Аль-Мансур

редактировать

второй халиф Аббасидов Халифа
Аль-Мансур.
Халифа. Амир ал-Муминин
Аббасидский динар - Аль-Мансур - 140 хиджры (758 г. н.э.).JPG Золотой динар аль-Мансура
2-й халиф из халифата Аббасидов
Правление10 июня 754 - 6 октября 775
Предшественникас-Саффах
Преемникаль-Махди
Родился714 г. н.э.. Хумейма, Билад аль-Шам. (современный Иордан )
Умер6 октября 775 г. (61 год). около Мекки, Аббасидский халифат. (современный Саудовская Аравия )
ПогребениеКладбище Аль-Ма'лат
СупругСписок
ВыпускАль-Махди
Полное имя
Абу Джафар Абдаллах ибн Мухаммад аль-Мансур
Династия Аббасид
ОтецМухаммад ибн Али
Мать

Аль-Манс ур или Абу Джафар Абдаллах ибн Мухаммад аль-Мансур (; арабский : بو جعفر عبدالله بن محمد المنصور; 95 хиджры - 158 хиджры (714 г. н.э. - 6 октября 775 г.)) был вторым авбасидом халифом, правившим с 136 г. до 158 г. хиджры (754 г. - 775 г.). Н.э.) и его брат Абу аль-Аббас аль-Саффах. Аль-Мансур обычно считается настоящим основателем халифата Аббасидов, одного из крупнейших государств в мировой истории, за его роль в стабилизации и институционализации династии. Он также известен тем, что основал «круглый город» Мадинат ас-Салам, который должен был стать ядром имперского Багдада.

Содержание

  • 1 Предпосылки и ранние годы жизни
  • 2 Убийство Абу Муслима и его последствия
  • 3 Основание Багдада
  • 4 Внешняя политика
  • 5 Угнетение исламских ученых
  • 6 Отношения с династией Омейядов
  • 7 Оценки характера
  • 8 Смерть
  • 9 Аль-Мансур в массовой культуре
  • 10 См. Также
  • 11 Примечания
  • 12 Источники
  • 13 Внешние ссылки

История и молодость

Аль-Мансур родился в доме семьи Аббасидов в Хумейме (современный Иордания ) после их эмиграции из Хиджаза в 714 году (95 г.х.). Его отец, Мухаммад, был правнуком Аббаса ибн Абд аль-Мутталиба, младшего дяди пророка Мухаммада. Его мать, как описано в марокканском историческом труде XIV века Роуд аль-Киртас, была некой Салламой, берберской рабыней, отданной его отцу. Он правил с Зу аль-Хиджа 136 г. хиджры до Зу аль-Хиджа 158 г. хиджры (754 - 775). Он правил девять дней меньше двадцати двух лет.

Аль-Мансур был провозглашен халифом на пути в Мекку в 753 году (136 г. по хиджре) и вступил в должность в следующем году. Дядя Мансура, Иса ибн Али, дал клятву верности сначала Мансуру, а затем Исе ибн Мусе, который должен был стать его преемником в воскресенье, 12 Зу аль-Хиджа, 136 г. хиджры / 754 г. н.э. Когда Иса ибн Муса, предполагаемый преемник аль-Мансура, попал под подозрение в коррупции, аль-Махди был назначен на его место и публично поклялся в верности.

Перед восхождением на престол предложение Аль Мансура на пост халифа оспаривалось рядом амбициозных командиров армий. Он был причастен к убийству нескольких человек, которые помогли возглавить движение Аббасидов, которое принесло им власть; скорее всего, как стратегия устранения потенциальных соперников. У Аль Мансура был грозный соперник в лице его дяди Абдуллаха ибн Али, которого он с помощью знаменитого генерала Абу Муслима победил в 754 году нашей эры. Абу Муслим был лояльным освобожденным человеком из восточной иранской провинции Хорасан, который привел силы Аббасидов к победе над Омейядами во время Третьей Фитны в 749–749 гг. 750; он был подчинен аль-Мансуру, но также был бесспорным правителем Ирана и Трансоксиана.

Убийство Абу Муслима и его последствия

Опасаясь власти Абу Муслима и его растущей популярности среди людей, Аль-Мансур тщательно спланировал его убийство. Абу Муслим разговаривал с халифом, когда по назначенному сигналу четверо (некоторые источники говорят, что пятеро) его охранников ворвались внутрь и смертельно ранили генерала. Джон Айкин в своей работе «Общая биография» рассказывает, что Мансур не довольствуясь убийством, совершил «бесчинства над трупом и продержал его несколько дней, чтобы заткнуть ему глаза зрелищем».

Убийство Абу Муслима вызвало волнения по всей провинции Хорасан. В 755 году Сандбад (Сунпад ), иранский дворянин из Дома Карен, возглавил восстание против Аль-Мансура, взяв города Нишапура, Кумис и Рэй. В Реи он захватил сокровища Абу Муслима. У него появилось много сторонников из Джибала и Табаристана, включая правителя Дабуйида, Хуршида, которому платили деньгами из казны. Силам численностью 10 000 человек под командованием Аббасидов Джахвара ибн Маррара аль-Лиджи было приказано без промедления отправиться в Хорасан для борьбы с восстанием. Сандбад был разбит, а Хорасан отвоеван Аббасидами.

Аль-Мансур послал чиновника для инвентаризации добычи, собранной в битве, в качестве меры предосторожности против захвата его армией. Возмущенный алчностью Мансура, Джахвар заручился поддержкой своих войск, сообщив им о своем намерении разделить сокровища поровну, и восстал против халифа. Это вызвало тревогу при дворе халифа, и Аль-Мансур приказал Мухаммаду ибн Ашару идти в сторону Хорасана. Джахвар, зная, что его войска находятся в невыгодном положении, отступил в Исфахан и подготовился к укреплению. Армия Мухаммеда давила на силы повстанцев, и Джахвар бежал в Азербайджан. Силы Джахвара были рассечены на части, но он избежал преследования Мухаммеда. Эта кампания длилась с 756 по 762 год нашей эры (с 138 по 144 хиджры).

После освобождения бывшего визиря ибн Аттия аль-Бахили, Аль-Мансур передал свои обязанности Абу Айюбу аль-Мурияни из Хузестана. Абу Айюб ранее был секретарем Сулеймана ибн Хабиба ибн аль-Мухаллаба, который в прошлом приговорил Мансура к порке и порке на куски. Абу Айюб спас Мансура от этого наказания и укрепил тесные отношения с халифом. Тем не менее, назначив его визирем, Мансур заподозрил Абу Айюба в различных преступлениях, включая вымогательство и предательство, что привело к убийству последнего. Вакантная роль секретаря была предоставлена ​​Абану ибн Садака до смерти халифа.

Основание Багдада

Карта Багдада (Багдад был основан халифом аль-Мансуром)

В 757 г. н.э. -Мансур послал большую армию в Каппадокию, которая укрепила город Малатья. В том же году он столкнулся с группой Равандийа из области Большого Хорасана, которые совершали обход вокруг его дворца в качестве акта поклонения. Конфронтация переросла в насилие, и Аль-Мансур был милостиво спасен бывшим Омейядом генералом Ман ибн Заидой аль-Шайбани, который до этого события скрывался после Аббасидская революция. Аббасиды ранее принимали поддержку Равандийи до своего восстания, но после прихода к власти Халифат разорвал с ними связи из-за их неортодоксальных убеждений.

Аль-Мансур был обеспокоен восстанием Равандийи. а в 762 году он основал новую императорскую резиденцию и дворец-город Мадинат ас-Салам (город мира ), который стал ядром имперской столицы Багдада. Это было ответом на растущую обеспокоенность главных городов в Ираке, Басре и Куфе по поводу отсутствия прочности внутри режима после смерти Абу'л 'Аббас (позже известный как ас-Саффах ). Другой причиной строительства новой столицы была растущая потребность в размещении и обеспечении стабильности для быстро развивающейся аббасидской бюрократии, созданной под влиянием иранских идеалов. Мансур даже подумал об использовании руин последней иранской столицы Ктесифона при строительстве Багдада. В 767 году нашей эры Мансур разгромил еще одно восстание в Хорасане, лидер которого объявил себя пророком.

Внешняя политика

Аббасид Сильвер Дирхам халифа Аль-Мансура 754 - 775

Во время его правления исламская литература и наука начали проявляться в полную силу при поддержке Аббасидского продвижения научных исследований, лучшим примером которых является спонсируемое Аббасидами Движение переводчиков. Именно при аль-Мансуре в Багдаде был создан комитет, в основном состоящий из сирийских говорящих христиан, с целью перевода сохранившихся греческих произведений на арабский язык. Из-за ориентации Аббасидов на Восток многие персы стали играть решающую роль в Империи как в культурном, так и в политическом плане. Это отличалось от предыдущей эпохи Омейядов, когда неарабов не допускали в эти дела. Шуубийя возник в это время из-за увеличения иранской автономии; это было литературное движение среди персов, которое выразило свою веру в превосходство персидского искусства и культуры и послужило катализатором возникновения арабо-персидских диалогов в IX веке нашей эры.

В 756 году аль-Мансур послал более 4000 арабских наемников для помощи китайцам в Восстании Ань Ши против Ань Лушаня ; после войны они остались в Китае. Аль-Мансур упоминается как «А-пу-ча-фо» в китайских Танских Анналах.

В 765 году Аль-Мансур, страдающий желудочным недугом, назван Христианским сирийский -говорящий врач Джурджис ибн Бухтишу от Гундешапура до Багдада для лечения. Джурджис был награжден Мансуром 10 000 динаров за лечение его болезни.

Аль-Мансур обращался со своими христианскими подданными строго; он «с большой энергией собирал с них капитулы и оставлял на них следы рабства».

Угнетение исламских ученых

'Алиды, группа потомков пророка Ближайший родственник и двоюродный брат Мухаммада, Али ибн Аби Талиб, сражался с Аббасидами против Омейядов в ответ на резню в Кербеле. Они хотели, чтобы власть была передана имаму, Джафару ас-Садику, правнуку Али и одному из самых влиятельных ученых в области исламской юриспруденции того времени. Когда стало ясно, что Аббасиды не собираются передавать власть Алиду, эти группы перешли в оппозицию. Жестокое обращение Аль Мансура с Алидами привело к восстанию в 762–763 годах нашей эры, но в конечном итоге они потерпели поражение.

Имам Джафар ас-Садик, правнук исламского пророка Мухаммад стал жертвой преследований со стороны халифов Аббасидов и в конечном итоге был отравлен и убит по приказу халифа Аль-Мансура в ответ на его растущую популярность среди людей. Это было на десятом году правления Аль-Мансура.

Согласно ряду источников, Абу Ханифа ан-Ну'ман (основавший школу юриспруденция ) был заключен в тюрьму аль-Мансуром. Малик ибн Анас, основатель другой школы, был подвергнут порке во время своего правления, но сам аль-Мансур не потворствовал этому - на самом деле, это его двоюродный брат, губернатор Медины в то время, приказал (и был за это наказан).

Мухаммад и Ибрагим ибн Абдаллах, внуки имама Хасана ибн Али, внука исламского пророка Мухаммеда, подвергались преследованиям Мансуром после восстания против его правления. Они избежали его преследования, но гнев Мансура обрушился на их отца и других членов его семьи. Позже сыновья Абдаллаха были разбиты и убиты.

Отношения с династией Омейядов

Незадолго до свержения Омейядов армией повстанцев из Хорасана, которые находились под влиянием распространения пропаганды Аббасидов, последний халиф Омейядов Марван II, арестовал главу семьи Аббасидов, брата аль-Мансура Ибрагима. Мансур вместе с остальной семьей бежал в Куфу, где некоторые из хорасанских лидеров повстанцев выразили свою преданность Ас-Саффаху. Ибрагим умер в плену, и Ас-Саффах стал первым аббасидским халифом. Во время правления своего брата аль-Мансур привел армию в Месопотамию, где он получил подчинение от губернатора после того, как сообщил ему о смерти последнего Омейядского халифа. Последний губернатор Омейядов укрылся в Ираке в гарнизонном городке. Мансур и халиф Ас-Саффах пообещали ему охранную грамоту, но после сдачи города он был казнен вместе со своими последователями. Ас-Саффах умер в течение пяти лет после своего правления, и Аль Мансур взял на себя ответственность за создание халифата Аббасидов.

Неприязнь Мансура к династии Омейядов хорошо задокументирована, и, как сообщается, он сказал:

« Омейяды твердой рукой держали переданное им правительство, защищая, сохраняя и охраняя дар, данный им Богом. Но затем их власть перешла к их женоподобным сыновьям, единственными амбициями которых было удовлетворение их желаний и которые преследовали их. удовольствия, запрещенные Всемогущим Богом... Затем Бог лишил их власти, покрыл их позором и лишил их мирских благ ".

Фадл ибн аль-Раби рассказывает, что на собрании аристократов Аббасидов Мансур описал Абд аль-Малика, пятого халифа Омейядов, как «высокомерного тирана, которому все равно, что он делает». Кроме того, он комментирует, что Сулейман ибн Абд аль-Малик «только честолюбие было в его животе и его яйцах» и Умар ибн Абд аль-Азиз был подобен «единому- глазастый человек среди слепых ". Мансур, однако, восхваляет Хишама как единственного великого человека в династии.

В одном из рассказов Аль Масуди, Салих ибн Али, Аббасидский генерал, сообщает Аль-Мансуру, что Абд аль-Малик, сын Марвана, бежал в землю христианских нубийцев с небольшим количеством последователей, где король спросил его об их нынешнем положении и о том, что с ними произошло. Абд аль-Малик, заключенный в суде Мансура в то время, рассказывает об инциденте с Мансуром и описывает, как король упрекнул его в «нарушении заповедей Бога» и «угнетении тех, кем вы правили». Ему было отказано в пребывании в земле нубийцев из-за страха перед божественным наказанием. Мансур был тронут этой историей и пожалел бывшего халифа Омейядов. Он решил освободить Абд аль-Малика, но Иса ибн Али напомнил ему, что Абд аль-Малик уже получил присягу на верность как наследник Марвана, поэтому его отправили обратно в тюрьму.

Когда жители Хорасан восстал против Аль-Мансура в битве при Аль-Хашимия, Ма'н ибн Заида аль-Шайбани, генерал из Шайбана Племя и сподвижник Язида ибн Умара аль-Фазари, Омейядов наместника Ирака, явились на место восстания полностью в масках и бросились между толпа и Мансур, отгоняющие повстанцев. Ман открывается Мансуру как «тот, кого вы искали», и, услышав это, Мансур пожаловал ему награды, почетные одежды, звание и амнистию за то, что он ранее служил династии Омейядов.

Оценки характера

A манкус, выпущенные при саксонском короле Оффе из Мерсии (757–796), скопированные с золотого динара правления Аль-Мансура. Он сочетает в себе латинскую легенду OFFA REX с арабскими легендами. Можно прочитать дату 157 г. (773–774). Британский музей.

Осмотрительность и оппортунистические суждения Аль Мансура известны; он осторожно удалял тех, кого считал угрозой своему халифату, организовывая убийства известных людей, включая Абу Муслима, имама Джафара ас-Садика, шестого Шиит Имам, Абу Айюб и даже его дядя Абдаллах ибн Али. Он не откажется от самых экстравагантных щедростей, если речь идет о личной выгоде, но он откажется оказать даже малейшую услугу, если это повлечет за собой убытки.

Аль-Масуди в «Золотых лугах» рассказывает о взаимодействии Аль-Мансура с неким слепой поэт, где в двух случаях мужчина читал стихи, восхваляющие Омейядов халифу Аббасидов, которого он не узнал; Тем не менее аль-Мансур наградил поэта за стихи в первый раз. Сам аль-Мансур рассказывает во втором случае, что слепой не узнал его сначала и начал читать следующие стихотворные строки Омейядов:

Жены Дома Омейя плачут. Ибо их дочери осиротели. Их удача спала, их звезды зашли.. Ибо удача спит, и звезды зайдут.. Их высокие минбары вакантны;. Да пребудет с ними мир до моей смерти.

Услышав это, Ал -Мансур спрашивает слепого о том, сколько и где Марван II, халиф Омейядов, заплатил ему за чтение этих строк, на что тот ответил четыре тысячи динаров, праздничное платье и два верховых верблюда в Басре. Аль-Мансур раскрывает свою личность как аббасидского халифа, и слепой просит прощения. Аль-Мансур рассказывает, что он хотел наказать этого человека, но помнил, что он был паломником и, следовательно, священным, и решил позволить ему освободиться.

В другом рассказе Аль-Масуди военная тактика использовалась Хишам во время одной из своих кампаний обсуждался перед Аль-Мансуром, который после этого послал за одним из офицеров Хишама. Офицера спросили о тактике, использованной во время кампании, и он дал свой ответ, закончив фразу благословения для Хашима. Постоянные похвалы врагу сильно разозлили Мансура, и он приказал офицеру уйти. Офицер, однако, заявил о своей обязанности благословлять и распространять память о Хашиме из-за его щедрости в предоставлении финансовой поддержки и безопасного убежища в трудные времена. Мансур был тронут его ответом и ответил: «Если бы в моей армии были такие люди, как он!» и приказал дать офицеру сумму, подлежащую выплате в казну.

В повествовании Абана ибн аби-Айаша, Аль Мансур сидел в зале аудиенций над Хорасанскими воротами и смотрел наружу. над Тигром, когда стрела была выпущена из неизвестного места у его ног. На крыльях были украшены стихами, побуждающими его задуматься о своем правлении как халифа и вспомнить свое назначение на Судный день.

Вы рассчитываете дожить до Судного Дня?. Вы представляете, что не будет Окончательного Расплаты?. Вас попросят ответить за ваши грехи-. А затем спросят о состоянии верующих

Сообщения на других крыльях намекали на халатность Мансура по отношению к людям и напомнили ему об эфемерности удачи и судьбы. На острие стрелы было сообщение: «Хамадан - человек из этого города несправедливо содержится в ваших тюрьмах».

Прочитав это, Аль-Мансур приказал обследовать все тюрьмы и темницы в городе, пока они не нашли камеру с отрезом ткани, завешенным, как занавеска, над входом. Внутри был заметный старик, нагруженный цепями, обращенный в сторону Мекки, повторявший стих «Те, кто угнетает, узнают, какое несчастье приготовлено им» (Коран 26 : 227). Этот человек утверждал, что он из Хамадана, и был заключен в тюрьму из-за восстания в течение последних четырех лет после отказа передать свои владения стоимостью миллион дирхамов губернатору, который решил конфисковать его, узнав ценность.

Услышав эту несправедливость, Мансур возвращает поместье старику, освобожденному от налогов на всю его жизнь, и назначает его губернатором. Мужчина любезно принимает поместье, но отказывается от должности губернатора. Аль Мансур одаривает старика крупными суммами денег и подарков, и предлагает этому человеку переписываться с ним и информировать его о своем штате и стране, в частности, о поведении его агентов по вопросам войны и налогов. Нынешний губернатор был уволен и наказан за несправедливость по отношению к старику.

ат-Табари пишет в своей Истории пророков и царей : «Абу Джафар у него было зеркало, в котором он мог отличить своего врага от друга ". Переводчик добавляет в сноске: «Эти легенды о магических силах Абу Джафара - дань его эффективной интеллектуальной системе».

Секретная служба Мансура распространилась на отдаленные регионы его империи и была осведомлена обо всем, от социальных волнений до цен на инжир, что делало Мансура очень хорошо осведомленным о своих владениях. Встал на рассвете, работал до вечерней молитвы. Он подал пример своему сыну , сыну и наследнику и сказал ему: «Не откладывай сегодняшнюю работу на завтра и займись делами государства лично. Не спи, потому что твой отец не спал с тех пор, как пришел в халифат. Ибо, когда сон упал на его глаза, его дух не спал ». Примечательно бережливость, его прозвали Абу аль-Дуваник («Отец мелких перемен»), он внимательно следил за своими сборщиками налогов и следил за тем, чтобы государственные расходы тщательно контролировались. Однажды он сказал: «Тот, у кого нет денег, не имеет мужчин, а тот, у кого нет людей, наблюдает, как его враги становятся большими».

Смерть

Аль-Масуди пишет, что Мансур умер в субботу 6, Зу аль-Хиджжа 158 г.х. / 775 г. н.э. Существуют различные версии места и обстоятельств смерти Аль-Мансура. В одном из рассказов рассказывается, что Аль-Мансур совершал паломничество в Мекку и почти достиг его, когда смерть настигла его в месте, называемом Садом Бани Амира, на главной дороге в Ирак в возрасте шестидесяти трех лет. Согласно этому рассказу, он был похоронен в Мекке с непокрытым лицом, потому что он был одет в одежду ихрама.

. Другое повествование от Фадла ибн Рабиаха, который утверждал, что был с Мансуром. в момент своей смерти, заявляет, что он умер в аль-Бата возле колодца Маймун, в котором он был бы похоронен в аль-Хаджуне в возрасте шестидесяти пяти лет. В этом повествовании Мансур сидит в комнате под куполом, галлюцинируя над дурными предзнаменованиями на стене. Когда Аль-Рабиа отвечает: «Я не вижу ничего написанного на стене. Ее поверхность чистая и белая», - отвечает Мансур, - «моя душа предупреждена, что она может подготовиться к своему близкому отъезду». Как сообщается, после того, как он достиг Колодца Маймуна, он сказал: «Слава Богу» и погиб в тот же день. Когда аль-Мансур умер, казна халифата содержала 600000000 дирхамов и четырнадцать миллионов динар.

в массовой культуре

Аль-Мансур. В 2008 году MBC 1 изображает жизнь и руководство аль-Мансура в исторической серии, транслировавшейся в священный месяц Рамадан.

См. также

Примечания

Ссылки

Внешние ссылки

В Викицитаторе есть цитаты, связанные с: Аль-Мансур
Al -Мансур Бану Хашим Клан Бану Курайш Родился: c.714 CE Умер: c.775 CE
Шиитский Ислам ти tles
Предыдущий. Абу'л-Аббас Абдулла ибн Мухаммад. Восьмой имам. Хашимийа Кайсаниты-шииты Абу Джафар Абдулла ибн Мухаммад аль-Имам. Девятый и последний имам из. Хашимия кайсаниты-шииты. 10 июня 754 г. - 6 октября 775 г.Преемник. Абу Абдулла Мухаммад аль-Махди. Принято суннитский ислам как государственная религия
Аль-Мансур Аббасид Дата рождения: 714 Умер: 6 октября 775
Титулы суннитского ислама
Предшественник. Ас-Саффах Халиф Ислама. Аббасидский Халиф. 10 июня 754 г. - 6 октября 775 г.Преемник. Аль-Махди
Последняя правка сделана 2021-06-10 01:05:24
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте