Джидайгэки (時代 劇, букв. «драма эпохи») - жанр из кино, телевидение, видеоигры и театр в Японии. Буквально означающие «период драмы », они чаще всего происходят в период периода Эдо японской истории, с 1603 по 1868 год. ранее - Портрет ада, например, действие происходит в конце периода Хэйан, а ранняя эпоха Мэйдзи также является популярным местом действия. Дзидайгэки показывают жизнь самураев, фермеров, ремесленников и торговцев своего времени. Фильмы Дзидайгэки иногда называют фильмами чамбара, что означает «бой на мечах», хотя чамбара более точно является поджанром дзидайгэки. Джидайгэки полагается на установленный набор драматических условностей, включая использование грима, языка, крылатых фраз и сюжетных линий.
Многие дзидайгэки происходят в Эдо, военный капитал. Другие показывают приключения людей, странствующих с места на место. Многолетние телесериалы Зенигата Хэйдзи и Абаренбо Сёгун олицетворяют Эдо дзидайгэки. Мито Комон, вымышленная история путешествий исторического даймё Токугава Мицукуни, а также Затоити фильмы и телесериалы, иллюстрируют стиль путешествий.
Другой способ классифицировать дзидайгэки - в соответствии с социальным статусом главных персонажей. Титульный персонаж Абаренбо Сёгуна - Токугава Ёсимунэ, восьмой Токугава сёгун. Глава класса самураев, Ёсимунэ принимает обличье низшего ранга хатамото, самурая на службе сёгуна. Точно так же Мито Комон - вице-сёгун на пенсии, маскирующийся под торговца. Напротив, метатель монет Хэйдзи из Зенигаты Хэйдзи - простолюдин, работающий на полицию, в то время как Ичи (главный герой Затоити ), слепой массажист, является изгоем. как и многие инвалиды той эпохи. Фактически, массажисты, которые обычно находились в самом низу профессиональной пищевой цепи, были одной из немногих профессиональных должностей, доступных слепым в ту эпоху. Гокенин Занкуро - самурай, но из-за его низкого ранга и дохода ему приходится выполнять дополнительную работу, которую самураи более высокого ранга не привыкли выполнять.
Независимо от того, играет ли главная роль самурай или простолюдин, дзидайгэки обычно достигает кульминации в огромной битве на мечах незадолго до конца. Главный герой серии всегда побеждает, использует ли он меч или jutte (устройство, которое полиция использовала для захвата, а иногда и для того, чтобы согнуть или сломать меч противника).
Сэнгоку-дзидай (настройка эпохи Воюющих царств ) - это японский жанр, который использовался в качестве настройки для романов, фильмов, видеоигр, аниме и манги. Он имеет некоторые параллели с западным ; Семь самураев Акиры Куросавы, например, был переделан в западном сеттинге как Великолепная семерка.
Среди персонажей в дзидайгэки это парад людей с профессиями, незнакомыми современным японцам, и особенно иностранцам. Вот несколько.
В класс воинов входили самураи, потомственные члены воинской службы даймё или сёгуна (сами самураи). Рунин, самураи без хозяев, тоже были воинами и, как самураи, носили два меча; однако у них не было работы или статуса по наследству. Бугейша были мужчинами или, в некоторых историях, женщинами, которые стремились усовершенствовать свои боевые искусства, часто путешествуя по стране. Ниндзя были секретной службой, специализирующейся на скрытности, использовании маскировки, взрывчатых веществ и скрытого оружия.
Среди мастеров дзидайгэки были слесари (часто похищенные для чеканки поддельных монет), ковшеры, плотники и штукатуры, а также изготовители гравюр на дереве для произведений искусства или газет.
Помимо владельцев большого и малого бизнеса, дзидайгэки часто изображают служащих. Банто был высокопоставленным служащим торговца тэдаи, помощником более низкого ранга. Многие торговцы нанимали детей, или козо. Среди странствующих торговцев были организованные продавцы лекарств, овощеводы из-за пределов города и разносчики на ярмарках возле храмов и святынь. В отличие от этого, крупные торговцы рисом, пиломатериалами и другими товарами управляли обширными магазинами в городе.
В высших рядах сёгуната находились родзю. Ниже них находились вакадосиёри, затем различные багьё, или администраторы, в том числе джиша багьё (управляющий храмами и святилищами), кандзё багьё (отвечающий за финансы) и два Эдо мати багьё. Последние сменяли по месяцам как главные администраторы города. В их обязанности входили мэр, начальник полиции, судья и присяжные по уголовным и гражданским делам.
Банья, Студия Тоэй УзумасаМачи-бугьё руководили полицией и пожарными. Полиция, или матиката, включала в себя высокопоставленных ёрики и доушинов ниже их; оба были самураями. В дзидайгэки у них часто есть штатные патрульные, окаппики и ситаппики, которые были простолюдинами. (Исторически эти люди были нерегулярными и призывались на службу только в случае необходимости.) Зенигата Хейджи - окаппики. Полиция жила в бараках в Хатчобори в Эдо. Они управляли баньями, сторожевыми домами по всему мегаполису. Джитте был символом полиции, от ёрики до ситаппики.
Отдельные полицейские силы занимались делами самураев. Омецукэ были высокопоставленными чиновниками сёгуната; мецукэ и качи-мецукэ, полицейские более низкого ранга, которые могли задерживать самураев. Еще одна полиция расследовала поджоги и ограбления, в то время как синтоистские святыни и буддийские храмы попали под контроль другой власти. Феодальный характер Японии сделал эти вопросы деликатными, и юрисдикционные споры являются обычным явлением в дзидайгэки.
У Эдо было три пожарных депо. Даймё-байкеши находились на службе у назначенных даймё; дзёбикеши доложил сёгунату; в то время как мати-байкеши, начиная с Ёсимунэ, были простолюдинами под управлением мати-бугё. Таким образом, даже пожарные роты ведут войну за территорию в дзидайгэки.
Лицензированный квартал на съемочной площадке Toei Uzumasa Studios, КиотоКаждый даймё имел резиденцию в Эдо, где он жил во время санкин-котай. Его жена и дети оставались там, даже когда он был вдали от Эдо, а фрейлины часто занимают видное место в дзидайгэки. Высокопоставленный самурай, Эдо-гаро, курировал дела в отсутствие даймё. Помимо посоха самураев, в доме были асигару (легковооруженные воины-слуги), а также чуген и якко (слуги, которых часто изображали яркими и кривыми). Многие даймё нанимали врачей, готеньи; их двойником в доме сёгуна был окуиси. Положитесь на них, чтобы дать убивающие яды и исцеляющие зелья.
Состав странствующего дзидайгэки встречал похожую обстановку в каждом хане. Там кару были куни-гаро и дзёдай-гаро. Напряженность между ними послужила сюжетом для многих историй.
Есть несколько драматических условностей дзидайгэки:
Авторы jidaigeki добавляют содержательные высказывания в диалог. Вот некоторые из них:
Кроме того, авторы сериала изобретают свои собственные крылатые фразы, называемые кимаризерифу, которые главный герой произносит в один и тот же момент почти в каждом эпизоде. В Mito Kōmon, в котором одноименный персонаж маскируется под простого человека, в финальной битве на мечах кореш неизменно держит аксессуар с гербом сёгуната и кричит: Hikae! Kono mondokoro ga me ni hairanu ka ?: «Назад! Разве ты не видишь эту эмблему?», Раскрывая личность старика с бородкой, о котором раньше не подозревали. Затем злодеи немедленно сдаются и просят прощения. Точно так же Тояма-но Кин-сан обнажает свое татуированное плечо и рычит, Коно сакурафубуки о мивасэрета ивасане дзо !: «Я не позволю тебе сказать, что ты забыл эту метель сакуры!» После вынесения приговора преступникам он объявляет: «Корэните иккэн ракучаку»: «Дело закрыто».
Кимаризерифу выдает тесную связь между дзидайгэки и комиксом супергероем.
Имена в западном порядке, с фамилией после имени.
Звездные войны создатель Джордж Лукас признался, что был в значительной степени вдохновлен работами Акиры Куросавы, и многие тематические элементы, найденные в «Звездных войнах», несут в себе влияние кинопроизводства Чанбара. В интервью Лукас особо отметил тот факт, что он познакомился с термином дзидайгэки, находясь в Японии, и широко распространено мнение, что он черпал вдохновение для термина джедаи именно из этого.