G-4 Super Galeb | |
---|---|
A ВВС Сербии G-4 Super Galeb | |
Роль | Военный учебно-тренировочный самолет |
Национальное происхождение | Югославия |
Производитель | СОКО |
Конструкторская группа | Авиационный технический институт |
Первый полет | 17 июля 1978 г. |
Введение | 1983 |
Статус | На вооружении |
Основные пользователи | ВВС Сербии. ВВС Мьянмы. ВВС Черногории (исторический). ВВС Югославии (исторический) |
Произведено | 1984–1991 |
Количество построенных | 85 |
Стоимость единицы | 4,2 миллиона долларов (в 2010 году долларов США ) |
Soko G-4 Super Galeb (английский : Super Seagull), также называемый N-62, представляет собой югославский однодвигательный, усовершенствованный учебно-реактивный и легкий штурмовик спроектирован Авиационно-техническим институтом в Ярково и изготовлен самолетом СОКО завод в Мостаре.
Super Galeb был разработан в 1970-х годах как преемник и замена Soko G-2 Galeb, тогда находившегося на вооружении Югославских ВВС (сербохорватский : Ratno vazduhoplovstvo i antivazdušna odbrana - RV и PVO; Хорватский : Ratno zrakoplovstvo i protuzračna obrana - RZ i PZO.). 17 июля 1978 года первый полет был выполнен опытным самолетом, получившим обозначение G-4 PPP; в 1983 году первый G-4 совершил свой первый полет. Серийное производство данного типа началось в 1984 году; сборочная линия работала до распада Югославии в 1991 году. Всего было построено 85 самолетов, большая часть которых поступила на вооружение югославских ВВС, хотя шесть G-4 были экспортированы в Мьянма.
Во время югославских войн RV и PVO G-4 совершили штурмовые боевые вылеты, всего четыре были потеряны для ПВО противника. В течение 1992 года оставшиеся самолеты были переброшены в Сербию и Черногорию, где они поступили на вооружение ВВС вновь сформированной FR Югославии. Единственный G-4 остался для ВВС Республики Сербской. ВВС Сербии стали крупнейшим оператором этого типа, приобретя дополнительные супергалебы из других бывших югославских республик. Он намерен модернизировать и эксплуатировать свои G-4 до 2030-х годов.
G-4 Super Galeb был разработан во время 1970-х годов в качестве замены существующего парка ВВС Югославии, состоящего из G-2 Galeb, реактивного учебно-тренировочного самолета с прямым крылом, который был разработан во время конец 1950-х гг. До 1999 г. Galeb был наиболее часто используемым учебно-тренировочным самолетом ВВС Югославии. Согласно авиационному журналу Flight International, Super Galeb безошибочно произошел от более раннего G-2, разделяя тот же британский -содержащий Rolls-Royce Viper <172.>турбореактивный двигатель, хотя и усиленный для большей производительности. Однако историк авиации Кристофер Чант отмечает, что: «Super Galeb не имеет большего отношения к G-2 Galeb, чем идентичность роли, будучи в целом более совершенным самолетом.
RV i PVO G-4 (серийный номер 23005) на авиашоу в Фарнборо, UK в 1984 году.Первый из двух прототипов, как сообщается, был закончен к началу 1978 года. После завершения начальной фазы наземных испытаний был проведен первый полет Super Galeb 17 июля 1978 года. За ним последовал первый полет одного из шести предсерийных самолетов 17 декабря 1980 года. Эти предсерийные самолеты, наряду с первым прототипом, получили обозначение G-4 PPP; они имели фиксированное хвостовые части со вставками рулями высоты и без углового положения. В отличие от G-2 Galeb, оба крыла и хвостовые поверхности являются пронеслись на Super Galeb, в то время как авионика, позволяющая летать даже в неблагоприятных погодных условиях и ночью, была интегрирована.
В отличие от самолетов разработки, серийные Super Galebs вместе со вторым прототипом получили обозначение G-4; С точки зрения дизайна, они отличались цельноповоротным хвостовым оперением и усовершенствованной авионикой. В серийных самолетах используется гравитационная система дозаправки, тогда как более ранние опытные самолеты оснащались системой дозаправки под давлением; это было немного медленнее для дозаправки, но было проще и дешевле. В дополнение к своей учебной миссии G-4 также подходил для выполнения легких атакующих операций.
В 1983 году G-4 совершил свой первый полет, к этому моменту он был заказан в большом количестве для Югославские ВВС. Помимо внутреннего рынка, он также конкурировал на международном уровне с такими учебно-тренировочными самолетами, как итальянский Aermacchi MB-339, чехословацкий Aero L-39 Albatros, а также испанский CASA C-101 ; Flight International отмечает, что, хотя G-4 обладал меньшей производительностью, чем Franko -German Dassault / Dornier Alpha Jet, его было значительно дешевле приобрести.
SOKO G-4 Super Galeb - реактивный учебно-тренировочный и легкий штурмовик. Его размер позволяет применять этот тип как к базовым, так и к продвинутым лётным программам. Эстетически Super Galeb напоминает Hawker Siddeley Hawk, современный британский реактивный тренажер. В базовой конфигурации G-4 представляет собой низкоплан моноплан конструкции со слегка сужающимся крылом. Самолет имеет длину 12,25 м, высоту 4,3 м, размах крыла 9,88 м. В пустом состоянии он весит 3250 кг и может перевозить 1882 кг топлива. Самолет оснащен коротким носовым обтекателем, закругленным фюзеляжем, обычным оперением, полукруглыми воздухозаборниками, вертикальным хвостовым плавником, рулем направления, элеронами, горизонтальные стабилизаторы и топливные баки на квадратных концах.
Две бригады, обычно студент и инструктор, сидят тандемной конфигурацией под отдельными боковыми стенками. открывающиеся навесы. Оба положения снабжены катапультными креслами производства Martin-Baker ; заднее сиденье немного приподнято, чтобы улучшить круговой обзор и облегчить наблюдение за сидящим впереди пилотом-курсантом. Экипаж снабжен авионикой, позволяющей летать в плохую погоду; в переднем положении установлены радиовысотомер и гироскоп - прицел. Для выполнения боевых задач «Супер Галеб» может быть оснащен установленной по центру гондолой с двухствольной пушкой 23мм Грязева-Шипунова ГШ-23Л с высотой до до 200 патронов. Кроме того, под крыльями установлены четыре точки крепления, внутренняя пара имеет емкость 7701b, а внешний двигатель - 5501b; они могут нести различное западное и восточноевропейское вооружение и технику; внутренние пилоны подсоединены к внешним топливным бакам емкостью 70 галлонов, на одном этапе также разрабатывалась разведывательная капсула местного производства.
G-4 приводится в движение одним британским двигателем. -источники Rolls-Royce Viper турбореактивный двигатель. С момента появления на рынке летно-технические характеристики самолета были значительно улучшены за счет использования более мощного двигателя Rolls-Royce Viper 632-46. Для улучшения характеристик под фюзеляжем имеются точки крепления ракет с реактивным взлетом (JATO) . Для сокращения дистанции приземления можно использовать тормозной парашют . Прямой доступ к двигателю достигается за счет снятия задней части фюзеляжа перед оперением.
В начале 1990-х Югославия приступила к программе модернизации своего флота G-4. Как сообщается, эта программа в первую очередь была связана с интеграцией новых ракет класса «воздух-воздух» и «воздух-земля», а также улучшенными возможностями прицеливания, доработками для повышения надежности двигателей, и улучшенная электроника.
G-4 Super Galeb выполнил множество боевых задач во время Югославских войн. Всего было сбито три G-4, все пилоты благополучно катапультировались. В результате югославских войн Югославия распалась на несколько более мелких наций; у некоторых из них были самолеты из инвентаря бывшей республики.
Во время бомбардировки Югославии НАТО семь самолетов G-4 из группы Летиче звезды были уничтожены в Авиабаза Голубовцы, внесшая большой вклад в расформирование команды в 1999 году. С тех пор группа сербских энтузиастов авиации собрала новую выставочную команду, но оснастила ее более старыми Soko G-2 Galebs, которые ранее были сняты в 1980-е годы.
С 2008 года сербские ВВС, крупнейший оператор этого типа, предложили комплексную модернизацию оставшихся у них самолетов G-4M. Предполагаемая программа модернизации, которая будет переименована в G4-MD, в основном сосредоточена на новой авионике для улучшения навигации, большей простоты управления и интеграции новых боевых систем, как сообщается, продлит срок службы этого типа до 2030-х годов. Сербия смогла приобрести дополнительные самолеты G-4 из других бывших югославских республик, часто путем бартера, чтобы расширить свой оперативный флот.
Данные из Jane's All The World's Aircraft 1993–94, Сборник вооружений и военной техники
Общие характеристики
Характеристики
Вооружение .
Авионика . Стандартное оборудование связи и навигации, плюс (управление огнем и управление вооружением) Ferranti гироскопический прицел ISIS D-282 и (датчики и системы защиты) Iskra SD-1 RWR; также предусмотрено место для разведывательной капсулы с камерами и инфракрасного линейного сканера.
Родственная разработка
Самолет сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
На Викискладе есть материалы, связанные с Соко Г-4 Супер Галеб. |