Saab 105 | |
---|---|
Роль | Военный учебно-тренировочный самолет |
Национальное происхождение | Швеция |
Производитель | Saab AB |
Первый полет | 29 июня 1963 |
Введение | 1967 |
Статус | На вооружении |
Основные пользователи | ВВС Швеции. ВВС Австрии |
Произведено | 1963–1972 гг. |
Количество построенных | 192 |
Стоимость единицы | 210 000 долларов (1961 г.) |
Saab 105 - шведский высокоплан, twinjet учебно-тренировочный самолет, разработанный в шестидесятых годов как частное предприятие Saab AB. ВВС Швеции, которые предпочли закупить этот тип для различных ролей, выпустили самолет под обозначением Sk 60 . Sk 60 поступил на вооружение в 1967 году, заменив стареющий флот De Havilland Vampire.
ВВС Швеции закупили в общей сложности 150 самолетов и еще 40 были экспортированы в Австрию, получив обозначение Saab 105Ö . Saab 105 также используется выставочной группой ВВС Швеции Команда 60 и ранее использовался двумя демонстрационными группами ВВС Австрии, «Каро Ас» и «Серебряные птицы».
В 1959 году Saab инициировала разработку того, что впоследствии будет называться Saab 105. Компания решила разработать самолет как частное предприятие и рассчитывала, что этот самолет сможет использоваться в самых разных военных и гражданских целях. В военном отношении 105 может использоваться как учебно-тренировочный самолет, вести воздушную разведку и наземную атаку, а также ограниченный перехватчик возможности. Среди разнообразных ролей, запланированных для самолета, Saab предложила конфигурацию салона от четырех до пяти человек бизнес-джет, предназначенную для использования корпоративными клиентами. В то время 105 был одним из немногих небольших европейских самолетов, оснащенных турбовентиляторным двигателем, который, как сообщалось, представлял интерес для потенциальных бизнес-клиентов. 105 был предназначен для вывода Saab на рынок бизнес-джетов; однако в конечном итоге таких клиентов для этого типа не появилось, и поэтому Saab предпочел сосредоточить свой интерес на военных клиентах.
Вначале ВВС Швеции заключили с Saab обязательство, которое зависело от удовлетворительной работы прототипа во время летных испытаний, что будет размещен заказ как минимум на 100 самолетов. В декабре 1961 года правительство Швеции объявило, что разрешило ВВС Швеции спонсировать разработку и производство единственного прототипа Saab 105 в учебной конфигурации. 29 июня 1963 года этот первый прототип совершил свой первый полет. Программа летных испытаний вскоре показала, что этот тип обладает хорошими управляемыми качествами и способен выполнять фигуры высшего пилотажа. В марте 1965 года единственный прототип был отправлен на предприятия Turbomeca в Pau, Pyrénées-Atlantiques, Aquitaine, France, для дальнейшие летные испытания силовой установки Turbomeca Aubisque.
6 марта 1965 года ВВС Швеции получили разрешение от правительства Швеции разместить заказ на первоначальное количество 130 самолетов Saab 105. Шведские самолеты были разделены на три основных варианта: Sk 60A для обучения и связи с четырехместной конфигурацией, Sk 60B для легких атак с двухместной конфигурацией сидений бок о бок., а также двухцелевой штурмовик и разведывательный самолет Sk 60C, оборудованный различными камерами в носовой части самолета для последней роли.
Улучшенная версия, обозначенная как Saab 105Ö, была закуплена Австрией как легкий многоцелевой -ролевые самолеты с намерением использовать их в качестве учебно-тренировочных, разведывательных, перехватывающих и атакующих. Чтобы соответствовать требованиям, установленным австрийскими ВВС, 105Ö имеет несколько ключевых отличий, в том числе некоторые изменения авионики, использование усиленного крыла для перевозки большего количества боеприпасов и оборудования на подкрыльевых точках подвески, и более мощная версия силовой установки Turbomeca Aubisque, которая обеспечивала превосходные характеристики при работе с авиабаз на большой высоте.
Saab 105 был разработан для использования в качестве небольшого и недорогого многоцелевого самолета, который чаще всего использовался в учебных целях. Это цельнометаллический двухрежимный самолет с герметичной кабиной. Он имеет конфигурацию Т-образного хвоста, скромные стреловидные крылья и пару двигателей, установленных по бокам фюзеляжа, прямо под крылом.
105 может быть оснащены различным вооружением и оборудованием для выполнения широкого круга задач, большинство из которых будет установлено на шести подкрыльевых точках подвески. При наземной атаке / непосредственной авиационной поддержке, 105 может использовать комбинацию неуправляемых ракет 135 мм, 127 мм и 75 мм, ракет класса "воздух-земля" и различных бомбы, в том числе напалмовые бомбы ; пара 30-мм пушек или 7,62-мм орудия могут быть установлены с использованием серии гондол. В качестве противовоздушной обороны в дополнение к пушкам могут использоваться AIM-9 Sidewinder ракеты класса "воздух-воздух". Кроме того, для перевозки максимум двух пассажиров, для пилота и второго пилота могут быть установлены эжекторные кресла меньшего размера, а небольшая скамейка прямо за ними может использоваться пассажирами. Типовые и более специализированные миссии по наблюдению / разведке также могут выполняться Saab 105 с возможностью оснащения оборудованием для обнаружения радиации для отбора проб атмосферы. При наличии подходящего оборудования Saab 105 можно было легко преобразовать между учебными и легкими атакующими.
В заводском исполнении Saab 105 обычно питался от пары Turbomeca Aubisque с малым байпасом. турбовентиляторные двигатели, производимые по лицензии Volvo Flygmotor как RM9. Сообщается, что двигатель Aubisque обеспечил благоприятные характеристики без двигателя, что позволило самолету продолжить успешный взлет в случае отказа одного из двигателей в критической точке. Это не была единственная силовая установка для этого типа, так как некоторые из 105 самолетов были оснащены двигателем General Electric J85. Самолеты ВВС Швеции были модернизированы в течение 1990-х, чтобы использовать более новый Williams International FJ44, который получил обозначение RM15.
В июле 1967 года первые пилоты-студенты ВВС Швеции начали обучение на Saab 105. В июле 1970 года официально началась подготовка пилотов австрийских ВВС на этом типе; к августу 2010 года 22 из австрийских самолетов Saab 105 оставались в эксплуатации, их общий налет составил около 1500 часов в год.
В течение 1990-х годов, к этому моменту, существующие двигатели шведских ВВС Sk 60 Предполагалось, что технический и экономический срок эксплуатации парка машин подходит к концу, поэтому было решено заменить двигатели Turbomeca Aubisque новыми двигателями Williams International FJ44, которые легче и дешевле в эксплуатации. В ноябре 1993 г. был подписан контракт на переоборудование 115 самолетов; количество модернизируемых самолетов было впоследствии сокращено в результате урезания оборонного бюджета. Замена была произведена в качестве недорогой меры для удовлетворения постоянных потребностей ВВС Швеции в основном учебно-тренировочном самолете. В сентябре 1996 года первый из этих модернизированных самолетов, который был переименован в Sk 60W, был повторно доставлен в ВВС Швеции.
В июне 2007 года Saab подписал долгосрочное соглашение о сервисном обслуживании с австрийской компанией. Air Force обеспечит логистику и техническую поддержку своего парка Saab 105Ö в течение следующих 10–15 лет. В декабре 2008 года Saab получила контракт на 900 миллионов шведских крон (115 миллионов долларов) на поддержку расширенных операций шведского парка из 105 тренажеров до середины 2017 года. В сентябре 2009 года был подписан контракт на сумму 130 млн шведских крон (18,8 млн долларов) на поставку пакета модернизации кабины и системы для самолета Sk 60. Одной из целей этой модернизации было повышение совместимости с Saab JAS 39 Gripen, основным боевым самолетом ВВС Швеции.
В октябре 2009 года Saab предложила заменить шведские ВВС Sk 60 кроссовок с Embraer Super Tucano. В марте 2014 года ВВС Швеции публично признали, что приступили к изучению вариантов замены Saab 105; Генерал-майор Микаэль Байден заметил, что изучаются возможности многонационального обучения и что предполагаемые самолеты на замену включают Alenia Aermacchi M-346, BAE Systems Hawk и Пилатус ПК-21. 28 марта 2014 года Saab и Pilatus Aircraft подписали меморандум о взаимопонимании, чтобы предложить PC-21 ВВС Швеции. 29 апреля 2015 г. Управление материально-технического снабжения (FMV) направило запрос на информацию (RFI) о новой системе военного летного обучения для обеспечения долгосрочного базового и повышенного обучения флоту; В требованиях к продвинутым инструкторам указывается наличие встроенных средств обучения, включая моделирование использования радара и оружия, а также тактические дисплеи в обеих кабинах, напоминающие самолеты четвертого и реактивного истребителя пятого поколения.
Данные модернизации гражданских и военных самолетов Джейн 1994–95
Общие характеристики
Характеристики
Вооружение .
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Saab 105. |