Ми-8 | |
---|---|
Ми-8 авиакомпании Baltic Airlines взлетает в Петропавловская крепость в Санкт-Петербурге | |
Роль | Транспортный вертолет (также несколько вооруженных версий) |
Национальное происхождение | Советский Союз и Россия |
Производитель | Казанский вертолетный завод. Улан-Удэнский авиационный завод |
Конструкторская группа | Московский вертолетный завод им. М.Л. Миля |
Первый полет | 7 июля 1961 г. |
Введение | 1967 |
Статус | В эксплуатации |
Основные пользователи | Советский Союз (исторический). ок. 80 других стран, см. Операторы ниже |
Произведено | с 1961 г. по настоящее время |
Построено | >17 000, и производство продолжается сегодня; Самый производимый вертолет в мире |
Варианты | Ми-8Т / Ми-17 |
Разработан в | Ми-14 |
Ми-8 (Русский : Ми-8, по классификации НАТО : Hip ) - средний двухтурбинный вертолет , первоначально разработанный Советским Союзом., а теперь производится в России. Помимо своей наиболее распространенной роли транспортного вертолета, Ми-8 также используется в качестве воздушного командного пункта, вооруженного боевого вертолета и разведывательной платформы. Наряду с более мощным Ми-17, Ми-8 входит в число наиболее производимых вертолетов в мире, используемых более чем в 50 странах. По состоянию на 2015 год, когда эти два вертолета объединены, они занимают третье место в списке наиболее распространенных военных самолетов в мире.
Михаил Миль первоначально обратился к Советскому правительству с предложением после успеха Ми-4 и появления и эффективности турбин, используемых в Ми-6, спроектировать совершенно новый двухмоторный вертолет с турбонаддувом; но военные выступили против нового вертолета, так как довольствовались нынешним Ми-4. Чтобы противостоять этому, Михаил Миль предложил, чтобы новый вертолет был скорее обновлением новых газотурбинных двигателей, а не совершенно новым вертолетом; это убедило совет министров продолжить производство. Благодаря расположению двигателя это позволило Михаилу Миля обосновать перепроектирование всей передней части самолета вокруг одного двигателя (разработано в ОКБ-478 в Запорожье, Украина, первоначально для самолетов с неподвижным крылом, как и все остальные советские турбины до этого момента).
Прототип, получивший название V-8, был разработан в 1958 году на основе Ми-4 с увеличенной кабиной. Одномоторный прототип V-8, оснащенный турбовальным двигателем АИ-24 2010 кВт (2700 л.с.) Соловьева, совершил свой первый полет в июне 1961 года и был впервые показан на параде Дня советской авиации (воздушный парад в Тушино). в июле 1961 года.
Во время официального визита в Соединенные Штаты в сентябре 1959 года Никита Хрущев совершил полет на С-58 президентский вертолет впервые и, как сообщается, был чрезвычайно впечатлен. По возвращении Хрущев приказал создать похожий вертолет, который должен был быть готов к ответному визиту американского президента, чтобы сохранить лицо. Вскоре была создана роскошная версия Ми-4, и Хрущев совершил инспекционный полет, во время которого Михаил Миль высказал предположение, что его разрабатываемый вертолет более подходит. Однако для надежности потребуется второй двигатель. Это дало Михаилу Миль возможность по приказу Хрущева построить оригинальный двухмоторный вертолет, для которого впервые в советской истории потребовались бы специально созданные газотурбинные двигатели, а не адаптированные от самолетов с неподвижным крылом (как в Миль Ми-6 и первый прототип V-8) и совершенно новый редуктор несущего винта, который будет впервые разработан собственными силами. В мае 1960 года Михаилу Миля был дан заказ на создание его двухмоторного вертолета. КБ Сергея Исотова приняло задание на создание двигателей.
Второй прототип (все еще оснащенный одним газотурбинным двигателем, так как двигатели Изотова все еще находились в разработке) полетел в сентябре 1961 года.
Через два месяца после того, как двигатели были закончены Изотовым, третий прототип обозначенный V-8A, оснащенный двумя двигателями мощностью 1120 кВт (1500 л.с.) Isotov TV2, совершил свой первый полет под управлением Николая Ильюшина 2 августа 1962 года, отметив первый полет любого советского вертолета, летящего на специально построенном газе. газотурбинные двигатели. Самолет завершил заводские испытания в феврале 1963 года.
Четвертый прототип был спроектирован как VIP-транспорт, с несущим винтом, замененным с четырех лопастей на пять в 1963 году для уменьшения вибрации, двери кабины заменены на плексигласовую пленку. в кабину добавлены направляющие и раздвижная дверь.
Пятый и последний прототип был серийным прототипом для пассажирского рынка. В ноябре 1964 года все совместные испытания были завершены, и советское правительство начало серийное производство. Производство началось на Казанском заводе-изготовителе, и первый самолет был построен к концу 1965 года.
Вид из кабиныСоветские военные изначально не проявляли особого интереса к Ми-8 до Bell UH-1 участие в войне во Вьетнаме получило широкую огласку как большое преимущество Соединенных Штатов, позволяющее войскам быстро перемещаться на поле боя и выходить с него, а также по всей стране. Только тогда советские военные запустили в производство боевой вариант Ми-8. К 1967 он был принят на вооружение Советских ВВС как Ми-8.
Существует множество вариантов, в том числе Ми-8Т, который, помимо 24 военнослужащих, вооружен ракетами и управляемыми противотанковыми ракетами. Экспортный вариант Ми-17 используется примерно в 20 странах мира; аналог на российской службе в серии Ми-8М. Единственное видимое различие между Ми-8 и Ми-17 заключается в том, что у Ми-8 рулевой винт находится справа (справа), а у Ми-17 - слева. Также на Ми-17 улучшено бронирование экипажа. Морской вариант Ми-14 также является производным от Ми-8. Ми-8 постоянно совершенствуется, и его новейшая версия все еще находится в производстве в 2016 году.
Силы обороны Финляндии и Пограничная служба Финляндии начали использовать Ми-8 в 1970-х гг., при этом ВВС Финляндии получили свои первые под серийным номером HS-2 28 мая 1973 года, а второй, HS-1, 31 мая 1973 года. Сначала были получены шесть Ми-8Т, затем еще два Ми-8Т и два Ми-8П. Три вертолета были переданы пограничной службе. Один из них был потерян после того, как провалился во льду при приземлении в апреле 1982 года. Вскоре его заменил новый Ми-8. После прохождения пограничной службы вертолеты были переданы в регистр актов гражданского состояния, но вскоре после этого - в ВВС Финляндии. В 1997 году было решено, что все вертолеты, включая оставшиеся пять Ми-8Т и два Ми-8П, должны быть переданы в армейское крыло по адресу Утти. Все Ми-8 списаны. Один Ми-8 выставлен в Финском музее авиации в Вантаа, а один - в Музее авиации Пяйянне Тавастия в Асиккала, около Лахти. Два последних Ми-8Т были переданы Венгрии в августе 2011 года со всеми оставшимися запчастями.
ВВС Грузии начали эксплуатировать вертолеты Ми-8 и Ми-17 с 1991 года. Во время войны в Абхазии (1992–1993) вертолеты Ми-8 использовались обеими сторонами. Несколько человек были сбиты, первый из которых - грузинский гражданский Ми-8Т, который был уничтожен в Сухуми из РПГ-7. 14 декабря 1992 года Ми-8Т ВВС России был сбит ракетой СА-14 недалеко от Латы. В других случаях абхазские Ми-8МТВ были сбиты грузинскими войсками, в одном случае - СА-14, а во втором - РПГ-18 в обоих случаях в течение 1993 года. В последнем случае грузинский Ми-8МТВ нес мирных беженцев расстреляли, погибли 25 человек. В настоящее время в составе ВВС и полиции Грузии имеется около 20 Ми-8Т / МТВ.
Ми-8 использовались бывшей иракской армейской авиацией и иракской ВВС под началом Саддама Хусейна. В ирано-иракской войне 1980-х годов имелись боевые действия «воздух-воздух» между иракскими и вертолетами иранской армейской авиации, в том числе между иранскими Bell AH-1J Cobras и иракские Ми-8.
21 декабря 2012 года принадлежащий Ми-8, работающий на Миссию ООН в Южном Судане (UNMISS) был сбит и разбился возле Ликуанголе в Южном Судане штате Джонглей во время внутреннего конфликта в Южном Судане. Все четыре российских члена экипажа на борту были убиты, и после некоторой первоначальной замешательства представитель ООН сообщил, что 22 декабря армия Южного Судана подтвердила, что она по ошибке обстреляла вертолет.
26 августа 2014 г. <441 Ми-8, принадлежащий авиакомпании «ЮТэйр», работавший на ООН, разбился при приближении к взлетно-посадочной полосе недалеко от Бентиу. Трое российских членов экипажа погибли, один получил ранения. Командир повстанцев Петер Гадет утверждал, что его войска сбили его с помощью реактивной гранаты.
Вертолеты семейства Ми-8 стали основным советским и позже российский вертолет, выполнявший широкий круг задач как в мирное, так и в военное время. Большой парк Ми-8 и его производных используется как военными, так и гражданскими операторами.
Большое количество вертолетов семейства Ми-8 использовалось во время советско-афганской войны в 1980-х годах. Его прочная конструкция облегчила работу и обслуживание в театре. Большое количество Ми-8 было потеряно, а несколько были сбиты вражеским огнем, причем Ми-8 и его производные были основной моделью самолета, потерянной Советским Союзом в Афганистане.
С апреля по май 1986 г. Ми-8 в больших количествах использовались для сброса радиационно-поглощающих материалов в реактор № 4 Чернобыльской АЭС после Чернобыльской катастрофы, и пожар был тушен совместными усилиями. усилия вертолетов сбрасывают более 5000 тонн песка, свинца, глины и поглощающего нейтроны бора на горящий реактор и впрыскивают в него жидкий азот. Большинство вертолетов были сильно облучены и брошены на гигантской свалке, так называемом «кладбище машин» недалеко от Чернобыля, и несколько из них исчезли с территории в последующие годы. Во время первоначальной эксплуатации один из них разбился возле электростанции после удара по тросу строительного крана , в результате чего погибла вся команда из четырех человек. Сейчас известно, что практически ни один из поглотителей нейтронов не достиг активной зоны.
16 августа 2013 г. Минобороны Украины сообщил, что 15 августа на военном аэродроме Кировское один из его Ми-8 установил мировой рекорд высоты в 9 150 метров.
Вооруженные силы Украины Военные использовали Ми-8 вместе с Ми-24 в операциях против повстанцев на востоке Украины во время пророссийского конфликта на Украине 2014 года. 29 мая 2014 года Ми-8 украинской национальной гвардии был сбит восточноукраинскими повстанцами с использованием ПЗРК недалеко от Славянска. 12 человек, в том числе генерал армии, были убиты и один серьезно ранен. 24 июня 2014 г. Ми-8 Национальной гвардии Украины был снова сбит повстанцами на востоке Украины из ПЗРК недалеко от Славянска, при этом погибли девять человек.
На начальных этапах Операция Несокрушимая свобода, Ми-17 и Ми-8 широко использовались ЦРУ и спецназом США для оказания помощи Северному Альянсу в их борьба против Талибана.
Югославские ВВС приняли поставку 24 Ми- Транспортные вертолеты 8T (Hip C) в период с мая 1968 года по май 1969 года для оснащения двух эскадрилий вновь сформированного 119-го транспортного полка из военного аэропорта Ниша, в каждой эскадрилье по 12 вертолетов. Впоследствии, с 1973 по начало 1980-х годов, Югославия закупила больше вертолетов Ми-8Т для переоборудования двух эскадрилий 111-го полка из военного аэропорта Плесо около Загреба и 790-й эскадрильи из Дивульских военных. аэропорт около Сплита, который находился под командованием югославского флота. В общей сложности югославские ВВС получили 92 Ми-8Т, обозначенных Югославской народной армией как HT-40, в то время как местная модификация нескольких вертолетов в варианты радиоэлектронной борьбы произвела HT-40E. Для тушения пожаров было оборудовано около 40 вертолетов.
Первыми боевыми действиями югославских Ми-8 были перевозки войск Югославской народной армии и федеральной полиции к пограничным переходам в Словении 27 июня 1991 года во время Десятидневной войны. Члены словенской территориальной обороны обстреляли Стрела 2 ПЗРК и сбили один вертолет, в результате чего погибли весь экипаж и пассажиры.
Во время боев зимой 1991 г. в хорватской войне и весной 1992 г. в боснийской войне Югославская народная армия использовала флот Ми-8. для эвакуации раненых, перевозки грузов и поисково-спасательных работ для экипажей сбитых самолетов. Поскольку большинство полетов выполнялось за линией фронта, хорватские силы смогли сбить только один вертолет, который был поражен огнем из стрелкового оружия около Славонского Брода 4 октября 1991 года.
После Боснийские сербы объявили свое государство весной 1992 года, некоторые бывшие вертолеты Ми-8 югославских ВВС продолжали службу в вооруженных силах Республики Сербской. На вооружении 82-й смешанной вертолетной эскадрильи 92-й авиационной бригады армии Республики Сербской было 12 вертолетов Ми-8Т, которые продолжали эксплуатироваться до операции «Коридор ». За это время ВВС Республики Сербской потеряли три вертолета Ми-8 под огнем противника. Три вертолета, окрашенных в бело-голубой цвет, летали в составе первой части 56-й вертолетной эскадрильи Краина Милиция, используя военный аэропорт Удбина в Лика в качестве своего основная база. Военно-воздушные силы Республики Сербской продолжали эксплуатировать девять вертолетов, хотя и испытывали проблемы с техническим обслуживанием и запасными частями, пока они не были официально расформированы в 2006 году.
С другой стороны, вертолеты Ми-8 также использовались в качестве основного воздушного транспорта.. Хорватская национальная гвардия получила свой первый рейс 23 сентября 1991 г., около Петриньи, когда вертолет Ми-8 югославских ВВС совершил вынужденную посадку, будучи поврежденным огнем из стрелкового оружия. Еще 6 вертолетов Ми-8Т и 18 вертолетов Ми-8МТВ-1 были закуплены во время войны у бывших стран Варшавского договора, но только 16 из них пережили войну. Остальные Ми-8Т были выведены из состава ВВС Хорватии после войны, а Ми-8МТВ продолжили службу в 20-й эскадрилье транспортных вертолетов и 28-й эскадрилье транспортных вертолетов. Последний был перевооружен на новые вертолеты Ми-171Ш, закупленные в России.
Армия Республики Боснии и Герцеговины тайно получила из различных источников вертолеты Ми-8Т, Ми-8МТВ и Ми-17. Два вертолета были сбиты сербскими силами ПВО, один около Жепы, а один Ми-17 был сбит 2К12 Куб М, убив министра иностранных дел Боснии Ирфана Любиянкича, несколько другие политики и украинский экипаж вертолета. Несколько хорватских вертолетов Ми-8МТВ тайно поддерживали операции Совета обороны Хорватии в Герцег-Босне. После войны Армия Федерации Боснии и Герцеговины использовала оставшиеся пять Ми-8МТВ и один Ми-8Т в бригаде ВВС и ПВО Вооруженных сил Боснии и Герцеговины.
ВВС Македонии приобрели в 2001 году два вертолета Ми-8МТ у Украины. Они летают в эскадрилье транспортных вертолетов (бывшая 301. Эскадрилья транспортных вертолетов). Один разбился, в результате аварии в январе 2008 года погибли все 8 пассажиров и 3 члена экипажа..
Во время войны в Косово 1998 и 1999 годов ВВС Союзной Югославии использовали Ми-8 для перевозки личного состава и материальных средств войскам в труднодоступных горных районах. Эвакуация раненых также произошла во время бомбардировки Югославии в 1999 г., когда НАТО летел на малой высоте, чтобы избежать обнаружения самолетами НАТО. В 1999 году югославские Ми-8 сбили по крайней мере один БПЛА Hunter армии США из 7,62-мм пулемета наводчика. Два вертолета Ми-17В, которые после 1997 года тайно эксплуатировались подразделением специальных операций , также действовали во время косовского конфликта. После расформирования подразделения в 2003 г. вертолеты были переданы ВВС Сербии и Черногории.
. С середины 2020 г. ВВС Сербии, преемники ВВС Союзной Югославии, действуют. небольшое количество Ми-8Т, которые сейчас заменяются вертолетами Ми-17. В настоящее время в ВВС Сербии находится 13 Ми-17. Они входят в состав 138-й смешанной транспортно-авиационной эскадрильи 204-й авиабазы и 119-й общевойсковой вертолетной эскадрильи (бывший 199-й полк) 98-й авиабазы .
Во время войны Судного дня октября 1973 года Сирия высадила войска специального назначения позади линий Армии обороны Израиля на Голанских высотах у горы. Хермон, Тель Фарес, Васет, Нафах и Эйн Зиван - Дальве.
4 декабря 2003 г. польский Ми-8 разбился возле Пясечно на борту премьер-министра Лешек Миллер, десять других пассажиров и четыре члена экипажа. Погибших нет. Причиной аварии стало обледенение двигателей. Пилота обвинили в авиакатастрофе, но его признали невиновным.
ВВС России Ми-8АМТШ
ВВС Индии Ми-8
ВВС Польши Ми-8
ВВС Литвы Force SAR Mil Mi-8T
Royal Lao Air Force Mil Mi-8
Данные из Jane's All The World's Aircraft 1992– 93
Общие характеристики
Производительность
Вооружение .
Родственная разработка
Самолет сопоставимой роли, конфигурации, и эпоха
Первоначальная версия этого искусства icle составлен по материалам Aviation.ru. Он был выпущен под GFDL владельцем авторских прав.
Викискладе есть материалы, связанные с Ми-8. |