ТС-11 Искра | |
---|---|
![]() | |
ТС-11 «Искра» команды «Искры» на авиашоу в Гурашке, 2007 г. | |
Роль | Учебно-тренировочный самолет |
Производитель | PZL-Mielec |
Первый полет | 5 февраля 1960 г. |
Вступление | 1964 г. |
В отставке | 2021 г. |
Основные пользователи | ВВС Польши ВМС Польши ВВС Индии |
Произведено | 1963 - 1987 гг. |
Количество построенных | 424 |
PZL TS-11 Iskra (английский: Спарк ) является польский реактивный тренажер, разработанный и произведенный компанией самолетов PZL-Мелец. Его использовали военно-воздушные силы Польши и Индии. Он примечателен тем, что является первым реактивным самолетом отечественной разработки, произведенным в Польше, он служил более 50 лет в качестве основного учебного самолета польских ВВС, а на момент вывода на пенсию был самым старым реактивным самолетом, все еще оставшимся. на вооружении в Польше.
В рамках усилий по сохранению способности Польши самостоятельно разрабатывать самолеты в эпоху политического и экономического подчинения соседнему Советскому Союзу в 1950-х годах польские инженеры из Польского авиационного института (IL) начали ранние работы по проектированию того, что будет стать первым реактивным самолетом, который будет разработан в Польше. После смерти Иосифа Сталина работа над инициативой могла вестись более открыто, и правительственные чиновники поддержали такое предприятие. На новую конструкцию сильно повлияли требования, сформулированные польскими ВВС, которые формализовали требования к реактивному самолету для учебных целей. 5 февраля 1960 года первый прототип совершил свой первый полет, оснащенный импортированным британским турбореактивным двигателем Armstrong Siddeley Viper.
В 1963 году для ВВС Польши начались поставки первого серийного образца этого типа, получившего обозначение TS-11 Iskra bis A. В 60-е годы «Искра» претендовала на звание стандартного учебно-тренировочного самолета в странах Варшавского договора. Однако он не был выбран для выполнения этой важной роли, вместо него был выбран конкурирующий чехословацкий Aero L-29 Delfín, который в дальнейшем строился в больших количествах для широкого круга экспортных заказчиков. Производство TS-11 прекратилось в 1987 году, однако этот тип остался на вооружении ВВС Польши и ВВС Индии в 21 веке. С 1969 года несколько TS-11 использовались пилотажной группой ВВС Польши в Бяло-Червоне Искры, которая выполнила свой последний показ 22 августа 2021 года. Они также использовались для целей воздушной разведки. За последние годы эксплуатации самолета несколько экземпляров были проданы частным владельцам.
После окончания Второй мировой войны, Польша была политически доминировала соседний Советский Союз ; как следствие, польская авиационная промышленность претерпела огромные изменения по указанию Советов. По словам авиационного автора Ежи К. Цинка, первое послевоенное десятилетие было периодом неудачных попыток и разочарований: к началу 1951 года все национальные конструкторские бюро были распущены, а все местные проекты были прекращены. Вместо этого польским авиазаводам было поручено производить в основном российское военное оборудование, отвечающее требованиям советской военной машины, такое как истребитель МиГ-17 Микоян-Гуревич. Вскоре после смерти советского лидера Иосифа Сталина военные заказы были резко сокращены, в результате чего польские авиационные заводы простаивали, а некоторые закрывались навсегда.
В то время как национальные конструкторские бюро были ликвидированы, некоторые бывшие члены присоединились к Польскому авиационному институту (1L) и выполнили ограниченную работу над различными оригинальными проектами, хотя изначально такие усилия официально не поощрялись. Таким образом, именно в IL была начата разработка первого реактивного самолета, который будет разработан в Польше; однако в конце 1950-х годов ответственность за проектные работы по программе была передана производителю самолетов PZL-Mielec на ранней стадии, чтобы Ил мог возобновить свою основную миссию научных и технологических исследований. Большая часть проектных работ по программе была произведена в ответ на указанные потребности требований ВВС Польши к реактивному учебно-тренировочному самолету, который искал замену поршневому PZL TS-8 Bies на время.
Представители правительства Польши открыто признали, что этот проект имеет большое значение для национальной авиационной промышленности, поэтому были предприняты энергичные усилия для поддержки разработки TS-11. Главный конструктор - польский авиационный инженер Тадеуш Солтык ; его инициалы послужили источником части официального обозначения типа TS-11. Вначале было решено использовать турбореактивный двигатель зарубежного производства для питания самолета. Вскоре предпочтительным вариантом для компании стал британский Armstrong Siddeley Viper ; однако, как сообщается, переговоры о его приобретении в конечном итоге были сорваны; соответственно, работа над проектом была отложена до тех пор, пока подходящая силовая установка отечественного производства не достигла продвинутой стадии разработки.
5 февраля 1960 года первый прототип провел свой первый полет, питание от импортируемого Viper 8 двигатель, способный производить до 7,80 кН (1750 фунтов ф) тяги. 11 сентября 1960 года существование самолета было публично раскрыто во время показа с воздуха, проведенного над Лодзи. Следующая пара прототипов, которая выполнила свои первые полеты в марте и июле 1961 года соответственно, была оснащена польской копией двигателя Viper, получившей обозначение WSK HO-10. Программа летных испытаний, которым были подвергнуты три прототипа, продемонстрировала как возможности нового самолета, так и его пригодность для удовлетворения заявленных требований ВВС Польши к учебно-тренировочному самолету; как таковой, вскоре он был принят польскими ВВС.
В 1963 году первая серийная модель этого типа, получившая обозначение ТС-11 «Искра бис А», поступила на вооружение. Примерно 1966, нового строительства самолета были оснащены новой польской разработанный турбореактивный двигатель, обозначенный как WSK SO-1, которая была способна производить до 9,80 кН (2200 фунтов ф) тяги и, по сообщениям дал TS-11 максимальная скорость 497 миль в час. С 1969 года стал доступен улучшенный двигатель WSK SO-3, обеспечивающий значительно более длительный период времени между капитальными ремонтами; Через этот двигатель был улучшен в WSK SO-3W, который был способен генерировать 10,80 кН (2425 фунтов ф) тяги.
PZL TS-11 Iskra - цельнометаллический учебно-реактивный самолет. Это относительно обычное в макете, показывая трапеции -образного середины крыла расположения. Эти крылья, имевшие лишь небольшой угол стреловидности по передней кромке, имеют воздухозаборники, встроенные в основание крыла. Одиночный турбореактивный двигатель ТС-11 размещен в основном фюзеляже, его выхлоп расположен под хвостовым стабилизатором, установленным на стреле, что придает самолету довольно необычный силуэт. Оба члена экипажа, обычно студент спереди и инструктор сзади, имеют катапультные кресла для аварийного выхода.
Некоторые модели TS-11 могут быть вооружены; вооружения состояло из одного носа монтажа нр-23 пушки 80 патронов, а также в общей сложности четыре подкрыльевых узлов подвески, которые были совместимы с множеством различных видов оружия, в том числе бомб и ракет. На большинстве моделей самолетов отсутствует радар ; Однако специализированный разведывательный вариант ТС-11Р снабжен таким оборудованием. TS-11 также может быть оснащен различными камерами для выполнения задач аэрофотосъемки. Польша в настоящее время разрабатывает новый TS-11S Iskra (Spark) как будущий учебно-тренировочный реактивный самолет. Он будет оснащен новой авионикой, усиленной конструкцией и более мощным двигателем.
В 1964 году прототип TS-11 побил четыре отдельных мировых рекорда в своем классе, включая рекорд скорости, который был зафиксирован как достижение максимальной скорости 839 км / ч (524 миль / ч) за один полет. С 1969 года различные TS-11 использовались пилотажной группой ВВС Польши, которая первоначально называлась Rombik, а в настоящее время называется Biało-Czerwone Iskry (переводится на английский как бело-красные искры). В отличие от восточноевропейских самолетов того времени, TS-11 никогда не получал отчетного названия НАТО (для реактивных тренажеров - двухсложное слово, начинающееся с буквы M) для своего типа.
В течение 1960-х «Искра» соревновалась за право быть выбранной в качестве стандартного учебно-тренировочного реактивного самолета для Варшавского договора. Советский Союз дал Польше обещание поддержать ее авиационную промышленность и поддержать закупку подходящих самолетов для этой цели у польских производителей. Однако «Искра» не была выбрана для этой роли, она проиграла чехословацкому Aero L-29 Delfín, еще одному недавно разработанному реактивному учебно-тренировочному самолету; по словам автора авиации Джона К. Фредриксона, этот результат был в высшей степени неожиданным и неожиданным для нескольких наблюдателей. Во многом в результате этого решения Польша стала единственным членом Варшавского договора, принявшим «Искру», в то время как большинство других приняли вместо нее конкурирующую «Дельфин».
В 1975 году первая партия из 50 учебно-тренировочных самолетов Iskra bis D была экспортирована в Индию, единственного экспортного покупателя этого типа; в течение 1990-х годов ВВС Индии поставили еще 26 самолетов. По сообщениям, во время службы в Индии в общей сложности было потеряно семь самолетов, в результате чего погибли четыре члена экипажа. В декабре 2004 года ВВС Индии официально отозвали последние учебные самолеты «Искра». К 1987 году, по сообщениям, было построено в общей сложности 424 самолета, после чего производство этого типа было прекращено из-за отсутствия спроса.
По имеющимся данным, в 2002 году в составе ВВС Польши по-прежнему находилось 110 самолетов TS-11, в том числе 5 самолетов-разведчиков TS-11R. «Искра» стала первым и пока единственным польским реактивным учебно-тренировочным самолетом, запущенным в серийное производство - программа, предназначенная для производства его преемника, PZL I-22 Iryda (позже обозначенного как M-93 Iryda), потерпела неудачу по нескольким причинам, и только немногие из них были завершены в 1990-е годы до того, как программа была прервана. Вместо этого TS-11 был рассмотрен для модернизации, чтобы улучшить его непрерывную работу; однако в течение 2010 г. ВВС Польши объявили тендер на новую усовершенствованную систему обучения пилотов реактивных двигателей, которая в конечном итоге заменит TS-11.
К 2013 году в Польше было заявлено, что в общей сложности 30 (общее количество учебных самолетов: TS-11, PZL-130) эксплуатируемых «Искр» все еще находятся в эксплуатации. В течение 2016 года Польша приняла первые несколько своих первых учебно-тренировочных самолетов Alenia Aermacchi M-346 Masters, которые в сочетании с наземным учебным оборудованием, таким как летные тренажеры, будут постепенно удовлетворять потребности польских ВВС в обучении. 9 декабря 2020 года состоялся последний учебный вылет ВВС Польши TS-11 «Искра» с серийным номером 2001 [1], после которого учебная подготовка ВВС Польши перешла к Alenia Aermacchi M-346 Master, 12 из которых Польша имеет. В строю с декабря 2020 года. Единственным TS-11 польских ВВС, оставшимся летать в Польше после 9 декабря 2020 года, была экспозиционная группа TS-11 из команды Искры, которая выполнила свой последний показ 22 августа 2021 года.
Данные Jane's All The World's Aircraft 1976-77 гг.
Общие характеристики
Представление
Вооружение
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи