Подписаться

BAC Jet Provost

Последняя правка сделана 2021-05-11 14:48:15 Править
Британский учебно-тренировочный самолет

Jet Provost
Jet Provost XW324 2 (18649585228).jpg
Jet Provost T5
РольВоенный учебно-тренировочный самолет
Первый полет26 июня 1954 г.
Введение1955
В отставке1993
Статусв основном пенсионеры, некоторые экземпляры летали частным образом
Основной пользовательRoyal Air Force
Произведено1958–1967
Построено734
Разработано изПерсиваль Провост
ВариантыBAC Strikemaster

BAC Jet Provost - британский реактивный учебно-тренировочный самолет , который использовался с Королевскими ВВС. (RAF) с 1955 по 1993 год. Первоначально он был разработан Хантингом Персивалем из более раннего поршневого двигателя с базовым тренажером Персиваль Провост, а затем производства Британской авиастроительной корпорации (BAC). В дополнение к многочисленным заказам RAF, Jet Provost, иногда с легким вооружением, экспортировался во многие военно-воздушные силы по всему миру. Конструкция была также доработана в более тяжеловооруженную наземную атаку вариант под названием BAC Strikemaster.

Содержание

  • 1 Разработка
    • 1.1 Происхождение
    • 1.2 Прототипы и оценка
    • 1.3 Дальнейшее развитие
  • 2 Дизайн
  • 3 Эксплуатация
  • 4 Варианты
  • 5 Эксплуатанты
  • 6 Самолеты на дисплее
  • 7 Технические характеристики (T Mk. 5)
  • 8 См. Также
  • 9 Ссылки
    • 9.1 Цитаты
    • 9.2 Библиография
  • 10 Внешние ссылки

Разработка

Истоки

В начале 1951 года Хантинг Персиваль начал работу над исследованиями дизайна что в конечном итоге привело бы к реактивному провосту. В то время компания занималась массовым производством более раннего базового учебно-тренировочного самолета с поршневым двигателем Percival Provost, но ожидала, что спрос на учебно-тренировочный самолет с реактивным двигателем будет на горизонте. Команда разработчиков стремилась создать самолет, способный не уступать характеристикам управляемости действующим реактивным истребителям того времени, а также обладать скромным подходом и скоростью сваливания и оставаться простым в управлении, в отличие от стремления получить максимальные характеристики.

Прототип Jet Provost T.1 с первоначальной удлиненной ходовой частью на авиасалоне в Фарнборо в 1954 году

На начальном этапе проектирования все более частые связи с RAF Flying Training Сработала команда, которая помогла оценить факторы, необходимые для достижения успеха в аспектах предлагаемой конструкции самолета, таких как процессы обучения и требования к техническому обслуживанию. Во время разработки Hunting Percival намеренно повторно использовала как можно больше существующих компонентов и подсистем Percival Provost, включая хвостовые поверхности, основные плоскости и основные шасси опоры., чтобы ускорить разработку до стадии прототипа. Первоначальные проектные работы были выполнены как частное предприятие, независимо от требований к обслуживанию; В марте 1953 г. спонсорство британского правительства в поддержку разработки стало возможным благодаря интересу со стороны Министерства снабжения. В том же месяце был получен заказ на сервисные испытания реактивных провостов.

Прототипы и оценка

16 июня 1954 года прототип XD674 выполнил свой первый полет с завода в аэропорту Лутон, которым летал Дик Велдон. В течение следующих трех дней была совершена серия из семи полетов, одна за другой. К началу ноября 1954 года в ходе собственной программы летных испытаний Хантинга Персиваля прототип налетал в общей сложности 123 часа, после чего прототип был представлен для официальных испытаний в RAF Boscombe Down. Хотя испытания подтвердили, что общие характеристики Jet Provost являются удовлетворительными, были внесены изменения, такие как укорочение опор шасси для более плавной езды при развертывании на полуготовых взлетно-посадочных полосах.

19 февраля 1955 г. Первый из десяти предсерийных самолетов, получивший обозначение Jet Provost T1, выполнил свой первый полет. В мае 1955 года три предсерийных самолета были назначены на первый этап служебных испытаний с Центральной летной школой (CFS) Королевских ВВС, чтобы определить ценность Jet Provost в ab initio роль обучения и разработать учебный план для программы обучения. Во время второго этапа испытаний CFS с использованием тех же трех самолетов, студенты были ознакомлены с этим типом для практических целей оценки, которая проводилась в RAF Hullavington до успешного завершения испытаний 2 июля 1956 года. По отзывам экзаменаторов CFS, Jet Provost заметно улучшил успеваемость студентов во время пробного развертывания.

Дальнейшее развитие

В результате результатов и ответов, полученных в ходе испытаний, проведенных с использованием предварительного -серийный самолет, Hunting Percival продолжил разработку и внесение нескольких различных улучшений в конструкцию. Среди внесенных изменений было общее сглаживание линий фюзеляжа, гидравлические системы, замененные пневматическими аналогами, и добавление спинной галтели ; новая модель получила обозначение Jet Provost T2. 1 сентября 1955 года первый самолет Jet Provost T2 совершил первый полет. Этот вариант использовался только для опытно-конструкторских работ; Помимо демонстрации использования в Халлавингтоне, три самолета Jet Provost T2 были отправлены за границу для зимних испытаний в Скандинавии и серии торговых туров по Европе, Канада, Соединенные Штаты Америки и Латинская Америка.

Preserved BAC Jet Provost T5a в строю с Percival Provost T1

В июне 1957 года был размещен производственный заказ для первых 40 разработанных Jet Provost T3 с более мощным реактивным двигателем Armstrong Siddeley Viper, катапультными сиденьями, измененной конструкцией планера и укороченной и усиленной версией убирающегося трехколесного шасси . Персиваль построил единственный пример, который использовался исключительно для структурных испытаний на всех этапах разработки, что дало разработчикам ценные сведения о том, чего можно достичь с помощью базовой конструкции. 22 июня 1958 г. первый реактивный провост Т.3 совершил свой первый полет. Всего в период с 1958 по 1962 год было поставлено 201 T3.

T4 последовал в 1960 году, оснащенный более мощным вариантом двигателя Viper и впервые поднявшийся в воздух 15 июля, за ним последовал под давлением T5 в 1967 году. T51 был вооруженной экспортной версией, проданной на Цейлон (ныне Шри-Ланка ), Кувейт и Судан. Он был вооружен двумя 7,7-мм (0,303 дюйма) пулеметами. T52 был еще одной экспортной версией, проданной в Ирак, Южный Йемен, Судан и Венесуэлу, с тем же вооружением, что и T51. T55 был последней экспортной версией с вооружением, которая была продана в Судан. Более тяжеловооруженный вариант планера был разработан как BAC Strikemaster.

Design

ex-RAF BAC Jet Provost T5, приземлившийся в RAF Fairford, Англия, в 2008 г.

BAC Jet Provost - это специализированный учебно-тренировочный самолет с реактивным двигателем; согласно авиационному изданию Flight International, он является первым учебно-тренировочным самолетом ab initio, который будет стандартизирован любыми военно-воздушными силами. В соответствии с проектом, Jet Provost должен был заменить, а не сопровождать использование учебно-тренировочного самолета с поршневым двигателем. Jet Provost включает в себя множество функций для поддержки студентов во время обучения. В аэродинамической конструкции сознательно избегается скорость, вместо этого упор делается на благоприятные характеристики управляемости и простоту выхода из сваливания и вращения. Акцент был сделан на гибкость, позволяющую использовать этот тип во всем диапазоне тренировочных операций.

Кабина самолета Jet Provost и большая часть оборудования оперативного оборудования по существу идентичны кабине предыдущей модели Персиваль Провост. Он имеет расположение сидений бок о бок, оба положения оснащены дублированными органами управления полетом и приборами, что хорошо подходит для пары ученик-инструктор. В двойных органах управления полетом используются обычные управляемые поверхности с ручным управлением с помощью троса и тяги. Ключевой особенностью того времени среди оборудования в кабине является централизованная панель предупреждений, которая предупреждает пилотов в случае обнаружения ряда неблагоприятных или опасных условий, таких как условия обледенения, пожар и кислородная недостаточность. Высоколетные возможности Jet Provost потребовали добавления кислородной системы в кабине, которая была негерметичной на ранних серийных самолетах.

Jet Provost имеет несложная конструкция, планер основан на Percival Provost, хотя и усилен в ключевых областях, таких как основной лонжерон крыла, и имеет существенно иное расположение шасси. Он имеет цельнометаллический фюзеляж с напряженной обшивкой, состоящий из двух частей: передняя часть, простирающаяся от задней части моторного отсека до носа, представляет собой двойную раму для поглощения нагрузки на крыло и двигатель, а в задней части фюзеляжа используется ортодоксальная полумонококовая конструкция. Основные нагрузки на фюзеляж поддерживаются комбинацией четырех лонжеронов и одной продольной балки, пересекающей верхнюю центральную линию. Все элероны, рули высоты и руль направления прикреплены к планеру с помощью двух встроенных шарниров. Носовая часть содержит шарнирный металлический узел, в котором находятся радио, батареи и другое электронное оборудование, и легко обслуживается наземной командой. Все топливные баки размещены внутри крыльев. Там, где это возможно, все используемые компоненты были разработаны с учетом максимальной взаимозаменяемости и соответствия международным стандартам; Всего 49 сервисных панелей на внешней стороне самолета обеспечивают доступ для обслуживания и ремонта.

Jet Provost оснащен одним Armstrong Siddeley Viper 101 турбореактивным двигателем, который установлен за кабиной в просторном моторном отсеке с обшивкой из нержавеющей стали на вторичной конструкции из стальных труб. Воздух подается к двигателю с помощью пары воздухозаборников, установленных по обе стороны от носовой части фюзеляжа самолета, соединенных через резко изогнутые воздуховоды и сходящиеся прямо перед двигателем. При поставке каждый двигатель поставляется в виде компактного узла замены двигателя, включающего сам двигатель, принадлежности и масляный бак. И гидравлическая, и электрическая системы приводились в действие через установленную на фюзеляже коробку передач вспомогательного оборудования, соединенную с двигателем Viper с помощью телескопического привода . Один особенно благоприятный аспект двигателя Viper - низкие требования к техническому обслуживанию, предъявляемые к тому времени. Зажигание двигателя осуществляется с помощью системы электрического стартера, органы управления двигателем описываются как обычные.

Эксплуатационная служба

Оперативный реактивный провост T3 летной школы №6, ВВС, 1967 г.

Реактивный провост оказался способным тренером, с самого начала использовавшимся в роли базового тренера ab initio (пилоты прошли путь до de Havilland Vampire, а затем Folland Gnat для Advanced Jet Training).

После успешных приемочных испытаний T1 в конце 1955 года в летной школе № 2 в RAF Hullavington, RAF официально приняла этот тип в 1957 году. Первой серийной версией был T3, с двигателем Viper 102, который поступил на вооружение № 2 FTS, расположенного в RAF Syerston, в июне 1959 года, когда начались поставки с завода Hunting Aircraft в аэропорту Лутон. T3 также эксплуатировался Центральной летной школой в RAF Little Rissington ; Колледж Королевских ВВС в RAF Cranwell, Линкольншир; летной школой № 1 в RAF Линтон-он-Уз, Йоркшир; 3FTS в RAF Leeming, Йоркшир; 6FTS в RAF Acklington, Нортумберленд; и 7FTS в RAF Church Fenton, Йоркшир. Вариант с двумя сиденьями бок о бок также использовался для тренировок на RAF Brawdy в Уэльсе.

Более поздний T4 был оснащен более мощным Viper A.S.V. 11 из 2500 фунтов статической тяги и первый полет 15 июля 1960 года. Он быстро поступил на вооружение с перечисленными выше агрегатами.

Вариант Т5 был оснащен системой Viper 201 и системой наддува кабины. Эти разработки побудили RAF использовать Jet Provost в ряде различных ролей, помимо базовой подготовки. Обладая максимальной скоростью 440 миль в час, отличной маневренностью, механической надежностью и низкими эксплуатационными расходами, Jet Provost использовался как пилотажный самолет , для обучения боевым действиям в воздухе и тактическому оружию, а также для повышения квалификации. Первый Т5 совершил свой первый полет 28 февраля 1967 года, а поставки с завода ВАС Warton начались 3 сентября 1969 года. В число эксплуатантов Т5 входили Королевские ВВС Центральная летная школа и № 1, Летные учебные школы № 3 и № 6.

Реактивный провост Т52 ВВС Ирака на авиашоу в Фарнборо в 1964 году

Помимо службы в Королевских ВВС США, Реактивный провост нашел успех в экспортные рынки. Один Jet Provost T2 был экспортирован в Австралию и использовался Королевскими ВВС Австралии (RAAF) для оценки этого типа с целью обеспечения «всестороннего» обучения реактивным базам. После шестимесячного оценочного периода RAAF в конечном итоге решила сохранить de Havilland Vampire для выполнения своих требований к реактивному дрессировщику, а позже заменила его Vampires на построенный в Италии Aermacchi MB. -326 вместо этого в конце 1960-х. Единственный самолет был сохранен и передан Сиднейскому техническому колледжу для использования в качестве учебного планера, а позже был сохранен.

Jet Provost был выведен из эксплуатации Королевских ВВС в начале 1990-х годов и заменен на более новый турбовинтовой с двигателем Short Tucano. В начале 1970-х годов обучение ab initio вернулось к самолетам с поршневыми двигателями, с использованием Scottish Aviation Bulldog.

Jet Provost остается популярным среди частных операторов и энтузиастов; Поскольку это недорогой самолет, многие из них были приобретены и поддержаны в пригодном для полета состоянии коллекционерами и частными лицами. Некоторые из них используются на авиашоу, в то время как примерно такое же количество поддерживается в пригодном для наземного использования состоянии в различных местах, многие из которых находятся в Соединенном Королевстве.

Варианты

Operational Jet Provost T.5 Школы летной подготовки №6 в 1977 г. Учебная рама Jet Provost с вырезанными секциями на RAF Cosford, 2004
МодельПостроеноИзготовительКомментарии
Реактивный провост T112Охотничий ПерсивальПервая производственная партия для RAF.
Реактивный провост T24Охотничий ПерсивальТолько опытный самолет.
Реактивный провост T3201Охотничий самолетОсновная производственная партия для RAF.
Реактивный провост T3A(70)ОхотаМодифицированный T3 с улучшенной авионикой для RAF.
Jet Provost T4198BACВариант с более мощным двигателем для РАФ.
Jet Provost T5110BACВерсия под давлением для RAF.
Реактивный провост T5A(93)BACМодифицированный T5 с улучшенной авионикой и шероховатым серым покрытием на крыле, препятствующим плавному воздушному потоку и позволяющим пилоту-стажеру ранняя индикация начала сваливания (оригинальное чистое крыло T5 мало предупреждало пилота).
(Jet Provost T5B)(13)BACНеофициальное обозначение : T5, оснащенный цистернами, используемыми для обучения штурманов.
Реактивный провост T5122Охотничий самолетЭкспортная версия T3 (12 построены для Цейлона, четыре - для Судана и шесть - для Кувейта).
Jet Provost T5243BACЭкспортная версия T4 (20 построено для Ирака, 15 построено для Венесуэлы, восемь построено для Судана).
Jet Provost T52A?BACЭкспортная версия T4 (? Построена для Южного Йемена).
Jet Provost T555BACЭкспортная версия T5, построенная для Судана.
BAC Strikemaster 146BACВерсия T5 для наземной атаки.
BAC 1661BACВариант T4 для частных испытаний с двигателем Viper 522.

Операторы

ex-RAF Jet Provost T3a на выставке Kemble Air Day 2008, Англия A BAC Jet Provost в Front Range Airport, Колорадо, 2006 Нижняя часть сохранившегося BAC Jet Provost в период маркировки RAF, 2013
Австралия
Цейлон
Ирак
Кувейт
Португалия
Сингапур
Южный Йемен
  • ВВС Южного Йемена
Судан
Соединенное Королевство
Венесуэла

Выставленный самолет

ex-RAF BAC Jet Provost T3A в частной собственности

Технические характеристики (T Mk. 5)

Открытая кабина и нос конус Jet Provost Вид спереди реактивного провоста BAC

Данные с Jane's All The World's Aircraft 1971–72, Flight International, BAE Systems

Общие характеристики

2,500 фунтов-силы (11 120,55 Н) Mk.202

Характеристики

  • Максимальная скорость: 382 кН (440 миль / ч, 707 км / ч) на высоте 25 000 футов (7620 м)
  • Диапазон: 780 морских миль (900 миль, 1440 км) с концевыми баками.
  • Практический потолок: 36750 футов (11200 м)
  • Скороподъемность: 4000 фут / мин (20 м / с)
  • Зарядка в крыле: 32,7 фунта / кв. фут (160 кг / м)

Вооружение .

  • Пушки: 2 × 0,303 дюйма (7,7 мм) пулемета Марка 55
  • Ракеты: .
    • 6 × 60 фунтов (27 кг) или
    • 12 × 25 фунтов (11 кг) или
    • 28x 68-мм ракеты СНЭБ в четырех блоках Mark 55
  • Бомбы: ** 4 × 540 фунтов (245 кг) Mark 55

См. Также

Внешнее видео
значок видео Пара сохранившихся реактивных провостов, показывающих с воздуха в строю
значок видео Кадры с реактивным провостом служил в RAF Linton-on-Ouse в 1985 году
значок видео Вид из кабины низкоуровневого полета на Jet Provost

Связанная разработка

Самолет сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

Ссылки

Цитаты

Библиография

Внешние ссылки

Викискладе есть материалы, связанные с на BAC Jet Provost.
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: mail@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте