Яковлев Як-9

редактировать
Истребитель
Як-9
Яколев Як-9У (сп 1257) (39004376092).jpg
Истребитель Як-9У в Центральном музее ВВС, Монино, Россия
РольБоец
Национальное происхождениеСоветский Союз
Конструкторская группаАС Конструкторское бюро Яковлева
Построенозаводом №153 (Новосибирск ), заводом №166 (Омск ), заводом №.82 (Москва )
Первый полет6 июля 1942 г. (Як-7ДИ)
Введениеоктябрь 1942 г.
Списанный1950 ( Советские ВВС ), 1951 (Воздушные и противовоздушные силы Корейской народной армии ), 1955 (Болгарские ВВС )
Основные пользователиСоветские ВВС.
Произведеносентябрь 1942 - декабрь 1948
Построено16,769
Разработан на базеЯковлев Як-7

Яковлев Як-9 (Русский : Яковлев Як-9 ) представлял собой одноместный двигатель одноместный многоцелевой истребитель, который использовался Советским Союзом во время Второй мировой войны и после. По сути, разработка надежного и успешного истребителя Як-7Б на базе тандемного перспективного учебно-тренировочного самолета Як-7УТИ, стартового Як-9 Он прибыл в советские истребительные авиационные полки в конце 1942 года и сыграл важную роль в завоевании превосходства в воздухе над люфтваффе асов на новых Focke-Wulf Fw 190 и Messerschmitt Bf 109G истребителя во время грандиозной Курской битвы летом 1943 года.

Як-9 имел заниженную заднюю часть фюзеляжа и фонарь кругового обзора. Более легкие металлические лонжероны дали новому истребителю возможность увеличить топливную нагрузку и вооружение, которых не хватало предыдущим моделям с деревянным корпусом. Маневренный, быстроходный на малых / средних высотах и ​​легкий в управлении Як-9 был одним из лучших и самых массовых советских истребителей Второй мировой войны. Он был произведен в различных вариантах, включая Як-9Т с 37-мм (1,5 дюйма) и «крупнокалиберный» Як-9К с 45-мм (1,8 дюйма) пушкой, стреляющей через ступицу винта, для эффективного использования против вражеских танков и танков. самолеты, истребитель-бомбардировщик Як-9Б с внутренним бомбовым отсеком за кабиной, содержащим до 400 кг (880 фунтов) бомб, Як-9Д и Як-9ДД с дополнительными крыльевыми топливными баками для сопровождения бомбардировщиков союзников над Восточным Европа, Як-9У с более мощным двигателем и улучшенной аэродинамикой. Як-9 производился с 1942 по 1948 год, их было построено 16 769 (14 579 во время войны).

После Второй мировой войны Як-9 также использовался ВВС Северной Кореи. во время Корейской войны.

Содержание

  • 1 Проектирование и разработка
    • 1.1 Як-9У
  • 2 История эксплуатации
    • 2.1 Вторая мировая война
    • 2.2 Послевоенное время
  • 3 Варианты
  • 4 Операторы
  • 5 Уцелевшие самолеты
  • 6 Технические характеристики (Як-9)
  • 7 См. Также
  • 8 Ссылки
    • 8.1 Примечания
    • 8.2 Библиография
  • 9 Внешние ссылки

Проектирование и разработка

Як-9 представлял собой дальнейшее развитие успешного истребителя Яковлев Як-7, серийного варианта облегченного Як-7ДИ, в полной мере использующего преимущества боевой опыт с предшественником. Большая доступность дюралюминия позволила сделать конструкцию более легкой, что, в свою очередь, позволило внести ряд изменений в базовую конструкцию. Варианты Як-9 несли два разных крыла, пять разных двигателей, шесть различных комбинаций топливных баков и семь типов конфигураций вооружения.

Як-9У

В декабре 1943 г. при создании нового планера (Як-9У) был установлен двигатель М-107А, который был более мощным, чем предыдущий ВК-105ПФ.. Подвеска двигателя была совершенно новой и включала отдельные обтекаемые выхлопные трубы, крылья и конструкцию фюзеляжа, которая была сделана из металла, в то время как весь самолет был покрыт кожей бакелита. Горизонтальные поверхности оперения были немного уменьшены, чтобы улучшить управляемость по тангажу. Забор маслоохладителя был перемещен из-под носа к корню левого крыла, а увеличенная ванна радиатора была перемещена дальше в корму под фюзеляж. Впускной патрубок нагнетателя располагался по центру верхнего настила капота двигателя. Задний антенный кабель был перемещен внутри удлиненного заднего фонаря, который имел более аэродинамически усовершенствованную форму с измененным контуром палубы фюзеляжа. Типичным вооружением Як-9У являлась пушка ШВАК калибра 20 мм (0,79 дюйма) со 120 снарядами, которая стреляла через полый гребной вал самолета, и два 12,7-мм (0,50 дюйма) пулемета Берензина УБ с 340 патронами.

С января по апрель 1944 г. начались государственные испытания и выяснилось, что Як-9У имел более высокую максимальную скорость по сравнению со всеми истребителями, находившимися на вооружении на Восточном фронте на высоте 6000 м (20 000 футов). В отличие от И-185 Як-9У был гораздо более простым в управлении и стабильным самолетом. В конечном итоге двигатель М-107А унаследовал все недостатки двигателя ВК-105ПФ. Двигатель был склонен к перегреву, утечкам масла, потере давления в двигателе во время подъемов, постоянному выгоранию свечей зажигания и сильным вибрациям, которые приводили к усталости сборочных болтов и сокращали срок службы двигателя. Из-за этих недостатков первые серийные партии, стартующие в апреле 1944 года, были оснащены надежным двигателем М-105 ПФ-3. Дальнейшие изменения включают в себя увеличение топливного бака Як-9У до 400 л (110 галлонов США), а также для перебалансировки самолета крылья были сдвинуты вперед на 9,906 см (3,900 дюйма) и пропеллер ВЛШ-107ЛО. заменяется более старым ВИШ-105С. Всего к декабрю 1944 года было построено 1134 самолета.

История эксплуатации

Вторая мировая война

Первый Як-9 поступил на вооружение в октябре 1942 года и впервые принял участие в боевых действиях в конец 1942 г. Универсальный Як-9 эксплуатировался с широким спектром вооружения для использования в качестве противотанковых, легких бомбардировщиков и дальнего сопровождения. На малой высоте, на которой он преимущественно действовал, Як-9 был маневреннее своего основного противника Bf 109, но был гораздо менее хорошо вооружен. Ряд улучшений характеристик и вооружения не повлиял на превосходные характеристики управляемости, позволившие пилотам отличаться в собачьих боях. Советские летчики оценили летно-технические характеристики Як-9 на одном уровне с Bf 109G и Fw 190A-3 / A-4. После Смоленской битвы, во второй половине 1943 года, знаменитое подразделение Free French Normandie-Niémen стало Группой и было оснащено Як-9.

Первым Як-9У в период с 25 октября по 25 декабря 1944 года был 163.ИАП. Летчикам было приказано не использовать двигатель на боевой скорости, так как это сокращало его ресурс до двух-трех вылетов. Тем не менее, в ходе 398 боевых вылетов подразделение заявило о потере 27 самолетов "Фокке-Вульф" Fw 190A и одного Bf 109G-2, потеряв в воздушных боях два "Яка", один от зенитного огня и четыре в авариях. Як-9У внес большой вклад в завоевание советского господства в воздухе, и немцы избегали Яков «без антенной мачты».

Большое соединение версии Як-9ДД было передано в Бари ( столица Апулии, Италия) для помощи югославским партизанам на Балканах.

. Одним из лучших пилотов Як-9 был старший лейтенант А.И. Выборнова. На типе Т (оснащенном 37-мм пушкой НС-37 в носу) он одержал 19 воздушных побед, плюс девять общих. Награжден медалью «Золотая звезда» Героя Советского Союза в июне 1945 года. По окончании войны, 22 марта 1945 года, лейтенант Л.И. Сивко из 812-го ИАП одержал победу в воздухе над реактивным истребителем Messerschmitt Me 262, но вскоре был убит другим Me 262, вероятно, пилотируемым Францем Шаллем, лучшим бомбардиром Me 262.

Истребители с этим самолетом понесли меньшие потери, чем в среднем. Из 2550 Як-9, выпущенных до конца 1943 года, только 383 были потеряны в боях.

Послевоенная эпоха

В 1949 году Советский Союз поставлял излишки самолетов Як-9П (ВК-107) некоторым государствам-сателлитам в советском блоке., чтобы помочь им восстановить свои военно-воздушные силы после блокады Западного Берлина. В переводе с русского на некоторые языки случайно был пропущен раздел руководства по эксплуатации самолета: перед запуском Як-9 необходимо было 25 раз провернуть вручную небольшой масляный насос, установленный в кабине самолета, чтобы обеспечить начальную смазку Климов Двигатель V12, в отличие от немецких и западных истребителей времен Второй мировой войны, оснащен системами принудительной замкнутой смазки. Пропуск этого необычного, но жизненно важного шага привел к частым разбегам при взлете и начальному набору высоты, в результате чего несколько человек погибло в течение 1950 года.

Варианты

Современная копия Як-9 на взлете на авиашоу времен Второй мировой войны в Ридинге, Пенсильвания в 2002 году Як-9 с польской маркировкой

ОКБ Яковлева создало 22 модификации Як-9, из которых 15 пошло серийно. К наиболее заметным из них относятся:

Як-9

Первая серийная версия, Климов М-105 двигатель PF мощностью 880 кВт (1180 л.с.), 1 × 20 мм (0,79 дюйма) Пушка ШВАК со 120 патронами и 1 × 12,7 мм (0,50 дюйма) пулемет УБС с 200 патронами.

Як-9 (М-106)

Опытный образец с двигателем Климов М-106 -1СК мощностью 1007 кВт (1350 л.с.) не был запущен в производство из-за проблем с двигателем.

Як-9Т

Як-9 вооружен 37-мм пушкой Нудельмана-Суранова НС-37 с 30 снарядами вместо 20-мм (0,79 дюйма) ШВАК, кабина перемещена 0,4 м (16 дюймов) назад, чтобы компенсировать более тяжелый нос. Первоначально плохой контроль качества приводил к множественным утечкам масла и охлаждающей жидкости из пушки отдача. (Проблема была только во время испытаний прототипа :) Отдача и ограниченный запас боеприпасов требовали точного прицеливания и двух-трех очередей. Як-9Т широко применялся против кораблей противника на Черном море и против танков (пушка могла пробивать броню до 30 мм (1,2 дюйма) с расстояния 500 м (1600 футов), но также была успешна против самолетов с одним попаданием пушки обычно достаточно, чтобы разорвать цель. Время Виража (разворота с постоянной высотой и скоростью): 18–19 секунд. Произведено 2748 штук.

Силуэт Як-9Т по сравнению с ранним вариантом
Як-9К

Як-9Т, модифицированный 45-мм пушкой НС-45 с 29 снарядами и характерным дульным тормозом для борьбы с массивной отдачей. пушка на скоростях ниже 350 км / ч (220 миль / ч) вызвала резкую потерю управления и подбрасывала пилота взад-вперед в кабине, однако точная стрельба была возможна на более высоких скоростях и очередями из 2–3 выстрелов. утечки масла и охлаждающей жидкости. Установка тяжелой пушки ухудшила характеристики, особенно на больших высотах, настолько, что Як-9К стал использоваться в качестве тяжелого истребителя. г, что привело к необходимости истребительного сопровождения Як-3. Як-9К использовался только ограниченно из-за ненадежности НС-45, проблем с характеристиками планера, вызванных как НС-45, так и более крупными топливными баками, использованными на Як-9К, а также уменьшением количества бомбардировщиков, используемых немцами.

Як-9 Racer
Як-9Д

Дальний вариант Як-9, запас топлива увеличен с 440 до 650 л (от 120 до 170 галлонов США), что дает максимальную дальность полета 1400 км (870 галлонов США). миль). Боевые возможности на полной дальности ограничивались отсутствием радионавигационного оборудования, и некоторые самолеты использовались в качестве истребителей ближнего действия с топливом, которое находилось только во внутренних баках крыла. Время оборота: 19–20 сек. Вес огня: 2 кг / с (4,4 фунта / с).

Як-9ТД

Як-9Д с пушкой НС-37 и снаряжением для 4х50 кг (110 фунтов) бомб под крыльями.

Як-9Б

Истребитель-бомбардировщик Як-9Д (заводское обозначение Як-9Л ) с четырьмя вертикальными бомбовыми отсеками в кормовой части кабины пилотов грузоподъемностью до 4х100 кг ( 220 фунтов) бомб или 4 кассеты ПТАБ с 32 × 1,5 кг (3,3 фунта) бомб каждая, хотя обычно только 200 кг (440 фунтов) оружия перевозились в передних бомбовых отсеках. Плохая управляемость с полной бомбовой и топливной загрузкой и отсутствие специального прицельного оборудования ограничивали боевую пригодность.

Як-9ДД

Як-9Д и Як-9Т модифицированы для дальнейшего увеличения дальности, запас топлива увеличен до 845 л (223 галлона США), что дает максимальную дальность полета 2285 км (1420 миль), радионавигационное оборудование для ночь и плохая погода летают. Як-9ДД использовался в основном для сопровождения бомбардировщиков Петляков Пе-2 и Туполев Ту-2, хотя они оказались далеко не идеальными для этой роли из-за недостаточного преимущества в скорости над бомбардировщиками. В 1944 году несколько Як-9ДД использовались для сопровождения бомбардировщиков B-17 Flying Fortress и B-24 Liberator, атакующих цели в Румынии с использованием Украины. -Румыния- Италия маршруты.

Як-9М

Як-9Д с кабиной, перемещенной назад на 0,4 м (1 фут 4 дюйма), как и на Як-9Т, многочисленные исправления и улучшения, основанные на опыте работы с предыдущими версиями.

Як-9М ПВО

Як-9М с немного уменьшенным запасом топлива, Климов ВК-105 ПФ2 с двигателем 925 кВт (1240 л.с.), а также радионавигационное оборудование для полетов в ночное время и в неблагоприятную погоду для PVO Strany.

HB-RYA, летевшего рядом с Pierre Avois, VS, Switzerland
Як-9 MPVO

Одноместный ночной истребитель, оснащенный прожектором и радиокомпасом РПК-10.

Як-9С

Як-9М с двигателем Климов ВК-105 ПФ, новым винтом и вооружением, состоящим из 1 × 23 мм (0,91 дюйма) Нудельман-Суранов НС-23 пушка с 60 снарядами и 2 × 20 мм (0,79 дюйма) пушки Березина Б-20 с 120 снарядами. Не поступил в серийное производство из-за плохих характеристик по сравнению с Як-3 и Як-9У.

Як-9Р

Одноместный тактический разведчик.

Як-9П
Яковлев Як-9 P.svg

Этот самолет был последней и наиболее совершенной версией истребителя Як-9, ставшего вершиной развития поршневых истребителей А.С. Яковлева. Появившийся в 1946 году Як-9П (Изделие П) был модификацией истребителя Як-9У композитной конструкции. В отличие от предшественника, он имел цельнометаллические крылья с эллиптическими законцовками. К этому времени в Советском Союзе налажено производство высокопрочных алюминиевых сплавов, упрощающих эксплуатацию самолетов и увеличивающих срок их службы.

Як-9П (ВК-107)

Як-9У с цельнометаллическим крылом, Як-9П в данном случае имел заводское обозначение, отличное от Як-9П с двумя ШВАК (см. Выше).

Як-9ПД

Высотный перехватчик (не связанный с двумя другими Як-9П, описанными выше) с двигателем Климов М-105 ПД, разработанный специально для перехвата Люфтваффе Junkers Ju 86P высотный самолет-разведчик, пролетавший над Москвой в 1942–1943 гг. Первоначально плохие характеристики из-за ненадежного двигателя резко улучшились с принятием на вооружение Климов М-106 ПВ с впрыском воды, при этом самолет достиг высоты 13 500 м (44 300 футов) во время испытаний. Вооружение уменьшено до пушки ШВАК только для экономии веса.

Як-9У (ВК-105)

Як-9Т с двигателем Климов ВК-105 ПФ2 и множеством аэродинамических и конструктивных улучшений, внесенных на Як-3. Основное визуальное отличие от Як-9Т заключалось в масляных радиаторах в корнях крыла, как на Як-3, и в фанерном покрытии фюзеляжа вместо тканевого. Визуально отличался от Як-3 только кожухами основных стоек шасси. Вооружение увеличено до 1 × 23 мм (0,91 дюйма) VYa с 60 снарядами и 2 × 12,7 мм (0,50 дюйма) УБС со 170 снарядами. Пушка ВЯ могла быть заменена на ШВАК, Б-20 или НС-37, причем последний требовал удаления пулемета УБС правого борта. Не поступил в производство, потому что пушка ВЯ была признана неудовлетворительной, а вооружение из одной пушки и одного пулемета на предыдущих моделях предлагало значительное увеличение дальности стрельбы.

Як-9У (ВК-107)

Окончательный вариант Як-9, Як-9У (ВК-105), оснащенный новым Климовым ВК-107 А двигателем мощностью 1230 кВт (1650 л.с.) и 20-мм (0,79 дюйма) ШВАК со 120 патронами, заменяющий калибр ВЯ. Вес огня: 2,72 кг / с (6,0 фунт / с). Первые испытательные полеты в 1943 году показали, что единственным сопоставимым советским истребителем был прототип Поликарпов И-185, который был труднее в управлении и менее маневренным из-за большего веса. Максимальная скорость прототипа 700 км / ч (430 миль / ч) на высоте 5600 м (18 400 футов) была быстрее, чем у любого другого серийного истребителя в мире того времени, кроме P-51B, который мог развивать скорость до 710 км / ч. (441 миль / ч) на военной мощи. Ранние проблемы с перегревом были устранены путем увеличения радиаторов, а аэродинамика серийных самолетов была улучшена. Поворот на полный круг: 23 сек, лучший советский истребитель на высоте.

Як-9УВ

Двухместная учебно-тренировочная версия Як-9У (ВК-107), вооружение уменьшено до единственной пушки Березина Б-20 на 100 выстрелов. В производство не поступил из-за внедрения реактивных самолетов.

Як-9УТ

Як-9У (ВК-107) на вооружении 1 × 37 мм (1,5 дюйма) пушка Нудельмана Н-37 с 30 снарядами и 2 х 20 мм (0,79 дюйма) Березин Б-20 пушки с боезапасом 120 выстрелов, дающие массу очереди за одну секунду 6 кг (13 фунтов). Аналогично Як-9ТК мог быть переоборудован для замены Н-37 на 20-мм (0,79 дюйма) Б-20, 23-мм (0,91 дюйма) НС-23 или 45 мм (1,8 дюйма) Н-45. Серийные самолеты в качестве стандартного вооружения использовали НС-23 вместо пушки Н-37.

Як-9В

Двухместная учебно-тренировочная версия Як-9М и Як-9Т, Климов ВК-105 Двигатель ПФ2, вооружение уменьшено до 1 × 20 мм (0,79 дюйма) ШВАК с 90 раундов.

Современные реплики

В начале 1990-х Яковлев начал ограниченное производство для рынка warbird реплик Як-9 и Як-3 с использованием оригинального оборудования времен Второй мировой войны и Двигатели Allison V-1710. Эти современные реплики, использующие двигатели Allison, имеют стойки, вращающиеся против часовой стрелки, в отличие от оригиналов, в которых строго использовались советские силовые установки V12 с правым вращением.

Операторы

Албания
  • ВВС Албании получили 72 самолета в 1947 году, в том числе 12 учебных самолетов Як-9В.
Болгария
Китайская Народная Республика
Франция
Венгрия
  • ВВС Венгрии получили самолеты в 1949 году. Венгерское название было "Верче" (Пустельга).
Монголия
Северная Корея
Польша
Советский Союз
Югославия

Уцелевшие самолеты

Як-9 на выставке в Музее авиации
Болгария
Польша
  • Як-9П на стационарном дисплее в Гдыне, Померания. Это тактический номер 2, который использовался в эскадрилье авиации ВМФ до 1956 года. 12 декабря 1956 года он был передан в музей по поручению командования ВМФ.
  • Як-9П на статической экспозиции на Музей Войска Польского в Варшаве, Мазовецкое воеводство. Это тактический номер 23, который использовался 1-м истребительным авиационным полком с 1947 по 1950 год. Он был передан в музей 10 августа 1950 года по поручению командования ВВС.
Россия
Сербия
Украина
США

Технические характеристики (Як-9)

Як-9П

Данные из

Общие характеристики

  • Экипаж: 1
  • Длина: 8,5 м (27 футов 11 дюймов)
  • Wi ngspan: 9,74 м (31 фут 11 дюймов)
  • Высота: 3 м (9 футов 10 дюймов)
  • Площадь крыла: 17,15 м (184,6 кв. футов)
  • Профиль :корень: Кларк YH (14%); наконечник: Clark YH (10%)
  • Масса пустого: 2277 кг (5020 фунтов)
  • Масса брутто: 2870 кг (6327 фунтов)
  • Силовая установка: × Климов М-105ПФ Поршневой двигатель V-12 с жидкостным охлаждением, 880 кВт (1180 л.с.)
  • Винты: 3-лопастный винт постоянной скорости

Рабочие характеристики

  • Максимальная скорость: 600 км / ч (370 миль / ч, 320 узлов) на высоте 4300 м (14100 футов)
  • Диапазон: 910 км (570 миль, 490 нм)
  • Практический потолок: 11100 м (36400 футов)
  • Скороподъемность: 16,3 м / с (3210 футов / мин)
  • Нагрузка на крыло: 167,3 кг / м (34,3 фунта / кв. Фут)
  • Мощность / масса :0,3066 кВт / кг (0,1865 л.с. / фунт)

Вооружение .

  • Пушки: .

См. Также

Родственная разработка

Самолет сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

Список литературы

Примечания

Библиография

  • Ангелуччи, Энцо и Паоло Матрикарди. World Aircraft: World War II, Volume II (Sampson Low Guides). Мейденхед, Великобритания: Sampson Low, 1978. ISBN 0-562-00096-8.
  • Бергстрём, Кристер. Багратион в Берлин - последний воздушный бой на Востоке 1944–45. Хершам, Великобритания: Classic Publications, 2008. ISBN 978-1-903223-91-8.
  • Бок, Роберт. Як-7, Як-9 (Aircraft Monograph 14) (английский перевод польского оригинала). Гданьск, Польша: AJ-Press, 1999. ISBN 83-7237-020-6.
  • Драбкин, Артем. Красная авиация на войне: Барбаросса и отступление в Москву - Воспоминания летчиков-истребителей на Восточном фронте. Барнсли, Южный Йоркшир, Великобритания: Pen Sword Military, 2007. ISBN 1-84415-563-3.
  • Гордон, Ефим и Дмитрий Хазанов. Советские боевые самолеты Второй мировой войны, Том первый: Одномоторные истребители. Эрл Шилтон, Лестер, Великобритания: Midland Publishing Ltd., 1998. ISBN 1-85780-083-4.
  • Грин, Уильям. Боевые самолеты Второй мировой войны, Том третий: Истребители. Лондон: Macdonald Co. (Publishers) Ltd., 1961 (седьмое впечатление, 1973). ISBN 0-356-01447-9.
  • Грин, Уильям и Гордон Суонборо. Файлы фактов о самолетах Второй мировой войны: истребители советских ВВС, часть 2. Лондон: Macdonald and Jane's Publishers Ltd., 1978. ISBN 0-354-01088-3.
  • Ганстон, Билл. Aerei della 2ª Guerra Mondiale (на итальянском языке). Милан: Альберто Перуццо Эдиторе, 1984. НЕТ ISBN.
  • Ганстон, Билл. Иллюстрированный Справочник боевой авиации Великой Отечественной войны. Лондон: Salamander Book Limited, 1988. ISBN 1-84065-092-3.
  • Kopenhagen, W., ed. Das große Flugzeug-Typenbuch (на немецком языке). Stuggart, Германия: Transpress, 1987. ISBN 3-344-00162-0.
  • Леонард, Герберт. Энциклопедия советских истребителей 1939–1951 гг. Paris: Histoire Collections, 2005. ISBN 2-915239-60-6.
  • Лисс, Витольд. Серия Як 9 (Профиль № 185). Лезерхед, Суррей, Великобритания: Profile Publications Ltd., 1967.
  • Меллингер, Джордж. Яковлев Тузы мировой войны 2. Ботли, Великобритания: Osprey Publishing Ltd., 2005. ISBN 1-84176-845-6.
  • Морган, Хью. Gli assi Sovietici della Seconda guerra mondiale (на итальянском языке). Милан: Edizioni del Prado / Osprey Aviation, 1999. ISBN 84-8372-203-8.
  • Морган, Хью. Советские асы Второй мировой войны. Лондон: Reed International Books Ltd., 1997. ISBN 1-85532-632-9.
  • Панек, Роберт. Яковлев Як-9У и П. Сандомир, Польша / Редборн, Хартфордшир, Великобритания: Mushroom Model Publications, 2006. ISBN 83-89450-27-5.
  • Шавров, В. Б. История конструкций самолетов в СССР 1938–1950 гг. (3 изд.). Книга: Машиностроение, 1994 (Шавров В.Б. История конструктских самолетов в СССР, 1938–1950 гг., 3-е изд. История авиастроения в СССР: 1938–1950). Книга, Россия: Машиностроение, 1994.) ISBN 5-217-00477-0.
  • Stapfer, Hans-Heiri. Истребители Як в действии (Самолет № 78). Кэрроллтон, Техас: Squadron / Signal Publications, Inc., 1986. ISBN 0-89747-187-3.
  • Степанец, А.Т. Истребители ЯК периода Великой Отечественной войны. Книга: Машиностроение, 1992. Степанец А.Т. Истребители Як периода Великой Отечественной войны. Книга, Россия: Машиностроение, 1992. ISBN 5-217-01192-0.
  • Уильямс, Энтони Г. и Эммануэль Густин. Летающие пушки: развитие авиационных пушек, боеприпасов и установок 1933–45. Рамсбери, Великобритания: Эйрлайф, 2003. ISBN 1-84037-227-3.
  • Якубович, Н.В. Истребитель Як-9. Заслуженный «фронтовик». Москва: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2008. Якубович, Н.В. Истребитель Як-9. Заслуженный фронтовик (Истребитель Як-9. Заслуженный «Ветеран»). Москва, Россия: Сборник, Яуза, ЭКСМО, 2008. ISBN 978-5-699-29168-7.

Внешние ссылки

На Викискладе есть материалы по теме Яковлев Як-9.
Последняя правка сделана 2021-06-22 09:38:56
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте