Моисей Софер

редактировать
Моисей Софер (Шрайбер)
Моисей С. Шрайбер Litho.jpg Оригинальная литография Йозефа Крихубера, около 1830 г.; теперь отображается в Альбертине.
Заголовок Хасам Софер
Личное
Родился ( 1762-09-24)24 сентября 1762 года (7 тишрей 5523 Anno Mundi ) Вольный имперский город Франкфурт, Священная Римская империя
Умер 3 октября 1839 г. (1839-10-03)(77 лет) (25 тишрей 5600 анно мунди ) Прессбург, Венгерское королевство, Австрийская империя
Религия Иудаизм
Супруг Сара Малка Джервитц Софер (1-е место); Сорель (Сара) Эйгер Софер (второй)
Дети Авраам Самуэль Бенджамин Софер ; Шимон Софер ; Джозеф Софер ; дополнительные семь дочерей
Родители Самуэль и Райзель Софер
Занятие Раввин
Похороненный Мемориал Чатама Софера, Братислава, Словакия

Моисей Schreiber (1762-1839), известный своей общины и еврейского потомства в переводе на иврите, как Моше Софер, известный также своей основной работой Chatam Софер, Хатам Софер, или Хатам Софер ( пер. Печать Scribe, и аббревиатуры Ch iddushei T oiras M oishe Софер), был одним из ведущих православных раввинов европейского еврейства в первой половине ХIХ века.

Он был учителем для тысяч людей и могущественным противником реформистского движения в иудаизме, которое привлекало многих людей из еврейских общин в Австрийской империи и за ее пределами. Как рав из города Прессбурга, он поддерживал сильную позицию ортодоксальных евреев через общинную жизнь, первоклассное образование и бескомпромиссную оппозицию реформе и радикальным изменениям.

Софер основал ешиву в Позсонах (« Прессбург» на немецком языке; сегодня Братислава, Словакия), ешиву «Прессбург», которая стала самой влиятельной ешивой в Центральной Европе, в которой были созданы сотни будущих лидеров венгерского еврейства. Эта ешива продолжала функционировать до Второй мировой войны ; впоследствии он был перенесен в Иерусалим под руководством правнука Хасам Софера, раввина Акивы Софера ( Даас Софер).

Софер опубликовал очень мало в течение своей жизни; однако его посмертно опубликованные работы включают более тысячи респонсов, новелл на Талмуд, проповедей, библейских и литургических комментариев и религиозной поэзии. Он является авторитетом, которого много раз цитируют в ортодоксальных еврейских ученых. Многие из его респонсов необходимо прочитать кандидатам в семича (раввинское рукоположение). Его Тора чиддушим (оригинальные идеи Торы) вызвала новый стиль в раввинских комментариях, и некоторые издания Талмуда содержат его исправления и дополнения.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Ранние годы
  • 2 Образование
  • 3 Первые позиции и брак
  • 4 Прессбург (Братислава)
  • 5 Второй брак и дети
  • 6 Влияние на изменения в иудаизме
    • 6.1 Всеобщий израильский конгресс
  • 7 Действия учеников и потомков
  • 8 Смерть и место захоронения
  • 9 Наследие
    • 9.1 Ешива Эрлау и община
    • 9.2 Иерусалимская иешива Прессбург
    • 9.3 Иешива Часан Софер, Нью-Йорк
    • 9.4 Чуг Хасам Софер, Бней-Брак
    • 9.5 Институты Прессбурга в Лондоне
    • 9.6 Душинский, Иерусалим
  • 10 См. Также
  • 11 Источники
  • 12 Внешние ссылки

Ранние года

Софер родился во Франкфурте-на-Майне 24 сентября 1762 года во время Семилетней войны ( 8 тишрей 5523 г. по еврейскому календарю ). Его отца звали Шмуэль (Самуил) (ум. 1779, 15 сиван 5539), а имя его матери - Райзель, дочь Эльханана. (ум. 1822, 17 адар, 5582). Мать Шмуэля, Reizchen (д. 5 мая 1731 во Франкфурте -на- Майне), была дочерью Гаон из Франкфурта, рабби Шмуэль Schotten, известный как Marsheishoch (d. 1719, 14 Тамуз 5479 во Франкфурте -на- Майне), его тезка.

Образование

В возрасте девяти лет Софер поступил в ешиву рабби Натана Адлера (1741–1800, ум. 27 элула 5560 г.) во Франкфурте, каббалиста, известного своими строгими и необычными ритуальными практиками. В тринадцать лет Софер начал читать публичные лекции. Его знания были настолько необычными, что раввин Пинхас Горовиц из Франкфурта попросил его стать его учеником. Он согласился, но оставался под началом раввина Горовица только один год и в 1776 году уехал в ешиву раввина Давида Тебеле Шойера (1712–1782, ум. Шмини Ацерет, 5543) в соседнем городе Майнц. Там он учился в Рош-ешиве, раввин Мечел Шойер (1739-1810, ум. 27 шват, 5570), сын раввина Тебеле, в течение 1776 и 1777 годов, пока он не уступил мольбам своих бывших учителей во Франкфурте и не вернулся. в родной город. В Майнце многие известные жители интересовались его благополучием и способствовали прогрессу его учебы.

Первые позиции и брак

В 1782 году раввин Натан Адлер был призван в раввинат Босковице, Моравия, и Софер последовал за ним. По совету раввина Адлера он отправился в Простеёв, Моравия.

Там 6 мая 1787 года Софер женился на Саре, дочери раввина Моисея Ервица (ум. 1785), покойного раввина Простеёва. После их помолвки семья раввина Софера узнала, что Сара - вдова, не родившая детей своему первому мужу, и потребовала от него разорвать помолвку. Раввин Софер написал своему учителю, раввину Адлеру, за советом, но ответа не было до даты свадьбы. Рабби Софер воспринял это как небесный знак того, что свадьба должна состояться, и женился на Саре, несмотря на возражения своей семьи. Софер стал членом Чевра кадиша ( Shu't Chatam Sofer, Y : 327) и в конце концов стал главой ешивы в Простеёве.

В 1794 году Софер принял свою первую официальную должность, став раввином Стражнице, после того, как он получил разрешение правительства поселиться в этом городе. В 1797 году он был назначен раввином Маттерсдорфа (ныне Маттерсбург, Австрия); один из семи общин (известный как Сибенджмейнден или Шева общинах) в Бургенланд. Там он основал ешиву, и к нему стекались ученики. Его первым учеником в Маттерсдорфе был будущий гаонский раввин Меир Аш (Махарам Аш) (1780–1852), раввин Ужгорода.

Прессбург (Братислава)

Софер отклонил многие предложения раввината, но в 1806 году он принял вызов в Прессбург ( по-венгерски - Позоны ; сегодня Братислава, столица Словакии ). Там он основал ешиву, которую посещали до 500 учеников. Сотни этих учеников стали раввинами венгерского еврейства. Среди них были:

  • Иегуда Асзод (Иегуда Яале), (1794–1866)
  • Аарон Дувид Дойч (Горен Дувид), (1813–1878)
  • Довид Цви Эренфельд (ум. 1861), (зять)
  • Шмуэль Эренфельд (1835–1883), (Часан Софер) (внук)
  • Аарон Фрид (Цель Хакесеф), (1813–1891)
  • Гедалья Глюк из Бёкёни (1796-1881), автор Чайей Олом
  • Менахем Мендель Глюк (1815-1905), раввин Кемече
  • Хаим Иосиф Готтлиб из Стропкова
  • Менахем Кац (1795–1891)
  • Исроэль Ицхок Аарон Ландесберг, (1804–1879)
  • Гилель Лихтенштейн ( Коломея ) (Маскиль Эль Дол), (1815–1891)
  • Хаим Цви Маннгеймер (Ein Habdoilach), (1814–1886)
  • Иегуда Модрин (Трумас Хакри), (1820–1893)
  • Менахем Мендель Панет (Маглей Цедек), (1818–1884)
  • Меир Перлес (1811–1893)
  • Аврохом Шаг (Ohel Avrohom), (1801–1876)
  • Довид Шик (Имрей Дувид) (умер: 1890) брат Моше Шика

На короткий период времени во время наполеоновской войны в Прессбурге в 1809 году Моисей Шрайбер уехал в небольшой городок с виноградниками Святой Юр, где организовал благотворительную помощь своим согражданам, пострадавшим от войны.

Второй брак и дети

Первая жена Софера Сара умерла бездетной 22 июля 1812 года.

В 1813 году (23 хешвана 5573) он женился во второй раз на Сарел (Сарра) (1790–1832, ум. 18 Адар II 5592), вдовствующей дочери раввина Акивы Эгера, раввина Познаньского. Она была вдовой раввина Авраама Моше Калишера (1788–1812), раввина Пилы, сына раввина Иегуды Калишера, автора « Хайод Хахазока».

Со второй женой Софер было трое сыновей и семь дочерей. Все трое его сыновей стали раввинами: Аврохом Шмуэль Биньямин Софер (известный как Ктав Софер или Ксав Софер); Шимон Софер (известный как Михтав Софер), ставший равом Кракова ; и Йозеф Йозпа Софер.

Потомки Софера назвали свои работы в честь еврейского перевода Шрайбера (писца), гражданской фамилии Софера, по образцу работы Софера « Хасам Софер» ; как, например, Михтав Софер (сын), Ктав Софер (сын), Шевет Софер (внук), Часан Софер (внук), Яд Софер (правнук), Даас Софер (правнук), Чешев Софер и Имрей Софер (2х правнук).

Софер и его семья жили в конце улицы Замоцкой, где сейчас расположен отель «Ибис».

Влияние на изменения в иудаизме

Софер руководил общиной Прессбурга в течение 33 лет, вплоть до своей смерти в 1839 году. Именно его влияние и решимость не позволили реформистскому движению проникнуть в город. С конца 18 века и далее начали развиваться движения, которые в конечном итоге переросли в реформистский иудаизм. Синагоги, придерживающиеся этих новых взглядов, начали появляться в таких центрах, как Берлин и Гамбург. Софер был решительно настроен против реформаторов и нападал на них в своих речах и статьях. Например, в ответе 1816 года он запретил общине в Вене разрешить исполнение в синагоге кантаты, которую они заказали у композитора Игнаца Мошелеса, потому что это будет включать смешанный хор. В том же духе он оспорил основателей Reformschule (реформистской синагоги) в Позсонах, которая была основана в 1827 году.

Для Софера единственной приемлемой формой иудаизма был иудаизм в его прежнем виде. По его мнению, правила и принципы иудаизма никогда не менялись - и не могут измениться никогда. Это стало определяющей идеей для противников реформы, и в той или иной форме она продолжала влиять на реакцию ортодоксов на нововведения в еврейской доктрине и практике.

Софер применил каламбур к талмудическому термину chadash asur min haTorah, «« новое »запрещено Торой» (буквально означающее употребление в пищу чадаша, «нового зерна» перед подношением Омера ) в качестве лозунга, предвещающего его противодействие любому философское, социальное или практическое изменение обычной православной практики. Он не позволил добавить какие-либо светские занятия в программу своей ешивы Прессбург.

Всеобщий израильский конгресс

Универсальный израильтянин конгресс 1868-69 в Пеште влиял, влияющие на направление иудаизма в Европе. Чтобы попытаться объединить все течения иудаизма в рамках одной конституции, православные предложили Шулхан Арух и окружающие его кодексы в качестве основного кодекса закона и соблюдения. Реформисты отклонили это обозначение, и в ответ многие ортодоксальные раввины ушли из Конгресса, чтобы сформировать свои собственные социальные и политические группы. Венгерское еврейство разделилось на две основные институционально сектантские группы: православные и неологи. Некоторые сообщества отказались присоединиться к какой-либо из групп и назвали себя Status Quo.

Действия студентов и потомков

Дополнительная информация: Раскол в венгерском еврействе

Самый известный ученик Софера, раввин Моше Шик, вместе с сыновьями Софера, раввинами Шмуэлем Биньямином и Шимоном, принимали активное участие в противодействии реформистскому движению. Они проявили относительную терпимость к неоднородности внутри православного лагеря. Другие, например, более ревностный раввин Гиллель Лихтенштейн, поддерживали более жесткую позицию ортодоксии.

В 1877 году раввин Моше Шик продемонстрировал поддержку сепаратистской политики раввина Самсона Рафаэля Хирша в Германии. Его сын учился в раввинской семинарии Хильдесхаймера, которая преподавала светские науки и возглавлялась Азриэлем Хильдесхаймером. Однако Хирш не ответил взаимностью. Он был удивлен тем, что он назвал галахическими извращениями Шика, осуждая даже те общины «статус-кво», которые явно придерживались галахи. Гилель Лихтенштейн выступил против того, чтобы Хильдесхаймер и его сын Гирш говорили по-немецки, чтобы они читали проповеди, и выступали против современного сионизма.

В 1871 году Шимон Софер, главный раввин Кракова, вместе с хасидским раввином Иегошуа Рокич из Белза основал организацию Machzikei Hadas. Это была первая попытка евреев харедим в Европе создать политическую партию; это было частью развивающейся идентификации традиционного православия как самоопределенной группы. Раввин Шимон был выдвинут кандидатом в польский региональный парламент при австрийском императоре Франце Иосифе. Его избрали в «Польский клуб», в котором он принимал активное участие до самой смерти.

Еще одна известная группа - Сатмар, основанная раввином Моше Тейтельбаумом (Уджел), хасидом, почитавшим хасам Софер и придерживавшимся взглядов раввина Гиллеля Лихтенштейна. Его потомок раввин Джоэл Тейтельбаум много лет возглавлял « Ида ха-Хариди», живя в Израиле, а затем в Соединенных Штатах, где оказал влияние на ортодоксальных евреев.

Начиная с 1830 года, около двадцати учеников Софера поселились в Палестине, почти все - в Иерусалиме. Они присоединились к Старому ишуву, в который входили мустаарабим, сефарды и ашкенази. Они также поселились в Цфате, Тверии и Хевроне. Вместе с перушим и хасидами они сформировали подход к иудаизму, отражающий подход их европейских коллег.

Известными учениками иешивы Прессбурга, оказавшими большое влияние на господствующее православие в Палестине, были раввин Йосеф Хаим Зонненфельд (ученик Ктава Софера ) и раввин Ицхок Йерухам Дискин (сын раввина Йехошуа Лейба Дискина из Бриска, Литва ), которые вместе в В 1919 году основал Эда ха-Хариди в тогдашней подмандатной Палестине.

В 1932 году Зонненфельд сменил раввин Йосеф Цви Душинский, ученик Шевет Софер, одного из внуков Софера. Душинский основал в Израиле династию душинских хасидов, основанную на учении Софера.

Смерть и место захоронения

Дополнительная информация: Мемориал Чатама Софера Интерьер мемориала в Братиславе, Словакия (слева могила хазама Софера).

Софер умер в Прессбурге 3 октября 1839 г. ( 25 тишрей 5600 г.).

Сегодня современный еврейский мемориал, содержащий могилу Софера и многих его соратников и членов семьи, находится в Братиславе. Он расположен под землей под Братиславским замком, на левом берегу Дуная ). Близлежащая трамвайная и автобусная остановка названы его именем.

Сохранение этих могил имеет любопытную историю. Еврейское кладбище в Братиславе было конфисковано во время режима в 1943 году для строительства проезжей части. Переговоры с режимом позволили общине сохранить часть кладбища, включая могилу Софера, залитую бетоном, под поверхностью новой дороги. Режим подчинился, возможно, в результате крупной взятки (по одной версии), иностранного давления (по другой версии) или из страха перед проклятием, если могилы будут разрушены (по другой версии).

После провозглашения независимости Словакией в 1992 году были предприняты новые переговоры о восстановлении доступа общественности к сохранившимся могилам. В середине 1990-х годов был сформирован Международный комитет по сохранению могил Джеонай-Прессбурга для поддержки и наблюдения за перемещением трамвайных путей и строительством мавзолея. Строительство мавзолея было завершено после преодоления многочисленных технических и религиозных проблем и открылось 8 июля 2002 года. Доступ к мавзолею может быть организован через организацию местной еврейской общины.

Наследие

Многие синагоги и ешивы по всему миру носят это имя и следуют наследию Чатам Софер.

Ешива Эрлау и община

Основная статья: Эрлау (династия хасидов) Раввин Йоханан Софер

Самым известным из ныне живущих потомков и наследников наследия Софера был раввин Йоханан Софер. Йоханан был прямым потомком Чатама Софера в пятом поколении. Он был лидером движения Эрлау, прародителем которого был его дед, раввин Шимон Софер из Эрлау, внук Хатама Софера и сын Ктава Софера.

Отец Йоханана, раввин Моше Софер (II) ( Даян из Эрлау), и дедушка, раввин Шимон ( Ав Бет Дин из Эрлау), погибли во время Холокоста вместе с большинством своих семей. После Холокоста рабби Йоханан вновь основал ешиву Хасам Софер в Пеште вместе с рабби Моше Штерном (Дебрецинер Рав) и его братом Авраамом Шмуэлем Биньямином (II). Затем он вернулся в Эгер (Эрлау), чтобы восстановить ешиву своего деда.

В 1950 году он иммигрировал в Израиль вместе со своими учениками и на короткое время объединил свою ешиву с ешивой Pressburg рабби Акивы Софера ( Даас Софер). В 1953 году он основал свою иешиву в Катамоне, Иерусалим, а также Институт исследования учения хасама Софер. Институт исследует и расшифровывает рукописные документы, написанные Хасамом Софером, его учениками и потомками, и напечатал сотни сефарим.

За эти годы рабби Йоханан основал множество синагог, хедерим и коллелим, которые назвал в честь своих предков. Ezrat Тора Кампус в Иерусалиме называется Бет Хатам Софер, как это Erlau Синагога в Хайфе. Хедерим названы Талмуд Тора Ксав Софер, в честь сына Хасама Софера; коллим и синагоги названы Яд Софер в честь отца рабби Йоханана; а главный кампус ешивы в Катамоне носит имя Охеля Шимона Мирлау в честь его деда. Он является автором множества комментаторов Торы, назвав их Имрей Софер.

Сообщество Эрлау считается хасидским стилем, хотя строго следует ашкеназским обычаям, как и Хасам Софер. У него есть отделения в Иерусалиме, Бней-Браке, Бейтар-Иллит, Эльаде, Хайфе, Ашдоде и Боро-парке (Нью-Йорк).

Прессбургская ешива Иерусалима

Иерусалимская иешива Прессбург ( иврит : ישיבת פרשבורג) - ведущая иешива, расположенная в районе Гиват Шауль в Иерусалиме, Израиль. Он был основан в 1950 году раввином Акивой Софер (известным как Даас Софер), правнуком раввина Моисея Софера ( Хасам Софер), который основал первоначальную иешиву Прессбург в Австрийско-Венгерской империи в 1807 году. По состоянию на 2009 год, Рош-ешива - раввин Симха Буним Софер.

Здание ешивы включает в себя ешива кетана, ешива гедолах и колель.

Главный медраш служит также синагогой, где некоторые жители района также молятся в Шаббат. Комплекс также включает в себя синагогу по соседству, которая функционирует как главная синагога нусач-ашкеназ в Гиват Шауль.

Ешива Часан Софер, Нью-Йорк

Иешива Часан Софер в Нью-Йорке считается американской ешивой наследия Хасам Софер. Он был основан раввином Шмуэлем Эренфельдом, который родился и вырос в Маттерсдорфе, Австрия. Его отец, Симха Буним Эренфельд, раввин из Маттерсдорфа, чей отец, раввин Шмуэль Эренфельд (хасан Софер), был внуком хасама Софера.

Раввин Шмуэль был раввином Маттерсдорфа с 1926 по 1938 год, когда нацисты разогнали общину. Он сбежал в Америку и немедленно восстановил ешиву Часан Софер в Нижнем Ист-Сайде, откуда она была позже перенесена в парк Боро. После его смерти ему наследовал его сын, раввин Симха Буним Эренфельд.

В ешиве в настоящее время обучается более 400 учеников с детского сада до двенадцатого класса, и она управляет программой Head Start Program и раввинской семинарией.

Чуг Часам Софер, Бней-Брак

В 1950-х и 1960-х годах многие синагоги в Израиле были построены венгерскими евреями и получили название Чуг Хасам Софер. Эта сеть синагог была основана в Тель-Авиве, Бней-Браке, Иерусалиме, Петах-Тикве, Хайфе и Нетании. Эти синагоги все еще действуют, но были интегрированы в более крупную общину без какого-либо особого собственного характера, за исключением синагоги Бней-Брак, основанной раввином Ицхаком Шломо Унгаром, и синагоги Петах-Тиквы, основанной раввином Шмарьяху Дойч.

Раввин Унгар, потомок Хасам Софер, основал ешиву под названием Махне Авраам и организацию кашрута под названием Чуг Хасам Софер, которые очень активны и хорошо известны. После кончины раввина Унгара в 1994 году иешива назначила раввина Альтмана раввином и рош-ешивой, а раввин Шмуэль Элиэзер Штерн остался главой организации кашрута.

Институты Прессбурга в Лондоне

Институты Прессбурга в Лондоне, Англия, возглавляет потомок хасама Софера, раввин Шмуэль Людмир (опубликовавший некоторые из своих работ).

Душинский, Иерусалим

Община Душинских считает себя продолжением династии Хасам Софер - не по генеалогии, а, скорее, по школе мысли.

Основателем династии Душинских был раввин Йосеф Цви Душинский (1865–1948), ученик раввина Симха Буним Софер ( Шевет Софер), сына Ксава Софера из иешивы Прессбурга. Династия Душинских была более интегрирована в хасидское сообщество, многие из их обычаев произошли от Нусах Сефард, но по-прежнему остается верной учению Хасам Софер. В основном это связано с назначением раввина Йосефа Цви главным раввином Edah HaChareidis и соответствием Душинского учению раввина Джоэля Тейтельбаума из Сатмара.

Acharonim Rishonim Geonim Savoraim Amoraim Tannaim Zugot

Смотрите также

использованная литература

внешние ссылки

Последняя правка сделана 2023-03-31 05:09:46
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте