Soko G-4 Super Galeb

редактировать

G-4 Super Galeb
Super Galeb G-4 Serbia (20932748396).jpg
A ВВС Сербии G-4 Super Galeb
РольВоенный учебно-тренировочный самолет
Национальное происхождениеЮгославия
ПроизводительСОКО
Конструкторская группаАвиационный технический институт
Первый полет17 июля 1978 г.
Введение1983
СтатусНа вооружении
Основные пользователиВВС Сербии. ВВС Мьянмы. ВВС Черногории (исторический). ВВС Югославии (исторический)
Произведено1984–1991
Количество построенных85
Стоимость единицы4,2 миллиона долларов (в 2010 году долларов США )

Soko G-4 Super Galeb (английский : Super Seagull), также называемый N-62, представляет собой югославский однодвигательный, усовершенствованный учебно-реактивный и легкий штурмовик спроектирован Авиационно-техническим институтом в Ярково и изготовлен самолетом СОКО завод в Мостаре.

Super Galeb был разработан в 1970-х годах как преемник и замена Soko G-2 Galeb, тогда находившегося на вооружении Югославских ВВС (сербохорватский : Ratno vazduhoplovstvo i antivazdušna odbrana - RV и PVO; Хорватский : Ratno zrakoplovstvo i protuzračna obrana - RZ i PZO.). 17 июля 1978 года первый полет был выполнен опытным самолетом, получившим обозначение G-4 PPP; в 1983 году первый G-4 совершил свой первый полет. Серийное производство данного типа началось в 1984 году; сборочная линия работала до распада Югославии в 1991 году. Всего было построено 85 самолетов, большая часть которых поступила на вооружение югославских ВВС, хотя шесть G-4 были экспортированы в Мьянма.

Во время югославских войн RV и PVO G-4 совершили штурмовые боевые вылеты, всего четыре были потеряны для ПВО противника. В течение 1992 года оставшиеся самолеты были переброшены в Сербию и Черногорию, где они поступили на вооружение ВВС вновь сформированной FR Югославии. Единственный G-4 остался для ВВС Республики Сербской. ВВС Сербии стали крупнейшим оператором этого типа, приобретя дополнительные супергалебы из других бывших югославских республик. Он намерен модернизировать и эксплуатировать свои G-4 до 2030-х годов.

Содержание
  • 1 Разработка
  • 2 Дизайн
  • 3 История эксплуатации
  • 4 Варианты
  • 5 Операторы
  • 6 Бывшие операторы
  • 7 Технические характеристики (G-4M)
  • 8 Самолет на дисплее
  • 9 См. Также
  • 10 Ссылки
    • 10.1 Ссылки
    • 10.2 Библиография
  • 11 Внешние ссылки
Разработка

G-4 Super Galeb был разработан во время 1970-х годов в качестве замены существующего парка ВВС Югославии, состоящего из G-2 Galeb, реактивного учебно-тренировочного самолета с прямым крылом, который был разработан во время конец 1950-х гг. До 1999 г. Galeb был наиболее часто используемым учебно-тренировочным самолетом ВВС Югославии. Согласно авиационному журналу Flight International, Super Galeb безошибочно произошел от более раннего G-2, разделяя тот же британский -содержащий Rolls-Royce Viper <172.>турбореактивный двигатель, хотя и усиленный для большей производительности. Однако историк авиации Кристофер Чант отмечает, что: «Super Galeb не имеет большего отношения к G-2 Galeb, чем идентичность роли, будучи в целом более совершенным самолетом.

RV i PVO G-4 (серийный номер 23005) на авиашоу в Фарнборо, UK в 1984 году.

Первый из двух прототипов, как сообщается, был закончен к началу 1978 года. После завершения начальной фазы наземных испытаний был проведен первый полет Super Galeb 17 июля 1978 года. За ним последовал первый полет одного из шести предсерийных самолетов 17 декабря 1980 года. Эти предсерийные самолеты, наряду с первым прототипом, получили обозначение G-4 PPP; они имели фиксированное хвостовые части со вставками рулями высоты и без углового положения. В отличие от G-2 Galeb, оба крыла и хвостовые поверхности являются пронеслись на Super Galeb, в то время как авионика, позволяющая летать даже в неблагоприятных погодных условиях и ночью, была интегрирована.

В отличие от самолетов разработки, серийные Super Galebs вместе со вторым прототипом получили обозначение G-4; С точки зрения дизайна, они отличались цельноповоротным хвостовым оперением и усовершенствованной авионикой. В серийных самолетах используется гравитационная система дозаправки, тогда как более ранние опытные самолеты оснащались системой дозаправки под давлением; это было немного медленнее для дозаправки, но было проще и дешевле. В дополнение к своей учебной миссии G-4 также подходил для выполнения легких атакующих операций.

В 1983 году G-4 совершил свой первый полет, к этому моменту он был заказан в большом количестве для Югославские ВВС. Помимо внутреннего рынка, он также конкурировал на международном уровне с такими учебно-тренировочными самолетами, как итальянский Aermacchi MB-339, чехословацкий Aero L-39 Albatros, а также испанский CASA C-101 ; Flight International отмечает, что, хотя G-4 обладал меньшей производительностью, чем Franko -German Dassault / Dornier Alpha Jet, его было значительно дешевле приобрести.

Дизайн
G-4 Super Galeb (серийный номер 23601). Обратите внимание на цветовую схему воздушного дисплея

SOKO G-4 Super Galeb - реактивный учебно-тренировочный и легкий штурмовик. Его размер позволяет применять этот тип как к базовым, так и к продвинутым лётным программам. Эстетически Super Galeb напоминает Hawker Siddeley Hawk, современный британский реактивный тренажер. В базовой конфигурации G-4 представляет собой низкоплан моноплан конструкции со слегка сужающимся крылом. Самолет имеет длину 12,25 м, высоту 4,3 м, размах крыла 9,88 м. В пустом состоянии он весит 3250 кг и может перевозить 1882 кг топлива. Самолет оснащен коротким носовым обтекателем, закругленным фюзеляжем, обычным оперением, полукруглыми воздухозаборниками, вертикальным хвостовым плавником, рулем направления, элеронами, горизонтальные стабилизаторы и топливные баки на квадратных концах.

Две бригады, обычно студент и инструктор, сидят тандемной конфигурацией под отдельными боковыми стенками. открывающиеся навесы. Оба положения снабжены катапультными креслами производства Martin-Baker ; заднее сиденье немного приподнято, чтобы улучшить круговой обзор и облегчить наблюдение за сидящим впереди пилотом-курсантом. Экипаж снабжен авионикой, позволяющей летать в плохую погоду; в переднем положении установлены радиовысотомер и гироскоп - прицел. Для выполнения боевых задач «Супер Галеб» может быть оснащен установленной по центру гондолой с двухствольной пушкой 23мм Грязева-Шипунова ГШ-23Л с высотой до до 200 патронов. Кроме того, под крыльями установлены четыре точки крепления, внутренняя пара имеет емкость 7701b, а внешний двигатель - 5501b; они могут нести различное западное и восточноевропейское вооружение и технику; внутренние пилоны подсоединены к внешним топливным бакам емкостью 70 галлонов, на одном этапе также разрабатывалась разведывательная капсула местного производства.

G-4 приводится в движение одним британским двигателем. -источники Rolls-Royce Viper турбореактивный двигатель. С момента появления на рынке летно-технические характеристики самолета были значительно улучшены за счет использования более мощного двигателя Rolls-Royce Viper 632-46. Для улучшения характеристик под фюзеляжем имеются точки крепления ракет с реактивным взлетом (JATO) . Для сокращения дистанции приземления можно использовать тормозной парашют . Прямой доступ к двигателю достигается за счет снятия задней части фюзеляжа перед оперением.

История эксплуатации
Три G-4 ВВС Сербии в строительном полете, октябрь 2017

В начале 1990-х Югославия приступила к программе модернизации своего флота G-4. Как сообщается, эта программа в первую очередь была связана с интеграцией новых ракет класса «воздух-воздух» и «воздух-земля», а также улучшенными возможностями прицеливания, доработками для повышения надежности двигателей, и улучшенная электроника.

G-4 Super Galeb выполнил множество боевых задач во время Югославских войн. Всего было сбито три G-4, все пилоты благополучно катапультировались. В результате югославских войн Югославия распалась на несколько более мелких наций; у некоторых из них были самолеты из инвентаря бывшей республики.

Во время бомбардировки Югославии НАТО семь самолетов G-4 из группы Летиче звезды были уничтожены в Авиабаза Голубовцы, внесшая большой вклад в расформирование команды в 1999 году. С тех пор группа сербских энтузиастов авиации собрала новую выставочную команду, но оснастила ее более старыми Soko G-2 Galebs, которые ранее были сняты в 1980-е годы.

С 2008 года сербские ВВС, крупнейший оператор этого типа, предложили комплексную модернизацию оставшихся у них самолетов G-4M. Предполагаемая программа модернизации, которая будет переименована в G4-MD, в основном сосредоточена на новой авионике для улучшения навигации, большей простоты управления и интеграции новых боевых систем, как сообщается, продлит срок службы этого типа до 2030-х годов. Сербия смогла приобрести дополнительные самолеты G-4 из других бывших югославских республик, часто путем бартера, чтобы расширить свой оперативный флот.

Варианты
G-4T сербских ВВС ( серийный 23601), используемый в качестве буксира-мишени.
  • G-4 : Усовершенствованный учебно-тренировочный реактивный самолет и легкий штурмовик.
  • G-4Š : Невооруженный реактивный учебно-тренировочный аппарат.
  • G-4T : специальный буксир-мишень модель.
  • G-4M : модернизированная авионика и узлы подвески, на законцовках крыла добавлены ракетные планки. Авионика включает в себя Zrak ENP-MG4 HUD, включающий электронный прицел Rudi Cajavec ENS-MG4, гироскопическую платформу, многофункциональные дисплеи и дополнительные диспенсеры для мякины / сигнальной ракеты. Внутренние узлы подвески рассчитаны на 500 кг, а внешние - на 350 кг, что дает максимальную одноразовую нагрузку 1800 кг. Нормальная взлетная масса в учебно-тренировочном режиме составляет 4971 кг, при максимальной взлетной массе в атакующей конфигурации 6400 кг, максимальная скорость в «чистой» конфигурации составляет 865 км / ч на высоте 10000 м и 900 км / час на высоте 4000 м, с дальность перегонки 2900 км с откидными баками; дальность 1800 км со стандартным топливом, уменьшенная до 1200 км с пушечным ранцем, четырьмя кассетными бомбами BL755 и двумя зенитно-ракетными комплексами, максимальной скороподъемностью на уровне моря 1800 м в минуту и ​​практическим потолком 12500 м.
  • G- 4MD : Дальнейшее развитие модернизации G-4M, в том числе: LCD полётные экраны, HOTAS, HUD, интегрированные компьютеры миссии, оборудование для измерения расстояния, GPS- базируемые навигационные системы, опознавание друга или врага, навигационные устройства, записи миссии, а также системы всенаправленной посадки и посадки по приборам. Интеграция управляемого вооружения, средств противодействия и систем наведения также запланирована в рамках модернизации.
Операторы
Бывшие эксплуатанты
  • Босния и Герцеговина : ВВС унаследовали 1 самолет G-4 от Республики Сербская. В какой-то момент Босния рассматривала возможность своей продажи соседней Сербии.
  • Черногория : ВВС Унаследовали 17 самолетов. Четыре из них были использованы, но впоследствии выставлены на продажу. К 2012 году шесть самолетов были переданы Сербии, а семь, как сообщается, были проданы частному оператору.
  • Югославия : ВВС эксплуатировали 77 самолетов G-4.
Технические характеристики (G-4M).)

Данные из Jane's All The World's Aircraft 1993–94, Сборник вооружений и военной техники

Общие характеристики

  • Экипаж: 2
  • Длина: 12,25 м (40 футов 2 дюйма)
  • Размах крыла: 9,88 м (32 фута 5 дюймов)
  • Высота: 4,30 м (14 футов 1 дюйм)
  • Площадь крыла: 19,5 м (210 квадратных футов)
  • Соотношение сторон: 5,01
  • Масса пустого: 3,250 кг (7,165 фунтов)
  • Масса брутто: 4,760 кг (10,494 фунта)
  • Максимальная взлетная масса: 6,330 кг (13 955 фунтов)
  • Запас топлива: 1882 кг (максимальное внутреннее и внешнее топливо)
  • Силовая установка: 1 × Rolls-Royce Viper 632-46 турбореактивный, тяга 17,8 кН (4000 фунт-сила)

Характеристики

  • Максимальная скорость: 920 км / ч (491 миль / ч, 565 кН) на чистой высоте 6000 м (13000 футов)
  • Крейсерская скорость: 550 км / ч (340 миль / ч, 300 узлов) на высоте 6000 м
  • Скорость сваливания: 180 км м / ч (97 миль / ч, 112 узлов) в грязи
  • Никогда не превышайте скорость : 921 км / ч (572 миль / ч, 497 кН) 0,9M @ 11000 м
  • Дальность действия: 1900 км (1200 миль, 1000 морских миль) Внутреннее топливо
  • Боевая дальность: 1300 км (810 миль, 700 миль) с пушкой и четырьмя кассетными бомбами BL755 (боевой радиус 485 км)
  • Перегоночная дальность: Максимальное внутреннее и внешнее топливо - 2500 км (1553 миль, 1349 нм)
  • Практический потолок: 12850 м (42160 футов) Практический потолок (Высота, на которой максимальная скорость набора высоты снижается до 100 футов / мин)
  • пределы g : от -4,2 до +8
  • Скорость набора высоты: 31 м / с (6100 футов / мин)
  • Время набора высоты: от 6 минут до 8000 м

Вооружение .

  • 1x ГШ-23Л 23 мм пушка в брюшной части гондола.
  • 2x внутренние пилоны грузоподъемностью 350 кг (770 фунтов).
  • 2x внешние пилоны Грузоподъемность 250 кг (550 фунтов).
  • 1 центральная опора грузоподъемностью 400 кг (880 фунтов) (G-4M).
  • 2 направляющих для ракет Wingtip (G-4M).

Авионика . Стандартное оборудование связи и навигации, плюс (управление огнем и управление вооружением) Ferranti гироскопический прицел ISIS D-282 и (датчики и системы защиты) Iskra SD-1 RWR; также предусмотрено место для разведывательной капсулы с камерами и инфракрасного линейного сканера.

Выставка самолетов
Сербия
См. Также
  • Leteće zvezde (летающие звезды - группа высшего пилотажа)

Родственная разработка

Самолет сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Ссылки

Цитаты

Библиография

Внешние ссылки
На Викискладе есть материалы, связанные с Соко Г-4 Супер Галеб.
Последняя правка сделана 2021-06-08 08:35:59
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте