C-101 Aviojet | |
---|---|
ВВС Испании C -101 | |
Роль | Продвинутый реактивный учебно-тренировочный и легкий штурмовик самолет |
Производитель | CASA |
Первый полет | 27 июня 1977 г. |
Введение | 17 марта 1980 г. |
Статус | Эксплуатация |
Основные пользователи | ВВС Испании. ВВС Чили. ВВС Гондураса. Королевские ВВС Иордании |
Построено | 166 |
CASA C-101 Aviojet - низкоплан с одномоторным двигателем реактивным- пилотируемый усовершенствованный учебно-тренировочный и легкий штурмовик, разработанный и произведенный испанской авиастроительной компанией Construcciones Aeronáuticas SA (CASA).
C-101 был разработан в ответ на требование ВВС Испании, которое требовало замены уже устаревшего Hispano Saeta. В 1975 году CASA начала работу над самолетом C-101. В дополнение к собственной команде разработчиков техническую помощь оказали компания Germany Messerschmitt-Bölkow-Blohm (MBB) и Northrop из США. В июне 1977 года первый из четырех прототипов совершил первый полет типа . Дизайн чем-то напоминал другие реактивные тренажеры того времени, такие как BAE Hawk и Alpha Jet, но был менее аэродинамически и оснащен не стреловидное крыло. Сообщалось, что характеристики C-101 во время летных испытаний превзошли прогнозы.
17 марта 1980 года первые образцы были введены в эксплуатацию в ВВС Испании, которые были основным заказчиком C-101. Первоначальная модель обладала лишь ограниченными возможностями вооружения, эта способность атаки была расширена на более поздних самолетах. Несколько моделей были экспортированы зарубежным операторам; C-101 был принят на вооружение ВВС Чили, ВВС Гондураса и Королевских ВВС Иордании. Последняя улучшенная модель, получившая обозначение C-101DD, была продемонстрирована, но не нашла покупателей и поэтому не пошла в серийное производство. Помимо использования в качестве учебно-тренировочного самолета, он использовался для выполнения высшего пилотажа ; в последнем контексте им управляла команда Патруллы Агила высшего пилотажа. По состоянию на 2019 год C-101 остается на вооружении ВВС Испании и ряда других стран.
C-101 был разработан в соответствии с требованиями ВВС Испании. в 1975 году, когда потребовался новый учебно-тренировочный самолет для замены устаревшего парка самолетов Hispano HA-200 и Ha.220. Подобно большинству современных европейских реактивных тренажеров, он также должен был иметь ограниченные возможности атаки. В 1972 году Hispano была поглощена испанской авиастроительной компанией Construcciones Aeronáuticas SA (CASA), которая заинтересовалась требованием инструктора. В октябре 1975 года CASA получила контракт на разработку на основании их представления, требуя, чтобы пара статических планеров и четыре летных прототипа были построены для целей испытаний по цене 1 297 миллионов песет (22 миллиона долларов).
Для разработки самолета CASA обратилась за технической помощью из-за границы. И немецкий производственный конгломерат Messerschmitt-Bölkow-Blohm (MBB) и американская оборонная компания Northrop решили участвовать в этом предприятии; в частности, инженеры MBB работали над дизайном задней части фюзеляжа и хвостовой части, а команда Northrop отвечала за дизайн крыльев и воздухозаборников двигателя. Благодаря этим усилиям был разработан относительно традиционный дизайн; по словам автора авиации Джона К. Фредриксена, принципы простоты и экономичности были особо подчеркнуты в конструкции, избегая высоких характеристик.
С точки зрения базовой конфигурации, C-101 - это низкорасположенный моноплан, крылья были не стреловидными. кабина, которая была относительно просторной среди своих аналогов, вмещала экипаж из двух человек в тандемных креслах; сиденья были расположены в шахматном порядке, чтобы инструктору, находящемуся сзади, был лучше обзор. Фюзеляж обеспечивал значительное внутреннее пространство, что позволяло устанавливать различные дополнительные авиационные или дополнительные системы в соответствии с будущими требованиями или другими второстепенными функциями. Предусмотренные второстепенные роли включали наземную атаку, вооруженное сопровождение, фоторазведку и в качестве платформы электронного противодействия (ECM).
Единственной неожиданной особенностью самолета была наличие большого внутреннего отсека вооружения, расположенного под задней кабиной; это позволяло нести более широкий спектр вооружения, чем могли разместить подкрыльевые узлы крепления ; в качестве альтернативы этот отсек позволял перевозить другое оборудование, включая разведывательную полезную нагрузку. В дополнение к отсеку для вооружения и вооружение, и магазины могли быть установлены на шести подкрыльевых узлах подвески. Конструкция была произведена по модульному принципу , что упрощает как производство, так и техническое обслуживание. Он был снабжен значительным запасом прочности в результате первоначальных требований, требовавших возможности самостоятельного развертывания на Канарских островах с материковой части Испании.
Силовая установка, выбранная для самолета ТРДД Honeywell TFE731-5-1J . Этот агрегат был фактически коммерческим двигателем, который был повторно разработан для использования в военных целях. Даже на ранней стадии разработки TFE731 считался лидером среди самолетов. По словам Фредриксена, он обеспечил относительно хорошие характеристики и высокий уровень экономии топлива среди аналогов. В целом самолет обладал в основном хорошими характеристиками, оставаясь при этом доступным учебно-тренировочным самолетом по сравнению с международными конкурентами.
Хотя первый полет состоялся 27 июня 1977 года, фаза испытательного полета, которая включала испытания на вибрацию, флаттер и вращение, не началась до 17 апреля 1978 г. Опытный образец летал на Международном авиашоу в Фарнборо в конце июля 1978 г. По сообщениям, летные характеристики были лучше, чем предвкушали дизайнеры. Первоначальный заказ на 88 самолетов был размещен военно-воздушными силами Испании; Построенный как специализированная версия учебно-тренировочного самолета, обозначенный CASA как C-101EB-01 и E.25 Mirlo («Черный дрозд») военно-воздушными силами. 17 марта 1980 года первый самолет поступил на вооружение ВВС Испании.
Вскоре после того, как была представлена эта специализированная учебно-тренировочная модель, в производство последовал комбинированный штурмовик / учебно-тренировочный вариант. Этот вариант с форсированным двигателем получил обозначение C-101BB-02. Его купили многочисленные экспортные клиенты, в том числе Гондурас, который купил четыре, и Чили, который купил четыре самолета и детали для еще восьми, которые будут собираться на месте ENAER. Чилийские BB-02 получили обозначение T-36 Halcón.
В 1983 году CASA использовала специальную версию для атаки, C-101CC-02, которую снова заказала Чили. На этот раз в Испании был построен только прототип, а остальные 22 машины построила компания ENAER. Этот вариант отличался еще одной модернизацией двигателя и увеличенным запасом топлива; он получил обозначение A-36 Halcón («Сокол»).
Шестнадцать подобных самолетов, C-101CC-04, были проданы Иордании. В течение 2018 года последний из этих самолетов был выведен из эксплуатации Королевскими ВВС Иордании.
. Последняя версия разрабатываемого C-101, получившая обозначение C-101DD, была впервые продемонстрирована CASA в 1985 году. отличалась значительно улучшенной авионикой, а также способностью нести ракету «воздух-земля» AGM-65 Maverick ; однако в конечном итоге он не получил никаких заказов.
В период с 1990 по 1992 год все C-101 испанских ВВС получили обширный пакет модернизации, который в основном касался систем навигации и вооружения самолета.
Данные Jane's All the World's Aircraft 1989– 90
Общие характеристики
Характеристики
Вооружение .
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Рела ted lists
На Викискладе есть материалы, связанные с CASA C-101 Aviojet. |