Тип | Государственная корпорация |
---|---|
Торгуется как | TASE : ARSP.B1 |
Промышленность | Оборона, промышленное производство |
Предшественник | Бедек Авиационная Компания |
Основан | 1953 ; 68 лет назад ( 1953) |
Основатель | Аль Швиммер Шимон Перес |
Штаб-квартира | Лод, Израиль |
Действующие лица | Боаз Леви ( генеральный директор ) |
Продукты | Военное оружие и техника. |
Услуги | Техническое обслуживание самолетов Модернизация самолета |
Доход | 3,7 миллиарда долларов США (2018) |
Операционная прибыль | 1,5 миллиарда долларов США (2018) |
Чистая прибыль | 315 миллионов долларов США (2018) |
Количество работников | 15 000 |
Подразделения | Bedek Aviation Group Группа коммерческих самолетов Группа военных самолетов Группа систем, ракет и космос |
Дочерние компании | ELTA Systems LTD |
Веб-сайт | www.iai.co.il |
Israel Aerospace Industries ( иврит : התעשייה האווירית לישראל ha-ta'asiya ha-avirit le-yisra'el) или IAI (תע"א) - крупнейший израильский производитель аэрокосмической и авиационной техники, производящий авиационные и космонавтические системы для военных и гражданских По состоянию на 2018 год в компании работает 15 000 сотрудников. IAI полностью принадлежит правительству Израиля.
IAI проектирует, разрабатывает, производит и обслуживает гражданские самолеты, дроны, истребители, ракеты, авионику и космические системы.
Хотя основное внимание IAI уделяет машиностроению, авиации и высокотехнологичной электронике, она также производит военные системы для сухопутных и военно-морских сил. Многие из этих продуктов особенно подходят для нужд Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ), а другие также продаются иностранным вооруженным силам.
Israel Aerospace Industries была основана в 1953 году как Bedek Aviation Company по инициативе Шимона Переса, тогдашнего генерального директора Министерства обороны, для обслуживания самолетов Сил обороны Израиля. Первоначально в компании было 70 сотрудников, и ее основателем и первым президентом стал американский авиационный эксперт Эла Швиммера.
В 1959 году компания Bedek начала производство своего первого самолета - учебно-тренировочного двухдвигательного самолета с V- образным хвостовиком французской конструкции - Fouga CM.170 Magister, который местные жители называли Tzukit (Monticola). Tzukit стал ВВС Израиля главным тренером в течение 50 лет. IAI Tzukit также использовался в Шестидневной войне 1967 года 147-й эскадрильей как самолет непосредственной поддержки, атакующий цели на египетском фронте в течение первого дня войны, когда более боеспособные самолеты Израиля были развернуты против арабских авиабаз и самолетов.. Затем они были развернуты против иорданских войск, включая бронетехнику, на Западном берегу. «Магистр» оказался эффективным в миссии непосредственной поддержки, хотя и с тяжелыми потерями, шесть из них были потеряны.
Первый самолет, полностью спроектированный и построенный компанией IAI, транспортный самолет с коротким взлетом и посадкой IAI Arava, впервые совершил полет в 1969 году после трех лет разработки.
В ответ на французское эмбарго IAI начала разработку своего собственного истребителя, производного от Mirage 5, который получил название IAI Nesher («ястреб») в 1968 году. Nesher поступил на вооружение в 1971 году, как раз к войне Судного дня. За Nesher последовал IAI Kfir («львенок»), который был разработан в результате потребности Израиля в адаптации Dassault Mirage III к конкретным требованиям ВВС Израиля. Kfir поступил на вооружение ВВС Индии в 1975 году, первые подразделения будучи назначены на 101 - й «Первый истребительный» эскадры. В последующие годы несколько других эскадрилий также были оснащены новыми самолетами. Первое зарегистрированное боевое действие Kfir произошло 9 ноября 1977 года во время израильского авиаудара по тренировочному лагерю в Тель-Азии в Ливане. Единственная победа в воздухе, о которой заявил Kfir во время службы в ВВС, произошла 27 июня 1979 года, когда Kfir C.2 сбил сирийский МиГ-21.
IAI Kfir был экспортирован в Колумбию, Эквадор, Шри-Ланку и был сдан в аренду ВМС США и Корпусу морской пехоты США с 1985 по 1989 год для использования в качестве самолетов противника в различных учебных боевых действиях в воздухе.
В 1969 году компания IAI приобрела серию бизнес-самолетов North American Rockwell 's Jet Commander. Это стало основой для линии IAI Westwind. Работа над улучшенным Westwind Astra за счет удлинения фюзеляжа и проектирования нового стреловидного крыла началась в конце 1970-х, когда первый опытный образец полетел 19 марта 1984 года. Первый серийный Astra поднялся в воздух 20 марта 1985 года, сертификация FAA пришла 29 Август 1985 г., поставки клиентам начались в 1986 г.
В 1960-х годах компания IAI разработала противокорабельную ракету Gabriel, а дочернее предприятие Elta Electronics Industries разработало недорогой авиационный радар, который стал успешным экспортным товаром. В 1970-х годах компания IAI разработала патрульный катер класса «Дабур».
В 1970-х годах компания IAI также вышла на рынок беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), разработав модель IAI Scout. В 1984 году IAI создала совместное предприятие с конкурирующей израильской компанией Tadiran для продажи БПЛА обеих компаний, Tadiran Mastiff и IAI Scout.
К 1980-м годам первоначальный бизнес по техническому обслуживанию Bedek проводил капитальный ремонт десятков различных типов самолетов, работая над двигателями, а также планерами и внутренними частями, IAI могла обеспечить более полный ремонт, чем даже сами производители самолетов. К середине 1980-х в подразделении работало 4000 сотрудников, и он провел капитальный ремонт огромного количества самолетов, от учебно-винтовых самолетов до авиалайнеров; включая крупные программы гражданской авиации, такие как переоборудование Boeing 747 в грузовые самолеты.
В 1980 году правительство Израиля решило использовать накопленный IAI опыт для разработки и производства современного истребителя, который станет опорой ВВС Израиля. Самолет, получивший название IAI Lavi, должен был стать улучшенным штурмовиком с передовыми системами вооружения. Он был запущен в эксплуатацию в июле 1986 года и успешно совершил первый полет в декабре 1986 года.
В августе 1987 года после обширных обсуждений в правительстве было принято решение (одним голосом) отменить программу Лави из-за сомнения в экономической способности Израиля поддержать стоимость такой обширной программы. Это привело к серьезному кризису в IAI, который потребовал серьезной реорганизации структуры и бизнес-стратегии компании; В 1988 году штат компании, насчитывающей более 22 000 человек, был сокращен на 5 500. Однако программе Лави приписывают разработку ряда передовых технологий, которые IAI смогла продать.
К 1989 году прибыль IAI составила 11,8 миллиона долларов при продажах в 1,28 миллиарда долларов. У компании было четыре подразделения - авиастроение, авиация, электроника и технологии - и 17 заводов. IAI была признана мировым лидером в области модернизации самолетов. Такие самолеты, как McDonnell Douglas F-4 Phantom II времен Вьетнама, были модернизированы с использованием современной авионики и вооружения.
В 1990 - е годы IAI вошел в космическую гонку с спутников AMOS связи, спутников наблюдения ОФЕК и Shavit космической ракеты - носителя.
В декабре 1997 года IAI Galaxy, бизнес-джет с межконтинентальной дальностью полета, разработанный как совместное предприятие Galaxy Aerospace с Hyatt Corporation, совершил свой первый полет и был введен в эксплуатацию в 2000 году. В мае 2001 года Gulfstream Aerospace, принадлежащая General Dynamics, купила компанию IAI Galaxy Aerospace. Co. LP за 330 миллионов долларов, хотя IAI продолжает выполнять большую часть сборки и разработки самолетов, которые продает Gulfstream.
В 2003 году компания Israel Aircraft Industries попыталась выйти на рынок VLJ ( очень легкий реактивный самолет ), запустив Avocet ProJet, воздушное такси с высокой степенью загруженности на 6–8 мест по прейскурантной цене, почти вдвое меньшей стоимости самого дешевого бизнес-джета, доступного в то время.. В начале 2006 года разработка ProJet застопорилась после того, как крупный производитель оригинального оборудования в США вышел из программы по неустановленным причинам.
Компания работала с Aviation Technology Group над военно-учебной версией ATG Javelin, личного реактивного истребителя. Разрабатываемая версия могла бы составить конкуренцию большому количеству реактивных тренажеров при гораздо более низких затратах на приобретение и обслуживание. ATG остановила разработку Javelin в 2008 году из-за нехватки средств.
В марте 2004 года компания IAI подписала контракт с Индией на сумму 1,1 миллиарда долларов на установку трех систем ДРЛО EL / W-2090 на российских транспортных средствах Ил-76, которые частично основаны на более ранней платформе IAI EL / M-2075 Phalcon, которая была разработана в 1990-е гг. В конце 2000-х годов компания IAI разработала следующую систему EL / W-2085, которая устанавливается на сильно модифицированный самолет Gulfstream G550 и который помимо службы в IAF также продавался в Сингапур и Италию.
6 ноября 2006 г. IAI изменила свое фирменное наименование с "Israel Aircraft Industries Ltd." в "Israel Aerospace Industries Ltd."; чтобы более точно отразить текущий объем коммерческой деятельности фирмы, который включает не только самолеты, но также системы, спутники и пусковые установки, а также морские и наземные системы.
13 апреля 2009 года газета Moscow Times сообщила, что Министерство обороны России подписало соглашение с Israel Aerospace о покупке беспилотных дронов на сумму 50 миллионов долларов. Сообщается, что контракт включает три типа БПЛА, производимых компанией.
В январе 2012 года IAI объявила о продаже систем обороны на сумму 1,1 миллиарда долларов одной азиатской стране. Сделка подписана, но имя покупателя компания не назвала. Сообщалось, что в продажу войдут самолеты IAI, ракеты и разведывательные технологии.
4 сентября 2012 года Gulfstream G280, новый двухмоторный бизнес-джет, построенный компанией IAI, получил полную сертификацию Федерального управления гражданской авиации (FAA).
IAI является членом престижных организаций Trace International и Society of Corporate Compliance and Ethics (SCCE) и в апрельском отчете Transparency International за 2015 год входит в треть ведущих мировых оборонных компаний по своим программам этики и борьбы с коррупцией.
В апреле 2018 года системы IAI были замечены в фильме, снятом азербайджанской армией, в частности, барражирующая система боеприпасов IAI Harop, что вызвало критику со стороны правительства Армении в отношении поставок израильского оружия азербайджанской армии. В 2019 году IAI продает правительствам системы защиты беспилотников для размещения в уязвимых зонах, таких как границы, армейские базы или планы электроснабжения, а также предоставляет оборудование для уничтожения военных беспилотников. Он также продается таким клиентам, как аэропорты, которые хотят защитить себя от потребительских дронов. IAI в 2019 году является крупнейшим израильским производителем аэрокосмической и оборонной промышленности. В сентябре 2019 года компания выпустила свою систему Popstar, которая «может обнаруживать и отслеживать дроны на расстоянии до 4 км днем и ночью». В декабре 2019 года компания IAI посоветовала клиентам не летать на некоторых переоборудованных грузовых самолетах Boeing 737 после того, как компания IAI заявила, что обнаружила «явные нарушения» в производственном процессе. Переоборудованные 737 компании IAI поступили на вооружение в 2003 году.
В июле 2021 года IAI Aviation Group согласилась создать сайт по переоборудованию пассажирских самолетов в грузовые для переоборудования B737-700 / 800 с Atitech (Италия) в Неаполе.