ПЗЛ ТС-11 Искра

редактировать
ТС-11 Искра
ПЗЛ ТС-11 Искрай (обрезано).jpg
ТС-11 «Искра» команды «Искры» на авиашоу в Гурашке, 2007 г.
Роль Учебно-тренировочный самолет
Производитель PZL-Mielec
Первый полет 5 февраля 1960 г.
Вступление 1964 г.
В отставке 2021 г.
Основные пользователи ВВС Польши ВМС Польши ВВС Индии
Произведено 1963 - 1987 гг.
Количество построенных 424

PZL TS-11 Iskra (английский: Спарк ) является польский реактивный тренажер, разработанный и произведенный компанией самолетов PZL-Мелец. Его использовали военно-воздушные силы Польши и Индии. Он примечателен тем, что является первым реактивным самолетом отечественной разработки, произведенным в Польше, он служил более 50 лет в качестве основного учебного самолета польских ВВС, а на момент вывода на пенсию был самым старым реактивным самолетом, все еще оставшимся. на вооружении в Польше.

В рамках усилий по сохранению способности Польши самостоятельно разрабатывать самолеты в эпоху политического и экономического подчинения соседнему Советскому Союзу в 1950-х годах польские инженеры из Польского авиационного института (IL) начали ранние работы по проектированию того, что будет стать первым реактивным самолетом, который будет разработан в Польше. После смерти Иосифа Сталина работа над инициативой могла вестись более открыто, и правительственные чиновники поддержали такое предприятие. На новую конструкцию сильно повлияли требования, сформулированные польскими ВВС, которые формализовали требования к реактивному самолету для учебных целей. 5 февраля 1960 года первый прототип совершил свой первый полет, оснащенный импортированным британским турбореактивным двигателем Armstrong Siddeley Viper.

В 1963 году для ВВС Польши начались поставки первого серийного образца этого типа, получившего обозначение TS-11 Iskra bis A. В 60-е годы «Искра» претендовала на звание стандартного учебно-тренировочного самолета в странах Варшавского договора. Однако он не был выбран для выполнения этой важной роли, вместо него был выбран конкурирующий чехословацкий Aero L-29 Delfín, который в дальнейшем строился в больших количествах для широкого круга экспортных заказчиков. Производство TS-11 прекратилось в 1987 году, однако этот тип остался на вооружении ВВС Польши и ВВС Индии в 21 веке. С 1969 года несколько TS-11 использовались пилотажной группой ВВС Польши в Бяло-Червоне Искры, которая выполнила свой последний показ 22 августа 2021 года. Они также использовались для целей воздушной разведки. За последние годы эксплуатации самолета несколько экземпляров были проданы частным владельцам.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Развитие
  • 2 Дизайн
  • 3 История эксплуатации
  • 4 варианта
  • 5 бывших операторов
  • 6 Технические характеристики (Искра бис Д)
  • 7 См. Также
  • 8 ссылки
    • 8.1 Цитаты
    • 8.2 Библиография
  • 9 Внешние ссылки

Разработка

ТС-11 Искра бис Б - вид спереди

После окончания Второй мировой войны, Польша была политически доминировала соседний Советский Союз ; как следствие, польская авиационная промышленность претерпела огромные изменения по указанию Советов. По словам авиационного автора Ежи К. Цинка, первое послевоенное десятилетие было периодом неудачных попыток и разочарований: к началу 1951 года все национальные конструкторские бюро были распущены, а все местные проекты были прекращены. Вместо этого польским авиазаводам было поручено производить в основном российское военное оборудование, отвечающее требованиям советской военной машины, такое как истребитель МиГ-17 Микоян-Гуревич. Вскоре после смерти советского лидера Иосифа Сталина военные заказы были резко сокращены, в результате чего польские авиационные заводы простаивали, а некоторые закрывались навсегда.

В то время как национальные конструкторские бюро были ликвидированы, некоторые бывшие члены присоединились к Польскому авиационному институту (1L) и выполнили ограниченную работу над различными оригинальными проектами, хотя изначально такие усилия официально не поощрялись. Таким образом, именно в IL была начата разработка первого реактивного самолета, который будет разработан в Польше; однако в конце 1950-х годов ответственность за проектные работы по программе была передана производителю самолетов PZL-Mielec на ранней стадии, чтобы Ил мог возобновить свою основную миссию научных и технологических исследований. Большая часть проектных работ по программе была произведена в ответ на указанные потребности требований ВВС Польши к реактивному учебно-тренировочному самолету, который искал замену поршневому PZL TS-8 Bies на время.

