Яковлев Як-3

редактировать
Истребитель
Як-3
Яколев Як-3 (115450123) (25073819848).jpg
Як-3 в Техническом музее Вадима Задорожного, Красногорск, Россия
РольБоец
Национальное происхождениеСоветский Союз
Дизайн-группаАС Конструкторское бюро Яковлева
ПостроеноЗавод №292 (Саратов ), Завод №31 (Тбилиси )
Первый полет28 февраля 1943 г. (Як-1М)
Введениеиюнь 1944 г.
в отставке1952 г. (ВВС СССР )
Основные пользователиСоветские ВВС. ВВС Франции (Нормандия-Неман ). ВВС Польши. ВВС Югославии
Произведеномарт 1944 г. - август 1946 г.
Номер построено4,848
Разработано на базеЯковлев Як-1
ВариантыЯковлев Як-11. Яковлев Як-15

Яковлев Як-3 (русский : Яковлев Як-3 ) был одномоторным, одноместным Второй мировой войны советским истребитель. Прочный и простой в обслуживании, он понравился как пилотам, так и наземному экипажу. Один из самых маленьких и легких боевых истребителей, которыми сражался любой участник войны во время войны, его высокое соотношение мощности к весу показал отличные характеристики, и он оказался грозным собачьим бойцом.

Марсель Альбер, французский ас времен Второй мировой войны, который летал на Як-3 в СССР с группой Нормандия-Неман, считал его более совершенным самолетом по сравнению с P-51D. Мустанг и Супермарин Спитфайр. На нем также летали ВВС Польши (из Польской народной армии, сформированной в СССР) и ВВС Югославии после войны.

Содержание

  • 1 Проектирование и разработка
  • 2 Эксплуатация история
  • 3 Варианты
  • 4 Операторы
  • 5 Современные серийные истребители Як
  • 6 Технические характеристики (Як-3)
  • 7 См. также
  • 8 Ссылки
    • 8.1 Примечания
    • 8.2 Библиография
  • 9 Внешние ссылки

Проектирование и разработка

Истоки Як-3 восходят к 1941 году, когда прототип И-30 предлагался вместе с И-26 (Як-1) в качестве альтернативный дизайн. И-30 с двигателем Климов М-105 П имел цельнометаллическую конструкцию с крылом с двугранным на внешних панелях. Как и ранний Як-1, у него была 20-мм (0,79 дюйма) пушка ШВАК, стреляющая через носовой упор с полым карданным валом как моторная пушка, сдвоенная 7,62-мм (0,300 дюйма) синхронизированная Пулеметы ШКАС в капотах установки и по пушке ШВАК в каждом крыле.

Затем, в 1943 году, группа конструкторов под руководством Александра Сергеевича Яковлева разработала Як-3, дальнейшее развитие испытанного Як-1. нацелено на улучшение живучести, летных характеристик и огневой мощи, для чего требовались меньший вес, более мощный двигатель и, следовательно, более высокая скорость.

Первый из двух прототипов имел крыло с планками для улучшения управляемости и работы на коротких полях, а второй прототип имел деревянное крыло без предкрылков для упрощения производства и экономии алюминия.. Второй прототип разбился при летных испытаниях и был списан. Хотя планировалось запустить Як-3 в серийное производство, нехватка авиационного алюминия и давление нацистского вторжения привели к тому, что работы по первому Як-3 были заброшены в конце 1941 года.

В период Сталинградская битва, Люфтваффе истребители показали значительные преимущества в скорости, скороподъемности и вооружении по сравнению с ВВС. Як-1, который тогда находился на вооружении, срочно нуждался в модернизации, чтобы он мог сражаться на равных с новейшими моделями немецких истребителей, а также лучше сохранять энергию и увеличивать огневую мощь.

В период с 1942 по 1943 год Яковлев построил Як-1М, прототип, который в конечном итоге привел к созданию Як-3, вместе с ВК-105ПФ2, последняя версия семейства двигателей ВК-105, где буквой «П» обозначена опора для моторной пушки - автопушки, стреляющей между рядами двигателей, через полый карданный вал - крепление. Он включал в себя крыло аналогичной конструкции, но с меньшей площадью поверхности (от 17,15 до 14,85 м (от 184,6 до 159,8 кв. Футов)) и имел дополнительные аэродинамические усовершенствования, такие как новое размещение масляного радиатора от подбородка до основания крыла (один визуальных отличий от Як-1, -7, -9). Второй прототип Як-1М (первоначально обозначавшийся как «резервный») был построен позже в том же году, и отличался от первого самолета тем, что имел фанеру вместо тканевого покрытия задней части фюзеляжа, безмачтовую радиоантенну, рефлекторный прицел и улучшенная броня и охлаждение двигателя.

После того, как двигатель ВК-105ПФ2 получил повышение давления в коллекторе с 1050 мм рт. Ст. До 1100 мм рт. Ст., Потребовались дополнительные испытания определить, как это повлияло на летные характеристики Як-3. Государственные испытания показали, что это ускорение сократило время, необходимое для достижения 5000 м (16000 футов), на 0,1 секунды, разбег на 15 м (49 футов), набор высоты в боевом контуре на 50 м (160 футов) и скорость ниже. 2 400 м (7 900 футов) со скоростью 5–6 км / ч (3–4 миль в час).

Главный летчик-испытатель по проекту Петр Михайлович Стефановский был настолько впечатлен новым самолетом, что рекомендовал его полностью заменить Як-1. и Як-7 с оставленным в производстве только Як-9 для дальнейшей работы с двигателем Климов ВК-107. Новый истребитель, получивший обозначение Як-3, поступил на вооружение в 1944 году, позже, чем Як-9, несмотря на меньший индекс, и к середине 1946 года было построено 4848 самолетов. 101>

Обозначение Як-3 использовалось и для других проектов Яковлева - предложенного, но никогда не построенного, тяжелого двухмоторного истребителя и Яковлев Як-7 А.

Первые 197 Як-3 были легко вооружены одной моторной пушкой-установкой 20 мм (0,79 дюйма) ШВАК и одной 12,7-мм (0,50 дюйма) УБС синхронизированный пулемет, с последующим самолетом, получающим второй UBS с массой стрельбы 2,72 кг (6,0 фунта) в секунду с использованием осколочно-фугасных боеприпасов. Все вооружение было установлено близко к оси самолета с пушкой, установленной в двигателе «vee», стреляющей через гребной винт, синхронизированными пулеметами в фюзеляже, что способствует точности и оставляет крылья незагруженными.

История эксплуатации

Як-3, фигурирующий на почтовой марке России 2011 года России, серия марок «Оружие Победы»

Легче и меньше, чем Як-9 Но с тем же двигателем, Як-3 был снисходительным и простым в управлении самолетом, любимым как новичками, так и опытными пилотами. Он был прочным, простым в обслуживании и очень успешным истребителем. Он использовался в основном как тактический истребитель, летал низко над полями боя и участвовал в воздушных боях на глубине ниже 4000 м (13000 футов).

Новый самолет начал достигать передовых частей летом 1944 года. Были проведены служебные испытания Як-3. 91-й ИАП 2-й воздушной армии под командованием подполковника Ковалёва в июне-июле 1944 года. Перед полком стояла задача завоевать господство в воздухе. В ходе 431 боевого вылета было сбито 20 истребителей Люфтваффе и три Junkers Ju 87, а потери СССР составили два сбитых Як-3. Большой воздушный бой развернулся 16 июня 1944 года, когда 18 Як-3 столкнулись с 24 немецкими самолетами. Советские истребители Як-3 сбили 15 немецких самолетов, при этом один Як был уничтожен и один поврежден. На следующий день деятельность люфтваффе на этом участке фронта практически прекратилась. 17 июля 1944 года восемь «Яков» атаковали строй из 60 немецких самолетов, включая истребители сопровождения. В последующем воздушном бою люфтваффе без потерь потеряли три Ju 87 и четыре Bf 109 G. Люфтваффе издали приказ «избегать боя ниже пяти тысяч метров с истребителями Яковлева, у которых нет воздухозаборника масляного радиатора под носом!» Истребители люфтваффе в бою с Як-3 пытались использовать тактику внезапности, атакуя сверху.

Нерешенные проблемы военного времени с Як-3 включали фанеру поверхности расслаивание при самолет вышел из скоростного пикирования, малой дальности и плохой надежности двигателя. Пневматическая система привода шасси, закрылков и тормозов, характерная для всех истребителей Яковлева того времени, доставляла хлопоты. Пневматическая система, хотя и менее надежна, чем гидравлические или электрические альтернативы, была предпочтительнее из-за экономии веса.

В 1944 году группа «Нормандия-Неман» переоснастила Як-3, одержав последние 99 из своих 273 воздушных побед против Люфтваффе.

Общие потери Як-3 в бою составили 210, 60 в 1944 году и 150 в 1945 году.

Варианты

Яковлев Як-3 (копия), с воздушным винтом обратного вращения. Яковлев Як-3УПВ, произведенный в 2002 году совместно с Pratt Whitney Двигатель радиальный Р-1830
Як-3
основной серийный вариант
Як-3 (ВК-107А)
Климов ВК-107 Двигатель с 1230 кВт (1649 л.с.) и 2 × 20 мм (0,79 дюйма) пушки Березин Б-20 с 120 выстрелов. После нескольких прототипов смешанной конструкции в 1945–1946 годах во время и после Второй мировой войны было построено 48 цельнометаллических серийных самолетов. Несмотря на отличные характеристики (720 км / ч (450 миль / ч) на высоте 5750 м (18 860 футов)), в составе 897-го ИАП он служил только в ограниченной эскадрилье. Хотя проблемы с перегревом ВК-107 в конечном итоге были устранены, двигатель было решено оставить для более подходящего Як-9.
Як-3 (ВК-108)
Як- 3 (ВК-107А), модифицированный двигателем ВК-108 мощностью 1380 кВт (1851 л.с.), и вооружен единственной 23-мм пушкой Нудельмана-Суранова НС-23 с Боекомплект 60 патронов. Самолет достиг 745 км / ч (463 миль / ч) на высоте 6290 м (20 636 футов) во время испытаний, но страдал от значительного перегрева двигателя. Другой Як-3 с пушками 2 × 20 мм (0,79 дюйма) Березин Б-20 также был оснащен двигателем с аналогичными результатами.
Як-3К
танк эсминец с 45-мм (1,8 дюйма) пушкой Нудельман-Суранов НС-45, построено лишь несколько, потому что Як-9К лучше подходил к оружию
Як-3П
Производство началось после войны, вооруженный пушкой 3 × 20 мм (0,79 дюйма) Березин Б-20 с боезапасом 120 снарядов для средней пушки и 130 выстрелов для бортового оружия. Всего строилось 596, ни один из них не участвовал в боях. Трехпушечное вооружение с полным боекомплектом было на 11 кг (24 фунта) легче, чем у стандартного Як-3, а масса взрыва за одну секунду в 3,52 кг (7,8 фунта) была больше, чем у большинства современных истребителей.
Як-3ПД
высотный перехватчик с двигателем Климов ВК-105 ПД и одинарным 23 мм (0,91 дюйма) Нудельман-Суранов НС-23 пушка с боезапасом 60 снарядов достигла высоты 13 300 м (43 635 футов) при испытаниях, но в производство не поступила из-за ненадежности двигателя.
Як-3РД (Як-3Д)
экспериментальный самолет со вспомогательным ракетным двигателем на жидком топливе с тягой 2,9 кН (650 фунт-сила) в модифицированном оперении, вооруженный одинарным 23-мм (0,91 дюйма) Нудельман-Суранов НС-23 пушка с боезапасом 60 патронов. 11 мая 1945 года самолет достиг 782 км / ч (486 миль / ч) на высоте 7800 м (25600 футов). Во время испытательного полета 16 августа самолет разбился по неизвестным причинам, в результате чего погиб летчик-испытатель. Как и все самолеты с смешанной силовой установкой того времени, от проекта отказались в пользу турбореактивных двигателей.
Як-3Т
вариант истребителя танков с 1 × 37 мм ( 1,5 дюйма) Пушка Нудельмана Н-37 с боезапасом 25 снарядов и 2 × 20 мм (0,79 дюйма) Березин Б-20 С пушкой 100 выстрелов. Кабина была сдвинута назад на 0,4 м (16 дюймов), чтобы компенсировать утяжеление носовой части. Модификации двигателя, необходимые для приема оружия, привели к серьезным проблемам с перегревом, которые так и не были устранены, и самолет не продвинулся дальше стадии прототипа.
Як-3Т-57
одноместный Як-3Т с 57-мм пушка ОКБ-16-57
Як-3ТК
с двигателем ВК-107А и турбонагнетателем.
Як- 3У
Як-3, оснащенный радиальным двигателем Швецова АШ-82 ФН мощностью 1380 кВт (1851 л.с.) в попытке повысить производительность и избежать проблем с перегревом ВК-107 и ВК- 108. Размах крыльев увеличился на 20 см (7,9 дюйма), крылья сдвинуты на 22 см (8,7 дюйма) вперед, кабина поднята на 8 см (3,1 дюйма). Вооружение - 2 × 20 мм (0,79 дюйма) пушки Березин Б-20 с боезапасом 120 выстрелов. Опытный образец достиг скорости 682 км / ч (424 миль / ч) на высоте 6000 м (20 000 футов) и, хотя и был успешным, не был запущен в производство, поскольку был построен после войны.
Як-3УТИ
два- Тренажер переоборудования кресел на базе Як-3У с радиально-поршневым двигателем Швецова АШ-21. Самолет стал прототипом для Як-11.

Операторы

Франция
Нормандия-Неман эскадрилья
Польша
ВВС Войска Польского
Советский Союз
Советские ВВС
Югославия
СФР ВВС Югославии

Современные серийные истребители Як

Яковлев Як-3М ZK-YYY, на авиасалоне Classic Fighters 2015, Бленхейм, Новая Зеландия.

С 1991 по 2002 год их было 21 Яковлев Самолеты Як-3, Як-7 и Як-9, произведенные в бывшем Советском Союзе с использованием оригинальных чертежей и погибших. Эти самолеты оснащены американскими двигателями Allison V-1710 или Pratt Whitney R-1830 Twin Wasp вместо двигателей V-12 Климова, использовавшихся во время войны. Некоторые из этих самолетов годны к полетам, в основном базируются в Соединенных Штатах, а другие - в Германии и Австралии. Остальные были преобразованы в статус "Як-3У" из оригинальных учебных самолетов Як-11 для частных владельцев и музеев.

Полет модернизированного современного серийного Як-3UPW с двигателем Pratt Whitney R-2000, установил официальный международный рекорд скорости для поршневых самолетов массой менее 3000 кг (6600 кг). lb) категории 10 октября 2011 г., достигнув 655 км / ч (407 миль / ч) на дистанции 3 км (1,864 мили) на соляных равнинах Бонневилля в Юте в США, что значительно превышает предыдущий рекорд в 491 км / ч (305 миль / ч), установленный в 2002 году. На следующий день компания Whiteside использовала тот же самолет, чтобы установить неофициальный рекорд скорости для самолетов в категории 670 км / ч (416 миль в час) на том же 3-километровом (1,863-мильном) маршруте.

Технические характеристики ( Як-3)

Данные из

Общие характеристики

  • Экипаж: 1
  • Длина: 8,5 м (27 футов 11 дюймов)
  • Размах крыла: 9,2 м (30 фут 2 дюйма)
  • Площадь крыла: 14,85 м (159,8 кв. футов)
  • Профиль :корень: Кларк YH (14%); наконечник: Clark YH (10%)
  • Масса пустого: 2346 кг (5172 фунта)
  • Максимальный взлетный вес: 2697 кг (5946 фунтов)
  • Силовая установка: 1 × Климов ВК-105ПФ2 Поршневой двигатель V-12 с жидкостным охлаждением, 960 кВт (1290 л.с.)
  • Винты: 3-лопастной винт постоянной скорости

Рабочие характеристики

  • Максимальная скорость: 646 км / ч (401 миль / ч, 349 узлов) на высоте 4100 м (13 451 фут)
  • Боевая дальность: 550 км (340 миль, 300 нм)
  • Практический потолок: 10400 м (34100 футов)
  • Время до высоты: 5000 м (16404 футов) за 4 минуты 30 секунд
  • Мощность / масса : 0,35 кВт / кг (0,21 л.с. / фунт)
  • Разбег: 345 м (1132 фута)
  • Посадочный разбег: 580 м (1,903 фута)
  • Разворот на 360 °: 17 секунд

Вооружение .

См. Также

Родственная разработка

Самолет сопоставимой роли, конфигурации, и эпоха

Связанные списки

Список литературы

Примечания

Библиография

Внешние ссылки

На Wikimedia Commons есть медиа относится к Яковлев Як-3.
Последняя правка сделана 2021-06-22 09:38:36
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте