Jet Provost | |
---|---|
Jet Provost T5 | |
Роль | Военный учебно-тренировочный самолет |
Первый полет | 26 июня 1954 г. |
Введение | 1955 |
В отставке | 1993 |
Статус | в основном пенсионеры, некоторые экземпляры летали частным образом |
Основной пользователь | Royal Air Force |
Произведено | 1958–1967 |
Построено | 734 |
Разработано из | Персиваль Провост |
Варианты | BAC Strikemaster |
BAC Jet Provost - британский реактивный учебно-тренировочный самолет , который использовался с Королевскими ВВС. (RAF) с 1955 по 1993 год. Первоначально он был разработан Хантингом Персивалем из более раннего поршневого двигателя с базовым тренажером Персиваль Провост, а затем производства Британской авиастроительной корпорации (BAC). В дополнение к многочисленным заказам RAF, Jet Provost, иногда с легким вооружением, экспортировался во многие военно-воздушные силы по всему миру. Конструкция была также доработана в более тяжеловооруженную наземную атаку вариант под названием BAC Strikemaster.
В начале 1951 года Хантинг Персиваль начал работу над исследованиями дизайна что в конечном итоге привело бы к реактивному провосту. В то время компания занималась массовым производством более раннего базового учебно-тренировочного самолета с поршневым двигателем Percival Provost, но ожидала, что спрос на учебно-тренировочный самолет с реактивным двигателем будет на горизонте. Команда разработчиков стремилась создать самолет, способный не уступать характеристикам управляемости действующим реактивным истребителям того времени, а также обладать скромным подходом и скоростью сваливания и оставаться простым в управлении, в отличие от стремления получить максимальные характеристики.
Прототип Jet Provost T.1 с первоначальной удлиненной ходовой частью на авиасалоне в Фарнборо в 1954 годуНа начальном этапе проектирования все более частые связи с RAF Flying Training Сработала команда, которая помогла оценить факторы, необходимые для достижения успеха в аспектах предлагаемой конструкции самолета, таких как процессы обучения и требования к техническому обслуживанию. Во время разработки Hunting Percival намеренно повторно использовала как можно больше существующих компонентов и подсистем Percival Provost, включая хвостовые поверхности, основные плоскости и основные шасси опоры., чтобы ускорить разработку до стадии прототипа. Первоначальные проектные работы были выполнены как частное предприятие, независимо от требований к обслуживанию; В марте 1953 г. спонсорство британского правительства в поддержку разработки стало возможным благодаря интересу со стороны Министерства снабжения. В том же месяце был получен заказ на сервисные испытания реактивных провостов.
16 июня 1954 года прототип XD674 выполнил свой первый полет с завода в аэропорту Лутон, которым летал Дик Велдон. В течение следующих трех дней была совершена серия из семи полетов, одна за другой. К началу ноября 1954 года в ходе собственной программы летных испытаний Хантинга Персиваля прототип налетал в общей сложности 123 часа, после чего прототип был представлен для официальных испытаний в RAF Boscombe Down. Хотя испытания подтвердили, что общие характеристики Jet Provost являются удовлетворительными, были внесены изменения, такие как укорочение опор шасси для более плавной езды при развертывании на полуготовых взлетно-посадочных полосах.
19 февраля 1955 г. Первый из десяти предсерийных самолетов, получивший обозначение Jet Provost T1, выполнил свой первый полет. В мае 1955 года три предсерийных самолета были назначены на первый этап служебных испытаний с Центральной летной школой (CFS) Королевских ВВС, чтобы определить ценность Jet Provost в ab initio роль обучения и разработать учебный план для программы обучения. Во время второго этапа испытаний CFS с использованием тех же трех самолетов, студенты были ознакомлены с этим типом для практических целей оценки, которая проводилась в RAF Hullavington до успешного завершения испытаний 2 июля 1956 года. По отзывам экзаменаторов CFS, Jet Provost заметно улучшил успеваемость студентов во время пробного развертывания.
В результате результатов и ответов, полученных в ходе испытаний, проведенных с использованием предварительного -серийный самолет, Hunting Percival продолжил разработку и внесение нескольких различных улучшений в конструкцию. Среди внесенных изменений было общее сглаживание линий фюзеляжа, гидравлические системы, замененные пневматическими аналогами, и добавление спинной галтели ; новая модель получила обозначение Jet Provost T2. 1 сентября 1955 года первый самолет Jet Provost T2 совершил первый полет. Этот вариант использовался только для опытно-конструкторских работ; Помимо демонстрации использования в Халлавингтоне, три самолета Jet Provost T2 были отправлены за границу для зимних испытаний в Скандинавии и серии торговых туров по Европе, Канада, Соединенные Штаты Америки и Латинская Америка.
Preserved BAC Jet Provost T5a в строю с Percival Provost T1В июне 1957 года был размещен производственный заказ для первых 40 разработанных Jet Provost T3 с более мощным реактивным двигателем Armstrong Siddeley Viper, катапультными сиденьями, измененной конструкцией планера и укороченной и усиленной версией убирающегося трехколесного шасси . Персиваль построил единственный пример, который использовался исключительно для структурных испытаний на всех этапах разработки, что дало разработчикам ценные сведения о том, чего можно достичь с помощью базовой конструкции. 22 июня 1958 г. первый реактивный провост Т.3 совершил свой первый полет. Всего в период с 1958 по 1962 год было поставлено 201 T3.
T4 последовал в 1960 году, оснащенный более мощным вариантом двигателя Viper и впервые поднявшийся в воздух 15 июля, за ним последовал под давлением T5 в 1967 году. T51 был вооруженной экспортной версией, проданной на Цейлон (ныне Шри-Ланка ), Кувейт и Судан. Он был вооружен двумя 7,7-мм (0,303 дюйма) пулеметами. T52 был еще одной экспортной версией, проданной в Ирак, Южный Йемен, Судан и Венесуэлу, с тем же вооружением, что и T51. T55 был последней экспортной версией с вооружением, которая была продана в Судан. Более тяжеловооруженный вариант планера был разработан как BAC Strikemaster.
BAC Jet Provost - это специализированный учебно-тренировочный самолет с реактивным двигателем; согласно авиационному изданию Flight International, он является первым учебно-тренировочным самолетом ab initio, который будет стандартизирован любыми военно-воздушными силами. В соответствии с проектом, Jet Provost должен был заменить, а не сопровождать использование учебно-тренировочного самолета с поршневым двигателем. Jet Provost включает в себя множество функций для поддержки студентов во время обучения. В аэродинамической конструкции сознательно избегается скорость, вместо этого упор делается на благоприятные характеристики управляемости и простоту выхода из сваливания и вращения. Акцент был сделан на гибкость, позволяющую использовать этот тип во всем диапазоне тренировочных операций.
Кабина самолета Jet Provost и большая часть оборудования оперативного оборудования по существу идентичны кабине предыдущей модели Персиваль Провост. Он имеет расположение сидений бок о бок, оба положения оснащены дублированными органами управления полетом и приборами, что хорошо подходит для пары ученик-инструктор. В двойных органах управления полетом используются обычные управляемые поверхности с ручным управлением с помощью троса и тяги. Ключевой особенностью того времени среди оборудования в кабине является централизованная панель предупреждений, которая предупреждает пилотов в случае обнаружения ряда неблагоприятных или опасных условий, таких как условия обледенения, пожар и кислородная недостаточность. Высоколетные возможности Jet Provost потребовали добавления кислородной системы в кабине, которая была негерметичной на ранних серийных самолетах.
Jet Provost имеет несложная конструкция, планер основан на Percival Provost, хотя и усилен в ключевых областях, таких как основной лонжерон крыла, и имеет существенно иное расположение шасси. Он имеет цельнометаллический фюзеляж с напряженной обшивкой, состоящий из двух частей: передняя часть, простирающаяся от задней части моторного отсека до носа, представляет собой двойную раму для поглощения нагрузки на крыло и двигатель, а в задней части фюзеляжа используется ортодоксальная полумонококовая конструкция. Основные нагрузки на фюзеляж поддерживаются комбинацией четырех лонжеронов и одной продольной балки, пересекающей верхнюю центральную линию. Все элероны, рули высоты и руль направления прикреплены к планеру с помощью двух встроенных шарниров. Носовая часть содержит шарнирный металлический узел, в котором находятся радио, батареи и другое электронное оборудование, и легко обслуживается наземной командой. Все топливные баки размещены внутри крыльев. Там, где это возможно, все используемые компоненты были разработаны с учетом максимальной взаимозаменяемости и соответствия международным стандартам; Всего 49 сервисных панелей на внешней стороне самолета обеспечивают доступ для обслуживания и ремонта.
Jet Provost оснащен одним Armstrong Siddeley Viper 101 турбореактивным двигателем, который установлен за кабиной в просторном моторном отсеке с обшивкой из нержавеющей стали на вторичной конструкции из стальных труб. Воздух подается к двигателю с помощью пары воздухозаборников, установленных по обе стороны от носовой части фюзеляжа самолета, соединенных через резко изогнутые воздуховоды и сходящиеся прямо перед двигателем. При поставке каждый двигатель поставляется в виде компактного узла замены двигателя, включающего сам двигатель, принадлежности и масляный бак. И гидравлическая, и электрическая системы приводились в действие через установленную на фюзеляже коробку передач вспомогательного оборудования, соединенную с двигателем Viper с помощью телескопического привода . Один особенно благоприятный аспект двигателя Viper - низкие требования к техническому обслуживанию, предъявляемые к тому времени. Зажигание двигателя осуществляется с помощью системы электрического стартера, органы управления двигателем описываются как обычные.
Реактивный провост оказался способным тренером, с самого начала использовавшимся в роли базового тренера ab initio (пилоты прошли путь до de Havilland Vampire, а затем Folland Gnat для Advanced Jet Training).
После успешных приемочных испытаний T1 в конце 1955 года в летной школе № 2 в RAF Hullavington, RAF официально приняла этот тип в 1957 году. Первой серийной версией был T3, с двигателем Viper 102, который поступил на вооружение № 2 FTS, расположенного в RAF Syerston, в июне 1959 года, когда начались поставки с завода Hunting Aircraft в аэропорту Лутон. T3 также эксплуатировался Центральной летной школой в RAF Little Rissington ; Колледж Королевских ВВС в RAF Cranwell, Линкольншир; летной школой № 1 в RAF Линтон-он-Уз, Йоркшир; 3FTS в RAF Leeming, Йоркшир; 6FTS в RAF Acklington, Нортумберленд; и 7FTS в RAF Church Fenton, Йоркшир. Вариант с двумя сиденьями бок о бок также использовался для тренировок на RAF Brawdy в Уэльсе.
Более поздний T4 был оснащен более мощным Viper A.S.V. 11 из 2500 фунтов статической тяги и первый полет 15 июля 1960 года. Он быстро поступил на вооружение с перечисленными выше агрегатами.
Вариант Т5 был оснащен системой Viper 201 и системой наддува кабины. Эти разработки побудили RAF использовать Jet Provost в ряде различных ролей, помимо базовой подготовки. Обладая максимальной скоростью 440 миль в час, отличной маневренностью, механической надежностью и низкими эксплуатационными расходами, Jet Provost использовался как пилотажный самолет , для обучения боевым действиям в воздухе и тактическому оружию, а также для повышения квалификации. Первый Т5 совершил свой первый полет 28 февраля 1967 года, а поставки с завода ВАС Warton начались 3 сентября 1969 года. В число эксплуатантов Т5 входили Королевские ВВС Центральная летная школа и № 1, Летные учебные школы № 3 и № 6.
Реактивный провост Т52 ВВС Ирака на авиашоу в Фарнборо в 1964 годуПомимо службы в Королевских ВВС США, Реактивный провост нашел успех в экспортные рынки. Один Jet Provost T2 был экспортирован в Австралию и использовался Королевскими ВВС Австралии (RAAF) для оценки этого типа с целью обеспечения «всестороннего» обучения реактивным базам. После шестимесячного оценочного периода RAAF в конечном итоге решила сохранить de Havilland Vampire для выполнения своих требований к реактивному дрессировщику, а позже заменила его Vampires на построенный в Италии Aermacchi MB. -326 вместо этого в конце 1960-х. Единственный самолет был сохранен и передан Сиднейскому техническому колледжу для использования в качестве учебного планера, а позже был сохранен.
Jet Provost был выведен из эксплуатации Королевских ВВС в начале 1990-х годов и заменен на более новый турбовинтовой с двигателем Short Tucano. В начале 1970-х годов обучение ab initio вернулось к самолетам с поршневыми двигателями, с использованием Scottish Aviation Bulldog.
Jet Provost остается популярным среди частных операторов и энтузиастов; Поскольку это недорогой самолет, многие из них были приобретены и поддержаны в пригодном для полета состоянии коллекционерами и частными лицами. Некоторые из них используются на авиашоу, в то время как примерно такое же количество поддерживается в пригодном для наземного использования состоянии в различных местах, многие из которых находятся в Соединенном Королевстве.
Модель | Построено | Изготовитель | Комментарии |
---|---|---|---|
Реактивный провост T1 | 12 | Охотничий Персиваль | Первая производственная партия для RAF. |
Реактивный провост T2 | 4 | Охотничий Персиваль | Только опытный самолет. |
Реактивный провост T3 | 201 | Охотничий самолет | Основная производственная партия для RAF. |
Реактивный провост T3A | (70) | Охота | Модифицированный T3 с улучшенной авионикой для RAF. |
Jet Provost T4 | 198 | BAC | Вариант с более мощным двигателем для РАФ. |
Jet Provost T5 | 110 | BAC | Версия под давлением для RAF. |
Реактивный провост T5A | (93) | BAC | Модифицированный T5 с улучшенной авионикой и шероховатым серым покрытием на крыле, препятствующим плавному воздушному потоку и позволяющим пилоту-стажеру ранняя индикация начала сваливания (оригинальное чистое крыло T5 мало предупреждало пилота). |
(Jet Provost T5B) | (13) | BAC | Неофициальное обозначение : T5, оснащенный цистернами, используемыми для обучения штурманов. |
Реактивный провост T51 | 22 | Охотничий самолет | Экспортная версия T3 (12 построены для Цейлона, четыре - для Судана и шесть - для Кувейта). |
Jet Provost T52 | 43 | BAC | Экспортная версия T4 (20 построено для Ирака, 15 построено для Венесуэлы, восемь построено для Судана). |
Jet Provost T52A | ? | BAC | Экспортная версия T4 (? Построена для Южного Йемена). |
Jet Provost T55 | 5 | BAC | Экспортная версия T5, построенная для Судана. |
BAC Strikemaster | 146 | BAC | Версия T5 для наземной атаки. |
BAC 166 | 1 | BAC | Вариант T4 для частных испытаний с двигателем Viper 522. |
Данные с Jane's All The World's Aircraft 1971–72, Flight International, BAE Systems
Общие характеристики
Характеристики
Вооружение .
Связанная разработка
Самолет сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Викискладе есть материалы, связанные с на BAC Jet Provost. |