Представители правительства Польши открыто признали, что этот проект имеет большое значение для национальной авиационной промышленности, поэтому были предприняты энергичные усилия для поддержки разработки TS-11. Главный конструктор - польский авиационный инженер Тадеуш Солтык ; его инициалы послужили источником части официального обозначения типа TS-11. Вначале было решено использовать турбореактивный двигатель зарубежного производства для питания самолета. Вскоре предпочтительным вариантом для компании стал британский Armstrong Siddeley Viper ; однако, как сообщается, переговоры о его приобретении в конечном итоге были сорваны; соответственно, работа над проектом была отложена до тех пор, пока подходящая силовая установка отечественного производства не достигла продвинутой стадии разработки.

5 февраля 1960 года первый прототип провел свой первый полет, питание от импортируемого Viper 8 двигатель, способный производить до 7,80 кН (1750 фунтов ф) тяги. 11 сентября 1960 года существование самолета было публично раскрыто во время показа с воздуха, проведенного над Лодзи. Следующая пара прототипов, которая выполнила свои первые полеты в марте и июле 1961 года соответственно, была оснащена польской копией двигателя Viper, получившей обозначение WSK HO-10. Программа летных испытаний, которым были подвергнуты три прототипа, продемонстрировала как возможности нового самолета, так и его пригодность для удовлетворения заявленных требований ВВС Польши к учебно-тренировочному самолету; как таковой, вскоре он был принят польскими ВВС.

В 1963 году первая серийная модель этого типа, получившая обозначение ТС-11 «Искра бис А», поступила на вооружение. Примерно 1966, нового строительства самолета были оснащены новой польской разработанный турбореактивный двигатель, обозначенный как WSK SO-1, которая была способна производить до 9,80 кН (2200 фунтов ф) тяги и, по сообщениям дал TS-11 максимальная скорость 497 миль в час. С 1969 года стал доступен улучшенный двигатель WSK SO-3, обеспечивающий значительно более длительный период времени между капитальными ремонтами; Через этот двигатель был улучшен в WSK SO-3W, который был способен генерировать 10,80 кН (2425 фунтов ф) тяги.

Дизайн

ТС-11 Искра бис Б

PZL TS-11 Iskra - цельнометаллический учебно-реактивный самолет. Это относительно обычное в макете, показывая трапеции -образного середины крыла расположения. Эти крылья, имевшие лишь небольшой угол стреловидности по передней кромке, имеют воздухозаборники, встроенные в основание крыла. Одиночный турбореактивный двигатель ТС-11 размещен в основном фюзеляже, его выхлоп расположен под хвостовым стабилизатором, установленным на стреле, что придает самолету довольно необычный силуэт. Оба члена экипажа, обычно студент спереди и инструктор сзади, имеют катапультные кресла для аварийного выхода.

Некоторые модели TS-11 могут быть вооружены; вооружения состояло из одного носа монтажа нр-23 пушки 80 патронов, а также в общей сложности четыре подкрыльевых узлов подвески, которые были совместимы с множеством различных видов оружия, в том числе бомб и ракет. На большинстве моделей самолетов отсутствует радар ; Однако специализированный разведывательный вариант ТС-11Р снабжен таким оборудованием. TS-11 также может быть оснащен различными камерами для выполнения задач аэрофотосъемки. Польша в настоящее время разрабатывает новый TS-11S Iskra (Spark) как будущий учебно-тренировочный реактивный самолет. Он будет оснащен новой авионикой, усиленной конструкцией и более мощным двигателем.

История эксплуатации

HUD установлен на PZL TS-11F Iskra (MSPO 2008). TS-11 Iskra MR из Biało-Czerwone Искры пилотажной группы

В 1964 году прототип TS-11 побил четыре отдельных мировых рекорда в своем классе, включая рекорд скорости, который был зафиксирован как достижение максимальной скорости 839 км / ч (524 миль / ч) за один полет. С 1969 года различные TS-11 использовались пилотажной группой ВВС Польши, которая первоначально называлась Rombik, а в настоящее время называется Biało-Czerwone Iskry (переводится на английский как бело-красные искры). В отличие от восточноевропейских самолетов того времени, TS-11 никогда не получал отчетного названия НАТО (для реактивных тренажеров - двухсложное слово, начинающееся с буквы M) для своего типа.

В течение 1960-х «Искра» соревновалась за право быть выбранной в качестве стандартного учебно-тренировочного реактивного самолета для Варшавского договора. Советский Союз дал Польше обещание поддержать ее авиационную промышленность и поддержать закупку подходящих самолетов для этой цели у польских производителей. Однако «Искра» не была выбрана для этой роли, она проиграла чехословацкому Aero L-29 Delfín, еще одному недавно разработанному реактивному учебно-тренировочному самолету; по словам автора авиации Джона К. Фредриксона, этот результат был в высшей степени неожиданным и неожиданным для нескольких наблюдателей. Во многом в результате этого решения Польша стала единственным членом Варшавского договора, принявшим «Искру», в то время как большинство других приняли вместо нее конкурирующую «Дельфин».

В 1975 году первая партия из 50 учебно-тренировочных самолетов Iskra bis D была экспортирована в Индию, единственного экспортного покупателя этого типа; в течение 1990-х годов ВВС Индии поставили еще 26 самолетов. По сообщениям, во время службы в Индии в общей сложности было потеряно семь самолетов, в результате чего погибли четыре члена экипажа. В декабре 2004 года ВВС Индии официально отозвали последние учебные самолеты «Искра». К 1987 году, по сообщениям, было построено в общей сложности 424 самолета, после чего производство этого типа было прекращено из-за отсутствия спроса.

По имеющимся данным, в 2002 году в составе ВВС Польши по-прежнему находилось 110 самолетов TS-11, в том числе 5 самолетов-разведчиков TS-11R. «Искра» стала первым и пока единственным польским реактивным учебно-тренировочным самолетом, запущенным в серийное производство - программа, предназначенная для производства его преемника, PZL I-22 Iryda (позже обозначенного как M-93 Iryda), потерпела неудачу по нескольким причинам, и только немногие из них были завершены в 1990-е годы до того, как программа была прервана. Вместо этого TS-11 был рассмотрен для модернизации, чтобы улучшить его непрерывную работу; однако в течение 2010 г. ВВС Польши объявили тендер на новую усовершенствованную систему обучения пилотов реактивных двигателей, которая в конечном итоге заменит TS-11.

К 2013 году в Польше было заявлено, что в общей сложности 30 (общее количество учебных самолетов: TS-11, PZL-130) эксплуатируемых «Искр» все еще находятся в эксплуатации. В течение 2016 года Польша приняла первые несколько своих первых учебно-тренировочных самолетов Alenia Aermacchi M-346 Masters, которые в сочетании с наземным учебным оборудованием, таким как летные тренажеры, будут постепенно удовлетворять потребности польских ВВС в обучении. 9 декабря 2020 года состоялся последний учебный вылет ВВС Польши TS-11 «Искра» с серийным номером 2001 [1], после которого учебная подготовка ВВС Польши перешла к Alenia Aermacchi M-346 Master, 12 из которых Польша имеет. В строю с декабря 2020 года. Единственным TS-11 польских ВВС, оставшимся летать в Польше после 9 декабря 2020 года, была экспозиционная группа TS-11 из команды Искры, которая выполнила свой последний показ 22 августа 2021 года.

Варианты

Польский ТС-11 Искра Р Варианты ТС-11
ТС-11 Искра бис А
Двухместный реактивный учебно-тренировочный самолет. Искра бис А была первой серийной моделью.
ТС-11 Искра бис Б / ТС-11 Искра 100
Двухместный реактивный учебно-тренировочный самолет; с четырьмя подкрыльевыми пилонами для перевозки оружия.
ТС-11 Искра бис Ц / ТС-11 Искра 200 Арт
Одноместный самолет-разведчик с 1971 года. Он имел камеру в нижней части фюзеляжа и увеличенный запас топлива. Всего 5 построили в 1972 году, в 1983 году переоборудовали в тренажеры.
ТС-11 Искра бис Д / ТС-11 Искра 200 СБ
Двухместные реактивные учебно-тренировочные самолеты 1973 года выпуска. Пятьдесят из них были построены для ВВС Индии с большей грузоподъемностью.
ТС-11 Искра бис ДФ
Двухместный учебно-разведывательный самолет с 1974 года. Может нести вооружение, помимо трех фотоаппаратов.
ТС-11 Искра Р
Двухместный самолет-разведчик ВМФ, оснащенный обзорной РЛС РДС-81. Шесть самолетов переоборудованы в 1991 году.
ТС-11 Искра БР 200
Опытный образец одноместного штурмово-разведывательного самолета с 1972 г. в серийное производство не производился.
ТС-11 Искра МР
TS-11 с модернизированной авионикой по стандартам ICAO и эксплуатируется в пилотажной группе Бяло-Червоне Искры с 1998 года.
ТС-11 Искра Джет / ТС-11 Искра
После вывода из эксплуатации он был разоружен и продан частным пользователям в США, Австралии и других странах как боевая птица, ценимая за двойные сиденья и простоту в обращении.
ТС-11Ф Искра
Предложение модернизации TS-11, сделанного Instytut Techniczny Wojsk Lotniczych, в качестве учебно-тренировочного самолета для подготовки пилотов к работе на F-16 C / D Block 52+

Бывшие операторы

TS-11 Iskra MR из Biało-Czerwone Искры команды
  Польша
  Польша
  Индия
  • ВВС Индии получили 76 самолетов. Все они были отозваны в декабре 2004 года.

Технические характеристики (Искра бис Д)

Неуправляемая ракетная установка на внешнем пилоне ТС-11 Искра Р Носовая часть ТС-11 Искра Р, виден ствол 23-мм пушки.

Данные Jane's All The World's Aircraft 1976-77 гг.

Общие характеристики

  • Экипаж: 2
  • Длина: 11,15 м (36 футов 7 дюймов)
  • Размах крыла: 10,06 м (33 фута 0 дюймов)
  • Высота: 3,5 м (11 футов 6 дюймов)
  • Площадь крыла: 17,5 м 2 (188 кв. Футов)
  • Профиль : корень: NACA 64-209 ; совет: NACA 64-009
  • Пустой вес: 2560 кг (5644 фунта)
  • Полная масса: 3734 кг (8232 фунта)
  • Максимальный взлетный вес: 3840 кг (8466 фунтов)
  • Силовая установка: 1 турбореактивный двигатель WSK SO-3, тяга 9,81 кН (2210 фунт-сила-сила)

Представление

  • Максимальная скорость: 720 км / ч (450 миль / ч, 390 узлов) на высоте 5000 м (16 404 фута)
  • Крейсерская скорость: 600 км / ч (370 миль / ч, 320 узлов)
  • Скорость сваливания: 140 км / ч (87 миль / ч, 76 узлов)
  • Никогда не превышайте скорость : 750 км / ч (470 миль / ч, 400 узлов)
  • Дальность: 1250 км (780 миль, 670 миль)
  • Практический потолок: 11000 м (36000 футов)
  • Скорость подъема: 14,8 м / с (2910 фут / мин)
  • Нагрузка на крыло: 213 кг / м 2 (44 фунта / кв. Фут)
  • Тяга / вес : 0,30

Вооружение

  • 1x 23-мм пушка НС-23 или НР-23 в носовой части
  • 4 подкрыльевых пилона, до 400 кг (880 фунтов) бомб или неуправляемые ракетные блоки С-5 Марс-4 (8 ракет) или Зевс-1 (12,7 мм) пушечные ранцы.

Смотрите также

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

использованная литература

Цитаты

Библиография

  • Чант, Крис. Энциклопедия современного авиационного вооружения. Патрик Стивенс, 1988. ISBN   0-850-59862-1.
  • Цинк, Ежи К. «Прогресс в Польше». Flight International, 4 января 1962 г., стр. 14–17.
  • Фредриксен, Джон С. Международные боевые птицы: иллюстрированное руководство по мировым военным самолетам, 1914–2000 гг. ABC-CLIO, 2001. ISBN   1-576-07364-5.
  • "Польский ветеран Спарк". Air International, Vol. 16 № 3, март 1979 г., стр. 126–131. Бромли, Великобритания: Fine Scroll Publishing.
  • Тейлор, Джон WR, изд. Самолеты всего мира Джейн 1976–77. Лондон: Macdonald and Jane's, 1976. ISBN   0-354-00538-3.

внешние ссылки

Последняя правка сделана 2023-04-05 06:58:43
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте