Дзидайгэки

редактировать
Жанр японских фильмов, телевидения, игр и театра Актеры, играющие самураев и ронинов в Киото Эйгамура киностудия

Джидайгэки (時代 劇, букв. «драма эпохи») - жанр из кино, телевидение, видеоигры и театр в Японии. Буквально означающие «период драмы », они чаще всего происходят в период периода Эдо японской истории, с 1603 по 1868 год. ранее - Портрет ада, например, действие происходит в конце периода Хэйан, а ранняя эпоха Мэйдзи также является популярным местом действия. Дзидайгэки показывают жизнь самураев, фермеров, ремесленников и торговцев своего времени. Фильмы Дзидайгэки иногда называют фильмами чамбара, что означает «бой на мечах», хотя чамбара более точно является поджанром дзидайгэки. Джидайгэки полагается на установленный набор драматических условностей, включая использование грима, языка, крылатых фраз и сюжетных линий.

Содержание

  • 1 Типы
    • 1.1 Сэнгоку-дзидай
  • 2 Роли
    • 2.1 Воины
    • 2.2 Ремесленники
    • 2.3 Торговцы
    • 2.4 Правительства
    • 2.5 Другое
  • 3 Условные обозначения
    • 3.1 Пословицы и крылатые фразы
  • 4 Знаменитые дзидайгэки
    • 4.1 Фильмы
    • 4.2 Видеоигры
    • 4.3 Аниме и манга
    • 4.4 Телевидение в прямом эфире
  • 5 Известные режиссеры
  • 6 Влияние
  • 7 Ссылки
  • 8 Внешние ссылки

Типы

Актер Котаро Сатоми на съемках Мито Комона

Многие дзидайгэки происходят в Эдо, военный капитал. Другие показывают приключения людей, странствующих с места на место. Многолетние телесериалы Зенигата Хэйдзи и Абаренбо Сёгун олицетворяют Эдо дзидайгэки. Мито Комон, вымышленная история путешествий исторического даймё Токугава Мицукуни, а также Затоити фильмы и телесериалы, иллюстрируют стиль путешествий.

Другой способ классифицировать дзидайгэки - в соответствии с социальным статусом главных персонажей. Титульный персонаж Абаренбо Сёгуна - Токугава Ёсимунэ, восьмой Токугава сёгун. Глава класса самураев, Ёсимунэ принимает обличье низшего ранга хатамото, самурая на службе сёгуна. Точно так же Мито Комон - вице-сёгун на пенсии, маскирующийся под торговца. Напротив, метатель монет Хэйдзи из Зенигаты Хэйдзи - простолюдин, работающий на полицию, в то время как Ичи (главный герой Затоити ), слепой массажист, является изгоем. как и многие инвалиды той эпохи. Фактически, массажисты, которые обычно находились в самом низу профессиональной пищевой цепи, были одной из немногих профессиональных должностей, доступных слепым в ту эпоху. Гокенин Занкуро - самурай, но из-за его низкого ранга и дохода ему приходится выполнять дополнительную работу, которую самураи более высокого ранга не привыкли выполнять.

Независимо от того, играет ли главная роль самурай или простолюдин, дзидайгэки обычно достигает кульминации в огромной битве на мечах незадолго до конца. Главный герой серии всегда побеждает, использует ли он меч или jutte (устройство, которое полиция использовала для захвата, а иногда и для того, чтобы согнуть или сломать меч противника).

Сэнгоку-дзидай

Сэнгоку-дзидай (настройка эпохи Воюющих царств ) - это японский жанр, который использовался в качестве настройки для романов, фильмов, видеоигр, аниме и манги. Он имеет некоторые параллели с западным ; Семь самураев Акиры Куросавы, например, был переделан в западном сеттинге как Великолепная семерка.

Роли

Среди персонажей в дзидайгэки это парад людей с профессиями, незнакомыми современным японцам, и особенно иностранцам. Вот несколько.

Воины

В класс воинов входили самураи, потомственные члены воинской службы даймё или сёгуна (сами самураи). Рунин, самураи без хозяев, тоже были воинами и, как самураи, носили два меча; однако у них не было работы или статуса по наследству. Бугейша были мужчинами или, в некоторых историях, женщинами, которые стремились усовершенствовать свои боевые искусства, часто путешествуя по стране. Ниндзя были секретной службой, специализирующейся на скрытности, использовании маскировки, взрывчатых веществ и скрытого оружия.

Ремесленники

Среди мастеров дзидайгэки были слесари (часто похищенные для чеканки поддельных монет), ковшеры, плотники и штукатуры, а также изготовители гравюр на дереве для произведений искусства или газет.

Торговцы

Помимо владельцев большого и малого бизнеса, дзидайгэки часто изображают служащих. Банто был высокопоставленным служащим торговца тэдаи, помощником более низкого ранга. Многие торговцы нанимали детей, или козо. Среди странствующих торговцев были организованные продавцы лекарств, овощеводы из-за пределов города и разносчики на ярмарках возле храмов и святынь. В отличие от этого, крупные торговцы рисом, пиломатериалами и другими товарами управляли обширными магазинами в городе.

Правительства

В высших рядах сёгуната находились родзю. Ниже них находились вакадосиёри, затем различные багьё, или администраторы, в том числе джиша багьё (управляющий храмами и святилищами), кандзё багьё (отвечающий за финансы) и два Эдо мати багьё. Последние сменяли по месяцам как главные администраторы города. В их обязанности входили мэр, начальник полиции, судья и присяжные по уголовным и гражданским делам.

Банья, Студия Тоэй Узумаса

Мачи-бугьё руководили полицией и пожарными. Полиция, или матиката, включала в себя высокопоставленных ёрики и доушинов ниже их; оба были самураями. В дзидайгэки у них часто есть штатные патрульные, окаппики и ситаппики, которые были простолюдинами. (Исторически эти люди были нерегулярными и призывались на службу только в случае необходимости.) Зенигата Хейджи - окаппики. Полиция жила в бараках в Хатчобори в Эдо. Они управляли баньями, сторожевыми домами по всему мегаполису. Джитте был символом полиции, от ёрики до ситаппики.

Отдельные полицейские силы занимались делами самураев. Омецукэ были высокопоставленными чиновниками сёгуната; мецукэ и качи-мецукэ, полицейские более низкого ранга, которые могли задерживать самураев. Еще одна полиция расследовала поджоги и ограбления, в то время как синтоистские святыни и буддийские храмы попали под контроль другой власти. Феодальный характер Японии сделал эти вопросы деликатными, и юрисдикционные споры являются обычным явлением в дзидайгэки.

У Эдо было три пожарных депо. Даймё-байкеши находились на службе у назначенных даймё; дзёбикеши доложил сёгунату; в то время как мати-байкеши, начиная с Ёсимунэ, были простолюдинами под управлением мати-бугё. Таким образом, даже пожарные роты ведут войну за территорию в дзидайгэки.

Лицензированный квартал на съемочной площадке Toei Uzumasa Studios, Киото

Каждый даймё имел резиденцию в Эдо, где он жил во время санкин-котай. Его жена и дети оставались там, даже когда он был вдали от Эдо, а фрейлины часто занимают видное место в дзидайгэки. Высокопоставленный самурай, Эдо-гаро, курировал дела в отсутствие даймё. Помимо посоха самураев, в доме были асигару (легковооруженные воины-слуги), а также чуген и якко (слуги, которых часто изображали яркими и кривыми). Многие даймё нанимали врачей, готеньи; их двойником в доме сёгуна был окуиси. Положитесь на них, чтобы дать убивающие яды и исцеляющие зелья.

Другое

Состав странствующего дзидайгэки встречал похожую обстановку в каждом хане. Там кару были куни-гаро и дзёдай-гаро. Напряженность между ними послужила сюжетом для многих историй.

Условные обозначения

Есть несколько драматических условностей дзидайгэки:

  • Герои часто носят макияж глаз, а у злодеев часто растрепаны волосы.
  • Выдуманная форма старины - модная японская речь с использованием современного произношения и грамматики с высокой степенью формальности и частыми архаизмами.
  • В таких продолжительных сериалах, как Мито Комон и Зенигата Хейджи, ведущие и второстепенные актеры иногда меняются. Это сделано без каких-либо оснований для изменения внешнего вида. Новый актер просто появляется на месте старого, и истории продолжаются. Это похоже на серию фильмов о Джеймсе Бонде или фильмы о супергероях, в отличие, например, от британская телевизионная программа Доктор Кто.
  • В бою на мечах, когда большое количество злодеев атакует главного героя, они никогда не атакуют сразу. Главный герой сначала начинает длинную преамбулу, в которой подробно описываются преступления, совершенные злодеями, после чего злодеи начинают военные действия. Злодеи атакуют поодиночке или парами; остальные ждут своей очереди, чтобы их отправили, и окружают главного героя, пока не наступит их очередь быть легко побежденным. Бои на мечах - это грандиозный финал шоу, и они проводятся под специально созданную тематическую музыку на время их проведения.
  • На телевидении даже смертельные порезы на мечах кровоточат и часто даже не прорезают одежду. Злодеев рубят смертоносными, но совершенно невидимыми ударами меча. Несмотря на это, кровь или ранения могут быть показаны на ранениях стрелами или порезах ножом.
  • В фильмах chambara насилие обычно значительно стилизовано, иногда до такой степени, что порезы мечом вызывают гейзеры кровь из ран. Расчленение и обезглавливание также являются обычным явлением.

Пословицы и крылатые фразы

Авторы jidaigeki добавляют содержательные высказывания в диалог. Вот некоторые из них:

  • Тонде хи ни иру нацу но муси: Как жуки, которые летают в огонь летом (они придут к своему уничтожению)
  • Шиши шинчу но муси: Волк в овечьей шкуре (буквально паразит в теле льва)
  • Кадзи то кенка ва Эдо но хана: Пожары и драки - это цветок Эдо
  • Ōedo happyaku yach: «Восемьсот районов Эдо»
  • Tabi wa michizure: «Путешествие - это то, что вы берете с собой»

Кроме того, авторы сериала изобретают свои собственные крылатые фразы, называемые кимаризерифу, которые главный герой произносит в один и тот же момент почти в каждом эпизоде. В Mito Kōmon, в котором одноименный персонаж маскируется под простого человека, в финальной битве на мечах кореш неизменно держит аксессуар с гербом сёгуната и кричит: Hikae! Kono mondokoro ga me ni hairanu ka ?: «Назад! Разве ты не видишь эту эмблему?», Раскрывая личность старика с бородкой, о котором раньше не подозревали. Затем злодеи немедленно сдаются и просят прощения. Точно так же Тояма-но Кин-сан обнажает свое татуированное плечо и рычит, Коно сакурафубуки о мивасэрета ивасане дзо !: «Я не позволю тебе сказать, что ты забыл эту метель сакуры!» После вынесения приговора преступникам он объявляет: «Корэните иккэн ракучаку»: «Дело закрыто».

Кимаризерифу выдает тесную связь между дзидайгэки и комиксом супергероем.

Знаменитым дзидайгэки

Фильмами

Видеоиграми

Аниме и манга

Телевидение в прямом эфире

НазваниеСетьИзвестный составПродолжительностьПримечания
Акакаге, Ниндзя в маске Fuji TV Юзабуро Сакагути, Ёсинобу Канеко, Фуюкичи Маки 1967–1968
Мито Комон TBSЭйджиро Тоно, Ичиро Накатани, Рётаро Суги, Котаро Сатоми 1969 ~ 2011
Оедо Сосамо TV Tokyo Тецуро Сагава, Такея Накамура, Рё Куросава1970–1980
Оока Этидзэн TBSГо Като, Такаши Ямагути 1970-99
Дайчушингура НТВТоширо Мифунэ, Тэцуя Ватари, Масакадзу Тамура 1971
Когараси Мондзиро Fuji TVАцуо Накамура 1972
Ронин диких животных s НТВТоширо Мифунэ 1972-1974
Хиссацу Шикакенин ТВ АсахиКен Огата, Йоичи Хаяси, Со Ямамура 1972–1973
Кайкэцу Лион-Мару Fuji TVТэцуя Ушио, Акико Кудзё, Норихико Умэти, Киёси Кобаяси 1972–1973
Немури Кёширо Кансай ТВМасакадзу Тамура 1972
Фуун Лион-Мару Fuji TVТэцуя Ушио, Кадзуо Камосида, Масаки Хаясаки1973
Одинокий волк и детеныш НТВКинноске Ёродзуя 1973 ~ 1976
Хиссацу Шиокинин Т.В. АсахиЦутому Ямазаки, Масая Оки, Макото Фудзита1973
Осизамурай Киичихоган НТВТомисабуро Вакаяма, Синтаро Кацу 1973-74
Тасукенин Хаширу TV АсахиТакахиро Тамура, Ичиро Накатани, Со Ямамура, Хироши Мияути 1973–1974
Затоити Fuji TVСинтаро Кацу 1974 ~ 1979
Амигаса Дзубей Fuji TVХидеки Такахаши, Чиэдзо Ката ока, Микио Нарита, Сигеру Цуюгути 1974
Казэ к Кумо на Ниджи к NHKГо Като, Кен Огата, Саюри Ёсинага, кейджу Кобаяши 1975
Онихей Ханкачо NETТецуро Тамба, Такахиро Тамура, Акихико Хирата, Ичиро Накатани 1975
Эдо-но Казе Fuji TVЮдзо Каяма, Кейджу Кобаяши, Сигеру Цуюгути 1975–1979
Шин Хиссацу Сиокинин Т.В. АсахиЦутому Ямадзаки, Сёхей Хино, Макото Фудзита 1973
Абаренбо Сёгун ТВ АсахиКен Мацудаира 1978–2003
Заговор Ягю FUJI TVСонни Чиба, Хироюки Санада, Микио Нарита, Со Ямамура 1978-79
Ако Роуши (сериал 1979 года) ТВ АсахиКинноске Йорозуя, Масакадзу Тамура, Микио Нарита, Кен Мацудаира 1979
Хиссацу Шиготонин ТВ АсахиМакото Фудзита, Горо Ибуки, Кунихико Митамура 1979–1981
Эдо-но Гекито Fuji TVКейджу Кобаяши, Сигеру Цуюгути, Йосуке Нацуки 1979
Shadow Warriors Fuji TVСонни Чиба, Микио Нарита, Хироюки Санада, Сёхей Хино 1980–1985
Ооку ТВ АсахиТомисабуро Вакаяма, Тецуро Тамба, Масая Оки, Масахико Цугава 1983
Санада Тайхейки NHKЦунехико Ватасэ, Тецуро Тамба, Масао Кусакари 1985
Докуганрю Масамунэ NHKКен Ватанабэ, Синтаро Кацу, Масахико Цугава, Кинья Китаодзи 1987
Онихей Ханкачо Fuji TVКитиэмон Накамура, Мейко Кадзи 1989–2016
Кумокири Низэмон Fuji TVЦутому Ямадзаки, Ацуо Накамура 1994
Аой (сериал) NHK 2000
Hōjō Tokimune NHK 2001
NHK 2002
Musashi NHK 2003
Ōoku (сериал 2003 г.) Fu jiTV 2003
Синсэнгуми! NHK 2004
Ёсицунэ (телесериал) NHK 2005
Kōmyō ga Tsuji NHK 2006
Фурин Казань NHK Сонни Чиба, Тацуя Накадай, Кен Огата 2007
Кагеро-но Цудзи Инемури Иване Эдо Дзоси NHK 2007-2010
Атсухимэ (сериал) NHK 2008
Нэнэ: Онна Тайкёки TV Tokyo 2009
Тенчидзин NHK 2009
Джин TBS Такао Осава, Мики Накатани, Харука Аясе 2009–2011
Рёмаден NHK 2010
Gō (сериал) NHK 2011
Тайра но Киёмори (сериал) NHK 2012
Сакура Яэ NHK 2013
Гунши Канбей NHK 2014
Хана Мойю NHK 2015
Кабукимоно Кейджи NHK Тацуя Фудзи, Шохей Хино2015
Санада Мару (сериал) NHK 2016
Наотора: Леди Военачальник NHK 2017
Сегодон NHK 2018
Кирин га Куру NHK 2020

Известные режиссеры

Имена в западном порядке, с фамилией после имени.

Влияние

Звездные войны создатель Джордж Лукас признался, что был в значительной степени вдохновлен работами Акиры Куросавы, и многие тематические элементы, найденные в «Звездных войнах», несут в себе влияние кинопроизводства Чанбара. В интервью Лукас особо отметил тот факт, что он познакомился с термином дзидайгэки, находясь в Японии, и широко распространено мнение, что он черпал вдохновение для термина джедаи именно из этого.

Ссылки

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-24 09:38:38
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте