Saab 29 Tunnan

редактировать
Saab 29 "Tunnan"
SAAB J29 Tunnan-8589 (обрезано).jpg
J29 Tunnan в полете 2016
РольИстребитель
ПроизводительSaab AB
Первый полет1 сентября 1948 г.
Введение1951
На пенсии1976
Основные пользователиВВС Швеции. ВВС Австрии
Произведено194856
Построено661

Saab 29, в просторечии называется Flygande tunnan (англ.: «Летающий ствол ») - это шведский истребитель, который был разработан и изготовлен Saab в 1940-х годах.. Это был второй в Швеции боевой самолет с турбореактивным двигателем , первым был Saab 21R ; Кроме того, это был первый западноевропейский истребитель с стреловидным крылом, выпущенный после Второй мировой войны, а Me 262 был первым во время войны. Несмотря на округлый внешний вид, от которого и произошло его название, J 29 был быстрым и маневренным самолетом для своей эпохи. Он эффективно служил как истребитель, так и истребитель-бомбардировщик до 1970-х годов.

Содержание
  • 1 Разработка
  • 2 Дизайн
  • 3 История эксплуатации
    • 3.1 Швеция
    • 3.2 Австрия
    • 3.3 Боевая служба в Конго
  • 4 Варианта
  • 5 Операторы
  • 6 Уцелевший самолет
  • 7 Технические характеристики (Saab J 29F Tunnan)
  • 8 См. Также
  • 9 Ссылки
    • 9.1 Примечания
    • 9.2 Цитаты
    • 9.3 Библиография
  • 10 Внешние ссылки
Развитие

После Второй мировой войны Швеции потребовалась мощная противовоздушная оборона, использующая недавно разработанную технологию реактивного движения. Согласно авиационному писателю Бо Видфельдту, существовало мнение, что Швеция не успевала за инновациями и техническим прогрессом военного времени, и что Saab стремился к достижению авиационных успехов, особенно в плане разработки реактивного движения. Соответственно, проект «JxR» был начат в последние месяцы 1945 года, что привело к разработке требований в октябре 1945 года. Это привело к тому, что группа разработчиков Saab под руководством Ларса Брисинга представила пару предложений. Первый из них под кодовым названием R101 был сигарообразным самолетом, напоминавшим американский Lockheed P-80 Shooting Star. Второй вариант, который позже был признан победителем, - это конструкция в форме ствола под кодовым названием R 1001, которая при более внимательном изучении оказалась и более быстрой, и более маневренной.

Оригинал Концепт R 1001 был разработан на основе в основном прямого крыла, но после того, как шведские инженеры получили данные немецких исследований по конструкции стреловидного крыла, прототип был изменен, чтобы включить стреловидность 25 градусов. Информация о стреловидных крыльях поступала из Швейцарии и включала рисунки на Messerschmitt Messerschmitt P.1101, Messerschmitt P.1110, Messerschmitt P.1111 и Messerschmitt С. 1112. Менеджер проекта SAAB Фрид Ванстрём доставил эти секретные документы из Швейцарии в Швецию в 1945 году. Документы пришли от инженеров из Мессершмитта, бежавших в Швейцарию в конце Второй мировой войны. Среди них был инженер и специалист по аэродинамике Герман Бербом, который стал частью ядра Saab в команде над J29 и последующими типами самолетов. В этих файлах четко указывалась конструкция треугольного и стреловидного крыла, чтобы «резко снизить лобовое сопротивление при приближении самолета к звуковому барьеру». Чтобы сделать крыло как можно более тонким, Saab решил разместить убирающуюся ходовую часть полностью внутри фюзеляжа самолета, не убирая главное шасси в крылья.

Extensive Испытания в аэродинамической трубе, проведенные в Шведском Королевском технологическом университете и в Национальном институте аэронавигационных исследований, также повлияли на такие аспекты аэродинамики самолета, как устойчивость и дифферент. в диапазоне скоростей самолета. В ходе этих испытаний была определена требуемая гибкость фюзеляжа для обеспечения совместимости с заданным критическим числом Маха , а также поддержка использования прямоточной системы воздушного потока для обеспечения максимально достижимой тяги. к преимуществам простоты разработки. По причине поперечной устойчивости во время взлета и посадки, автоматическая блокировка прорезей передней кромки, которые были соединены с закрылками, также была сочтена необходимой. В целях дальнейшей проверки конструкции стреловидного крыла было решено модифицировать одиночный Saab Safir, получивший обозначение Saab 201, с полноразмерным крылом для проведения серии летных испытаний. Первые «окончательные» эскизы самолета, включающие новую информацию, были сделаны в январе 1946 года.

SAAB S 29C «Tunnan» на выставке в Шведском музее ВВС, Линчёпинг

Первоначально предполагаемая силовая установка для этого типа была турбореактивный двигатель de Havilland Goblin . Однако в декабре 1945 года стала доступна информация о более новом и более мощном двигателе de Havilland Ghost. Это было сочтено идеальным для самолета Saab, находящегося в стадии разработки, поскольку двигатель Ghost не только предусматривал использование центрального круглого воздухозаборника, но и общий диаметр двигателя соответствовал запланированным размерам фюзеляжа; таким образом, после переговоров между de Havilland и Saab, двигатель Ghost был выбран в качестве двигателя вместо этого типа.

Несмотря на ранние сомнения в доступности подходящего алюминиевого сплава, подобного американскому 75S сплава, Svenska Metallverken смогла произвести достаточный сорт листового металла, эквивалентный по прочности своему американскому аналогу, хотя и требуя использования значительно больших секций, чем обычно использовалось в авиастроении. В конструкции использовалась сложная смесь напряженной обшивки и тяжелого каркаса, чтобы удовлетворить противоречивые требования по пространству, прочности, жесткости и доступности.

К февралю 1946 года основные очертания предлагаемого самолета были четко определены, и ВВС Швеции обратились с просьбой о начале работ по проверке характеристик и предоставлению решений для основных производственных запросов по проекту. Осенью 1946 года, после решения всех основных принципиальных вопросов и завершения спецификации проекта, ВВС Швеции официально приказали завершить проектирование и произвести три прототипа самолета, присвоив предлагаемому типу обозначение J 29.

Во время статических испытаний натурного экспериментального макета передней части самолета возникли некоторые проблемы, в том числе утечки в экспериментальной герметичной кабине и опасения относительно поведения элеронов, что привело к установке гидравлической системы для решения последней проблемы. Однако в сервомоторах элеронов были обнаружены неисправности, которые задержали первый полет первого прототипа, который первоначально планировалось провести до 1 августа 1948 г.

1 сентября 1948 г. Первый из прототипов Saab 29 выполнил свой первый полет, который длился полчаса. Пилотом-испытателем этого первого полета этого типа был англичанин S / L Роберт А. 'Боб' Мур, DFC и Бар, который впоследствии стал первым управляющим директор Saab GB Ltd, Великобритания, созданная в 1960 году. Возникла проблема с шасси, влияющая на ожидаемую максимальную скорость самолета. После полета Мур описал самолет как: «На земле гадкий утенок - в воздухе - стриж». Из-за формы фюзеляжа Saab J 29 быстро получил прозвище «Flygande Tunnan» («Летающая бочка») или, для краткости, «Tunnan» («Бочка»). Хотя унизительное прозвище не было оценено SAAB, его сокращенная версия была в конечном итоге официально принята.

Всего для программы испытаний самолета было построено четыре прототипа. У первых двух не было вооружения, вместо них было установлено тяжелое испытательное оборудование; в то время как третий прототип был вооружен четырьмя 20-мм автоматическими орудиями. Были испытаны различные различные аэродинамические устройства, такие как воздушные тормоза, установленные либо на фюзеляже, либо на крыльях позади заднего лонжерона; наряду с комбинированными и традиционными элеронами / закрылками. Программа летных испытаний показала, что прототипы J 29 были способны достигать и превышать максимально допустимое число Маха, для которого они были разработаны; Было обнаружено, что собранные данные о летных характеристиках обычно превышают прогнозируемые значения.

В 1948 году началось производство этого типа; в мае 1951 г. первые боевые поставки серийных самолетов были получены в авиакрыло Бравалла (F 13). Tunnan производился в пяти основных вариантах: J 29A (первая модель, поступившая на вооружение), J 29B и J 29E для истребительной миссии, S 29C для разведывательной миссии и форсажная камера -оборудованный истребитель J 29F, являвшийся завершающим вариантом. С 1950 по 1956 год, когда производство было прекращено, в общей сложности было построено 661 Tunnan, что сделало его крупнейшим производственным циклом для любого самолета Saab.

Design
SAAB J 29F 'Tunnan' 29666 / T экспонируется в музее авиации Содерхамн / F 15, аэропорт Сёдерхамн

Saab 29 Tunnan - это реактивный истребитель первого поколения, который является первым шведским самолетом, специально разработанным для использования реактивного движения. (Первый в Швеции реактивный истребитель Saab 21R был создан на основе поршневого двигателя Saab 21 ). Визуально это был небольшой пухлый самолет с цельным единым центральным воздухозаборником, образующим нос самолета, причем пилот размещался в пузырчатом куполе, расположенном непосредственно над воздухозаборником в верхней передней части фюзеляжа., и очень тонкое, расположенное по центру стреловидное крыло. Двухлонжеронное крыло представляет собой цельную конструкцию, прикрепленную к фюзеляжу четырьмя болтами. Ходовая часть убиралась гидравлически во время полета и была спроектирована так, чтобы подходить для посадки на взлетно-посадочные полосы с грубой травой.

Tunnan был оборудован одним de Havilland Ghost турбореактивный двигатель, способный создавать тягу до 5 000 фунтов. Он был способен разгонять самолет до скорости более 650 миль в час и, как сообщается, обладал характеристиками, превосходящими имеющийся у Швеции флот de Havilland Vampire. Двигатель крепился к фюзеляжу в трех ключевых точках, а капот двигателя можно было снять как единое целое; Для снятия двигателя на обслуживание использовалась специальная тележка. Чтобы повысить выживаемость пилотов на высоких скоростях самолета, Tunnan воспользовался наличием разработанного Saab эжекторного сиденья, разработанного в 1943 году, которое было объединено с системой взрывного сброса для быстрого удаления Canopy.

Более поздние версии Tunnan получили различные усовершенствования, включая добавление форсажной камеры, что стало первым успешным применением такого устройства в сочетании с британским реактивным двигателем. Усовершенствована форма крыла, включая переднюю кромку с зазубринами, чтобы повысить критическое число Маха самолета. С 1963 года все передовые J 29F были оснащены AIM-9 Sidewinder инфракрасными наводящими ракетами «воздух-воздух».

История эксплуатации

Швеция

Saab Tunnan на авиашоу шведских вооруженных сил в 2010 году

J 29 был одним из первых серийных истребителей со стреловидным крылом и первым западноевропейским истребителем с такой конфигурацией крыла.. Он был быстрым и маневренным и установил мировой рекорд скорости на замкнутой трассе протяженностью 500 км (310 миль) в 1954 году на скорости 977 км / ч (607,05 миль / ч). Два S 29C (разведывательный вариант) дополнительно установили международный рекорд скорости в 900,6 км / ч (559,4 миль / ч) на дистанции 1000 км (620 миль) по замкнутой трассе в 1955 году.

Рекорд аварийности на ранних этапах эксплуатации был плохо, в основном из-за неопытности со стреловидными самолетами и отсутствия двухместного учебно-тренировочного варианта Tunnan: это означало, что шведские летчики-истребители могли обучаться только с использованием двух вариантов кресел de Havilland Vampire (самолет с прямыми крыльями), прежде чем отправиться в одиночку на Туннане. 99 пилотов были убиты во время военных тренировочных полетов в Швеции.

В мае 1967 года истребители Tunnan были сняты с боевой службы; однако, некоторые самолеты были сохранены и переконфигурированы для использования в качестве учебно-тренировочных средств противодействия и для буксировки целей в 1970-е годы. В августе 1976 года последний официальный военный полет был выполнен на авиасалоне в честь 50-летия ВВС Швеции.

Австрия

27 января 1961 года правительство Швеции предоставило Совету авиации разрешение на продажу 15 самолетов. J 29F Tunnans для Saab для восстановления и перепродажи австрийским ВВС. В 1962 году правительство одобрило продажу Австрии еще 15 самолетов J 29F. В эту вторую партию были внесены изменения, чтобы можно было установить специализированный блок камеры в левой части носовой части каждого самолета, что потребовало снятия двух установленных в носу пушек, чтобы приспособиться к этому. На смену этого сменного модуля камеры, камеры которого можно было перемещать в полете с помощью элементов управления, установленных в кабине, потребовалось около 30 минут. Из-за ограничений, установленных австрийским государственным договором от 1955 года, эти самолеты никогда не были вооружены ракетами класса «воздух-воздух». Таннан оставался на вооружении австрийских ВВС до 1972 года.

Боевая служба в Конго

Истребители ООН J-29 в Конго

Таннан был первым шведским реактивным самолетом, участвовавшим в боевых действиях. операции. В сентябре 1961 года, в ответ на призыв Организации Объединенных Наций (ООН) о военной поддержке, первоначальные силы из пяти J 29B были размещены в Республике Конго в качестве вклада в миротворческая миссия ООН (ONUC ) в регионе, организованная как F 22 Wing ВВС Швеции. Впоследствии он был усилен еще четырьмя J 29B и двумя фоторазведывательными Tunnans S 29C в 1962 году. J 29 были единственными боевыми самолетами в распоряжении ООН, J 29B отправлялись с опознавательной надписью ООН на своих фюзеляжах.

Большинство миссий включали в себя атаку наземных целей с помощью внутренних пушек, а также неуправляемых ракет. Несмотря на большое количество наземного огня, ни один самолет не погиб. Экипажи и иностранные наблюдатели пришли к единому мнению, что «Туннан» обладает исключительными возможностями. (Их противники-сепаратисты использовали несколько Fouga Magisters и другие самолеты с относительно низкими боевыми возможностями.) Единственный потерянный самолет был потерян высокопоставленным офицером, который совершил пробный запуск и разбился во время прерванного взлета. Когда ONUC был прекращен в 1964 году, некоторые из шведских самолетов были уничтожены на их базе, поскольку они больше не были нужны дома, а затраты на их восстановление были сочтены чрезмерными.

Варианты
Saab S 29C хранится в музее авиации.
J 29
Четыре прототипа, построенные в 1949–50.
J 29A
Истребитель, 224 постройки с 1951 по 1954; в более поздних сериях устанавливаемые на крыльях тормоза пикирования были перемещены на фюзеляж, перед дверями основных стоек шасси.
J 29B
Истребитель, 332 постройки 1953–55; с увеличенным на 50% топливным баком и узлами подвески под крыльями для размещения бомб, ракет и десантных баков.
A 29B
Тот же самолет, что и J 29B, в составе штурмовых частей.
S 29C
Reconnaissance («S» произошло от S paning; разведка или разведка на шведском языке), 76 построены с 1954 по 1956 год; пять камер, установленных в доработанной носовой части (вооружения не было). Позже модифицирован с улучшенной конструкцией крыла, представленной на J 29E.
J 29D
Единственный прототип для испытаний турбореактивного двигателя Ghost RM 2A с тягой на форсажном режиме 27,5 кН (2800 кгс / 6,175 фунт-сил); окончательно преобразован в стандарт J 29 F.
J 29E
Истребитель, 29 постройки 1955 г.; представила улучшенную конструкцию крыла с зубцами передней кромки для увеличения критического числа Маха.
J 29F
Fighter, 308 самолетов, переоборудованных из имеющихся запасов планеров моделей B и E с 1954 по 1956 год; показал дожигающий Призрак и крыло собачьего зуба; все оставшиеся самолеты были модернизированы в 1963 году для установки на борту пары американских ракет «воздух-воздух» AIM-9B Sidewinder с тепловым наведением, построенных SAAB по лицензии Rb 24.
Эксплуатанты.
Saab J-29, Исторический рейс ВВС Швеции, RAF Waddington Airshow 2013
Австрия
Швеция
United Nations ONUC
Уцелевший самолет
AJ 29F Yellow F AJ 29F Tunnan
Технические характеристики (Saab J 29F Tunnan)
SAAB J 29 Tunnan - 3D drawing.svg Кабина самолета J 29F, 2013

Данные из The Great Book of Fighters, Saab J 29

Общие характеристики

  • Экипаж: 1
  • Длина: 10,23 м (33 фута 7 дюймов)
  • Размах крыла: 11 м (36 футов 1 дюйм)
  • Высота: 3,75 м (12 футов 4 дюйма)
  • Площадь крыла: 24,15 м (259,9 кв. Футов)
  • Масса пустого: 4,845 кг (10,681 фунт)
  • Максимальный взлетный вес: 8375 кг (18464 фунта)
  • Силовая установка: 1 × Svenska Flygmotor RM2B турбореактивный двигатель с центробежным потоком, тяга 27,0 кН (6070 фунтов силы)

Производительность

  • Максимальная скорость: 1060 км / ч (660 миль / ч, 570 узлов)
  • Дальность действия: 1100 км (680 миль, 590 нм)
  • Практический потолок: 15500 м (50 900 футов)
  • Скороподъемность: 32,1 м / с (6320 футов / мин)

Вооружение .

  • Пушки: .
  • Ракеты: .
  • 75-мм (3 дюйма) ракеты класса "воздух-воздух"
  • 145-мм (5,8-дюймовые) противотанковые ракеты
  • 150-мм (6 дюймов) HE ( фугасные) ракеты
  • 180 мм (7,2 дюйма) противокорабельные ракеты
  • Ракеты: .
  • Rb 24 ракеты воздух-воздух
См. также

Самолеты сопоставимого роль, c конфигурация и эпоха

Связанные списки

Ссылки

Примечания

Цитаты

Библиография

Внешние ссылки
На Викискладе есть средства массовой информации, относящиеся к Saab 29 Tunnan.
Последняя правка сделана 2021-06-06 05:29:53
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте