Т-34

редактировать
Советский средний танк времен Второй мировой войны

Тип среднего танка
Т-34
Танк Т-34-85 на выставке в Musée des Blindés в Сомюре, апрель 2007 г. Т-34 - 85 экспонируется в Musée des Blindés в апреле 2007 г.
ТипСредний танк
МестоСоветский происхождения Союз
История обслуживания
На вооружении1940–1960-е годы (Советский Союз). 1950- е - настоящее время (другими государствами)
ИспользуетсяСоветским Союзом и еще 39 стран
ВойныВторая мировая война и многие другие
История производства
КонструкторХМДБ
Разработан1937–1940
Год выпуска1940–45 (СССР),. 1951–55 (Польша),. 1951– 58 (Чехословакия)
№ построено84070. 35120 Т-34. 48950 Т-34-85
Технические характеристики (Т-34 модели 1941)
Масса26,5 тонны (29,2 коротких тонны; 26,1 длинных тонн)
Длина6,68 м (21 футов 11 дюймов)
Ширина3,00 м (9 футов 10 дюймов)
Высота2,45 м (8 футов 0 дюймов)
Экипаж4 (Т-34). 5 (Т-34-85)

Броня Передняя часть корпуса 47 мм / 60 ° (верхняя часть). 45 мм (1,8 ") / 60 ° (нижняя часть),. борт корпуса 40 мм / 41 ° (верхняя часть),. корма корпуса 45 мм,. Верх корпуса 20 мм,. днище корпуса 15 мм;. Передняя башня 60 мм (2,4 "),. Боковая часть башни 52 мм / 30 °,. Башня задняя 30 мм,. Верх башни 16 мм
Основное. вооружение76,2 мм (3,00 дюйма) танковая пушка Ф-34. (Т-34-85: 85 мм ЗиС-53 или Д- 5Т пушка)
Вторичное. вооружение2 × 7,62 мм (0,3 дюйма) пулеметы ДТ
ДвигательМодель В-2-34 38,8 л V12 Дизельный двигатель. 500 л.с. (370 кВт)
Мощность / масса18,9 л.с. (14 кВт) / тонна (Т-34) 15,6 л.с. (11,6 кВт) / тонна (Т-34-85)
ПодвескаChristie
Дорожный просвет0,4 ​​м (16 дюймов)
Эксплуатационная. дальность
  • 250–330 км (Т-34) (250 миль)
  • 250–300 км (Т-34 -85) (150 миль)
Максимальная скорость53 км / ч (33 миль / ч)

Т-34 - это советский средний танк, представленный в 1940 году, широко использовавшийся во время Второй мировой войны против опера ции «Барбаросса».

Его 76,2-мм (3 дюйма) высокостная танковая пушка была мощнее своих современников, в то время как ее 60-градусный наклонный рмор обеспеченная хорошая защита от противотанкового оружия. Наклонная броня и подвеска Christie были унаследованы от конструкции американской J. Танк M1928 Уолтера Кристи, версии которого были проданы Красной Армии безбашенными и зарегистрированными как «сельскохозяйственные тракторы» после того, как были отклонены армией США. Т-34 оказал глубокое влияние на конфликт на Восточном фронте во время Второй мировой войны и оказал долгосрочное влияние на конструкцию танков. После того, как немцы столкнулись с танком в 1941 году, немецкий генерал Пауль Людвиг Эвальд фон Клейст назвал его «лучшим танком в мире», а Хайнц Гудериан подтвердил «огромное превосходство Т-34» ». над немецкими танками. «Еще в июле 1941 г. начальник ОКБ Альфред Йодль отметил в своем военном дневнике неожиданность, вызванную этим новым и таким образом, неизвестным чудо-другим, которое было обрушено на немецкие штурмовые дивизии ». Хотя его броня и вооружение были превзойдены позже во время войны, он был описан как самая влиятельная танковая конструкция войны.

Т-34 был сотрудником советского бронетанковые войска на протяжении всей войны. Улучшенным улучшенным вариантом Т-34/85 введены его общие характеристики оставались почти неизменными до конца 1944 года. Его метод производства совершенствовался и рационализировался с учетом потребностей Восточного фронта, что делало производство Т-34 более быстрым и дешевым. Советы в конечном итоге построили более 80 000 Т-34 всех вариантов, что постоянно увеличивать их количество, несмотря на десятки тысяч в боях против немецкого Вермахта. Заменив многие лёгкие и средние танки на вооружении Красной Армии, он был самым производимым танком войны, а также вторым по выпуску танком в мире. все время (после его преемника серии Т-54 / Т-55 ). Во время войны было потеряно 44 900 человек, это также самые большие танковые потери за всю историю. Его разработка непосредственно привела к созданию серий танков Т-54 и Т-55, которые, в свою очередь, эволюционировали в более поздние Т-62, Т-72 и Т - 90, которые составляют основу многих современных армий. Варианты Т-34 широко экспортировались после Второй мировой войны, и совсем недавно, в 2018 году, более 130 все еще находились в эксплуатации.

Содержание
  • 1 Разработка и производство
    • 1.1 Происхождение
    • 1.2 Начальное производство
    • 1.3 Массовое производство
  • 2 Дизайн
    • 2.1 Обзор
    • 2.2 Броня
    • 2.3 Огневая мощь
    • 2.4 Мобильность
    • 2.5 Эргономика
    • 2.6 Общая надежность
  • 3 История эксплуатации
    • 3.1 Эксплуатация Барбаросса (1941)
    • 3.2 Дальнейшие действия (1942–1943)
    • 3.3 Т-34-85
    • 3.4 Использование Германии Т-34
    • 3.5 Маньчжурская кампания (август 1945)
    • 3.6 Корейская война (1950–1953)
    • Гражданская 3.7ская война в Анголе (1975–1988)
    • 3.8 Другие регионы и страны
      • 3.8.1 Балканы
      • 3.8.2 Ближний Восток
      • 3.8.3 Варшава Пакт
      • 3.8.4 Афганистан
      • 3.8.5 Китай
      • 3.8.6 Куба
      • 3.8. 7 Кипр
      • 3.8.8 Намибия
      • 3.8.9 Финляндия
      • 3.8.10 Вьетнам
      • 3.8.11 Йемен
    • 3.9 Текущая активная служба
    • 3.10 Текущая активная служба
  • 4 Операторы
    • 4.1 Текущие операторы
    • 4.2 Бывшие операторы
  • 5 Символизм
  • 6 В арианты
    • 6.1 Другие боевые брониров анные машины
  • 7 Уцелевшие машины
  • 8 См.
    • 8.1 Танки сопоставимой роли, характеристики и эпохи
  • 9 Примечания
  • 10 Источники
  • 11 Внешние ссылки
Разработка и производство

Истоки

В 1939 году самыми многочисленными моделями советских танков были пехотные танки Т-26 . и быстрых танков серии БТ. Т-26 был тихоходным, он был разработан, чтобы не отставать от пехоты на земле. Танки БТ были кавалерийскими : быстроходными и легкими, предназначенными для маневренной войны. Обе были советскими разработками зарубежных разработчиков начала 1930-х годов; Т-26 базировался на британском Vickers 6-Ton, а танки БТ - на основе конструкции американского инженера Дж. Уолтер Кристи.

БТ-7, А-20, Т-34 (модель 1940 г.) и Т-34 (модель 1941 г.)

В 1937 году Красная Армия назначила инженера Михаил Кошкин возглавит новую команду по разработке замены танкам БТ на Харьковском тепловозостроительном заводе им. Коминтерна (ХПЗ). Танк прототип, получивший обозначение A-20, был оснащен 20-мм (0,8 дюйма) броней , 45-мм пушкой (1,77 дюйма) и новой Модель V -2-34, использующее трудновоспламеняющееся дизельное топливо в конфигурации V12, пример Константином Челпаном. Он также имеет трансформируемый привод 8х6, аналогичный танку БТ 8х2, что позволяет ему передвигаться на колесах без гусениц. Эта особенность позволяет сэкономить на обслуживании и ремонте ненадежных машин начала 1930-х годов и позволяет танкам увеличить скорость на дорогах более 85 километров в час (53 мили в час), но не давала преимущества в бою, а ее сложность затрудняла обслуживание. К 1937–38 год конструкция гусениц была улучшена, и конструкторы сочли ее пустой тратой места, веса и ресурсов на техническое обслуживание, несмотря на преимущество в скорости движения. A-20 также включил предыдущие исследования (проекты BT-IS и BT-SW-2) в наклонную броню : его наклонные по всему периметру броневые листы с большей вероятностью отклонения снаряды, чем перпендикулярная броня

.

Во время битвы на озере Хасан в июле 1938 года и битвы на Халхин-Голе в 1939 году необъявленная пограничная война с Японией на границе с покрытой Маньчжурия, Советы развернутые многочисленные танки против Императорской армии Японии (IJA). Хотя легкие танки IJA Type 95 Ha-Go имели дизельные двигатели, на танках Т-26 и БТ в Красной Армии использовались бензиновые двигатели, которые, хотя и были обычными в танковых конструкциях того времени, часто загорелся при поражении отрядами истребителей танков IJA, использовавшимися коктейль Молотова. Низкокачественные сварные швы в советских броневых листах оставляли между ними небольшие зазоры, а горящий бензин из коктейлей Молотова легко просачивался в боевое и моторное отделение; брони, собранной с помощью заклепок, также оказались уязвимыми. Советские танки также были легко уничтожены 37-мм пушкой японского танка Тип 95, несмотря на низкую скорость этого орудия, или «любой другой малейшей провокации». Использование заклепанной брони привело к проблеме, когда попадание вражеских снарядов, даже если они смогли достичь того, что заклепки отломились и стали снарядами внутри танка.

Средний танк А-32

После этих боев Кошкин убедил советского лидера Иосифа Сталина использовал его прототип второй прототип, более тяжеловооруженный и бронированный «универсальный танк», отражающий извлеченные уроки. и мог заменить как Т-26, так и БТ. Кошкин назвал второй прототип А-32 в честь его 32-мм (1,3 дюйма) лобовой брони. Он имел 76,2-мм (3 дюйма) орудие L-10 и такой же дизельный двигатель V-2-34. Оба были протестированы в полевых испытаниях на Кубинке в 1939 году, причем более тяжелый А-32 оказался таким же мобильным, как А-20. Еще более тяжелая версия A-32 с 45-мм лобовой броней, более широкими гусеницами и более новой 76,2-мм пушкой L-11 была одобрена к производству как Т-34. Кошкин выбрал это имя после 1934 года, когда он начал формулировать свои идеи о новом танке, и в ознаменование указа того года о расширении бронетанковой силы и назначения Серго Орджоникидзе руководителем танкового производства.

Ценные уроки, извлеченные из Хасан и Халхин-Гол в отношении броневой защиты, мобильности, качественной сварки и основных орудий, были включены в новый танк Т-34, который представляет собой существенное улучшение по сравнению с танками БТ и Т-26 во всех четырех областях. Команда Кошкина завершила два прототипа Т-34 в январе 1940 года. В апреле и мае они прошли изнурительную поездку на 2000 километров (1200 миль) из Харькова в Москву для демонстрации кремлевские лидеры, до линии Маннергейма в Финляндии и обратно в Харьков через Минск и Киев. Выявлены и исправлены некоторые недостатки трансмиссии.

Начальное производство

Предсерийный прототип А-34 со сложной цельной передней частью корпуса.

Политическое давление исходило от консервативных элементов. в армии, чтобы перенаправить ресурсы на строительство старых танков Т-26 и БТ или отменить производство Т-34 до завершения разработки более совершенной конструкции Т-34М. Это давление было оказано разработчиком танка КВ-1, который конкурировал с Т-34.

Сопротивление со стороны военного командования и опасения по поводу высокой стоимости производства наконец исчезли. преодолены опасениями по плохим характеристикам советских танков в Зимней войне в Финляндии и эффективности немецких танков во битве за Францию ​​. Первые серийные Т-34 были завершены в сентябре 1940 года, полностью заменив производство Т-26, серии БТ и многобашенного среднего танка Т-28 на заводе ХПЗ. Кошкин скончался от пневмонии (усугубленной поездкой из Харькова в Москву) в конце того же месяца, и разработчик трансмиссии Т-34, Александр Морозов, был назначен главным конструктором.

Т-34 поставил перед советской промышленностью новые задачи. У него была более тяжелая броня, чем у любого производимого на сегодняшний день среднего танка, и были проблемы с дефектными бронелистами. Радиостанции, оснащенные только танки ротных командиров (сигнализаторы радиостанции 71-ТК-3) из-за их дороговизны и нехватки - остальные танкисты в каждой ротелизировали флагами. Пушка Л-11 не оправдала ожиданий, поэтому КБ Грабина на Горьковском заводе N.92 разработало улучшенную 76,2-мм пушку Ф-34. (см. Обозначения советской артиллерии ). Ни один бюрократ не одобрил бы производство нового ружья, но Горький и ХПЗ все равно начали его повторять; официальное разрешение было получено от Государственного комитета обороны только после того, как войска оценили эффективность оружия в боях с немцами.

Производство этой первой серии Т-34 - модели 1940 года - составило всего около 400 штук. до того, как производство было переведено на модель 1941 года, с пушкой Ф-34, радиостанцией 9-РС (также установлена ​​на СУ-100 ) и еще более толстой броней.

Масса производство

Танки Т-34 отправились на фронт.

Узлы для Т-34 возникли на нескольких заводх: Харьковский дизельный завод №75 поставил двигатель модели В-2-34, Ленинград Кировский завод (бывший Путиловский завод) изготовил оригинальную пушльнуюку Л-11, а московский завод «Динамо» - электрические компоненты. Изначально танки строились на ХПЗ №183, в начале 1941 года на Сталинградском тракторном заводе (СТЗ), а с июля на Красном Сормовском заводе N.112 в Горьком..

ТипПроизводство. (июнь 1941 -. май 1945)
Легкие танки14,508
Т-3435,119
Т -34-8529,430
КВ и КВ-854,581
IS3,854
СУ-7612,671
СУ-852,050
SU-1001,675
SU-1221,148
SU-1524,779

После внезапного вторжения Германии в Советский Союз 22 июня 1941 г. (операция «Барбаросса ») быстрое наступление вермахта вынудило эвакуировать и перебазировать советские танковые заводы на восток к Уральским горам. огромных масштабов и представленных огромными материально-техническими трудностями и огромными возможностями для вовлечения рабочих. Александр Морозов лично руководил эвакуацией квалифицированных инженеров и рабочих, техники и инвентаря с ХПЗ для восстановления на месте Уральского вагоностроительного завода им. Дзержинского в Нижнем Тагиле, переименованном в Сталина Уральский танковый завод №183. Кировский завод, эвакуированный за несколько недель до того, как немцы окружили Ленинград, переехал с Харьковским дизельным заводом на Тракторный завод им. Сталина в Челябинске, который вскоре получил название Танкоград («Танковый город»).. Рабочие и техника Ленинградского Ворошиловского танкового завода №174 были включены в состав Уральского завода и нового Омского завода №174. Уральский завод тяжелого станкостроения им. Орджоникидзе (УЗТМ) в Свердловске поглотил рабочих и машины из нескольких небольших механических мастерских на пути немецких войск.

В то время как эти заводы быстро перемещались, производственный комплекс вокруг тракторного завода им. Дзержинского в Сталинграде продолжал работать в две смены в течение всего периода вывода (сентябрь 1941 г. - сентябрь 1942 г.) для обеспечения из-за потерь производства и произведено 40% Т-34 за этот период. Когда завод был окружен ожесточенными боями в Сталинградской битве в 1942 году, ситуация там стала отчаянной: производственные инновации были вызваны нехваткой материалов, и сохранились истории о неокрашенных танках Т-34, изгнанных с завода. прямо на поля сражений вокруг него. В Сталинграде производство продолжалось до сентября 1942 года.

Советские конструкторы знали о конструктивных недостатках танков, которые были реализованы единственные изменения, разрешенные на производственных линиях вплоть до 1944 года, они были призваны упростить и удешевить производство. Разработаны новые методы автоматизированной сварки и упрочнения броневого листа, в том числе нововведения профессора Евгения Патона. Конструкция 76,2-мм пушки Ф-34 обр. 1941 уменьшена с исходных 861 до 614. Первоначально узкие, тесные башни, как литые, так и сварные из катаных броневых листов, гнутых по форме., с 1942 г. постепенно заменялись на несколько менее тесную шестиугольную; В основном она была отлита из нескольких приваренных простых плоских броневых листов (крыша и т. Д.), Эта башня на самом деле производилась быстрее. Ограниченные поставки резины привели к внедрению полностью стальных опорных катков с внутренней подвеской, улучшенной пятиступенчатой ​​коробке передач и двигателю было добавлено новое сцепление, что повысило надежность.

Польская модель Т-34 1942 г. в Познань, Польша. Шестиугольная башня образца 1942 года отличает его от более ранних моделей.

За два года себестоимость единицы Т-34 была снижена с 269 500 рублей в 1941 году до 193 000, а затем до 135 000.

В 1943 году производство Т-34 достигло в среднем 1300 штук в месяц; это был эквивалент трех полноценных танковых дивизий. К концу 1945 года было построено более 57 300 Т-34: 34 780 Т-34 в нескольких вариантах с 76,2-мм орудиями в 1940–44 годах и еще 22 609 танков доработанной модели Т-34-85 в 1944–45. Самым заводом был Завод № 183 (УТЗ), построивший с 1941 по 1945 год 28 952 Т-34 и Т-34-85. Вторым по величине был завод Красное Сормово №112 в Горьком, с 12 604 за тот же период.

В начале германо-советской войны Т-34 составляли около четырех процентов советского танкового арсенала, но к концу они составляли не менее 55% танкового производства (по данным; Желтов 2001 перечисляет еще большие числа).

После окончания войны до окончания советского производства было построено еще 2701 Т-34. По лицензии производство было возобновлено в Польше (1951–55) и Чехословакии (1951–58), где к 1956 году было произведено 1380 и 3185 Т-34-85 соответственно. Всего было построено 84 070 Т-34 и 13 170 САУ, построенных на шасси Т-34. Это был самый массовый танк Второй мировой войны и второй по выпуску танк всех времен после его преемницы серии T-54/55.

Дизайн

Обзор

Внутренний вид Т-34-85.

Т-34 имел наклонную броню, относительно мощный двигатель и широкие гусеницы. Первоначальная версия Т-34 имела мощную 76,2-мм пушку и часто называлась Т-34/76 (первоначально немецкое обозначение времен Второй мировой войны, никогда не использовавшееся Красной Армией). В 1944 году началось производство второй основной версии, Т-34-85, с более крупной 85-мм пушкой, предназначенной для борьбы с новыми немецкими танками.

Можно провести сравнение между Т-34 и американским. 354>M4 Sherman танк. Оба танка составляли основу бронетанковых подразделений в своих армиях, обе страны распределяли эти танки своим союзникам, которые также использовали их в качестве опоры для своих собственных бронетанковых формирований, и оба были значительно модернизированы и оснащены более мощными орудиями. Оба были разработаны с учетом мобильности и простоты производства и обслуживания, что принесло в жертву некоторые характеристики ради этих целей. Оба шасси использовались в качестве основы для различных машин поддержки, таких как броневики, истребители танков и самоходная артиллерийская установка. Оба были примерно равны стандартному немецкому среднему танку Panzer IV, хотя каждый из этих трех танков имел свои преимущества и недостатки по сравнению с двумя другими. Ни Т-34, ни М4 не могли сравнитьсяс более тяжелыми танками Германии: Пантера (технически средний танк) или Tiger I ; Советский Союз использовал тяжелый танк ИС-2, а США использовали вместо него M26 Pershing в качестве тяжелых танков своих войск.

Советские модели средних танков времен Второй мировой войны
МодельТ-34 образца 1940 годаТ-34 образца 1941 годаТ-34 образца 1942 года годаТ-34 образца 1943 годаТ-43 прототипТ-34-85Т-44
Масса26 т (29 тонн)26,5 т (29,2 тонны)28,5 т (31,4 тонны)30,9 т (34, 1 тонны)34 т (37 тонн)32 т (35 тонн)31,9 т (35,2 тонны)
Пушка76,2-мм L-1176,2-мм F-3476,2-мм F-3476,2- мм F-3476,2-мм F-3485-мм ЗиС-С-5385-мм ЗиС-С-53
Боеприпасы76 патронов77 патронов77 патронов100 патронов60 патронов58 патронов
Топливо ( внутренний)460 л (100 имп гал; 120 галлонов США)460 л (100 имп гал; 120 галлонов США)460 л (100 имп гал; 120 Галлон США)610 л (130 имп гал; 160 галло нов США)545 л (120 галлонов США; 144 галлонов США)500 л (110 галлонов США; 130 галлонов США)
Запас хода160–250 км (99–155 миль)160– 250 км (99–155 миль)160–250 км (99–155 миль)330 км (210 миль)240 км (150 миль)250–300 км (160–190 миль)250 км (160 миль)
Броня15–45 мм (0,59–1,77 дюйма)20–52 мм (0,79–2,05 дюйма)20–65 мм (0,79–2,56 дюйма)20– 70 мм (0,79–2,76 дюйма)16–90 мм (0,63–3,54 дюйма)20–90 мм (0,79–3,54 дюйма)15–120 мм (0,59–4,72 дюйма)
Стоимость270 000 руб.193 000 руб.135 000 руб.164 000 руб.

Размеры, скорость движения и мощность двигателей различных моделей не изменился, за исключением Т-43, который был медленнее Т-34.

Броня

Конструкция с сильно наклонной броней делала танк лучше защищенным, чем можно было бы указать только по толщине брони. Форма также позволила сэкономить вес за счет уменьшения толщины, необходимой для достижения одинаковой длины. На некоторых танках к корпусу и башне приварены аппликации разной толщины. Модифицированные таким образом танки были названы экранами (русский : с экранами, «с экранами»).

СССР передал США два боевых Т-34 модели 1941 года для испытаний. в конце 1942 года. Исследования, проведенные на Абердинском испытательном полигоне, выявили проблемы с общим качеством сборки брони, особенно стыков и сварных швов пластин, а также с использованием мягкой стали в сочетании с закалкой на мелкой поверхности. Были отмечены проблемы утечки: «Во время сильного дождя через щели / трещины протекает много воды, что приводит к отключению электрооборудования и даже боеприпасов». Более ранние модели Т-34, до образца 1942 года, имели литые башни, броня которых была мягче, чем у других частей танка, и обеспечивала плохую стойкость даже к 37-мм зенитным снарядам.

Кроме того, тщательного изучения Т-34 на Абердинском полигоне показало, что в различных частях брони Т-34 использовались различные сплавы. «Стали Mn-Si-Mo использовались для более тонких катаных профилей брони, стали Cr-Mo для более толстых катаных профилей брони, стали Mn-Si-Ni-Cr-Mo использовались как для катаных, так и для литых стальных компонентов от 2 дюймов до 5 дюймов толщиной и стали Ni-Cr-Mo использовались для некоторых литых секций брони средней толщины ». Броня была подвергнута термообработке, чтобы предотвратить пробитие бронебойных снарядов, что привело к ударам осколочно-фугасных снарядов, вызывающим скалывание.

Несмотря на эти недостатки, Т-34 Броня оказалась проблематичной для немцев на начальных этапах войны на Восточном фронте. В одном из сообщений военного времени один Т-34 подвергся сильному обстрелу при столкновении с одним из самых распространенных немецких противотанковых орудий на том этапе войны: «Примечательно, что один набор экипаж 37-мм орудия сообщил произвел 23 выстрела по одному танку Т-34, сумев лишь заклинить башню танка ». Точно так же в немецком отчете от мая 1942 г. отмечена неэффективность их 50-мм пушки, отмеченная, что «борьба с Т-34 с 5-см танковой пушкой KwK возможна только на небольших дистанциях с фланга или сзади, где важно достичь попадания как можно перпендикулярно поверхности». Согласно обследованию поврежденных танков Т-34 в нескольких ремонтных мастерских в августе в рапорте военного комиссариата 10-й танковой дивизии от 2 августа 1941 г. сообщалось, что в радиусе 300–400 м бронебойным выстрелом 37 мм Pak 36 может быть поражена лобовой броней. -сентябре 1942 года, собранному Наркомату танковой промышленности в 1943 году, 54,3% всех потерь Т-34 пришлось на немецкие длинноствольные стволы <291.>50-мм пушка KwK 39.

По мере Немцы ответили на Т-34, выставив на вооружение большое количество улучшенных противотанковых средств, таких как буксируемая 75-мм пушка , а также попадания 88-мм пушек Tig ers, зенитных орудий и PaK. 43 88-мм противотанковые орудия обычно оказывались смертельными. В отчете Wa Pruef 1 было подсчитано, что при угле наклона цели 30 ° в сторону танк Пантера может пробить башню Т-34-85 спереди на дальности до 2000 м, маску - на 1200 м. м, броня лобовой части корпуса - на 300 м. По данным Pantherfibel, гласис Т-34 мог быть пробит с 800 м, а маска - с 1500 м под углом 30 ° в сторону. По результатам наземных испытаний, проведенных сотрудниками НИБТ «Полигон» в мае 1943 года, 88-мм орудие KwK 36 могло пробить лобовую часть корпуса Т-34 с расстояния 1500 метров под углом 90 градусов и вызвать катастрофический взрыв внутри танка. В обследованном корпусе обнаружены трещины, сколы и отслоения из-за низкого качества брони. Было рекомендовано увеличить и улучшить качество сварных швов и брони.

В 1942 году немецкие танки Panzer IV были переоборудованы в Kwk 40 из-за неадекватных противотанковых прошлых немецких танков. против Т-34. Panzer IV с усиленным вооружением представляет серьезную угрозу для Т-34, способным проникать в лоб на расстоянии 1200 м (3900 футов) под любым углом.

Анализ уничтоженных танков Т-34 в Корейской войне обнаружил, что 76- и 90-мм бронебойные снаряды на M41 Walker Bulldog и M46 Patton могут пробить Т-34 под большинством углов с 800 ярдов. Максимальная дальность, на которой танки могли пробить Т-34, не могла быть определена из-за отсутствия данных на больших боевых дальностях.

В конце 1950 года танк Т-34 85 был захвачен силами безопасности ООН в Корейская война. Оценка танка была проведена в США, которые пришли к выводу, что наклонная броня Т-34 желательна для отражения снарядов. Они также пришли к выводу, что броня была признана удовлетворительной, брони была сопоставима с американской броней аналогичной твердости, и что качество используемого материала было «высоким». Качество литья также было обнаружено дефекты литья, которые отрицательно сказались на прочности. Обилие щелей в стыках брони рассматривалось как нежелательная особенность танка из-за риска получения травмы от попадания брызг пули и осколков снаряда.

Огневая мощь

Борта Т-34 вид, демонстрирующий пушку Ф-34, на фоне ИСУ-122 и Т-54 на заднем плане

F-34 76,2 мм (3 дюйма), установленная на подавляющем большинстве Т-34, выпущенных до начала 1944 года, могла пробить броню любого раннего немецкого танка на нормальной боевой дальности. При стрельбе снарядами APCR он мог пробивать 92 мм на 500 м и 60 мм броню на 1000 м. Лучшие немецкие танки 1941 года, Panzer III и Panzer IV, имели не более 50 или 60 мм плоской лобовой брони. Однако к 1942 году немцы увеличили броню корпуса Panzer IV до 80 мм, что обеспечивало хорошую защиту обычных боевых дистанций. F-34 также произвел выстрел адекватным фугасным снарядом.

Прицелы и дальность стрельбы для основного орудия F-34 (или его) были довольно грубыми, особенно по сравнению с таковыми их немецкими противниками, что сказывалось на точности и способности вести огонь на больших дистанциях. Немцы отметили, что из-за двухместной башни Т-34, слабой оптики и плохого зрения:

Т-34 действовали неорганизованно, с плохой координацией движений или имели тенденцию слипаться, как курица со птенцами.. Отдельным командирам танков не хватало ситуационной осведомленности из-за плохого снабжения обзором и озабоченности артиллерийскими обязанностями. Танковый взвод редко будет способен поразить отдельные цели, но будет иметь тенденцию сосредотачиваться на одной цели, выбранной командиром взвода. В результате взводы Т-34 потеряли огневую мощь трех независимых танков.

Немцы также отметили, что Т-34 очень медленно находил и поражал цели, в то время как их собственные танки обычно стреляли тремя снарядами за каждый стрелял из Т-34. В ходе войны немцы создали более тяжелые танки, такие как Tiger I или Panther, которые были невосприимчивы к 76-мм пушке Т-34 при обстреле с фронта. Это означало, что их можно было пробить только с боков на расстоянии нескольких сотен метров. Из-за низких противотанковых характеристик Т-34 был модернизирован до модели Т-34-85. Эта модель с пушкой ЗиС 85 мм (3,35 дюйма) обеспечивает значительно повышенную огневую мощь по сравнению с 76,2-мм пушкой предыдущего Т-34. 85-мм пушка могла пробивать лобовую часть башни танка Tiger I с 500 м (550 ярдов) и лобовой лист водителя с 300 м (330 ярдов) при угле борта 30 градусов, и более крупный. Башня позволила добавить еще одного члена экипажа, что позволило разделить роль командира и наводчика и повысить скорострельность и общую эффективность. Д-5Т был способен пробивать броню верхней части «Тигра I» на расстоянии 1000 метров. При стрельбе по лобовой броне Пантеры под углом 30 градусов в сторону Т-34-85 не мог пробить башню на 500 м (550 ярдов). Это означало, что Т-34 пришлось прибегнуть к использованию вольфрамовых снарядов или стрельбе по более слабым сторонам Пантеры, чтобы уничтожить ее.

длина 85-мм ствола орудия (4645 метра) вызвала необходимость экипажам следует быть осторожными, чтобы не врезать его землю на ухабистой дороге или в бою. Командир танка А.К. Родкин пишет: «Танк мог вырыть им землю в самой маленькой канаве [заполнить ствол землей]. Если выстрелить из него после этого, ствол раскроется на конце, как лепестки цветка », разрушив бочка. Стандартная практика при перемещении Т-34-85 по небоевым ситуациям заключалась в том, чтобы полностью поднять орудие или повернуть башню назад.

Во время корейской войны США захватили Т-34 85. В результате инженерного анализа и испытаний, проведенных в США, был сделан вывод, что Т-34 85 может пробивать 4,1 дюйма на 1000 ярдов, действуя аналогично снарядам HVAP из M41. Американцы также пришли к выводу, что максимальная дальность стрельбы составляет 2-3 км, но эффективная дальность - только до 1900 метров.

Подвижность

12-цилиндровая модель V-2-34 Дизельный двигатель Т-34 в Финском танковом музее в Пароле

Т-34 был оснащен a Модель V-2-34 38,8 л V12 Дизельный двигатель мощностью 500 л.с. (370 кВт), обеспечивающий максимальную скорость 53 км / ч (33 миль / ч).). В нем использовалась винтовая пружина подвеска Christie из более ранних танков серии BT, с системой протектора с «провисающей гусеницей» с установленной сзади ведущей звездочкой и без системы возвратных роликов для верхней части гусеницы. но без тяжелого и неэффективного трансформируемого привода.

Зимой 1941–42 и 1942–43 годов Т-34 имел заметное преимущество перед немецкими танками благодаря своей способности двигаться по глубокой грязи или снегу - особенно важен в СССР дважды в год распутица грязевые сезоны - без увязки. Кроме того, его пневматическая система запуска двигателя, питаемая от баллона со сжатым воздухом, установленного внутри носовой части танка, оставалась надежной даже в самых холодных условиях. Panzer IV, его ближайший немецкий аналог в то время, использовал более узкую гусеницу, которая имела тенденцию к потоплению в таких условиях.

Эргономика

Оригинальный 76-мм танк Т-34 страдал из-за неудовлетворительной эргономической компоновки. его боевое отделение по сравнению с более поздним 85-мм вариантом. Экипаж из двух человек башни требовал от командира прицеливания и стрельбы из орудия, что было обычным для большинства советских танков того времени. Двухместная башня была «тесной и неэффективной» и уступала трехместным (командир, наводчик и заряжающий) турельным расчетам немецких танков Panzer III и Panzer IV. Немцы отметили, что Т-34 очень медленно обнаруживал и поражал цели, в то время как танки обычно получали по три выстрела на каждый выстрел из Т-34.

В начале войны командир сражался в дополнительный недостаток; открывающийся вперед люк и отсутствие башенки заставляли его наблюдать за полем боя через единственную смотровую щель и перемещаемый перископ. Немецкие командиры любили сражаться «хедз-ап», ​​с поднятым сиденьем и с полным обзором - на Т-34 это было невозможно. Советские ветераны осудили башенные люки ранних образцов. Прозванный пирожком (фаршированная булочка) из-за характерной формы, он был тяжелым, и его трудно было открыть. Жалобы экипажей побудили конструкторскую группу во главе с Александром Морозовым в августе 1942 г. перейти на использование двух люков в башне.

Заряжающий также выполнял тяжелую работу из-за отсутствия башенной корзины (вращающейся пол, который движется при повороте башни); такая же неисправность присутствовала на всех немецких танках до Panzer IV. Пол под башней Т-34 состоял из боеприпасов, хранящихся в небольших металлических ящиках, накрытых резиновым ковриком. В бортах боевого отделения в стеллажах размещалось девять готовых боеприпасов. После использования этих снарядов экипаж должен был вытащить дополнительные боеприпасы из напольных ящиков, оставив пол заваленным открытыми бункерами и боеприпасами.

Основным недостатком [двухместной башни Т-34 образца 1941 года] является то, что она очень плотная. Американцы никак не могли понять, как наши танкисты могли поместиться зимой в тулупах. Очень плохой электрический механизм поворота башни. Мотор слабый, очень перегруженный и ужасно искрится, в результате чего сгорает устройство, регулирующее скорость вращения, зубья шестерен разламываются. Они рекомендуют заменить ее гидравлической или просто ручной системой.

Большинство проблем, создаваемых тесной башней Т-34/76, известной до войны, было исправлено за счет установки на танке большей литой трехместной башни. Т-34-85 в 1944 году.

Общая надежность

Широкая гусеница и хорошая подвеска Т-34 обеспечили ему отличные проходимость. В начале жизни танка это преимущество было сокращено из-за проблем проблем, которые проявлялись в конструкции: долгая попытка стать смертельным испытанием для танка Т-34 в начале войны. Когда в июне 1941 года 8-й механизированный корпус двинулся на Дубно, корпус потерял половину своей техники. СРЕДНИЙ. Боднар, воевавший в 1941–42 гг., Вспоминал:

С точки зрения эксплуатации немецкие бронемашины были почти идеальными, ломались они реже. Для немцев 200 км было пустяком, но с Т-34 что-то потерялось, что-то сломалось. Технологическое оснащение их машин было лучше, боевая экипировка хуже.

Коробка передач Т-34 четыре передних и одну заднюю передачу, замененная пятиступенчатой ​​на последней модели Т-34 образца 1943 года.. Ранние трансмиссии были проблематичными, и некоторые танки шли в бой с запасной трансмиссией, прикрепленной к палубе моторного отсека.

Гусеницы ранних моделей ремонтировались чаще всего. СРЕДНИЙ. Позднее Марьевский вспоминал:

Гусеницы ломались даже без попадания пули или снаряда. Когда земля застревала между опорными колесами, гусеница, особенно во время поворота, натягивалась до такой степени, что сами гусеницы и гусеницы не выдерживали.

СССР передал в дар два боевых Т-34 модели 1941 г. Соединенные Штаты для целей испытаний в конце 1942 года. Исследования, проведенные на Абердинете испытательном полигоне, выявили эти ранние недостатки, которые, в свою очередь, были признаны в советском отчете результатов испытаний 1942 года. На наших танках из-за плохой стали на рессорах это очень быстро [неразборчивое слово] и в результате клиренс заметно уменьшается. С их точки зрения, недостатки наших гусениц проистекают из легкости их конструкции. Их легко повредить малокалиберными и минометными снарядами. Штифты очень плохо закалены и изготовлены из плохой стали. В результате они быстро изнашиваются, а гусеница часто ломается.

Испытания в Абердине показали, что двигатели могут быть останавливаться из-за попадания пыли и песка, поскольку оригинальный воздушный фильтр «Pomon» был почти полностью неэффективным и недостаточной способностью притока воздуха, нехватка кислорода в камере сгорания, снижение компрессии и самым тем ограничением работы двигателя на полную мощность. Позднее проблема с воздушным фильтром была решена путем добавления фильтров «Циклон» на модель 1943 года и еще более эффективных фильтров «Мультициклон» на Т-34-85.

Испытания в Абердине выявили и другое. проблемы тоже. Привод башни также страдал низкой надежностью. Использование плохо обработанных, низкокачественных стальных боковых фрикционных муфт, а также устаревшей и плохо изготовленной трансмиссии Т-34 означало, что происходит частые механические поломки, и они «создавали нечеловеческую резкость для водителя». Отсутствие должным образом их способности и экранированных радиостанций - ограничивало дальность действия до 16 км (9,9 мили).

Судя по образцам, русские при производстве танков мало внимания уделяется тщательной механической обработке, технологиям мелких деталей и компонентов, что приводит к потере преимущества, которые могут быть получены от того, что в целом представляет собой хорошо спроектированные танки. Несмотря на преимущества использования дизеля, хорошие обводы танков, толстую броню, хорошее и надежное вооружение, удачную конструкцию гусениц и т. Д., Российские танки значительно уступают по простоте управления, маневренности, американцы. сила стрельбы (относительная начальная скорость), скорость, надежность механической конструкции и простота поддержания их в рабочем состоянии.

29 января 1945 года Государственный комитет обороны утвердил постановление о продлении гарантийного срока службы танка Т- 34-го двигателя В-2-34 увеличена с 200 до 250 часов. Отчет 2-й гейейской танковой армии в феврале 1945 года показан, что средняя служба двигателя Т-34 был официальным гарантийным сроком и составлял 185-190 часов. Для сравнения: американский M4 Sherman имел средний ресурс двигателя 195-205 часов.

Во время корейской войны американцы захватили северокорейский Т-34 85, оценив его характеристики. По приборам танк прошел 741 км, но степень износа двигателя была минимальной. Качество использованных материалов было «достаточным для работы», а некоторые «лучше, чем те, что используются в американских танках». Защитные покрытия, использование для предотвращения износа компонентов, были признаны «наиболее эффективными». Однако у танка были и различные дефекты. Коробка передач рассматривалась как проблемная и ненадежная, а мнение США о трансмиссии было исключительно низким, заявив, что она «по американским стандартам уже вышла из строя». Анализ ЦРУ показал, что это произошло из-за «неадекватного дизайна» из-за того, что качество использованных материалов было неплохим.

История операций

Операция «Барбаросса» (1941)

Немецкий учебный макет Т-34, построенный на захваченной польской TK-3 танкетке

Германия начала операция «Барбаросса », вторжение в Советский Союз, 22 июня 1941 г. На момент начала боевых действий Красная Армия имеет 967 танков Т-34 и 508 танков КВ, сосредоточенных в пяти из их двадцати девяти механизированных корпусов. Существование танков Т-34 и КВ стало психологическим потрясением для немецких солдат, ожидавших столкновения с более слабым противником. Т-34 превосходил все танки, которые тогда стояли на вооружении немцев. Дневник Альфреда Йодля, кажется, выражает удивление по поводу появления Т-34 в Риге.

. Первоначально вермахт испытывал большие трудности с уничтожением Т-34 в бою, как стандартная немецкая противодействие. танковое вооружение оказалось неэффективным против его тяжелой, наклонной брони. В одном из первых известных столкновений Т-34 раздавил 37-мм PaK 36, уничтожил два Panzer II и оставил 14-километровую (8,7 мили) полосу разрушение, прежде чем гаубица уничтожила его с близкого расстояния. В другом инциденте один советский Т-34 был поражен более 30 контингентом немецких 37-мм и 50-мм противотанковых пушек размером с батальон, но выжил и через несколько часов вернулся на свои позиции. Неспособность пробить броню Т-34 привела к тому, что стандартное противотанковое орудие немцев, 37-мм PaK 36, было названо Panzeranklopfgerät («дверной молоток танка»), потому что экипаж PaK 36 просто обнаружил свое присутствие и растратил свои снаряды. без повреждений брони Т-34. Противотанковые наводчики начали прицеливаться по носу и броне башни, а по гусеницам танка или уязвимым краям на кольце башни и маске орудия. Немцы были вынуждены использовать 105-мм полевые орудия и 88-мм зенитные орудия в роли прямые наводки, чтобы остановить их.

Горящий Т-34, Советский Союз, 1941 г.

Несмотря на это, советский корпус, оснащенный этими новыми танками, потерял большую часть из них в течение нескольких недель. Статистика боевых действий за 1941 год показывает, что Советы теряли в среднем более семи танков на каждый потерянный немецкий танк. Советы потеряли в общей сложности 20 500 танков в 1941 году (примерно 2300 из них Т-34, а также более 900 тяжелых танков, в основном КВ). Уничтожение советских танковых войск было достигнуто не только из-за явного несоответствия в тактических и оперативных навыках противников, но и из-за механических дефектов советской бронетехники. Помимо плохого состояния старых танков, новые Т-34 и КВ страдали от первоначальных механических и конструктивных проблем, особенно в отношении сцепления и трансмиссии. На долю механических поломок приходилось менее 50 процентов потерь танков в летних боях, а оборудования для восстановления или ремонта найти не удалось. Нехватка ремонтного оборудования и эвакуационных машин привела к тому, что первые экипажи Т-34 вступили в бой с запасной трансмиссией на моторной палубе.

Другими ключевыми факторами, уменьшающими первоначальное воздействие Т-34 на поле боя, были плохие состояния руководства, танковая тактика, отсутствие радиостанций на танках и подготовка экипажа ; эти факторы были частично следствием сталинской чистки советского офицерского корпуса в 1937 г., снизившей боеспособность и моральный дух армии. Это усугублялось по мере того, как кампания прогрессировала из-за потерь многих должным образом оцененных кадров во время катастрофических поражений Красной Армии в начале вторжения. Обычные экипажи вступали в бой только после военной подготовки плюс 72 часа аудиторных занятий; по словам историка Стивена Залога :

Слабость механизированных корпусов заключалась не в конструкции их оборудования, а скорее в его плохом механическом состоянии, неадекватной подготовке их экипажей и ужасном советском военном руководстве в первый месяц войны.

Дальнейшие действия (1942–1943 гг.)

Советские танки Т-34 во время операции «Маленький Сатурн» в декабре 1942 г.

По мере развития вторжения немецкая пехота начала увеличивалось количество пушек Pak 40 75 мм, способных пробивать броню Т-34 на больших дистанциях. Также прибыло большее количество орудий 88 мм Flak, которые могли легко победить Т-34 на очень больших дистанциях, хотя их размер и общая громоздкость означали, что их часто было трудно переместить на позицию в грубых советских условиях.

В то же время Советы постепенно модернизировали Т-34. Модель 1942 отличалась усиленным бронированием башни и множеством упрощенных компонентов. Модель 1943 года (также представленная в 1942 году) еще больше брони, а также увеличенный запас топлива и больше боеприпасов. Также были добавлены улучшенный воздушный фильтр двигателя и новое сцепление в паре с улучшенной и более надежной пятиступенчатой ​​коробкой передач. Наконец, модель 1943 года также имела новую, немного более просторную (но все же двухместную) башню характерной шестиугольной формы, более простую в производстве, заимствованную из заброшенного проекта Т-34М.

Т-34 роль в сопротивлении летнему наступлению немцев в 1942 году и в маневре двойного окружения, отрезавшем 6-ю немецкую армию в Сталинграде в декабре 1942 года. Шестая армия была окружена, и в итоге она была капитулировал в феврале 1943 года, кампанию, которую многие считают поворотным моментом войны на Восточном фронте.

В 1943 году Советы сформировали польскую и чехословацкую армии в изгнании, которые начали получать Т-34 образца 1943 года с шестиугольной башней. Как и сами советские войска, польские и чехословацкие танкисты были отправлены в бой быстро, без особой подготовки и понесли большие потери.

Советские танки Т-34 ждут приказа двигаться вперед во время Житомирско-Бердичевского наступления в январе 1944 года

В июле 1943 года немцы начали операцию «Цитадель » в районе Курска, свое последнее крупное наступление на Восточном фронте во Второй мировой войне. Это был дебют немецкого танка Panther, хотя численность персонала на Курске была небольшая, а основную тяжесть бремени несли Panzer III, StuG III <491.>и Panzer IV. В кампании участвуют первые танковые сражения в истории. Кульминационным моментом битвы стало массированное поражение бронетехники у Прохоровки, начавшееся 12 июля, подавляющее большинство потерь брони с обеих сторон было вызвано артиллерией и минами, а не танками. Считается, что в этих боях приняли участие более 6000 гусеничных бронированных машин, 4000 боевых самолетов и 2 миллиона человек.

Решение советского высшего командования сосредоточиться на одной рентабельной конструкции, сокращении затрат и упрощении производства везде, где это возможно, позволяя незначительные улучшения, оказалось правильным выбором в первые два года войны. Однако бои летом 1943 года показали, что 76,2-мм пушка Т-34 уже не так эффективна, как в 1941 году. Советские танкисты боролись на более дальних дистанциях с дополнительной лобовой броней, применявшейся к более поздним вариантам танка. Panzer III и Panzer IV, и не могли пробить лобовую броню нового немецкого танка Panther или Tiger I на стандартных боевых дистанциях без вольфрамовых снарядов, и приходилось полагаться на тактическое мастерство с помощью фланговых маневров и общевойсковых действий.

Т-34-85

Т-34 образца 1942 года (слева), рядом с Т-43.

После улучшенных немецких Panzer IV с высокоскоростной 75 мм (2, 95 дюймов) Gun были встречены в бою в 1942 г., начался проект по созданию нового советского танка с целью повышения броневой защиты с добавлением современных элементов, таких как торсионная подвеска и трехстворчатая подвеска. человек турель. Новый танк Т-43 задумывался как универсальная модель для замены как Т-34, так и тяжелого танка КВ-1. Однако броня опытного образца Т-43, хоть и была тяжелее, но не была способна противостоять немецким 88-мм орудиям, а его подвижность оказалась ниже, чем у Т-34. Наконец, у Т-43 было более 70% компонентов, чем у Т-34, производство все равно потребовало бы значительного замедления производства. Следовательно, Т-43 был отменен.

Улучшалось не только вооружение немецких танков, но и их броня. Советские огневые испытания по трофейному тяжелому танку "Тигр I" в апреле 1943 года показали, что 76-мм орудие Т-34 вообще не могло пробить переднюю часть "Тигра I", сбоку только на очень близком расстоянии. Советское 85-мм зенитное орудие 52-К оказалось способным выполнять эту работу, и поэтому были разработаны его производные для танков. Одно из полученных орудий, использовавшееся на исходной модели Т-34 85 (Д-5т), было способно пробивать верхнюю броню корпуса Tiger I на расстоянии 1000 метров. Этого все еще было достаточно, чтобы соответствовать Тигру, поскольку Тигр мог уничтожить Т-34 с расстояния от 1500 до 2000 метров, но это было заметное улучшение.

Т-34-85, завод 174, вид сзади. В центре - круглый люк для доступа к трансмиссии, по бокам выхлопные трубы, дымовые баллончики МДШ на корме корпуса и дополнительные топливные баки. борта корпуса.

После отмены Т-43 советское командование приняло решение переоборудовать заводы для производства улучшенной версии Т-34. Его башня башни была увеличена с 1425 мм (56 дюймов) до 1600 мм (63 дюйма), что позволяет установить более крупную башню и, следовательно, более крупную 85-мм пушку. Конструкция башни прототипа Т-43 была поспешно адаптирована Вячеславом Керичевым на заводе Красное Сормово под Т-34. Это была трехместная башня большего размера с радиостанцией (ранее в корпусе) и смотровой башенкой в ​​крыше. Теперь командиру оставалось только командовать (при помощи башенки и радиосистемы), оставляя управление пушкой наводчиком и заряжающему. Броня башни была намного толще, 90 мм, даже больше и с меньшим наклоном, чем у оригинальной башни Т-34. Это сделало башню в целом более крупной целью (из-за экипажа из трех человек и большей пушкой), но более устойчивой к вражескому огню. Боекомплект уменьшился с 90–100 до 55–60 снарядов, но снаряды были на 50% тяжелее (9 кг) и были намного лучше в роли противодействия броне и разумным в роли общего назначения. Получившийся в результате новый танк Т-34-85 рассматривался как компромисс между сторонними Т-43 и другими, кто хотел продолжить строительство как можно большего количества Т-34 с 76-мм вооружением без перерыва.

Интерьер Т-34-85, вид из люка механика-водителя, с изображением ящиков с боеприпасами, на заряженный должен стоять при отсутствии башенной корзины. На переднем плане место водителя. Рычаги заслонок радиатора видны на брандмауэре.

Производство Т-34-85 началось с января 1944 года на заводе №112, сначала с 85-мм пушкой Д-5Т. Параллельно с выпуском Т-34-85 с пушкой Д-5Т началось производство Т-34-85 с пушкой С-53 (которая позже была модифицирована и переименована в ЗИС-С-53). Февраль 1944 года, завод №112. Усовершенствованный Т-34-85 стал стандартным советским средним танком, производство которого производилось непрерывно до конца войны. Т-34-85 изначально стоил примерно на 30% дороже, чем модель 1943 года, - 164 000 руб. ; к 1945 г. он был снижен до 142 000 руб. В ходе Второй мировой войны стоимость танка Т-34 снизилась почти вдвое, с 270 000 рублей в 1941 году, при этом его максимальная скорость осталась примерно такой же, а его основная бронепробиваемость орудия и толщина лобовой брони башни увеличились почти почти. вдвое.

Т-34-85 дал Красной армии танк с лучшей броней и подвижностью, чем немецкий танк Panzer IV и штурмовое орудие StuG III. Хотя он не мог сравниться с броней или вооружением более тяжелых танков Panther и Tiger, его улучшенная огневая мощь делала его намного более эффективным, чем предыдущие модели, и в целом он был более рентабельным, чем самые тяжелые немецкие танки. По сравнению с программой Т-34-85, немцы вместо этого выбрали путь модернизации, основанный на внедрении совершенно новых, дорогих, более тяжелых и более сложных танков, что значительно замедлило рост производства их танков и помогло Советскому Союзу в поддержании существенное численное превосходство в танках. К маю 1944 года выпуск Т-34-85 достиг 1200 танков в месяц. За всю войну производственные показатели всех типов Panther достигли не более 6 557 штук, а всех типов Tiger (включая Tiger I и Tiger II) - 2 027 единиц. Производственные показатели только по Т-34-85 достигли 22,559.

12 января 1945 года колонна Tiger II среди других танков из 424-го тяжелого танкового батальона участвовала в ближнем бою с Т-34 85 танки у села Лисов. 40 танков Т-34-85 под командованием полковника Н.Жукова подверглись атаке 424-го тяжелого танкового батальона, усиленного 13 пантерами. Немцы безвозвратно потеряли 5 Tiger II, 7 Tiger Is и 5 Panther, из-за потери 4 Т-34 сгорело 85 танков.

Немецкое использование Т-34

Захваченные танки Т-34 образца 1943 года нажаты на вооружении Вермахта, январь 1944 г.

Немецкая армия часто использовала как можно больше трофейной техники, и Т-34 не были исключением. Во время боев на Восточном фронте было захвачено большое количество Т-34, хотя Т-34-85 было мало. Они были обозначены немцами как Panzerkampfwagen T-34 747 (r). С конца 1941 года трофейные Т-34 отправлялись в немецкую мастерскую для ремонта и модификации в соответствии с требованиями Германии. В 1943 году для этого использовался местный танковый завод в Харькове. Иногда их модифицируют в соответствии с немецкими стандартами путем установки немецкой командирской башенки и радиооборудования.

Первые трофейные Т-34 поступили на вооружение Германии летом 1941 года. Чтобы предотвратить ошибки распознавания, крупногабаритные кресты или даже свастики были нарисованы на танках, в том числе на верхней части башни, чтобы предотвратить удары самолетов Axis. Сильно поврежденные танки были закопаны как доты или использовались для испытаний и тренировок.

Маньчжурская кампания (август 1945 г.)

Сразу после полуночи 9 августа 1945 г., хотя японцы считали местность непроходимой для бронетанковых формирований, Советский Союз вторгся в Японию. оккупированная Маньчжурия. Общевойсковые войска Красной Армии достигли полной внезапности и применили мощную проникающую атаку по классической схеме двойного окружения, возглавляемой Т-34-85. Противостоящие японские силы были сокращены, поскольку элитные части были отведены на другие фронты, а оставшиеся силы находились в процессе передислокации. Оставшиеся против них японские танки все держались в тылу и не использовались в бою; у японцев была слабая поддержка со стороны IJAAF сил, инженерии и связи. Японские войска были разбиты, хотя некоторые оказали сопротивление. Японский император передал приказ о капитуляции 14 августа, но Квантунская армия не получила официального прекращения огня до 17 августа.

Корейская война (1950–1953)

США Морские пехотинцы подбили этот северокорейский Т-34-85 в сентябре 1950 года, в то время как американские и войска Организации Объединенных Наций наступали на Сеул после их успешного высадка десанта в Инчхоне во время Корейской войны. На фронте танка можно увидеть как минимум два проникающих попадания.

Полная бригада Северной Корейской Народной Армии (НКНА), вооруженная примерно 120 советскими Т-34-85, возглавила вторжение Южной Кореи в июне 1950 года. 2.36-дюймовые базуки времен Второй мировой войны, первоначально использовавшиеся американскими войсками в Корее, были бесполезны против танков Т-34 КНА, как и 75-мм основные пушки легкий танк M24 Chaffee. Однако после того, как силы США и ООН использовали более тяжелую и более мощную броню, такую ​​как американские M4 Sherman, M26 Pershing и M46 Patton танков, а также британских танков Comet и Centurion, КНА стала нести большие потери танков Т-34 в бою из-за брони противника, не считая дальнейших потерь из-за многочисленных американских / Авиаудары ООН и все более эффективная противотанковая огневая мощь для наземной пехоты США / ООН, такая как новый на тот момент 3,5-дюймовый M20 «Super Bazooka» (заменивший более раннюю 2,36-дюймовую модель). К тому времени, когда КНА были вынуждены отойти с юга, около 239 Т-34 и 74 СУ-76 штурмовых орудий были потеряны или брошены. После октября 1950 года броня КНА встречалась редко. Несмотря на то, что Китай вступил в конфликт в следующем месяце, он не осуществил каких-либо серьезных развертываний бронетехники, поскольку китайцы сосредоточили свое внимание на массированных атаках пехоты, а не на крупномасштабных атаках бронетехники. Было задействовано несколько Т-34-85 и несколько танков ИС-2, в основном рассредоточенных среди своей пехоты, что делало с тех пор редкие бронированные столкновения с войсками США и ООН.

В итоге, военный обзор США 1954 года пришел к выводу, что в ходе Корейской войны было всего 119 танков против танков, в которых участвовали подразделения армии США и морской пехоты США против северокорейских и китайских войск, при этом было подбито 97 танков Т-34-85 и 18 считаются вероятными. Американские потери были несколько больше.

Гражданская война в Анголе (1975–1988)

Восстановленный Т-34-85 ФАПЛА в Южноафриканском национальном музее военной истории, Йоханнесбург.

Одним из последних современных конфликтов, в которых широко использовались Т-34-85, была Гражданская война в Анголе. В 1975 году Советский Союз отправил в Анголу восемьдесят Т-34-85 в рамках поддержки продолжающейся там кубинской военной интервенции. Кубинские экипажи инструктировали персонал ФАПЛА в своей работе; другие водители и артиллеристы ФАПЛА сопровождали кубинские экипажи в качестве учеников.

ФАПЛА начала развертывание Т-34-85 против сил УНИТА и ФНЛА 9 июня 1975 г. Появление ФАПЛА и кубинских танков побудило Южную Африку усилить УНИТА одной эскадрильей броневиков Eland-90.

Другие регионы и страны

Балканы

Армия боснийских сербов Т-34-85 с резиновым покрытием, добавленным в попытке скрыть свою тепловую сигнатуру, около Добоя в начале 1996 года.

В начале 1991 года Югославский народный Армия располагала 250 Т-34-85, ни один из которых не состоял на вооружении. Во время распада Югославии Т-34-85 были унаследованы национальными армиями Хорватии, Боснии и Герцеговины и Сербии и Черногории и продолжали свое производство. см. действия во время югославских войн. Некоторые из них были также приобретены сербскими сепаратистскими армиями из югославских резервов, а именно Армией Республики Сербская Краина (СВК) и Армией Республики Сербской (ВРС). Большинство этих танков в начале конфликта находились в плохом состоянии, а некоторые вскоре пришли в негодность, вероятно, из-за неадекватного обслуживания и отсутствия запчастей.

3 мая 1995 года Т-34-85 VRS атаковал Форпост СООНО, укомплектованный 21-м полком Королевских инженеров в Маглае,Босния, в результате чего шесть британских миротворцев получили ранения, по крайней мере один из них получил постоянную инвалидность. Несколько Т-34, хранившихся ВРС на базе в Зворник, были временно конфискованы СООНО в рамках местной программы разоружения в следующем году.

Ближний Восток

Т-34-85 египетской армии в Военном музее Египта. Т-34-122 армии Египта в музее Яд-ла-Ширион, Израиль. 2005.

Т-34-85 чехословацкого производства использовались Египтом в арабо-израильских войнах 1956 и 1967 годов на Синайском полуострове. Египет продолжил строительство Т-34-100, местной и уникальной модификации, которая состояла из советской 100-мм тяжелой полевой артиллерии БС-3, установленной в сильно модифицированной башне, а также Т-34-122. установка пушки Д-30. В 1956 году они использовались как обычные танки для поддержки египетской пехоты, танк все еще использовался до Октябрьской войны 1973 года.

Сирийская армия также получила Т-34-85 от Советского Союза, и они участвовали во многих артиллерийских дуэлях с израильскими танками в ноябре 1964 года и в Шестидневной войне 1967 года..

Варшавский договор

Т-34-85 были вооружены армиями восточноевропейских стран (позже составивших Варшавский договор ) и армией других советских клиентов. - состояния в другом месте. Восточногерманские, венгерские и советские Т-34-85 участвовали в подавлении восстания в Восточной Германии 17 июня 1953 года, а также Венгерской революции 1956 года.

Афганистан

Т-34 -85 время от времени были доступны в Афганистане. Во время советско-афганской войны большая часть Т-34 находилась на вооружении сил внутренней безопасности Сарандой. Некоторые из них также находились на вооружении армии Демократической Афганистан.

Китай

Т-34-85 Народно-освободительной армии на площади Тяньаньмэнь на параде в честь национального значения дня Китая в 1950 году.

После образования Китайской Народной Республики (КНР) в 1949 году Советский Союз отправил много Т-34-85 Народно-освободительной армии КНР (НОАК). Хотя в течение десятилетий эксплуатации было внесено множество модификаций, которые вносят некоторые визуальные отличия между оригинальным Т-34-85 и китайским Т-34-85, и Завод 617 имел возможность каждой отдельной части Т-34-85, не было ни одного производимого в Китае. План производства Т-34-85 в Китае был завершен вскоре после того, как КНР получила основные боевые танки Т-54А из Советского Союза и начала строить танк Тип 59, который был лицензионной производственной версией Т-54А.

Куба

Танк Т-34-85 в музее Хирона, Куба

Куба получила 150 танков Т-34-85 в качестве военной помощи от Советского Союза в 1960 году. Т-34-85 был первый советский танк, поступивший на вооружение кубинских революционных вооруженных сил (FAR), наряду с ИС-2. Многие танки Т-34-85 впервые участвовали в боевых действиях в апреле 1961 года во время вторжения в залив Свиней с неизвестным первым уничтоженных или подбитых во время боя. В 1975 году большое количество Т-34-85 было передано ВСР из СССР для поддержки его длительного вмешательства в ангольскую гражданскую гражданну.

Взвод из пяти кубинских Т-34-85 участвовал в боях в Ангола против южноафриканских войск во время битвы при Кассинге. Танки базировались вместе с ротой кубинской мотопехоты, оснащенной бронетранспортерами БТР-152. В мае 1978 года Южная Африка совершила крупный воздушный налет на Кассинга с целью уничтожить там базу Народной организации Юго-Западной Африки (СВАПО). Кубинские силы были мобилизованы, чтобы остановить их. Когда они приблизились к Кассинге, их обстрелял южноафриканский самолет, который уничтожил большую часть БТР-152 и три Т-34-85; четвертый Т-34-85 был подбит противотанковой миной, закопанной в дороге. Оставшийся танк продолжал сражаться с выводящимися южноафриканскими парашютистами с позициями корпус вниз, пока бой не закончился.

Более сотни кубинских Т-34-85 и их экипажи остались в Анголе. по состоянию на середину 1980-х гг. В сентябре 1986 года президент США Фидель Кастро пожаловался генералу Константину Курочки, советской военной армии в Анголу, что они будут сражаться с южноафриканской бронетехникой на Т-34 времен «Мировой войны». II сбор »; Кастро настоял на, чтобы Советы оснастили кубинские войска большим объемом Т-55. К 1987 году запрос Кастро, похоже, был удовлетворен, поскольку кубинские танковые батальоны показали значительное количество Т-54Б, Т-55 и Т-62; Т-34-85 больше не использовался.

Кипр

Кипрская национальная гвардия вооруженные примерно 35 танками Т-34-85 помогли поддержать переворот греков. хунта против президента архиепископа Макариоса 15 июля 1974 г. Они также участвовали в обширных действиях против турецких войск во время турецкого вторжения в июле и августе 1974 г.>Кионели и Кирения 20 июля 1974 года.

Намибия

В 1984 году Народная организация Юго-Западной Африки (SWAPO ) предприняла согласованную попытку создать свой собственный бронетанковый батальон с помощью своего вооруженного крыла, Народно- освободительной армии Намибии. В рамках этих усилий дипломатические представители СВАПО в Европе обратились к ГДР с просьбой предоставить десять танков Т-34, которые были доставлены. Т-34 СВАПО никогда не использовались во время наступательных операций южноафриканских вооруженных сил, ограничивая роль стратегических баз на севере Анголы.

К 1988 году большинство из них находилось недалеко от Луанды, где экипажи принимали обучение у кубинских инструкторов. В марте 1989 года СВАПО необъяснимым образом переместила все свои бронетанковые части на юг, в сторону границы с Намибией. Южная Африка обвинила СВАПО в планировании крупного наступления с целью повлиять на предстоящих всеобщих выборов Намибии, но танкисты оставались неподвижными и даже воздерживались от вмешательства в серию возобновившихся столкновений позже в том же году. Все Т-34 СВАПО были окончательно репатриированы в Намибию за счет движения после обретения Намибией независимости в 1990 году. Четыре позже поступили на вооружение новой Намибийской армии.

Финляндия

Советская и финская армии использовали танкиз. -34 до 1960-х годов; первые включали версию с 76,2-мм вооружением, по крайней мере, до 1968 года, когда они использовались при съемках продолжения фильма Живые и мертвые. Финские танки были захвачены непосредственно у Советов или закуплены из захваченных запасов Германии. Многие из Т-34-85 были усовершенствованы финским или западным оборудованием, например, улучшенной оптикой.

Вьетнам

Во время Вьетнамской войны Север Вьетнамская армия была оснащена множеством китайских танков Тип 58, копией Т-34, и они использовались в Операции Лам Шон 719, в Пасхальном наступлении 1972 года и Весеннее наступление 1975 года. Позже они использовались во время вьетнамского вторжения в Кампучию и китайско-вьетнамской войны. В настоящее время используется в небольших количествах в качестве морской артиллерии на острове Спратли. Остальные ждут сдачи в лом.

Йемен

В 2015 году оба танка Т-34-85 обр. 1969 г. и СУ-100 САУ были сфотографированы, использовавшиеся при захвате хуситами в Йемен. В некоторых даже стреляли из ПТУР.

Текущая действующая служба

В 2018 году было девять стран, которые сохранили Т-34 на вооружении своих национальных вооруженных сил: Куба, Йемен, Республика Конго, Гвинея, Гвинея-Бисау, Намибия, Север Корея, Лаос и Вьетнам. Из этих операторов у Вьетнама был самый большой из известных уцелевших танков серии Т-34 - 45. Босния и Герцеговина - 5, Йемен - 30, Гвинея - 30, Гвинея-Бисау - 10, Мали - 21 и Лаос - 30. Неясно, сколько Кубинские и северокорейские Т-34 остались на вооружении. Считалось, что все конголезские, намибийские и малийские танки находятся на резервном хранении или вышли из строя. Лаосская армия списала свои Т-34 в начале 2019 года и продала все их в Россию, где они будут использоваться для публичных выставок и музейных экспонатов.

Преемники

В 1944 году, довоенный была возобновлена ​​разработка более совершенного танка Т-34, в результате чего был создан Т-44. Новый танк имел башню по образцу Т-34-85, но отличался новым корпусом с торсионно-торсионной подвеской и поперечно расположенным двигателем ; он имел более низкий профиль, чем Т-34-85, и был проще в изготовлении. До конца войны было построено от 150 до 200 таких танков. С существенными изменениями трансмиссии, новой башней и 100-мм пушкой он превратился в Т-54, производство которого началось в 1947 году. операторы красного цвета Т-34-85 ВС Боснии и Герцеговины, 2014.

Текущие операторы

Бывшие операторы

Китайские танки Т-34 во время Корейской войны в 1952 году
Символизм
Один из самых известных памятников Битва за перевал Дукла в 1944 г., возле Ладомирова и Свидник, на словацкой стороне перевала Дукла. Советский Т-34-85 (слева) вместе с немецким Pz-IV J (справа). A Т-34-85 во время Парад Победы в Москве, 2018 г..

Памятник танку Т-34-85 в восточногерманском городе Карл-Маркс-Штадт (Хемниц ) стал целью взрыва бомбы в 1980 г. атака, которая нанесла небольшой урон автомобилю ледяной и выбивало близлежащие окна. Бомбардировщик был заключен к пожизненному заключению в Баутцене, но был освобожден после сделки с соглашением с соглашением Германии в 1987 году. После объединения Германии в 1990 году танк был передан в музей. в Ингольштадте.

Другой такой танк, установленный на советским танкистам в Праге, был предметом памятом серьезных споров. Памятник (известный как Святой Танк) должен был представлять лейтенанта И.Г. Гончаренко Т-34-85 (первый советский танк, вошедший в Прагу во время освобождения Чехословакии в мае 1945 года), но на самом деле был вооружен тяжелым танком ИС-2М. Для многих в Праге танк был также напоминанием о советском вторжении, которое положило конец Пражской весне 1968 года. Танк был окрашен в розовый цвет художником Давидом Черным в 1991 году. протест российского правительства, арест Черного, официальная зеленая краска, публичные демонстрации и еще один слой розовой краски, нанесенный пятнадцатью депутатами парламента, танк был окончательно перемещен в военный музей.

«Четыре танкиста и собака» (Czterej pancerni i pies ), очень успешный военный польский телесериал 1960-х годов, адаптировал одноименный роман польского писателя Януш Пшимановский (1922–1998), сам добровольцем Народной армии Польши. Эта серия сделала танк Т-34 № 102 иконой польской поп-культуры. Он также был показан в других странах советского блока, где был также принят, что удивительно в Германской Демократической страны (Восточная Германия). В начале 21 века повторы сериала черно-белый все еще привлекают широкую аудиторию.

В Будапеште 23 октября 2006 г. Протесты 2006 года в Венгрии достигли апогея во время 50-летия Венгерской революции 1956 года. Протестующим удалось завести невооруженный танк Т-34, который был частью мемориальной выставки, и использовать его в беспорядках против полиции. Танк проехал несколько сотен метров, затем остановился перед полицией, не причинив никаких телесных повреждений.

Варианты
Иллюстрация некоторых выбранных вариантов Т-34, включая истребители танков и мобильная артиллерия.

Было два основных серийных семейства Т-34, каждый с подвариантами. Идентификация вариантов Т-34 может быть затруднена. Отливки башни, детали и оборудование на разных заводах различались; новые функции были добавлены в середине производственной циклов или модернизированы для старых резервуаров; поврежденные танки перестраивались, иногда с добавлением оборудования новой модели и даже новых башен.

Красная Армия никогда не имела последовательной политики в отношении наименования Т-34. Однако по крайней мере с 1980-х годов многие академические источники (в частности, AFV эксперт Стивен Залога ) использовали номенклатуру советского образца: Т-34 для моделей, вооруженных 76,2-мм пушками, и Т-34-85 для моделей вооруженных 85-мм пушками, с меньшими моделями, разными по годам, как Т-34 образца 1940 года. Некоторые российские историки используют разные названия: они называют первый Т-34 как Т-34 образца 1939 года. вместо 1940, все Т-34 с оригинальной башней и пушкой F-34 как Модель 1941 вместо моделей 1941 и 1942, и шестиугольная башня Т-34 как Модель 1942 вместо 1943 года.

Немецкая военная разведка во время мировой войны называла два основных серийных семейства как Т-34/76 и Т-34/85, причем подварианты используются буквенные обозначения, такие как Т-34 / 76А - эта номенклатура широко использовалась на Западе, особенно в популярной литературе. Когда немецкий Вермахт использовал трофейные Т-34, он называл их Panzerkampfwagen T-34 (r), где буква «r» означала russisch («русский»). Финны назвали Т-34 «соткой» по названию обыкновенный золотой глаз, потому что боковой силуэт танка напоминает плывущую водоплавающую птицу. Т-34-85 назывался «питкапуткинен сотка» («длинноствольная сотка»).

Т-34-85 выставлен в Яд Ла-Ширион, Израиль.

Т-34 (немецкое обозначение: Т-34/76) - оригинальный танк с 76,2-мм пушкой в ​​двухместной башне.

  • Модель 1940 (T-34 / 76A): Ранняя, небольшая партия (построено около 400) с L-11 76,2-мм танковой пушкой.
  • Модель 1941 (T-34 / 76B): основная продукция с более толстой броней и улучшенной 76,2-мм пушкой F-34.
  • образца 1942 года (T-34 / 76C): толще броня, множество мелких производственных усовершенствований.
  • Модель 1943 г. (Т-34 / 76D, E и F): выпущен в мае 1942 г. (а не в 1943 г.). Больше боеприпасов и топлива, очень незначительное увеличение брони. Новая шестиугольная турель, прозванная немцами «Микки Маус » из-за ее внешнего вида с двумя открытыми круглыми люками в крыше башни. В более позднем производстве появилась новая командирская башенка.

Т-34-85 (немецкое обозначение: Т-34/85) было серьезным усовершенствованием с 85-мм пушкой в ​​трехместной башне. Все модели Т-34-85 внешне очень похожи.

  • Модель 1943 года : Небольшая партия с января по март 1944 года с 85-мм пушкой Д-5Т.
  • Модель 1944 года : Выпускалась с марта 1944 года до конца того же года, с более простой 85-мм пушка ЗиС-С-53, радиостанция перенесена из корпуса в башню с улучшенной компоновкой и новым прицелом наводчика.
  • Модель 1945 года : Выпускалась с 1944 по 1945 год, с электрическим приводом двигателя поворота башни, увеличенная командирская башенка с неразъемным люком и дымовая система ТДП с электровзрывными канистрами МДШ.
  • Образец 1946 г. : Серийный образец с улучшенным двигателем В-2-34М, новыми колесами, и другие мелкие детали.
  • Модель 1960 года : Программа ремонта представила новый двигатель V-2-3411 и другие модификации.
  • Модель 1969 года (также называемая T-34-85M): Еще одна модернизация программа по внедрению оборудования для ночного вождения, дополнительного топлива и других модернизаций.

Прочие боевые бронированные машины

Т-34-57 в 1941 году.
  • Огнеметные танки : ОТ-34 и ОТ-34 -85 имели внутренний огнемет АТО-41 (позже АТО-42), заменяющий корпусный пулемет.
  • ПТ-1 Т-34/76: П ротивоминный Т рал (противоминный трал) Шахтный каток танк, в основном построенный на шасси Т-34 образца 1943 года или Т-34-85.
  • Самоходные артиллерийские орудия и истребители танков :
  • Т-34/57 : Менее 324 Т-34 в 1941 и 1943–44 годах были установлены ЗиС-4 или 57-мм высокостная пушка ЗИС-4М для использования в качестве охотников за танками.
Уцелевшие машины

Огромное количество Т-34 и Т-34 -85 были произведены; Советы агрессивно использовали их в кампаниях в Европе и Азии, и они были распространены среди союзников Советов по всему миру. Из-за всех трех факторов в живых остались сотни Т-34. Образцы этого танка находятся в собрании самых значительных военных музеев, еще сокрушенными военными мемориалами. Многие из них находятся в частной собственности, а демилитаризованные рабочие цистерны переходят из рук в руки за 20 000–40 000 США. Некоторые по-прежнему могут служить второстепенным звеном в ряде вооруженных сил третьего мира, в первую очередь в съемках фильмов. Во многих фильмах о Второй мировой войне, таких как Спасти рядового Райана, Битва за Неретву и Герои Келли, танки Т-34-85 были использованы, чтобы напоминать Тигр I танки, из-за редкости последних. В фильме Сидни Поллака 1969 года Крепость Замка в качестве немецких танковались едва модифицированные танки Т-34-85.

В 2000 году модель Т-34 обнаружен 1943 год, который провел 56 лет на дне болота в Эстонии. Танк был захвачен и использовался отступающими немецкими войсками, которые бросили его в болото, когда в кончилось топливо. анаэробная среда болота сохранила резервуар и обеспечила отсутствие признаков утечки масла, ржавчины или других значительных повреждений водой. Двигатель был восстановлен до полного рабочего состояния.

Другие важные уцелевшие Т-34 включают модель 1941 на США. Музей артиллерийского вооружения в Форт Ли, Вирджиния - одна из старейших сохранившихся машин. Французский Musée des Blindés в Сомюре имеет два Т-34, один из которых находится в полностью рабочем состоянии, который демонстрируется в действии на летней выставке танков «Карусель». Mandela Way T-34 Tank, частный Т-34-85, названный в честь улицы, на которой он расположен (около Бермондси, Лондон), часто перекрашивается художниками и граффити.

См. также
  • Портал танков

Танки сопоставимая роль, характеристики и эпоха

Примечания
Цитаты
Ссылки
Внешние ссылки
На Викискладе есть медиафайлы, связанные с Т-34.
Последняя правка сделана 2021-06-09 05:05:01
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте