архитектура Аббасидовразвивалась в Аббасидском халифате между 750 и 945 годами, в основном в его сердце Месопотамии. Аббасиды унаследовали персидские архитектурные традиции в Месопотамии, а позже испытали влияние среднеазиатских стилей. Они разработали собственные отличительные стили, особенно в оформлении своих зданий. Хотя Аббасиды потеряли контроль над большей частью своей империи после 870 года, их архитектура продолжала копироваться государствами-преемниками в Иране, Египте и Северной Африке.
В 750 году Аббасиды захватили власть у правителей Омейядов Арабской империи, потерявшей все свои владения, кроме Испании. Аббасидские халифы, базирующиеся на территории современного Ирака, правили Ираном, Месопотамией, Аравией и землями восточного и южного Средиземноморья. Период между 750 и 900 годами был описан как золотой век ислама. Там, где Омейяды обычно повторно использовали доисламские постройки в завоеванных ими городах, к эпохе Аббасидов многие из этих построек потребовали замены. Распространение мусульманских верований также внесло изменения в потребности. Аббасидам приходилось строить мечети и дворцы, а также укрепления, дома, коммерческие здания и даже сооружения для гонок и матчей по поло. Они модернизировали паломническую дорогу от Багдада и Куфы до Мекки, выровняли поверхность и построили стены и канавы в некоторых районах, а также построили станции для паломников с комнатами и мечетью, в которой
В 762 году халиф аль-Мансур основал новую столицу Багдад на Тигре, которая вскоре превратилась в одну из крупнейшие города мира. В 836 г. халиф ал-Мутасим перенес столицу в Самарру. Аббасиды начали терять контроль над окраинными частями империи, а местные династии получили эффективную независимость в Хорасане (Саманиды ) в восточном Иране, Египте (Тулуниды ) и Ифрикия (Аглабидов ). Халиф аль-Мутамид, к настоящему времени действующий правитель только Ирака, перенес свою столицу обратно в Багдад в 889 году. В 945 году буиды, последователи шиитского ислама., стали действующими правителями как амиры, в то время как халифы Аббасидов сохранили свой номинальный титул. С халифом ан-Насиром (1179-1225) Аббасиды снова получили контроль над Ираком, но разграбление Багдада монголами в 1258 году принесло Аббасидов
Архитектура раннего Аббасидов была очень похожа на архитектуру Империи Сасанидов, как показано в Дворец Ухайдира. Он использовал те же методы, те же материалы из сырцового кирпича, обожженного кирпича и грубых каменных блоков, закрепленных в растворе, и следовал сасанидским проектам. Камень редко встречается в центральных и южных аллювиальных равнинах, которые сформировали центральную часть территории Аббасидов, поэтому многие здания были из сырцового кирпича, облицованы штукатуркой и часто ремонтировались или перестраивались. Иногда использовался обожженный кирпич.
Когда халиф аль-Мансур построил круглый город Багдад, названный Мадинат аль-Салам, в котором находился дворец халифа, мечеть и административные здания, он, возможно, следовал более ранним традициям, таким как круглый город Гур, построенный Ардаширом I (годы правления 224-241) в Фирузабаде.
С завоевание Средней Азии усилилось влияние согдийской архитектуры. В Самарре лепнина и настенная роспись аналогичны дворцам Пенджикента на территории нынешнего Таджикистана. Позже, в XII и XIII веках, в архитектуре земель, управляемых Аббасидами, преобладала сельджукская архитектура.
города Аббасидов были выложены на огромных площадках. Дворцы и мечети Самарры раскинулись вдоль берегов Тигра на 40 километров (25 миль). Чтобы соответствовать масштабу этих мест, были возведены монументальные здания, такие как огромные спиральные минареты мечети Абу-Дулаф и Великой мечети Самарры, аналогов которым не было нигде. Двухцентровая остроконечная арка и свод появились еще до прихода к власти Аббасидов, но стали стандартом в архитектуре Аббасидов, и точка стала более заметной. Первый полностью разработанный образец четырехцентровой остроконечной арки был в Каср аль-Ашик, построенный между 878 и 882 годами.
Три новых типа лепного декора были разработаны в Самарре и быстро стали популярными в других местах. Первые два стиля можно рассматривать как производные от позднеантичных или омейядских декоративных стилей, но третий является совершенно новым. В стиле C использовались формы для создания повторяющихся узоров изогнутых линий, выемок, прорезей и других элементов. В плавном дизайне не используются традиционные растительные, геометрические или животные темы. Лепнина иногда окрашивалась в красный или синий цвет, а иногда включала стеклянную мозаику. Узоры врезаются в поверхность лепнины под углом. Это первый и самый чистый пример арабески. Это может представлять собой преднамеренную попытку создать абстрактную форму украшения, которая избегает изображения живых существ, и это может объяснить его быстрое распространение во всем мусульманском мире.
Типичные черты более важные постройки включали массивные круглые опоры и меньшие колонны. Архитектура Аббасидов IX века имела лиственные украшения на арках, подвесных сводах, мукарнас сводах и многоцветных переплетенных перемычках, которые стали идентифицировать как типичные для «исламской» архитектуры, хотя эти формы могут иметь свои истоки в сасанидской архитектуре. Так, передняя арка Арки Ктесифона когда-то была украшена лопастной лепниной, по форме скопированной во дворце аль-Ухайдара.
Самый ранний из сохранившихся дворцов Аббасидов, построенный около 775 года, - это крепость аль-Ухаидир. Его план был заимствован из более ранних дворцов Сасанидов и Омейядов. Дворец находится в пустыне, примерно в 180 километрах к югу от Багдада. Он прямоугольной формы, 175 на 169 метров (574 на 554 фута), с четырьмя воротами. Три находятся в полукруглых башнях, выступающих из стены, а одна - в прямоугольной нише в стене. Внутри - сводчатый вестибюль, центральный двор, иван (зал), открытый во двор напротив вестибюля, и жилые помещения. Сасанидские методы сохранились в строительстве сводов с остроконечными кривыми с использованием щебня и раствора, облицованных кирпичом и лепниной, глухих арок в качестве украшений для больших поверхностей стен и длинных сводчатых залов с углублениями за арками, поддерживаемых тяжелыми колоннами. Устные описания указывают на то, что дворцы в Багдаде имели аналогичную планировку, хотя и в большем масштабе.
Дворцы в Самаре, такие как аль-Ашик и аль-Джисс, построенные около 870 года, имеют многолепестковые лепные украшения. вырезаны глубоко в внутренней поверхности арок, создавая вид лиственной арки. Полы иногда мраморные, чаще - кафельные. Гостиные дворцов в Самарре имели резную или лепную лепнину дадо, украшавшую нижнюю часть стен, а лепнина также украшала дверные коробки, ниши в стенах и арки в трех различных стилях. Другие дворцы, которые были раскопаны, часто имеют куполообразную центральную камеру, окруженную четырьмя айванами, обращенными наружу.
Единственный дворец Аббасидов, оставшийся в Багдаде, расположен в районе Аль-Майден с видом на Тигр. Дворец был построен при халифе ан-Насир ли-дин Аллах (1179-1225). Дворец стоит в два этажа и содержит центральный двор и айван с кирпичным потолком и фасадом. Раскопки и реставрационные работы показывают, что он, скорее всего, служил школой, а не дворцом. Некоторые ученые считают, что это школа Шарабия, школа исламского богословия, построенная в 12 веке. Структура и дизайн дворца очень похожи на Университет Аль-Мустансирия. Некоторые части дворца были реконструированы Государственным учреждением древностей и наследия, включая реставрацию великого Ивана и прилегающих фасадов.
Аббасиды продолжали следовать прямоугольному гипостильному плану Омейядов с аркадным двором и крытым молитвенным залом. Они построили мечети монументального масштаба, используя кирпичное строительство, лепной орнамент и архитектурные формы, разработанные в Месопотамии и других регионах на востоке. Самая ранняя мечеть была построена аль-Мансуром в Багдаде, с тех пор разрушена. Великая мечеть Самарры, построенная аль-Мутаваккилем, имела размеры 256 на 139 метров (840 на 456 футов). Плоская деревянная крыша поддерживалась колоннами. Мечеть была украшена мраморными панно и стеклянной мозаикой. Молельный зал мечети Абу Дулаф в Самарре имел аркады на прямоугольных кирпичных опорах, идущих под прямым углом к стене кибла. Обе мечети Самарры имеют спиральные минареты, единственные примеры в Ираке. Мечеть в Балхе на территории современного Афганистана была площадью около 20 на 20 метров (66 на 66 футов) с тремя рядами по три квадратных бухты, поддерживающих девять сводчатых куполов. Другие сохранившиеся мечети Аббасидов - это мечеть Ибн Тулуна конца IX века в Каире, Тарик-хан из Дамгана (Иран) между 750-89 гг. и Масджид-и-Тарих девятого века в Балхе, Афганистан.
Дома часто строили блоками. Большинство домов кажутся двухэтажными. Нижний ярус часто для прохлады утапливали в землю и имели сводчатые потолки. Верхний уровень имел деревянный потолок и плоскую террасную крышу, которая давала жилое пространство летними ночами. Дома строились вокруг дворов и имели невыразительный экстерьер, хотя часто были искусно украшены внутри. Нет следов ловцов ветров, которые впоследствии стали обычными исламскими архитектурными элементами. В большинстве домов были туалеты и приспособления для купания в холодной воде.
Аббасиды также проводили общественные работы, включая строительство каналов в Самарре и цистерн в Тунисе и Палестине. Нилометр в Фустат, недалеко от современного Каира, построенный в 861 году, имеет сложную и богато украшенную каменную кладку и выпускные арки.
Три типа ( Стили A, B и C) лепного декора, лучше всего проиллюстрированные и, возможно, развитые в Аббасид Самарра, были быстро скопированы в других местах, и стиль C, который сам по себе оставался распространенным в исламском мире для веков, был важным предшественником полностью развитого арабески украшения. Тулиниды в Египте построили копии построек Аббасидов в Каире. Мечеть Ахмада ибн Тулуна, построенная в Фустате недалеко от Каира в 876-879 годах, сочетает в себе структурные и декоративные особенности Омейядов и Аббасидов. Это единственная мечеть за пределами Ирака, имеющая спиральный минарет.
План города Фатимидов Аль-Мансурия в Ифрикии, основанного в 946 году, был круглым, возможно, в подражание Багдаду. Выбор планировки мог быть преднамеренным вызовом халифату Аббасидов. Фатимидская архитектура Ифрикии и Египта следовала стилям Аббасидов, как показано Великой мечетью Махдии и мечетью Азхар в Каире. Даже здания Омейядов на Пиренейском полуострове демонстрируют влияние Аббасидов. Девятикупольные мечети были найдены в Испании, Тунисе, Египте и Средней Азии. Более поздние постройки иногда следуют архитектурным стилям абасидов, например, 19 век Мечеть Хамуди в Джибути.
Мечеть Байа - мечеть за пределами Мекки в Саудовская Аравия. Он был построен по приказу Аббасида халифа аль-Мансура в 761/2 г. на месте аль-Байа, то есть на месте, где Пророк Мухаммад встретились с ансарами (сторонниками), и они взяли клятву (бай'ах). Эта мечеть - прекрасный образец архитектуры Аббасидов.
Построен халифом Аль-Мутаваккилем. Спиральный минарет Великой мечети Самарры, Ирак, унаследовал уникальную архитектуру «Минар » в Фирузабаде
Каср аль-Ашик (قصر العاشق). исторический дворец эпохи раннего Аббасидов, расположенный недалеко от города Самарра. Дворец был построен при 15-м халифе Аббасидов Аль-Мутамид, а строительство велось в 877–882 гг.
Вид на коридор дворца Каср аль-Ашик
Мечеть Ибн Тулуна является образцом архитектуры Аббасидов, построенной губернатором Аббасидов Ахмадом ибн Тулуном
Геометрические арочные украшения Аббасидов
Мечеть Аль-Хулафа построена Аббасидом халифом Аль-Муктафи, эта мечеть является прекрасным образцом архитектуры Аббасидов
Мечеть и мавзолей Зумурруд Хатун. построенный Ситтом Зубайдой, также известным как Зумурруд Хатун, в 1202 году, который был матерью 34-го Аббасидского халифа ан-Насир и женой 33-го Аббасидского халифа Аль-Мустади
Мечеть Аль-Сарай была заложена 34-м аббасидским халифом ан-Насиром, эта мечеть является образцом позднего периода Аббасидов Архитектура
Мустансирия Университет является примером архитектуры позднего периода Аббасидов
Университет Мустансирия, главный вход является примером украшения геометрической арки Аббасидов
зданий периода Аббасидов, раскопанных на раскопках стоянки Гивати в Иерусалиме. Аббасиды игнорировали Палестину, и она была в основном сообществом крестьян-фермеров.
На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с архитектурой Аббасидов . |