БТР-152 | |
---|---|
БТР-152 в Зинсхайм, Германия. | |
Тип | Бронетранспортер |
Место происхождения | Советский Союз |
История службы | |
На вооружении | 24 марта 1950 г. - настоящее время |
Б / у от | См. Операторы |
Войны | См. История обслуживания |
История производства | |
Дизайнер | B. М. Фиттерман |
Разработан | ноябрь 1946 - 1949 гг. |
Завод | Автомобильный завод № 2 Завод имени Сталина (до 1956 года). Автомобильный завод № 2 Завод имени Лихачева (с 1956 по 1962 год) |
Произведено | 1950–1959 |
№ Построено | около 15000 |
Вариантов | См. Варианты |
Технические характеристики | |
Масса | 9,91 тонны |
Длина | 6,55 м. 6,83 м для БТР-152В |
Ширина | 2,32 м |
Высота | 2,04 м (без пулемета). 2,36 м (с пулеметом). 2,41 м (БТР-152В с пулеметом) |
Экипаж | 2 (+18 пассажиров) |
Броня | сварная сталь. 15 мм спереди. 9 мм по бокам и сзади. 10 мм крыша. 4 мм снизу |
Основное. вооружение | 7,62-мм ручной пулемет СГМБ (1250 патронов) (вместо 12,7-мм ДШК 1938/46 можно использовать крупнокалиберный пулемет (500 патронов)) |
Вторичное. вооружение | 2 7,62-мм ручных пулемета СГМБ (1250–1750 патронов) на боковых креплениях (опция) |
Двигатель | 6-цилиндровый ЗИС-123 рядный бензиновый с водяным охлаждением (для вариантов на базе ЗиС-151). Рядный бензиновый 6-цилиндровый ЗиЛ-137К (для вариантов на базе ЗиЛ-157). 110 л.с. (82 кВт) при 3000 об / мин. (для вариантов на базе ЗиС-151). 107 л.с. (80 кВт) (для вариантов на базе ЗиЛ-157) |
Мощность / масса | 11,1 л.с. / тонна (8,3 кВт / тонна). 10,8 л.с. / т (8,1 кВт / т) для БТР-152В |
Подвеска | колесная 6х6. передняя - 2 листовые рессоры и гидроамортизаторы.. задний - уравновешивающий с 2 листовыми рессорами и торсионами. |
Дорожный просвет | 300 мм |
Запас топлива | 300 л (79 галлонов) |
В рабочем состоянии. дальность | 650 км (404 мили) |
Максимальная скорость | 75 км / ч. 65 км / ч для БТР-152В |
БТР-152 (также известный как БТР-140) был шестиколесным советским бронетранспортером (БТР, от Бронетранспортер / Бронетранспортер, буквально «бронетранспортер»), построенный на шасси и трансмиссии легкового грузовика ЗиС-151. Он поступил на вооружение ряда стран-участниц Варшавского договора начиная с 1950 года и составлял основу советских мотострелковых батальонов до появления в 1960-х годах десантных БТР-60 серии .
БТР-152 были доступны в нескольких марках и производились в больших количествах для советских военных и на экспорт. В более поздних моделях использовались автомобильные комплектующие от более надежного грузовика ЗИЛ-157. В период с 1950 по 1959 гг. Появилось три основных варианта БТР-152: базовый бронетранспортер с одним штифтовым 7,62-мм или 12,7-мм пулеметом, невооруженная командирская машина с более высокой линией крыши и зенитный вариант, вооруженный крепление ЗПУ-2. БТР-152 могли нести по одному пехотному отряду или специальные группы вооружения вместе со своими минометами и противотанковым оборудованием. На советской службе некоторые из них также использовались как артиллерийские тягачи.
Во время Второй мировой войны, тактики Красной Армии отдавали предпочтение общевойсковым наступлениям, в которых особое внимание уделялось развертыванию легкой пехоты вместе с танками. Однако советским пехотинцам не хватало броневой защиты и быстрой маневренности танков, и они оставались сравнительно уязвимыми для вражеского огня.
К концу войны первоначальная советская тактика десант танка, в котором пехота вступала в бой на танках, которые они поддерживали, были заменены введением броневиков M3 Half-Track и M3 White. Они широко использовались для перевозки войск, что породило новую доктрину, согласно которой бронированные машины, способные не отставать от танков, приводили в бой пехоту. Затем пехотинцы высадились и вступили в бой спешенными.
Опыт военного времени показал, что Красная Армия остро нуждалась в послевоенных колесных бронетранспортерах, и генеральный штаб определил новую разведывательную машину и бронетранспортер (БТР).. БТР должен был перевозить не менее восьми военнослужащих. Создано новое конструкторское бюро на Горьковском автомобильном заводе (ГАЗ) для изучения потенциальных концепций; их последний прототип, Изделие 141 (БТР-40 ), был принят на вооружение, но считался слишком маленьким для использования в качестве БТР. Тем временем были выпущены спецификации еще одного БТР, способного разместить от 15 до 20 дополнительных пассажиров и вооруженного одним крупнокалиберным пулеметом. Существующие полугусеницы M3 и трофейный немецкий Sd.Kfz. 251s были изучены как потенциальные образцы для предстоящего опытного проектирования.
Концептуальная работа над новым БТР началась на заводе Завод имени Сталина (ЗиС) в Москве под контролем Советский инженер Борис Михайлович Фиттерман, примерно в то же время «Изделие 141» разрабатывался ГАЗ. Для создания прототипов использовались автомобильные комплектующие с конвейера ЗиС-151; однако шасси APC имело более мощный двигатель и более короткую колесную базу, чем его аналог грузового автомобиля. Проектные работы выполняла бригада из пяти сотрудников ЗиС: Фиттерман, К. М. Андросов, А. П. Петренко, В. Ф. Родионов и П. П. Черняев. Последний опытный образец был испытан ВС СССР в декабре 1949 года и принят на вооружение как БТР-152. Серийное производство БТР-152 под заводским кодом ЗиС-152 началось примерно в середине 1950-х годов, что сделало его первым серийным советским БТР. Несмотря на то, что БТР-40 был спроектирован примерно в то же время, серийное производство БТР-40 началось только в конце года.
БТР-152 использовался советскими военными как машина командования и связи, машина огневой поддержки, артиллерийский тягач и автовоз. Благодаря открытому верху экипаж БТР-152 был уязвим для огня с закрытых позиций. В последующие годы машина не была идеальной для перспективы крупной войны с применением обычных вооружений в Европе, так как ей не хватало возможностей для десантирования и средств противодействия NBC. Однако эти ранние БТР оставались эффективными в качестве недорогого варианта, который позволял Советам быстро моторизовать свои существующие пехотные дивизии. В программе конца 1950-х годов рассматривались способы замены БТР-152 на более совершенный БТР, использующий специально разработанное плавающее шасси. Поскольку шестиколесная конфигурация БТР-152 была сочтена недостаточной для снижения давления на шины и обеспечения оптимальной проходимости, советские инженеры приступили к реализации программы восьмиколесных БТР, в результате которой был создан БТР-60 <524.>Приблизительно 8600 БТР-152 всех вариантов было произведено в Советском Союзе, при этом некоторые нелицензионные копии были произведены в Китайской Народной Республике как Тип 56. Советские БТР-152 производились в период с 1950 по 1959 год. с 1960 года дополняется БТР-60. Поскольку они становились все более устаревшими, многие из них были отправлены в государства-клиенты Советского Союза в Африке и на Ближнем Востоке ; наибольшее количество подержанных БТР-152 было принято арабскими странами, такими как Ливия, Ирак, Сирия и Египет. Небольшие партии были также переоборудованы в бронированные машины скорой помощи и боевые инженерные машины для Советской Армии; они оставались на вооружении вплоть до 1980-х годов.
БТР-152 впервые участвовали в боях во время Венгерской революции 1956, когда они были развернуты 12-й моторизованной бригадой советских внутренних войск, чтобы подавить зарождающееся восстание Венгрии. БТР были размещены в Будапеште и других населенных пунктах, а также на венгерской границе с Австрией. Некоторые из них были повреждены или уничтожены боевиками, вооруженными коктейлями Молотова, которые без видимых затруднений были брошены в открытые отсеки войск. Поскольку они были колесными, некоторые БТР-152 также были обездвижены, когда их резиновые шины загорелись, и их экипажам пришлось бросить их.
Египет был одним из первых крупных экспортных заказчиков БТР-152 за пределами Востока. Европа; в 1954 году он заказал 200 из Советского Союза, а в период с 1961 по 1966 год он получил еще 600 бывших в употреблении, возможно, в качестве военной помощи. Сирия также получила не менее 200 БТР-152 в 1966 году и еще 300 через три года. Они были развернуты против Армии обороны Израиля во время Шестидневной войны. На сирийской службе они использовались как импровизированные боевые машины пехоты, а не БТР; пехотинцы остались конными и использовали БТР-152 как огневую платформу, а не высадились и сражались пешком. Тем не менее, из-за неспособности координировать общевойсковые маневры сирийская мотопехота часто отделялась от своих танковых соединений и становилась уязвимой для израильской тяжелой бронетехники. Израиль захватил более 1000 БТР-152 у арабских армий во время Шестидневной войны, а в ходе последующей войны Судного дня.
БТР-152 были развернуты Национальным фронтом освобождения Чада (ФРОЛИНАТ) во время Первой гражданской войны в Чаде, и сыграли важную роль в моторизованном штурме Салала в апреле 1978 года. БТР были подбиты броневиками Panhard AML-90 Французский Иностранный Легион. Ливийские механизированные батальоны также развернули БТР-152 в Чаде во время чадско-ливийского конфликта, часто совместно с танковыми ротами или каскавелами EE-9. Некоторые из них были уничтожены после прямых попаданий от артиллерийского огня AML-90 или SS.11 противотанковых ракет.
БТР-152 составляли основу механизированных подразделений с обеих сторон в течение <187 г.>Война Огадена. Национальные силы обороны Сомали (SNDF) заказали у Советского Союза достаточно БТР-152 в конце 1960-х годов, чтобы обеспечить массовое расширение своих бронетанковых и механизированных возможностей и укомплектовать девять новых механизированных батальонов. Около половины сомалийских БТР-152, похоже, были потеряны в огаденском конфликте. Поставки советского оружия в Эфиопию ускорились после начала войны и с марта 1977 г. включали 40 БТР-152, выделенных из резервных запасов Советской Армии. Эти машины были в основном БТР-152В, но также включали зенитный вариант БТР-152А.
Советский Союз подарил Мозамбику не менее шести БТР-152 вскоре после обретения страной независимости в середина 1970-х. Мозамбикские БТР-152 использовались против Сил безопасности Родезии, проводивших рейды через границу, а также в ходе операций по поиску и уничтожению, проводившихся возле Мозамбикского национального сопротивления (RENAMO) твердыни. Вполне вероятно, что все Мозамбикские БТР-152 были уничтожены фугасами или бомбардировками Родезии; они не стояли на вооружении задолго до того, как их заменили БТР-60. Вторая партия БТР-152 была доставлена Народным силам освобождения Мозамбика (FPLM) в 1983 году, но остается неясным, использовались ли они на передовой.
Во время Гражданская война в Ливане, и ливанские ополченцы, и сирийская армия использовали БТР-152.
БТР-152 представляет собой модифицированное шасси грузовика с бронированным корпусом и десантным отделением с открытым верхом. Борта и корма десантного отделения вертикальные, с наклонными внутрь углами для отражения осколков снаряда. По бокам десантного отделения расположены огневые порты и две задние двери для быстрой окорки. Пехотинцы могут стрелять из своего индивидуального оружия из-за относительной защиты машины и выходить через эти двери или перепрыгивая через борта. Экипаж состоит из водителя и одного пассажира, который управляет радио.
Были доступны два типа рассадки: первый состоит из деревянных скамеек по обе стороны от десантного отделения, обращенных внутрь; второй состоял из трех рядов сидений, обращенных вперед. И водитель, и радист, сидящие справа от него, имеют индивидуальные лобовые стекла, а в бою они прикрываются сдвоенными бронированными ставнями со встроенными блоками обзора. Члены экипажа выходят из машины через боковые двери, верхние части которых откидываются и откидываются для целей наблюдения.
Бронеплита БТР-152 изготовлена из сварной стали и имеет толщину от 4 мм (0,16 дюйма) до 13,5 мм. мм (0,53 дюйма) толщиной. Это защищает экипаж и пассажиров от огня стрелкового оружия, осколков снарядов, гранат и противопехотных мин, но неэффективно против более крупных осколков снарядов или даже от огня крупнокалиберных пулеметов. Корпуса позднего производства могли быть изготовлены из стального листа толщиной до 15 мм (0,59 дюйма). Транспортное средство иногда оснащается лебедкой максимальной грузоподъемностью 5 тонн и тросом длиной 70 м. В зависимости от варианта, БТР-152 могут буксировать полевую артиллерию, перевозить 1,9 тонны груза или нести половину взвода пехоты.
Большинство советских БТР-152 оснащалось шестицилиндровым двигателем ЗиЛ-123. линейный бензиновый двигатель с водяным охлаждением мощностью 110 л.с. при 2900 об / мин. На шасси и компонентах грузового автомобиля ЗиЛ-157 использовался несколько иной двигатель ЗиЛ-137К. В передней части корпуса есть несколько жалюзи двигателя, чтобы предотвратить перегрев; они могли быть безопасно закрыты на короткие промежутки времени во время боя, пока водитель снижал скорость и избегал перенапряжения машины. Коробка передач БТР-152 состояла из пяти передач переднего хода и одной передачи заднего хода с двухступенчатой раздаточной коробкой. Пятая передача имела повышенную передачу. Подвеска состояла из обычных листовых рессор с гидравлическими амортизаторами.
В конце 1950-х было выпущено немногим более 200 БТР-152 с закрытыми корпусами, в отличие от традиционной конструкции с открытым верхом; они получили обозначение БТР-152К и БТР-152К1. Они также были неофициально известны как «БТР-152 Модель D» или «БТР-152 M1961» в некоторых армиях Варшавского договора. Закрытый корпус снизил ситуационную осведомленность, но позволил установить центральное отопление и систему избыточного давления NBC. На новой линии крыши установили два люка, открывающиеся вправо.
Место водителя в БТР-152.БТР-152 изначально был вооружен одиночным цапфовым 7,62-мм СГ-43 Горюнов (СГМБ) средний пулемет, питаемый 1250 патронами, хранящимися на борту. Он был установлен за местом водителя. Дополнительные 7,62-мм пулеметы общего назначения при необходимости могли устанавливаться с обеих сторон крыши корпуса. Пулемет СГМБ мог поворачиваться на 45 градусов и подниматься от -6 до +24 градусов. На некоторых БТР вместо СГМБ устанавливались одиночные 12,7-мм ДШК или 14,5-мм КПВ. Машины, обозначенные как БТР-152А, были машинами наземной поддержки с ограниченными возможностями противовоздушной обороны. БТР-152А нес два КПВ в зенитной установке ЗПУ-2. Вариации включали египетскую модель с чехословацкой установкой M53 Quad для четырех ДШК, которые обычно буксировались на двухколесном прицепе, а также некоторые модификации Организации освобождения Палестины для установки 23-мм ЗУ-23- 2 зенитных орудия.
Поскольку в исходном БТР-152 использовались шасси и двигатель ЗиС-151, он разделял проблемы с обслуживанием грузовика и плохую проходимость. Более поздние варианты, в которых использовались компоненты ЗиЛ-157, имели большую мощность и большие одиночные шины, что уменьшало недостатки машины, но не устраняло их полностью. Удобство эксплуатации и надежность оставались низкими.
На Викискладе есть медиафайлы, связанные с БТР-152. |