В исламе, пятница молитвы или прихожанам молитвы ( арабский : صلاة ٱلجمعة, салят аль-Джума) молитва ( намаз ), что мусульмане держать каждую пятницу после полудня вместо ЗУХР. Мусульмане обычно молятся пять раз в день в зависимости от часовых поясов, в зависимости от пути солнца. Джумуа означает пятницу на арабском языке. Во многих мусульманских странах выходные включают пятницу, в то время как в других пятницы являются половиной рабочего дня для школ и некоторых рабочих мест.
Это один из самых возвышенных исламских ритуалов и одно из его подтвержденных обязательных актов.
Среди мусульман существует консенсус относительно того, что пятничная молитва ( салат аль-джумах) является ваджибом в соответствии с аятом Корана, а также многими традициями, переданными как шиитскими, так и суннитскими источниками. По мнению большинства суннитских школ и некоторых шиитских юристов, пятничная молитва является религиозным обязательством, но их разногласия основывались на том, является ли ее обязательство условным присутствием в ней правителя или его заместителя или это безусловно ваджиб. В Ханафиты и имамов считают, что присутствие правителя или его заместителем является необходимым; пятничная молитва не обязательна, если ни один из них не присутствует. Имамы требуют, чтобы правитель был справедливым ( адил); в противном случае его присутствие равносильно его отсутствию. Для ханафитов его присутствие достаточно, даже если он несправедлив. В Shafi'is, Malikis и Ханбалиты не придают никакого значения в присутствии правителя.
Более того, было заявлено, что Джума не является обязательным для стариков, детей, женщин, рабов, путешественников, больных, слепых и инвалидов, а также для тех, кто находится за пределами двух фарсахов.
В Коране упоминается:
О те, кто имеет веру! Если в пятницу прозвучал призыв к молитве, поспешите к поминанию Бога и оставьте все дела. Это лучше для тебя, если ты знаешь. А когда молитва закончится, разойдитесь по земле и ищите Божьей благодати и сильно помните о Боге, чтобы вы могли добиться успеха.
- Коран, сура Аль-Джума (62), аяты 9-10Передал Абу Хурайра : Пророк сказал: «Каждую пятницу ангелы встают у всех ворот мечетей, чтобы записать имена людей в хронологическом порядке (т.е. в соответствии со временем их прибытия на пятничную молитву) и когда имам сидит. (на кафедре) они сворачивают свои свитки и готовятся слушать проповедь ".
- Собрано Мухаммадом аль-Бухари, Сахих аль-Бухари.Муслим ибн аль-Хаджадж ан-Найсабури рассказывает, что исламский пророк Мухаммад читал суру 87 ( Аль-Ала ) и суру 88 ( Аль-Гашия ) в молитвах Курбан-байрам, а также в пятничных молитвах. Если бы один из праздников выпал на пятницу, Мухаммад обязательно прочитал эти две суры в молитвах.
Мухаммад сказал: «Лучший день восхода солнца - пятница; в этот день Аллах сотворил Адама. В этот день он был вынужден войти в рай, в этот день он был изгнан из него, и последний час не будет иметь места ни в какое другое время». день, чем пятница ". [Ахмад и ат-Тирмити].
Авс ибн Аус передал, что Мухаммад сказал: «Тот, кто совершает омовение в пятницу и заставляет (свою жену) совершить омовение, затем рано идет в мечеть и посещает с начала хутбы, приближается к имаму и внимательно его слушает. Аллах даст ему полную награду в виде поста все дни в году и ночного бдения каждую ночь за каждый его шаг к мечети ». [Ибн Хузайма, Ахмад].
Есть много хадисов о значении Джума. Пророк сообщалось, говоря:
Джумах молитва половина Зухр (dhuhr) молитва, для удобства, предшествует хутбы (проповедь в качестве технической замены двух пониженной raka'āt обычного Зухр (dhuhr) молитвы), а затем к прихожанам молитвы, во главе с имамом. В большинстве случаев хатиб также является имамом. Посещаемость строго обязательна для всех взрослых мужчин, законно проживающих в данной местности. Муеззин (mu'adhdhin) делает призыв к молитве, называемой азан, как правило, 15-20 минут до начала Джума. Когда хатиб занимает свое место на минбаре, совершается второй азан. Хатиб должен читать две проповеди, останавливаясь и ненадолго садясь между ними. На практике первая проповедь длиннее и содержит большую часть содержания. Вторая проповедь очень краткая и завершается дуа, после которого муэдзин вызывает икаму. Это сигнализирует о начале двух основных рак'атов Джума.
В шиитском исламе Салат аль-Джума - это Ваджиб Тахиири (во время Оккультизма ), что означает, что у нас есть возможность совершать молитвы Джума, если их необходимые условия выполнены, или возносить молитвы Зухр. Следовательно, если предлагается намаз аль-Джума, тогда нет необходимости совершать молитву Зухр. Шиитские ученые также рекомендуют посещать Джум'ат, поскольку он станет ваджибом после появления Имама аль-Махди и Иисуса Христа (Исы).
Шииты (имамиты) придают большое значение присутствию справедливого правителя или его представителя или факиха, а в отсутствие справедливого правителя или его представителя и справедливого факиха существует возможность выбора между проведением пятничной или зухрской молитвы, хотя предпочтение отдается совершению пятничной молитвы.
Согласно истории ислама и сообщению Абдуллы ибн Аббаса Пророк сказал, что: разрешение совершить пятничную молитву было дано Аллахом перед хиджрой, но люди не могли собраться и совершить его. Пророк написал записку Мусабу б. Умайр, который представлял Пророка в Медине, совершил два ракаата в собрании в пятницу (то есть в Джумах). Затем, после переселения Пророка в Медину, Джум'ат был проведен им.
Шииты исторически отговаривали шиитов от посещения пятничных молитв. По их словам, совместные пятничные молитвы с проповедью были неправильными и были отменены (наряду с некоторыми другими религиозными практиками) до возвращения их 12-го имама Мухаммада аль-Махди. Однако, среди прочего, шиитский модернист Мухаммад ибн Мухаммад Махди аль-Халиси (1890–1963) потребовал, чтобы шииты более тщательно соблюдали пятничные молитвы, чтобы сократить разрыв с суннитами. Позже практика общинных пятничных молитв была развита и впоследствии стала стандартной практикой Рухоллы Хомейни в Иране, а затем Мохаммада Мохаммада Садека ас-Садра в Ираке. Они оправдали эту практику недавно выдвинутой доктриной « Опека исламских юристов». Когда ас-Садр установил имамов для пятничной молитвы в районах с преобладанием шиитов - практика, нетрадиционная для иракского шиизма и считающаяся «революционной, если не еретической», - это поставило его в противоречие с шиитским религиозным истеблишментом в Наджафе. И при Хомейни, и при ас-Садре будут слышны политические проповеди.
Общинные молитвы имеют более высокое согласие прихожан по сравнению с необщинными ритуальными молитвами. В Турции, например, ритуальные молитвы регулярно совершаются 14% всего взрослого населения, тогда как пятничные молитвы регулярно посещали 26% (25% ответили, что они иногда посещали, а 19% - нет). Однако эти цифры могут быть неточными, поскольку многие мужчины в Турции совершают молитву Джума на рабочем месте, а многие мальчики совершают молитву Джума в школе.
Согласно опросам, проведенным Министерством культуры и исламской ориентации Ирана, менее 1,4% иранцев посещают пятничную молитву.
Говорят, что точный джум'ат удовлетворяет определенным условиям, в том числе следующим: