Десятого дня тевета | |
---|---|
Официальное название | Иврит : עשרה בטבת |
Соблюдается | евреями |
Тип | Еврейское религиозное, национальное |
значение | Помнит осаду Иерусалима Навуходоносором II из Вавилонии |
Обряды | Пост |
Начинается | 10 тевет за 72 минуты до восхода солнца |
Заканчивается | в начале 11 тевета |
дата 2019 года | 7 января 2020 (а не в декабре 2019 года) |
Дата 2020 года | 25 декабря 2020 года |
Периодичность | Ежегодно (по еврейскому календарю) |
Десятая тевет (на иврите : עשרה בטבת, Asarah BeTevet), десятый день еврейского месяца Тевет, это постный день в иудаизме. Это один из незначительных постов, соблюдаемых от рассвета до ночи. Пост представляет собой траур по осаде Иерусалима Навуходоносором II из Вавилонии - событию, которое началось в этот день и в конечном итоге привело к разрушению Храм Соломона (Первый храм) и завоевание Иудейского царства (сегодня Иерусалим и южная часть Западного берега).
День не имеет отношения к Хануке, но случается, что он следует за этим праздником на неделю. Выпадет ли 10-й тевет через 7 или 8 дней после Хануки, зависит от того, было ли в предыдущем еврейском месяце кислев 29 или 30 дней в соответствующем году.
Согласно II Царств, в 10-й день 10-го месяца (Тевет), в девятый год правления Седекии (588 г. до н.э.), Навуходоносор, вавилонский царь, началась осада Иерусалима. 18 месяцев спустя, 17 таммуза, в конце одиннадцатого года правления Седекии (586 г. до н.э.), он прорвал городские стены. Осада закончилась разрушением Храма через три недели, 9-го ава (тиша бе-ав ), конца первых царств и изгнания еврейского народа в Вавилон. Десятая часть тевета, таким образом, считается частью цикла постов, связанных с этими событиями, который включает в себя Шива Асар б'Таммуз (17-го числа таммуза) и тиша бе-ав (9-го числа ава).
Первое упоминание о десятом тевете как о посте появляется в Книге Захарии, где он называется «пост десятого месяца». Согласно одному мнению в Талмуде, «пост десятого месяца» относится к пятому месяцу тевета, когда, согласно Иезекиилю, весть о разрушении Храма достигла тех, кто уже находился в изгнании в Вавилоне. Однако, согласно другому мнению, представленному в Талмуде, сегодня отмечается десятая дата. Другие упоминания о посте и скорби можно найти в книгах Иезекииля (осада) и Иеремии.
. Согласно традиции, как описано в литургии для дневного селихота., пост также отмечает другие бедствия, которые произошли на протяжении всей еврейской истории в десятый день тевета и два предшествующих ему дня:
Как и все второстепенные еврейские постные дни, десятый тевет начинается на рассвете (алот ха-шахар) и завершается с наступлением темноты (цейт хакочавим). В соответствии с общими правилами малых постов, изложенными в Шулхан Арух, и в отличие от Тиша бе-Ав, нет никаких дополнительных физических ограничений, кроме поста (таких как запрет на купание или ношение одежды). кожаные ботинки). Поскольку это небольшой постный день, Галаха освобождает от поста тех, кто болен, даже если их болезни не опасны для жизни, а также беременных и кормящих женщин, которым пост трудно. Мишна Берура отмечает, что по-прежнему похвально соблюдать все ограничения Тиша бе-Ав в малые постные дни (за исключением ограничения ношения кожаной обуви). Даже в этом случае, в нем говорится, не следует отказываться от купания в рамках подготовки к Шабату, когда десятая часть тевета выпадает на пятницу.
A Чтение Торы, Анейну молитва в Амида и Молитва Авину Малкейну добавляются к службам Шахарит и Минха во многих общинах, если не наступит пост в пятницу, когда Тачанун и Авину Малкейну не произносятся в Минче. На службах Шахарита также произносится Селихот, а в Минче, в ашкеназских общинах, читается Хафтара.
Десятая часть тевета - единственный второстепенный постный день. что может совпадать с пятницей в текущем еврейском календаре. Когда это происходит, происходит необычное событие - чтение Торы и Хафтара на служении Минха прямо перед Шаббатом. Это довольно редко; самое последнее событие произошло в 2013 году, а следующее произойдет в декабре 2020 года. Если он выпадает на пятницу, пост необходимо соблюдать до наступления темноты, даже если Шаббат начинается до захода солнца (на 72 минуты раньше, в зависимости от галахического авторитета), и хотя для этого нужно войти в Шаббат голодным после поста, обычно этого избегают. Невозможно точно определить, будут ли другие посты иметь такое же правило, потому что никакой другой постный день не может выпадать на пятницу.
Хотя этот пост считается второстепенным, Абудирхам приписал к этому добавляется дополнительная теоретическая строгость, не присущая никакому другому посту, кроме Йом Киппур, а именно: если Десятая часть тевета выпадет в Шаббат, этот пост фактически будет соблюдаться в Шаббат. (Этого не может произойти при нынешнем устройстве еврейского календаря.) Причина, по которой посты Десятого дня Тевета и Йом Киппура должны соблюдаться в тот день, когда они происходят, заключается в фразе «тот самый день» (עצם היום הזה) используется по отношению к ним обоим, в Иезекииль 24: 2 в отношении Десятого дня тевета, и аналогично для Йом Киппур в Левит 23:28. Эта точка зрения отвергается Бейт Йосеф и всеми другими основными галахическими авторитетами, но была популяризирована раввином Моисеем Софером, который написал проповедь, основанную на философии, лежащей в основе этот вид.
Хотя десятая часть тевета является ежегодным праздником по еврейскому календарю, ее размещение в конце года по григорианскому календарю означает, что в некоторые григорианские годы пост не соблюдается., а в другие годы пост соблюдается дважды. Таким образом, Десятого тевета в 2019 году вообще не будет. Вместо этого соблюдение поста «2019» состоится в январе 2020 года, а последующее соблюдение - в декабре 2020 года.
Главный раввинат Израиля решил отмечать десятый тевет как «общий кадиш день» (йом хакаддиш хаклалли), чтобы позволить родственникам жертвам Холокоста, чьи yahrtzeits (годовщины их смерти) неизвестны, соблюдать традиционные практики yahrtzeit для умерших, включая зажигание памятной свечи, изучение мишнайот и произносит кадиш. Согласно политике Главного раввината Израиля, поминальная молитва также читается в синагогах после чтения Торы на утренней службе. Для некоторых религиозных евреев этот день предпочтительнее в качестве дня поминовения Йом ха-Шоа, поскольку последний приходится на месяц нисан, когда траур традиционно запрещен.