繫辭 «Приложенные суждения» к И Цзин, традиционно позднему разделу приписывается Конфуцию, но, скорее всего, датируется 3 веком до н.э.

Следовательно, в Переменах есть Великое Изначальное Начало. Это порождает две основные силы. Две основные силы порождают четыре образа. Четыре изображения образуют восемь триграмм. Восемь триграмм определяют удачу и несчастье. Удача и неудача создают великое поле деятельности. (tr. Wilhelm and Baynes 1967: 318-9)

Эта последовательность степеней двойки включает ТайцзиИнь-ян (две полярности) → Сиксанг (Четыре символа ) → Багуа (восемь триграмм).

Ричард Вильгельм и Кэри Ф. Бейнс объясняют.

Фундаментальный постулат - это «великое изначальное начало» всего сущего, тайцзи - в его первоначальном значении «хребет». Позже индийские философы много размышляли об этой идее изначального начала. Еще более раннее начало, у-чи, было представлено символом круга. Согласно этой концепции, тайцзи представлял собой круг, разделенный на свет и тьму, ян и инь, Yin yang.svg . Этот символ также играл значительную роль в Индии и Европе. Однако предположения гностико-дуалистического характера чужды первоначальной мысли И-Цзин; то, что он устанавливает, - это просто хребет, линия. С этой линией, которая сама по себе представляет единство, в мир входит двойственность, поскольку линия одновременно устанавливает верхнее и нижнее, правое и левое, переднее и заднее - словом, мир противоположностей. (1967: lv)

Тайцзиту шуо

Диаграмма Тайцзиту Чжоу

Династия Сун философ Чжоу Дуньи (1017-1073 гг. Н.э.) написал Тайцзиту шуо 太極 圖 說 " Объяснение схемы Высшего Предельного », ставшей краеугольным камнем неоконфуцианства космологии. Его краткий текст синтезировал аспекты китайского буддизма и даосизма с метафизическими дискуссиями в Ицзин.

Ключевые термины Чжоу Уцзи и Тайцзи появляются в первой строке 無極 而 太極, которую, как отмечает Адлер, также можно перевести как «Высшая полярность, которая неполярна!».

Неполярность (вуцзи), но все же Высшая полярность (тайцзи)! Высшая полярность активности порождает ян; но все еще на пределе активности. В неподвижности он производит инь; но на пределе неподвижности он также активен. Чередуются активность и неподвижность; каждый является основой другого. Таким образом, при различении инь и ян устанавливаются два режима. Чередование и сочетание ян и инь порождают воду, огонь, дерево, металл и землю. С этими пятью [фазами] ци, гармонично расположенными, четыре сезона проходят через них. Пять фаз - это просто инь и янь; инь и янь - это просто Высшая Полярность; Высшая Полярность принципиально неполярна. [Тем не менее] в порождении Пяти Фаз каждая имеет свою природу. (tr. Adler 1999: 673-4)

Вместо обычных переводов тайцзи "Высший предел" или "Высший полюс", Адлер использует "Высшую полярность" (см. Робинет 1990), потому что Чжу Си описывает это как чередующийся принцип инь и ян, и...

настаивает на том, что тайцзи - это не вещь (следовательно, «Высший полюс» не годится). Таким образом, и для Чжоу, и для Чжу тайцзи - это принцип биполярности инь-ян, который является наиболее фундаментальным принципом упорядочения, космическим «первым принципом». Отсюда следует Wuji как «неполярный».

Основная концепция

Тайцзи понимается как высший возможный принцип, из которого проистекает существование. Это очень похоже на даосскую идею «обращение - это движение Дао». «Высшее высшее» создает ян и инь: движение порождает ян; когда его активность достигает своего предела, оно становится безмятежным. Через спокойствие высшее окончательное порождает инь. Когда спокойствие достигает своего предела, происходит возврат к движению. Движение и покой, поочередно, становятся источником друг друга. Различие между инь и ян определяется, и две формы (то есть инь и ян) становятся явными. Путем трансформации ян и союза инь производятся 5 элементов (ци) воды, огня, дерева, металла и земли. Эти 5 ци рассеиваются, что создает гармонию. Когда есть гармония, могут возникнуть 4 сезона. Инь и Ян произвели все вещи, а они, в свою очередь, производят и воспроизводят, что делает эти процессы бесконечными. (Ву, 1986) Тайцзи лежит в основе практического тайцзицюань (Тайцзи-цюань ) - внутреннего китайского боевого искусства, основанного на принципах Инь и Ян и даосской философии и посвященного внутренней энергетической и физической обучение. Тайцзицюань представлен пятью семейными стилями: Чэнь, Ян, У (Хао), У и Сунь. Есть также несколько ответвлений пяти семейств, а также более поздние упрощенные и комбинированные стили для соревнований.

См. Также

Ссылки

Цитаты

Источники

Последняя правка сделана 2021-06-09 07:42:24
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте