Aérospatiale Gazelle

редактировать
Легкий вертолет, французский, с 1973 г. по настоящее время

SA 341 / SA 342 Gazelle
Gazelle - RIAT 2018 (обрезано).jpg
An Армейский авиационный корпус Газель над RIAT 2018
РольВертолет общего назначения / Вооруженный вертолет
Национальное происхождениеФранция
ПроизводительSud Aviation, позже Aérospatiale / Westland Aircraft
Первый полет7 апреля 1967 г. (SA.340)
Введение1973
СтатусНа вооружении
Основные пользователиФранцузская армия. Британская армия. Египетские ВВС. Ливанские ВВС
Произведены1967–1996
Номер построено1775
Стоимость единицы198 500 долларов (1973)
Разработано на основеAérospatiale Alouette III

Aérospatiale Gazelle (обозначение компании SA 340, SA 341 и SA 342 ) - французский пятиместный вертолет , обычно используемый для легкого транспорта, разведки и легкой атаки. Он оснащен одним газотурбинным двигателем Turbomeca Astazou и был первым вертолетом с хвостовым оперением фенестрон вместо обычного рулевого винта . Он был разработан Sud Aviation, позже Aérospatiale и произведен во Франции и Великобритании в рамках соглашения о совместном производстве с Westland Aircraft. Дальнейшее производство по лицензии осуществлялось SOKO в Югославии и Arab British Helicopter Company (ABHCO) в Египте.

С момента ввода в эксплуатацию в 1973 году «Газель» закупалась и эксплуатировалась рядом экспортных заказчиков. Он также участвовал в многочисленных конфликтах по всему миру, в том числе Сирией во время Ливанской войны 1982 года, Руандой во время гражданской войны в Руанде в 1990-х годах и многочисленными участниками по обе стороны войны в Персидском заливе 1991 года . На французской службе Газель была дополнена в качестве боевого вертолета более крупным Eurocopter Tiger, но по-прежнему используется в основном в качестве разведывательного вертолета.

Содержание
  • 1 Разработка
  • 2 Дизайн
  • 3 История эксплуатации
    • 3,1 Китай
    • 3,2 Франция
    • 3,3 Ирак
    • 3,4 Сирия
    • 3,5 Кувейт
    • 3,6 Эквадор
    • 3,7 Соединенное Королевство
    • 3,8 Югославия
    • 3,9 Ливан
    • 3,10 Марокко
    • 3,11 Руанда
    • 3,12 Египет
  • 4 Варианты
  • 5 Операторы
    • 5,1 На пенсии
  • 6 Технические характеристики (SA 341G)
  • 7 Примечательные упоминания в СМИ
  • 8 Самолеты на дисплее
  • 9 См. Также
  • 10 Ссылки
    • 10.1 Цитаты
    • 10.2 Библиография
  • 11 Внешние ссылки
Разработка
Опытный образец SA 340 Gazelle в 1967 году с его оригинальным обычным рулевым винтом

Gazelle возникла в связи с требованием французской армии для легкого наблюдательного вертолета, предназначенного для замены Aérospatiale Alouette III 411>; На начальном этапе разработки самолета было принято решение о его увеличении, чтобы сделать его более универсальным и привлекательным для экспортного рынка. В 1966 году Sud Aviation начала работу над легким наблюдательным вертолетом, чтобы заменить его Alouette II на пять человек.

Вначале Gazelle привлекла внимание британцев. в результате чего было заключено крупное соглашение о совместной разработке и производстве между Sud Aviation и Westland. Соглашение, подписанное в феврале 1967 года, разрешало производство в Великобритании 292 газелей и 48 средних транспортных вертолетов Sud Aviation SA 330 Puma по заказу британских вооруженных сил; взамен Sud Aviation получила долю в программе производства 40 вертолетов Westland Lynx для ВМС Франции. Кроме того, Westland будет иметь 65% -ную долю в производстве и будет совместным партнером Sud Aviation в дальнейших доработках и модернизации Gazelle. Westland произвела в общей сложности 262 Газели различных моделей, в основном для различных видов вооруженных сил Великобритании, также были произведены Газели для гражданского рынка.

Первый прототип SA 340 впервые поднялся в воздух 7 апреля. В 1967 году он изначально летал с обычным рулевым винтом, взятым с Alouette II. Хвост был заменен в начале 1968 года на характерный хвост фенестрон на втором прототипе. Были совершены полеты четырех прототипов SA 341, в том числе один для британской фирмы Westland Helicopters. 6 августа 1971 года первая серийная «Газель» совершила свой первый полет. 13 мая 1967 года «Газель» продемонстрировала свои скоростные возможности, когда два отдельных мировых рекорда скорости были побиты на замкнутой трассе, достигнув скорости 307 км / ч на 3 км и 292 км / ч на 100 км.

Газель французской армии в рейс, 2004 г.

Находится на вооружении легкой авиации французской армии (ALAT), Газель используется в основном как боевой противотанковый корабль (SA 342M), вооруженный ракетами Euromissile HOT. Используется легкая версия поддержки (SA 341F) с 20-мм пушкой, а также противовоздушные варианты с ракетой класса «воздух-воздух» Mistral (Gazelle Celtic на базе SA 341F, Gazelle Mistral на базе на SA 342M). Последние противотанковые и разведывательные версии несут тепловизионную систему Viviane и поэтому называются Gazelle Viviane. «Газель» заменяется на передовой на Eurocopter Tiger, но будет по-прежнему использоваться для легких транспортных и связных функций.

Он также служил со всеми видами британских вооруженных сил - Королевскими ВВС, Королевским флотом (включая поддержку Королевских морских пехотинцев ) и британской армии в различных ролях. Четыре версии Газели использовались британскими войсками. SA 341D был обозначен Gazelle HT.3 в ВВС Великобритании и был оборудован для обучения пилотов вертолета (отсюда HT). SA 341E использовался ВВС Великобритании для связи и транспорта VIP как Gazelle HCC.4. SA 341C был приобретен как учебно-пилотажный самолет Gazelle HT.2 для ВМС Великобритании; варианты обучения заменены на Squirrel HT1. SA 341B был оборудован в соответствии со спецификацией Army Air Corps как Gazelle AH.1 (от Army Helicopter Mark 1).

Газель оказалась коммерческим успехом, что привело к тому, что компания Aérospatiale, которой стала Sud Aviation, быстро разработала и представила серию SA 342 Gazelle, которая была оснащена модернизированными силовыми установками. Лицензионное производство этого типа осуществлялось не только в Великобритании, но и на внутреннем производстве египетская фирма ABHCO. Югославия производства СОКО, как сообщается, в общей сложности было произведено 132 Газели. По мере того, как «Газель» становилась все старше, новые боевые вертолеты принимались на вооружение в качестве противотанковых; таким образом, эти самолеты, ранее сконфигурированные как ударные вертолеты, часто перепрофилировались для выполнения других вспомогательных функций, таких как пост наблюдения за воздушным движением (AOP) для управления артиллерийским огнем, воздушные передовые авиадиспетчеры (ABFAC) для управления штурмовиками, эвакуацией раненых, связью и ретрансляцией.

Дизайн
Westland SA-341D Gazelle, 1975

Первоначально разработанная как замена вертолета Aérospatiale Alouette, некоторые аспекты Gazelle, такие как его назначение и компоновка, были основаны на предыдущей модели. Газель отличалась несколькими важными нововведениями. Это был первый вертолет, на котором был установлен фенестрон или веер; это закрытое многолопастное устройство, предотвращающее крутящий момент, размещенное внутри на вертикальной поверхности хвостовой части «Газели», которое полностью заменяет обычный хвостовой винт. Фенестрон, хотя и требует небольшого увеличения мощности на малых скоростях, имеет такие преимущества, как значительно меньшая уязвимость и низкие требования к мощности на крейсерских скоростях, и был описан как «гораздо более подходящий для высокоскоростного полета». Фенестрон, вероятно, был одним из ключевых достижений, позволивших «Газели» стать самым быстрым вертолетом в мире в своем классе.

Система главного ротора изначально была основана на технологии жесткого ротора. разработан Messerschmitt-Bölkow-Blohm для MBB Bo 105 ; однако из-за проблем с управлением, возникающих на высоких скоростях на опытных самолетах, на серийных самолетах жесткий винт был заменен на полу- шарнирно-сочлененный. Трудности, возникшие с ранней конструкцией несущего винта, были одним из факторов, способствовавших длительному времени разработки Газели. Отдельные лопасти ротора были изготовлены из композитных материалов, в основном состоящих из стекловолокна, и рассчитаны на чрезвычайно длительный срок службы; Композитные лопасти несущего винта станут обычным явлением на более поздних вертолетах. Несущий винт поддерживает постоянную скорость в нормальном полете и описывается как имеющий «широкий диапазон допусков» для авторотации.

Газель способна перевозить до пяти пассажиров и до 1320 фунтов груза на борту. нижний грузовой крюк или, альтернативно, до 1100 фунтов груза в 80 кубических футах внутреннего пространства в задней части кабины. Вооруженные варианты будут нести до четырех противотанковых ракет с проводным наведением HOT (Haut subsonique Optiquement Téléguidé Tiré d'un Tube) или 20-мм пушку, стреляющую вперед, установленную по бокам фюзеляжа, с размещенными в ней боеприпасами. кабина. На Газель можно установить различное дополнительное оборудование, такое как приспособления для подавления шума двигателя, паромные цистерны емкостью 53 галлона, спасательная лебедка, способная поднимать до 390 фунтов, аварийное плавсредство, фильтр твердых частиц, высокие посадочные полозья, обогреватель кабины, регулируемая посадка. фары и системы защиты двигателя от обледенения. Несмотря на то, что «Газель» разрабатывалась в рамках ориентированной на военные программы проектирования, после того, как модель поступила на вооружение, все большее внимание уделялось коммерческому рынку. Этот тип продавался гражданским покупателям; примечательно, что у гражданского оператора когда-то был парк из не менее 70 Газелей. Газели гражданского назначения часто имели внешнюю дверцу для доступа к багажу, установленную под основной кабиной.

Civil SA 341G Gazelle

Gazelle был первым вертолетом, адаптированным для работы с одним пилотом в соответствии с правилами полетов по приборам. Усовершенствованная система автопилота дуплекс была разработана Honeywell, чтобы позволить пилоту не перегружаться во время одиночных полетов; «Газель» была выбрана в качестве платформы для развития этой возможности, поскольку на тот момент это был один из самых быстрых и стабильных вертолетов, имевший репутацию простого в управлении. Послушные летные качества Газели таковы, что, как сообщается, она способна комфортно летать без работы основной гидравлической системы на скорости до 100 узлов. Органы управления полетом очень отзывчивые; что необычно, в «Газели» отсутствует система дроссельной заслонки или триммер. Гидравлические сервоусилители присутствуют во всех схемах управления полетом, чтобы уменьшить трудности управления в случае отказа оборудования.

Газель была разработана таким образом, чтобы ее было легко обслуживать, все подшипники были рассчитаны на срок службы без необходимость постоянного применения смазки и быстрого осмотра большинства резервуаров с жидкостью. Акцент на стадии проектирования на достижении минимальных требований к техническому обслуживанию способствовал низким эксплуатационным расходам вертолета; многие из компонентов были разработаны с расчетом на срок службы более 700 летных часов, а в некоторых случаях - 1200 летных часов, прежде чем потребовалась замена. Из-за производительности многих подсистем Газели, особенности, впервые использованные в Газели, такие как фенестрон, появятся в более поздних проектах Aerospatiale.

Поскольку Газель продолжала служить в 21 веке, было проведено несколько крупных программ модернизации и обновления были предприняты, обычно добавляя новую авионику для увеличения возможностей самолета. предложили пакет капитального ремонта существующим операторам, который включал улучшенную баллистическую защиту, очки ночного видения, новые боеприпасы, включая ракеты и пулеметы, и 3D навигационные дисплеи; по состоянию на 2013 г. Египет, как сообщается, заинтересован в модернизации своих автомобилей Gazelle. QinetiQ разработала систему Direct Voice Input (DVI) для Gazelle, система DVI позволяет управлять голосом многие аспекты самолета, снижающие требования к экипажу. В сентябре 2011 года QinetiQ и Northrop Grumman предложили оснастить бывшие британские Газели автономными системами управления полетом, созданными на основе Northrop Grumman MQ-8 Fire Scout, превратив их в беспилотные летательные аппараты. (БПЛА) для удовлетворения требований Королевского флота к беспилотной морской летательной платформе.

История эксплуатации

Китай

В 1980-х годах Китай приобрел восемь самолетов SA 342L боевые вертолеты; это были первые специальные ударные вертолеты, использовавшиеся Народно-освободительной армией. Закупка новых самолетов, включая лицензионное производство самолетов в Китае, рассматривалась, но от этой инициативы, по-видимому, отказались после окончания холодной войны. Небольшой флот использовался для разработки тактики борьбы с бронетехникой, Газели также часто использовались для моделирования вражеских сил во время военных учений.

Франция

Французский вертолет SA341F2 в пустыне во время операции «Пустыня» Щит

Французская армия использовала «Газель» за границей во многих крупномасштабных операциях, часто в поддержку международных усилий по военному вмешательству; в том числе в Чаде (в 1980-х гг.), бывшей Югославии (1990-е гг.), Джибути (1991–1992 гг.), Сомали (1993 г.), Кот-д'Ивуар (2002 – настоящее время) и Афганистан (2002 – настоящее время). В 1990–1991 годах более 50 французских газелей были развернуты в рамках вклада Франции в силы коалиции во время Первой войны в Персидском заливе ; во время последующих военных действий, известных как Операция «Буря в пустыне», «Газели» были задействованы силами нескольких стран, в том числе ВВС Кувейта, против иракцев Военные силы оккупируют соседний Кувейт. Во время наступления коалиции на Кувейт французские «Газели» применяли тактику обстрела танков, транспортных средств и бункеров противника непрерывными волнами на высокой скорости.

«Газели» часто отправляли для поддержки и защиты международных миссий ООН, таких как Вмешательство 1992 г. в боснийскую войну. В дополнение к наземным операциям французские Газели также часто используются с французских военно-морских судов. В апреле 2008 года свидетели сообщили, что до шести французских газелей, по сообщениям, обстреляли сомалийских пиратов ракетами во время крупной операции по борьбе с пиратством. Во время военного вмешательства в Ливию 2011 года несколько Газелей эксплуатировались с десантного корабля ВМС Франции Tonnerre ; удары были нанесены по Ливии против вооруженных сил, поддерживающих Каддафи.

Военные интервенции в африканских странах, особенно в бывших французских колониях, часто поддерживались «Газелями» как в разведывательных, так и в атакующих целях; страны, участвовавшие в предыдущих боях, включают Чад, Джибути, Сомали и Кот-д'Ивуар. В апреле 2011 года в рамках санкционированной ООН кампании в Кот-д'Ивуаре четыре ударных вертолета «Газель» в сопровождении двух боевых вертолетов Ми-24 открыли огонь по резиденции президента повстанцев Гбагбо, чтобы нейтрализовать тяжелые вооружение, которое привело к его сдаче. В январе 2013 года Газели использовались в качестве боевых кораблей в Операции Сервал в Мали, совершая набеги на повстанческие силы, сражающиеся с правительственными силами на севере страны.

В В 2016 году Генеральное управление вооружения объявило, что вертолеты Газель французской армейской авиации могут быть оснащены M134 Minigun. Это коснулось «Газелей» 4-го вертолетного полка спецназа (4ème RHFS).

Ирак

Во время ирано-иракской войны воевали на протяжении большей части В 80-е годы Ирак закупил значительное количество военной техники французского производства, в том числе парк из 40 «Газелей» с вооружением HOT. Сообщается, что Ирак получил около 100 вертолетов «Газель». «Газель» обычно использовалась в сочетании с боевыми кораблями Ми-24 Hind российского производства и часто использовалась в контратаках против иранских войск. К 2000 году, после значительных потерь оборудования в результате войны в Персидском заливе 1991 года , в Ираке, как сообщается, оставалось всего 20 Газелей в инвентаре.

В 2003 году сотрудники американской разведки утверждали, что французская фирма продолжала продавать Ираку запасные части для «Газели» и других самолетов французского производства через стороннюю торговую компанию, несмотря на эмбарго. Eurocopter, компания-преемница Aerospatiale, имела отрицал свою роль, заявив в 2008 году, что «никакие детали в Ирак не поставлялись». В апреле 2009 года Ирак, в рамках более крупной инициативы по военным закупкам, купил у Франции шесть Газелей для учебных целей.

Сирия

Сирийские ВВС Газель, захваченная Израилем в Ливане в 1982 году.

Сирийские газели широко использовались во время Ливанской войны 1982 года. Перед лицом крупного израильского наземного наступления «Газели» неоднократно совершали нападения с целью преследования, что могло замедлить их продвижение. По словам автора Роджера Спиллера, паника и чувство уязвимости быстро распространились среди израильских танкистов после первого удара "Газели" 8 июня 1982 года; дальность действия ракет «Газель» HOT является ключевым фактором ее эффективности. Эффективность сирийских вертолетных налетов снизилась в течение июня, поскольку сирийская противовоздушная оборона была постепенно разрушена, а израильские ВВС взяли господство в воздухе над Восточным Ливаном, что сделало операции ударных вертолетов все более уязвимыми. Тем не менее, удары «Газелей» продолжали успешно наноситься вплоть до прекращения огня.

Война 1982 года подчеркнула важность и роль ударных вертолетов в будущих конфликтах из-за их действия на обеих сторонах конфликта. После окончания войны сирийская армия заявит, что израильским силам был нанесен значительный ущерб, например, было уничтожено 30 танков и 50 других транспортных средств при потере пяти вертолетов. Израиль заявит о потере семи танков в результате ударов "Газелей" и сбитых 12 сирийских газелях. Автор Кеннет Майкл Поллак описал роль сирийских вертолетов «Газель» как «психологически эффективную против израильтян, но на самом деле они не принесли большого ущерба. Хотя они использовали хорошую тактику« всплывающего окна »в западном стиле,« Газели »не смогли справиться более чем с несколькими броня убивает во время войны ».

После окончания войны Сирия увеличила численность своего парка боевых вертолетов с 16 до 50« Газелей », дополненных еще 50 более тяжелыми Ми-24 боевые корабли. Газели также несколько раз использовались в Сирии во время гражданской войны, в последнее время их видели в качестве поддержки войск в Пальмире, используя неуправляемые ракеты и ПТУРЫ HOT.

Кувейт

В течение 1991 Персидского залива Война, примерно 15 Газелей смогли отступить в соседнюю Саудовскую Аравию вместе с другими элементами вооруженных сил Кувейта во время вторжения Ирака в страну. Во время последующего наступления коалиции с целью вытеснения иракских войск из Кувейта несколько сбежавших кувейтских «Газелей» начали вылет на территорию оккупированного Кувейта, чтобы уничтожить иракские танки и другие военные объекты.

Эквадор

Газель была использовался армией Эквадора во время войны за Сенепа 1995 года между Эквадором и соседним Перу, выполняя такие задачи, как непосредственная поддержка с воздуха наземных сил и сопровождение других вертолетов. В 2008 году произошла небольшая дипломатическая ссора между Колумбией и Эквадором из-за якобы случайного вторжения в воздушное пространство Колумбии эквадорской газели.

Соединенное Королевство

Gazelle of 1 Reg AAC, Хильдесхайм, Германия с подвесной грузовой сеткой в ​​1980 году.

В 1973 году Великобритания заказала 142 самолета из предполагавшегося тогда парка в 250 человек. Нет. 660-я эскадрилья AAC, базирующаяся в казармах Саламанки, Германия, была первым подразделением британской армии, оснащенным газелями, поступившими на вооружение 6 июля 1974 года. Газели, заменившие сиу, были отведены роли разведки, развертывания войск, руководства артиллерийским огнем, эвакуации раненых и противотанковых операций. В августе 1974 года 30 человек базировались в CFS Tern Hill для подготовки вертолетов Королевских ВВС.

Газели Королевского флота поступили на вооружение в декабре 1974 года в составе 705-й морской эскадрильи, Калдроуз, чтобы обеспечить всестороннюю летную подготовку в рамках подготовки к поступлению на вооружение Westland Lynx. В общей сложности для Culdrose было заказано 23 автомобиля «Газель». Принадлежащие армии AH.1 также поступили на вооружение 3-й авиационной эскадрильи бригады коммандос (3 CBAS) Королевской морской пехоты, а затем в вертолетных войсках коммандос (CHF) Авиационная армия флота, где они использовались как вспомогательные и разведывательные вертолеты для поддержки Королевской морской пехоты. 12 Газелей для 3 CBAS поступили на вооружение в 1975 году, к тому времени было заказано 310 Газелей для британских вооруженных сил.

Газели, пришедшие на смену Sioux в RAF Sek Kong в направлении конец 1974 г. (?) был признан непригодным для Гонконга и к концу 1978 г. был возвращен в Великобританию, где на смену им пришел Scout AH1. За время службы в период «холодной войны» армейские «Газели» налетали более 660 000 часов и в самолет было внесено более 1000 модификаций. С начала 1980-х годов армейские «Газели» оснащались гиростабилизированным прицелом Gazelle Observation Aid, который соответствовал их способностям обнаружения целей и Lynx. Этот тип также имел ограниченную роль в авиации специальных операций в составе 8-го полка армейского авиационного корпуса

. ​​Тип также часто использовался для выполнения воздушного патрулирования в Северной Ирландии. 17 февраля 1978 г. «Газель» британской армии разбилась около Джонсборо, графство Арма после того, как подверглась обстрелу со стороны Временной ИРА во время наземная перестрелка.

Во время Фолклендской войны Газель играла ценную роль, управляя с летной палубы кораблей Королевского флота. В рамках быстро выполняемой аварийной программы специально для конфликта на Фолклендских островах, Газели были оснащены 68-мм ракетными блоками SNEB и различным другим дополнительным оборудованием, таким как броня, плавучее оборудование и механизмы складных лопастей. Две газели Royal Marines были сбиты в первый день высадки в Сан-Карлос-Уотер. В громком инциденте из дружественного огня 6 июня 1982 года армейский авиационный корпус «Газель» был принят за низколетящий аргентинский C-130 Hercules и был сбит HMS Cardiff ', британским эсминцем Type 42.

British Army Gazelle на RIAT в 2014 году.

Газель также использовалась в разведке и разведке. Связные роли во время войны в Афганистане. В 2007 году сообщалось, что, хотя многие британские вертолеты боролись с условиями афганского и иракского театров военных действий, «Газель» была «самой производительной моделью», около 80% которой было доступно для запланированных операций.

Разное. подразделения британских вооруженных сил использовали Газели на других театрах военных действий, например, во время войны в Персидском заливе 1991 года против Ирака и во время интервенции 1999 года в Косово. В 2009 году армейский авиакорпус был единственным эксплуатантом «Газели», на вооружении которого находилось около 40 самолетов с запланированной датой вывода из эксплуатации в 2012 году. В октябре 2009 года было объявлено, что срок прекращения эксплуатации был продлен для поддержки внутренних обязательств, включая Полицейской службе Северной Ирландии (PSNI) до 2018 года, после чего PSNI должна была иметь свои собственные активы.

В июле 2016 года Министерство обороны объявило, что Газель останется находится на вооружении до 2025 года, что означает, что «Газель» отметит свое 50-летие на военной службе в Великобритании и станет самым старым вертолетом на действующем арсенале Великобритании. Газель эксплуатируется самолетом 29 (BATUS) рейса AAC в Канаде, обслуживая учебный полигон Саффилд, 665-й эскадрильи AAC в Северной Ирландии с задачами воздушного наблюдения и в центре армейской авиации от 7-го (тренировочного) полка AAC Конверсионный полет и 667-й (разработка и испытания) эскадрильи AAC. В 2018 и 2019 годах министерство обороны заключило контракты на поддержание флота до 2022 года с возможностью продления до 2025 года. В 2019 году в составе армейского авиакорпуса насчитывалось 32 Газели, из которых 19 находятся на вооружении.

Югославия.

Газель сербского производства Soko.

27 июня 1991 года, во время Десятидневной войны в Словении, вертолет ВВС Югославии Газель был сбит переносной ракетой 9К32 Стрела-2 ЗРК над Любляной, первый самолет, потерянный во время распад Югославии. «Газели» увидят дальнейшие действия в последующих югославских войнах, особенно в Боснии, где ВВС Республики Сербской провели много операций, при этом было потеряно только пять «Газелей» и война в Косово ; после распада Югославии различные государства-преемники унаследуют построенные SOKO «Газели» и продолжат эксплуатировать их, например, Вооруженные силы Боснии и Герцеговины, ВВС Сербии и ВВС Черногории..

Ливан

В 1980–81 гг. ВВС Ливана получили из Франции десять SA 342L и SA-341H Gazelle, оснащенных для противотанковых и вспомогательных функций, соответственно., для оснащения недавно сформированной 8-й ударной эскадрильи на авиабазе Бейрут. Первоначально базирующаяся в последнем месте, в 1983 году эскадрилья была перебазирована к северу от ливанской столицы, при этом «Газели» были рассредоточены на небольших импровизированных вертолетных площадках вокруг Джунии и Адмы по соображениям безопасности, где один вертолетов могли быть повреждены в результате неудачного взлета. Широко использовался в качестве боевого корабля, обеспечивая непосредственную авиационную поддержку войскам генерала Мишеля Ауна на заключительном этапе гражданской войны в Ливане, боевые потери и техническое обслуживание Из-за проблем к 1990 году парк «Газели» сократился до четырех действующих вертолетов, причем три из этих машин, как сообщается, были задержаны ополченцами Ливанских сил, которые незаконно продали их Сербии в 1991 году.

После войны Ливанские ВВС командование прилагало последовательные усилия по восстановлению своей эскадрильи ударных вертолетов с помощью Объединенных Арабских Эмиратов и девяти SA 342L Gazelles, ранее состоявших на вооружении ВВС Объединенных Арабских Эмиратов были поставлены в 2007 году. Из-за бюджетных ограничений большинство «Газелей», эксплуатируемых ВВС Ливана, часто хранились на хранении вне периодов конфликта.. Газели участвовали в боях против Аль-Каиды вдохновленных боевиков Фатх аль-Ислам во время ливанского конфликта 2007 года. Во время непродолжительного конфликта «Газели» с ракетным вооружением наносили удары по бункерам боевиков. В 2010 году официальный представитель французского правительства заявил, что Франция предложила предоставить Ливану до 100 ракет HOT для вертолетов «Газель». По имеющимся данным, Франция может также поставить Ливану дополнительные автомобили "Газели".

Марокко

В январе 1981 года Франция и Марокко заключили сделку по военным закупкам на сумму 4 миллиарда долларов, в рамках которой, помимо прочего транспорта и оборудования, 24 вертолета "Газель" должны были быть доставлены в Марокко. Королевские ВВС Марокко управляли этими Газелями, которые были оснащены смесью противотанковых ракет и других боеприпасов для наземных атак, и часто использовали самолеты во время сражений с повстанцами Полисарио на западе Сахара регион. Разведывательные возможности «Газели» сыграли важную роль в обнаружении и проведении атак на лагеря повстанцев из-за их мобильности.

Руанда

В 1990 году после призывов президента Руанды Жувеналя Хабиаримана для поддержки Франции в межэтническом конфликте против Тутси Патриотического фронта Руанды (ПФР) в 1992 году в Руанду было экспортировано девять вооруженных Газелей. Газели найдут широкое применение в конфликте, о котором стало известно как гражданская война в Руанде, способная обстреливать позиции противника, а также осуществлять разведывательное патрулирование Северной Руанды; в октябре 1992 года одна «Газель» уничтожила колонну из десяти единиц РПФ. По словам автора Эндрю Уоллиса, боевые корабли «Газель» помогли остановить значительное продвижение РПФ и привели к значительному изменению тактики РПФ в отношении партизанской войны. В 1994 году французские войска в составе Операции Бирюза, санкционированного Организацией Объединенных Наций вмешательства в конфликт, также использовали несколько Газелей на театре военных действий.

Египет

В рамках крупной международной инициативы, оформленной в 1975 году по созданию арабской военной промышленности, Египет начал широкомасштабные усилия по замене импорта оружия отечественным производством для обеспечения военного оборудования остальной части страны. Ближний Восток, другие арабские страны-партнеры включали Саудовскую Аравию, Объединенные Арабские Эмираты и Катар. И Франция, и Великобритания заключили бы крупные соглашения с Египтом; В марте 1978 года Arab British Helicopter Company (ABHCO) была официально учреждена в рамках сделки на 595 миллионов долларов с Westland Helicopters, первоначально с целью внутренней сборки британской Westland Lynx вертолеты. Первоначальный заказ на 42 ГАЗели был размещен в середине 1975 года. В 1980-х годах компания ABHCO произвела сборку значительного количества автомобилей «Газели»; британская арабская моторная компания также производила двигатели для газелей египетской постройки.

Согласно сообщениям в 1986 году, большое количество военной техники было незаконно переправлено из Египта в Южную Африку через Израиль; Одна такая партия оружия, как утверждается, включала 50 вертолетов «Газель», приобретенных в Египте Аднаном Хашогги, международным торговцем оружием, откуда они были отправлены непосредственно в Израиль, а затем в Южную Африку, где они, вероятно, использовались South African armed forces.

Variants
Fenestron tail rotor of a Gazelle helicopter
SA 340
First prototype, first flown on 7 April 1967 with a conventional Alouette type tail rotor.
SA 341
Four pre-production machines. First flown on 2 August 1968. The third was equipped to British Army requirements and assembled in France as the prototype Gazelle AH.1. This was first flown on 28 April 1970.
SA 341.1001
First French production machine. Initial test flight 6 August 1971. Featured a longer cabin, an enlarged tail unit and an uprated Turbomeca Astazou IIIA engine.
SA 341B (Westland Gazelle AH.1)
Version built for the British Army; Featured the Astazou IIIN2 engine, capable of operating a nightsun searchlight, later fitted with radio location via ARC 340 radio and modified to fire 68mm SNEB rockets. First Westland-assembled version flown on 31 January 1972, this variant entered service on 6 July 1974. A total of 158 were produced. A small number were also operated by the Fleet Air Arm in support of the Royal Marines.
SA 341C (Westland Gazelle HT.2)
Training helicopter version built for British Fleet Air Arm; Features included the Astazou IIIN2 engine, a stability augmentation system and a hoist. First flown on 6 July 1972, this variant entered operational service on 10 December 1974. A total of 30 were produced.
SA 341D (Westland Gazelle HT.3)
Training helicopter version built for British Royal Air Force; Featuring the same engine and stability system as the 341C, this version was first delivered on 16 July 1973. A total of 14 were produced.
SA 341E (Westland Gazelle HCC.4)
Communications helicopter version built for British Royal Air Force; Only one example of this variant was produced.
SA 341F
Version built for the French Army; Featuring the Astazou IIIC engine, 166 of these were produced. Some of these were fitted with an M621 20-mm cannon.
SA 341G
Civil variant, powered by an Astazou IIIA engine. Officially certificated on 7 June 1972; subsequently became first helicopter to obtain single-pilot IFR Cat 1 approval in the US. Also developed into "Stretched Gazelle" with the cabin modified to allow an additional 8 inches (20cm) legroom for the rear passengers.
SA 341H
Military export variant, powered by an Astazou IIIB engine. Built under licence agreement signed on 1 October 1971 by SOKO in Yugoslavia.
Control panel of a Gazelle SA 342M
SOKO HO-42
Yugoslav-built version of SA 341H.
SOKO HI-42 Hera
Yugoslav-built scout version of SA 341H.
SOKO HS-42
Yugoslav-built medic version of SA 341H.
SOKO HN-42M Gama.
Yugoslav-built attack version of SA 341H. The name is derived from the abbreviation of Gazelle and Malyutka anti-tank missile, Soviet-designed, but locally produced variant of the missile.
SOKO HN-45M Gama 2
Yugoslav-built attack version of SA 342L.
SA 342J
Civil version of SA 342L. This was fitted with the more powerful 649 kW (870 shp) Astazou XIV engine and an improved Fenestron tail rotor. With an increased take-off weight, this variant was approved on 24 April 1976, and entered service in 1977.
SA 342K
Military export version for "hot and dry areas". Fitted with the more powerful 649-kW (870-shp) Astazou XIV engine and shrouds over the air intakes. First flown on 11 May 1973; initially sold to Kuwait.
SA 342L
Military companion of the SA 342J. fitted with the Astazou XIV engine. Adaptable for many armaments and equipment, including six Euromissile HOT anti-tank missiles.
SA 342M
French Army anti-tank version fitted with the Astazou XIV engine. Armed with four Euromissile HOT missiles and a SFIM APX M397 stabilised sight.
SA 342M1
SA 342M retrofitted with three Ecureuil main blades to improve performance.
SA 349
Experimental aircraft, outfitted with stub wings.
Operators
A Французская армия «Газель», замеченная во время встречи НАТО Tiger Meet 2016 в Испании Газель сербского производства Soko.

в отставке

Ирландский авиационный корпус «Газель» из 3-го вспомогательного крыла, базирующийся в Балдоннеле.
Технические характеристики (SA 341G)
Орфографическое изображение SA 342 Gazelle. svg
Внешнее видео
значок видео Кадры из кабины полёта «Газели»
значок видео Blue Eagles показывают команду армейского авиационного корпуса, выполняющую фигуры высшего пилотажа

Данные с Jane's All the World's Aircraft 1978–79

Общие характеристики

  • Экипаж: 1 или 2
  • Вместимость: до 3 или 4 пассажиров
  • Длина: 11,97 м (39 футов 3 дюйма), включая ротор
  • Высота: 3,15 м (10 футов 4 дюйма) в целом; 2,72 м (8 футов 11 дюймов) до верха ступицы ротора
  • Масса пустого: 917 кг (2022 фунта)
  • Максимальная взлетная масса: 1800 кг (3968 фунтов)
  • Запас топлива: 735 л (194 галлона США; 162 имп галлона)
  • Масло : 13 л (3,4 галлона США; 2,9 имп галлона) для двигателя: 3,5 л (0,92 галлона США; 0,77 имп галлона) для коробки передач
  • Силовая установка: 1 × Turbomeca Astazou IIIA турбовальный, 440 кВт (590 л.с.)
  • Диаметр несущего винта: 10,5 м (34 фута 5 дюймов)
  • Площадь несущего винта: 86,5 м (931 кв. Футов) NACA 0012 секция

Производительность

  • Максимальная скорость: 310 км / ч (190 миль / ч, 170 узлов) на уровне моря
  • Крейсерская скорость: 264 км / ч (164 миль / ч, 143 узлов) макс. круиз на уровне моря
  • экономичная крейсерская скорость: 233 км / ч (145 миль / час; 126 узлов)
  • Диапазон: 361 км (224 миль, 195 миль) на уровне моря с максимальным запасом топлива
  • Диапазон с пилотом и 500 кг (1100 фунтов): 233 км (145 миль; 126 миль)
  • Практический потолок: 5000 м (16000 футов).
  • Потолок при зависании IGE: 2,850 м (9350 футов)
  • Потолок при зависании OGE: 2000 м (6600 футов)
  • Rat Высота подъема: макс.9 м / с (1800 футов / мин) на уровне моря
  • Дисковая нагрузка: 19,5 кг / м (4,0 фунта / кв.фут)

Вооружение .

  • Орудия: 2x 7,62-мм (0,300 дюйма) пулемета прямого действия (опция)
  • Ракеты: Матра или Брандт 2,75 дюйма (70 мм) или 68 мм (2,7 дюйма) ракетные блоки (опционально)
  • Ракеты: 4x AS.11 или 2x AS.12 ракеты с проводным наведением; 4x или 6x Euromissile HOT (опционально)

Авионика .

  • УВЧ, УКВ и КВ радиостанции; навигационное оборудование, такое как VOR и TACAN ; Стандартные приборы для слепого полета
Примечательные упоминания в СМИ
Выставка самолетов

Сохранилось большое количество Газелей. В Великобритании следующие Газели хранятся либо в музеях, либо в качестве «охранников ворот» на различных объектах.

  • XW276 Aerospatiale SA.341 Gazelle, хранится в Музее авиации Ньюарка - это самолет прототип Gazelle доставлен в Великобританию для оценки и испытаний Westland Helicopters Ltd и армейским авиакорпусом
  • XW844 Westland WA.341 Gazelle AH.1, хранится в Vector Aerospace Fleetlands
  • XW855 Westland WA.341 Газель HCC.4, хранится в Музее ВВС Хендон
  • XW863 Westland WA.341 Gazelle HT.2, хранится в Фарнборо Air Sciences Trust
  • XW890 Westland WA.341 Gazelle HT.2, хранится в RNAS Yeovilton
  • XX380 Westland WA.341 Gazelle AH.1, хранится в качестве охранника на аэродроме Wattisham Airfield
  • XX381 Westland WA.341 Gazelle AH.1, хранится в Defence Sixth Form College Welbeck
  • XX392 Westland WA.341 Gazelle AH.1, сохранено в AAC Middle Wallop
  • XX411 Westland WA.341 Gazelle AH.1, сохранено в
  • XX444 Westland WA.341 Газель AH.1, хранится в музее аэродрома Уоттишем
  • XX457 Westland WA.341 Gazelle AH.1, хранится в аэропорту Ист-Мидлендс
  • XZ337 Westland WA.341 Gazelle AH.1, хранится в MOD Штаб-квартира оборонного оборудования и поддержки в Эбби Вуд
  • XZ346 Westland WA.341 Gazelle AH.1, хранится в AAC Middle Wallop
  • ZA737 Westland WA.341 Gazelle AH.1, сохраняется на Музей армейских полетов, AAC Middle Wallop
  • ZB670 Westland WA.341 Gazelle AH.1, хранится в AAC Dishforth
  • ZB672 Westland WA.341 Gazelle AH.1, хранится в армии Технический фонд, Винчестер
  • G-SFTA Westland WA.341G Gazelle Srs.1, хранится в Северо-Восточном музее самолетов

Еще одна британская газель хранится в Канаде:

  • XZ942 Westland WA. 341 Gazelle HT.2, сохранен на
См. Также
  • Портал авиации
  • flag Портал Франции

Связанная разработка

Самолет сопоставимой роли, конфигурация и эпоха

Связанные списки

Ссылки

Цитаты

Библиография

Внешние ссылки
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Aérospatiale SA 341 / SA 342 Gazelle.
Последняя правка сделана 2021-06-12 21:41:40
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте