Соко G-2 Galeb

редактировать
G2 Galeb
Soko G-2A Galeb.jpg
РольРеактивный тренер и штурмовик
Национальное происхождениеСоциалистическая Федеративная Республика Югославия
ПроизводительSOKO
Первый полет3 июля 1961
СтатусОграниченное обслуживание
Основной пользовательВВС Югославии

ВВС Ливии

Произведено1965–1985
Количество построено248
Стоимость единицы150 000 долларов (1968)
ВариантыJ-21 Jastreb

Soko G2 Galeb (англ.: Seagull) - это югославский одномоторный, двухместный учебно-реактивный самолет и легкий штурмовик. G2 был разработан в 1950-х годах Авиационным техническим институтом в Ярково в качестве замены Lockheed T-33, находившегося на вооружении Yugoslav Air. Сила (сербохорватская латынь : Ratno vazduhoplovstvo i antivazdušna odbrana - RV и PVO). Производство началось в 1965 году на авиазаводе Соко в Мостаре и закончилось в 1985 году поставкой 248 самолетов. G2 отличился тем, что был первым серийным реактивным самолетом в социалистической Югославии. Он также послужил базой для одноместного штурмовика J-21 Jastreb.

RV i PVO получил 128 самолетов, которые использовались Академией ВВС для обучения новых пилотов. Вторым по величине оператором Galeb была Ливия, которая приобрела более 100 самолетов в 1970-е годы. Небольшое количество было также приобретено Заиром, Замбией и Индонезией. Во время распада Югославии «Галебы» использовались для штурмовых вылетов по всей Хорватии и Боснии и Герцеговине. К 1992 году RV i PVO G-2 были переброшены в Сербию и Черногорию, где они работали с ВВС новой FR Югославии. Самолеты оставались в эксплуатации до 1999 г., когда большинство из них были уничтожены на земле во время бомбардировки Югославии НАТО.

G2 ВВС Ливии использовались во время гражданской войны в Ливии силами Каддафи. с неизвестным числом, пережившим войну и поступившим на вооружение только в 2013 году. Единственный самолет остается на вооружении Центра технических испытаний сербских вооруженных сил. Ряд самолетов все еще используется гражданскими лицами под названием warbirds, включая частную пилотажную группу «Stars» из Нови-Сада.

Содержание
  • 1 Разработка
  • 2 Дизайн
  • 3 История операций
    • 3.1 Балканы
    • 3.2 Первая война в Конго
    • 3.3 Ливия
    • 3.4 Популярная боевая птица
  • 4 варианта
  • 5 Операторы
    • 5.1 Текущие операторы
    • 5.2 Бывшие операторы
    • 5.3 Частные операторы
  • 6 Технические характеристики (G2-A)
  • 7 См. Также
  • 8 Ссылки
    • 8.1 Примечания
    • 8.2 Библиография
  • 9 Внешние ссылки
Разработка
A G2 Galeb на статической выставке во время Парижского авиасалона 1963 года

В 1957 году VTI (Авиационно-технический институт) Югославии приступил к проектированию самолета, который впоследствии получил название Galeb. Основная цель разработки Galeb состояла в том, чтобы произвести отечественную замену американскому Lockheed T-33 Shooting Star, который в то время был наиболее часто используемым реактивным учебно-тренировочным самолетом, используемым югославом. Воздушные силы; Галеб должен был соответствовать различным качествам и требованиям, предъявляемым к выполнению учебных миссий начального, среднего и продвинутого уровней. Первичное производство Galeb производилось югославским производителем самолетов SOKO на своем предприятии в Мостаре, Босния и Герцеговина, которое было создано ранее в том же десятилетии, в 1951 году.

Galeb был разработан совместными усилиями Югославии и Соединенного Королевства и, как сообщается, внес значительный вклад в экспортную стоимость последнего ;. Значительная часть компонентов и вспомогательного оборудования, такого как силовая установка, эжекторные сиденья и навигационное оборудование, среди прочего, которые были установлены на самолет, были получены от ряда британских авиакосмических производителей или были непосредственно произведены ими. Согласно авиационному изданию Flight International, большая часть британского оборудования, используемого на Galeb, была решающим фактором в появлении самолета на авиашоу в Фарнборо 1968 года .

Спонсорство разработки самолета было предоставлен британским производителем двигателей Rolls-Royce Limited, чей двигатель Armstrong Siddeley Viper турбореактивный был выбран в качестве двигателя этого типа. Выбор двигателя Viper для двигателя этого типа был мотивирован широким требованием к упрощенной силовой установке, которая была бы простой в обслуживании и была бы надежной, несмотря на неизбежно грубое обращение, выполняемое неопытными пилотами во время летной подготовки, а также простота для установки внутри планера и при умеренных температурах на входе в турбину.

Для проведения летных испытаний этого типа было построено два прототипа самолета. 3 июля 1961 года первый полет первого из этих прототипов, получившего обозначение Galeb 1, выполнил летчик-испытатель капитан Любомир Зекавица. Принципиальное различие между прототипом Galeb 1 и более поздним Galeb 2 состояло в том, что у Galeb 1 было три резиновых бака в фюзеляже, в то время как более поздний Galeb 2 использовал в общей сложности два фюзеляжных бака на 230 галлонов (США) и два бака на законцовках крыла емкостью 51 галлон (США) каждый. После завершения полноразмерного деревянного макета был построен второй прототип Galeb 2, получивший обозначение типа G2.

Во время летных испытаний максимальная скорость 812 км / ч (440 узлов) на 6200 м (20 100 футов) было достигнуто в чистой конфигурации, без краски и полированного планера. Максимальная скорость погружения составляла 0,81 Маха, что можно было получить при длительном погружении с большой высоты. По словам главного летчика-испытателя Soko, капитана Душана Крвавица, Galeb «неутомителен и легко летает»; К другим благоприятным характеристикам самолета относятся послушные характеристики сваливания и способность к умеренным скоростям приземления.

G2 Galeb впервые появился за пределами Югославии на Парижском авиасалоне 1963 года.

В 1964 году началось производство G2, что сделало его первым реактивным самолетом собственной разработки, который поступил в серийное производство в Югославии (первым реактивным самолетом, построенным в Югославии, был Ikarus 451M в 1952 году, который в производство не поступил). После Соко 522 это был второй самолет, построенный на СОКО. Первая серийная серия G2-A была внесена в реестр самолетов Югославских ВВС 30 июля 1965 года, а последняя - 6 января 1981 года. G2-A был известен в югославских вооруженных силах под названием Обозначение Н-60. Производство обновленных самолетов для экспорта в Ливию было продлено до середины 1983 года. Всего «Соко» произвела 248 самолетов Galeb, 132 из которых находились на вооружении югославских ВВС.

Дизайн
Сербский G2 Galeb на авиабазе Кечкемет, Венгрия, 2010

G2 Galeb - это универсальный учебно-тренировочный самолет, пригодный для выполнения разнообразный набор учебных миссий для минимизации количества самолетов, необходимых для выполнения общих требований к обучению оператора. Самолетом управляет экипаж из двух человек, обычно кандидат в пилот и инструктор, которые сидят в кабине тандем, причем кандидат обычно размещается в переднем положении; обоим членам экипажа предоставляются легкие Folland Type 1-B эжекторные сиденья.

Galeb оснащен одним Armstrong Siddeley Viper II Mark 22/6 турбореактивный двигатель, способный обеспечить тягу до 2 500 фунтов. По данным Flight International, двигатель Viper обеспечивает самолету быстрое ускорение без остановок в любых условиях. Galeb имеет простую конструкцию, в которой используется обычная конструкция с напряженной обшивкой с использованием рам и переборок. Задняя часть фюзеляжа, которая крепится к основному фюзеляжу самолета сразу за фонарём кабины, обеспечивает высокий уровень доступа к двигателю и окружающей его части; носовая часть фюзеляжа содержит тандемную кабину, цельную центроплану и большинство систем. Точки захвата хвостового оперения расположены на переборке задней части фюзеляжа. Galeb имеет цельнометаллическое прямое крыло с концевыми баками; шасси убирается в крылья, а не в фюзеляж.

Гидравлическая система включает в себя гидравлический насос с приводом от двигателя, гидравлический резервуар / аккумулятор, и фильтр. Электрические системы включают батарею 24- в, высокоэнергетическую систему зажигания, генератор, посадочные и рулевые фонари, навигационное освещение и маяк для предотвращения столкновений. Пневматические системы содержат стравливающий воздух компрессор, противообледенительные / меры по удалению запотевания и элементы системы контроля окружающей среды.

Эксплуатационный G2 Galeb на дисплее на авиасалоне в Батайнице 2012

В отсутствие герметичной кабины практический потолок самолета составляет от 7000 (22 800 футов) до 9 000 м (29 000 футов). По словам Соко, к 1968 году для Galeb была разработана герметичная кабина, которая стала доступной для клиентов. Военно-воздушным силам требовался тренажер со второстепенными боевыми способностями, который мог бы работать с неподготовленных взлетно-посадочных полос; Не зная таких требований, конструкторы предусмотрели шасси, достаточно прочное, чтобы самолет был пригоден для посадки на авианосцы. Потребность в безопасном учебном самолете, который не допускает посадки, означала, что колеса втягивались в крылья, а не в фюзеляж, создавая более тяжелое прямое крыло, которое с меньшей вероятностью свалится при посадке, но исключает сверхзвуковой полет.

Ориентированный на инструктора Galeb имеет несколько конструктивных отличий от ориентированного на наземную атаку Soko J-21 Jastreb ; Помимо усиления планера, одно существенное различие между этими двумя самолетами заключается в удалении задней кабины на J-21 Jastreb, это место вместо этого было закрыто обтекателем, а внутреннее пространство использовалось для размещения авионика и другое авиационное оборудование. "Галеб" легко может выполнять задачи по наземным атакам в дополнение к своей учебной роли, будучи оснащен подкрыльевыми узлами подвески, которые совместимы с целым рядом боеприпасов, таких как бомбы и ракеты, а также с 12,7-мм пулеметами; для проведения разведки на самолет также можно было установить камеру.

История эксплуатации
G2 Galeb, 2008

G2-A Galeb был стандартной версией, эксплуатируемой югославскими ВВС. Они использовались в основном для учебно-боевой подготовки курсантов ВВА (Военно-воздушной академии), поэтому наибольшее количество этих самолетов находилось в частях ВВА. К 1968 году «Галеб», как сообщается, использовался для обучения большинства пилотов югославских ВВС.

По сообщениям, самолет был очень легким и щадящим в полете, с простым обслуживанием, поэтому он нравился студентам и техническим специалистам. Они регулярно находились в воздухе 5000 часов (у G2 Galeb, выставленного в Югославском музее аэронавтики, в бортовом журнале было 6200 часов). Экспортный вариант G2-AE стал доступен с конца 1974 года и был построен для Ливии и Замбии.

. В начале 2000-х годов была сформирована сербская команда демонстрации реактивных самолетов «Звезды» (также известная как «Звезда»). ; Они провели свой международный дебют, используя в общей сложности четыре G2 Galeb на авиашоу AIR BORNE 2007 в Ракице.

Балканы

G2-A Galeb широко использовался в боевых действиях 105-м истребителем-бомбардировщиком. Полк югославских ВВС над Боснией и Герцеговиной во время боснийской войны. Персонал Организации Объединенных Наций, дислоцированный в Хорватии, наблюдал, как несколько галебов отправились Удбина с территории, контролируемой сербами, для проведения ударных операций.

Первая война в Конго

По некоторым данным, Франция и Югославия поддерживали правительство Мобуту во время Первой войны в Конго. В частности, Югославия согласилась отправить три самолета J-21 и один G2, а также четыре МиГ-21 ПФМ, а три Ми-24 были закуплены у Украины И отправили в регион тоже. Все эти самолеты базировались в аэропорту Гбадолите в районе Норд-Убанги и управлялись в основном сербскими наемниками. За некоторыми исключениями, остается неизвестным, что именно произошло с каждым из этих самолетов и как они использовались после прибытия в Заир в конце 1996–1997 годов. В случае с Ми-24 известно, что один из них попал в линию электропередачи и разбился 27 марта 1997 года, в результате чего погибли три члена экипажа и четыре пассажира.

Судьба по крайней мере одного J-21 Jastreb была невелика. лучше: Ратко Турчинович, один из сербских наемников, был убит во время полета на сверхнизком уровне над Гбадолите и подрезав своим крылом фонарный столб. Обломки его самолета упали прямо на колонну молодых солдат на параде, в результате чего десятки погибших среди них. Турчинович якобы стал жертвой личной алкогольной проблемы. После этого события сербы были изгнаны, а Ястребы и Галебы были оставлены вместе с МиГ-21 и двумя Ми-24, которые должны были быть собраны группой российских или украинских техников в Гбадолите, но сборочные работы так и не были завершены.

Ливия

Ливийские ВВС были успешным оператором такого типа; к 2002 году в его арсенале оставалось в общей сложности 80 самолетов G2 Galeb.

Этот тип широко использовался во время гражданской войны в Ливии в 2011 году правительственными войсками, сражавшимися против народного восстания. в восточном регионе Ливии. Силы, верные ливийскому лидеру полковник Каддафи, использовали этот тип для регулярных наземных атак на силы повстанцев. 24 марта 2011 г. один G-2 Galeb был уничтожен после приземления французских ВВС Dassault Rafale после того, как он нарушил объявленную бесполетную зону над Мисрата. На следующий день еще пять самолетов G2 вместе с двумя вертолетами Ми-35 были уничтожены французскими боевыми самолетами, действовавшими в том же районе; Позже спутниковые снимки показали, что эти пять самолетов на самом деле были истребителями МиГ-23 Микоян-Гуревич

. Во время нынешней Второй ливийской гражданской войны исламистские силы из Рассвет Ливии (возглавляемый непризнанным новым Всеобщим национальным конгрессом, базирующимся в Триполи), как сообщается, имеет от двух до четырех галебов на службе. Однако их фактическое рабочее состояние определить сложно.

Popular warbird

До югославских войн по крайней мере дюжина галебов была куплена американскими торговцами warbird, а некоторые до сих пор находятся на гражданской зарегистрируйтесь сегодня. Остальные операторы расположены в Индонезии, Сербии, Новой Зеландии, Словении и США. Он также использовался в сценах воздушных боев в фильме Aces: Iron Eagle III.

Варианты
Сербская пилотажная группа "Flying Stars" на авиашоу в Словении, 2008
G2-A
Два- сиденье усовершенствованный реактивный учебно-тренировочный самолет, легкий штурмовик.
G-2A-E
Двухместная экспортная версия для Ливии и Замбии.
G2Š
Тренажер без оружия.
G3 Galeb-3
Опытный образец экспортной версии впервые поднялся в воздух 19 августа 1970 года с BMB (Rolls-Royce / Bristol Siddeley) Viper Mk 532 Турбореактивный двигатель от J-21 Jastreb, современная кабина, камеры в боевых танках, боевая нагрузка увеличена вдвое, JATO и другие модификации.
Операторы

Текущие операторы

Сербия

Бывшие операторы

Босния и Герцеговина
Хорватия
Индонезия
  • IPTN, с 1 Soko G2 Galeb. Этот самолет использовался в качестве охотника на N-250 Первый полет. Зарегистрировано как PK-XGS. Сейчас хранится в ангаре PTDI с прототипами N-250.
Ливия Ливия
  • Ливийские ВВС - (версия G2A-E) Первоначально 116 (5 самолетов, захваченных во время конфликта 2011 года в Мисурате).
Ливия Ливия
  • Свободные ВВС Ливии - (версия G2A-E) 5 самолетов, захваченных ВВС Каддафиста в аэропорту Мисрата 24 февраля 2011 года.
Югославский G2 Galeb выставлен в Музее авиации в Белграде
Югославия
Заир
  • 1 Galeb поставлен вместе с 3 Jastrebs в рамках франко-югославского контракта в 1997 году.
Замбия

Частные операторы

Технические характеристики (G2-A)
Soko G2A Galeb Сохранился Rolls-Royce Viper в RAF Museum Cosford

Данные от Jane's All The World's Aircraft 1982–83, Flight International

Общие характеристики

  • Экипаж: 2
  • Длина: 10,34 м (33 фута 11 дюймов)
  • Размах крыла: 11,62 м (38 фут 1 дюйм) с наконечниками резервуаров
10,47 м (34 фута) без наконечников резервуаров
  • Высота: 3,28 м (10 футов 9 дюймов)
  • Площадь крыла: 19,43 м (209,1 кв. Футов)
  • Соотношение сторон: 5,55
  • Профиль :корень: NACA 64A213.5 ; подсказка :NACA 64A212
  • Масса пустого: 2,620 кг (5,776 фунтов) с снаряжением
  • Максимальный взлетный вес: 3,374 кг (7,438 фунтов) (чистый пилотажный тренажер)
3488 кг (7690 фунтов) (базовый тренажер без наконечников)
3828 кг (8439 фунтов) (навигационный тренажер с наконечниками)
3988 кг (8792 фунта) ( тренажер вооружения)
4300 кг (9480 фунтов) (ударная миссия)
  • Запас топлива: 780 кг (1720 фунтов) внутренний + 340 кг (750 фунтов) в двух дополнительных опускных баках на законцовке крыла
  • Силовая установка: 1 × DMB, построенный по лицензии Rolls-Royce Viper ASV.11 Mk 22-6 турбореактивный двигатель, тяга 11,12 кН (2500 фунт-сила)

Производительность

  • Максимальная скорость: 756 км / ч (470 миль / ч, 408 узлов) на уровне моря
812 км / ч (505 миль / ч; 438 узлов) на высоте 6200 м (20341 фут)
  • Скорость сваливания : 158 км / ч (98 миль / ч, 85 узлов) закрылки вниз и воздушные тормоза
180 км / ч (110 миль / час; 97 узлов) закрылки вверх и воздушные тормоза в
  • Дальность: 669 км ( 416 миль, 361 морских миль) на высоте 9000 м (29528 футов) с полными концевыми баками
  • Продолжительность полета: 2 часа 30 минут на высоте 7000 м (22966 футов))
  • Практический потолок: 12000 м (39000 футов)
  • Ограничения по g: +8 -4
  • Скороподъемность: 22,83 м / с (4494 фут / мин)
  • Время набора высоты: .
  • 3000 м (9843 футов) за 2 минуты 24 секунды
  • 6000 м (19685 футов) за 5 минут 30 секунд
  • 9000 м (29528 футов) за 10 минут 12 секунд.
  • Разбег: 490 м (1608 футов) по траве
  • Посадочный разбег: 400 м (1312 футов) по траве
  • Разбег до 15 м (49 футов): 640 м (2100 футов)
  • Посадочный разбег с 15 м (49 футов): 710 м (2329 футов)

Вооружение .

  • Пушки: 2 × 12,7-мм (0,500 дюйма) пулемет пистолеты в носовой части с 80 об / мин
  • Узлы подвески: 4 общей грузоподъемностью 300 кг (661 фунт),

Авионика . полная аппаратура ППП с коммуникациями

См. также
Внешнее видео
значок видео G-2 Galeb во время выступления на авиашоу Classic Fighters 2005, Бленхейм, Новая Зеландия
значок видео Кадры восстановления пары самолетов Galeb
значок видео Пилотажная группа STARS на четырех самолетах Galeb

Связанная разработка

Самолет сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Ссылки

Примечания

Библиография

Внешние ссылки
Викискладе есть медиафайлы, связанные с SOKO G-2 Galeb.
Последняя правка сделана 2021-06-08 08:36:20
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте