Saab 29 "Tunnan" | |
---|---|
J29 Tunnan в полете 2016 | |
Роль | Истребитель |
Производитель | Saab AB |
Первый полет | 1 сентября 1948 г. |
Введение | 1951 |
На пенсии | 1976 |
Основные пользователи | ВВС Швеции. ВВС Австрии |
Произведено | 1948 –56 |
Построено | 661 |
Saab 29, в просторечии называется Flygande tunnan (англ.: «Летающий ствол ») - это шведский истребитель, который был разработан и изготовлен Saab в 1940-х годах.. Это был второй в Швеции боевой самолет с турбореактивным двигателем , первым был Saab 21R ; Кроме того, это был первый западноевропейский истребитель с стреловидным крылом, выпущенный после Второй мировой войны, а Me 262 был первым во время войны. Несмотря на округлый внешний вид, от которого и произошло его название, J 29 был быстрым и маневренным самолетом для своей эпохи. Он эффективно служил как истребитель, так и истребитель-бомбардировщик до 1970-х годов.
После Второй мировой войны Швеции потребовалась мощная противовоздушная оборона, использующая недавно разработанную технологию реактивного движения. Согласно авиационному писателю Бо Видфельдту, существовало мнение, что Швеция не успевала за инновациями и техническим прогрессом военного времени, и что Saab стремился к достижению авиационных успехов, особенно в плане разработки реактивного движения. Соответственно, проект «JxR» был начат в последние месяцы 1945 года, что привело к разработке требований в октябре 1945 года. Это привело к тому, что группа разработчиков Saab под руководством Ларса Брисинга представила пару предложений. Первый из них под кодовым названием R101 был сигарообразным самолетом, напоминавшим американский Lockheed P-80 Shooting Star. Второй вариант, который позже был признан победителем, - это конструкция в форме ствола под кодовым названием R 1001, которая при более внимательном изучении оказалась и более быстрой, и более маневренной.
Оригинал Концепт R 1001 был разработан на основе в основном прямого крыла, но после того, как шведские инженеры получили данные немецких исследований по конструкции стреловидного крыла, прототип был изменен, чтобы включить стреловидность 25 градусов. Информация о стреловидных крыльях поступала из Швейцарии и включала рисунки на Messerschmitt Messerschmitt P.1101, Messerschmitt P.1110, Messerschmitt P.1111 и Messerschmitt С. 1112. Менеджер проекта SAAB Фрид Ванстрём доставил эти секретные документы из Швейцарии в Швецию в 1945 году. Документы пришли от инженеров из Мессершмитта, бежавших в Швейцарию в конце Второй мировой войны. Среди них был инженер и специалист по аэродинамике Герман Бербом, который стал частью ядра Saab в команде над J29 и последующими типами самолетов. В этих файлах четко указывалась конструкция треугольного и стреловидного крыла, чтобы «резко снизить лобовое сопротивление при приближении самолета к звуковому барьеру». Чтобы сделать крыло как можно более тонким, Saab решил разместить убирающуюся ходовую часть полностью внутри фюзеляжа самолета, не убирая главное шасси в крылья.
Extensive Испытания в аэродинамической трубе, проведенные в Шведском Королевском технологическом университете и в Национальном институте аэронавигационных исследований, также повлияли на такие аспекты аэродинамики самолета, как устойчивость и дифферент. в диапазоне скоростей самолета. В ходе этих испытаний была определена требуемая гибкость фюзеляжа для обеспечения совместимости с заданным критическим числом Маха , а также поддержка использования прямоточной системы воздушного потока для обеспечения максимально достижимой тяги. к преимуществам простоты разработки. По причине поперечной устойчивости во время взлета и посадки, автоматическая блокировка прорезей передней кромки, которые были соединены с закрылками, также была сочтена необходимой. В целях дальнейшей проверки конструкции стреловидного крыла было решено модифицировать одиночный Saab Safir, получивший обозначение Saab 201, с полноразмерным крылом для проведения серии летных испытаний. Первые «окончательные» эскизы самолета, включающие новую информацию, были сделаны в январе 1946 года.
SAAB S 29C «Tunnan» на выставке в Шведском музее ВВС, ЛинчёпингПервоначально предполагаемая силовая установка для этого типа была турбореактивный двигатель de Havilland Goblin . Однако в декабре 1945 года стала доступна информация о более новом и более мощном двигателе de Havilland Ghost. Это было сочтено идеальным для самолета Saab, находящегося в стадии разработки, поскольку двигатель Ghost не только предусматривал использование центрального круглого воздухозаборника, но и общий диаметр двигателя соответствовал запланированным размерам фюзеляжа; таким образом, после переговоров между de Havilland и Saab, двигатель Ghost был выбран в качестве двигателя вместо этого типа.
Несмотря на ранние сомнения в доступности подходящего алюминиевого сплава, подобного американскому 75S сплава, Svenska Metallverken смогла произвести достаточный сорт листового металла, эквивалентный по прочности своему американскому аналогу, хотя и требуя использования значительно больших секций, чем обычно использовалось в авиастроении. В конструкции использовалась сложная смесь напряженной обшивки и тяжелого каркаса, чтобы удовлетворить противоречивые требования по пространству, прочности, жесткости и доступности.
К февралю 1946 года основные очертания предлагаемого самолета были четко определены, и ВВС Швеции обратились с просьбой о начале работ по проверке характеристик и предоставлению решений для основных производственных запросов по проекту. Осенью 1946 года, после решения всех основных принципиальных вопросов и завершения спецификации проекта, ВВС Швеции официально приказали завершить проектирование и произвести три прототипа самолета, присвоив предлагаемому типу обозначение J 29.
Во время статических испытаний натурного экспериментального макета передней части самолета возникли некоторые проблемы, в том числе утечки в экспериментальной герметичной кабине и опасения относительно поведения элеронов, что привело к установке гидравлической системы для решения последней проблемы. Однако в сервомоторах элеронов были обнаружены неисправности, которые задержали первый полет первого прототипа, который первоначально планировалось провести до 1 августа 1948 г.
1 сентября 1948 г. Первый из прототипов Saab 29 выполнил свой первый полет, который длился полчаса. Пилотом-испытателем этого первого полета этого типа был англичанин S / L Роберт А. 'Боб' Мур, DFC и Бар, который впоследствии стал первым управляющим директор Saab GB Ltd, Великобритания, созданная в 1960 году. Возникла проблема с шасси, влияющая на ожидаемую максимальную скорость самолета. После полета Мур описал самолет как: «На земле гадкий утенок - в воздухе - стриж». Из-за формы фюзеляжа Saab J 29 быстро получил прозвище «Flygande Tunnan» («Летающая бочка») или, для краткости, «Tunnan» («Бочка»). Хотя унизительное прозвище не было оценено SAAB, его сокращенная версия была в конечном итоге официально принята.
Всего для программы испытаний самолета было построено четыре прототипа. У первых двух не было вооружения, вместо них было установлено тяжелое испытательное оборудование; в то время как третий прототип был вооружен четырьмя 20-мм автоматическими орудиями. Были испытаны различные различные аэродинамические устройства, такие как воздушные тормоза, установленные либо на фюзеляже, либо на крыльях позади заднего лонжерона; наряду с комбинированными и традиционными элеронами / закрылками. Программа летных испытаний показала, что прототипы J 29 были способны достигать и превышать максимально допустимое число Маха, для которого они были разработаны; Было обнаружено, что собранные данные о летных характеристиках обычно превышают прогнозируемые значения.
В 1948 году началось производство этого типа; в мае 1951 г. первые боевые поставки серийных самолетов были получены в авиакрыло Бравалла (F 13). Tunnan производился в пяти основных вариантах: J 29A (первая модель, поступившая на вооружение), J 29B и J 29E для истребительной миссии, S 29C для разведывательной миссии и форсажная камера -оборудованный истребитель J 29F, являвшийся завершающим вариантом. С 1950 по 1956 год, когда производство было прекращено, в общей сложности было построено 661 Tunnan, что сделало его крупнейшим производственным циклом для любого самолета Saab.
Saab 29 Tunnan - это реактивный истребитель первого поколения, который является первым шведским самолетом, специально разработанным для использования реактивного движения. (Первый в Швеции реактивный истребитель Saab 21R был создан на основе поршневого двигателя Saab 21 ). Визуально это был небольшой пухлый самолет с цельным единым центральным воздухозаборником, образующим нос самолета, причем пилот размещался в пузырчатом куполе, расположенном непосредственно над воздухозаборником в верхней передней части фюзеляжа., и очень тонкое, расположенное по центру стреловидное крыло. Двухлонжеронное крыло представляет собой цельную конструкцию, прикрепленную к фюзеляжу четырьмя болтами. Ходовая часть убиралась гидравлически во время полета и была спроектирована так, чтобы подходить для посадки на взлетно-посадочные полосы с грубой травой.
Tunnan был оборудован одним de Havilland Ghost турбореактивный двигатель, способный создавать тягу до 5 000 фунтов. Он был способен разгонять самолет до скорости более 650 миль в час и, как сообщается, обладал характеристиками, превосходящими имеющийся у Швеции флот de Havilland Vampire. Двигатель крепился к фюзеляжу в трех ключевых точках, а капот двигателя можно было снять как единое целое; Для снятия двигателя на обслуживание использовалась специальная тележка. Чтобы повысить выживаемость пилотов на высоких скоростях самолета, Tunnan воспользовался наличием разработанного Saab эжекторного сиденья, разработанного в 1943 году, которое было объединено с системой взрывного сброса для быстрого удаления Canopy.
Более поздние версии Tunnan получили различные усовершенствования, включая добавление форсажной камеры, что стало первым успешным применением такого устройства в сочетании с британским реактивным двигателем. Усовершенствована форма крыла, включая переднюю кромку с зазубринами, чтобы повысить критическое число Маха самолета. С 1963 года все передовые J 29F были оснащены AIM-9 Sidewinder инфракрасными наводящими ракетами «воздух-воздух».
J 29 был одним из первых серийных истребителей со стреловидным крылом и первым западноевропейским истребителем с такой конфигурацией крыла.. Он был быстрым и маневренным и установил мировой рекорд скорости на замкнутой трассе протяженностью 500 км (310 миль) в 1954 году на скорости 977 км / ч (607,05 миль / ч). Два S 29C (разведывательный вариант) дополнительно установили международный рекорд скорости в 900,6 км / ч (559,4 миль / ч) на дистанции 1000 км (620 миль) по замкнутой трассе в 1955 году.
Рекорд аварийности на ранних этапах эксплуатации был плохо, в основном из-за неопытности со стреловидными самолетами и отсутствия двухместного учебно-тренировочного варианта Tunnan: это означало, что шведские летчики-истребители могли обучаться только с использованием двух вариантов кресел de Havilland Vampire (самолет с прямыми крыльями), прежде чем отправиться в одиночку на Туннане. 99 пилотов были убиты во время военных тренировочных полетов в Швеции.
В мае 1967 года истребители Tunnan были сняты с боевой службы; однако, некоторые самолеты были сохранены и переконфигурированы для использования в качестве учебно-тренировочных средств противодействия и для буксировки целей в 1970-е годы. В августе 1976 года последний официальный военный полет был выполнен на авиасалоне в честь 50-летия ВВС Швеции.
27 января 1961 года правительство Швеции предоставило Совету авиации разрешение на продажу 15 самолетов. J 29F Tunnans для Saab для восстановления и перепродажи австрийским ВВС. В 1962 году правительство одобрило продажу Австрии еще 15 самолетов J 29F. В эту вторую партию были внесены изменения, чтобы можно было установить специализированный блок камеры в левой части носовой части каждого самолета, что потребовало снятия двух установленных в носу пушек, чтобы приспособиться к этому. На смену этого сменного модуля камеры, камеры которого можно было перемещать в полете с помощью элементов управления, установленных в кабине, потребовалось около 30 минут. Из-за ограничений, установленных австрийским государственным договором от 1955 года, эти самолеты никогда не были вооружены ракетами класса «воздух-воздух». Таннан оставался на вооружении австрийских ВВС до 1972 года.
Таннан был первым шведским реактивным самолетом, участвовавшим в боевых действиях. операции. В сентябре 1961 года, в ответ на призыв Организации Объединенных Наций (ООН) о военной поддержке, первоначальные силы из пяти J 29B были размещены в Республике Конго в качестве вклада в миротворческая миссия ООН (ONUC ) в регионе, организованная как F 22 Wing ВВС Швеции. Впоследствии он был усилен еще четырьмя J 29B и двумя фоторазведывательными Tunnans S 29C в 1962 году. J 29 были единственными боевыми самолетами в распоряжении ООН, J 29B отправлялись с опознавательной надписью ООН на своих фюзеляжах.
Большинство миссий включали в себя атаку наземных целей с помощью внутренних пушек, а также неуправляемых ракет. Несмотря на большое количество наземного огня, ни один самолет не погиб. Экипажи и иностранные наблюдатели пришли к единому мнению, что «Туннан» обладает исключительными возможностями. (Их противники-сепаратисты использовали несколько Fouga Magisters и другие самолеты с относительно низкими боевыми возможностями.) Единственный потерянный самолет был потерян высокопоставленным офицером, который совершил пробный запуск и разбился во время прерванного взлета. Когда ONUC был прекращен в 1964 году, некоторые из шведских самолетов были уничтожены на их базе, поскольку они больше не были нужны дома, а затраты на их восстановление были сочтены чрезмерными.
Данные из The Great Book of Fighters, Saab J 29
Общие характеристики
Производительность
Вооружение .
Самолеты сопоставимого роль, c конфигурация и эпоха
Связанные списки
На Викискладе есть средства массовой информации, относящиеся к Saab 29 Tunnan. |