Харун аль-Рашид

редактировать
пятый аббасидский халиф Халиф
Харун аль-Рашид. ارُون الرَشِيد
Халифа. Амир аль-Муминин
Ар-Рашид AV динар 171AH Харун амир yevlem.jpg Золотой динар Харуна аль-Рашида, датированный 171 г. хиджры (787-788 гг.)
5-й халиф Аббасидов Халифат
Правление14 сентября 786 - 24 марта 809
Предшественникаль-Хади
Преемникаль-Амин
Родился17 марта 763 или февраль 766. Рэй, Джибал, Аббасидский халифат. (в настоящее время Тегеран, Иран )
Умер24 марта 809 (809-03-24) (43 года). Тус, Хорасан, Аббасидский халифат. (в настоящее время Провинция Разави Хорасан, Иран)
ПогребениеМогила Харуна ар-Рашида в Мечеть Имама Резы, Мешхед, Иран
СупругаСписок
Выпуск
Полное имя
Харун ар-Рашид ибн Мухаммад аль-Махди
Дом Аббасид
Отецал-Махди
Матьал-Кайзуран
РелигияСунни Ислам

Харун аль-Рашид (; Арабский : هَارُون الرَشِيد Hārūn Ar-Rašīd; «Аарон Православный» или «Аарон Праведный», 17 марта 763 г. или февраля 766 г. - 24 марта 809 г. (148–193 гг. Хиджры)) был пятым Аббасидом халифом. Дата его рождения обсуждается, в различных источниках указываются даты от 763 до 766. Его эпитет «аль-Рашид» переводится как «православный», «справедливый», «праведный» или «справедливый». -Под руководством ». Ар-Рашид правил с 786 по 809 год, на пике Золотого века ислама. Он основал легендарную библиотеку Байт аль-Хикма («Дом мудрости») в Багдаде в современном Ираке, и во время его правления Багдад начал процветать как центр знаний, культуры и торговли. Во время его правления семья Бармакидов, сыгравшая решающую роль в создании халифата Аббасидов, постепенно приходила в упадок. В 796 году он переместил свой двор и правительство в Ракку в современной Сирии.

A Франкская миссия прибыла, чтобы предложить Харуну дружбу в 799 году. Харун отправил различные подарки с посланниками на их вернуться во двор Карла Великого, включая часы, которые Карл Великий и его свита считали заклинанием из-за издаваемых ими звуков и трюков, которые они отображали каждый раз, когда тикал час. Отрывки из вымышленного Тысячи и одной ночи происходят при дворе Харуна, и некоторые из его историй связаны с самим Харуном. О жизни и суде Харуна рассказывают многие другие истории, как фактические, так и вымышленные.

Некоторые из секты двунадесятников из мусульман-шиитов обвиняют Харуна в его предполагаемой роли в убийстве их 7-го имама (Муса ибн Джафара ).

Содержание
  • 1 Биография
    • 1.1 Ранние годы
    • 1.2 Халифат
    • 1.3 Советники
    • 1.4 Дипломатия
    • 1.5 Восстания
    • 1.6 Смерть
    • 1.7 Наследие
  • 2 Анекдоты
  • 3 В массовой культуре
  • 4 См. Также
  • 5 Ссылки
  • 6 Дополнительная литература
  • 7 Внешние ссылки
Биография

Ранние годы

Харун был родился в Рей, затем входил в состав Джибала в Аббасидском халифате, в современной провинции Тегеран, Иран. Он был сыном аль-Махди, третьего аббасидского халифа (годы правления 775–786), и аль-Хайзурана, бывшей рабыни из Йемена, которая была женщиной с сильным характером и оказала большое влияние на государственные дела во времена правления ее мужа и сыновей. В детстве Харун изучал историю, географию, риторику, музыку, поэзию и экономику. Однако большую часть своего времени он посвящал усвоению хадисов и Корана. Кроме того, он прошел продвинутую физическую подготовку в качестве будущего моджахеда, в результате чего он практиковал фехтование, стрельбу из лука и изучил искусство войны. В возрасте 18 лет, за несколько лет до того, как стать халифом, Харун женился на своей двоюродной сестре Амат аль-Азиз (по прозвищу Зубайда). Позже он женился на других женах (в соответствии с шариатом законом), включая Азизу и Гадир. В конечном итоге он женился шесть раз (но никогда не более четырех жен одновременно) и родил 25 детей от нескольких жен и наложниц.

Прежде чем стать халифом, в 780 и 782 годах, Харун уже номинально был возглавлял кампании против традиционного врага Халифата, Восточной Римской империи, управляемой императрицей Ириной. последняя экспедиция была огромным мероприятием и даже достигла азиатских окраин Константинополя.

Халифата

Карта Аббасидского халифата и его провинций, ок. 788

Харун стал халифом в 786 году, когда ему было чуть больше двадцати. В то время он был высоким, красивым и стройным, но крепкого, с волнистыми волосами и оливковой кожей. В день присоединения родился его сын аль-Мамун, а аль-Амин немного позже: последний был сыном Зубайды, внучка аль-Мансура (основателя города Багдада); поэтому он имел преимущество перед первым, мать которого была персидкой. После своего вступления на престол Харун провел пятничную молитву в Великой мечети Багдада, а затем сидел публично, пока официальные лица и мирянин выстроились в очередь, чтобы присягнуть на верность и заявить о своем счастье после его восхождения на Амир аль-Му'минин. Он начал свое правление с назначения очень способных министров, которые так хорошо выполняли работу правительства, что значительно улучшили положение людей. Харун очень восхищался древним персидским царем Дарием. В определенной степени Харун пытается подражать своему правлению.

При правлении Харуна ар-Рашида Багдад превратился в самый великолепный город своего периода. Дань, которую платили многие правители халифу, финансировала архитектуру, искусство и придворную роскошь.

В 796 году Харун переместил весь двор в Ракку на среднем Евфрате, где он провел 12 лет, большую часть своего правления. Он назначил ханафитского юриста Мухаммада аль-Шайбани кади (судья), но уволил его в 803 году. Он посетил Багдад только один раз. На решение переехать в Ракку могло повлиять несколько причин: ее близость к византийской границе, отличные коммуникации через Евфрат с Багдадом и через реку Балих на север и через Пальмиру в Дамаск, богатые сельскохозяйственные угодья. земли, и стратегическое преимущество над любым восстанием, которое могло возникнуть в Сирии и в районе среднего Евфрата. Абу аль-Фарадж аль-Исфахани в своей сборнике стихов описывает великолепную жизнь при своем дворе. В Ракке Бармакиды управляли судьбой империи, и оба наследника, аль-Амин и аль-Мамун, выросли там. В какой-то момент королевский двор снова переместился в Аль-Рай, столицу Хорасана, где известный филолог и лидер школы Куфана, Аль-Кисаи сопровождал халифа с его свитой. Говорят, что когда аль-Кисаи заболел в Аль-Райе, Харун навещал его ежедневно. Похоже, аль-Шайбани и аль-Кисаи умерли там в один и тот же день в 804 году. Цитируется высказывание Харуна: «Сегодня умерли Закон и Язык».

Для управления всей империей он прибег к помощи своего наставника и давнего соратника Яхья бин Халида бин Бармака. Рашид назначил его своим визирем с полной исполнительной властью, и в течение семнадцати лет Яхья и его сыновья верно служили Рашиду в любом поручении, которое он им поручил.

Харун совершил паломничество в Мекку. верблюд (1750 миль от Багдада) несколько раз, например, 793, 795, 797, 802 и последний раз в 803. Табари завершает свой рассказ о правлении Харуна следующими словами: «Было сказано, что когда Харун ар -Рашид умер, в государственной казне было девятьсот миллионов с лишним (дирхамов) ".

Согласно шиитскому верованию, Харун заключил в тюрьму и отравил Мусу ибн Джафара, 7-го имама, в Багдаде.

При ар-Рашиде в каждом городе были свои правоохранительные органы, которые, помимо поддержания порядка, должны были проверять общественные рынки, чтобы гарантировать, например, использование надлежащих весов и мер; принудить к выплате долгов; и пресечение незаконной деятельности, такой как азартные игры, ростовщичество и продажа алкоголя.

Advisors

Серебряный дирхам, отчеканенный в Мадинат аль-Саламе (Багдад) в 170 хиджре. (786 г. н.э.). На оборотной стороне надпись на внутреннем полях гласит: «По приказу раба Бога, Харуна, Повелитель правоверных "

Харун находился под влиянием воли своей невероятно могущественной матери в управлении империей, пока она смерть в 789. Его визирь (главный министр) Яхья Бармакид, сыновья Яхьи (особенно Джафар ибн Яхья ) и другие Бармакиды в целом контролировал администрацию. Положение персов в халифальном дворе Аббасидов достигло своего пика во время правления аль-Рашида.

Бармакиды были персидской семьей (из Балх ), которые восходят к Бармаку, потомственному буддийскому священнику Нава Вихара, который обратился в христианство после исламского завоевания Балха и стал очень могущественным под руководством ал. -Махди. Яхья помог Харуну получить халифат, и он и его сыновья пользовались большой популярностью до 798 года, когда халиф бросил их в тюрьму и конфисковал их землю. Мухаммад ибн Джарир ат-Табари датирует это канун nt к 803 и перечисляет различные причины этого: Яхья входит в присутствие халифа без разрешения; Противостояние Яхьи Мухаммаду ибн аль-Лайсу, который позже снискал расположение Харуна; и освобождение Джафаром Яхьи ибн Абдаллаха ибн Хасана, которого заключил в тюрьму Харун.

Падение Бармакидов гораздо более вероятно из-за их поведения, которое Харун счел неуважительным (например, вход в его суд без предупреждения) и принятия решений по государственным вопросам без предварительной консультации с ним. Ал -Фадл ибн аль-Раби сменил Яхью Бармакида на посту главного министра Харуна.

Дипломатия

Харун аль-Рашид принимает делегацию, посланную Карлом Великим при его дворе в Багдаде. Картина 1864 года Юлиуса Кёкерта.

И Эйнхард, и Ноткер Заикание относятся к посланникам, путешествующим между дворами Харуна и Карла Великого, дружеским дискуссиям о доступе христиан на Святую Землю и обмене подарков. Ноткер упоминает, что Карл Великий послал Харуну испанских лошадей, красочные фризские плащи и впечатляющих охотничьих собак. В 802 году Харун послал Карлу Великому подарок, состоящий из шелка, латуни канделябра, духов, бальзама, слоновая кость шахматные фигуры, колоссальный шатер с разноцветными занавесками, слон по имени Абул-Аббас и водяные часы, которые отмечали часы бросая бронзовые шары в чашу, когда механические рыцари - по одному на каждый час - выходили из маленьких дверок, которые закрывались за ними. Подарки были беспрецедентными для Западной Европы и, возможно, повлияли на каролингов стать

Когда византийская императрица Ирина была свергнута в 802, Никифор I стал императором и отказался платить дань Харуну, сказав, что Ирэн должна была получать дань все время. Известие об этом разозлило Харуна, который написал сообщение на обратной стороне письма римского императора и сказал: «Во имя милосердного Бога, От Амира аль-Му'минина Харуна ар-Рашида, командующего верные - Никифору, псу римлян. Не слушай, ты увидишь мой ответ ». После кампаний в Малой Азии Никифор был вынужден заключить договор на унизительных условиях.

Ар-Рашид заключил союз с китайской династией Тан после он отправил посольства в Китай. В китайских Танских летописях он был назван «А-луном». Альянс был нацелен против тибетцев.

Когда дипломаты и посыльные посетили Харуна в его дворце, его заслонили занавеской. Ни один посетитель или проситель не мог говорить первым, перебивать или возражать халифу. От них ожидалось, что они будут уделять халифу безраздельное внимание и тщательно рассчитывать свои ответы.

Восстания

Благодаря сказкам «Тысячи и одной ночи» Харун ар-Рашид превратился в легендарную фигуру. затемнение его истинной исторической личности. Фактически, его правление инициировало политический распад халифата Аббасидов. Сирия была населена племенами с симпатиями Омейядов и оставалась непримиримым врагом Аббасидов, в то время как Египет стал свидетелем восстаний против Аббасидов из-за плохого управления и произвольного налогообложения. Омейяды были основаны в Испании в 755 г., Идрисиды в Марокко в 788 г., а Аглабиды в Ифрикии (современный Тунис) в 800 г. Кроме того, в Йемене вспыхнули волнения, и хариджиты подняли восстание в Дайлам, Керман, Фарс и Систан. Восстания вспыхнули также в Хорасане, и ар-Рашид провел множество походов против византийцев.

Ар-Рашид назначил Али бин Иса бин Махан губернатором Хорасана, который пытался подчинить князей и вождей региона и восстановить полную власть центральных властей. правительство на них. Эта новая политика встретила ожесточенное сопротивление и спровоцировала многочисленные восстания в регионе.

Смерть

В Самарканде началось крупное восстание под предводительством Рафи ибн аль-Лайт, которое вынудило Харуна аль-Рашида переехать в Хорасан. Сначала он удалил и арестовал Али бин Иса бин Махана, но восстание продолжалось бесконтрольно. Харун аль-Рашид заболел и умер очень скоро, когда он достиг деревни Санабад в Тус и был похоронен в Дар аль-Имара, летнем дворце Хумайда ибн Кахтабы, губернатора Аббасидов. Хорасана. Из-за этого исторического события Дар аль-Имара был известен как мавзолей Харунии. Позже это место стало известно как Мешхед («Место мученичества») из-за мученической смерти имама ар-Ридхи в 818 году.

Наследие

Аль-Рашид фактически расчленил империю, разделив ее между двумя своими сыновьями аль-Амином и аль-Мамуном (со своим третьим сыном, аль-Касимом, который был с запозданием добавлен после них). Очень скоро стало ясно, что разделив империю, Рашид фактически помог настроить противоборствующие стороны друг против друга и предоставил им достаточные ресурсы, чтобы стать независимыми друг от друга. После смерти Харуна ар-Рашида гражданская война разразилась в империи между двумя его сыновьями, аль-Амином и аль-Мамуном, которая переросла в длительный период беспорядков и войн по всему Халифату., закончившийся только окончательным триумфом Мамуна в 827 году.

Анекдоты

Многие анекдоты связаны с личностью Харуна ар-Рашида в столетия после его правления. Саади из Шираза вставил некоторые из них в свой Гулистан.

Аль-Масуди рассказывает ряд интересных анекдотов в Золотых лугах, освещающих характер этот халиф. Например, он рассказывает о восторге Харуна, когда его лошадь пришла первой, а за ней и Аль-Мамун, на скачках, которые Харун проводил в Ракке. Аль-Масуди рассказывает историю о том, как Харун поставил перед поэтами непростую задачу. Когда другие не смогли угодить ему, Мискин из Медины преуспел великолепно. Затем поэт начал трогательный отчет о том, во сколько ему пришлось выучить эту песню. Харун засмеялся, сказав, что не знает, что было интереснее, песня или история. Он наградил поэта.

Есть также рассказ о Харуне, который просил Исхака ибн Ибрагима продолжать петь. Музыкант так и поступал, пока калиф не заснул. Затем, как ни странно, появился красивый молодой человек, схватил лютню музыканта, спел очень трогательную пьесу (цитирует ее ал-Масуди) и ушел. Проснувшись и узнав об этом, Харун сказал, что Исхак ибн Ибрагим получил сверхъестественное посещение.

Незадолго до своей смерти Харун, как говорят, читал несколько строк Абу аль-Атахии о преходящей природе силы и удовольствий этого мира, анекдот, рассказанный о других халифах также.

Каждое утро Харун раздавал тысячу дирхамов на благотворительность и совершал сто земных поклонов в день. Известно, что Харун смотрел на дождевые облака в небе и говорил: «Дождь, где хочешь, но я получу землю. налог! "

Харун боялся за свою душу в загробной жизни. Сообщалось, что он быстро плакал, когда думал о Боге и читал стихи о краткости жизни.

Вскоре после того, как он стал халифом, Харун попросил своего слугу привести ему Ибн ас-Саммака, известного ученого, в чтобы получить от него мудрость. Харун спросил аль-Саммака, что он хотел бы ему сказать? аль-Саммак ответил: «Я хочу, чтобы ты всегда помнил, что однажды ты будешь стоять один перед своим Богом. Тогда вы попадете либо в рай, либо в ад ». Это было слишком сурово, по мнению Харуна, и явно обеспокоило его. Его слуга закричал в знак протеста, что Князь Верных непременно попадет на небеса после того, как он будет править на земле справедливо. Однако аль-Саммак проигнорировал прерывание, посмотрел прямо в глаза Харуну и сказал: «У тебя не будет этого человека, чтобы защитить тебя в тот день».

Чиновник, Маан ибн Зайда выпал из Когда Харун увидел его в суде, он сказал: «Ты состарился». Пожилой мужчина ответил: «Да, о командующий правоверных в твоей службе». Харун ответил: «Но у тебя еще осталось немного энергии. «Старик ответил:« То, что у меня есть, принадлежит тебе, и ты можешь распорядиться этим, как хочешь... и я смело выступаю против твоих врагов ». Харун был доволен встречей и назначил этого человека губернатором Басры на последние годы его жизни.

хадж он раздал большие суммы денег жителям Мекка и Медина, и бедным паломникам в пути. Он всегда брал с собой несколько аскетов, и всякий раз, когда у него не было возможности отправиться в паломничество, он отправлял сановников и триста священников за свой счет.

Однажды Харун навещал сановника, когда он был поражен своим красивая рабыня. Харун попросил мужчину отдать ее ему, мужчина согласился, но был явно обеспокоен потерей. После этого Харун пожалел о том, что он сделал, и вернул ее.

Харун был отличным наездником, любил охотиться (с салюки, соколами и ястребами) и любил военные упражнения, такие как зарядка манекенов с его меч. Харун также был первым аббасидским халифом, который играл и продвигал шахматы.

Харун хотел рабыню, принадлежавшую чиновнику по имени Иса, который отказался отдать ее Харуну, несмотря на угрозы. Иса объяснил, что он поклялся (во время полового акта), что, если когда-нибудь отдаст или продаст ее, он разведется со своей женой, освободит своих рабов и отдаст все свое имущество нищим. Юсуф, судья и советник Харуна, был вызван для арбитража по делу и выяснения законного способа для Исы сохранить свои вещи, даже если Харун уйдет с девушкой. Юсуф решил, что если Иса отдал половину девушки Харуну и продал ему вторую половину, нельзя сказать, что Иса либо отдал ее, либо продал, сдерживая свое обещание.

У Харуна была обеспокоенная душа. и предположительно был склонен гулять по улицам Багдада по ночам. Иногда его сопровождал Джафар ибн Яхья. Эти ночные туры, вероятно, возникли из искренней и сочувственной заботы о благополучии своего народа, поскольку, как говорят, он старался облегчить любые их испытания и заботиться об их потребностях.

В массовой культуре
Харун ар-Рашид, изображенный в Арабских ночах.
См. также
Ссылки
Дополнительная литература
  • аль-Масуди, Луга золота, Аббасиды, пер. Пол Лунде и Кэролайн Стоун, Кеган Пол, Лондон и Нью-Йорк, 1989
  • ат-Табари «История ат-Табари», том XXX «Аббасидский халифат в равновесии», пер. C.E. Bosworth, SUNY, Albany, 1989.
  • Clot, André (1990). Харун ар-Рашид и эпоха тысячи и одной ночи. Новые книги Амстердама. ISBN 0-941533-65-4.
  • Сент-Джон Филби. Харун аль-Рашид (Лондон: П. Дэвис) 1933.
  • Эйнхард и Ноткер Заика, «Две жизни Карла Великого», пер. Льюис Торп, Пингвин, Хармондсворт, 1977 (1969)
  • Джон Х. Хаарен, Знаменитые люди средневековья [1]
  • Уильям Мьюир, KCSI, Халифат, его подъем, упадок, и падение [2]
  • Феофан, "Хроника Феофана", пер. Гарри Тертледов, Университет Пенсильвании Press, Филадельфия, 1982
  • Норвич, Джон Дж. (1991). Византия: Апогей. Альфред А. Кнопф, Inc. ISBN 0-394-53779-3.
  • Забет, Хайдер Реза (1999). Достопримечательности Мешхеда. Alhoda UK. ISBN 964-444-221-0.
Внешние ссылки
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Харуном аль-Рашидом.
Викицитатник содержит цитаты, связанные с: Харун аль-Рашид
Викиисточник содержит оригинальные работы, написанные или о:. Харун аль-Рашид
Харун аль-Рашид Династия Аббасидов Дата рождения: 763 Умер: 809
Титулы суннитского ислама
Предшественники. Аль-Хади Халиф Ислама. Аббасидский халиф. 14 сентября 786 - 24 марта 809Преемник. Аль-Амин

Последняя правка сделана 2021-05-23 14:47:12
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте