БТР-152

редактировать
Тип БТР
БТР-152
Бронетранспортер БТР-152 в Зинсхейме.JPG БТР-152 в Зинсхайм, Германия.
ТипБронетранспортер
Место происхожденияСоветский Союз
История службы
На вооружении24 марта 1950 г. - настоящее время
Б / у отСм. Операторы
ВойныСм. История обслуживания
История производства
ДизайнерB. М. Фиттерман
Разработанноябрь 1946 - 1949 гг.
ЗаводАвтомобильный завод № 2 Завод имени Сталина (до 1956 года). Автомобильный завод № 2 Завод имени Лихачева (с 1956 по 1962 год)
Произведено1950–1959
№ Построенооколо 15000
ВариантовСм. Варианты
Технические характеристики
Масса9,91 тонны
Длина6,55 м. 6,83 м для БТР-152В
Ширина2,32 м
Высота2,04 м (без пулемета). 2,36 м (с пулеметом). 2,41 м (БТР-152В с пулеметом)
Экипаж2 (+18 пассажиров)

Броня сварная сталь. 15 мм спереди. 9 мм по бокам и сзади. 10 мм крыша. 4 мм снизу
Основное. вооружение7,62-мм ручной пулемет СГМБ (1250 патронов) (вместо 12,7-мм ДШК 1938/46 можно использовать крупнокалиберный пулемет (500 патронов))
Вторичное. вооружение2 7,62-мм ручных пулемета СГМБ (1250–1750 патронов) на боковых креплениях (опция)
Двигатель6-цилиндровый ЗИС-123 рядный бензиновый с водяным охлаждением (для вариантов на базе ЗиС-151). Рядный бензиновый 6-цилиндровый ЗиЛ-137К (для вариантов на базе ЗиЛ-157). 110 л.с. (82 кВт) при 3000 об / мин. (для вариантов на базе ЗиС-151). 107 л.с. (80 кВт) (для вариантов на базе ЗиЛ-157)
Мощность / масса11,1 л.с. / тонна (8,3 кВт / тонна). 10,8 л.с. / т (8,1 кВт / т) для БТР-152В
Подвескаколесная 6х6. передняя - 2 листовые рессоры и гидроамортизаторы.. задний - уравновешивающий с 2 ​​листовыми рессорами и торсионами.
Дорожный просвет300 мм
Запас топлива300 л (79 галлонов)
В рабочем состоянии. дальность650 км (404 мили)
Максимальная скорость75 км / ч. 65 км / ч для БТР-152В

БТР-152 (также известный как БТР-140) был шестиколесным советским бронетранспортером (БТР, от Бронетранспортер / Бронетранспортер, буквально «бронетранспортер»), построенный на шасси и трансмиссии легкового грузовика ЗиС-151. Он поступил на вооружение ряда стран-участниц Варшавского договора начиная с 1950 года и составлял основу советских мотострелковых батальонов до появления в 1960-х годах десантных БТР-60 серии .

БТР-152 были доступны в нескольких марках и производились в больших количествах для советских военных и на экспорт. В более поздних моделях использовались автомобильные комплектующие от более надежного грузовика ЗИЛ-157. В период с 1950 по 1959 гг. Появилось три основных варианта БТР-152: базовый бронетранспортер с одним штифтовым 7,62-мм или 12,7-мм пулеметом, невооруженная командирская машина с более высокой линией крыши и зенитный вариант, вооруженный крепление ЗПУ-2. БТР-152 могли нести по одному пехотному отряду или специальные группы вооружения вместе со своими минометами и противотанковым оборудованием. На советской службе некоторые из них также использовались как артиллерийские тягачи.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Разработка
    • 1.2 Обслуживание
  • 2 Описание
  • 3 Варианты
    • 3.1 Бывший советский Союз
    • 3,2 Китайская Народная Республика
    • 3,3 Египет
    • 3,4 бывшая Восточная Германия
    • 3,5 Израиль
    • 3,6 Ливан
    • 3,7 Польша
    • 3,8 Вьетнам
  • 4 Операторы
    • 4,1 Текущие операторы
    • 4.2 Бывшие операторы
    • 4.3 Бывшие негосударственные операторы
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
  • 7 Дополнительная литература
  • 8 Внешние ссылки

История

Развитие

Во время Второй мировой войны, тактики Красной Армии отдавали предпочтение общевойсковым наступлениям, в которых особое внимание уделялось развертыванию легкой пехоты вместе с танками. Однако советским пехотинцам не хватало броневой защиты и быстрой маневренности танков, и они оставались сравнительно уязвимыми для вражеского огня.

К концу войны первоначальная советская тактика десант танка, в котором пехота вступала в бой на танках, которые они поддерживали, были заменены введением броневиков M3 Half-Track и M3 White. Они широко использовались для перевозки войск, что породило новую доктрину, согласно которой бронированные машины, способные не отставать от танков, приводили в бой пехоту. Затем пехотинцы высадились и вступили в бой спешенными.

Опыт военного времени показал, что Красная Армия остро нуждалась в послевоенных колесных бронетранспортерах, и генеральный штаб определил новую разведывательную машину и бронетранспортер (БТР).. БТР должен был перевозить не менее восьми военнослужащих. Создано новое конструкторское бюро на Горьковском автомобильном заводе (ГАЗ) для изучения потенциальных концепций; их последний прототип, Изделие 141 (БТР-40 ), был принят на вооружение, но считался слишком маленьким для использования в качестве БТР. Тем временем были выпущены спецификации еще одного БТР, способного разместить от 15 до 20 дополнительных пассажиров и вооруженного одним крупнокалиберным пулеметом. Существующие полугусеницы M3 и трофейный немецкий Sd.Kfz. 251s были изучены как потенциальные образцы для предстоящего опытного проектирования.

Концептуальная работа над новым БТР началась на заводе Завод имени Сталина (ЗиС) в Москве под контролем Советский инженер Борис Михайлович Фиттерман, примерно в то же время «Изделие 141» разрабатывался ГАЗ. Для создания прототипов использовались автомобильные комплектующие с конвейера ЗиС-151; однако шасси APC имело более мощный двигатель и более короткую колесную базу, чем его аналог грузового автомобиля. Проектные работы выполняла бригада из пяти сотрудников ЗиС: Фиттерман, К. М. Андросов, А. П. Петренко, В. Ф. Родионов и П. П. Черняев. Последний опытный образец был испытан ВС СССР в декабре 1949 года и принят на вооружение как БТР-152. Серийное производство БТР-152 под заводским кодом ЗиС-152 началось примерно в середине 1950-х годов, что сделало его первым серийным советским БТР. Несмотря на то, что БТР-40 был спроектирован примерно в то же время, серийное производство БТР-40 началось только в конце года.

БТР-152 использовался советскими военными как машина командования и связи, машина огневой поддержки, артиллерийский тягач и автовоз. Благодаря открытому верху экипаж БТР-152 был уязвим для огня с закрытых позиций. В последующие годы машина не была идеальной для перспективы крупной войны с применением обычных вооружений в Европе, так как ей не хватало возможностей для десантирования и средств противодействия NBC. Однако эти ранние БТР оставались эффективными в качестве недорогого варианта, который позволял Советам быстро моторизовать свои существующие пехотные дивизии. В программе конца 1950-х годов рассматривались способы замены БТР-152 на более совершенный БТР, использующий специально разработанное плавающее шасси. Поскольку шестиколесная конфигурация БТР-152 была сочтена недостаточной для снижения давления на шины и обеспечения оптимальной проходимости, советские инженеры приступили к реализации программы восьмиколесных БТР, в результате которой был создан БТР-60 <524.>Приблизительно 8600 БТР-152 всех вариантов было произведено в Советском Союзе, при этом некоторые нелицензионные копии были произведены в Китайской Народной Республике как Тип 56. Советские БТР-152 производились в период с 1950 по 1959 год. с 1960 года дополняется БТР-60. Поскольку они становились все более устаревшими, многие из них были отправлены в государства-клиенты Советского Союза в Африке и на Ближнем Востоке ; наибольшее количество подержанных БТР-152 было принято арабскими странами, такими как Ливия, Ирак, Сирия и Египет. Небольшие партии были также переоборудованы в бронированные машины скорой помощи и боевые инженерные машины для Советской Армии; они оставались на вооружении вплоть до 1980-х годов.

Служба

БТР-152, подбитый во время Венгерской революции 1956 г..

БТР-152 впервые участвовали в боях во время Венгерской революции 1956, когда они были развернуты 12-й моторизованной бригадой советских внутренних войск, чтобы подавить зарождающееся восстание Венгрии. БТР были размещены в Будапеште и других населенных пунктах, а также на венгерской границе с Австрией. Некоторые из них были повреждены или уничтожены боевиками, вооруженными коктейлями Молотова, которые без видимых затруднений были брошены в открытые отсеки войск. Поскольку они были колесными, некоторые БТР-152 также были обездвижены, когда их резиновые шины загорелись, и их экипажам пришлось бросить их.

Египет был одним из первых крупных экспортных заказчиков БТР-152 за пределами Востока. Европа; в 1954 году он заказал 200 из Советского Союза, а в период с 1961 по 1966 год он получил еще 600 бывших в употреблении, возможно, в качестве военной помощи. Сирия также получила не менее 200 БТР-152 в 1966 году и еще 300 через три года. Они были развернуты против Армии обороны Израиля во время Шестидневной войны. На сирийской службе они использовались как импровизированные боевые машины пехоты, а не БТР; пехотинцы остались конными и использовали БТР-152 как огневую платформу, а не высадились и сражались пешком. Тем не менее, из-за неспособности координировать общевойсковые маневры сирийская мотопехота часто отделялась от своих танковых соединений и становилась уязвимой для израильской тяжелой бронетехники. Израиль захватил более 1000 БТР-152 у арабских армий во время Шестидневной войны, а в ходе последующей войны Судного дня.

БТР-152 были развернуты Национальным фронтом освобождения Чада (ФРОЛИНАТ) во время Первой гражданской войны в Чаде, и сыграли важную роль в моторизованном штурме Салала в апреле 1978 года. БТР были подбиты броневиками Panhard AML-90 Французский Иностранный Легион. Ливийские механизированные батальоны также развернули БТР-152 в Чаде во время чадско-ливийского конфликта, часто совместно с танковыми ротами или каскавелами EE-9. Некоторые из них были уничтожены после прямых попаданий от артиллерийского огня AML-90 или SS.11 противотанковых ракет.

БТР-152 составляли основу механизированных подразделений с обеих сторон в течение <187 г.>Война Огадена. Национальные силы обороны Сомали (SNDF) заказали у Советского Союза достаточно БТР-152 в конце 1960-х годов, чтобы обеспечить массовое расширение своих бронетанковых и механизированных возможностей и укомплектовать девять новых механизированных батальонов. Около половины сомалийских БТР-152, похоже, были потеряны в огаденском конфликте. Поставки советского оружия в Эфиопию ускорились после начала войны и с марта 1977 г. включали 40 БТР-152, выделенных из резервных запасов Советской Армии. Эти машины были в основном БТР-152В, но также включали зенитный вариант БТР-152А.

Советский Союз подарил Мозамбику не менее шести БТР-152 вскоре после обретения страной независимости в середина 1970-х. Мозамбикские БТР-152 использовались против Сил безопасности Родезии, проводивших рейды через границу, а также в ходе операций по поиску и уничтожению, проводившихся возле Мозамбикского национального сопротивления (RENAMO) твердыни. Вполне вероятно, что все Мозамбикские БТР-152 были уничтожены фугасами или бомбардировками Родезии; они не стояли на вооружении задолго до того, как их заменили БТР-60. Вторая партия БТР-152 была доставлена ​​Народным силам освобождения Мозамбика (FPLM) в 1983 году, но остается неясным, использовались ли они на передовой.

Во время Гражданская война в Ливане, и ливанские ополченцы, и сирийская армия использовали БТР-152.

Описание

Размещение войск в заднем отсеке БТР-152.

БТР-152 представляет собой модифицированное шасси грузовика с бронированным корпусом и десантным отделением с открытым верхом. Борта и корма десантного отделения вертикальные, с наклонными внутрь углами для отражения осколков снаряда. По бокам десантного отделения расположены огневые порты и две задние двери для быстрой окорки. Пехотинцы могут стрелять из своего индивидуального оружия из-за относительной защиты машины и выходить через эти двери или перепрыгивая через борта. Экипаж состоит из водителя и одного пассажира, который управляет радио.

Были доступны два типа рассадки: первый состоит из деревянных скамеек по обе стороны от десантного отделения, обращенных внутрь; второй состоял из трех рядов сидений, обращенных вперед. И водитель, и радист, сидящие справа от него, имеют индивидуальные лобовые стекла, а в бою они прикрываются сдвоенными бронированными ставнями со встроенными блоками обзора. Члены экипажа выходят из машины через боковые двери, верхние части которых откидываются и откидываются для целей наблюдения.

Бронеплита БТР-152 изготовлена ​​из сварной стали и имеет толщину от 4 мм (0,16 дюйма) до 13,5 мм. мм (0,53 дюйма) толщиной. Это защищает экипаж и пассажиров от огня стрелкового оружия, осколков снарядов, гранат и противопехотных мин, но неэффективно против более крупных осколков снарядов или даже от огня крупнокалиберных пулеметов. Корпуса позднего производства могли быть изготовлены из стального листа толщиной до 15 мм (0,59 дюйма). Транспортное средство иногда оснащается лебедкой максимальной грузоподъемностью 5 тонн и тросом длиной 70 м. В зависимости от варианта, БТР-152 могут буксировать полевую артиллерию, перевозить 1,9 тонны груза или нести половину взвода пехоты.

Большинство советских БТР-152 оснащалось шестицилиндровым двигателем ЗиЛ-123. линейный бензиновый двигатель с водяным охлаждением мощностью 110 л.с. при 2900 об / мин. На шасси и компонентах грузового автомобиля ЗиЛ-157 использовался несколько иной двигатель ЗиЛ-137К. В передней части корпуса есть несколько жалюзи двигателя, чтобы предотвратить перегрев; они могли быть безопасно закрыты на короткие промежутки времени во время боя, пока водитель снижал скорость и избегал перенапряжения машины. Коробка передач БТР-152 состояла из пяти передач переднего хода и одной передачи заднего хода с двухступенчатой ​​раздаточной коробкой. Пятая передача имела повышенную передачу. Подвеска состояла из обычных листовых рессор с гидравлическими амортизаторами.

В конце 1950-х было выпущено немногим более 200 БТР-152 с закрытыми корпусами, в отличие от традиционной конструкции с открытым верхом; они получили обозначение БТР-152К и БТР-152К1. Они также были неофициально известны как «БТР-152 Модель D» или «БТР-152 M1961» в некоторых армиях Варшавского договора. Закрытый корпус снизил ситуационную осведомленность, но позволил установить центральное отопление и систему избыточного давления NBC. На новой линии крыши установили два люка, открывающиеся вправо.

Место водителя в БТР-152.

БТР-152 изначально был вооружен одиночным цапфовым 7,62-мм СГ-43 Горюнов (СГМБ) средний пулемет, питаемый 1250 патронами, хранящимися на борту. Он был установлен за местом водителя. Дополнительные 7,62-мм пулеметы общего назначения при необходимости могли устанавливаться с обеих сторон крыши корпуса. Пулемет СГМБ мог поворачиваться на 45 градусов и подниматься от -6 до +24 градусов. На некоторых БТР вместо СГМБ устанавливались одиночные 12,7-мм ДШК или 14,5-мм КПВ. Машины, обозначенные как БТР-152А, были машинами наземной поддержки с ограниченными возможностями противовоздушной обороны. БТР-152А нес два КПВ в зенитной установке ЗПУ-2. Вариации включали египетскую модель с чехословацкой установкой M53 Quad для четырех ДШК, которые обычно буксировались на двухколесном прицепе, а также некоторые модификации Организации освобождения Палестины для установки 23-мм ЗУ-23- 2 зенитных орудия.

Поскольку в исходном БТР-152 использовались шасси и двигатель ЗиС-151, он разделял проблемы с обслуживанием грузовика и плохую проходимость. Более поздние варианты, в которых использовались компоненты ЗиЛ-157, имели большую мощность и большие одиночные шины, что уменьшало недостатки машины, но не устраняло их полностью. Удобство эксплуатации и надежность оставались низкими.

Варианты

Бывший восточногерманский БТР-152 (SPW-152) на публичной выставке.

Бывший Советский Союз

Два советских БТР-152В2.
  • БТР-152 (1950) - Базовый БТР на базе грузовика ЗиС-151, многие из которых позже будут закрыты и переоборудованы для других целей, например, для машин скорой помощи, радиостанций и инженерных машин. Базовый БТР-152 не имеет лебедки, открытого верха и магистралей контроля давления в шинах.
    • БТР-152А (1951 г.) - БТР-152 переоборудован в ЗСУ с двухместным (ЗПТУ-2) или счетверенный (ЗПТУ-4) КПВТ 14,5-мм зенитный крупнокалиберный пулемет (2400 патронов) в башне, управляемый вручную одним солдатом. Весь экипаж машины состоял из восьми бойцов в варианте с ЗПТУ-2 и пяти солдат в варианте с ЗПТУ-4. Башня размещается внутри десантного отделения и может управляться вручную одним солдатом. Он может совершать полный поворот, а его пушки могут подниматься на угол от -5 до +80 градусов.
    • БТР-152 преобразован в минный заградитель, оборудованный стойками для противотанковых мин.
    • БТР-152Б (1952 г.) - Вариант артиллерийского командования с передней лебедкой и системой регулирования давления в шинах.
    • БТР-152С - Коммуникационный вариант на базе БТР-152.
    • БТР-152В (1955) - Вариант на базе грузовика ЗИЛ-157 с внешней системой регулирования давления в шинах, передней лебедкой и приборами ночного видения водителя.
      • БТР-152Д (1955) - Вооружение как БТР -152А, но на базе БТР-152В.
      • БТР-152И - вариант БТР-152В для артиллерийской командирской машины.
      • БТР-152С - Командно-коммуникационная машина для командиров пехоты. Он имеет значительно более высокую полную крышу, дополнительные радиостанции и антенны.
      • БТР-152В1 (1957) - Получены приборы ночного видения, лебедка, открытый верх и улучшенная система регулирования давления в шинах.
        • БТР-152К (1959 г.) - получил бронированную крышу с тремя большими люками наверху, два из которых открывались вправо над десантным отделением, внутреннюю систему регулирования давления в шинах и систему фильтрации / вентиляции. Увеличилась масса машины, уменьшился экипаж с 2 + 18 до 2 + 13.
          • БТР-152К переоборудован в бронированный автомобиль скорой помощи.
        • БТР-152Е - Вооружение как БТР- 152А, но на базе БТР-152В1.
        • БТР-152У - Командирская машина на базе БТР-152В1, оснащенная системой внешней регулировки давления в шинах. Эта командирская машина имеет значительно более высокую полную крышу и дополнительные радиостанции и антенны. Имеется оборудование для штабных работ. Этот автомобиль обычно буксирует прицеп с дополнительным оборудованием.
          • БТР-152У с внутренней системой регулирования давления в шинах.
            • БТР-152У с полностью бронированной крышей и внутренней системой регулирования давления в шинах.
      • БТР-152В2 - вариант БТР-152В без лебедки. Имеет систему регулирования внутреннего давления в шинах.
        • БТР-152Д на базе БТР-152В2.
        • БТР-152Б1 (1958) - артиллерийский командирский вариант с передней лебедкой, внутреннее давление в шинах система регулирования и прибор ночного видения ТВН-2 для водителя.
      • БТР-152В3 - БТР-152В с лебедкой спереди, открытым верхом, инфракрасными фарами дальнего света и системой регулирования внутреннего давления в шинах.
      • БТР. -E152V (1957) - Опытная версия; вторая пара колес была перемещена к центру машины для улучшения внедорожных характеристик.

Китайская Народная Республика

  • Тип 56 - китайская версия БТР-152.
БТР- 152 TCM-20 в Музейон Хейл ха-Авир, Хацерим, Израиль, 2006.

Египет

  • БТР-152 переделанный египтянами в ЗСУ, вооруженный чехословацкими KLAD (египетское обозначение М58) четырехместные ДШК 1938/46 12,7-мм зенитные крупнокалиберные пулеметы, установленные в десантном отделении. Он был снят с вооружения в середине 1980-х.

бывший Восточная Германия

БТР-152, переделанный ливанской милицией в БТР-152 рядом с БТР-60 в музее Яд-ла-Ширион, Latrun, 2005.
  • SPW-152 - восточногерманский вариант БТР-152.
    • SPW-152 преобразован в бронированную машину скорой помощи.
    • SPW-152U - восточногерманское командование версия БТР-152.

Израиль

  • БТР-152 захваченный у сирийцев или египтян и модифицированный для нужд израильской армии.
  • БТР-152 TCM-20 - израильская машина ПВО на базе бывшего сирийского или бывшего египетского БТР-152. Он вооружен спаренной 20-мм пушкой в ​​моторизованной установке TCM-20.

Ливан

  • БТР-152, модифицированный ливанскими ополченцами. Он был оснащен зенитной установкой 23мм ЗУ-23-2, размещенной внутри десантного отделения. Он использовался для огневой поддержки и противовоздушной обороны.
  • БТР-152, модифицированный Южно-ливанской армией. Внутри урезанного десантного отделения был установлен кран. Один из сохранившихся примеров находится в музее Яд ла-Ширион в Латруне.

Польша

  • БТР-152 преобразован в мобильный командный пункт. Имеет дополнительные радиостанции.
  • БТР-152 преобразован в инженерный автомобиль.
  • БТР-152 преобразован в бронированный артиллерийский тягач.

Вьетнам

  • Модернизированная версия с неизвестным названием произведена Вьетнамский институт военной автомобильной техники в 2011 году. Модернизированная версия использует дизельный двигатель с новой коробкой передач, новую систему привода с гидравлической трансмиссией, дополнительный бронированный капот, улучшенную подвеску и электричество, фары, оптику и другие модификации. Утверждается, что модернизированный БТР-152 имеет более высокую скорость, меньший расход топлива и более прост в использовании.

Операторы

Карта с операторами БТР-152 синим цветом и бывшими операторами красным цветом

Текущие операторы

Бывшие операторы

Бывшие негосударственные операторы

См. также

Ссылки

Дополнительная литература

  • Брайан Перретт, Soviet Armor Since 1945, Blandford Press, London 1987. ISBN 0-7137-1735-1
  • Дэвид Марков и Стивен Дж. Залога, Советский / российский дизайн бронетехники и артиллерии Практики с 1945 г. по настоящее время, Эндрю Халл. ISBN 1-892848-01-5
  • Броня Джейн и артиллерия 2005–2006
  • Мустафа Эль-Асад, Гражданские войны, Том 1: Оружейные грузовики, Книги Blue Steel, Sidon 2008. ISBN 978-9953012568
  • Самер Кассис, 30 лет военной техники в Ливане, Бейрут: Elite Group, 2003. ISBN 9953-0-0705-5
  • Самер Кассис, Véhicules Militaires au Liban / Military Vehicles in Lebanon 1975–1981, Trebia Publishing, Chyah 2012. ISBN 978-9953-0-2372-4
  • Сэмюэл М. Кац и Рон Волстад, Поле битвы в Ливане, Concord Publications, Гонконг, 1990. ISBN 962-361-003 -3
  • Лоран Тушар, Guerre dans le bush! Les Blindés de l'Armée rhodésienne au combat (1964–1979), Batailles Blindés Magazine № 72, апрель – май 2016 г., стр. 64–75. ISSN 1765-0828 (на французском )

Внешние ссылки

На Викискладе есть медиафайлы, связанные с БТР-152.

Последняя правка сделана 2021-05-11 04:13:07
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте