Ниндзя

редактировать

Тип тайного агента или наемника в феодальной Японии Рисунок архетипического ниндзя из серии зарисовок Хокусая. Ксилография на бумаге. Том шестой, 1817 г.

A ниндзя (忍者, японское произношение: ) или шиноби (忍び, ) был тайным агентом или наемник в феодальной Японии. В функции ниндзя входили шпионаж, обман и внезапные атаки. Их скрытые методы ведения нерегулярной войны были сочтены бесчестными и ниже чести самураев. Хотя собственно шиноби, как специально обученные шпионы и наемники, появились в 15 веке во время периода Сэнгоку, предшественники, возможно, существовали уже в 12 веке.

Во время волнений Сэнгоку Наемники и наемники стали активными в провинции Ига и прилегающей территории вокруг деревни Кога, и именно из этих областей почерпнута большая часть знаний о ниндзя. После объединения Японии под властью сёгуната Токугава в 17 веке ниндзя ушли в безвестность. Ряд руководств по шиноби, часто основанных на китайской военной философии, были написаны в 17-18 веках, в первую очередь Bansenshukai (1676).

Ко времени Реставрации Мэйдзи (1868), шиноби стали темой популярного воображения и загадок в Японии. Ниндзя занимали видное место в легендах и фольклоре, где они были связаны с легендарными способностями, такими как невидимость, ходьба по воде и контроль над естественными элементами. Как следствие, их восприятие в массовой культуре основано больше на таких легендах и фольклоре, чем на тайных актерах периода Сэнгоку.

Содержание
  • 1 Этимология
  • 2 История
    • 2.1 Предшественники
    • 2.2 Ранняя история
    • 2.3 Кланы Ига и Кога
    • 2.4 Восстание Симабара
    • 2.5 Период Эдо
    • 2.6 Современность
  • 3 Oniwaban
  • 4 роли
    • 4.1 Шпионаж
    • 4.2 Саботаж
    • 4.3 Убийство
    • 4.4 Психологическая война
    • 4.5 Контрмеры
  • 5 Обучение
    • 5.1 Тактика
    • 5.2 Маскировка
  • 6 Снаряжение
    • 6.1 Верхняя одежда
    • 6.2 Инструменты
    • 6.3 Оружие
  • 7 Легендарные способности
    • 7.1 Кудзи-кири
  • 8 Иностранный ниндзя
  • 9 Известные люди
  • 10 В популярной культуре
  • 11 Музеи
  • 12 Галерея
  • 13 См. Также
  • 14 Ссылки
    • 14.1 Цитаты
    • 14.2 Источники
    • 14.3 Дополнительная литература
  • 15 Внешние ссылки
Этимология
Слово «ниндзя» в кандзи скрипте

Ниндзя - это он'ёми (ранний среднекитайский - под влиянием ) прочтение двух кандзи «忍者». В исконном чтении кунъёми оно произносится как шиноби, сокращенная форма транскрипции шиноби-но-моно (忍 の 者).

Слово шиноби встречается в письменной записи еще в конце VIII века в стихах Манъёсю. Основное значение слова шиноби ( ) означает «ускользать; скрывать» и, в более широком смысле, «сдерживаться», отсюда его связь со скрытностью и невидимостью. Моно ( ) означает «человек».

Исторически слово «ниндзя» не использовалось широко, и для описания того, что позже будет называться ниндзя, возникло множество региональных разговорных выражений. Наряду с шиноби, некоторые примеры включают мономи («тот, кто видит»), нокидзару («макака на крыше»), раппа («хулиган»), куса («трава») и Ига-моно ( "один из Ига"). В исторических документах почти всегда используется шиноби.

Куноичи (く ノ 一) - это, первоначально, арго, что означает «женщина»; предположительно происходит от иероглифов く ノ 一 (произносится как ку, но и ичи), которые делают вверх три штриха, образующие иероглиф для «женщины» (女). В художественной литературе, написанной в современную эпоху, куноичи означает «женщина-ниндзя».

На Западе, слово ниндзя стало более распространенным, чем шиноби в культуре после Второй мировой войны, возможно, потому, что оно было более удобным для носителей Запада. В английском множественном числе ниндзя может быть либо без изменений как ниндзя, что отражает отсутствие в японском языке грамматического числа, либо в обычном английском множественном числе ниндзя.

История
Принц Хикару Гэндзи и ниндзя. Ксилография на бумаге. Кунисада, 1853.

Несмотря на многие народные сказки, исторических свидетельств о ниндзя мало. Историк Стивен Тернбулл утверждает, что ниндзя в основном набирались из низших слоев общества. класс, и поэтому маленький литератор К ним проявили интерес. Социальное происхождение ниндзя рассматривается как причина, по которой они соглашаются действовать тайно, обменивая свои услуги на деньги без чести и славы. Немногочисленные исторические свидетельства также демонстрируются в эпосах о войне, таких как Повесть о Хэгэне (Hōgen Monogatari) и Повесть о Хэйке (Хайке Моногатари), в которых основное внимание уделяется аристократии.

Историк Киёси Вататани утверждает, что ниндзя были обучены особенно скрытно рассказывать о своих действиях и существовании:

Так называемые ниндзюцу Короче говоря, это навыки шиноби-но-дзюцу и шинобидзюцу, цель которых - убедиться, что противник не знает о его существовании, и для которых была специальная подготовка.

Предшественники

Ямато Такеру одет служанкой, готовящейся убить лидеров Кумасо. Ксилография на бумаге. Ёситоши, 1886.

Титул ниндзя иногда ретроспективно приписывался полулегендарному принцу 4-го века Ямато Такеру. В Кодзики молодой Ямато Такеру замаскировался под очаровательную девушку и убил двух вождей народа Кумасо. Однако эти записи относятся к очень ранней стадии японской истории, и вряд ли они связаны с шиноби более поздних версий. Первое зарегистрированное использование шпионажа было связано с работой принца Сётоку в VI веке. Такая тактика считалась сомнительной даже в ранние времена, когда, согласно Сёмонки X века, мальчик-шпион Кохарумару был убит за шпионаж против повстанца Тайра-но Масакадо. Позже военная хроника 14-го века Тайхейки содержала много упоминаний о шиноби и приписывала уничтожение замка огнем безымянному, но «высококвалифицированному шиноби».

Ранняя история

Лишь в 15 веке шпионов специально обучали для этих целей. Примерно в это же время слово «шиноби» определило и четко обозначило ниндзя как скрытную группу агентов. Доказательства этому можно увидеть в исторических документах, которые стали называть скрытных солдат шиноби в период Сэнгоку. Более поздние руководства, касающиеся шпионажа, часто основываются на китайской военной стратегии, цитируя такие работы, как Искусство войны автора Сунь Цзы.

Ниндзя появились как наемники в 15 веке., где они были завербованы как шпионы, рейдеры, поджигатели и даже террористы. Среди самураев наблюдалось чувство ритуала и приличия, когда от одного ждали открытого дуэли. В сочетании с беспорядками периода Сэнгоку эти факторы создали спрос на мужчин, готовых совершать поступки, считающиеся дурными для обычных воинов. К периоду Сэнгоку у шиноби было несколько ролей, в том числе шпион (канчо), разведчик (тейсацу), внезапный нападающий (кишу) и агитатор (конран). Семьи ниндзя были организованы в более крупные гильдии, каждая со своими территориями. Существовала система рангов. Джоунин («высшее лицо») был самым высоким званием, представляющим группу и нанимающим наемников. Затем следует чунин («средний человек»), помощники джоунина. Внизу находились генины («низшее лицо»), полевые агенты, набранные из низшего класса и назначенные для выполнения реальных миссий.

Кланы Ига и Кога

Равнины Ига, гнездящиеся в уединенных горах, дали начало деревням, специализирующимся на обучении ниндзя.

Кланы Ига и Кога стали описывать семьи, живущие в провинции Ига (современная префектура Мие ) и прилегающий регион Кока (позже записанный как Кога), названный в честь деревни на территории нынешней префектуры Сига. Именно в этих регионах впервые появились деревни, посвященные обучению ниндзя. Удаленность и недоступность окружающих гор, возможно, сыграли роль в скрытном развитии ниндзя. Исторические документы о происхождении ниндзя в этих горных регионах считаются в целом правильными. Хроника Го Кагами Фуроку пишет о происхождении двух кланов:

Был слуга семьи Каваи Аки-но-ками из Иги, обладающий выдающимися навыками в шиноби, и, следовательно, на протяжении поколений имя народа от Ига наладился. Другая традиция выросла в Коге.

Аналогичным образом, приложение к Ночи Кагами, запись сёгуната Асикага, подтверждает то же происхождение Ига:

Внутри лагеря в Магари сёгун [Асикага] Ёсихиса были шиноби, чьи имена были известны по всей стране. Когда Ёсихиса атаковал Роккаку Такайори, семья Кавая Аки-но-ками из Иги, который служил ему в Магари, заслужила значительные заслуги в качестве шиноби перед великой армией сёгуна. С тех пор восхищались сменяющие друг друга поколения мужчин ига. Это источник славы людей Иги.

Следует проводить различие между ниндзя из этих мест и простолюдинами или самураями, нанятыми в качестве шпионов или наемников. В отличие от своих собратьев, кланы Ига и Кога производили профессиональных ниндзя, специально обученных для их ролей. Эти профессиональные ниндзя были активно наняты даймё между 1485 и 1581 годами, пока Ода Нобунага не вторгся в провинцию Ига и уничтожил организованные кланы. Выжившие были вынуждены бежать, некоторые в горы Кии, но другие прибыли раньше Токугава Иэясу, где с ними хорошо обращались. Некоторые бывшие члены клана Ига, в том числе Хаттори Ханзо, позже будут служить телохранителями Токугавы.

После Битвы при Окэхазама в 1560 году Токугава нанял группу из восьмидесяти Кога ниндзя во главе с Томо Сукесадой. Им было поручено совершить набег на аванпост клана Имагава. Рассказ об этом нападении приводится в Микава Го Фудоки, где было написано, что ниндзя Кога проникли в замок, подожгли его башни и убили кастеляна вместе с двумя сотнями солдат гарнизона. Говорят, что ниндзя Кога сыграли роль в более поздней битве при Сэкигахара (1600), где несколько сотен Кога помогали солдатам под командованием Тории Мототада в защите замка Фусими.. После победы Токугавы при Сэкигахаре Ига действовали как охранники внутренних помещений Замка Эдо, в то время как Кога действовали как полицейские силы и помогали охранять внешние ворота. В 1614 году начальная «зимняя кампания» при осаде Осаки снова увидела ниндзя в использовании. Миура Ёемон, ниндзя на службе у Токугавы, завербовала шиноби из региона Ига и отправила 10 ниндзя в замок Осаки, чтобы усилить антагонизм между вражескими командирами. Во время более поздней «летней кампании» эти наемные ниндзя сражались бок о бок с регулярными войсками в битве при Теннодзи.

восстании Симабара

Последний, но подробный отчет о ниндзя, задействованных в открытой войне, произошел в Восстание Симабара (1637–1638). Ниндзя Кога были завербованы сёгуном Токугавой Иэмицу против христианских повстанцев под предводительством Амакуса Широ, которые сделали последний бой у Замок Хара, в провинции Хидзэн. В дневнике члена клана Мацудайра, Амакуса Гунки, говорится: «Люди из Кога в провинции Оми, скрывавшие свою внешность, каждую ночь подбирались к замку и уходили. внутри, как им заблагорассудится. "

Дневник Укаи, написанный потомком Укаи Канемона, содержит несколько записей, описывающих действия разведки, предпринятые Когой.

Им [Коге] было приказано разведать план строительства Замка Хара и обследовать расстояние от оборонительного рва до ни-но-мару (второй бейли ), глубина рва, состояние дорог, высота стены и форма бойниц.

— Запись: 6-й день 1-го месяца Руины Замок Хара

Подозревая, что запасы в замке могут быть на исходе, осадный командир Мацудаира Нобуцуна приказал совершить набег на провизию замка. Здесь кона захватили мешки с провизией врага и ночью проникли в замок, получив секретные пароли. Несколько дней спустя Нобуцуна приказал провести разведывательную операцию, чтобы определить запасы замка. Несколько ниндзя Кога - некоторые, очевидно, произошли от тех, кто участвовал в нападении 1562 года на замок клана Имагава - вызвались добровольно, несмотря на то, что их предупреждали, что шансы на выживание невелики. В небо был произведен залп выстрелов, в результате чего защитники при подготовке погасили огни замка. Под покровом тьмы ниндзя, замаскированные под защитников, проникли в замок, захватив знамя христианского креста. В дневнике Укаи записано:

Мы разогнали шпионов, которые были готовы умереть в замке Хара.... вышедшие на разведку боевыми действиями захватили вражеский флаг; И Аракава Сичиробей, и Мотидзуки Ёэмон встретили крайнее сопротивление и в течение 40 дней страдали от серьезных ран.

— Запись: 27-й день 1-го месяца

По мере того, как осада продолжалась, крайняя нехватка еды позже ослабила защитников есть мох и траву. Это отчаяние вылилось в бесполезные обвинения повстанцев, которые в конечном итоге потерпели поражение от армии сёгуната. Позднее Кога примет участие в завоевании замка:

Началось все больше и больше общих набегов, банда ниндзя Кога под прямым контролем Мацудайры Нобуцуна захватила ни-но-мару и сан-но-мару (внешний замок).)...

— Запись: 24-й день 2-го месяца

С падением замка Хара восстание Симабара подошло к концу, и христианство в Японии было принудительный подполье. Эти письменные отчеты - последнее упоминание о ниндзя на войне.

Период Эдо

После восстания Симабара почти не было крупных войн или сражений до эпохи бакумацу. Чтобы заработать на жизнь, ниндзя должны были быть наняты правительствами своего хана (владения) или сменить профессию. Многие лорды по-прежнему нанимали ниндзя не для битв, а в качестве телохранителей или шпионов. В их обязанности входило слежение за другими владениями, охрана даймё и пожарное патрулирование. Некоторые домены, такие как Цу, Хиросаки и Сага, продолжали использовать своих собственных ниндзя в эпоху бакумацу, хотя их точное количество неизвестно.

Многие бывшие ниндзя были наняты охранниками сёгунатом Токугава, хотя роль шпионажа была передана недавно созданным организациям, таким как Онмитсу и Онивабан. Другие использовали свои знания ниндзюцу, чтобы стать докторами, продавцами лекарств, торговцами, мастерами боевых искусств и производителями фейерверков. Некоторые безработные ниндзя превратились в бандитов, такие как Фума Котаро и Исикава Гоэмон.

Ниндзя, работавшие в каждом домене, период Эдо
Хан (домен)Число ниндзя
Домен Кишу 200+
Домен Кишивада 50
Домен Кавагоэ 50
Домен Мацуэ 30
Домен Хиросаки 20
Домен Фукуи 12
Домен Хиконе 10
Домен Окаяма 10
Домен Ако 5

Современный

Университет Ми основал первый в мире исследовательский центр посвящен ниндзя в 2017 году. В 2018 открылся курс для магистров. Он находится в Ига (ныне префектура Мие ). В год происходит примерно 3 набора студентов. Студенты должны пройти вступительный тест по истории Японии и уметь читать исторические документы ниндзя. Научные исследователи и ученые разных дисциплин изучают древние документы и то, как их можно использовать в современном мире.

В 2020 году 45-летний Геничи Мицухаси был первым учеником, окончившим магистерский курс изучения ниндзя в Университет Миэ. В течение 2 лет он изучал исторические записи и традиции боевого искусства. Подобно первому ниндзя, днем ​​он был фермером и выращивал овощи, а днем ​​изучал ниндзя и тренировался боевым искусствам.

Онивабан

В начале 18 века сёгун Токугава Ёсимунэ основал онивабан («садовники»), разведывательное агентство и секретную службу. Члены онивабана были агентами, занимавшимися сбором информации о даймё и правительственных чиновниках. Скрытный характер онивабана - наряду с более ранней традицией использования членов клана Ига и Кога в качестве дворцовой стражи - привел к тому, что некоторые источники определяют онивабаншу как «ниндзя». Это изображение также распространено в более поздних романах и дзидайгэки. Однако нет никакой письменной связи между более ранним шиноби и более поздним онивабаном.

Роли

Ниндзя были солдатами-невидимками и наемниками, нанимаемыми в основном даймё. Их основными ролями были шпионаж и саботаж, хотя убийства также приписывались ниндзя. Хотя они считались антисамураями и презирались представителями класса самураев, они были необходимы для ведения войны и даже использовались самураями для проведения операций, запрещенных бусидо.

Страница из Сёнинки (1681), подробно описывающий список возможных маскировок

В своей книге «Букэ Мёмокушо» военный историк Ханава Хокиноити пишет о ниндзя:

Они переоделись в другие территории, чтобы оценить ситуацию. врага, они будут прокладывать себе путь посреди врага, чтобы обнаружить бреши, и входить в вражеские замки, чтобы поджечь их, и совершать убийства, прибывая тайно.

Шпионаж

Шпионаж был главная роль ниндзя. С помощью маскировки ниндзя собирали информацию о местности и характеристиках зданий противника, а также получали пароли и сообщения. Вышеупомянутое приложение к Ночи Кагами кратко описывает роль ниндзя в шпионаже:

Что касается ниндзя, они, как утверждается, были из Иги и Кога и тайно свободно заходили во вражеские замки. Они наблюдали за скрытыми вещами и были приняты за друзей.

Позже в истории ниндзя Кога стали рассматриваться как агенты Токугава бакуфу, в то время как бакуфу использовал ниндзя в разведывательной сети для наблюдения за региональными дайме, а также за Имперским двором.

Саботаж

Поджог был основной формой саботажа, практикуемой ниндзя, нацеленной на замки и лагеря.

Тамон-ин Никки (16 век) - дневник, написанный аббатом Эйшуном из храма Кофуку-дзи - описывает поджог замка, совершенный людьми из кланов Ига.

Этим утром, в шестой день 11-го месяца Тенбун 10 [1541], Ига-сю тайно проник в замок Касаги и поджег несколько покоев священников. Они также подожгли хозяйственные постройки в различных местах Сан-но-мару. Они захватили ичи-но-мару (внутренний бейли ) и ни-но-мару (второй бейли).

В 1558 году Роккаку Ёсиката нанял команду ниндзя для поджечь Замок Саваяма. Капитан чуунинов обманным путем ввел в замок отряд из 48 ниндзя. В технике, получившей название бакэмоно-дзюцу («техника призрака»), его люди украли фонарь с фамильным гербом врага (пн ) и приступили к созданию реплик с тем же мон. Используя эти фонари, им разрешили войти в замок без боя. Оказавшись внутри, ниндзя поджег замок, и армия Ёситаки позже одержала победу. Наемнический характер шиноби продемонстрирован в другом поджоге вскоре после сожжения замка Саваяма. В 1561 году командиры, действовавшие под руководством Кидзава Нагамаса, наняли трех ниндзя Ига ранга генинов, чтобы помочь завоевать крепость в Майбара. Роккаку Ёситака, тот самый человек, который несколько лет назад нанял ниндзя Ига, был держателем крепости и целью нападения. Асаи Сандайки так описывают свои планы: «Мы наняли шиноби-но-моно Ига... Они наняли поджигание замка». Однако наемные шиноби не желали подчиняться командам. Когда огневая атака не началась, как было запланировано, люди Ига сказали командирам, которые не были из этого региона, что они не могут понять тактику шиноби. Затем они пригрозили прекратить операцию, если им не позволят действовать в соответствии с их собственной стратегией. В конце концов был подожжён огонь, что позволило армии Нагамасы захватить крепость в хаотическом движении.

Убийство

Наиболее известные случаи покушений связаны с известными историческими личностями. Иногда смерть известных людей связывают с убийством ниндзя, но из-за скрытности этих сценариев их трудно доказать. Позже ассасинов часто называли ниндзя, но нет никаких доказательств того, что некоторые из них были специально обучены для выполнения этой задачи или были просто наемными головорезами.

Портрет Ода Нобунага, Иезуит художник Джованни Никколо, 1583–1590

Военачальник Пресловутая репутация Оды Нобунаги привела к нескольким попыткам о его жизни. В 1571 году для убийства Нобунаги был нанят ниндзя Кога и снайпер по имени Сугитани Зенджубо. Используя две аркебузы, он произвел два последовательных выстрела в Нобунагу, но не смог нанести смертельную травму через броню Нобунаги. Сугитани удалось бежать, но через четыре года он был пойман и казнен пытками. В 1573 году Манабэ Рокуро, вассал даймё Хатано Хидехару, попытался проникнуть в Замок Адзути и убить спящего Нобунага. Однако и это закончилось неудачей, и Манабе был вынужден покончить жизнь самоубийством, после чего его тело было открыто выставлено на всеобщее обозрение. Согласно документу, иранки, когда Нобунага инспектировал провинцию Ига, которую его армия опустошила, группа из трех ниндзя выстрелила в него из крупнокалиберного огнестрельного оружия. Однако выстрелы пролетели мимо Нобунаги и вместо этого убили семерых из его окружающих товарищей.

Нобунага послал ниндзя Хатисука Тензо убить могущественного даймё Такэда Шинген, но в конечном итоге не смог. его попытки. Скрываясь в тени дерева, он избегал быть замеченным в лунном свете, а позже спрятался в заранее подготовленной норе, чтобы избежать плена.

Покушение на Тоётоми Хидэёси также было сорвано. Ниндзя по имени Киригакуре Сайзо (возможно, Киригакуре Шикаэмон) воткнул копье в половицы, чтобы убить Хидэёси, но безуспешно. Его «выкурил» из своего укрытия другой ниндзя, работавший на Хидэёси, который, очевидно, использовал своего рода примитивный «огнемет ». К сожалению, правдивость этого рассказа была омрачена более поздними литературными публикациями, изображающими Сайзо как одного из легендарных Санада Тен Храбрых.

Уэсуги Кеншин, знаменитого даймё провинции Этиго. по слухам, был убит ниндзя. Легенда приписывает его смерть убийце, который, как говорят, спрятался в туалете Кеншина и смертельно ранил Кеншина, воткнув в его анус лезвие или копье. Хотя исторические записи показывают, что Кеншин страдал от проблем с брюшной полостью, современные историки обычно связывают его смерть с раком желудка, раком пищевода или цереброваскулярным заболеванием.

психологической войной

В бою ниндзя также использовались, чтобы вызвать смятение среди врагов. Степень психологической войны при захвате вражеских знамен можно увидеть в «Ōu Eikei Gunki», составленном между 16 и 17 веками:

В замке Хатая жил славный шиноби, чье мастерство было признано, и однажды ночью он тайно вошел во вражеский лагерь. Он взял флаг у охранника Наоэ Канэцугу... и вернулся, и поставил его на высоком месте у парадных ворот замка.

Контрмеры

Были приняты различные контрмеры, чтобы помешать действиям солдат. ниндзя. Часто предпринимались меры предосторожности против убийств, например, оружие, спрятанное в туалете или под съемной половицей. Здания были построены с ловушками и растяжками, прикрепленными к сигнальным колоколам.

Японские замки были спроектированы так, чтобы было сложно ориентироваться, с извилистыми маршрутами, ведущими к внутреннему строению. Слепые зоны и дыры в стенах обеспечивали постоянное наблюдение за этими лабиринтами тропинок, как показано в Замке Химэдзи. Замок Нидзё в Киото построен с длинными «соловьими» полами, которые опираются на металлические петли (угису-бари), специально предназначенные для громкого писка при ходьбе. Земля, покрытая гравием, также обеспечивала раннее уведомление о нежелательных вторжениях, а отдельные здания позволяли лучше сдерживать пожары.

Обучение

Навыки, необходимые для ниндзя, пришли в норму. в наше время известны как ниндзюцу (忍術), но маловероятно, что ранее они назывались в рамках одной дисциплины, а скорее были распределены среди множества шпионажа и навыков выживания. Некоторые рассматривают ниндзюцу как доказательство того, что ниндзя не были простыми наемниками, потому что тексты содержали не только информацию о боевой подготовке, но и информацию о повседневных потребностях, включая даже методы добычи полезных ископаемых. Руководство, предназначенное для повседневной работы, также включало в себя элементы, которые позволяли ниндзя понимать боевые качества даже самой черной задачи. Эти факторы показывают, как ниндзюцу установило среди класса ниндзя фундаментальный принцип адаптации.

Эта диаграмма из Бансеншукай использует предсказание и эзотерическую космологию (onmyōdō ), чтобы указать идеальное время для совершения определенных действий.

Первая специализированная подготовка началась в середине 15 века, когда некоторые семьи самураев начали уделять особое внимание тайным войнам, включая шпионаж и убийства.. Как и самураи, ниндзя родились в профессии, в которой хранились традиции, и передавались по наследству через семью. По словам Тернбулла, ниндзя обучались с детства, как это было также распространено в семьях самураев.

Помимо ожидаемых дисциплин боевых искусств, юноша изучал методы выживания и разведки, а также информацию о ядах и взрывчатых веществах. Важное значение имела также физическая подготовка, которая включала бег на длинные дистанции, лазание, скрытные методы ходьбы и плавание. Определенная степень знаний в отношении обычных профессий также требовалась, если предполагалось, что их форма будет замаскирована. Некоторое свидетельство медицинской подготовки можно получить из одного сообщения, где ниндзя Ига оказал первую помощь Ии Наомасе, который был ранен в результате выстрела в битве при Секигахаре. Здесь ниндзя, как сообщается, дал Наомасе «черное лекарство», чтобы остановить кровотечение.

