Александр Александрович Морозов

редактировать

Изображение Морозова на конверте СССР

Александр Александрович Морозов (Украинский : Олександр Олександрович Морозов, латинизированный : Олександр Олександрович Морозов, 16 (29) октября 1904 г., Бежица, ныне в Брянск - 1979) был советским конструктором танков, генерал, майор-инженер (1945), доктор технических наук (1972), дважды Герой Социалистического Труда (1942, 1974). Член КПСС с 1943 года. Окончил инженерное техникум (1930). В 1931–1938 гг. Начальник группы КБ завода, с 1938 г. заместитель начальника КБ, затем начальник КБ и заместитель главного проектировщика строительного завода, с 1940 г. - главный конструктор. Морозов принимал участие в разработке первого отечественного среднего танка Т-24 (1930 г.), а также колесно-гусеничного БТ-2 (1931 г.), БТ-5 <37.>(1932), БТ-7 (1935) и БТ-7М (1939) легкие танки. Танки БТ вместе с Т-26 составляли основу танковой армии Советских Армий. В качестве технического руководителя проекта вместе с М.И. Кошкиным и Н.А. Кучеренко в 1940 году руководил разработкой среднего Т-34. В годы Великой Отечественной войны был главным конструктором модернизации танка Т-34, который был признан лучшим танком периода Второй мировой войны. После войны под руководством Морозова был создан ряд новых типов танков и др. Депутат Верховного Совета СССР 5-го созыва наградил Морозова Государственными наградами СССР (1942, 1946, 1948) и Ленинской премией (1967). Награжден 3 орденами Ленина, орденом Октябрьской революции, орденами Кутузова 1-й степени, орденом Суворова 2-й степени, 3 награды Трудового Красного Знамени, орден Красной Звезды и другие медали.

Карьера

Четырнадцатилетний подросток А.А. Морозов, получив шестилетнее образование в спецшколе, пришел в марте 1919 года на Харьковский моторно-моторный завод. строительный завод. Свою трудовую деятельность начал в техническом отделе завода в качестве делопроизводителя. Дальнейшая работа переписчиком, рисовальщиком и конструктором познакомила его с созданием на заводе первых цепных гусеничных тракторов «Коммунар». С 1928 г. вернулся на завод после службы в Красной Армии (в авиационной бригаде авиатехник-механик) Морозов в составе конструкторской группы обеспечил изготовление опытного образца маневренного танка Т-1-12. а затем участвовал в разработке и выпуске последующей модификации танка, получившей марку Т-24. Этот танк был одним из первых танков отечественной конструкции, в нем был установлен мощный двигатель и ряд оригинальных узлов трансмиссии.

Период 1929 - 1931 гг. Был связан для А.А. Морозова с учебой на заочном отделении Московского автомобильного института им. М. В. Ломоносова, а затем - на вечернем отделении Харьковского машиностроительного техникума. По окончании техникума Морозов принимал непосредственное участие в проектировании и освоении серийного производства колесно-гусеничного танка БТ. Он спроектировал многие узлы и детали трансмиссии и ходовой части танка, который в течение ряда лет выпускался в виде постепенно усовершенствованных модификаций (от БТ-2 до БТ-7М). На этом этапе проектной деятельности А.А. Морозов в короткие сроки набрался значительного опыта, достиг уровня главного конструктора, стал руководить конструкторской группой, а с июля 1936 г. возглавил сектор КБ по новому проектированию.

Во второй половине 30-х годов перед конструкторами завода стояла задача по существенному повышению прочности бронекорпуса танков и повышению их живучести на поле боя. Одной из важных разработок предприятия было создание колесно-гусеничного танка А-20 с увеличенным, по сравнению с танком БТ, количеством ведущих колес катков и с корпусом и башней оригинальной формы. тот период. В процессе выполнения этой работы с целью проверки возможности упрощения конструкции танка было решено дополнительно спроектировать близкий по параметрам танк, но без независимого колесного хода. Новый танк А-32 во многом повторял А-20: аналогичная конфигурация и форма корпуса, тот же дизельный двигатель В-2. В танках БТ, А-20 и А-32 использовались отдельные конструктивные решения, такие как некоторые узлы трансмиссии и ходовая часть без принципиальных изменений.

В конце 1938 г. оба проекта (А-20 и А-32) были внесены на рассмотрение Главного военного совета Красной Армии, где М. И. Кошкин - главный конструктор завода имени Коминтерна и А.А. Морозов - его заместитель выступил с отчетами об их работе. В итоге после обсуждения внесенных проектов было получено разрешение на производство обоих танков, после их испытаний и окончательного выбора одного из них для принятия на вооружение. В июне – августе 1939 г. были проведены сравнительные испытания. Существенных преимуществ колесно-гусеничного танка по сравнению с гусеничным выявлено не было, и в заключениях комиссии было записано: «Танк А-32, как имеющий инвентарь на увеличение веса, есть разумно защитить более мощную броню, соответственно увеличив прочность отдельных деталей… »Поэтому вскоре танк А-32 был доведен до 24 тонн и будет проходить дополнительные испытания. Испытания подтвердили возможность увеличения массы танка примерно на 5 тонн, что позволило увеличить толщину брони корпуса с 20 до 45 мм и усилить ряд узлов и агрегатов. Комитет обороны при СНК СССР постановлением от 19 декабря 1939 г. принял новый средний танк к производству на Харьковском заводе имени Коминтерна, присвоив ему свой Марка Т-34.

Итак, благодаря смелому новаторскому подходу к решению сложной задачи создания среднего танка нового поколения конструкторами руководил сначала М.И. Кошкин, а после его смерти А.А. Морозов, незадолго до этого. К началу Великой Отечественной войны был создан средний танк Т-34, в котором впервые в мире удалось совместить оптимально высокие показатели огневой мощи, противофигурную защиту и подвижность на низком уровне. стоимость изготовления, надежность и простота в эксплуатации.

Государственная награда СССР была присуждена распоряжением Правительства в 1942 г. за разработку конструкции танка Т-34 Александру Александровичу Морозову, Михаилу Ильичу Кошкину и Николаю Алексеевичу Кучеренко, которые были в этот период начальником ЦБ серийного производства завода.

Работа на Харьковском заводе Коминтерна в предвоенные годы не ограничивалась постановкой на производство Т-34. Группа конструкторов во главе с А.А. Морозов продолжил поиск путей дальнейшего совершенствования средних танков. В результате продолжения этой работы в 1942–1944 годах на Уральском танковом заводе были разработаны еще более мощные средние танки Т-43 и Т-44.

. В период Великой Отечественной войны Советское правительство поставило перед конструкторами-танкостроителями задачу значительно расширить производство танков Т-34, их производство было перенесено на несколько заводов г. Поволжье, Урал, в Сибирь. Развитие производства танков Т-34 заводами с разным составом оборудования, с низкой квалификацией большинства рабочих, многие из которых были подростками и женщинами, стало возможным благодаря хорошей конструкции технологических дымоходов, что в значительной степени, помимо Работа инженеров, определенная в ежедневной кропотливой работе конструкторов по упрощению танка, поиску заменителей дефицитных материалов, адаптации его конструкции к серийному производству. Однако боевые характеристики танка Т-34 постоянно улучшаются, и во второй половине 1943 года танк был радикально модернизирован, с новой башней и мощной 85-мм пушкой. Это было ответом на новые немецкие танки Panther и Tiger и истребители танков Elefant Ferdinand. Работы по совершенствованию конструкции Т-34 и увеличению его вооружения направляли Морозов и его заместитель Н.А.Кучеренко, конструкторы Ю.И. Баран, А.А. Молоштанов, М. Таршинов, Б.А. Черняк, А. Шпайхлер и другие. Все они за кардинальное усовершенствование существующей конструкции среднего танка и разработку нового среднего танка были удостоены Государственной премии СССР.

В годы Великой Отечественной войны был освобожден и передан в Красную Армию 52-й. танков Т-34, лучший танк ВОВ. В этом огромная заслуга заводских коллективов, директорами которых были У. Максарев, Е.Е., Рубинчик, Б.Г. Мызруков, К.А. Задорожный и другие, много сил и внимания уделяли производству танка Т-34 нарком В.А. Малышев, его заместитель А.А. Гореглиад, И.М. Зальцман, И.М. Попов. А.А. Хабахпашев и другие. После войны несколько сотен танков Т-34 были установлены на постаменты и стали памятниками, символизирующими героизм советских воинов-танкистов, проявленный в боях за свободу и независимость нашей страны, и героический труд советских танкостроителей..

В тяжелые годы войны А.А. Морозов, полностью отдаваясь работе, добился выдающихся успехов в укреплении боевой мощи танковых войск Красной Армии, за что в январе 1943 года был удостоен звания Героя Социалистического Труда, а позже награжден высшими военачальниками орденами: Кутузова. I степени, суворовской II степени. Ему присвоено звание генерал-майора инженерной и танковой службы. Конструкторское бюро под руководством А.А. Морозова награждено орденом Ленина.

Послевоенный период Морозова связан с продолжением линии развития средних танков, частично воплощенной на завершающих этапах войны в Т-44. Весь богатый опыт производства и использования танка Т-34 был использован на Т-54 и Т-55. В их конструкциях нашли отражение многие достижения науки и техники послевоенного периода, в результате чего были созданы и запущены в серийное производство, в частности, стабилизаторы вооружения, электронные очки ночного видения, оборудование для подводного вождения, система защиты. против оружия массового поражения и др. Средние танки первого послевоенного поколения, созданные под руководством и идеями Морозова, обладали высокими боевыми характеристиками, просты в конструкции и надежны в эксплуатации. В их разработке приняли участие многие конструкторы КБ, в том числе П.П. Васильев, В. Матюхин, В. Байдаков, А. Колесников. Для разработки танка Т-54 А.А. Морозов в третий раз был удостоен Государственной премии СССР.

Во второй половине 50-х годов творческая жизнь Морозова была связана с закладкой основ конструкции второго поколения послевоенных танков. Он сторонник революционного развития бронетехники, смело пошел на резкое разделение новых перспективных проектов конструктивных решений, испытанных в то время в нашей стране и за рубежом. Союзники были задействованы в научно-исследовательской организации промышленности и Минобороны. Особое внимание было уделено минимизации объемных и весовых характеристик узлов, агрегатов и машин в целом. Как великий дизайнер А.А. Морозов много времени проводил непосредственно за чертежной доской, просматривая и анализируя сотни схем и чертежей. Очень ответственную разработку осуществили ближайшие соратники Морозова - Ю.И. Баранов, Е.В. Морозов, М.А.Набутовский, Б. Поляков, Г.А. Омельянович, М. Степанова и др. В ОКБ новой конструкции, а затем в ходе освоения серийного производства Т-64. У этого танка был сокращен экипаж за счет использования мощного автомата заряжания гладкоствольной пушки. Длина моторного отсека значительно уменьшена за счет соосного расположения поперечного двухтактного дизеля и двух симметрично расположенных планетарных шестерен, одновременно выполняющих роль вращающихся механизмов. На новой основе были спроектированы система управления огнем, сдвиг, комбинированная броневая защита, противодымная маскировка и так далее. В танке использовалась эжекторная система охлаждения, высокоэффективные очистители воздуха, максимально легкое шасси с мощными амортизаторами и гусеницей, оснащенное резино-металлическими шарнирами и т. Д. Для этой работы А.А. Морозов вместе с Ю.А. Баран, Л.Л.Голинц, В.И. Креопалов, В. Старавойтов и другие были удостоены в 1967 г. Ленинской премии.

Морозова по праву можно назвать создателем танкового производства «Морозовской школы». К характерным чертам школы относятся: целеустремленность, новизна решений, отсутствие ненужных рисков, тщательность и аккуратность во всем, максимально возможная эффективность и простота конструкции боевой машины в сочетании с высокой технологичностью и надежностью при минимальных габаритах и ​​весе.

Трудовой путь Александра Александровича Морозова был достойно отмечен высшими наградами. В 1974 году во второй раз было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Награжден многими медалями и десятью медалями СССР. Член Коммунистической партии, в 1943 г. избран депутатом Верховного Совета СССР. Награжден академическими знаниями доктора технических наук, заслуженного инженера машиностроения СССР.

В жизни А.А. Морозов был очень скромен и прост, любил дружеские шутки, часто встречался с молодежью и выступал на комсомольских собраниях, дверь его кабинета почти всегда была открыта, постоянно можно было видеть, как он наклонился над чертежами и расчетами. Креативность и трудолюбие - вот мера, за которую Морозов ценил труд своих сотрудников. Вся трудовая деятельность Александра Александровича - образец беззаветного служения и безупречно выбранного дела. Ради прогресса отечественного танкостроения жил и работал выдающийся конструктор танков Александр Морозов.

«Танки и люди» - вторая часть дневника Морозова была опубликована 9 мая 2007 года. В этом уникальном материале описаны драматические события, происходящие в начале-середине 70-х годов в отечественном танкостроении: окончательный дизайн Т-64 и перспективные разработки ».

Последняя правка сделана 2021-06-10 20:52:15
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте