A реактивный учебно-тренировочный самолет - это реактивный самолет для использования в качестве инструктора, будь то базовая или продвинутая летная подготовка. Реактивные тренажеры представляют собой либо нестандартные конструкции, либо модификации существующих самолетов. С появлением военных самолетов с реактивными двигателями ближе к концу Второй мировой войны возникла потребность в обучении пилотов управлению такими самолетами.
Первое поколение учебных самолетов в 1940-х годах было модифицировано на основе существующих конструкций, таких как Gloster Meteor и Lockheed T-33, но за ними последовали специальные учебно-тренировочные самолеты. например, Aero L-29 Delfín и BAC Jet Provost.
В процессе обучения различные военно-воздушные силы использовали реактивные тренажеры для разных этапов обучения. Хотя большинство военно-воздушных сил продолжали использовать поршневые или более поздние турбовинтовые самолеты для базовой подготовки, ряд реактивных тренажеров, таких как Cessna T-37 Tweet, появился на ранних этапах обучения пилотов. Пилоты, которые были выбраны для пилотирования истребителей или ударных самолетов, затем перешли к пилотированию более совершенных учебных самолетов, таких как Hawker Siddeley Gnat.
. Поскольку первые реактивные учебно-тренировочные самолеты устарели, появились следующие поколения, британцы использовали одноместные самолеты. двигатель BAE Systems Hawk, а французы заказали Dassault / Dornier Alpha Jet. В рамках Варшавского договора Aero L-39 Albatros стал стандартным учебно-тренировочным самолетом.
По мере развития реактивного учебно-тренировочного самолета он также использовался для обучения обращению с оружием, в результате чего некоторые учебно-тренировочные самолеты были преобразованы в легкий ударный самолет; например, Cessna T-37 Tweet был преобразован в Cessna A-37 Dragonfly.