С падением кланов Ига и Кога даймё больше не могли нанимать профессиональных ниндзя и были вынуждены тренировать собственных шиноби. Шиноби считались настоящей профессией, как показано в законе бакуфу от 1649 года о военной службе, в котором говорилось, что только даймё с доходом более 10,000 коку могут удерживать шиноби.. В последующие два столетия потомки Хаттори Ханзо, а также члены клана Фудзибаяси, ответвления Хаттори, написали ряд руководств по ниндзюцу. Основные примеры включают Ninpiden (1655), Bansenshukai (1675) и Shōninki (1681).

Современные школы, претендующие на обучение ниндзюцу возник в 1970-х годах, в том числе Масааки Хацуми (Будзинкан ), Стивен К. Хейс (То-Шин До ), и Джиничи Каваками (Банке Шинобиноден). Происхождение и аутентичность этих школ являются предметом споров.

Тактика

Ниндзя не всегда действовали в одиночку. Существуют техники совместной работы: например, чтобы взобраться на стену, группа ниндзя может нести друг друга на спине или предоставить человеческую платформу, чтобы помочь человеку достичь больших высот. Mikawa Go Fudoki предоставляет учетную запись, в которой скоординированная группа злоумышленников использовала пароли для связи. В сообщении также упоминается случай обмана, когда нападавшие были одеты в ту же одежду, что и защитники, что вызвало большое замешательство. Когда во время осады Осаки потребовалось отступление, ниндзя получили команду стрелять по дружественным войскам сзади, заставляя войска отступать, чтобы атаковать предполагаемого врага. Эта тактика была снова использована позже как метод разгона толпы.

Большинство техник ниндзюцу, записанных в свитках и руководствах, вращаются вокруг способов избежать обнаружения и способов побега. Эти техники были условно сгруппированы по соответствующим природным элементам. Вот несколько примеров:

  • Хицукэ: практика отвлечения охранников путем поджигания огня вдали от запланированной точки входа ниндзя. Подпадает под «огненные техники» (катон-но-дзюцу).
  • Тануки-гакурэ: практика лазания по дереву и маскировки внутри листвы. Подпадает под "технику работы с деревом" (мокутон-но-дзюцу).
  • Укигуса-гакурэ: практика бросания ряски над водой, чтобы скрыть движение под водой. Подпадает под «водные техники» (суитон-но-дзюцу).
  • Узура-гакурэ: практика свернуться в клубок и оставаться неподвижным, чтобы выглядеть как камень. Подпадает под «земные техники» (дотон-но-дзюцу).
A комусо монах - одна из многих возможных маскировок

маскировка

Использование маскировок широко распространено и хорошо задокументировано. Маскировки приходили в виде священников, артистов, гадалок, торговцев, рунинов и монахов. В Букэ Мьёмокушо говорится, что

шиноби-мономи использовались тайным образом, и их обязанности заключались в том, чтобы идти в горы и маскироваться под собирателей дров, чтобы узнавать и получать новости о территории врага... они были особенно опытными в переодетых путешествиях.

Одежда горного аскета (ямабуши ) облегчила путешествия, поскольку они были обычным явлением и могли свободно перемещаться между политическими границами. Свободные одежды буддийских священников также позволяли использовать скрытое оружие, такое как танто. Менестрель или саругаку, позволяющие ниндзя шпионить во вражеских зданиях, не разбудив их. подозрение. Маскировка под комусо, нищего монаха, известного тем, что играет на сякухати, также была эффективна, так как большие шляпы-корзины, которые они традиционно носили, полностью скрывали голову.

Снаряжение

Ниндзя использовали большое количество разнообразных инструментов и вооружения, некоторые из которых были широко известны, но другие были более специализированными. Большинство из них использовались при проникновении в замки. В Bansenshukai 17 века описан и проиллюстрирован широкий спектр специализированного снаряжения, в том числе альпинистское снаряжение, удлиненные копья, стрелы с ракетным двигателем и небольшие складные лодки.

Верхняя одежда

Старинная японская гаппа (дорожная накидка) и тканевый дзукин (капюшон) с кусари (кольчужная броня), скрытая под ним

, в то время как изображение ниндзя, одетого в черную одежду (шиноби сёдзоку ) широко распространено в популярных СМИ, письменных свидетельств существования такой одежды нет. Напротив, ниндзя чаще всего маскировались под гражданских. Популярное представление о черной одежде, вероятно, уходит корнями в художественную условность; Ранние рисунки ниндзя изображали их одетыми в черное, чтобы изобразить чувство невидимости. Идея этого соглашения была заимствована у постановщиков кукол из театра бунраку, которые облачились в черное, пытаясь имитировать опоры, движущиеся независимо от их управления. Несмотря на отсутствие веских доказательств, некоторые авторитеты выдвинули предположение, что черные одежды, возможно, слегка окрашенные в красный цвет, чтобы скрыть пятна крови, действительно были разумной одеждой для проникновения.

Используемая одежда была похожа на ту, самураев, но свободную одежду (например, леггинсы) заправляли в брюки или закрепляли ремнями. тенугуи, кусок ткани, также используемый в боевых искусствах, выполнял множество функций. Его можно использовать, чтобы прикрыть лицо, сформировать пояс или помочь в лазании.

Историчность доспехов, специально созданных для ниндзя, не может быть установлена. Хотя легкие доспехи, которые якобы носили ниндзя, существуют и датируются правильным временем, нет убедительных доказательств их использования в операциях ниндзя. На изображениях известных людей, которых позже считали ниндзя, они часто изображались в самурайских доспехах . Существовали легкие скрытые типы доспехов, сделанные из кусари (кольчужные доспехи), и небольшие доспехи, такие как карута, которые могли носить ниндзя, включая катабиру (куртки), сделанные с доспехами, скрытыми между слои ткани. Защита голеней и рук, а также усиленные металлом капюшоны также считаются частью доспехов ниндзя.

Инструменты

Страница из Ninpiden, показывающая инструмент для взлома замков

Инструменты, используемые для проникновения и шпионажа, - одни из самых распространенных артефактов, связанных с ниндзя. Веревки и крюки были обычным явлением, их привязывали к поясу. В Bansenshukai изображена складная лестница с шипами на обоих концах для закрепления лестницы. Альпинистское снаряжение с шипами или крючками, которое носили на руках и ногах, также использовалось как оружие. Другие инструменты включают в себя долота, молотки, сверла, отбойные молотки и т. Д.

кунай был тяжелым острым инструментом, возможно, происходящим от японского масонства шпателя, на который он очень похож. Хотя кунай часто изображается в популярной культуре как оружие, в основном он использовался для проделывания дыр в стенах. Ножи и небольшие пилы (хамагари) также использовались для создания отверстий в зданиях, где они служили опорой или проходом для входа. Портативное подслушивающее устройство (саото хикиганэ) использовалось для подслушивания разговоров и обнаружения звуков.

мидзугумо представлял собой набор деревянных ботинок, предположительно позволяющих ниндзя ходить по воде. Они должны были работать, распределяя т вес его владельца превышает широкую нижнюю поверхность обуви. Слово мидзугумо происходит от местного названия японского водяного паука (Argyroneta aquatica japonica). Мидзугумо было показано в шоу Разрушители мифов, где было продемонстрировано, что оно непригодно для ходьбы по воде. Укидари, аналогичная обувь для ходьбы по воде, также существовала в виде плоского круглого ведра, но, вероятно, была довольно неустойчивой. Надувные шкуры и дыхательные трубки позволяли ниндзя оставаться под водой в течение более длительных периодов времени.

Несмотря на большой набор инструментов, доступных ниндзя, Бансеншукай предупреждает, что нельзя перегружать себя снаряжением, заявляя, что «успешный ниндзя» тот, кто использует только один инструмент для выполнения нескольких задач ».

Оружие

Хотя использовались более короткие мечи и кинжалы, катана, вероятно, была предпочтительным оружием ниндзя, и иногда носили на спине. Катана имела несколько применений помимо обычного боя. В темных местах ножны можно было вытянуть из меча и использовать в качестве длинного щупа. Меч также можно было положить к стене, где ниндзя мог использовать защиту меча (цуба ), чтобы получить более высокую точку опоры. Катану можно было даже использовать как устройство для оглушения врагов перед атакой, помещая комбинацию красного перца, грязи или пыли и железных опилок в область рядом с верхней частью ножен, так что, когда меч вытягивается смесь будет лететь в глаза врагу, оглушая его до смертельного удара. В то время как прямые мечи использовались до изобретения катаны, прямые ниндзято не имеют исторических прецедентов и, вероятно, являются современным изобретением.

Пара кусаригама, выставленная в замке Ивакуни

Набор дротиков, шипов, ножей и острых звездообразных дисков были известны вместе как сюрикен. Хотя они и не были исключительными для ниндзя, они были важной частью арсенала, откуда их можно было бросить в любом направлении. Луки использовались для меткой стрельбы, а луки некоторых ниндзя намеренно делали меньше традиционного юми (длинный лук). Цепь и серп (кусаригама ) также использовались ниндзя. Это оружие состояло из груза на одном конце цепи и серпа (кама ) на другом. Вес качался, чтобы ранить или вывести из строя противника, а серп использовался для убийства с близкого расстояния.

Взрывчатые вещества, привезенные из Китая, были известны в Японии ко времени монгольских нашествий в 13 веке. Позже ниндзя приняли на вооружение такие взрывчатые вещества, как ручные бомбы и гранаты. Бомбы с мягким кожухом были разработаны для выпуска дыма или отравляющего газа, а также осколочных взрывчатых веществ, набитых железом или керамикой шрапнелью.

Наряду с обычным оружием, с ниндзя был связан большой ассортимент разного оружия. Некоторые примеры включают яд, макибиси (кальтропы), тростниковые мечи (сикомидзу ), наземные мины, фукия (духовые ружья), отравленные дротики, кислота - струйные пистолеты и огнестрельное оружие. Хаппо, небольшая яичная скорлупа, наполненная ослепляющим порошком (метсубуси ), также использовалась для облегчения побега.

Легендарные способности

Сверхчеловек или сверхъестественное силы часто ассоциировались с ниндзя. Некоторые легенды включают в себя полет, невидимость, изменение формы, способность «разделяться» на несколько тел (буншин), призыв животных (кучиёсе) и контроль над пятью классическими элементами. Эти невероятные представления возникли из распространенного представления о таинственном статусе ниндзя, а также из романтических идей, обнаруженных в более позднем японском искусстве периода Эдо. Иногда магические силы основывались на собственных усилиях ниндзя по распространению фантастической информации. Например, Накагава Сосунджин, основатель Накагава-рю 17-го века, утверждал в своих собственных сочинениях (Окуфудзи Моногатари), что у него была способность превращаться в птиц и животных.

Воспринимаемый контроль над элементами может быть основанные на реальной тактике, категоризированной по ассоциации с силами природы. Например, практика разжигания огня, чтобы скрыть след ниндзя, относится к катон-но-дзюцу («техника огня»).

Актер, изображающий Никки Дандзё, злодея из пьесы кабуки «Сендай Хаги». Изображен с руками на печати кудзи-ин, которая позволяет ему превращаться в гигантскую крысу. Ксилография на бумаге. Кунисада, 1857.

Адаптация ниндзя воздушных змеев в шпионаже и войнах - еще один предмет легенд. Существуют сообщения о том, что ниндзя поднимались в воздух воздушными змеями, когда они пролетали над враждебной местностью и спускались или сбрасывали бомбы на вражескую территорию. Воздушные змеи действительно использовались в японской войне, но в основном для передачи сообщений и сигналов. Тернбулл предполагает, что воздушные змеи, поднимающие человека в воздух, могли быть технически осуществимы, но заявляет, что использование воздушных змеев для создания человеческого "дельтаплана " прямо относится к сфере фантастики.

Кудзи-кири

Куджи-кири - это эзотерическая практика, которая при выполнении с набором ручных «печатей» (кудзи-ин ) должна была позволить ниндзя совершать сверхчеловеческие подвиги..

Кудзи («девять символов») - это концепция, происходящая из даосизма, где это была строка из девяти слов, используемых в заклинаниях и заклинаниях. В Китае эта традиция смешалась с буддийскими верованиями, приписывая каждое из девяти слов буддийскому божеству. Кудзи, возможно, попали в Японию через буддизм, где он процветал в Сюгэндо. Здесь также каждое слово в кудзи ассоциировалось с буддийскими божествами, животными из даосской мифологии, а позже с синтоизмом ками. мудра, серия символов рук, представляющих различных будд, была применена к кудзи буддистами, возможно, через эзотерические миккьё учения. ямабуши аскеты Сюгендо переняли эту практику, используя жесты рук в духовных, целительных и ритуалах изгнания нечистой силы. Позже использование кудзи перешло в некоторые школы будзюцу (боевые искусства) и ниндзюцу, где, как говорили, оно преследовало множество целей. Применение кудзи для достижения желаемого эффекта называлось «разрезанием» (кири) куджи. Предполагаемые эффекты варьируются от физической и умственной концентрации до более невероятных заявлений о том, что противник становится неподвижным, или даже наложения магических заклинаний. Эти легенды вошли в массовую культуру, которая интерпретировала кудзи-кири как предшественник магических действий.

Иностранный ниндзя

25 февраля 2018 года Ямада Юдзи, профессор Университета Ми и историк Наканиси Го объявили, что они определили трех человек, добившихся успеха в раннем современный Урешино, включая ниндзя Бэнкей Мусо (弁 慶 夢想). Мусо считается тем же человеком, что и Денринбо Райкей (伝 林 坊 頼 慶), китайский ученик Марумэ Нагайоши. Когда власти подтвердили существование иностранного самурая, это стало шоком.

Знаменитые люди

Многие известные люди в японской истории были связаны или идентифицированы как ниндзя, но их статус ниндзя трудно доказать и может быть продуктом более позднего воображения. Слухи, окружающие знаменитых воинов, таких как Кусуноки Масасигэ или Минамото-но Ёсицунэ, иногда описывают их как ниндзя, но этих утверждений мало.

Некоторые хорошо известные примеры включают:

  • Кумавакамару (13-14 вв.): Юноша, чей изгнанный отец был приговорен к смерти монахом Хомма Сабуро. Кумакава отомстил, проникнув в комнату Хоммы, пока тот спал, и убил его своим мечом. Он был сыном верховного советника императора Го-Дайго, а не ниндзя. ямабуши Дайзенбо, который помог отомстить Кумавакамару, был Суппа, своего рода ниндзя. Кумавакамару убегает от своих преследователей, качаясь через ров на бамбуке. Ксилография на бумаге. Куниёси, 1842–1843.
  • Кумавака (16 век): суппа (ниндзя), служивший Обу Торамасе (1504–1565), вассалу Такэда Сингэн.
  • Ягю Мунетоши (1529–1606): Известный фехтовальщик школы Синкаге-рю. Внук Мунэёси, Дзюбэй Мунэёси, рассказывал истории о статусе своего деда как ниндзя.
  • Хаттори Ханзо (1542–1596): самурай, служивший под началом Токугава Иэясу. Его происхождение из провинции Ига, а также руководства по ниндзюцу, опубликованные его потомками, привели некоторые источники к определению его как ниндзя. Это изображение также распространено в массовой культуре.
  • Исикава Гоэмон (1558–1594): Гоэмон, по общему мнению, пытался капнуть яд из нити в рот Ода Нобунага через укрытие в потолка, но существует много фантастических историй о Гоэмоне, и эта история не может быть подтверждена.
  • Фума Котаро (ум. 1603): По слухам, ниндзя убил Хаттори Ханзо, с которым он предположительно был соперником. Вымышленное оружие Фума сюрикен названо в его честь.
  • Мотидзуки Тиёме (16 век): жена Мотидзуке Моритоки. Чиёме создал школу для девочек, в которой обучали навыкам, необходимым для гейши, а также навыкам шпионажа.
  • Момоти Сандаю (16 век): лидер кланов ниндзя Ига, предположительно погибший во время нападения Ода Нобунаги на провинцию Ига. Есть мнение, что он избежал смерти и жил фермером в провинции Кии. Момоти также является ветвью клана Хаттори.
  • Фудзибаяси Нагато (16 век): считается одним из трех «величайших» Ига Джоунинов, двумя другими являются Хаттори Ханзо и Момочи Сандаю. Потомки Фудзибаяси написали и отредактировали Бансэнсюкай.
  • Като Данзо (1503-1569): знаменитый мастер ниндзя 16-го века периода Сэнгоку, также известный как «Летающий Като».
  • Татеока Дошун (16 век): ниндзя Ига среднего ранга во время периода Сэнгоку.
  • Карасава Генба (16 век): Самурай периода Сэнгоку, в 16 веке нашей эры, который служил важный слуга клана Санада.
В популярной культуре
Джирайя сражается с гигантской змеей с помощью призванной жабы. Ксилография на бумаге. Куниёси, ок. 1843.

Образ ниндзя вошел в массовую культуру в период Эдо, когда были задуманы народные сказки и пьесы о ниндзя. Рассказы о ниндзя обычно основаны на исторических личностях. Например, существует множество подобных сказок о даймё, бросающем вызов ниндзя, чтобы доказать свою ценность, обычно путем кражи его подушки или оружия, пока тот спал. О ниндзя были написаны романы, такие как Джирайя Гокэцу Моногатари, который также был превращен в пьесу кабуки. Вымышленные персонажи, такие как Сарутоби Саске, в конечном итоге пробились в комиксах и на телевидении, где они стали обладать статусом культурного героя за пределами их первоначальной среды.

Ниндзя появляются во многих формах японских и западных популярных СМИ, включая книги (Kōga Ninpōchō ), телевидение (Ninja Warrior ), анимацию (Ninjago: Мастера Кружитцу ), фильмы (Ninja Assassin ), видеоигры (Sekiro: Shadows Die Twice, Tenchu ​​, Шиноби ), аниме (Наруто, Свиток ниндзя ), манга (Василиск ) и американские комиксы (Teenage Mutant Ninja Turtles ). От древней Японии до современных мировых средств массовой информации популярные изображения варьируются от реалистичных до фантастически преувеличенных, как фундаментальных, так и эстетических.

Музеи
Галерея
См. Также
  • флаг Японский портал
Ссылки

Цитаты

Источники

  • Адамс, Эндрю (1970), Ninja: The Invisible Assassins, Black Belt Communications, ISBN 978-0-89750-030-2
  • Бакли, Сандра (2002), Энциклопедия современной японской культуры, Тейлор и Фрэнсис, ISBN 978-0-415-14344-8
  • Банч, Брайан Х.; Геллеманс, Александр (2004), История науки и технологий gy: справочник браузера по великим открытиям, изобретениям и людям, которые их сделали, с незапамятных времен до наших дней, Houghton Mifflin Harcourt, ISBN 978-0-618- 22123-3
  • Чемберлен, Basil Hall (2005), The Kojiki: отчеты о древних делах, Tuttle Publishing, ISBN 978-0-8048-3675-3
  • Крауди, Терри (2006), Враг внутри: история шпионажа, Osprey Publishing, ISBN 978-1-84176-933-2
  • Дил, Уильям E. (2007), Справочник по жизни в средневековой и ранней современной Японии, Oxford University Press, ISBN 978-0-195331264
  • Draeger, Donn F.; Смит, Роберт В. (1981), Комплексные азиатские боевые искусства, Коданша, ISBN 978-0-87011-436-6
  • Фьеве, Николас; Уэйли, Пол (2003), Японские столицы в исторической перспективе: место, сила и память в Киото, Эдо и Токио, Routledge, ISBN 978-0-7007-1409-4
  • Friday, Карл Ф. (2007), Первый самурай: жизнь и легенда воина-мятежника, Тайра Масакадо, Уайли, ISBN 978-0-471-76082-5
  • Хауэлл, Энтони (1999), Анализ исполнительского искусства: руководство по его теории и практике, Routledge, ISBN 978-90-5755-085-0
  • Green, Томас А. (2001), Боевые искусства мира: энциклопедия, Том 2: Ниндзюцу, ABC-CLIO, ISBN 978-1-57607-150-2
  • Кавагути, Сунао (2008), Супер Ниндзя Рецуден, Исследовательский институт PHP, ISBN 978-4-569-67073-7
  • Каваками, Дзинити (2016), Ниндзя но оките, Кадокава, ISBN 978-4-04-082106-1
  • Маккалоу, Хелен Крейг (2004), Тайхейки: Хроники средневековой Японии, Tuttle Publishing, ISBN 978-0-8048-3538-1
  • Мол, Серж (2003), Классическое оружие японца an: специальное оружие и тактика боевых искусств, Коданша, ISBN 978-4-7700-2941-6
  • Мортон, Уильям Скотт; Оленик, Дж. Кеннет (2004), Япония: ее история и культура, четвертое издание, McGraw-Hill Professional, ISBN 978-0-07-141280-3
  • Нихон Хакугаку Курабу ( 2006), Неразгаданные тайны японской истории, Исследовательский институт PHP, ISBN 978-4-569-65652-6
  • Nihon Hakugaku Kurabu (2004), Zuketsu Rekishi no Igai na Ketsumatsu, PHP Исследовательский институт, ISBN 978-4-569-64061-7
  • Перкинс, Дороти (1991), Энциклопедия Японии: японская история и культура, от Abacus до Zori, Факты в файле, ISBN 978-0-8160-1934-2
  • Ратти, Оскар; Вестбрук, Адель (1991), Секреты самураев: обзор боевых искусств феодальной Японии, Tuttle Publishing, ISBN 978-0-8048-1684-7
  • Рид, Эдвард Джеймс (1880 г.), Япония: ее история, традиции и религии: с повествованием о визите в 1879 г., том 2, Джон Мюррей, OCLC 1309476
  • Сатаке, Акихиро; Ясумада, Хидео; Кудо, Рикио; Отани, Масао; Ямадзаки, Ёсиюки (2003), Син Нихон Котэн Бунгаку Тайкэй: Манъёсю Том 4, Иванами Сётэн, ISBN 4-00-240004-2
  • Такаги, Ичиносукэ; Гоми, Томохидэ; Оно, Сусуму (1962), Nihon Koten Bungaku Taikei: Man'yōshū Volume 4, Iwanami Shoten, ISBN 4-00-060007-9
  • Тацуя, Цудзи (1991), Кембридж история Японии Том 4: Ранняя современная Япония: Глава 9, перевод Гарольда Болито, под редакцией Джона Уитни Холла, Нью-Йорк: Cambridge University Press, ISBN 978-0 -521-22355-3
  • Тиувен, Марк ; Рамбелли, Фабио (2002), Будды и ками в Японии: хондзи суйджаку как комбинаторная парадигма, RoutledgeCurzon, ISBN 978-0-415-29747-9
  • Тернбулл, Стивен (2003), Ninja AD 1460–1650, Osprey Publishing, ISBN 978-1-84176-525-9
  • Тернбулл, Стивен (2007), Воины средневековой Японии, Osprey Publishing, ISBN 978-1-84603-220-2
  • Уотерхаус, Дэвид (1996), Религия в Японии: стрелы в небо и землю, статья 1: Заметки о кудзи, отредактированные Питером Ф. Корницки и Джеймсом Макмалленом, Cambridge University Press, ISBN 978-0-521-55028-4
  • Ямада, Юдзи (2019), Сэнгоку Синоби но Сахо, под редакцией Ёко Имда, Тиёда, Токио: Великобритания, ISBN 978-4-906993-76-5
  • Фредерик, Луис (2002), Японская энциклопедия, Белкнап Гарвард, ISBN 0-674-01753-6

Дополнительная литература

  • Фудзибаяси, Масатаке; Накадзима, Ацуми. (1996). Сёнинки: Ниндзюцу дэнсё. Токио: Синдзинбуцу Орайша. OCLC 222455224.
  • Fujita, Seiko. (2004). Сайго но ниндзя Дорондорон. Токио: Шинпуша. ISBN 978-4-7974-9488-4.
  • Фукаи, Масауми. (1992). Эдодзё онивабан: Токугава Сёгун но мими для меня. Токио: Тюо Кронша. ISBN 978-4-12-101073-5.
  • Хокиноичи, Ханава. (1923–1933). Букэ Мёмокушо. Токио: Ёсикава Кобункан. OCLC 42921561.
  • Исикава, Масатомо. (1982). Шиноби но сато но кироку. Токио: Суйёша. ISBN 978-4-88066-110-0.
  • Мол, Серж (2016). Такеда Шиноби Хиден: раскрытие тайного наследия ниндзя Такэды Сингена. Эйбуша. С. 1–192. ISBN 978-90-813361-3-0.
  • Мол, Серж (2008). Невидимая броня: Введение в эзотерическое измерение японских классических воинских искусств. Эйбуша. С. 1–160. ISBN 978-90-8133610-9.
  • Нава, Юмио. (1972). Хиссё но хэйхо ниндзюцу но кэнкю: гендай о икинуку мичи. Токио: Нитибо Шуппанша. OCLC 122985441.
  • Нава. Юмио. (1967). Шиноби-но буки. Токио: Дзимбуцу Орайша. OCLC 22358689.
  • Окусе, Хейшичиро. (1967). Ниндзюцу: соно рекиси для ниндзя. Токио: Дзимбуцу Орайша. OCLC 22727254.
  • Окусе, Хейшичиро. (1964). Нинпо: соно хидэн до дзюцурей. Токио: Дзимбуцу Орайша. OCLC 51008989.
  • Тернбулл, Стивен (2017). Ниндзя: разоблачая миф. Барнсли, С. Йоркшир, Великобритания: Frontline Books. ISBN 9781473850422.
  • Вататани, Киёси. (1972). Bugei ryūha hyakusen. Токио: Акита Сётэн. OCLC 66598671.
  • Ямагути, Масаюки. (1968). Ниндзя но сейкацу. Токио: Юзанкаку. OCLC 20045825.
Внешние ссылки
  • СМИ, связанные с Ninja на Wikimedia Commons
Последняя правка сделана 2021-05-31 10:17:30
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте