Четвертая Фитна

редактировать
Конфликт из-за наследования престола халифата Аббасидов; провинциальные беспорядки продолжались до 830-х годов

Четвертая Фитна
Дата811–813 / 819 гг. н.э., провинциальные беспорядки продолжались до 830-х годов
МестоположениеАббасидский халифат территории
РезультатПоражение и смерть аль-Амина ; аль-Мамун признан халифом; создание тахиридов в Хорасане
Воюющие
силы аль-Амина войска аль-Мамуна Местные правители и лидеры повстанцев
Командиры и лидеры
аль-Амин . Али ибн Иса . . Мухаммад аль-Мухаллаби аль-Мамун. Тахир ибн Хусейн. Хартхама ибн Аян. Абдаллах ибн Тахир. аль-Хасан ибн Сахль. аль-Фадль ибн Сахл Наср аль-Укайли. Бабак Хоррамдин

Четвертая Фитна или Великая гражданская война Аббасидов возникла в результате конфликта между братьями аль-Амином и аль-Мамуном из-за престолонаследия Аббасидов. Халифат. Их отец, халиф Харун аль-Рашид, назвал аль-Амина первым преемником, но также назвал аль-Мамуна вторым, с Хорасан, предоставленным ему как удел. Позже третий сын, аль-Касим, был назначен третьим преемником. После смерти Харуна в 809 г. его сменил аль-Амин в Багдаде. Воодушевленный багдадским судом, аль-Амин начал попытки подорвать автономный статус Хорасана, и аль-Касим был быстро отстранен. В ответ аль-Мамун обратился за поддержкой к провинциальным элитам Хорасана и предпринял шаги, чтобы отстоять свою автономию. По мере того, как разрыв между двумя братьями и их лагерями увеличивался, аль-Амин объявил своего сына Мусу своим наследником и собрал большую армию. В 811 году войска аль-Амина выступили против Хорасана, но генерал аль-Мамуна Тахир ибн Хусейн победил их в битве при Рейе, а затем вторгся в Ирак и осадили сам Багдад. Через год город пал, аль-Амин был казнен, а аль-Мамун стал халифом.

Аль-Мамун предпочел остаться в Хорасане, чем приехать в столицу. Это позволило разрастаться вакууму власти, вызванному гражданской войной в провинциях Халифата, и появилось несколько местных правителей в Джазире, Сирии и Египте. Кроме того, прохорасанская политика, которой придерживался могущественный главный министр аль-Мамуна, аль-Фадл ибн Сахль, и поддержка аль-Мамуна преемственности Алида в личность Али ар-Ридха, отчуждал традиционные багдадские элиты, которые считали себя все более маргинализированными. Следовательно, дядя аль-Мамуна Ибрагим был провозглашен конкурирующим халифом в Багдаде в 817 году, что вынудило аль-Мамуна вмешаться лично. Фадл ибн Сахл был убит, и аль-Мамун покинул Хорасан и перебрался в Багдад, куда он вошел в 819 году. В следующие годы произошло укрепление власти аль-Мамуна и воссоединение западных провинций против местных повстанцев. не было завершено до умиротворения Египта в 827 году. Некоторые местные восстания, особенно мятежи хуррамитов, продолжались гораздо дольше, вплоть до 830-х годов.

Историки интерпретировали конфликт по-разному; по словам иранолога Элтона Л. Дэниела, это было расценено как «конфликт из-за преемственности между довольно некомпетентным, одурманенным аль-Амином и его проницательно компетентным братом аль-Мамуном; продукт гарема интриг; как продолжение личного соперничества между министрами аль-Фадл б. Раби и аль-Фадл б. Сахл ; или как борьба между арабами и персами за контроль над правительством ».

Содержание
  • 1 Предыстория
  • 2 Гражданская война между аль-Амином и аль-Мамуном, 809–813 гг.
  • 3 Господство Сахлидов и реакция, 813–819
  • 4 Воссоединение и умиротворение Халифата, 820–837
  • 5 Последствия и воздействие
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки
  • 8 Источники
  • 9 Дополнительная литература
Общие сведения
Карта мусульманской экспансии и мусульманского мира при Омейядах и начале Аббасидских халифатов

Истоки гражданской войны лежат в порядке наследования Харуна аль-Рашид (r. 786–809), а также внутриполитическая динамика Аббасидского халифата. Два основных претендента, Мухаммад аль-Амин и Абдаллах аль-Мамун, родились с разницей в шесть месяцев в хиджре 170 (786/7) с аль -Ма'мун - старший. Однако именно аль-Амин был назван первым наследником в 792 году, в то время как аль-Мамун последовал за ним в 799 году, последовательность, на которую повлияли их родословные и их политические последствия: аль-Амин имел прочную родословную Аббасидов, будучи потомком Харуна. сын от Зубайды, сама произошла от второго аббасидского халифа ал-Мансура (r. 754–775), в то время как матерью аль-Мамуна была Мараджиль, персидская наложница из Бадхгис в Хорасане.

. В то время как происхождение аль-Мамуна было менее престижным, чем чисто арабское аль- Амин, его связи с Хорасаном и иранскими восточными провинциями были важным фактором в его выборе в качестве наследника. В отличие от исключительно арабского халифата Омейядов, государство Аббасидов находилось под сильным влиянием Ирана, и особенно Хорасани. Революция Аббасидов, приведшая к власти Аббасидов, началась в Хорасане, и династия Аббасидов в значительной степени полагалась на Хорасанидов как на военачальников и администраторов. Многие из первоначальной арабской армии Хорасани (Khurasaniyya), пришедшей на запад вместе с Аббасидами, получили поместья в Ираке и в новой столице Аббасидов Багдаде и стали элитной группой, известной как абнах ад-давла («сыновья государства / династии»). Хорасан сохранил привилегированное положение среди провинций Халифата, и Харун ар-Рашид, в частности, старался развивать свои связи с иранским элементом халифата, не в последнюю очередь благодаря продвижению семьи Хорасани Бармакид на должности сила. И аль-Амин, и аль-Мамун были наставниками в молодости у Бармакидов, аль-Амина аль-Фадл ибн Яхья и аль-Мамуна Джафар ибн Яхья. В то время как аль-Амин дистанцировался от Бармакидов и стал тесно связан с абнахской аристократией Багдада, аль-Мамун оставался под влиянием Джафара и его соратников.

В 802 г. Харун и самый могущественный из них. должностные лица правительства Аббасидов совершили паломничество в Мекку, где было составлено окончательное соглашение о наследовании: аль-Амин сменит Харуна в Багдаде, но аль-Мамун останется аль - Наследник Амина и будет дополнительно управлять расширенным и практически независимым Хорасаном. Третий сын, аль-Касим (аль-Мутамин), также был добавлен в качестве третьего наследника и получил ответственность за приграничные районы с Византийской империей. Условия соглашения, подробно описанные историком ат-Табари, могли, однако, быть искажены более поздними апологетами аль-Мамуна, особенно в том, что касается степени автономии, предоставленной аль-Ма'

Почти сразу после его возвращения в Багдад, в январе 803 года, суд Аббасидов стал свидетелем резкого падения власти семьи Бармакид. С одной стороны, это решение может отражать тот факт, что Бармакиды, возможно, действительно стали слишком влиятельными по вкусу халифа, но его время предполагает, что оно также было связано с вопросом о престолонаследии: аль-Амин встал на сторону абнаев и других. -Мамун с Бармакидами, и два лагеря становились все более отчужденными с каждым днем, если аль-Амин должен был иметь шанс на успех, власть Бармакидов должна была быть сломлена. Действительно, годы после падения Бармакидов стали свидетелями растущей централизации администрации и одновременного роста влияния абнаев, многие из которых теперь были направлены на должности губернаторов провинций и более тесный контроль над этими провинциями из Багдада..

Это привело к беспорядкам в провинциях, особенно в Хорасане, где, согласно Элтону Л. Дэниелу, «политика Аббасидов [колебалась] между двумя крайностями. Один губернатор попытался бы извлечь выгоду из столько богатства, сколько он мог получить от провинции, в пользу Ирака, центрального правительства и, нередко, самого себя. Когда люди достаточно громко протестовали, таких губернаторов временно заменяли теми, кто заботился о местных интересах ». Хорасанские элиты давнишнее соперничество с абнагами. Хотя последние теперь проживали в основном на территории нынешнего Ирака, они настаивали на сохранении контроля над делами Хорасани и требовали, чтобы доходы провинции направлялись на запад для обеспечения их зарплаты, чему сильно сопротивлялись местные арабские и иранские элиты. Возникшее в результате напряжение ослабло, когда аль-Фадл ибн Яхья, всемирно известный как образцовый губернатор, был назначен в Хорасан в 793 году, но был вновь назначен в 796 году, когда член абнаа, Али ибн Иса ибн Махан, был поставлен в ведение провинции. Его жесткие налоговые меры вызвали нарастающие волнения, которые выразились в восстаниях хариджитов и, наконец, в восстании правителя Самарканда, Рафи ибн ал-Лайт. Это восстание вынудило самого Харуна в сопровождении аль-Мамуна и могущественного камергера (хаджиб ) и главного министра аль-Фадля ибн аль-Раби отправиться в провинцию в 808 г. Аль-Мамун был отправлен вперед с частью армии в Марв, а Харун остался в Тус, где и умер 24 марта 809 года.

Гражданский война между аль-Амином и аль-Мамуном, 809–813 гг.

После смерти Харуна аль-Амин взошел на трон в Багдаде, где его популярность была велика, в то время как аль-Мамун остался в Марве, откуда он планировал вести кампанию против оставшихся повстанцев. Однако аль-Амин отозвал армию и казну с востока, оставив аль-Мамуну немногочисленные военные силы. Именно в это время аль-Мамун стал полагаться на своего визира, бывшего протеже Бармакидов аль-Фадля ибн Сахля, который начал проводить политику примирения и сотрудничества с местными элитами, чья автономия и привилегии были гарантированы. Однако вскоре завет 802 начал распадаться из-за централизованных амбиций Багдада и спора о статусе Хорасана: абнаг, возглавляемый Али ибн Иса, которого заключил в тюрьму Харун, но который теперь был освобожден и назначен главой телохранителей халифа, к ним присоединились другие влиятельные официальные лица, главным из которых был аль-Фадль ибн аль-Раби, которые потребовали, чтобы Хорасан и его доходы вернулись под прямой контроль центрального правительства, даже если это означало нарушение условий соглашения Мекки.

Некоторые современные ученые пытались интерпретировать конфликт между двумя братьями как противостояние между арабскими и иранскими элементами халифата, представленными матерями двух соперников. Это правда, что восток, где доминируют иранцы, в целом поддерживал аль-Мамуна, но ни аль-Амин не был сознательным поборником «арабизма», ни поддержка аль-Мамуна не была результатом его иранского происхождения, хотя его Сторонники действительно вели пропаганду среди местного населения «сына своей сестры». Аль-Мамун пользовался поддержкой местной элиты Хорасана главным образом потому, что они видели в нем защитника своей недавно завоеванной автономии, а также потому, что он сам усердно культивировал эту поддержку. Позже, во время войны, перспектива его победы также дала хорасанцам обещание еще более привилегированного положения в новом режиме. Однако конфликт был прежде всего династическим спором, когда аль-Амин пытался установить прямую отцовскую преемственность. В этом он не делал ничего, кроме как пошел по стопам своих предшественников со времен аль-Мансура, каждый из которых боролся против притязаний братьев или кузенов. Сам Харун ар-Рашид был заключен в тюрьму во время недолгого правления своего старшего брата аль-Хади (r. 785–786). Из-за праздности и отсутствия каких-либо политических способностей аль-Амин доверил этот проект аль-Фадлю ибн аль-Раби, которого обычно изображают как «злого гения», стоящего за аль-Амином, и одного из главных зачинщиков конфликта. Очень быстро аль-Амин отодвинул на второй план младшего брата Касима. Первоначально Касим был отстранен от должности губернатора Джазиры, но вскоре после этого он был полностью лишен своего места в престолонаследии и помещен под стражу в Багдаде. Только потому, что аль-Мамун проживал вдали от непосредственной зоны контроля халифа, он избежал этой участи.

Раскол между двумя лагерями проявился в 810 году, когда аль-Амин добавил своего собственного сына, Муса, по линии преемственности. Затем аль-Амин отправил делегацию в Марв, прося аль-Мамуна вернуться в Багдад. После того, как аль-Мамун, опасаясь за свою безопасность, отказался, аль-Амин начал вмешиваться во владения своего брата: он протестовал против помилования аль-Мамуна перед Ибн аль-Лайтсом после его капитуляции и попросил дань у губернаторов провинции. западные провинции Хорасана как знак подчинения. Затем он потребовал от своего брата уступки западных областей Хорасана, допуска халифских налоговых и почтовых агентов в провинцию и пересылки доходов Хорасана в Багдад. Аль-Мамун, который не мог полагаться на крупные вооруженные силы и, следовательно, его позиция была слабой, сначала был склонен подчиниться требованиям своего брата, но аль-Фадль ибн Сахль отговорил его от этого курса и побудил его искать поддержки среди местного населения Хорасана, которое также выступало против контроля со стороны халифского двора.

Аль-Мамун, к которому уже благосклонно относились после бесчинств Али ибн Исы, сознательно приступил к заручиться поддержкой местного населения, снижая налоги, отправляя правосудие лично, предоставляя привилегии местным князьям и демонстративно вспоминая эпизоды из начала движения Аббасидов в провинции. Теперь он стал «политическим магнитом для иранских сочувствующих» (Эль-Хибри) отказался уступить его провинцию или вернуться в Багдад, и начал собирать вокруг себя тех, кто недоволен централизующей политикой Багдада или кто просто был лишен доли добычи. и власть после революции Аббасидов.

Под влиянием своих соответствующих главных министров аль-Амин и аль-Мамун предприняли шаги, которые еще больше поляризовали политический климат и сделали брешь непоправимой. После того, как аль-Мамун символически удалил имя аль-Амина из своих монет и из пятничной молитвы, в ноябре 810 года аль-Амин удалил аль-Мамуна и аль-Мутамина из преемственности и назначил вместо этого его собственные сыновья Муса и Абдаллах. Аль-Мамун ответил, объявив себя имамом, религиозным титулом, который избегал прямого оспаривания халифа, но, тем не менее, подразумевал независимую власть, а также относился к ранним дням хашимийи движение, которое привело Аббасидов к власти.

Несмотря на оговорки некоторых из его высокопоставленных министров и губернаторов, два месяца спустя, в январе 811 года, аль-Амин официально начал гражданскую войну, назначив Али ибн Ису правитель Хорасана поставил его во главе необычно большой армии из 40 000 человек, набранных из абнахов, и послал его свергнуть аль-Мамуна. Когда Али ибн Иса отправился в Хорасан, он, как сообщается, взял с собой набор серебряных цепей, чтобы связать аль-Мамуна и отнести его обратно в Багдад. Известие о приближении Али повергло Хорасана в панику, и даже аль-Мамун решил бежать. Единственной доступной ему военной силой была небольшая армия численностью около 4000–5000 человек под командованием Тахира ибн аль-Хусейна. Тахира послали противостоять продвижению Али, но это было широко расценено как почти самоубийственная миссия даже собственным отцом Тахира. Две армии встретились в Райе, на западных границах Хорасана, и последовавшая битва 3 июля 811 г. привела к сокрушительной победе хорасанистов, в которой Али был убит, а его Армия рассыпалась на запад.

Неожиданная победа Тахира была решающей: позиция аль-Мамуна была обеспечена, в то время как его основные противники, абнаи, потеряли людей, престиж и своего самого динамичного лидера. Теперь Тахир продвигался на запад, разбил другую армию абнаев численностью 20 000 человек после ряда упорных сражений около Хамадана и к зиме достиг Хулвана. Аль-Амин теперь отчаянно пытался укрепить свои силы за счет союзов с арабскими племенами, в частности с Бану Шайбан из Джазиры и Кайсом из Сирии. Ветеран Абд аль-Малик ибн Салих был отправлен в Сирию для мобилизации своих войск вместе с сыном Али ибн Исы, Хусейном. Однако усилия аль-Амина провалились из-за давних межплеменных разделений между Кайсисом и Калбисом, нежелания сирийцев участвовать в гражданской войне, а также нежелания abna сотрудничать с арабскими племенами и идти на политические уступки. Эти неудавшиеся попытки заручиться поддержкой арабских племен обернулись против аль-Амина, поскольку абнах начал сомневаться, что он наилучшим образом служит их интересам. В марте 812 года Хусейн ибн Али возглавил кратковременный переворот против аль-Амина в Багдаде, провозгласив аль-Мамуна законным халифом, пока контрпереворот, возглавляемый другими фракциями внутри абнаха, не восстановил аль-Амина в трон. Однако Фадл ибн аль-Раби, один из главных зачинщиков войны, пришел к выводу, что дело аль-Амина проиграно, и отказался от должности в суде. Примерно в то же время аль-Мамун был официально провозглашен халифом, а Фадл ибн Сахль получил уникальный титул Зу 'л-Ри'асатайн («он из двух глав»), что означало его контроль как над гражданскими, так и над военными.

Карта Ирака и его окрестностей в начале девятого века

Весной 812 года Тахир, усиленный войсками под командованием Хартамы ибн А'йана, возобновил наступление. Он вторгся в Хузистан, где победил и убил Мухаллабидов наместника Мухаммада ибн Язида, после чего мухаллабиды Басры сдались ему. Тахир также взял Куфу и аль-Мадаин, наступая на Багдад с запада, в то время как Хартхама приближался с востока. В то же время власть аль-Амина рухнула как сторонников аль-Мамун взял под свой контроль Мосул, Египет и Хиджаз, а большую часть Сирии, Армению и Адхарбайджан попал под контроль местных арабских племенных вождей. Когда армия Тахира приблизилась к Багдаду, раскол между аль-Амином и абнахом укрепился, когда отчаявшийся халиф обратился за помощью к простым людям города и дал им оружие. Абнах начал массово дезертировать в Тахир, и в августе 812 года, когда армия Тахира предстала перед городом, он обосновался в пригороде Харбийи, традиционно являвшейся цитаделью абнаев.

Историк Хью Н. Кеннеди охарактеризовал последующую осаду города как «эпизод, практически не имеющий аналогов в истории раннего исламского общества» и «ближайшая ранняя исламская история привела к попытке социальной революции», поскольку Городской пролетариат Багдада более года защищал свой город в жестокой городской партизанской войне. Действительно, именно эта «революционная» ситуация в городе, а также голод и профессиональный опыт осаждающих привели к его падению: в сентябре 813 года Тахир убедил некоторых из более богатых горожан перерезать понтонные мосты над Тигром, который соединял город с внешним миром, что позволило людям аль-Мамуна занять восточные окраины города. Затем войска аль-Мамуна начали последнюю атаку, в которой аль-Амин был схвачен и казнен по приказу Тахира, пытаясь найти убежище со своим старым другом семьи Хартхамой. Хотя аль-Мамун, вероятно, не был замешан в этом акте, это было политически удобно, так как оно делало его как де-юре, так и де-факто законным халифом.

Доминирование и реакция Сахлидов, 813–819

Тем не менее, цареубийца испортила победу аль-Мамуна. Вскоре Тахир был переведен из поля зрения общественности на неважный пост в Ракке, но его поступок надолго запятнал престиж и имидж династии Аббасидов. По словам Элтона Дэниела, «это разрушило священную ауру, которая окружала личность халифов Аббасидов; впервые правитель Аббасидов был унижен и казнен мятежными подданными». Поскольку аль-Мамун оставался в Марве и не собирался возвращаться в столицу халифа, волна арабской антипатии по отношению к аль-Мамуну и его «персидским» сторонникам вышла на первый план в западных регионах Халифата, особенно в Багдаде и окрестностях, которые опасались превращения в провинцию. Этому способствовало то, что новый халиф доверил управление государством Фадлу ибн Сахлю, который намеревался навсегда переместить центр власти мусульманского мира на восток, в Хорасан, где он и его окружение смогут контролировать бразды правления, исключая другие группы.. Фадл также отвечал за отстранение многих других сторонников аль-Мамуна; таким образом, когда Хартхама ибн А'ян отправился в Марв, чтобы сообщить аль-Мамуну о реальной ситуации на западе, Сахлиды повернули халифа против него, и в июне 816 года он был казнен по обвинению в измене. В ответ сын Хартхамы Хатим возглавил недолгое восстание в Армении.

Результатом этой политики стало то, что в Халифате вспыхнули восстания и местная борьба за власть, и только Хорасан и приграничные районы с Византийской империей были освобождены от этой суматохи. В частности, Ирак погрузился в почти анархию. Новый губернатор Ирака, брат Фадла аль-Хасан ибн Сахл, вскоре потерял поддержку абнаев. Отчуждение местного населения от его режима было использовано Зайди Алидами, которые 26 января 815 г. подняли восстание в Куфе во главе с бывшим генералом. Восстание быстро распространилось по иракскому региону, поскольку различные группы, имевшие давние обиды на Аббасидов, использовали возможность, чтобы отомстить. Так, в Басре восстание возглавил Алид Зайд, сын имама Мусы аль-Кадима, казненного в 799 году по приказу Харуна аль-Рашида. Восстание было близко к угрозе самому Багдаду, и только благодаря вмешательству способного Хартхама оно было подавлено, а Абу-л-Сарайя был схвачен и казнен в октябре. Вторичные проалидские движения также захватили контроль над Йеменом (под Ибрагимом аль-Джаззаром, другим сыном Мусы аль-Кадхим) и Тихама, в том числе Мекка, где Мухаммад ад-Дибадж, внук имама Алида Джафара ас-Садика, был провозглашен халифом в ноябре 815 года. Подавление этих восстаний было вверен сыну Али ибн Исы Хамдавайх с армией абнахов. Хамдавайху удалось подчинить эти провинции, но затем он попытался, но безуспешно, отделиться от халифата.

В 816 году, чтобы укрепить свой упавший престиж, аль-Мамун принял титул «божьего халифа». Отметив широкую поддержку Алидов в своих западных провинциях, аль-Мамун не только сохранил жизни различных антикалифов Алидов, но и 24 марта 817 г. также назвал Алида Али ибн Муса ар-Ридха, третий сын Мусы аль-Кадхима, как его наследник, и даже изменил официальный династический цвет с черного Аббасидов на зеленый Алид. Хотя серьезность приверженности аль-Мамуна наследованию Алидов сомнительна - есть предположения, что Али аль-Рида был настолько стар, что вряд ли можно было ожидать, что он действительно станет преемником аль-Мамуна, - его влияние было катастрофическим: не только не вызвало ли оно какой-либо ощутимой народной поддержки, но также вызвало бурю негодования среди членов династии Аббасидов в Багдаде. Хасан ибн Сахл уже был вынужден покинуть город, где теперь разделили власть различные фракционные лидеры, и известие о наследовании Алидов сорвало его попытки примирения. Вместо этого 17 июля 817 года члены семьи Аббасидов в Багдаде выдвинули своего нового халифа, младшего брата Харуна ар-Рашида Ибрагима. Ибрагим получил широкую поддержку со стороны багдадской элиты, от аббасидских князей, таких как младший брат аль-Мамуна Абу Исхак (будущий халиф аль-Мутасим, r. 833–842), до давно установленных членов бюрократии. такие как Фадл ибн аль-Раби (который вернулся в свой офис в качестве хаджиба) и лидеры абнахов. Как прокомментировал ученый Мохамед Рекая, «другими словами, это было возрождением войны между двумя лагерями [Багдадом и Хорасаном], бездействовавшими с 813 года».

Храм Имама Резы, возведенный над могила Али ибн Муса ар-Ридха

Ибрагим переместился, чтобы обеспечить контроль над Ираком, но, хотя он захватил Куфу, Хасан ибн Сахл, который сделал Васита своей оперативной базой, сумел добраться до Басры первый. Однако правитель Египта Абд аль-Азиз аль-Азди признал Ибрагима халифом. В Хорасане сахлиды сначала преуменьшали значение событий в Багдаде, ложно сообщая аль-Мамуну, что Ибрагим был просто объявлен губернатором (амиром ), а не халифом. Наконец, в декабре 817 года Али аль-Рида удалось раскрыть аль-Мамуну реальную ситуацию в Ираке и убедить его, что беспорядки в Халифате были намного сильнее, чем представляли Сахлиды, и что примирение с Багдадом было необходимо. Аль-Мамун решил взять на себя личный контроль над своей империей, и 22 января 818 года он покинул Марв и начал очень медленное путешествие на запад, в Багдад. Фадл ибн Сахл был убит 13 февраля, вероятно, по приказу аль-Мамуна, хотя остальная часть его семьи избежала преследований, подобных тем, которые постигли Бармакиды. Действительно, Хасан ибн Сахл был на время утвержден в должности своего брата, а аль-Мамун был обручен с одной из его дочерей. Али аль-Рида также умер во время марша 5 сентября, возможно, от яда. Место его захоронения в Санабаде, ныне известное как Мешхед («место мученичества»), должно было стать главным местом паломничества Ши'а .

. Вернувшись в Багдад, Ибрагим столкнулся с дезертирством, восстаниями и заговорами, в одном из которых участвовал его сводный брат аль-Мансур. Хасан ибн Сахл смог использовать эту суматоху и продвинуться на север, захватив Мадаин. Шли месяцы, недовольство в Багдаде росло. Сторонники Ибрагима, в том числе Фадл ибн аль-Раби, начали его покидать, а в апреле и июле 819 г. был заговор с целью взять Ибрагима в плен и сдать его силам аль-Мамуна. Слегка сбежав от этого заговора, Ибрагим оставил трон и скрылся, открыв аль-Мамуну путь к возвращению Багдада. 17 августа 819 года аль-Мамун без сопротивления вошел в Багдад, и политические беспорядки быстро улеглись. Аль-Мамун теперь приступил к примирению с оппозицией: он отказался от правопреемства Алидов, восстановил черный цвет как цвет династии, отправил Хасана ибн Сахля в отставку и отозвал Тахира из ссылки в Ракке. Аль-Мамун, однако, сохранил титул имама, который стал частью стандартной титулатуры халифа.

Во время осады Багдада 812–813 гг. Тахир установил тесные связи с абнах, которые теперь оказались полезными. в смягчении их принятия аль-Мамуна. Далее Тахир был награжден правлением Хорасана в сентябре 821 года, а когда он умер в октябре 822 года, ему наследовал его сын Талха. В течение следующих пятидесяти лет линия Тахиридов будет обеспечивать губернаторов обширной восточной провинции с центром в Хорасане, а также обеспечивать губернаторов Багдада, обеспечивая лояльность города халифскому правительству даже после переноса столицы. to Самарра.

Воссоединение и умиротворение Халифата, 820–837 гг.

Когда аль-Мамун вошел в Багдад, западные провинции Халифата ускользнули из-под эффективного контроля Аббасидов. местные правители, претендующие на различные степени автономии от центрального правительства. Египет был разделен между двумя враждебно настроенными группировками, одна из которых подчинялась Убайду Аллаху ибн ас-Сари, который стал контролировать Фустат и юг, в то время как его соперник и его кайси арабы контролировали север страны вокруг дельты Нила. Кроме того, Александрия находилась в руках группы андалузских изгнанников. В северной Сирии и в Джазире господствовавшее племя кайсов взяло под свой контроль Наср ибн Шабат аль-Укайли. Ифрикия попал под контроль Аглабидов, а Йемен был обеспокоен проалидскими восстаниями. Возможно, наиболее опасным из всех восстаний было антимусульманское хуррамское движение, которое контролировало большую часть Адхарбайджана и Армении.

Чтобы противостоять этим мятежам, аль-Мамун обратился к другому из Сыновья Тахира, Абдаллах ибн Тахир, которым он доверил командование своей армией. Ибн Тахир сначала нацелился на Насра ибн Шабата на севере Сирии и в Джазире. Наср был готов признать власть аль-Мамуна, но потребовал уступок для своих последователей и оставался враждебным по отношению к персидским чиновникам Аббасидов, так что его пришлось запугать и заставить подчиниться демонстрацией силы перед его столицей, Кайсумом., в 824–825 гг. Захватив свой северный фланг, Ибн Тахир прошел через Сирию в Египет. Здесь два соперника, хотя в принципе не противостояли аль-Мамуну как халифу, стремились сохранить статус-кво и уже отразили вторжение в 824 году под началом Халида ибн Язида ибн Мазьяда. Ибн Тахиру, однако, удалось перехитрить обоих, так что Али аль-Джарави быстро перешел к нему, оставив Убайд Аллаху подчиниться и грозить депортацией в Багдад. В Александрии Ибн Тахир обеспечил отъезд андалузцев, которые покинули город и отправились на византийский остров Крит, который они завоевали и превратили в мусульманский эмират. По возвращении в Багдад в 827 году Абдаллах ибн Тахир получил триумфальный прием и был назначен губернатором Хорасана в 828 году, заменив Талху. Его место на западе занял младший брат аль-Мамуна Абу Исхак аль-Мутасим. В Йемене еще одно восстание Алидов вспыхнуло в 822 году при Абд аль-Рахмане ибн Ахмаде, но аль-Мамуну удалось добиться своей сдачи путем переговоров.

Однако в других местах процесс консолидации был труднее, или полностью провалился: контролируемый Аглабидом Ифрикия получил подтверждение своего автономного статуса, фактически полностью ускользнув из-под контроля Аббасидов, в то время как в Адхарбайджане генерал аль-Мамуна Иса ибн Аби Халид восстановил контроль над различными местными мусульманскими властителями в городах, но не смог подавить хуррамское восстание. Экспедиции были отправлены против хуррамитов в 824 г. и в 827–829 гг., Но оба потерпели поражение перед горной местностью и партизанской тактикой хуррамитов, при этом погиб Ибн Хумайд. Лишь во время восстания аль-Мутасима, который использовал свой новый военный корпус, состоящий из турецких рабов-солдат (мавали или гилман ) против хуррамитов, их восстание было подавлено в 837, после нескольких лет напряженной избирательной кампании. Несмотря на восстановление власти халифа в большинстве провинций, халифат по-прежнему беспокоили восстания: остальная часть правления аль-Мамуна была отмечена серией восстаний Зутта в нижнем Ираке, продолжавшейся три года. восстание против жесткого налогообложения в Египте в 829 г., в котором участвовали как христиане копты, так и мусульмане, а также безуспешное восстание Али ибн Хишама, преемника Ибн Хумайда на посту правителя Армении и Адхарбайджана.

Последствия и воздействие
Халиф аль-Мамун (слева), изображенный в манускрипте XIII века Мадрид Скилиц, принимал посольство Иоанна Грамматика в 829 г., послан византийским императором Феофилом (на фото справа)

Длительная гражданская война разрушила социальный и политический порядок раннего государства Аббасидов, и новая система начала возникать при аль-Ма ' мун, что характеризует средний период халифата Аббасидов. Наиболее ощутимые изменения произошли в элитах, которые поддержали новый режим: абнаи, старые арабские семьи и члены самой династии Аббасидов потеряли свои позиции в административной и военной аппаратуре, а вместе с ними и свое влияние и власть. Провинции Халифата теперь были сгруппированы в более крупные единицы, часто контролируемые наследственной династией, такие как Тахириды в Хорасане или Саманиды в Трансоксиане, обычно иранского происхождения. Однако в то же время аль-Мамун попытался уменьшить свою зависимость от иранского элемента своей империи и уравновесил их, создав два новых военных корпуса: турецких рабов своего брата Абу Исхака и арабской племенной армии Византийская граница, которая теперь была реорганизована и передана под командование сына аль-Мамуна аль-Аббаса. Эта система получила дальнейшее развитие и приобрела определенные характеристики в период правления Абу Исхака (аль-Мутасима), который создал жестко контролируемое централизованное государство и расширил свой турецкий корпус до эффективной военной силы, с помощью которой он вел кампании против Византийцы и внутренние восстания одинаковы. Турецкие лидеры пришли к политической власти в качестве губернаторов провинций, в то время как старые арабские и иранские элиты были полностью оттеснены. Победа аль-Мамуна также отразилась на официальной теологической доктрине Аббасидов: в 829 году аль-Мамун принял мутазилизм, пытаясь примирить доктринальные различия в исламе и уменьшить социальное неравенство.

В то же время готовность аль-Мамуна и его преемников охватить неарабское население Халифата, особенно на Востоке Ирана, а также передать управление этими провинциями местным династиям со значительной автономией, помог положить конец длинной серии религиозно мотивированных восстаний и примирить это население с исламом: скорость обращения в ислам во время правления аль-Мамуна заметно увеличилась, и это было время, когда большинство местных княжеских семей Иранские земли окончательно стали мусульманскими. Как комментирует Эль-Хибри, «со временем это развитие явилось прелюдией к появлению автономных провинциальных династий на востоке, которые относились к халифальному центру только в номинальной лояльности».

Примечания
Ссылки
Источники
  • Дэниел, Элтон Л. (1979). Политическая и социальная история Хорасана во времена правления Аббасидов, 747–820 гг. Миннеаполис и Чикаго: Bibliotheca Islamica, Inc. ISBN 0-88297-025-9. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • El-Hibri, Tayeb (2010). «Империя в Ираке, 763–861». В Робинсон, Чейз Ф. (ред.). Новая Кембриджская история ислама, Том 1: Формирование исламского мира, С шестого по одиннадцатый века. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, стр. 269–304. ISBN 978-0-521-83823-8.
Дополнительная литература
  • Amabe, Fukuzo (1995). Возникновение Самодержавия Аббасидов: Армия Аббасидов, Хурасан и Адхарбайджан. Киото: Издательство Киотского университета. ISBN 9784876980246. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Эль-Хибри, Тайеб (1999). Переосмысление исламской историографии: Харун аль-Рашид и Повествование о халифате Аббасидов. Cambridge University Press. ISBN 0-521-65023-2. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Yücesoy, Хайреттин (2002). «Между национализмом и общественными науками: история современных исследований гражданской войны Аббасидов и правления аль-Мамуна». Средневековые встречи. 8 : 56–78. doi : 10.1163 / 157006702320365940. CS1 maint: ref = harv (link )
  • Yücesoy, Hayrettin (2009). Мессианские верования и имперская политика в средневековом исламе: Аббасидский халифат в начале девятого века. University of South Carolina Press. ISBN 9781570038198. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
Последняя правка сделана 2021-05-20 12:56:41
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте