Бану Калб

редактировать
Бану Калб
Куда'а
Флаг Бану Калб (25).png Знамя Бану Калба
Нисба Калби
МестоположениеХиджаз, Сирийская пустыня, Вади Сирхан, Думат аль-Джандал, Пальмира, Хомс
Происходил отКальба ибн Вабара
РелигияМонофизитское христианство (до конца 7 века). Ислам (после 630-х гг.)

Бану Калб (арабский : بنو كلب) или Калб ибн Вабара был арабским племенем. До завоевания Сирии мусульманами в 630-х годах территория Калба охватывала большую часть северо-западной Аравии, Пальмиренские степи, Самаву (пустыня между Пальмира и Евфрат ), Гавранская равнина и Голанские высоты. Одним из их главных центров был город в пустыне Думат аль-Джандал. Кальбы были вовлечены в племенные дела восточных границ Византийской Империи с 4 века и, вероятно, были племенем мавиа, Бедуинская королева южной Сирии. К VI веку калбы в значительной степени стали христианами-монофизитами и попали под военную власть Гассанидов, арабских вассалов Византии.

При жизни исламского пророка Мухаммада некоторые из его близких соратников были членами племени калб, например, Зайд ибн Хариса и Дихья аль-Кальби, но основная часть племени оставалась христианами на момент смерти Мухаммеда в 632 году. Кальб установил политические и брачные связи с семьей Омейядов и были основным источником военной и политической власти во время правления Умейядов халифов Муавия I, Язида I, Муавия II и Марван I. Во время раннего правления Омейядов калб стал главным воюющим лицом в длительной вражде Кайс-Яман как ведущее племя Ямана. Под их предводительством яман нанес тяжелый удар каям в битве при Мардж-Рахите в 684 году. К тому времени калбы были в основном сконцентрированы в степи около Хомса и Пальмира и были изгнаны из Самавы в конце 680-х годов Каями.

Содержание

  • 1 Истоки
  • 2 Доисламская эпоха
  • 3 Исламская эпоха
    • 3.1 Ранние мусульманские кампании
    • 3,2 Эпоха Омейядов
    • 3.3 Эпоха Аббасидов
  • 4 Примечания
  • 5 Ссылки
  • 6 Библиография

Происхождение

Традиционно считалось, что калбы происходят из Куда'а. Кальб, чье имя на арабском означает «собака», был прародителем этого племени. Отцом последнего был некий Вабара, а его мать была известна как Умм аль-Асбу, потому что все ее дети были названы в честь диких животных. Согласно традиционной арабской генеалогии, Калб произошел от полулегендарного патриарха южных арабов, Шимьяра, через родовое племя калба, Куда'а ; последняя представляла собой крупную конфедерацию с многочисленными ветвями, чьи соплеменники жили на севере, вплоть до Сирии, возможно, уже в IV веке н.э.

доисламская эпоха

Кальбы были бедуинским (кочевым) племенем, хорошо известным своим верблюжьим разведением. За столетия до появления ислама (до VII века) пастбища этого племени находились на северо-западе Аравии и в обширной пустынной степи между Сирией и Месопотамией, известной как Самава или Самават Калб. Этот регион в основном состоял из большей южной части Сирийской пустыни. Основными центрами калба были оазисы в низменной области, образованные Вади Сирхан на западе и аль-Джауф на востоке. Кальб долгое время доминировал над аль-Джауфом до мусульманского завоевания. Территория племен калб граничила на севере с могущественным племенем тайы, близкими союзниками калба, а на юго-востоке, западе и востоке находились племена гатафана, Бану аль-Кайн и Анназа соответственно. Господство калбов над Вади Сирханом и аль-Джауфом позволило многим из их соплеменников мигрировать на север, в Сирию. По словам историка Ирфана Шахида, кальб, возможно, прибыл в Сирию к IV веку нашей эры, хотя «точная и определенная информация о его роли» в Сирии «в IV веке недоступна». Однако Шахид утверждает, что вполне вероятно, что Мавиа, королева-воительница арабских племен на юге Сирии, была членом калб. Это указывает на то, что калбы были союзниками основной силы Мавии, танухидов. Последние, как и калбы, тоже ведут свое происхождение от Кудаа. К тому времени лагеря калбов охватывали степи между Пальмиреной и Табуком на севере Хиджаз.

территорией калбов в Византийской империи ' s Limes Arabicus граница пересекала Восток, собирательный термин для восточных провинций империи. В Сирии калбы поселились в Пальмире, Саламии, Гуте и Меззе внутренних районах Дамаска, Голанские высоты, Гавран равнина и холмы ас-Сувайда, и в меньшей степени в окрестностях Хомса, Алеппо, Хама и Манбидж. В северной Аравии они находились в городах Думат аль-Джандал, Тайма, аль-Хирах и Фадак. По словам Шахида, калб, возможно, был неназванным племенем, которое начало массовое вторжение в контролируемую Византией Сирию, Финикию, Палестину и Египет в 410 году. Шахид утверждает, что вторжение калбидов, возможно, было связано с падением союзников калбидов - танухидов и заменой последних в качестве основных федератов Византии на салихидов, которые также произошли от Куда'а. В последние годы V века напряженность между калбами и салихидами вылилась в однодневную битву, в которой салихид филарх Давуд был убит Талаба ибн Амиром из Кальба и его членами. союзник Муавия ибн Худжайр из Намира в районе Голан. Неясно, был ли конфликт между Талаба ибн Амиром и Давудом личной враждой или частью племенного конфликта между калбами и салихидами.

Хотя роль калбов в политике арабских племен V века в Византийской империи это ясно, современные источники не указывают, насколько рано калбы вступили в контакт с византийцами. К началу VI века на смену Салихидам пришли Гассаниды в качестве верховных филархов арабских племен на византийской территории. Как и Гассаниды, калбы приняли монофизитское христианство. Калбы были поставлены под власть Гассанидов и им было поручено охранять восточную границу Византии от сасанидской Персии и арабских вассалов последней в аль-Хирахе, лахмидов. По словам историка Иоганна Фюка.

, в результате своего прочного включения в византийскую федеративную систему, калбы «привыкли к военной дисциплине и закону и порядку». Наиболее известным ранним вождем калбов был Зухайр ибн Джанаб аль-Кальби, обладавший значительным влиянием среди бедуинских племен Северной Аравии. От имени Абраха, эфиопского наместника середины VI века южной Аравии, Зухайр возглавил экспедицию против северных арабских племен Таглиб и Бакр. В середине VI века калб под предводительством Зухайра сражался с кланом Бану Багид из племени Гатафан из-за того, что последний построил харам (священное место) в месте, называемом " Автобус »; харам Гатафана подражал Каабе Мекки, в то время широко почитаемому зданию, содержащему языческих арабских идолов, которые оскорбляли могущественные племена этой местности, в том числе калб. Зухайр решительно победил гатафанов и уничтожил их харам.

Исламская эпоха

Ранние мусульманские кампании

В первые годы прихода ислама в Аравия, ряд отдельных племен калбидов в Мекке обратились в эту религию, в том числе Зайд ибн Дихях аль-Кальби, посланник Мухаммеда византийского императора Ираклия. Согласно историку Фреду Доннеру, хотя среди калбов были заметные отдельные обращенные в ислам, подробностей о контактах между Мухаммедом и калбами в целом очень мало. Как византийские федераты, калбы боролись против мусульманских достижений в северной Аравии и Сирии. Первым противостоянием было 626/27 г., в котором мусульмане во главе с Иядом ибн Ганмом победили калбов. В целом, мусульманские рассказы сходятся во мнении, что после битвы христианские племена калб из Думат аль-Джандала во главе с ним обратились в ислам и заключили союз с Мухаммедом. Однако Доннер пишет, что мусульманские рассказы об экспедициях Думат аль-Джандала и союзе с их лидером «были раскритикованы как ненадежные». Однако очевидно, что между Мухаммедом и некоторыми кланами калб существовали контакты. Более того, по крайней мере, часть калбов в сирийской степи попала под контроль мусульманского агента во время кампании против Дхат ас-Саласила в южной Месопотамии. Тем не менее, большинство калбов оставалось вне власти формирующегося мусульманского государства на момент смерти Мухаммеда в 632 году. Представители племен калбидов, которые, возможно, приняли ислам, по всей видимости, не участвовали в мусульманском завоевании Сирии. Во время завоевания, в 634 г., калбы были среди арабских христианских племен, которые были побеждены Халидом ибн аль-Валидом в Зизе в Трансиордании.

эпохе Омейядов

Генеалогическое древо княжеского дома Бану Калб в Сирии. Среди членов этого дома, известного как Бану Харита в Джанабе, были Бахдал ибн Унайф, Майсун бинт Бахдал и Хасан ибн Малик

Мусульманское завоевание Сирии было завершено к 638 г.; К тому времени калбы населяли степи вокруг Хомса и Пальмиры и были лидерами и самым могущественным компонентом племенной конфедерации Куда'а. Кальб имел отношения с Омейядом, кланом Курайш, со времен правления халифа Усмана (годы правления 644–656), который женился на женщине калбид., Наила бинт аль-Фарафисах, от которой у него была дочь, Марьям (Умм аль-Банин). Во время конфликта между Муавией I, мусульманским правителем Сирии, который принадлежал к Омейядам, и халифом Али (годы правления 656–661) калб оказали критическую поддержку Муавии.. Последний женился на двух калбидских женщинах, в том числе Майсун, дочери Бахдала ибн Унайфа, выдающегося вождя калбов, который оставался христианином до своей смерти где-то до 657. Сыновья и внуки Бахдала служили командирами на стороне Омейядов против Омейядов. Партизаны Али во время битвы при Сиффине в 657 году. Али был в конечном итоге побежден, и Муавия стал полагаться на калб, один из основных источников военной мощи в Сирии, чтобы удержать свои позиции в Сирии. Таким образом, калб в частности и коалиция племен ямани в целом стали самой влиятельной группой в период суфьянов (661–684) Омейядского халифата.

Сын и преемник Муавии, Язид I (годы правления 680–683), который родился у Майсун, также был женат на женщине калбид. Воцарение на престоле сына Язида Муавии II (годы правления 683–684) было во многом связано с махинациями вождя калбидов, Хасана ибн Малика ибн Бахдала. Однако вскоре умер Муавия II, оставив халифат в политическом беспорядке. Ибн Бахдал одобрил помазание одного из молодых сыновей Язида, чтобы тот сменил Муавию, в то время как правитель Куфы, Убайд Аллах ибн Зияд одобрил Омейядов из другой ветви правящей семьи, Марван ибн аль-Хакам. Тем временем мятежник Абдулла ибн Зубайр из Хиджаза бросил вызов руководству Омейядов и получил поддержку в Сирии. Стремясь сохранить политические и экономические привилегии, полученные калбами при суфьянидах, Ибн Бахдал твердо поддержал продолжение правления Омейядов. Ибн Бахдал поддержал Марвана, а ад-Даххак ибн Кайс аль-Фихри, вождь кайси соперников Ямана, поддержал Ибн Зубайра. Ибн Бахдал мобилизовал калбов и их яманских партнеров и разбил каев в битве при Мардж-Рахите в августе 684 года. После битвы вражда между кайсами и яманами усилилась, а Марван стал полностью зависеть от Ямана в поддержании своего правления; Незадолго до Марджа Рахита Марван согласился с условиями калба, в том числе с тем, что 2000 их вождей будут получать ежегодную наследственную зарплату в размере 2000 серебряных дирхамов за военную службу, приоритет в суде Марвана и консультации по всем основным вопросам. решения правительства.

месть Кайси против Калба и Омейядов произошла во время 686 Битвы при аль-Хазире, в ходе которой генерал Кайси Умайр ибн аль-Хубаб из Сулейм покинул армию Омейядов, которая затем была разбита Зубайридами. Умайр укрылся у вождя кайси Зуфара ибн аль-Харита из Килаба в аль-Каркисии, после чего между ними произошла серия набегов и контрнаступлений. Калб и Кайи. Кальб, возглавляемый Хумайд ибн Хурайтом ибн Бахдалом, часто подвергался нападениям со стороны каев в их жилищах в пустыне Самава. Несмотря на ответные набеги, калбы из Самавы были вынуждены бежать в долину реки Иордан. Хумайд напал на каев в Верхней Месопотамии, но в конечном итоге потерпел поражение в битве при Банат-Кайне в Самаве, последнем из крупных однодневных столкновений между Кайси и Ямани (айям).

Отношения калбидов с ухудшением состояния Омейядов при халифе Марване II (годы правления 744–750), поскольку последний почти полностью полагался на кайев в военной и административной поддержке в ущерб интересам Ямани. В июне 745 года калбидский вождь Пальмиры аль-Асбах ибн Зуалах аль-Калби возглавил восстание против Марвана II в Хомсе. Его соплеменники и их союзники ямани сражались с силами халифа на улицах Хомса, но были вынуждены отступить. Сыновья Аль-Асбаха Зуала и Фурафисах были схвачены и казнены вместе с тридцатью другими солдатами Калбида и Ямани. С приходом революции Аббасидов в 750 году калбы, возможно, осознали, что правление Омейядов было близко к краху. Вероятно, в результате вышеупомянутых обстоятельств 2000 человек племени калбидов, посланных Марваном II для подкрепления омейядского губернатора Басры, вместо этого перешли на сторону Аббасидского халифата. Однако в том же году яман, включая калбов, разочаровался в правлении Аббасидов в Сирии и присоединился к восстанию князя Омейядов Абу Мухаммада ас-Суфьяни и генерала Кайси Абу аль-Варда. Абу Мухаммад был потомком бывшего покровителя Калба, Муавии I, и он представился как мессианская фигура, известная как «суфьяни», который, по мнению многих жителей Хомса, восстановит халифат Омейядов. Абу аль-Вард был убит армией Аббасидов, в то время как Абу Мухаммад и калб забаррикадировались в Пальмире, хотя позже Абу Мухаммад бежал в Аравию.

Эпоха Аббасидов

Роль калба в Сирии снизилась под Багдад Аббасиды. В 860-х годах, когда Аббасидский центральный контроль в провинциях, включая Сирию, ослабевал, калб объединился с Иса ибн аль-Шейх аль-Шейбани, арабским лидером Палестины. В 884 году калб под командованием Утайфа ибн Нима присоединился к восстанию против Аббасидов в Хомсе и убил губернатора этого города аль-Фадля ибн Карима. Однако Аббасиды победили повстанцев и отбили Хомс.

К X веку калбы были одной из трех крупнейших арабских конфедераций Сирии и были в основном сосредоточены в центральной части региона; двумя другими конфедерациями были тайи на юге Сирии и Килаб на севере Сирии. Однако, в отличие от тайов и килабов, которые были относительно недавно прибывшими в Сирию, большинство представителей древнего племени калб были оседлыми крестьянами, утратившими к этому времени свою традиционную кочевую мобильность. Из-за своей склонности к оседлости калбы постепенно утратили доминирующее положение в регионах аль-Джауф и Вади-Сирхан в пользу своих тайских союзников, в то время как те, кто оставались кочевниками, либо мигрировали, чтобы присоединиться к своим родственникам в центральной Сирии, либо остались низкий профиль в своих традиционных жилищах. Также в отличие от тайя и килаба, калбы в центральной Сирии потеряли свои племенные связи в соседних регионах.

Однако некоторые кланы калб, особенно в Самаве, нашли сильного покровителя в карматах движение. Ветви Калба Бану Улайс и Бану аль-Асбах окружили карматского лидера Яхью ибн Зикравайха, и вместе они устроили засаду на армию Аббасидов и убили ее командира Сабука ад-Дайлами в 901 году. После этого они совершили набег несколько деревень на пути в Дамаск, где они сожгли мечеть Аль-Русафа. Яхья был убит тулунидами, после чего калб присоединился к брату Яхьи, ал-Хусайну ибн Зикравайху. При аль-Хусайне альянс калб-карматов нанес поражение армиям Тулунидов до тех пор, пока аль-Хусейн не был схвачен и казнен в 903 году по приказу халифа аль-Муктафи.

. Бану аль-Асбаг и Бану Улайс оставались верными карматам и к ним присоединилась другая ветвь калб, Бану Зияд. Под предводительством карматского лидера Абу Ганима Насра они совершили набег на Дамаск, Босру, Адхриат и Тверию и убили заместителя губернатора Джунд аль- Урдунн. Это побудило аль-Муктафи направить карательную экспедицию во главе с Хусейном ибн Хамданом против калба, но калб и Асад победили Хамдана, вынудив его бежать в Алеппо. Позже в том же году Ибн Хамдан победил калб и их тайй союзников. Затем калбы совершили набег на места в Самаве и атаковали Хит. В ответ аль-Муктафи послал армию во главе с Мухаммадом ибн Исхаком ибн Кундаджем, который вынудил калбов предать карматов и убить Насра, тем самым избежав карательных действий властей. Тем не менее, с решительным поражением карматов от Аббасидов в 970-х годах вновь обретенная сила калбов в значительной степени уменьшилась.

Во время правления халифа аль-Мустаршида (1118–1135), Калб предал вождя Мазиадидов губернатору Дамаска.

Примечания

Ссылки

Библиография

Последняя правка сделана 2021-05-11 10:36:29
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте