Техом (Иврит : תְּהוֹם), буквально Глубина или Бездна (греч. Септуагинта : ábyssos), относится к Великой Глубине изначальных вод творения в Библия.
Техом является родственником аккадского слова тамту и угаритского thm, которые имеют аналогичное значение. Таким образом, он был приравнен к более раннему шумерскому Тиамат. В современном арабском языке Тихама относится к прибрежной равнине Красного моря.
Роберт Р. Стиглиц заявил, что эблайские тексты демонстрируют приравнивание богини Берут в мифологии. из Санчуниатона с угаритским тоном и аккадским Тиамат, через имя bʾrôt («фонтаны»).
Ассириолог Генрих Циммерн пишет в своем сравнительном исследовании вавилонского и на иврите мифы о сотворении мира :
Согласно обеим традициям до сотворения мира все было водой. Глубина олицетворяет ужасное чудовище, которое в вавилонской версии носит имя «Тихамат», соответствующее еврейскому «Техом», используемому как техническое выражение для первобытного океана. Слово на иврите употребляется без артикля, как имя собственное, что указывает на то, что в израильской традиции оно также изначально обозначало какое-то мифологическое существо.
Однако это слово также используется во множественном числе (техомот), предполагая, что в В Библии это относится к географическому объекту, который может встречаться в нескольких местах, а не в одном существе.
Техом упоминается в Бытие 1: 2, где это переводится как «глубокий»:
И земля была без формы и пуста ; и тьма была на лице бездны. И Дух Божий двигался по водам.
— Версия короля ИаковаТо же слово используется для обозначения происхождения Ноева потопа в Бытие 7:11 :
На шестисотом году жизни Ноя, во втором месяце, в семнадцатый день месяца, в тот же день были разрушены все источники великой бездны и открылись окна небесные.
Гностики использовали этот текст, чтобы предположить, что первоначальный бог-создатель, назывался «Плерома » или «Бифос » (от греческого, означающего «Глубокий ") существовали до Элохим и дали начало таким более поздним божествам и духам посредством эманаций, все более далеких и удаленных от первоначальной формы.
Техом также упоминается как первый из семи «Адских обитателей », которые соответствуют десяти Клифот (буквально «очищает») еврейской каббалистической традиции, часто вместо шеола.