Як-3 | |
---|---|
Як-3 в Техническом музее Вадима Задорожного, Красногорск, Россия | |
Роль | Боец |
Национальное происхождение | Советский Союз |
Дизайн-группа | АС Конструкторское бюро Яковлева |
Построено | Завод №292 (Саратов ), Завод №31 (Тбилиси ) |
Первый полет | 28 февраля 1943 г. (Як-1М) |
Введение | июнь 1944 г. |
в отставке | 1952 г. (ВВС СССР ) |
Основные пользователи | Советские ВВС. ВВС Франции (Нормандия-Неман ). ВВС Польши. ВВС Югославии |
Произведено | март 1944 г. - август 1946 г. |
Номер построено | 4,848 |
Разработано на базе | Яковлев Як-1 |
Варианты | Яковлев Як-11. Яковлев Як-15 |
Яковлев Як-3 (русский : Яковлев Як-3 ) был одномоторным, одноместным Второй мировой войны советским истребитель. Прочный и простой в обслуживании, он понравился как пилотам, так и наземному экипажу. Один из самых маленьких и легких боевых истребителей, которыми сражался любой участник войны во время войны, его высокое соотношение мощности к весу показал отличные характеристики, и он оказался грозным собачьим бойцом.
Марсель Альбер, французский ас времен Второй мировой войны, который летал на Як-3 в СССР с группой Нормандия-Неман, считал его более совершенным самолетом по сравнению с P-51D. Мустанг и Супермарин Спитфайр. На нем также летали ВВС Польши (из Польской народной армии, сформированной в СССР) и ВВС Югославии после войны.
Истоки Як-3 восходят к 1941 году, когда прототип И-30 предлагался вместе с И-26 (Як-1) в качестве альтернативный дизайн. И-30 с двигателем Климов М-105 П имел цельнометаллическую конструкцию с крылом с двугранным на внешних панелях. Как и ранний Як-1, у него была 20-мм (0,79 дюйма) пушка ШВАК, стреляющая через носовой упор с полым карданным валом как моторная пушка, сдвоенная 7,62-мм (0,300 дюйма) синхронизированная Пулеметы ШКАС в капотах установки и по пушке ШВАК в каждом крыле.
Затем, в 1943 году, группа конструкторов под руководством Александра Сергеевича Яковлева разработала Як-3, дальнейшее развитие испытанного Як-1. нацелено на улучшение живучести, летных характеристик и огневой мощи, для чего требовались меньший вес, более мощный двигатель и, следовательно, более высокая скорость.
Первый из двух прототипов имел крыло с планками для улучшения управляемости и работы на коротких полях, а второй прототип имел деревянное крыло без предкрылков для упрощения производства и экономии алюминия.. Второй прототип разбился при летных испытаниях и был списан. Хотя планировалось запустить Як-3 в серийное производство, нехватка авиационного алюминия и давление нацистского вторжения привели к тому, что работы по первому Як-3 были заброшены в конце 1941 года.
В период Сталинградская битва, Люфтваффе истребители показали значительные преимущества в скорости, скороподъемности и вооружении по сравнению с ВВС. Як-1, который тогда находился на вооружении, срочно нуждался в модернизации, чтобы он мог сражаться на равных с новейшими моделями немецких истребителей, а также лучше сохранять энергию и увеличивать огневую мощь.
В период с 1942 по 1943 год Яковлев построил Як-1М, прототип, который в конечном итоге привел к созданию Як-3, вместе с ВК-105ПФ2, последняя версия семейства двигателей ВК-105, где буквой «П» обозначена опора для моторной пушки - автопушки, стреляющей между рядами двигателей, через полый карданный вал - крепление. Он включал в себя крыло аналогичной конструкции, но с меньшей площадью поверхности (от 17,15 до 14,85 м (от 184,6 до 159,8 кв. Футов)) и имел дополнительные аэродинамические усовершенствования, такие как новое размещение масляного радиатора от подбородка до основания крыла (один визуальных отличий от Як-1, -7, -9). Второй прототип Як-1М (первоначально обозначавшийся как «резервный») был построен позже в том же году, и отличался от первого самолета тем, что имел фанеру вместо тканевого покрытия задней части фюзеляжа, безмачтовую радиоантенну, рефлекторный прицел и улучшенная броня и охлаждение двигателя.
После того, как двигатель ВК-105ПФ2 получил повышение давления в коллекторе с 1050 мм рт. Ст. До 1100 мм рт. Ст., Потребовались дополнительные испытания определить, как это повлияло на летные характеристики Як-3. Государственные испытания показали, что это ускорение сократило время, необходимое для достижения 5000 м (16000 футов), на 0,1 секунды, разбег на 15 м (49 футов), набор высоты в боевом контуре на 50 м (160 футов) и скорость ниже. 2 400 м (7 900 футов) со скоростью 5–6 км / ч (3–4 миль в час).
Главный летчик-испытатель по проекту Петр Михайлович Стефановский был настолько впечатлен новым самолетом, что рекомендовал его полностью заменить Як-1. и Як-7 с оставленным в производстве только Як-9 для дальнейшей работы с двигателем Климов ВК-107. Новый истребитель, получивший обозначение Як-3, поступил на вооружение в 1944 году, позже, чем Як-9, несмотря на меньший индекс, и к середине 1946 года было построено 4848 самолетов. 101>
Обозначение Як-3 использовалось и для других проектов Яковлева - предложенного, но никогда не построенного, тяжелого двухмоторного истребителя и Яковлев Як-7 А.
Первые 197 Як-3 были легко вооружены одной моторной пушкой-установкой 20 мм (0,79 дюйма) ШВАК и одной 12,7-мм (0,50 дюйма) УБС синхронизированный пулемет, с последующим самолетом, получающим второй UBS с массой стрельбы 2,72 кг (6,0 фунта) в секунду с использованием осколочно-фугасных боеприпасов. Все вооружение было установлено близко к оси самолета с пушкой, установленной в двигателе «vee», стреляющей через гребной винт, синхронизированными пулеметами в фюзеляже, что способствует точности и оставляет крылья незагруженными.
Легче и меньше, чем Як-9 Но с тем же двигателем, Як-3 был снисходительным и простым в управлении самолетом, любимым как новичками, так и опытными пилотами. Он был прочным, простым в обслуживании и очень успешным истребителем. Он использовался в основном как тактический истребитель, летал низко над полями боя и участвовал в воздушных боях на глубине ниже 4000 м (13000 футов).
Новый самолет начал достигать передовых частей летом 1944 года. Были проведены служебные испытания Як-3. 91-й ИАП 2-й воздушной армии под командованием подполковника Ковалёва в июне-июле 1944 года. Перед полком стояла задача завоевать господство в воздухе. В ходе 431 боевого вылета было сбито 20 истребителей Люфтваффе и три Junkers Ju 87, а потери СССР составили два сбитых Як-3. Большой воздушный бой развернулся 16 июня 1944 года, когда 18 Як-3 столкнулись с 24 немецкими самолетами. Советские истребители Як-3 сбили 15 немецких самолетов, при этом один Як был уничтожен и один поврежден. На следующий день деятельность люфтваффе на этом участке фронта практически прекратилась. 17 июля 1944 года восемь «Яков» атаковали строй из 60 немецких самолетов, включая истребители сопровождения. В последующем воздушном бою люфтваффе без потерь потеряли три Ju 87 и четыре Bf 109 G. Люфтваффе издали приказ «избегать боя ниже пяти тысяч метров с истребителями Яковлева, у которых нет воздухозаборника масляного радиатора под носом!» Истребители люфтваффе в бою с Як-3 пытались использовать тактику внезапности, атакуя сверху.
Нерешенные проблемы военного времени с Як-3 включали фанеру поверхности расслаивание при самолет вышел из скоростного пикирования, малой дальности и плохой надежности двигателя. Пневматическая система привода шасси, закрылков и тормозов, характерная для всех истребителей Яковлева того времени, доставляла хлопоты. Пневматическая система, хотя и менее надежна, чем гидравлические или электрические альтернативы, была предпочтительнее из-за экономии веса.
В 1944 году группа «Нормандия-Неман» переоснастила Як-3, одержав последние 99 из своих 273 воздушных побед против Люфтваффе.
Общие потери Як-3 в бою составили 210, 60 в 1944 году и 150 в 1945 году.
С 1991 по 2002 год их было 21 Яковлев Самолеты Як-3, Як-7 и Як-9, произведенные в бывшем Советском Союзе с использованием оригинальных чертежей и погибших. Эти самолеты оснащены американскими двигателями Allison V-1710 или Pratt Whitney R-1830 Twin Wasp вместо двигателей V-12 Климова, использовавшихся во время войны. Некоторые из этих самолетов годны к полетам, в основном базируются в Соединенных Штатах, а другие - в Германии и Австралии. Остальные были преобразованы в статус "Як-3У" из оригинальных учебных самолетов Як-11 для частных владельцев и музеев.
Полет модернизированного современного серийного Як-3UPW с двигателем Pratt Whitney R-2000, установил официальный международный рекорд скорости для поршневых самолетов массой менее 3000 кг (6600 кг). lb) категории 10 октября 2011 г., достигнув 655 км / ч (407 миль / ч) на дистанции 3 км (1,864 мили) на соляных равнинах Бонневилля в Юте в США, что значительно превышает предыдущий рекорд в 491 км / ч (305 миль / ч), установленный в 2002 году. На следующий день компания Whiteside использовала тот же самолет, чтобы установить неофициальный рекорд скорости для самолетов в категории 670 км / ч (416 миль в час) на том же 3-километровом (1,863-мильном) маршруте.
Данные из
Общие характеристики
Рабочие характеристики
Вооружение .
Родственная разработка
Самолет сопоставимой роли, конфигурации, и эпоха
Связанные списки
На Wikimedia Commons есть медиа относится к Яковлев Як-3. |