ВВС и противовоздушная оборона. Ратно ваздухопловство и противваздушна одбрана. Ратно ваздухопловство и противваздушна одбрана | |
---|---|
Основан | 1945 |
Распущен | 1992 |
Страна | Югославия |
Тип | Военно-воздушные силы |
Размер | 32000 человек (ок. 1989 г.) |
Часть | Югославская народная армия |
HQ | Земун |
Техника | 1200 самолетов |
Боевые действия | Вторая мировая война. Югославские войны |
Командиры | |
Последний командир | генерал-полковник |
Знак отличия | |
Роундель | |
Фин вспышка | |
Самолет летал | |
Атака | J-21, J-22, G-4, G-2, SA.342 GAMA |
Истребитель | МиГ-21 МиГ-29 |
Патруль | Ка-25, Ка-28, Ми-14 |
Разведка | ИЖ-21, IJ-22 |
Дрессировщик | Утва 75, G-2, G-4, NJ-22 |
Транспорт | An -2, Ан-26, ЯК-40, Ми-8 |
ВВС и ПВО (сербохорватский : Ратно ваздухопловство и противваздухопловство и противваздушна одбрана; сокр. RV и PVO / РВ и ПВО), был одним из трех видов Югославской народной армии, югославской армии. Обычно называемые югославскими военно-воздушными силами, на пике своего развития они были одними из крупнейших в Европе. Филиал был расформирован в 1992 году после распада Югославии.
К началу 1945 года югославские партизаны под командованием маршала Тито освободили большую часть югославской территории от оккупационных войск. Партизанская армия NOVJ включала авиационные подразделения, обученные и оснащенные Великобританией (с Supermarine Spitfires и Hawker Hurricanes, см. Balkan Air Force ) и Советским Союзом (с Як-3, Як-7, Як-9 и Ильюшин Ил-2 ) и ряд специальных единиц, оснащенных самолеты, захваченные у немецких люфтваффе и ВВС независимого государства Хорватия (Messerschmitt Bf 109G, Junkers Ju 87 Stuka и многие другие).
5 января 1945 года различные авиационные части NOVJ были официально включены в состав новых югославских ВВС (Югославско-Ратно Ваздухопловство - JRV). В то же время вступила в строй югославская истребительная группа, которая находилась под советским указанием на аэродроме Земун. С 17 августа 1944 года, когда была введена в строй первая югославская эскадрилья Spitfire , до конца войны в Европе югославские самолеты совершили 3500 боевых вылетов и налетали 5 500 часов. Таким образом, когда наступило мирное время, JRV уже располагала сильным и опытным ядром личного состава.
12 сентября 1945 г. в Белграде была создана Военная авиационная академия для подготовки будущих пилотов. Дальнейшее развитие JRV получило в конце 1945 года с созданием Союза авиации Югославии (Vazduhoplovnni Savez Jugoslavije - VSJ). В его состав вошли шесть авиационных союзов - по одному на каждую входящую республику - с общей целью популяризации спортивного полета и авиационных технологий среди молодежи страны. В июне 1947 г. первая авиашкола VSJ в Боронгае (около Загреба ) начала подготовку учеников.
Организация послевоенной JRV была основана на советском образце дивизий, полки и эскадрильи. Практически все исходное оборудование было поставлено Советским Союзом - захваченные во время войны самолеты были быстро списаны. К концу 1947 года JRV насчитывала около 40 эскадрилий самолетов и стала самой мощной авиационной авиацией на Балканах. В июне 1948 года Югославия разорвала отношения со сталинским Советским Союзом. Страна сразу же подверглась сильному политическому давлению со стороны Советского Союза и его балканских соседей, и предыдущие источники самолетов, запасных частей и топлива для JRV были перекрыты. Возможность вторжения воспринималась серьезно. Эксплуатационная способность самолетов JRV резко упала, некоторые самолеты были разобраны, чтобы предоставить запчасти для остальных. Возобновленные усилия по развитию малого отечественного авиапрома увенчались определенным успехом: за учебно-тренировочными самолетами Икарус Аэро 2 и Икарус 213 Вихор на вооружение последовали одноместный истребитель Икарус С-49 и первый югославский девичий реактивный самолет Икарус 451М.
Однако основная численность JRV все еще сокращалась, поэтому в 1951 году начальник штаба Югославии генерал-полковник Коча Попович, посетил Соединенное Королевство, чтобы обсудить ситуацию. Было согласовано, что в ближайшее время будет осуществлена крупная партия самолетов. В октябре 1951 года были поставлены первые истребители-бомбардировщики de Havilland Mosquito F.B.6. В следующем году 150 истребителей-бомбардировщиков Republic F-47D Thunderbolt были доставлены из США в рамках Пакта о взаимопомощи.
Первый реактивный самолет, который будет эксплуатироваться JRV, четыре учебно-тренировочных самолета Lockheed T-33A, прибыл 10 марта 1953 года, а вскоре за ним последовал первый из 229 Republic F -84G Thunderjet Истребители-бомбардировщики. Серийные номера самолетов Thunderjets были от 10501 до 10729. Первые восемь самолетов Thunderjets, все из которых составляли 48 самолетов TFW, прибыли в Батайницу 9 июня 1953 года. В то же время несколько югославских пилотов прошли обучение в Германии. Эти поставки существенно повысили боевую эффективность JRV. Десять вертолетов Westland Dragonfly были приобретены в 1954 году, а в 1956 году, после многочисленных задержек по политическим соображениям, был доставлен 121 истребитель-перехватчик F-86E / Canadair CL-13 F.4 Sabre.
В 1959 году JRV была объединена с подразделениями противовоздушной обороны, находившимися в ведении армии, и стала называться ВВС и ПВО (Ратно Ваздухопловство и Противваздушна Одбрана - JRViPVO). Отношения с Советским Союзом резко улучшились после того, как Никита Хрущев стал советским лидером, и в сентябре 1962 года это привело к поставке первых перехватчиков МиГ-21Ф-13. Отсутствие возможных самолетов для замены американских истребителей-бомбардировщиков и учебных самолетов побудило югославскую отечественную авиастроительную промышленность (Соко, Утва ) производить новые учебно-тренировочные реактивные самолеты и истребители-бомбардировщики. После создания ряда прототипов югославская авиастроительная промышленность изготовила легкий учебно-тренировочный самолет Soko G-2 Galeb, который частично заменил ряд самолетов Lockheed T-33, и одноместный самолет Galeb. версия, Soko J-21 Jastreb легкий штурмовик. Galeb имел большой успех, и он был лучше, чем Aero L-29 Delfín, который был основным учебно-тренировочным самолетом в Варшавском договоре и ряде других ВВС. Таким образом, Galeb экспортировался только в Ливию. JRViPVO также приобрела ряд отечественных служебных самолетов UTVA-66. Двадцать пять средних транспортных вертолетов Ми-4 были также получены для вертолетных частей из СССР. В конце 60-х годов JRViPVO закупила ряд советских МиГ-21 в составе истребителя МиГ-21ПФМ, разведывательного МиГ-21Р, учебно-тренировочного МиГ-21У и США, пятнадцать польских Ми-2 легких вертолетов, двадцать пять Zlin Z.526M Trainer Masters для авиационной военной академии в аэропорту Земуник и началась поставка средних транспортных вертолетов Ми-8 Т .
В 1970-е годы почти все американские самолеты были заменены советскими истребителями МиГ-21 и отечественными учебно-штурмовыми самолетами. Начато много новых проектов, таких как учебно-тренировочный самолет Утва 75, легкий штурмовик / учебно-тренировочный самолет G-4 Super Galeb. Также стартовал самый крупный проект Soko J-22 Orao штурмовик, созданный в сотрудничестве с румынским IAR. Была куплена 21 французская Aérospatiale Gazelle, после чего завод Soko в Мостаре начал серийное производство лицензионного Soko SA.341H, который позже был построен во многих других версиях. Вертолеты Ми-8Т заменили старые вертолеты Ми-4, Стрекоза, Вихрь и Ми-2. Также была модернизирована истребительная авиация новыми модификациями МиГ-21, МиГ-21М, МиГ-21МФ и МиГ-21УМ. Транспортные возможности выросли с приобретением семнадцати самолетов Ан-26.
В 1980-х годах основное внимание уделялось частичной замене самолетов J-21 и G-2 более молодыми Orao и Super Galebs. ВВС закупили последнюю версию МиГ-21, МиГ-21бис, который был последней моделью МиГ-21. Всего было поставлено 93 транспортных вертолета Ми-8Т, а завод «Соко» произвел около 140 лицензионных «Газелей» в различных вариантах. JRV создала свою выставочную команду Leteće Zvezde (Летающие звезды) из семи самолетов Soko J-21 Jastreb, которые позже были заменены семью Super Galebs. В 1987 году в СССР была закуплена первая эскадрилья новых современных истребителей МиГ-29, что сделало Югославию первым ее покупателем. Они были временным решением до запланированного производства нового многоцелевого самолета Novi Avion.
В 1986 году JRViPVO претерпела ограниченную реорганизацию, в результате которой ее оперативные подразделения были сгруппированы в три региональных корпуса вместо пяти, которые использовались ранее. Основными задачами авиации были противодействие усилиям противника по установлению превосходства в воздухе Югославии и поддержка оборонительных операций сухопутных войск и флота. Основной организацией были три корпуса ВВС и ПВО; 1-й корпус ВС и ПВО, 2-й корпус ВС и ПВО и 3-й корпус ВС и ПВО.
Основным компонентом JRV была истребительная авиация. Когда впервые появились истребители 2-го поколения, Югославия изначально решила купить французские истребители Mirage III, но этот вариант был отклонен из-за роли французов в войне за независимость Алжира. В поисках альтернативы Югославия обратилась к СССР и закупила советские МиГ-21. Таким образом, большинство истребителей были советскими самолетами МиГ-21 различных модификаций МиГ-21М, МиГ-21МФ и МиГ-21ПФМ 1970-х годов и МиГ-21БИС начала 1980-х годов. В 1986 году JRV закупила у СССР одну эскадрилью истребителей МиГ-29 . В тот период МиГ-29 был одним из самых современных истребителей, а Югославия стала одной из первых стран, купивших МиГ-29. Каждый корпус ВВС и ПВО имел по одному истребительному авиационному полку (Lovački Aviacijski Puk - LAP). В Первом корпусе ВВС и ПВО имелся 204-й истребительный авиационный полк. Роль этого полка заключалась в охране Первого корпуса ВВС и ПВО от возможной агрессии, особенно в защите столицы Югославии Белграда, а затем в поддержке сухопутных войск Югославской народной армии. В состав 204.LAP входили две истребительные эскадрильи: 126.LAE, оснащенные самолетами МиГ-21 Бис, и 127.LAP, оснащенные новыми МиГ-29. Базой 204-го истребительного авиационного полка была авиабаза Батайница недалеко от Белграда. Третий корпус ВВС и ПВО имел 83-й истребительный авиационный полк (83.LAP), базирующийся на авиабазе Слатина около Приштины. 83-я единица была оснащена самолетами МиГ-21, 123-я - старыми МиГ-21М и СЧ, 130-я - МиГ-21Бис. Пятый корпус ВВС и ПВО располагал 117-м истребительным авиационным полком на авиабазе Селява. Желява была одной из лучших авиабаз в Европе с подземной взлетно-посадочной полосой, ангарами, средствами технической поддержки, самыми современными радарами и коммуникационным оборудованием, источниками электроэнергии, питьевой водой, свежим воздухом, продуктами питания, оборудованием, оружием и топливом для 30-дневного пребывания без любые связи с внешним миром. Подразделения в Селяве были 124-й и 125-й, оснащенными истребителями МиГ-21 Бис, и 352-я - истребителями-разведчиками МиГ-21Р.
штурмовая авиация или истребительно-бомбардировочная авиация (Lovačko-Bombarderska Aviacija) была во втором плане JRV. Все штурмовики были самодельными. Новые самолеты, такие как штурмовик J-22 Orao и легкий учебно-тренировочный самолет G-4 Super Galeb, заменяли старые J-21 Jastreb и Г-2 Галеб легкий учебно-тренировочный самолет. Первый корпус ВВС и ПВО имел две истребительно-бомбардировочные эскадрильи и одну разведывательную эскадрилью, оснащенную штурмовыми самолетами-разведчиками. 252-я из авиабазы Батайница находилась под прямым командованием ее корпуса ВВС и ПВО (в отличие от других эскадрилий, которые находились под командованием своих полков / бригад). Он был оснащен более старыми легкими штурмовиками J-21 Jastreb и учебно-штурмовыми самолетами G-2 Galeb, служебным самолетом Utva-66 и новым G-4 Super Galebs. Под командованием 97-й авиационной бригады (входившей в состав 1-го корпуса ВВС и ПВО) находилась одна 240-я истребительно-бомбардировочная эскадрилья с Ястребами и одна разведывательная эскадрилья 353.IAE, оснащенная разведывательно-штурмовыми самолетами IJ-22 Orao.. Третий корпус ВВС и ПВО состоял из двух крупных истребительно-бомбардировочных авиационных частей, 98-й авиационной бригады и 127-го истребительно-бомбардировочного авиационного полка. 98-я авиационная бригада из Скопски-Петроваца в Македонии имела три эскадрильи, две эскадрильи истребителей-бомбардировщиков и одну разведывательную эскадрилью. Эскадрилья истребителей-бомбардировщиков состояла из 241-й, оснащенных штурмовиками J-22 Orao, 247-й - Jastrebs и 354-й IAE - разведывательным самолетом IJ-21 Jastreb. 127-й истребительно-бомбардировочный авиационный полк на авиабазе Голубовцы состоял из двух истребительно-бомбардировочных эскадрилий: 239-й с G-4 Super Galebs и 242-й с самолетами Jastrebs и J-22 Orao. Пятый корпус ВВС и ПВО располагал большинством частей истребительно-бомбардировочной авиации, одной авиационной бригадой и двумя истребительно-бомбардировочными авиационными полками. 82-я авиационная бригада на авиабазе Церкле, Словения, имела две эскадрильи истребителей-бомбардировщиков и одну разведывательную эскадрилью. Две истребительно-бомбардировочные эскадрильи составляли 237.LBAE, оснащенные J-21 и NJ-21 Jastrebs, и 238-я - самолетами J-22 и NJ-22 Orao. Разведывательная эскадрилья была 351-й, оснащенной разведывательно-штурмовыми самолетами IJ-21 Jastreb и IJ-22 Orao. 105-й истребительно-бомбардировочный авиационный полк на авиабазе Земуник-Задар состоял из двух авиационных эскадрилий истребителей-бомбардировщиков: 249-й с Super Galebs, 251-й с Galebs и одна авиационная эскадрилья, 333-я с УТВА 75 учебно-тренировочный самолет, транспортный самолет Ан-2, вертолеты Газель и Супер Галебы. 185-й истребительно-бомбардировочный авиационный полк в аэропорту Пулы состоит из одной истребительно-бомбардировочной эскадрильи, 229-й с G-4 Super Galebs и одной истребительной эскадрильи, 129-й с самолетами МиГ-21 в модификациях МиГ-21ПФМ, МиГ-21УС и МиГ-21УМ.
Военная академия ВВС им. Маршала Тито использовала 105-й истребительно-бомбардировочный авиационный полк из Задара, 107-й вертолетный полк из Мостара, 127-й истребительно-бомбардировочный авиационный полк с авиабазы Голубовцы и 185-й истребительный авиаполк. -Бомбардировочный авиационный полк из Пулы для обучения своих курсантов. Первыми курсанты научились летать на служебных самолетах типа Утва 75. Основная база находилась в Задаре, в 105-м истребительно-бомбардировочном авиационном полку, откуда молодые летчики совершили свои первые полеты на самолетах «Утва-75». Изучив основы полетов в 333-м, они научились летать на реактивных самолетах в 251-м на G-2 Galeb реактивных учебно-тренировочных самолетах. Когда курсанты освоили полеты на реактивных учебно-тренировочных самолетах «Галеб», то свое обучение на реактивных самолетах они освоили в 249-м году на учебных курсах «Супер Галеб». После обучения полетам на реактивных самолетах курсанты продолжили свое обучение в других подразделениях, в зависимости от того, стали ли они пилотами вертолетов, истребителей или истребителей-бомбардировщиков. Курсанты, которые стали пилотами вертолетов, продолжили обучение в 107-м вертолетном полку в Мостаре, летали на вертолетах «Газель» в 782-м и 783-м или на вертолетах Ми-8 в 782-м. Курсанты-истребители-бомбардировщики продолжили обучение в 127-м истребительно-бомбардировочном авиационном полку в Голубовцах, летая сначала на супер-Галебах в 239-м, а затем на штурмовиках J-21 Jastreb и J-22 Orao. В 242-м летчики-истребители курсанты продолжили свое образование в 185-м истребительно-бомбардировочном авиационном полку в Пуле, где они сначала летали на Супер-Галебах в 229-м, а затем в 129-м на МиГ-21ПФМ и МиГ-21УМ / США, совершив первые сверхзвуковые полеты. После окончания учебы курсанты Военно-воздушной академии им. Маршала Тито становятся летчиками и поступают в свои воинские части.
Основным транспортным авиационным подразделением была 138-я транспортная авиационная бригада на авиабазе Батайница. 138-й был отдельным отрядом под прямым командованием штаба JRViPVO. В его состав входили три эскадрильи, две эскадрильи транспортной авиации VIP и одна эскадрилья транспортных вертолетов. Эскадрильи транспортной авиации составили 675-е, оснащенные Як-40, Falcon 50 и 678-е, оснащенные самолетами ЯК-40 VIP и вертолетами Ми-8 в транспортном варианте VIP. Также было немного единиц транспортной авиации из нетранспортных бригад / полков. В составе 119-й авиационной бригады в Нише было 677 самолетов, оснащенных Ан-26 и Ан-2, которые использовались для обучения 63-й парашютно-десантной бригады. В Плесо в составе 111-й авиационной бригады была 676-я, также были оснащены транспортными самолетами Ан-26 и Ан-2. Также имелась одна авиационная эскадрилья 333.AE из 105-го истребительно-бомбардировочного авиационного полка в Задаре, которая была оснащена одним самолетом Ан-2, который использовался для парашютной подготовки курсантов Военной академии ВВС им. Маршала Тито.
Вертолетные подразделения JRV были оснащены около 190 самодельных вертолетов «Газель» в служебном, штурмовом, спасательном и разведывательном вариантах, 90 советских Ми-8Т Hip-C грузовые вертолеты и 12 советских противолодочных вертолетов. Каждый корпус ВВС и ПВО имел специальный вертолетный отряд (Specijalno Helikoptersko Odeljenje - SHO), оснащенный четырьмя вертолетами Ми-8, за исключением Специального вертолетного отряда Первого корпуса ВВС и ПВО, который был оснащен двумя Aérospatiale Alouette III легкие многоцелевые вертолеты и два транспортных вертолета Ми-8. В составе 138-й транспортной авиационной бригады, которая была отдельным подразделением под непосредственным командованием штаба JRViPVO, была одна эскадрилья транспортных вертолетов, 890.TRHE, оснащенная вертолетами Ми-8 и «Газель». Первый корпус ВВС и ПВО имел 107-й вертолетный полк из Мостара (БиГ), который состоял из двух эскадрилий, 782.HE, оснащенных вертолетами Gazelle в версиях SA.341 и SA.342 Gama, а также Ми-8 и 783.HE укомплектован вертолетами Газель. Эскадрильи 107-го вертолетного полка использовались Военной академией ВВС им. Маршала Тито. Также в Дивулье находились три вертолетных эскадрильи 97-й авиационной бригады; 676.ППАЭ с вертолетами «Газель» и противопожарными самолетами КЛ-215, 784.ПФЭ с 12 Ми-14, Ка-25 и Ка-28 противотуманными. -подводные вертолеты и 790.TRHE, оснащенные грузовыми вертолетами Ми-8. В 3-м корпусе ВВС и ПВО было три вертолетных эскадрильи в 119-й авиационной бригаде; 712.POHE оснащен боевыми вертолетами Gazelle Gama, 714.POHE также оснащен вертолетами Gazelle Gama и 787.TRHE оснащен транспортными вертолетами Ми-8. В 5-м корпусе ВВС и ПВО также было три вертолетных эскадрильи; 711.POHE, оснащенный Gazelle Gama, 713.POHE также оснащенный ударными вертолетами Gazelle Gama и 780.TRHE, оснащенный грузовыми вертолетами Ми-8. Была также одна эскадрилья смешанной авиации, 333.AE из 105.LBAP, в которой было несколько вертолетов «Газель», которые использовались для тренировок Военной академией ВВС им. Маршала Тито. В командных районах армии также были свои вертолетные эскадрильи, оснащенные разведывательными вертолетами «Газель Гера». EIV района 1-й армии находился на авиабазе Батайница, EIV района 2-й армии находился в Скопски-Петроваце, EIV района 3-й армии в Плесо и EIV района ВМФ находился в Дивулье.
В 1991 году глубоко укоренившиеся недовольства, которые некоторое время угрожали единству Федерального государства, наконец достигли апогея, когда Словения начала движение к независимости. В конце июня 1991 года JRViPVO было поручено доставить солдат и федеральную полицию в Словению. словенцы сопротивлялись восстановлению централизованного контроля, которое быстро переросло в вооруженный конфликт. Были сбиты два вертолета ВВС, а JRViPVO нанесла авиаудары по телевизионным передатчикам и позициям словенской территориальной обороны. После политического соглашения федеральные силы покинули Словению.
Между тем, между хорватскими и сербскими войсками в Хорватии вспыхнул вооруженный конфликт. JRV совершил несколько низких передач в демонстрации силы против Хорватии и нанес несколько ударов. В августе 1991 года федеральное правительство, в котором доминируют сербы, начало открытую военную кампанию против хорватов. JRV активно обеспечивала транспорт и непосредственную авиационную поддержку наземных войск, но постепенно была вынуждена покинуть авиабазы за пределами контролируемых этническими сербами территорий. Военные действия закончились перемирием 3 января 1992 года. Оборудование JRV в Боснии и Герцеговине было передано новым ВВС Республики Сербской и использовалось во время войны в Боснии. Между 1991 и 1992 годами JRV потерял в общей сложности 46 самолетов и вертолетов в Словении, Хорватии и Боснии и Герцеговине. Основная часть ВВС бывшей СФРЮ была унаследована ВВС новой Союзной Республики Югославии.
Полк / бригада | Эскадрилья | Тип самолета | База | ||
---|---|---|---|---|---|
138-я транспортная авиационная бригада | 675-й TRAE 678-й TRAE 890-й TRHE | Як-40, Falcon 50, Learjet 25, Do-28D Як-40, Ми-8 Ми-8, SA.341, SA.342 | Батайница | ||
1-й корпус ВВС и AD | |||||
ШО | SA.316, Ми-8 | Батайница | |||
97-я авиационная бригада | 240-й LBAE 353-й IAE 676-й PPAE 748-й PPHE 790-й TRHE | J-21 Jastreb IJ-22 Orao CL-215, SA. 341 Ка-25, Ка-28, Ми-14 Ми-8 | Дивулже-Сплит | ||
107-е вертолетное крыло | 782-е HE 783-е HE | SA.341, Sa.342, Ми-8 SA.341, SA.342 | Мостар | ||
204-й истребительный авиаполк | 126-й ЛАЭ 127-й ЛАЭ | МиГ-21 Бис МиГ-29, МиГ-29УБ | Батайница | ||
252-я ЛБАЭ | J-21 Ястреб, Г-2 Галеб,. Г-4 Супер Галеб, Утва 66 | Батайница | |||
3-й корпус ВВС и ПВО | |||||
ШО | Ми-8 | Ниш | |||
83-е истребительное авиационное крыло | 123-я ЛАЭ 130-я ЛАЭ | МиГ-21 Бис МиГ-21М, МиГ-21МФ | Слатина | ||
98-я авиационная бригада | 241-я ЛБАЭ 247-я ЛБАЭ 354-я IAE | J-22 Orao J-21 Jastreb IJ-21 Jastreb | Скопски Петровац и Ладжевцы / Кралево | ||
119-я авиационная бригада | 677-й TRAE 712-й POHE 714-й POHE 787-й TRHE | Ан-2, Ан-26 SA.342 SA.342 Ми-8 | Ниш | ||
172-е истребительно-бомбардировочное авиационное крыло | 239-е LBAE 242-е LBAE | G-4 Super Galeb J-21 Jastreb, J-22 Orao | Голубовцы | ||
5-й корпус ВС и ПВО | |||||
ШО | Ми-8 | Плесо | |||
82-я авиационная бригада | 237-я ЛБАЭ 238-я ЛБАЭ 351-я IAE | J-21 Jastreb, NJ-21 Jastreb J-22 Orao, NJ-22 Orao IJ-21 Jastreb, IJ-22 Orao | Cerklje | ||
105-й истребитель- Бомбардировочное авиационное крыло | 249-й LBAE 251-й LBAE 333-й AE | G-4 Super Galeb G-2 Galeb Utva 75, An-2, SA.341, G-4 Super Galeb | Задар | ||
111-я авиационная бригада | 676-я TRAE 711-й ПОЭ 713-й ПОЭ 780-й ТРГЭ | Ан-2, Ан-26 SA.342 SA.342 Ми-8 | Плесо | ||
117-й истребительный авиаполк | 124-й ЛАЭ 125-й ЛАЭ 352-й ИАЭ | МиГ-21 Бис МиГ-21 Бис МиГ-21Р | Желява | ||
185-й истребительно-бомбардировочный авиаполк | 129-й ЛАЭ 229-й ЛБАЭ | МиГ-21ПФМ, МиГ-21УМ / США G-4 Super Galeb | Пула | ||
Эскадрильи командных районов армии | |||||
EIV района 1-й армии EIV района 2-й армии EIV района 3-й армии EIV района ВМФ | SA.341 Hera SA.341 Hera SA.341 Hera SA.341 Hera | Батайница Скопски Петровац Плесо Дивулье-Сплит | |||
Эскадрильи штабов территориальной обороны Республики (ТО) | |||||
ELABA RSTO Slovenije ELABA RSTO Crne Gore | J-20 Kragulj / SA.341 J-20 Kragulj | Брник Голубовцы | |||
Югославская военно-воздушная академия | |||||
105-е учебное авиационное истребительно-бомбардировочное авиационное крыло 107-е учебное вертолетное авиационное крыло 172-е учебное авиационное истребительно-бомбардировочное авиационное крыло 1 85-й истребительно-бомбардировочный авиационный учебный корпус | (см. Выше) | (см. Выше) | Задар Мостар Голубовцы. Пула |
В 1962 году ВВС Югославии представили новую систему обозначений самолетов для идентификации конкретных типов самолетов. До этого времени ВВС были в основном оснащены боевыми самолетами американского производства, такими как F-84G и T-33A, и обычно использовалось американское обозначение. Однако самолеты, модифицированные для выполнения разведывательных задач, такие как F-86D и T-33A, назывались IF-86D и IT-33A. Выбор МиГ-21, который не имел аналогичного обозначения, в качестве нового фронтового истребителя привел к введению официальной системы обозначения самолетов.
Основное обозначение состояло из буквы префикса, обозначающей основную роль самолета, и двузначного индивидуального типового номера, например: J-22. Префиксы ролей:
Кроме того, используются различные префиксы модификации ролей и буквы суффикса, чтобы обозначить тренер, разведчик и т. Д. Варианты основной дизайн. Буквы изменения ролей:
Общий | Вариант | Тип |
---|---|---|
Истребители | ||
L-10 * | Republic F-84G | |
L-11 * | Canadair Sabre | |
Л-12 | Микоян-Гуревич МиГ-21Ф-13 | |
НЛ-12 | Микоян-Гуревич МиГ-21У-400/600 | |
Л-13 * | Североамериканский F-86D Sabre | |
L-14 | Микоян-Гуревич МиГ-21 ПФМ | |
L-14I | Микоян-Гуревич МиГ-21R | |
NL- 14 | Микоян-Гуревич МиГ-21УС | |
Л-15 | Микоян-Гуревич МиГ-21 M | |
Л-15М | Микоян-Гуревич МиГ-21МФ | |
Л -16 | НЛ-16 | Микоян-Гуревич МиГ-21 УМ |
Л-17 | Микоян-Гуревич МиГ-21бис | |
Л-17К | Микоян-Гуревич МиГ-21бис-К | |
Л-18 | Микоян-Гуревич МиГ-29 | |
NL-18 | Микоян-Гуревич МиГ-29УБ | |
Атака | ||
J-20 | Соко J-20 Крагуй | |
J-21 | J-1 Ястреб | |
IJ-21 | Soko RJ-1 Jastreb | |
NJ-21 | Soko TJ-1 Jastreb | |
J-22 | J-22 Orao | |
IJ -22 | Soko RJ-2 Orao | |
NJ-22 | Soko TJ-2 Orao | |
INJ-22 | Soko RTJ-2 Orao | |
Вертолет | ||
WS 51 | Westland Dragonfly | |
H-19 | Sikorsky H-19 | |
H-40 | Mil Mi-8 | |
HT-40 | Mil Ми-8Т | |
HT-40E | Mil Mi-8 E i PED | |
H-41 | Mil / PZL Swidnik Mi-2 | |
HT-41 | Mil / PZL Swidnik Mi-2 | |
H-42 | Aerospatiale / Soko SA.341H Gazelle | |
HI-42 | Soko SA.341H HERA | |
HN-42M | Soko SA.341H GAMA | |
HO-42 | Aerospatiale / Soko SA.341H Gazelle | |
HS-42 | Soko SA341H | |
H-43 | Камов Ка-25 | |
НР-43 | Камов Ка-25Бш | |
Н-44 | Ми-14 | |
НР-44 | Ми-14ПЛ | |
H-45 | Soko SA.342L1 Gazelle | |
HN-45M | Soko SA.342L1 GAMA 2 | |
HO-45 | Soko SA.342L1 | |
H -46 | Камов К а-28 | |
НР-46 | Камов Ка-28 | |
Утилита | ||
В-50 | Утва-60Н | |
В-51 | Утва-66 | |
В-52 | Утва-66Н | |
В-53 | Утва-75 | |
Тренировка | ||
Н-60 | Соко Г-2 Галеб | |
Н-61 | Злин З. -526 | |
Н-62 | Соко Г-4 Супер Галеб | |
Н-63 | Утва Ласта | |
Транспорт | ||
Т-70 | Антонов Ан-26 | |
Т- 71 | Антонов Ан-2 |
Самолеты | Происхождение | Роль | Версия | Количество | ||
---|---|---|---|---|---|---|
Истребитель | ||||||
МиГ-21 | Советский Союз | истребитель учебно-тренировочный разведчик | МиГ-21Бис / ПФМ / М / МФ / Ф-13 МиГ- 21УМ / США МиГ-21Р | ~ 200 28 12 | ||
МиГ-29 | Советский Союз | истребитель учебно-тренировочный | МиГ-29Б МиГ-29УБ | 14 2 | ||
штурмовик | ||||||
Soko J-20 Kraguj | Югославия | борьба с повстанцами | J-20 | 40 | ||
Soko J-21 Jastreb | Югославия | атака тренер разведчик | J-21 NJ-21 IJ-21 | 108 25 36 | ||
Соко J-22 Орао | Югославия | нападение обучающий разведка | J-22 NJ-22 IJ-22 INJ-22 | 57 21 25 15 | ||
Транспорт и liaison aircraft | ||||||
Antonov An-2 | Soviet Union | cargo aircraft | An-2TD | 5 | ||
Antonov An-12 | Soviet Union | cargo aircraft | An-12 | 2 | ||
Antonov An-26 | Soviet Union | cargo aircraft | An-26 | 14 | ||
Yakovlev Yak-40 | Soviet Union | VIP aircraft | Yak-40 | 6 | ||
Dornier Do 28 | Germany | cargo aircraft | Do 28D-2 | 2 | ||
Firefighting aircraft | ||||||
Canadair CL-215 | Canada | firefighting | CL-215 | 6 | ||
Trainer aircraft | ||||||
Utva 75 | Yugoslavia | basic trainer | V-53 | 138 | ||
Soko G-2 Galeb | Yugoslavia | fighter-bomber/trainer | N-60 | 131 | ||
Soko G-4 Super Galeb | Yugoslavia | fighter-bomber/trainer | N-62 | 85 | ||
Helicopters | ||||||
Soko Gazelle | France /Yugoslavia | utility rescue reconnaissance attack | HO-42 HS-42 HI-42 HN-42 | 94 | ||
Mil Mi-8 | Soviet Union | transport | Mi-8T | 93 | ||
ASW helicopters | ||||||
Mil Mi-14 | Soviet Union | antisubmarine | Mi-14PL | 4 | ||
Kamov Ka-27 | Soviet Union | antisubmarine | Ka-28 | 2 | ||
Kamov Ka-25 | Soviet Union | antisubmarine | Ka-25BSh | 6 |
Yugoslav air force G-4 Super Galeb on display at the 1991 Paris air show
Yugoslavian J-22 Orao exhibited in the Museum of Aviation in Belgrade
Hawker Hurricane Mk IVRP with Yugoslav Air Force markings
Messerschmitt Bf 109 with Yugoslav Air Force markings
Ikarus S-49, one of the first fighter aircraft produced in Yugoslavia after WWII, was based on the pre-war Rogozarski IK-3.
Republic P-47D Thunderbolt with Yugoslav Air Force markings.
Supermarine Spitfire LF Mk VC used by Yugoslav RAF squadron.