Ильюшин Ил-2

редактировать
Советский штурмовик ВОВ

Ил-2
Il2 sturmovik.jpg
A ВВС СССР Ил-2М
РольШтурмовик
ПроизводительОКБ Ильюшина
Первый полет2 октября 1939 г.
Введение1941
В отставке1954 (Югославия и Болгария)
Основные пользователиСоветские ВВС. Польша, Болгария, Югославия
Произведено1941–1945
Номер построено36 183
ВариантыИльюшин Ил-10

Ильюшин Ил-2 (Кириллица : Илью́шин Ил-2) Штурмовик (кириллица : Штурмовик, Штурмовик) был штурмовиком, произведенным Советским Союзом в больших количествах во время Второй мировой войны. Война. Всего за время войны было выпущено 36 183 Ил-2 и его преемник Ил-10, всего было построено 42 330 единиц, что сделало его самым производимым военным самолетом в авиации. истории, а также один из самых производимых пилотируемых самолетов в истории наряду с американским послевоенным гражданским Cessna 172 и тогдашним тогдашним Советским Союзом Поликарповым По-2 Кукурузник Многоцелевой биплан.

Для пилотов Ил-2 самолет был просто миниатюрным «Илюша». Для солдат на земле это были «Горбун», «Летающий танк» или «Летающий пехотинец». Его послевоенное отчетное название НАТО было «Барк ». Самолет Ил-2 сыграл решающую роль на Восточном фронте. Когда фабрика задерживала поставки, Иосиф Сталин сказал директору фабрики, что они «столь же необходимы для Красной Армии, как воздух и хлеб».

Содержание

  • 1 Дизайн и разработка
    • 1.1 Происхождение
    • 1.2 Техническое описание
    • 1.3 Производство
  • 2 История эксплуатации
    • 2.1 Первоначальное использование и путаница в эксплуатации
    • 2.2 Новая тактика
    • 2.3 Эффективность в качестве штурмовика
    • 2.4 "Летающий" танк "
    • 2,5 Задний стрелок
    • 2,6 Воздушный бой
  • 3 Известный экипаж
  • 4 Варианты
  • 5 Военные операторы
  • 6 Самолеты на дисплее
  • 7 Выжившие самолеты
  • 8 Технические характеристики (Ил-2М3)
  • 9 См. Также
  • 10 Ссылки
    • 10.1 Примечания
    • 10.2 Библиография
  • 11 Внешние ссылки

Проектирование и разработка

Истоки

Ил-2М в Национальном музее авиации в Крумово, Болгария

Идея советского бронированного штурмовика относится к началу 1930-х годов, когда Дмитрий Павлович Григорович сконструировал ТШ-1 и ТШ-2 бронированные бипланы. Однако советским двигателям в то время не хватало мощности, необходимой для обеспечения хороших летных характеристик тяжелого самолета. Ил-2 был разработан Сергеем Ильюшиным и его командой в 1938 году. ЦКБ-55 представлял собой двухместный самолет с бронированным корпусом массой 700 кг (1500 фунтов), защищающим экипаж, двигатель, радиаторы и топливный бак. В загруженном состоянии «Ильюшин» весил более 4700 кг (10 400 фунтов), что составляло около 15% полной массы самолета. Специально для штурмовиков времен Второй мировой войны и аналогично конструкции носовой части фюзеляжа бронированного цельнометаллического биплана Imperial German времен Первой мировой войны Junkers JI броня Ил-2 проектировалась как грузовая. - несущая часть конструкции монокока Ильюшина, позволяющая значительно снизить вес. Опытный образец ЦКБ-55, совершивший первый полет 2 октября 1939 года, выиграл в правительственном соревновании Су-6 и получил обозначение ВВС БШ-2 . (БШ расшифровывалось как «бронированный штурмовик» или бронированный штурмовик). Опытные образцы - ЦКБ-55 и ЦКБ-57 - были построены на Московском заводе №39, на тот момент базе ОКБ Ильюшина.

БШ-2 обладал избыточным весом и недостаточной мощностью, с оригинальным двигателем Микулин АМ-35 1022 кВт (1371 л.с.), рассчитанным на максимальную выходную мощность на большой высоте. В связи с этим он был переработан в ЦКБ-57, более легкую одноместную конструкцию, с более мощным двигателем Микулин АМ-38 мощностью 1254 кВт (1682 л.с.), развитие АМ-35 оптимизирован для работы на низком уровне. Первый полет ЦКБ-57 состоялся 12 октября 1940 года. Серийный самолет прошел Государственные приемочные испытания в марте 1941 года, а в апреле получил новое обозначение Ил-2 . Поставки в оперативные части начались в мае 1941 года.

23-мм (0,91 дюйма) вооружение Ил-2 было предметом конкурса. На одной из первых фотографий Ил-2 в 1940 г. видно, что он оснащен двумя 23-мм автопушками МР-6 разработки Якова Таубина ([ru ]) в г. ОКБ-16. Пушка МР-6 весила 70 кг (150 фунтов) и развивала начальную начальную скорость пули 900 м / с (3000 фут / с). Он работал по принципу короткой отдачи и имел скорострельность около 600 об / мин. (Развитие пушки МР-6 восходит к 1937 году. Первоначальный вариант был испытан весной 1940 года на Bf 110, закупленном в Германии, потому что не было подходящего советского самолета, на котором можно было бы Летом 1940 г. прошла испытания на Пашинин И-21. Заводские испытания пушки МП-6 на Ил-2 проводились в августе 1940 г. В начале Ил-2 На прототипах эти пистолеты питались обоймами на 81 патрон. В полете эти зажимы иногда смещались из-за своей большой поверхности, что приводило к значительному аэродинамическому давлению. Весной 1941 года были проведены соревновательные испытания орудия МР-6, модифицированного с ленточным питанием, и новой газовой пушки Волков-Ярцев ВЯ-23, имевшей в остальном довольно схожие характеристики. Победителем на этом испытании был признан ВЯ-23. Впоследствии, в мае 1941 года, разработка пушки МР-6 была прекращена, и Таубин был арестован и казнен без судебного разбирательства в октябре того же года.

Техническое описание

Ил-2 - одномоторный Винтовой низкоплан смешанной конструкции с экипажем из двух человек (в ранних версиях - один), специально предназначенный для штурмовых операций. Наиболее примечательной его особенностью было включение брони в несущую схему планера. Броневые листы заменили каркас и обшивку гондолы и средней части фюзеляжа, а бронированный корпус из клепаной гомогенной броневой стали АВ-1 (АВ-2) обеспечивал безопасность двигателя, кабины, водяных и масляных радиаторов и топливных баков..

Производство

В начале 1941 года Ил-2 был заказан в производстве на четырех заводах и в конечном итоге был произведен в большем количестве, чем любой другой военный самолет в истории авиации, но к тому времени Нацистская Германия вторглась в Советский Союз 22 июня 1941 г., только Государственный авиационный завод 18 в Воронеже и завод 381 в Ленинграде начали производство, к моменту нападения Германии было построено 249.

Производство в начале войны было медленным, потому что после немецкого вторжения авиационные заводы под Москвой и других крупных городов на западе России пришлось перенести к востоку от Уральские горы. У Ильюшина и его инженеров было время пересмотреть методы производства, и через два месяца после переезда Ил-2 снова производились. Однако темп был не по душе премьер-министру Сталину, и он послал следующую телеграмму Шенкману и Третьякову:

Вы подвели нашу страну и нашу Красную Армию. У вас хватит смелости до сих пор не производить Ил-2. Наша Красная Армия теперь нуждается в самолетах Ил-2, как в воздухе, которым он дышит, как в хлебе, который он ест. Шенкман производит один Ил-2 в день, а Третьяков ежедневно строит один или два МиГ-3. Это издевательство над нашей страной и Красной Армией. Я прошу вас не испытывать терпение правительства и требовать, чтобы вы производили больше ИЖ. Это мое последнее предупреждение.

— Сталин

В результате «производство штурмовиков стремительно набирало обороты. Сталинское представление об Ил-2 как о хлебе для Красной армии закрепилось на авиационных заводах Ильюшина, и армия вскоре получила свои штурмовики. в количестве. "

История эксплуатации

Ил-2 в Музее Войска Польского в Варшаве.

Первоначальное использование и путаница в эксплуатации

Впервые Ил-2 использовался в составе 4-го ШАП (штурмового полка) над рекой Березина дней после начала немецкого вторжения. Самолет был настолько новым, что пилоты не проходили обучения летным характеристикам и тактике, а наземный экипаж не обучался обслуживанию или перевооружению. Полученная подготовка позволяла пилотам только взлетать и приземляться; ни один из пилотов не стрелял из оружия, не говоря уже о тактике. На 22 июня 1941 года в наличии было 249 Ил-2. За первые три дня 4-й ШАП потерял 10 Ил-2 в результате боевых действий противника, еще 19 были потеряны по другим причинам, а 20 летчиков погибли. К 10 июля 4-й ШАП сократился до 10 самолетов при численности 65.

Новая тактика

Тактика улучшалась по мере того, как советские летные экипажи привыкли к сильным сторонам Ил-2. Вместо прямого горизонтального захода на посадку на высоте 50 метров (160 футов) цель обычно держалась слева от пилота, и использовался поворот и мелкое пикирование на 30 градусов с использованием эшелонированной атаки четырьмя к двенадцать самолетов одновременно. Хотя ракеты Ил-2 РС-82 и РС-132 могли уничтожать бронетехнику одним попаданием, они были настолько неточными, что опытные пилоты Ил-2 в основном использовали пушки. Еще одним мощным оружием Ил-2 были кумулятивные бомбы ПТАБ кумулятивные (противотанковая авиабомба, «противотанковая авиационная бомба»). Они получили обозначение ПТАБ-2,5-1,5, так как имели общий вес 2,5 кг (5,5 фунта) и заряд взрывчатого вещества 1,5 кг (3,3 фунта). До 192 размещалось в четырех внешних раздатчиках (кассетных бомб ) или до 220 в внутренних подфюзеляжных отсеках вооружения внутренних панелей крыла. Заряд HEAT мог легко пробить относительно тонкую верхнюю броню всех тяжелых немецких танков. ПТАБ впервые были широко применены в Курской битве.

После этого Ил-2 широко применялся на Восточном фронте. Самолет мог летать в условиях низкой освещенности и нести вооружение, способное преодолеть толстую броню танков Panther и Tiger I.

Эффективность в качестве штурмовика

Советские самолеты Ил-2 атакуют немецкую колонну во время Курской битвы

Истинные возможности Ил-2 трудно определить по имеющимся документальным свидетельствам. В. Лисс в профиле самолета 88: Ильюшин Ил-2 упоминает о сражении во время Курской битвы 7 июля 1943 года, в котором 70 танков немецкой 9-й танковой дивизии были уничтожены Ильюшиным Ил- 2 секунды всего за 20 минут. В другом сообщении об акции в тот же день в сообщении советского штаба говорится, что:

Сухопутные войска высоко ценили работу авиации на поле боя. В ряде случаев удары противника были предотвращены благодаря нашим действиям авиации. Таким образом, 7 июля танковые атаки противника были сорваны в районе Кашары (13-я армия ). Здесь наша штурмовая авиация нанесла три мощных удара группами по 20–30 человек, в результате которых было уничтожено и выведено из строя 34 танка. Противник был вынужден прекратить дальнейшие атаки и отвести остатки своих войск к северу от Кашары.

— Glantz, Orenstein 1999, p. 260.

В Курской битве (операция «Цитадель») генерал В. Рязанов стал мастером массового использования штурмовиков, совместно разрабатывая и совершенствуя тактику боевых действий Ил-2. рукоположение в пехоту, артиллерию и танковые войска. Ил-2 под Курском использовали тактику «круга смерти»: до восьми штурмовиков образовали оборонительный круг, каждый самолет прикрывал впереди идущий своими пулеметами, а отдельные Ил-2 по очереди покидали круг, атакуя цель и возвращаясь в круг. Позднее Рязанов был дважды награжден Золотой Звездой Героя Советского Союза, а подчиненный ему 1-й штурмовой авиационный корпус стал первым подразделением, удостоенным почетного звания Гвардейского. В 1943 году одна потеря соответствовала 26 боевым вылетам "Штурмовика". Около половины погибших были сбиты истребителями, остальные попали под зенитный огонь.

Другие исследования боев под Курском показывают, что очень мало потерь немецкой бронетехники было вызвано Ил-2 или какой-либо другой. другие советские самолеты. Фактически, общие потери немецких танков в операции «Цитадель» составили 323 полностью уничтоженных, подавляющее большинство - противотанковые орудия и боевые бронированные машины. Кроме того, трудно найти какие-либо свидетельства из первых рук немецких танковых экипажей на Восточном фронте, описывающие что-либо, кроме случайных потерь от прямого воздушного нападения. Подавляющее большинство, около 95–98%, потерь танков было вызвано вражескими противотанковыми орудиями, танками, минами, артиллерией и атаками пехоты или просто оставлено в качестве операционных потерь (таких как механическая поломка или отсутствие топлива). что в основном произошло в течение последних одиннадцати месяцев войны.

Во время Курской битвы ВВС Ил-2 уничтожили не менее 270 танков (и 2000 человек) всего за два часа против 3-й танковой дивизии. Однако на 1 июля в 6-м танковом полку 3-й танковой дивизии было всего 90 танков, что на 180 меньше, чем было заявлено как уничтоженное. На 11 июля (намного позже боя) в составе 3-й танковой дивизии оставался 41 боевой танк. 3-я танковая дивизия продолжала бои весь июль, в основном с 48-м танковым корпусом. За этот период он не зафиксировал каких-либо чрезвычайных потерь от воздушных атак. Как и в случае с другими танковыми дивизиями под Курском, большая часть потерь 3-й танковой дивизии была вызвана закопанными советскими противотанковыми орудиями и танками.

Пожалуй, наиболее необычным заявлением Ил-2 ВВС является то, что они за четыре часа уничтожили 240 танков и в процессе практически уничтожили 17-ю танковую дивизию. На 1 июля 17-я танковая дивизия имела только один танковый батальон (II./Pz Rgt 39) с 67 танками, что на 173 меньше, чем заявлено ВВС. 17-я танковая дивизия находилась даже не в секторе главного удара, а южнее 24-го танкового корпуса 1-й танковой армии. Летом 1943 года 17-я танковая дивизия не зафиксировала каких-либо аномальных потерь из-за авиации и в том же году отступила на запад вместе с группой армий «Юг».

Основная проблема Ил-2 заключалась в неточности его атак. К концу войны Советы смогли сосредоточить большое количество штурмовиков для поддержки своих основных наступательных операций. Однако эффект часто был больше психологическим, чем фактическое физическое уничтожение целей, особенно против закопанных и бронированных целей. В наступлении 9 июня на Карельском перешейке в Финляндии финские зенитные силы были слишком малочисленными, чтобы противостоять армадам Пе-2 и Ил-2, но они быстро обнаружили, что Ил -2 атаки обычно сильно не попадали в цель, особенно с использованием бомб. В то время как некоторые атаки против крупных незащищенных целей, таких как конвои грузовиков и грузовиков и ограждения, имели разрушительные результаты, атаки на точечные цели с окопами обычно были неэффективными. Частые поединки между окопными 20- и 40-мм зенитными орудиями и атакующими Ил-2 так и не привели к полному уничтожению орудия, в то время как многие Ил-2 были сбиты в этих атаках. Ил-2 также означал, что он, как правило, будет нести лишь сравнительно легкие бомбовые нагрузки, что вместе с низкой точностью его атак делало его гораздо менее смертоносным штурмовиком, чем современные истребители-бомбардировщики союзников, такие как Republic P- 47 Thunderbolt и Hawker Typhoon. Ракетные снаряды были особенно неэффективны, даже более крупный RS-132 (из которых четыре были на вооружении) имел боеголовку всего лишь с 0,9 кг (2,0 фунта) взрывчатого вещества, что плохо по сравнению с типичным P-47. нагрузка из десяти 5 дюймов (13 см) HVAR, каждая из которых имеет боеголовку 21 кг (46 фунтов), или от восьми до двенадцати боеголовок по 27 кг (60 фунтов) RP-3 Hawker Typhoon ракеты. Точно так же бомбы «Штурмовика» обычно были всего лишь 50 кг (110 фунтов) или редко 100 кг (220 фунтов), слишком малы, чтобы компенсировать обычно большое отклонение от целевой точки. Чтобы компенсировать низкую точность прицела Ил-2, в 1943 году советское командование решило использовать кумулятивные бронебойные снаряды по бронетехнике противника и авиационную бомбу ПТАБ-2,5-1,5 SCAP. был запущен в производство. Эти малокалиберные бомбы загружались прямо в бомбовые отсеки и сбрасывались на вражеские машины с высоты до 100 метров (330 футов). Поскольку каждый Ил-2 мог нести до 192 бомб, огнестрельный ковер длиной 70 метров (230 футов) и шириной 15 метров (49 футов) мог прикрыть вражеские танки, что давало высокую вероятность «уничтожения». Летчики 291-го ШАП первыми применили бомбы ПТАБ-2,5-1,5. Во время одного вылета 5 июня 1943 года шесть штурмовиков под командованием подполковника А. Витрука за одну атаку уничтожили 15 танков противника, а за пять дней наступления противника 291-я дивизия заявила, что уничтожила или повредила 422 танка противника.

«Летающий танк»

Благодаря тяжелой броневой защите, Ил-2 мог выдержать большие потери, и его было трудно сбить наземным и авиационным огнем.

Главной угрозой для Ил-2 был огонь немцев с земли. В послевоенных интервью пилоты Ил-2 называли основной угрозой артиллерийские орудия калибра 20 мм (0,79 дюйма) и 37 мм (1,5 дюйма). В то время как легендарное орудие калибра 88 мм (3,5 дюйма) было грозным, низколетящие Ил-2 представляли собой слишком быстро движущуюся цель для относительно низкой скорострельности 88-го калибра, попадания попадались лишь изредка. Точно так же попытки в Финляндии летом 1944 года увеличить небольшое количество 20- и 40-мм (0,79 и 1,57 дюйма) зенитных орудий в полевой армии более тяжелыми 76-мм (3,0 дюйма) орудиями, привлеченными из обороны страны, также оказались относительно неэффективными и немногочисленными. Ил-2 были сбиты, несмотря на попытки применить другую тактику с осколочными, контактными и осколочными боеприпасами: тяжелым орудиям просто не хватило времени реакции, чтобы воспользоваться кратковременными возможностями стрельбы, которые предоставлялись атаками Ил-2 на малой высоте. Одноствольные 20-мм зенитные орудия также были признаны несколько неадекватными из-за ограниченной огневой мощи: одного или двух снарядов часто было недостаточно для уничтожения Ил-2, и если только Ил-2 не атаковал орудие сам по себе, таким образом представляя собой неподвижную цель, большее количество попаданий во время стрельбы было редкостью.

Бронированная ванна толщиной от 5 до 12 мм (от 0,20 до 0,47 дюйма), охватывающая двигатель и кабину, мог отражать весь огонь стрелкового оружия и скользящие удары крупнокалиберных боеприпасов. К сожалению, у задних стрелков не было преимуществ всесторонней броневой защиты, особенно сзади и по бокам, и они потеряли примерно в четыре раза больше пилотов. Дополнительные жертвы были вызваны советской политикой не возвращаться домой с неиспользованными боеприпасами, что обычно приводило к многократным попаданиям в цель. Советские войска часто запрашивали дополнительные пропуска даже после того, как у самолета заканчивались боеприпасы, чтобы воспользоваться устрашающим эффектом, который Ил-2 оказал на немецкие наземные войска, которые дали ему прозвище «Летающий танк». Пилоты люфтваффе назвали его Zementbomber (бетонный бомбардировщик). Финское прозвище maatalouskone («сельскохозяйственная машина» или «трактор») произошло от игры слов с maataistelukone (штурмовик, буквально «наземный боевой самолет», где kone, буквально «машина», в свою очередь сокращается от lentokone, самолет, буквально «летающая машина»)

Задний стрелок

Кабина Ил-2М. Музей авиации в Белграде, Сербия

Тяжелые потери вражеских истребителей вынудили вернуться в строй заднего стрелка; Ранние Ил-2 были модифицированы в полевых условиях путем вырезания отверстия в фюзеляже за кабиной для наводчика, сидящего на брезентовой стропе, вооруженного 12,7-мм (0,50 дюйма) пулеметом УБТ в импровизированной установке. Полубашенная артиллерийская установка позволяла вести огонь из пулемета под углами до 35 ° вверх, 35 ° по правому борту и 15 ° по левому борту. Испытания показали, что максимальная скорость снизилась на 10–20 км / ч (от 6 до 12 миль в час) и что управлять двухместным автомобилем было труднее, поскольку центр тяжести был смещен назад. В начале марта 1942 года серийные двухместные Ил-2 с новой кабиной наводчика начали заводские испытания. Вторая кабина и вооружение увеличили общую массу на 170 кг (370 фунтов), поэтому закрылки можно было открывать под углом 17 °, чтобы избежать слишком длинного разбега. Новый вариант имел удлиненный фюзеляжный отсек с удлиненным куполом, обеспечивающим некоторую защиту от непогоды. В отличие от хорошо бронированной кабины пилотского отделения со стальной обшивкой толщиной до 12 мм (0,47 дюйма) сзади, снизу и с обеих сторон, а также стеклянными секциями толщиной до 65 мм (2,6 дюйма), задний стрелок был снабжен Броня толщиной 6 мм (0,24 дюйма) эффективна только против снарядов винтовочного калибра.

Для улучшения характеристик ОКБ Микулина начало работы над модернизированным двигателем АМ-38. Новые двигатели развивали 1300 кВт (1700 л.с.) на взлете и 1100 кВт (1500 л.с.) на высоте 750 метров (2460 футов). Они дали улучшенные взлетные и маловысотные характеристики. 30 октября 1942 года серийные Ил-2 с АМ38 впервые были применены на Центральном фронте, успешно атаковав оккупированный немцами аэродром Смоленск. Кормовые орудия «Штурмовик» показали свою эффективность против вражеских истребителей, и только в ходе боевых испытаний артиллеристы сбили семь Bf 109 и отразили множество атак. В январе 1943 года на передовые части начали поступать двухместные штурмовики с форсированными двигателями АМ-38Ф (Форсеерованный - форсированный).

Тем не менее, смертность среди воздушных стрелков оставалась исключительно высокой, и только для поздних моделей, выпущенных после 1944 года, 13-миллиметровая (0,51 дюйма) задняя пластина броневого корпуса была перемещена назад в (деревянную) в задней части фюзеляжа, чтобы наводчик мог сидеть за топливным баком. Броня не доходила до задней части или ниже, хотя боковые броневые панели были приклепаны к задней бронеплите для защиты бака с боеприпасами для пулемета УБТ, обеспечивая некоторую степень защиты. Модификации, включая добавление заднего наводчика и орудия, увеличили вес позади центра тяжести, что привело к «предельной» устойчивости и характеристикам управляемости, которые были «едва приемлемыми». Необходимость смещения аэродинамического центра самолета назад из-за веса добавленного заднего стрелка и удлиненной кабины была причиной стреловидности наружных крыльев на более поздних Ил-2.

Бой воздух-воздух

Из-за нехватки истребителей в 1941–1942 гг. Ил-2 изредка использовались в качестве истребителей. Несмотря на то, что Ил-2 превосходил специальные истребители, такие как Messerschmitt Bf 109 и Focke-Wulf Fw 190, в воздушных боях он мог сражаться с другими самолетами Люфтваффе с некоторый успех. Немецкие передовые части, вооруженные Henschel Hs 126, больше всего пострадали от разрушительных действий Ил-2. Пилоты Ил-2 также часто атаковали близкие соединения Junkers Ju 87s, поскольку 7,92-мм пулеметы Ju 87 Stukas были неэффективны против тяжело бронированных штурмовиков. Зимой 1941–1942 годов Ил-2 использовались против транспортных самолетов Люфтваффе и стали самым опасным противником Junkers Ju 52 / 3m. Наиболее успешными в этих операциях оказались летчики 33-го ГвШАП. Другими успешными частями были те, которые в 1942–1943 годах действовали под Сталинградом. Их целями были не только Ju 52, но и бомбардировщики Heinkel He 111 и Focke-Wulf Fw 200 Condor, доставлявшие припасы осажденным немецким войскам.

А Ил-2 был смертоносным воздухом. - наземное оружие и даже довольно эффективный перехватчик против медленных бомбардировщиков и транспортных самолетов, большие потери были вызваны его уязвимостью перед атаками истребителей. Потери были очень высокими, самыми высокими из всех типов советских самолетов, хотя, учитывая количество находящихся на вооружении, этого можно было ожидать. Потери штурмовиков (включая Ил-10) в 1941–1945 гг. Составили 10 762 самолета (533 в 1941 г., 1676 в 1942 г., 3 515 в 1943 г., 3 347 в 1944 г. и 1691 в 1945 г.). Основная защитная тактика заключалась в том, чтобы лететь низко и снижать мощность по мере приближения истребителя. Это могло заставить истребитель пролететь мимо и влететь в зону огня Ил-2.

Во время боя на Карельском перешейке, Летнее наступление на Выборге. 1944, 24-я финская и 34-я истребительная эскадрильи и Люфтваффе II./JG 54 нанесли урон советским Ил-2. Всего за 30 дней (10 июня - 9 июля) финские и немецкие летчики-истребители сбили 111 и 53 Ил-2 соответственно.

Известный экипаж

Старший лейтенант Анна Егорова пилотировал 243 вылета Ил-2 и был трижды награжден. Одной из таких наград была Золотая Звезда Героя Советского Союза, которую она получила «посмертно» в конце 1944 года, так как считалась погибшей после расстрела. Она пережила заключение в немецком лагере для военнопленных.

Гвардии младший лейтенант Иван Григорьевич Драченко, еще один пилот Ил-2, был одним из четырех человек, удостоенных звания Героя Советского Союза, а также кавалером ордена Славы. каждого из трех классов Ордена Славы. Несмотря на то, что он потерял правый глаз в результате травм, полученных в ходе боевого вылета 14 августа 1943 года, он вернулся к статусу полета и продолжал совершать боевые вылеты до конца войны.

Получатель звания «Герой Великой Отечественной войны». Советский Союз »Т. Кузнецов пережил крушение своего Ил-2 в 1942 году, когда его сбили, возвращаясь с разведывательного задания. Кузнецов сбежал из места крушения и спрятался поблизости. К его удивлению, недалеко от места крушения приземлился немецкий истребитель Bf 109, и пилот начал осмотр потерпевшего крушение Ил-2, возможно, чтобы помочь Кузнецову или поискать сувениры. Быстро подумав, Кузнецов подбежал к немецкому истребителю и на нем улетел домой, едва избежав при этом быть сбитым советскими истребителями.

лейтенант. Полковник Нельсон Степанян летал на Ил-2 и участвовал в ряде воздушных боев и бомбардировок. Был сбит один раз, но вернулся на советские рубежи. Во время своего последнего вылета в Лиепая, Латвия 14 декабря 1944 года его самолет был поражен зенитным огнем, и, хотя он был ранен, он направил свой самолет на немецкий военный корабль.. Советские источники утверждают, что Степанян совершил не менее 239 боевых вылетов, потопил 53 корабля, 13 из которых совершил в одиночку, уничтожил 80 танков, 600 бронемашин и 27 самолетов.

Варианты

Ранний двухместный прототип оказался слишком тяжелым для ограниченной мощности раннего двигателя АМ-35. Вскоре была разработана модернизированная одноместная версия, которая участвовала в боях, особенно на начальном этапе войны в Советском Союзе. Хотя Ил-2 оказался смертоносным оружием класса «воздух-земля», большие потери были вызваны его уязвимостью для атак истребителей. Следовательно, в феврале 1942 года двухместная конструкция была возрождена. Ил-2М с задним стрелком под растянутым навесом был принят на вооружение в сентябре 1942 г., и уцелевшие одноместные самолеты в конечном итоге были модифицированы под этот стандарт. Более поздние изменения включали модернизацию пушек с 20 мм (0,79 дюйма) до 23 или 37 мм (0,91 или 1,46 дюйма), аэродинамические улучшения, использование деревянных наружных панелей крыла вместо металлических и увеличенный запас топлива. В 1943 году появились Ил-2 Тип 3 или Ил-2м3 с модернизированными «стреловидными крыльями», которые имели передние кромки, отклоненные назад на 15 градусов на внешних панелях, и почти прямые задние кромки, в результате чего крыло в плане напоминает тренажер АТ-6. Характеристики и управляемость были значительно улучшены в результате сдвига аэродинамического центра Ил-2 назад с измененной формой в плане «стреловидное крыло» для исправления более ранней проблемы, и это стало наиболее распространенной версией Ил-2.. Вариант Ил-2 с радиальным двигателем с двигателем Швецова АШ-82 был предложен в 1942 году для устранения предполагаемой нехватки рядных двигателей Микулина. Однако АШ-82 также использовался в новом истребителе Лавочкин Ла-5, который эффективно обеспечивал все имеющиеся двигатели ОКБ Лавочкина. Радиальный двигатель Сухой Су-2 штурмовик производился в небольших количествах, но в целом считался непригодным из-за неадекватных характеристик и отсутствия защитного вооружения.

ЦКБ-55
Два - прототип сиденья, двигатель АМ-35, первый полет 2 октября 1939 года.
БШ-2
Обозначение ВВС прототипа ЦКБ-55.
ЦКБ-57
Одноместный прототип, двигатель АМ-38, первый полет 12 октября 1940 года.
Ил-2 (ЦКБ-57П)
Одноместный серийный самолет, АМ-38 двигатель, первый полет 29 декабря 1940 г., часть поставлена ​​в строевые части в мае – июне 1941 г. В апреле 1941 г. переименована в Ил-2. Пушки 20 мм ШВАК или 23 мм ВЯ-23 (в зависимости от того, на каком заводе был изготовлен Ил-2).
Ил-2 двухместный
Двухместная версия, двигатель АМ-38, первые действия 30 октября 1942 г. Сталинград. Максимальная бомбовая нагрузка уменьшена с 600 до 400 кг (1300 до 880 фунтов). Используется на опушках летных формирований для защиты от немецких истребителей. Быстро заменен на «Ил-2 выпуска 1943 года».
Ил-2 выпуска 1943 года
На западе именуется «Ил-2М». Работает от модернизированного двигателя АМ-38Ф. Поставляется в войска с начала 1943 года. В 1943 году 20-мм Ил-2, вооруженные ШВАК, сошли на нет, остался только 23-мм вариант ВЯ.
Ил-2М с пушкой НС-37 в конформном орудии. капсулы под крыльями
Ил-2 с НС-37
На западе именуется «Ил-2 Тип 3М». На базе двухместного Ил-2, вооруженного Нудельман-Суранов НС-37 в конформных гондолах под крыльями, вместо 20/23-мм пушек, эта версия является попыткой создать противотанковый пулемет. - танковый самолет, впервые использованный в бою во время Курской битвы. Однако боевая эффективность была довольно низкой, и производство варианта ограничилось примерно 3500 экземплярами. Кроме того, уменьшена бомбовая нагрузка с 600 до 200 кг (с 1300 до 440 фунтов). На смену ему пришли штурмовики Ил-2, вооруженные кассетами с кумулятивными бомбами.
Ил-2 выпуска 1944 года «Крыло со стрелой»
На Западе его называют «Ил-2М3» или Ил-2 Тип 3 ". По мере того, как для советского авиапрома становилось все больше и больше дюралюминий, Ил-2 получил набор цельнометаллических панелей крыла. При этом форма внешнего крыла в плане была стреловидна, с прямой задней кромкой, так как центр тяжести был смещен назад после добавления наводчика. Изменением формы крыла восстановлена ​​управляемость двухместного Ил-2 до уровня одноместного Ил-2.
Ил-2У
Учебная версия, также известная как УИл-2 .
Ил-2Т
Вариант торпедоносца для ВМФ СССР с удаленными пушками ВЯ-23 для экономии веса, он мог нести одну 45 см (18 в) торпеда. Очевидно, это была всего лишь конструкция, поскольку 23-й штурмовой авиаполк Черноморского флота летал на штатных Ил-2М-3 с торпедными стойками в качестве полевой модификации, и что ни один такой самолет не был замечен в Журналы боевых вылетов.
Ил-2И
Бронированный истребитель, только прототип. Концепция основана на нескольких воздушных боях между бомбардировщиками Ил-2 и Люфтваффе. Доказано, что это невозможно из-за низкой скорости, из-за которой он может перехватывать только старые бомбардировщики Люфтваффе.
Ил-2 с М-82
Резервный проект, подготовленный на заводах, производящих АМ-35 / АМ-38 были эвакуированы. Испытания показали, что с двигателем истребителя низковысотные характеристики и управляемость недопустимы.

Военные операторы

Ил-2 М3 «Крыло со стрелой»
Болгария Народная Республика Болгария
  • ВВС Болгарии - в 1945 г. получили 120 Ил-2 и 10 учебных Ил-2У. Эксплуатировался с 1945 по 1954 г.
Венгрия
  • ВВС Венгрии - количество самолетов неизвестно. Тип эксплуатировался с 1945 по 1952 год.
Монголия Монгольская Народная Республика
Чехословакия
Илюшин Ил-2 30-го авиаполка 4. авиационная дивизия ВВС Чехословакии, 1946 г.
  • ВВС Чехословакии - получили 33 самолета Ил-2 и 2 учебно-тренировочных самолета Ил-2У. Этот тип эксплуатировался с 1944 по 1949 год.
Польша
Советский Союз
Югославия

Выставка самолетов

Отреставрированный Ильюшин Ил-2 «Штурмовик» на Центральном Музей ВВС, Монино
Болгария
Чехия
Венгрия
Норвегия
  • 3035560 - Ил-2м3 на статической выставке в Гренселандсмусите в Киркенесе, Тромс и Финнмарк. Он был извлечен из озера на норвежской стороне границы в 1985 году и восстановлен в России.
Польша
Россия
Сербия
США

Уцелевший самолет

Летный самолет Ил-2М3 из коллекции Flying Heritage, управляемый силовой установкой Allison V-1710
  • Composite - Ил-2м3, пригодный к полету в Музее летающего наследия и боевой брони в Эверетте, Вашингтон Он включал в себя части самолета, найденного на болоте около Пскова, и был восстановлен Retro Avia Tech с перевернутым Allison V-1710-113.
  • 1872452 - летная годность с Фондом Крылья Победы в Москва. Поднят в 2015 году со дна озера возле Мурманск и восстановлен авиационной реставрацией по заказу ОАК.
  • при восстановлении до летного состояния в Техническом музее Вадима Задорожного в Москве. Это единственный уцелевший одноместный Ил-2, построенный до 1942 года.
  • Восстановлен до летного состояния Фондом «Крылья Победы» в Москве.

Технические характеристики (Ил-2М3)

Восстановленный Ил -2 в музее Сер-Варангера в Норвегии.

Данные из Летописи Илюши…

Общие характеристики

  • Экипаж: 2
  • Длина: 11,65 м (38 футов 3 дюйма)
  • Размах крыла : 14,60 м (47 футов 11 дюймов)
  • Высота: 4,17 м (13 футов 8 дюймов) (поднятым хвостом)
  • Площадь крыла: 38,50 м (414,4 кв. Футов)
  • Масса пустого: 4425 кг (9,755 фунтов)
  • Максимальный взлетный вес: 6360 кг (14021 фунт)
  • Запас топлива: 730 л (190 галлонов США; 160 имп галлонов)
  • Силовая установка: 1 × Микулин АМ-38 F с жидкостным охлаждением Двигатель V12, 1280 кВт (1720 л.с.) (взлетная мощность), 1100 кВт (1500 л.с.) на 750 м (2460 футов)
  • Гребные винты: 3-лопастной гребной винт с регулируемым шагом AV-57-158, диаметр 3,60 м (11 футов 10 дюймов)

Рабочие характеристики

  • Максимальная скорость: 410 км / ч (250 миль / ч, 220 узлов) на высоте 1500 м (4900 футов)
  • Диапазон: 765 км (475 миль, 413 миль) при 2 75 км / ч (171 миль / ч; 148 кН) и 1000 м (3300 футов)
  • Срок службы: 2,75 часа
  • Практический потолок: 4525 м (14 846 футов) (практический потолок), 6360 м (20 870 футов) (абсолютный потолок)
  • Время набора высоты: от 15 минут до 5000 м (16000 футов)

Вооружение .

  • Пушки: .
  • Ракеты: .
  • Бомбы: .
    • 6 × 100 кг (220 фунтов) бомб в крыловых бомбоотсеках и подкрылье или
    • 4 × дозатора по 48 2,5 кг (5,5 lb) Противотанковые бомбы ПТАБ (всего 192) в отсеках крыла

См. также

Соответствующая разработка

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

Ссылки

Примечания

Библиография

Внешние ссылки

На Викискладе есть материалы, связанные с Ильюшиным Иль- 2.
Последняя правка сделана 2021-05-23 11:53:09
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте